Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 2-я



В 1977 году Морские силы самообороны начали получать первые патрульные самолёты Р-3С «Орион», которые предназначались для замены устаревающих японских Р-2J. Первые три Р-3С изготовила «Локхид», последующие пять собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе компании "Кавасаки Хэви Индастриз".

«Орионы» поступили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались. Начиная с 46-го самолета, улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.



Японский Р-3С


На вооружении Морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е радиоэлектронной разведки. Они поступили на вооружение с 1991 по 1998 год. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства.

В 1978 году в учебные подразделения Воздушных сил самообороны начались поставки УТС первоначальной лётной подготовки Т-3. Этот лёгкий самолёт с поршневым двигателем мощностью 340 л.с. и максимальной скоростью 367 км/ч был разработан фирмой «Фуджи» на базе американского самолёта Beech Model 45 Mentor.

Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 2-я

УТС Т-3


В кабину и планер японского УТС были внесены изменения в соответствии с требованиями самолета предварительной летной подготовки, которые выдвигали японские военные. Новый учебно-тренировочный самолёт пришел на смену американским УТС T-6 «Тексан» и Т-41 «Мескалеро». В период с марта 1978 года по февраль 1982 года японские ВВС получили 50 серийных машин, где они прослужили до 2007 года.

Основу боевой авиации Воздушных сил самообороны Японии составляют поставленные из США и произведенные в самой стране по американской лицензии истребители F-15J. Всего компанией «Мицубиси» с 1982 по 1999 год изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта.


F-15J


Конструктивно и по своим характеристикам японский самолёт аналогичен истребителю F-15С, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. В настоящее время имеется 153 F-15J и 45 учебно-боевых F-15DJ. Это достаточно боеспособные, но уже не очень новые самолеты.

Имевшиеся в 70-е годы сверхзвуковые учебно-тренировочные реактивные самолёты Т-2 оказались достаточно дорогими в эксплуатации, и их характеристики не в полной мере удовлетворяли представителей Воздушных сил. Поэтому вначале 80-х компания «Кавасаки» по заказу Сил самообороны Японии начала разработку перспективного УТС. Новый самолет также предназначался для отработки боевого применения, поэтому требовалась отличная маневренность и высокая околозвуковая скорость полета. Техническое задание предопределило и компоновку: моноплан традиционной схемы с высоким фонарем кабины, расположенной как можно ближе к носовой части фюзеляжа для лучшего обзора вперед и вниз.

Самолёт, получивший обозначение Т-4, впервые поднялся в воздух в июле 1985 года. А первый серийный поступил в войска в сентябре 1988 года. Всего к сентябрю 2000 года было заказано 212 самолётов, последний из которых был поставлен в марте 2003 года.


УТС Т-4


Т-4 является типичным дозвуковым учебно-тренировочным самолётом и по своим возможностям находится между: УТС Aero L-39 Albatros и Hawker Siddeley Hawk. Он не имеет встроенного вооружения, однако наличие на нем пяти узлов подвески позволяет размещать различное подвесное вооружение и использовать его для обучения применению оружия и для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск. На трех узлах могут быть подвешены дополнительные топливные баки. С 1994 года T-4 используются национальной пилотажной группой Японии "Blue Impulse".

В середине 80-х в Воздушных силах самообороны наметилась необходимость приобретения новых истребителей для замены не слишком удачных истребителей-бомбардировщиков F-1. В качестве возможного претендента на эту роль был выбран американский F-16С. Однако после предварительного исследования и переговоров с представителями американской компании «Дженерал Дайнемикс» было решено строить собственный истребитель, но с учетом удачных технических решений и использованием ряда узлов истребителя F-16.

Став экономической сверхдержавой, Страна восходящего солнца не могла остаться в стороне и от соревнования с другими мировыми державами в самой наукоемкой области промышленности — военном самолетостроении.
При создании "японо-американского" истребителя предполагалось использовать последние достижения японской промышленности в области композитных материалов, металлургии, новых технологических процессов обработки металлов, дисплеев, систем речевого распознавания, а также радиопоглощающих покрытий. Помимо «Мицубиси», в проекте участвовали «Фуджи», «Кавасаки» и американская компания «Локхид Мартин».

