Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 2-я



В 1977 году Морские силы самообороны начали получать первые патрульные самолёты Р-3С «Орион», которые предназначались для замены устаревающих японских Р-2J. Первые три Р-3С изготовила «Локхид», последующие пять собрали в Японии из американских комплектующих, а оставшиеся 92 построили и укомплектовали оборудованием на заводе компании "Кавасаки Хэви Индастриз".


«Орионы» поступили на вооружение 10 эскадрилий, последний Р-3С передали заказчику в сентябре 1997-го. В процессе лицензионного производства «Орионы» неоднократно усовершенствовались. Начиная с 46-го самолета, улучшили поисковую РЛС и процессор обработки акустических сигналов, установили аппаратуру РЭБ. На ранее построенных японских Р-3С с 1993 года заменялась вся радиоэлектронная начинка.


Японский Р-3С


На вооружении Морских сил самообороны Японии имеется четыре ЕР-3Е радиоэлектронной разведки. Они поступили на вооружение с 1991 по 1998 год. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства.

В 1978 году в учебные подразделения Воздушных сил самообороны начались поставки УТС первоначальной лётной подготовки Т-3. Этот лёгкий самолёт с поршневым двигателем мощностью 340 л.с. и максимальной скоростью 367 км/ч был разработан фирмой «Фуджи» на базе американского самолёта Beech Model 45 Mentor.

Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 2-я

УТС Т-3


В кабину и планер японского УТС были внесены изменения в соответствии с требованиями самолета предварительной летной подготовки, которые выдвигали японские военные. Новый учебно-тренировочный самолёт пришел на смену американским УТС T-6 «Тексан» и Т-41 «Мескалеро». В период с марта 1978 года по февраль 1982 года японские ВВС получили 50 серийных машин, где они прослужили до 2007 года.

Основу боевой авиации Воздушных сил самообороны Японии составляют поставленные из США и произведенные в самой стране по американской лицензии истребители F-15J. Всего компанией «Мицубиси» с 1982 по 1999 год изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта.


F-15J


Конструктивно и по своим характеристикам японский самолёт аналогичен истребителю F-15С, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. В настоящее время имеется 153 F-15J и 45 учебно-боевых F-15DJ. Это достаточно боеспособные, но уже не очень новые самолеты.

Имевшиеся в 70-е годы сверхзвуковые учебно-тренировочные реактивные самолёты Т-2 оказались достаточно дорогими в эксплуатации, и их характеристики не в полной мере удовлетворяли представителей Воздушных сил. Поэтому вначале 80-х компания «Кавасаки» по заказу Сил самообороны Японии начала разработку перспективного УТС. Новый самолет также предназначался для отработки боевого применения, поэтому требовалась отличная маневренность и высокая околозвуковая скорость полета. Техническое задание предопределило и компоновку: моноплан традиционной схемы с высоким фонарем кабины, расположенной как можно ближе к носовой части фюзеляжа для лучшего обзора вперед и вниз.

Самолёт, получивший обозначение Т-4, впервые поднялся в воздух в июле 1985 года. А первый серийный поступил в войска в сентябре 1988 года. Всего к сентябрю 2000 года было заказано 212 самолётов, последний из которых был поставлен в марте 2003 года.


УТС Т-4


Т-4 является типичным дозвуковым учебно-тренировочным самолётом и по своим возможностям находится между: УТС Aero L-39 Albatros и Hawker Siddeley Hawk. Он не имеет встроенного вооружения, однако наличие на нем пяти узлов подвески позволяет размещать различное подвесное вооружение и использовать его для обучения применению оружия и для выполнения задач по непосредственной поддержке сухопутных войск. На трех узлах могут быть подвешены дополнительные топливные баки. С 1994 года T-4 используются национальной пилотажной группой Японии "Blue Impulse".

В середине 80-х в Воздушных силах самообороны наметилась необходимость приобретения новых истребителей для замены не слишком удачных истребителей-бомбардировщиков F-1. В качестве возможного претендента на эту роль был выбран американский F-16С. Однако после предварительного исследования и переговоров с представителями американской компании «Дженерал Дайнемикс» было решено строить собственный истребитель, но с учетом удачных технических решений и использованием ряда узлов истребителя F-16.

Став экономической сверхдержавой, Страна восходящего солнца не могла остаться в стороне и от соревнования с другими мировыми державами в самой наукоемкой области промышленности — военном самолетостроении.
При создании "японо-американского" истребителя предполагалось использовать последние достижения японской промышленности в области композитных материалов, металлургии, новых технологических процессов обработки металлов, дисплеев, систем речевого распознавания, а также радиопоглощающих покрытий. Помимо «Мицубиси», в проекте участвовали «Фуджи», «Кавасаки» и американская компания «Локхид Мартин».