Хотя внешне японский самолет весьма напоминает американский аналог, его все же следует считать новым самолетом, отличающимся от прототипа не только различиями в конструкции планера, но и применяемыми конструкционными материалами, бортовыми системами, радиоэлектроникой и вооружением.


F-16C (Block 40) и F-2А


По сравнению с американской машиной в конструкции японского истребителя значительно шире использованы перспективные композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. В целом, конструкция японского самолета более простая, легкая и технологичная, чем у F-16. Крыло японского истребителя получившего обозначение F-2 полностью новое. Оно имеет на 25% большую площадь, чем крыло "Файтинг Фалкона". Стреловидность "японского" крыла несколько меньше, чем у американского, под каждой консолью имеется пять узлов подвески. В качестве силовой установки нового самолёта выбран усовершенствованный ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129. Авионика для истребителя почти полностью создавалась в Японии (хотя и с частичным использованием американских технологий). «Мицубиси Электрик» была разработана БРЛС с активной фазированной антенной решеткой.


F-2А


Строительство первого прототипа началось в 1994 году на заводе Мицубиси Хэви Индастриз «Комаки Минами» в городе Нагоя. Первый полёт он совершил 7 октября 1995 года. Правительственное решение о серийном производстве истребителя было принято в сентябре 1996 года, поставки первых серийных образцов начались в 2000 году. Всего с 2000 по 2010 год построено 94 серийных истребителя, из них 36 двухместных F-2В.

Приоритетным назначением самолета являлась борьба за завоевание господства в воздухе и обеспечение ПВО островов, а так же нанесение ударов ПКР по вражеским кораблям.

Самолёт в основном оснащён вооружением американской разработки. В фюзеляже, слева от кабины, установлена шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 "Вулкан". Имеется 13 узлов внешней подвески — два концевых крыльевых (для УР класса "воздух-воздух" ближнего боя), восемь подкрыльевых и один подфюзеляжный. Для борьбы с надводными целями истребитель может брать на борт две противокорабельные самонаводящиеся ракеты Мицубиси ASM-1, оснащенные активной радиолокационной головкой самонаведения.



В настоящее время в строю находится немногим более 70 истребителей F-2А/В. 18 из 94 F-2, стоявших на вооружении ВВС Японии, были уничтожены на авиабазе «Мацусима» в результате землетрясения и цунами, произошедшего 11 марта 2011 года. Ещё несколько получили повреждения и в настоящий момент находятся на хранении в ожидании своей судьбы на авиабазе Комаки.

Учебно-тренировочный самолёт первоначальной подготовки Т-7 разработан фирмой «Фуджи» для замены УТС Т-3. Он во многом повторяет поршневой Т-3, но отличается от него современным БРЭО и турбовинтовым двигателем Rolls-Royce 250 мощностью 450 л. с., который обеспечивал максимальную скорость 376 км/ч.


УТС Т-7


В 1998 году T-7 выиграл конкурс, объявленный японскими Воздушными силами, у швейцарского Pilatus PC-7. Однако запуск в серийное производство был приостановлен в связи с коррупционным скандалом, связанным с этим конкурсом. Повторный конкурс, проводимый в сентябре 2000 года, также выиграл T-7. С сентября 2002 года в японские ВВС была начата поставка партии из заказанных 50 самолетов.


В начале 21 века в Японии корпорацией «Кавасаки» скромно, без лишней шумихи началось проектирование военно-транспортного самолёта нового поколения. Этому предшествовал подробный анализ инженерами корпорации конструкций уже существующих и перспективных военно-транспортных самолётов.

После того как японские военные отвергли предложения «американских партнёров» о поставках самолётов «Локхид-Мартин» C-130J и «Боинг» С-17, в Японии был дан официальный старт программе создания национального военно-транспортного самолёта. Формальной причиной отказа от американских машин было несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не в этом. Истинная причина — несоответствие возросшим амбициям японской авиакосмической промышленности.