Хотя внешне японский самолет весьма напоминает американский аналог, его все же следует считать новым самолетом, отличающимся от прототипа не только различиями в конструкции планера, но и применяемыми конструкционными материалами, бортовыми системами, радиоэлектроникой и вооружением.


F-16C (Block 40) и F-2А


По сравнению с американской машиной в конструкции японского истребителя значительно шире использованы перспективные композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. В целом, конструкция японского самолета более простая, легкая и технологичная, чем у F-16. Крыло японского истребителя получившего обозначение F-2 полностью новое. Оно имеет на 25% большую площадь, чем крыло "Файтинг Фалкона". Стреловидность "японского" крыла несколько меньше, чем у американского, под каждой консолью имеется пять узлов подвески. В качестве силовой установки нового самолёта выбран усовершенствованный ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129. Авионика для истребителя почти полностью создавалась в Японии (хотя и с частичным использованием американских технологий). «Мицубиси Электрик» была разработана БРЛС с активной фазированной антенной решеткой.


F-2А


Строительство первого прототипа началось в 1994 году на заводе Мицубиси Хэви Индастриз «Комаки Минами» в городе Нагоя. Первый полёт он совершил 7 октября 1995 года. Правительственное решение о серийном производстве истребителя было принято в сентябре 1996 года, поставки первых серийных образцов начались в 2000 году. Всего с 2000 по 2010 год построено 94 серийных истребителя, из них 36 двухместных F-2В.

Приоритетным назначением самолета являлась борьба за завоевание господства в воздухе и обеспечение ПВО островов, а так же нанесение ударов ПКР по вражеским кораблям.

Самолёт в основном оснащён вооружением американской разработки. В фюзеляже, слева от кабины, установлена шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 "Вулкан". Имеется 13 узлов внешней подвески — два концевых крыльевых (для УР класса "воздух-воздух" ближнего боя), восемь подкрыльевых и один подфюзеляжный. Для борьбы с надводными целями истребитель может брать на борт две противокорабельные самонаводящиеся ракеты Мицубиси ASM-1, оснащенные активной радиолокационной головкой самонаведения.



В настоящее время в строю находится немногим более 70 истребителей F-2А/В. 18 из 94 F-2, стоявших на вооружении ВВС Японии, были уничтожены на авиабазе «Мацусима» в результате землетрясения и цунами, произошедшего 11 марта 2011 года. Ещё несколько получили повреждения и в настоящий момент находятся на хранении в ожидании своей судьбы на авиабазе Комаки.

Учебно-тренировочный самолёт первоначальной подготовки Т-7 разработан фирмой «Фуджи» для замены УТС Т-3. Он во многом повторяет поршневой Т-3, но отличается от него современным БРЭО и турбовинтовым двигателем Rolls-Royce 250 мощностью 450 л. с., который обеспечивал максимальную скорость 376 км/ч.


УТС Т-7


В 1998 году T-7 выиграл конкурс, объявленный японскими Воздушными силами, у швейцарского Pilatus PC-7. Однако запуск в серийное производство был приостановлен в связи с коррупционным скандалом, связанным с этим конкурсом. Повторный конкурс, проводимый в сентябре 2000 года, также выиграл T-7. С сентября 2002 года в японские ВВС была начата поставка партии из заказанных 50 самолетов.


В начале 21 века в Японии корпорацией «Кавасаки» скромно, без лишней шумихи началось проектирование военно-транспортного самолёта нового поколения. Этому предшествовал подробный анализ инженерами корпорации конструкций уже существующих и перспективных военно-транспортных самолётов.

После того как японские военные отвергли предложения «американских партнёров» о поставках самолётов «Локхид-Мартин» C-130J и «Боинг» С-17, в Японии был дан официальный старт программе создания национального военно-транспортного самолёта. Формальной причиной отказа от американских машин было несоответствие специфическим требованиям Сил самообороны. Но дело, конечно, не в этом. Истинная причина — несоответствие возросшим амбициям японской авиакосмической промышленности.

По своим возможностям новый японский ВТС должен был существенно превзойти состоявшие на вооружении транспортники: С-1А и С-130. Прежде всего, это следует из возросшей грузоподъемности, которая, как указывается, "превышает 30 т", и значительных габаритов грузовой кабины (поперечное сечение 4 х 4 м, длина 16 м). Благодаря этому новый транспортный самолёт, получивший обозначение С-2, сможет перевозить почти весь спектр современной и перспективной боевой техники сухопутных войск, что не под силу С-1А и C-130. Есть информация, что при взлётной массе 120 т самолет сможет работать с коротких ВПП (не более 900 м), а с полноразмерных ВПП (2300 м) сможет поднимать до 37,6 т груза при взлетной массе 141 т. По транспортным возможностям и взлетно-посадочным характеристикам японцы создают военно-транспортный самолёт очень близкий к европейскому А400М.