По своим возможностям новый японский ВТС должен был существенно превзойти состоявшие на вооружении транспортники: С-1А и С-130. Прежде всего, это следует из возросшей грузоподъемности, которая, как указывается, "превышает 30 т", и значительных габаритов грузовой кабины (поперечное сечение 4 х 4 м, длина 16 м). Благодаря этому новый транспортный самолёт, получивший обозначение С-2, сможет перевозить почти весь спектр современной и перспективной боевой техники сухопутных войск, что не под силу С-1А и C-130. Есть информация, что при взлётной массе 120 т самолет сможет работать с коротких ВПП (не более 900 м), а с полноразмерных ВПП (2300 м) сможет поднимать до 37,6 т груза при взлетной массе 141 т. По транспортным возможностям и взлетно-посадочным характеристикам японцы создают военно-транспортный самолёт очень близкий к европейскому А400М.


С-2


Для эффективного боевого применения самолет оборудуется современными системами тактического планирования полета, в том числе на сверхмалых высотах, приборами ночного видения, устройствами автоматизированной погрузки и разгрузки, а также оборудованием для дозаправки в полете.

В отличие от ВТС предыдущего поколения, С-2 должен соответствовать гражданским нормам летной годности и без ограничений летать по коммерческим маршрутам. В дальнейшем планируется построить и специализированный гражданский вариант машины. С "коммерческим прицелом" выбирались и двигатели С-2 — это американские General Electric CF6-80C2, аналогичные применяемым на Boeing 767.

Первый полет самолета состоялся 26 января 2010 года. В настоящее время «Кавасаки» поставлено Силам самообороны Японии четыре С-2, которые проходят войсковые испытания. Всего для вооруженных сил планируется построить 40 самолётов.

В Морских силах самообороны назрела необходимость замены самолётов Р-3 «Орион». Предложенный США патрульно-противолодочный Р-8 «Посейдон» был отвергнут, так как он в основном вёл патрулирование и поиск подводных лодок на средних высотах, а японской морской авиации требовался самолёт способный в течение длительного времени летать на малой высоте.

Параллельно с разработкой военно-транспортного С-2, корпорация «Кавасаки» вела разработку морского патрульно-противолодочного самолёта. На первом этапе разработки предполагалось, что новый патрульный самолёт морской авиации будет унифицирован по большинству деталей и бортовых систем с создаваемым транспортным самолётом.

Однако задачи у этих самолётов слишком разные, что предопределило кардинальные различия в фюзеляже, крыле, количестве двигателей, шасси и бортовых систем. Добиться существенной унификации разработчикам не удалось и на выходе получилось два непохожих самолёта. Что впрочем, не удивительно, масса противолодочника составляет 80 т, а транспортника — 141 т (разница около 76%). Общими у самолетов только являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, часть БРЭО.
Программа разработки нового патрульного самолёта получившего обозначение Р-1, несмотря на то, что он поднялся в воздух только в 2012 году, в целом продвинулась дальше, чем транспортного С-2. Видимо, создание и увязка сложных радиоэлектронных поисковых систем и аппаратуры управления оказалось для японской промышленности более лёгкой задачей, чем доводка планера транспортного самолёта.


Р-1


Р-1 стал первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа — оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной системой она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости, а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10.

Установленное на Р-1 оборудование рассчитано на восприятие всех спектров физических полей подводной лодки. По своим возможностям это оборудование не уступает установленному на американском Р-8 «Посейдон». На борту, помимо РЛС с фазированной антенной решеткой и магнитометра, имеются радиогидроакустические буи, телевизионные и низкоуровневые инфракрасные камеры. Противолодочный самолет P-1 оснащен грузовым отсеком, в котором размещаются противолодочные торпеды или свободнопадающие авиабомбы. На 8 подкрыльевых пилонах могут устанавливаться противокорабельные ракеты. Максимальная боевая нагрузка самолета равняется 9 тоннам.

В настоящее время несколько патрульных самолётов Р-1 уже поступили в Морскую авиацию Японии. Всего Министерство обороны Японии собирается приобрести 70 таких самолетов, которые должны будут заменить 80 устаревших P-3C. При этом общее количество патрульных самолетов сил самообороны Японии сократится, но, по заверениям военных, это полностью компенсируется существенным преимуществом новых самолетов в разведывательных возможностях и скорости полета над старыми патрульными P-3C.



По мнению ряда авиационных экспертов, патрульный Р-1 имеет не плохие экспортные перспективы. В случае увеличения количества производимых самолётов, цена за одну машину ( сейчас она составляет 208,3 млн. долларов) будет снижаться и Р-1 может составить существенную конкуренцию американскому Р-8 (стоимостью 220 млн. долларов). При этом по своим возможностям по поиску подводных лодок японский самолёт не уступает американскому. Преимуществом «Посейдона» является большее время патрулирования (на 1 час), но для большинства потенциальных заказчиков в отличие от США нет необходимости в глобальном контроле за Мировым океаном. К тому же японский Р-1 лучше приспособлен для выполнения маловысотных полётов, что является не маловажным при выполнении задач поиска и спасения, терпящих бедствие на море. В конце 2014 года появилась информация, что патрульным самолётом Р-1 заинтересовались ВМС Великобритании, которые остались после списания самолётов «Нимрод» без патрульно-противолодочной авиации.

Но самым амбициозным последним японским проектом в области боевой авиации стал истребитель 5-го поколения F-Х. Его разработка началась в 2004 году после отказа США поставить Воздушным силам самообороны истребителей F-22А.

По своему аэродинамическому дизайну и формам японский истребитель 5-го поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin весьма похож на американский истребитель F-22А. Используемые в самолёте мощные турбореактивные двигатели, позволят ему развивать скорость, многократно превышающую скорость звука, причём без выхода на режим форсажа. Проект должен был быть окончен к 2015 году, но из-за ряда технических проблем этого, по всей видимости, не произойдёт.

Согласно слухам, все системы управления самолета «Синсин» будут использовать технологии оптических коммуникаций (система управления функционально аналогичная применяемой на патрульном Р-1) , при помощи которых можно передавать с высокой скоростью колоссальные объемы информации по оптическим кабелям. Кроме этого, оптические каналы не подвержены воздействию электромагнитных импульсов и ионизирующего излучения.

Но самой инновационной системой будущего истребителя должна стать система самовосстановления Self-Repairing Flight Control Capability. "Нервная система" датчиков этой системы будет пронизывать всю конструкцию и все узлы самолета, при помощи информации, собираемой этими датчиками, система будет в состоянии обнаружить и идентифицировать любой сбой, любую неисправность или повреждение, и перепрограммировать систему управления для того, чтобы можно было сохранить максимально возможный в данных условиях контроль над летательным аппаратом.


Прототип истребителя пятого поколения ATD-X


12 июля 2014 года Технический исследовательский и проектный институт (TRDI) Сил самообороны Японии распространил первые официальные фотографии первого опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения ATD-X . Самолет, разработанный при головной роли TRDI и корпорации Mitsubishi Heavy Industries, был построен и выкачен на предприятии в Тобисима.

В настоящее время на вооружении Воздушных сил самообороны и морской авиации Японии находится около 700 самолётов основных типов. В своём большинстве — это достаточно современные и боеспособные машины. Следует отметить, что доля технически исправных — боеготовых машин способных выполнять боевую задачу выше, чем даже в США. Это оказалось возможно благодаря созданию отличной ремонтно-восстановительной базы и строительству укрытий защищающих от непогоды.

Слабым местом японских ВВС по-прежнему остаётся «оборонительная направленность». Японские истребители в основном нацелены на решение задач ПВО и не способны наносить эффективные удары по наземным целям.
Этот недостаток должен быть частично устранён после начала поставок в 2015 году истребителей F-35А (первая партия 42 самолёта). Впрочем, в случае вооруженного конфликта с соседями недостаточный ударный потенциал японских ВВС будет компенсирован авиацией 5-й — воздушной армии ВВС США (штаб на авиабазе Йокота), включающей в себя 3 авиационных крыла, оснащенных самыми современными боевыми самолётами, в том числе 5-поколения F-22А. А также палубной авиацией 7-го оперативного флота ВМС США, постоянно действующего в Западной части Тихого океана. Штаб командующего 7-м флотом расположен в ПВМБ Йокосука. В регионе практически постоянно находится Авианосная Ударная Группировка ВМС США, включающая как минимум один авианосец.

Помимо лицензионного производства авиатехники иностранных марок, японский авиапром в последние годы демонстрирует способность самостоятельно создавать и выпускать образцы, соответствующие высоким мировым стандартам. Япония уже не желает довольствоваться боевой авиационной американской техникой и зависеть от политической конъюнктуры в отношениях с США. Кроме того в последнее время наметилась тенденция отхода Японии от «оборонительных принципов» строения вооруженных сил. Всё это ярко проявляется при принятии на вооружение военных самолётов национальной разработки.

По материалам:
Энциклопедия современной военной авиации 1945—2002 гг. Харвест, 2005.
http://www.defenseindustrydaily.com
http://www.hasegawausa.com
http://www.airwar.ru
Автор:
Сергей Линник
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. андрей юрьевич (андрей юрьевич) 20 января 2015 06:42
    +10
    нормальная статья+,а то про Китай часто пишут, а про Японию практически совсем нет, а они тоже в ногу с Китаем идут,авиация на уровне,к пятому стремятся...
    1. ПАМ Офлайн
      ПАМ (Алексей) 20 января 2015 12:44
      +2
      все системы управления самолета будут использовать технологии оптических коммуникаций (система управления функционально аналогичная применяемой на патрульном Р-1)
      интересно, а на наших современных и перспективных, что-то подобное, кто в теме просветите.
  2. 52гим Офлайн
    52гим (Корягин Геннадий) 20 января 2015 08:42
    +3
    Упозволят ему развивать скорость, многократно превышающую скорость звука, это что ,махов так сэм-восэм? laughing
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 20 января 2015 09:17
      +5
      Цитата: 52гим
      развивать скорость, многократно превышающую скорость звука, это что ,махов так сэм-восэм?

      Два с половиной - три - это вполне реально. Рад, что нет других претензий к публикации. hi
      1. igor36 Офлайн
        igor36 20 января 2015 10:27
        +1
        Цитата: Bongo
        Два с половиной - три - это вполне реально.

        Но только с применением форсажа.
        1. Bongo Офлайн
          Bongo (Сергей) 20 января 2015 14:25
          +1
          Цитата: igor36
          Но только с применением форсажа.

          Скорей всего без форсажа.
  3. rosomaha Офлайн
    rosomaha (алексей) 20 января 2015 09:32
    +1
    Про узлы подвески F-2: общее кол-во написано 13, а затем идёт описание-2 на законцовках, 1 подфюзеляжный, 8 подкрыльевых - итого 11. Или я считать не умею?
    1. Bongo Офлайн
      Bongo (Сергей) 20 января 2015 14:38
      +3
      Точки подвески F-2А - 13 (один под фюзеляжем, 2 на законцовках крыла и 10 под крылом)На двухместной модификации судя по всему на две точки меньше.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. gjv Офлайн
        gjv (GIV) 21 января 2015 15:25
        0
        Вот фото F-2A: видны - 2 на законцовках, 1 подфюзеляжный, 6 подкрыльевых - итого 9 узлов подвески.
        1. gjv Офлайн
          gjv (GIV) 21 января 2015 15:32
          0
          А вот фото F-2B: видны - 2 на законцовках, 1 подфюзеляжный - итого 3 узла подвески. Подкрыльевые узлы отсутствуют, или на учебно-боевом самолете не очень то и нужны?
          А м.б. у японцев и узлы подвески быстросъемные?
        2. Комментарий был удален.
  4. Belimbai Офлайн
    Belimbai (Алексей) 20 января 2015 09:36
    +1
    Кабина у ATD-X как у УТС(для борца СУМО?), а чем стреляют бойцы "страны восходящего солнца"?
  5. Фкенщь13 Офлайн
    Фкенщь13 (Артём) 20 января 2015 11:32
    0
    Вот Япония, вроде не последняя страна и благодаря своей технологической продвинутости должна быть впереди планеты всей по накоемкому производству, а на деле у амеров пятое поколение истребителей в строю, у нас уже летает во всю, а у них только макет на колесиках. Получается мы-то поумнее бедем.
    1. пацантрэ Офлайн
      пацантрэ (Антон) 20 января 2015 14:13
      +4
      Получается, японский ВПК подкосила 2 МВ, потом куча санкций, ограничений и запретов со стороны американцев, давивших их оборонку и проталкивающих свои самолеты.
      1. bekfaer96 Офлайн
        bekfaer96 (bekfaer96) 22 января 2015 11:39
        +1
        японцы ни чего не потеряли, наоборот, после 2МВ расходы на боевые системы сведены к нулю,предоставления для базирования ВС США дополнительно благотворно повлияли на экономику создавая вокруг баз инфраструктуру, японцам другого ни чего и не оставалось как примериться с положением вещей, а вот когда захотелось встать с колен, вот тут всё и случается, жизнь легка как пёрышко-долг тяжёл как камень
    2. zyablik.olga Офлайн
      zyablik.olga (Ольга) 20 января 2015 15:32
      +3
      Цитата: Фкенщь13
      у амеров пятое поколение истребителей в строюу нас уже летает во всю, а у них только макет на колесиках. Получается мы-то поумнее бедем.

      Т.е. вы хотите сказать что американцы умнее всех?
      1. Фкенщь13 Офлайн
        Фкенщь13 (Артём) 21 января 2015 13:03
        +2
        Получается одни из самых.
    3. bekfaer96 Офлайн
      bekfaer96 (bekfaer96) 22 января 2015 11:29
      +2
      дело не в умности, а в возможности, силы самообороны предусматривают ведение разработок боевых систем только для ЛИЧНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, то есть не имеет возможности предоставлять боевые системы союзникам и тд с учётом финансовой выгоды,Япония как и Германия распространяет свои разработки только при одобрении страны попечителя- что касаемо германии-то торнадо например имеет только сегменты германские, производство самого самолёта идёт непосредственно из систем всех участников проекта, это не чисто разработка МББ (мессершмит -Бёльков-Блом), а совместная, куда входит и страна победитель в 2МВ Кингдом, с Японией дело обстоит хуже чем с Европой, узду "держут" исключительно США
  6. Saburo Офлайн
    Saburo 20 января 2015 18:10
    +3
    Специально сходил в Мисаве что бы посмотреть на самолёты, но абсолютно зря потому что всё было перекрыто из-за того что перед базой протестовал народ. Американский военный полицейский даже что-то мне крикнул когда я фотоаппарат достал. На базах где нет американцев такого не бывает. Обычно даже есть чистое место у забора откуда лучше видно припаркованные самолёты.
  7. Сем Фарадей Офлайн
    Сем Фарадей (Дмитрий) 20 января 2015 19:13
    0
    Немцев после 2МВ санкции подкосили сильнее. Танки хорошие, а самолетов нет.
    1. voyaka uh Офлайн
      voyaka uh (Alexey) 20 января 2015 19:19
      +2
      Германия принимала участие в разработке Торнадо
      и Еврофайтера для НАТО. Так что сказать, что они разучились
      делать самолеты - нельзя. И пассажиские лайнеры (турбо-винтовые)
      они делают и продают весьма успешно.
  8. Сем Фарадей Офлайн
    Сем Фарадей (Дмитрий) 20 января 2015 22:00
    +1
    Франция в сравнении с Германией отметилась большим количеством моделей самолетов. Одни миражи чего стоят.
Картина дня