С-2


Для эффективного боевого применения самолет оборудуется современными системами тактического планирования полета, в том числе на сверхмалых высотах, приборами ночного видения, устройствами автоматизированной погрузки и разгрузки, а также оборудованием для дозаправки в полете.

В отличие от ВТС предыдущего поколения, С-2 должен соответствовать гражданским нормам летной годности и без ограничений летать по коммерческим маршрутам. В дальнейшем планируется построить и специализированный гражданский вариант машины. С "коммерческим прицелом" выбирались и двигатели С-2 — это американские General Electric CF6-80C2, аналогичные применяемым на Boeing 767.

Первый полет самолета состоялся 26 января 2010 года. В настоящее время «Кавасаки» поставлено Силам самообороны Японии четыре С-2, которые проходят войсковые испытания. Всего для вооруженных сил планируется построить 40 самолётов.

В Морских силах самообороны назрела необходимость замены самолётов Р-3 «Орион». Предложенный США патрульно-противолодочный Р-8 «Посейдон» был отвергнут, так как он в основном вёл патрулирование и поиск подводных лодок на средних высотах, а японской морской авиации требовался самолёт способный в течение длительного времени летать на малой высоте.

Параллельно с разработкой военно-транспортного С-2, корпорация «Кавасаки» вела разработку морского патрульно-противолодочного самолёта. На первом этапе разработки предполагалось, что новый патрульный самолёт морской авиации будет унифицирован по большинству деталей и бортовых систем с создаваемым транспортным самолётом.

Однако задачи у этих самолётов слишком разные, что предопределило кардинальные различия в фюзеляже, крыле, количестве двигателей, шасси и бортовых систем. Добиться существенной унификации разработчикам не удалось и на выходе получилось два непохожих самолёта. Что впрочем, не удивительно, масса противолодочника составляет 80 т, а транспортника — 141 т (разница около 76%). Общими у самолетов только являются: остекление кабин, отъемные части крыла, консоли горизонтального оперения, приборная панель в кабине пилотов, часть БРЭО.
Программа разработки нового патрульного самолёта получившего обозначение Р-1, несмотря на то, что он поднялся в воздух только в 2012 году, в целом продвинулась дальше, чем транспортного С-2. Видимо, создание и увязка сложных радиоэлектронных поисковых систем и аппаратуры управления оказалось для японской промышленности более лёгкой задачей, чем доводка планера транспортного самолёта.


Р-1


Р-1 стал первым в мире серийным самолетом с системой управления нового типа — оптоволоконной. По сравнению со ставшей уже традиционной электродистанционной системой она обладает значительно большей устойчивостью к проблемам электромагнитной совместимости, а также к воздействию электромагнитного импульса при ядерном взрыве. Самолет оснащен оригинальными японскими двигателями Ishikawajima-Harima Heavy Industries XF7-10.

Установленное на Р-1 оборудование рассчитано на восприятие всех спектров физических полей подводной лодки. По своим возможностям это оборудование не уступает установленному на американском Р-8 «Посейдон». На борту, помимо РЛС с фазированной антенной решеткой и магнитометра, имеются радиогидроакустические буи, телевизионные и низкоуровневые инфракрасные камеры. Противолодочный самолет P-1 оснащен грузовым отсеком, в котором размещаются противолодочные торпеды или свободнопадающие авиабомбы. На 8 подкрыльевых пилонах могут устанавливаться противокорабельные ракеты. Максимальная боевая нагрузка самолета равняется 9 тоннам.

В настоящее время несколько патрульных самолётов Р-1 уже поступили в Морскую авиацию Японии. Всего Министерство обороны Японии собирается приобрести 70 таких самолетов, которые должны будут заменить 80 устаревших P-3C. При этом общее количество патрульных самолетов сил самообороны Японии сократится, но, по заверениям военных, это полностью компенсируется существенным преимуществом новых самолетов в разведывательных возможностях и скорости полета над старыми патрульными P-3C.



По мнению ряда авиационных экспертов, патрульный Р-1 имеет не плохие экспортные перспективы. В случае увеличения количества производимых самолётов, цена за одну машину ( сейчас она составляет 208,3 млн. долларов) будет снижаться и Р-1 может составить существенную конкуренцию американскому Р-8 (стоимостью 220 млн. долларов). При этом по своим возможностям по поиску подводных лодок японский самолёт не уступает американскому. Преимуществом «Посейдона» является большее время патрулирования (на 1 час), но для большинства потенциальных заказчиков в отличие от США нет необходимости в глобальном контроле за Мировым океаном. К тому же японский Р-1 лучше приспособлен для выполнения маловысотных полётов, что является не маловажным при выполнении задач поиска и спасения, терпящих бедствие на море. В конце 2014 года появилась информация, что патрульным самолётом Р-1 заинтересовались ВМС Великобритании, которые остались после списания самолётов «Нимрод» без патрульно-противолодочной авиации.

Но самым амбициозным последним японским проектом в области боевой авиации стал истребитель 5-го поколения F-Х. Его разработка началась в 2004 году после отказа США поставить Воздушным силам самообороны истребителей F-22А.

По своему аэродинамическому дизайну и формам японский истребитель 5-го поколения Mitsubishi ATD-X Shinshin весьма похож на американский истребитель F-22А. Используемые в самолёте мощные турбореактивные двигатели, позволят ему развивать скорость, многократно превышающую скорость звука, причём без выхода на режим форсажа. Проект должен был быть окончен к 2015 году, но из-за ряда технических проблем этого, по всей видимости, не произойдёт.

Согласно слухам, все системы управления самолета «Синсин» будут использовать технологии оптических коммуникаций (система управления функционально аналогичная применяемой на патрульном Р-1) , при помощи которых можно передавать с высокой скоростью колоссальные объемы информации по оптическим кабелям. Кроме этого, оптические каналы не подвержены воздействию электромагнитных импульсов и ионизирующего излучения.

Но самой инновационной системой будущего истребителя должна стать система самовосстановления Self-Repairing Flight Control Capability. "Нервная система" датчиков этой системы будет пронизывать всю конструкцию и все узлы самолета, при помощи информации, собираемой этими датчиками, система будет в состоянии обнаружить и идентифицировать любой сбой, любую неисправность или повреждение, и перепрограммировать систему управления для того, чтобы можно было сохранить максимально возможный в данных условиях контроль над летательным аппаратом.


Прототип истребителя пятого поколения ATD-X


12 июля 2014 года Технический исследовательский и проектный институт (TRDI) Сил самообороны Японии распространил первые официальные фотографии первого опытного образца японского демонстратора перспективного истребителя пятого поколения ATD-X . Самолет, разработанный при головной роли TRDI и корпорации Mitsubishi Heavy Industries, был построен и выкачен на предприятии в Тобисима.

В настоящее время на вооружении Воздушных сил самообороны и морской авиации Японии находится около 700 самолётов основных типов. В своём большинстве — это достаточно современные и боеспособные машины. Следует отметить, что доля технически исправных — боеготовых машин способных выполнять боевую задачу выше, чем даже в США. Это оказалось возможно благодаря созданию отличной ремонтно-восстановительной базы и строительству укрытий защищающих от непогоды.

Слабым местом японских ВВС по-прежнему остаётся «оборонительная направленность». Японские истребители в основном нацелены на решение задач ПВО и не способны наносить эффективные удары по наземным целям.
Этот недостаток должен быть частично устранён после начала поставок в 2015 году истребителей F-35А (первая партия 42 самолёта). Впрочем, в случае вооруженного конфликта с соседями недостаточный ударный потенциал японских ВВС будет компенсирован авиацией 5-й — воздушной армии ВВС США (штаб на авиабазе Йокота), включающей в себя 3 авиационных крыла, оснащенных самыми современными боевыми самолётами, в том числе 5-поколения F-22А. А также палубной авиацией 7-го оперативного флота ВМС США, постоянно действующего в Западной части Тихого океана. Штаб командующего 7-м флотом расположен в ПВМБ Йокосука. В регионе практически постоянно находится Авианосная Ударная Группировка ВМС США, включающая как минимум один авианосец.

Помимо лицензионного производства авиатехники иностранных марок, японский авиапром в последние годы демонстрирует способность самостоятельно создавать и выпускать образцы, соответствующие высоким мировым стандартам. Япония уже не желает довольствоваться боевой авиационной американской техникой и зависеть от политической конъюнктуры в отношениях с США. Кроме того в последнее время наметилась тенденция отхода Японии от «оборонительных принципов» строения вооруженных сил. Всё это ярко проявляется при принятии на вооружение военных самолётов национальной разработки.

По материалам:
Энциклопедия современной военной авиации 1945—2002 гг. Харвест, 2005.
http://www.defenseindustrydaily.com
http://www.hasegawausa.com
http://www.airwar.ru
Автор:
Сергей Линник
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

21 комментарий
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти