Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)


Взаимодействие средних и легких роботов (на фото пример такого взаимодействия от компании iRobot) может проявиться в появлении малых расходуемых систем, развертываемых более крупными системами

Среди трех стихий, представленных морем, небом и сушей, суша, конечно же, является самой сложной для беспилотного транспортного средства. В то время как беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и надводные или подводные необитаемые системы по большей части действуют в однородном пространстве, наземные роботы должны преодолевать все типы препятствий коих несметное множество. Они не только усложняют перемещение роботов, но также ограничивают дальность действия их каналов связи.


В царстве БПЛА действует правило – чем меньше БПЛА, тем большее влияние на него оказывают порывы ветра. Наземные роботы страдают от подобного синдрома размера, когда физические размеры оказывают влияние на мобильность, по крайней мере, когда дело касается наиболее классических решений, а именно колес и гусениц, поскольку шагающие и ползающие механизмы до сих пор далеки от практического внедрения.

Больше всего страдают наземные минироботы. Их ограниченная масса также влияет и на дальность каналов связи и на продолжительность их работы, поскольку они обычно работают от аккумуляторов.

Всегда трудно разделить системы на категории. Впрочем, к первой категории можно смело отнести системы массой до пяти килограмм, так называемые наземные минироботы (давайте отставим в сторону на будущее категорию микро, если она когда-нибудь появится). Первая категория имеет подкатегории, а именно забрасываемые роботы до трех килограмм, так как более тяжелые роботы – это скорее бросаемые, чем забрасываемые устройства.

Следующий диапазон – это средняя категория, реально другой мир, где полезная грузоподъемность измеряется скорее килограммами, чем граммами, и где обеспечивается гораздо большая функциональная гибкость. Здесь сами роботы весят от 5 до 30 кг.

В этой статье из практических соображений рассматриваются только роботы, которые могут быть применены солдатами на поле боя с тактической точки зрения. Например, роботы для обезвреживания взрывоопасных предметов считаются специализированными системами, разработанными для выполнения особого круга задач. Целью статьи является анализ того, что доступно обычному солдату для повышения его безопасности и боевых качеств гибкости в реальной обстановке.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Еще одна форма «сотрудничества» между наземными роботами и БПЛА представлена здесь гусеничным аппаратом HDT Global Protector, развертывающим привязной БПЛА с целью обеспечения раннего предупреждения транспортных колонн

Очевидно, что многие многозадачные наземные роботы могут оснащаться роботизированной рукой-манипулятором, захватами, водяной пушкой и т.д., что фактически превращает их в мобильные бомбы, хотя это будет всего лишь одна из множества их ролей.

Тяжелые роботы массой более 100 кг могут пригодиться на поле боя в таких задачах, как разведка, пополнение припасов, эвакуация пострадавших и т.д. Например, в качестве одного из многих возможных применений можно привести ситуацию с автомобилями Supacat, которые используются в британской армии для подвоза боеприпасов к линии фронта. Водители этих машин подвергаются очень высокому риску, поэтому они вполне обоснованно могут быть заменены роботизированными системами.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Демонстрация модульного исполнения роботов Nerva от Nexter, которые могут принять химические датчики, инфракрасные камеры, гранаты со слезоточивым газом, аудиосистему, устройство уничтожения взрывоопасных предметов, а также модуль для установки других устройств

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Наземные минироботы, как например, iRobot FirstLook (вверху), в основном останутся дистанционно управляемыми, поскольку повышение уровня их автономности может быть слишком дорого, по крайней мере, на данном этапе. Одним из направлений, однако, могло бы стать совершенствование человеко-машинного интерфейса, который позволит операторам сохранять свою тактическую позицию при управлении наземными роботами, как хорошо видно на примере контроллера робота Nexter Nerva (внизу)

Усталость и потеря концентрации были определены американской армией в качестве основных причин аварий в транспортных колоннах снабжения, плюс также направленные фугасы вносят свой вклад в эту печальную статистику. Как следствие, ряд компаний в США и Европе разрабатывают системы, которые позволяют трансформировать традиционное транспортное средство в беспилотное. Подобный подход можно применить также и к оборудованию инженеров, то есть скрепер, например, может быть превращен в роботизированное средство разминирования.

Огромное преимущество этих систем заключается в том, что они могут быть приобретены в относительно небольших количествах и установлены на стандартные грузовики или автомобили на месте и затем переброшены на другие машины, либо для выполнения других задач, либо в случае неисправности машины, в которой они были установлены.

По сравнению с БПЛА наземные роботы, конечно, являются менее зрелыми с технологической точки зрения. В немногих из них интегрирована развитая форма автономии, что могло бы значительно уменьшить рабочую нагрузку на операторов и одновременно повысить преимущество их использования и сделать их реальным фактором повышения боевой готовности. Множество аргументов приводится против их вооружения (к БПЛА это тоже относится), поскольку их надежность считается недостаточной (насколько надежен человек также можно поставить под сомнение, особенно в свете происшествий между своими силами в некоторых районах боевых действий). Юрисконсульты получат неплохие дивиденды на быстром развертывании таких вооруженных наземных роботов. Однако понятно, что эпоха работы наземных роботов началась и они будут играть всё более важную роль на будущих полях сражений.

Но в настоящее время, однако, еще один фактор оказывает гибельное влияние на разработку наземных роботов – финансовый кризис. Во многих странах во главе с Америкой множество программ было сокращено, что повлияло на разработку и закупки некоторых систем, упомянутых в этой статье. Это наряду с другими событиями дало начало негативным процессам в сообществе наземных роботов. Несколько хорошо известных компаний в настоящее время борются с финансовыми проблемами вследствие отмены заказов.

На сегодняшний день в США, по всей видимости, живы три программы: продвинутая роботизированная система обезвреживания взрывоопасных предметов Advanced Explosive Ordnance Disposal Robotic System, общий легкий роботизированный комплект Common Light Autonomous Robotic Kit уровня отделения, служащий в качестве средства транспортировки разведывательных сенсоров и робот инженерного отделения Engineer Squad Robot. Еще одна программа по многоцелевому транспортеру снаряжения отделения Squad Multi-Purpose Equipment Transport вероятнее всего должна пережить сокращения и секвестирование оборонного бюджета.

Все роботизированные системы (воздушные, морские и наземные), если хотят привлечь к себе хоть какое то внимание министерства обороны США, должны соответствовать общей архитектуре для беспилотных систем Joint Architecture for Unmanned Systems (JAUS) и профилю функциональной совместимости Interoperability Profile (IOP). Наголовные системы управления, сниженная рабочая нагрузка, полуавтономное управление, возможность работы нескольких устройств одновременно, по всей видимости, являются основными тенденциями развития в сфере роботизированных систем.

Каким выглядит будущее для наземных роботов? Как много из них появятся на поле боя в 2020 году? Трудно сказать. Очевидно только то, что это технологическое развитие в сочетании с абсолютной необходимостью сократить потери в контингентах западных стран, развернутых в горячих точках, неизбежно вызовет необходимость продвижения безлюдных систем во всех родах войск, действующих на суше. Очень немногие в начале столетия были убеждены в полезности БПЛА, а теперь они каждый день появляются в новостях, а многие в настоящее время прелагаются для коммерческого использования. Случится ли это и с наземными роботами? Ответ возможно да, если учесть, что по данным Управления по разработке роботизированных систем, наземные роботы позволили спасти жизни более 800 солдат при выполнении боевых задач в Ираке и Афганистане.

Французская армия смотрит на наземных роботов

Французский министр обороны в июне 2014 года подтвердил Этап 1 программы Scorpion и французская армия теперь намеревается начать Этап 2, для которого роботизированные системы являются неотъемлемой частью. Роботы в оперативно-тактических силах должны будут использоваться в спешенном бою, а наземные микророботы (и их летающие коллеги) должны стать продвинутыми глазами солдата. Другие роботы подобных размеров могли бы внести свой вклад, оказывая не только силовое воздействие на сухопутные силы противника, но также улучшая качество связи для оперативных групп, например, за счет развертывания радиорелейных систем.

Более продвинутые микророботы могли бы выполнять разведывательные задачи для высших эшелонов, принимая участие в боях механизированных сил. Тактические универсальные роботы могли бы вести контактную разведку, пополнять припасы и служить в качестве исполнительных элементов, в то время как более тяжелые роботы могли бы в основном использоваться для разминирования и инженерных задач. Нельзя сбрасывать со счетов и использование систем, способных трансформировать стандартные транспортные средства в роботов.

Категория мини: новые инструменты для отделений пехоты

В ожидании появления наземных нанороботов задачи разведки наблюдения и сбора информации на ближней дистанции в основном выполняются легкими наземными роботами, способными перемещаться в запретных зонах и имеющими каналы передачи данных ограниченного радиуса действия. Многие из них относятся к категории, которую мы можем назвать категорией «забрасываемых роботов», поскольку они могут быть заброшены оператором на определенную дистанцию и высоту, например, внутрь здания, что исключает необходимость движения туда своим ходом.

Зачастую считающиеся одноразовыми (расходуемыми), они могут поместиться в кармане или сумке и имеют небольшие и легкие устройства управления, а некоторые теперь управляются даже посредством смартфонов. Наряду с легкими забрасываемыми роботами существуют несколько более тяжелые роботы, которые легко сбрасываются с транспортного средства (когда не оборудованы дополнительными сенсорами), но они едва ли могут запускаться через окно первого этажа. Они остаются предпочтительными системами для основных пехотных подразделений, поскольку не намного увеличивают ношу солдата и компенсируют это, обеспечивая его новыми, простыми в эксплуатации возможностями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Младший член семейства iRobot перед самодельным взрывным устройством. Два трапецевидных рычага по бокам на переднем плане называются флипперами

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Throwbot XT – это один из двух бестселлеров ReconRobotics; вторая и более крупная модель – Reconscout XL

Забрасываемые

ReconRobotics: Компания ReconRobotics, базирующаяся в штате Миннесота, была создана в 2006 году, это одна из быстроразвивающихся компаний в сфере наземной роботизированных систем. В мире работают 4000 систем производства этой компании, поровну поделенные между военными и правоохранительными сферами. Сокращения оборонного бюджета США сильно ударили по компании в 2014 году, после того как американская армия приняла решение не покупать более чем тысячу роботов в 2013 году. Это привело к приостановке производства в начале 2014 года, хотя недавно в компании сообщили, что сильный международный рынок и рынок правоохранительных органов поможет компенсировать потерю заказов американских военных. В настоящее время 90% продаж компании базируется на двух моделях: Throwbot XT и Reconscout XL.

Более легкая система Throwbot XT из семейства роботов компании ReconRobotics весит всего 540 грамм (средняя ручная граната весит от 400 до 500 грамм), ее производство началось в середине 2012 года. Сравнение с гранатой еще более усиливается, поскольку для того чтобы активировать и включить робота, оператор должен вынуть из него чеку. Легкая, трубчатая конструкция позволяет удобно захватить его рукой и бросить на дальность, как говорят в компании, до 36 метров. Хорошие противоударные характеристики робота позволяют без каких-либо последствий бросать его с высоты 9 метров. Внутри трубы стоят два бесщеточных электродвигателя, которые вращают колеса на концах трубы, тогда как задняя хвостовая часть обеспечивает равновесие и ориентацию. Каждое колесо наружным диаметром 114 мм имеет восемь загнутых лопаток, которые позволяют максимально повысить проходимость препятствий. В трубчатом корпусе наряду с сенсорами также размещается аккумулятор, обеспечивающий продолжительность работы один час на плоской поверхности.

Основным сенсором является черно-белая камера для низкой освещенности с оптикой, обеспечивающей поле зрения 60°, и частотой 30 кадров в минуту ; когда освещенность падает ниже определенного уровня автоматически активируется источник инфракрасной подсветки, гарантируя видимость более 7,5 метров. Высокочувствительный всенаправленный микрофон позволяет оператору слышать шумы или разговоры. Акустическая сигнатура робота Throwbot XT очень низкая, в ReconRobotics заявляют о шуме 22 дБ на дистанции шесть метров, что соответствует дыханию человека на расстоянии 20 сантиметров. Для бесшумного развертывания робота внизу на конце хвоста имеется небольшой крюк для закрепления шнура, тогда как для доставки его на высоту компания ReconRobotics разработала SearchStick. Это телескопическая алюминиевая штанга длиной 1,83 метра с активируемой кнопкой-защелкой (в сложенном положении длина штанги всего 0,52 метра); она служит также для возврата робота в конце работы или использования в качестве удлинителя камеры. Канал передачи данных у Throwbot XT может настраиваться на три разных частоты, таким образом, один оператор может управлять тремя роботами. Скорость аппарата ограничена 1,6 км/ч, чего вполне достаточно для системы предназначенной в основном для работы в зданиях или в городской местности. В городских условиях дальность действия составляет 30 метров, которая утраивается на открытой местности.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Яркий пример того, для чего может применяться забрасываемый робот: бросок в соседнее помещение и смотрим, что там происходит

ReconScout IR – это прямое развитие предыдущего робота. Он оборудован черно-белой инфракрасной ПЗС-камерой с полем зрения 60° и инфракрасной подсветкой, эффективной на расстоянии более семи метров.

ReconScout XL развивает скорость до 2,16 км/ч, это выше чем у Throwbot, но его ударная прочность меньше, так как он может выдержать падение с высоты всего 4,6 метра и бросок на 9,1 метра. Его колеса диаметром 140 мм имеют по шесть шипов; этот робот несколько шумнее, чем предыдущий, создавая при работе шум 32 дБ на расстоянии шести метров. Сенсоры и канал связи оставлены прежние.

Системы компании ReconRobotic управляются с помощью блока управления Operator Control Unit II (OCUII), который позволяет видеть захваченные камерой робота изображения на дисплее 3,5 дюйма, при этом в наушники подаются все окружающие звуки. OCU II весит 730 грамм, в нем установлен джойстик для большого пальца, позволяющий легко управлять движением робота. Две антенны должны быть выдвинуты перед работой блока OCU II, доступны шесть частот, высота аппарата с выдвинутыми антеннами составляет 510 мм.

Исторически основным рынком сбыта для компании ReconRobotics были Соединенные Штаты с тысячами проданных систем, впрочем, ее роботы также были проданы еще в несколько стран. В Европе ее забрасываемые системы работают в Дании, Франции, Италии, Норвегии, Швейцарии и Великобритании, кроме того, роботы компании эксплуатируются в Австралии, а также в Египте и Иордани. В 2013 году роботы ReconRobotics были приняты Управлением по солдатскому снаряжению PEO Soldier в программу совершенствования солдата Soldier Enhancement Program в качестве сенсорных комплектов уровня отделения. Процесс оценки должен быть завершен к 2015 году. В настоящее время компания ReconRobotics работает над технической разработкой цифровой версии Throwbot XT; это позволит добавить возможность перенастройки радиоканала, которая становится непременным условием на международном рынке.

Nexter: В 2012 году французская компания Nexter раскрыла свой интерес к наземным минироботам, выпустив прототип забрасываемого робота Nerva 4x4 массой 4 кг. После дальнейших разработок и процесса внедрения в производство оригинальный робот Nerva получил обозначение Nerva LG, первый из семейства легких роботов, разработка которого начата вновь сформированным подразделением Nexter Robotics. Если на роботе не установлено сверху оборудование, то Nerva LG полностью реверсивен, другими словами готов к работе сразу буквально после забрасывания. Установленная сзади рукоятка облегчает переноску и забрасывание. Его можно сбросить с высоты три метра и бросить в сторону на семь метров. Nerva LG имеет два диапазона скоростей: с нуля до 4 км/ч и второй с 0 до 15 км/ч. Первый режим стандартный, позволяет выполнять точное управление и ориентирование, а когда необходима высокая скорость, оператор нажимает кнопку на конце джойстика, переключая аппарат в скоростной режим. Стандартные колеса имеют диаметр 150 мм, хотя могут устанавливаться специальные колеса для песка с более широкими протекторами и поперечными захватами, в трудную минуту доступен также комплект гусениц. Для специальных сил имеется комплект для плавания с поплавками элементами и гребными колесами.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Для своих роботов Nerva компания Nexter создала быстросменные модули, которые позволяют без задержки поставить перед системой новую задачу

Полностью модульный робот базируется на концепции «один щелчок», позволяющей быстро заменить колеса и аккумулятор. Nerva LG оснащен стандартными сенсорами, которые за счет четырех камер обеспечивают круговой обзор (передняя камера с высоким разрешением имеет систему подсветки), все звуки оператор слышит благодаря всенаправленному микрофону. Направляющие Пикатинни или конфигурируемые планки обеспечивают механический интерфейс с устройствами. Аккумулятор в системе подает напряжение 24 вольта при силе тока 1 ампер; данные направляются по сети Ethernet.

Впрочем, компания Nexter разработала интерфейс Nerva с целью расширения концепции одного щелчка и на бортовую аппаратуру. Таким образом, для этого робота доступны разведывательные комплекты, например тепловизионные камеры или направленные микрофоны, также как химические детекторы или механические устройства для толкания или буксировки подозрительных предметов (разрабатывается инструмент обезвреживания взрывоопасных предметов). Канал связи частотой 2,4 ГГц гарантирует радиус действия один километр на открытой местности и 300 метров в городской черте. Продолжительность работы Nerva LG составляет два часа, роботом можно управлять с разных систем, от упрочненных компьютеров до планшетов и смартфонов, в последнем случае стандартный канал меняется на канал стандарта wi-fi 100 мВт с гораздо меньшим радиусом действия. Обычно используемый как дистанционно управляемая система, робот Nerva LG, однако, может получить также полуавтономные возможности, например движение по заданным координатам GPS, автоматическое возвращение домой или «следуй за мной». Большое число заказчиков заказали по несколько систем для испытаний в реальных условиях. Nexter ожидает более крупные заказы после выполнения требований по новой бортовой аппаратуре, озвученных нынешними покупателями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Все роботы Nexter Nerva создавались с прицелом на быструю замену колеса с целью адаптации робота к поверхности, на которой он будет работать

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)
Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Nerva S – легкий член семейства роботов Nexter; задняя выдвижная рукоятка используется не только для забрасывания робота, но и для его включения

Серийная модель Nerva LG была показана на выставке Milipol 2013 вместе со своим меньшим братом Nerva S. Этот двухколесный робот весит всего два килограмма, он может использоваться как в помещениях, так и на открытой местности; литий-ионный аккумулятор на 21,6 вольта емкостью 2700 мАч позволяет аппарату работать непрерывно 4 часа. Включение происходит за счет выдвижения заднего хвоста, который с целью экономии места в транспортной конфигурации складывается вдоль корпуса. Хвост используется не только для стабилизации робота во время работы, но также для забрасывания его на большие дистанции, даже из движущейся машины. А поскольку Nerva S изначально создавался как забрасываемая система, его масса и прочность позволяют забрасывать его через окно. Что касается модели LG, то замена колеса осуществляется одним движением. С целью повышения мобильности с каждой стороны могут быть добавлены колесные упоры для установки гусениц, передние колеса в этом случае работают как ведущие звездочки. Этот вариант робота получил обозначение Nerva DS. Nerva S имеет такой же диапазон скоростей как LG и использует такой же канал связи. На него установлена камера с высоким разрешением и микрофон плюс диод подсветки и фронтальный инфракрасный светодиод. Модель Nerva S также может развертываться с дополнительными устройствами, которые механическим способом крепятся к направляющим Пикатинни. Робот Nerva S производится серийно.

Novatiq: Швейцарская компания производит одну забрасываемую модель PocketBot. Робот приводится в движение от трех электродвигателей, все они установлены в корпусе, один из них вращает третье заднее колесо через ременную передачу. При массе всего 850 грамм PocketBot может выдержать падение в высоты 8 метров и бросание на 30 метров. По данным компании трехколесная конфигурация позволяет значительно уменьшить его кинетическую энергию при ударе по сравнению с четырехколесной конфигурацией. Сразу после приземления и начала движения PocketBot восстанавливает свое нормальное положение, поскольку он является не полностью симметричной системой. Два главных колеса оснащены T-образными выступами, которые обеспечивают плавное движение по ровной поверхности, а также оптимальное сцепление с песком, камнями и растительным покровом. Третье заднее колесо гладкое, так как испытания показали, что T-образные выступы создают излишнее сцепление, значительно замедляющее робота при поворотах.

По данным компании дорожный просвет робота PocketBot 14 мм позволяет справляться с вертикальными препятствиями 30 мм и уклонами 40°. В передней части корпуса установлена цветная камера с высоким разрешением, которая поворачивается на ±90°. При недостаточном освещении камера с цифровым увеличением x8 автоматически переключается в монохромный режим для низкой освещенности. Также доступна инфракрасная подсветка, впрочем, оператор может переключить ее в ручной режим для использования подсветки белого света. Установлен водонепроницаемый микрофон, а также небольшой водонепроницаемый громкоговоритель позволяющий обращаться к людям вблизи PocketBot, например к заложнику. Наверху аппарата PocketBot имеются точки крепления для установки дополнительной устройств, например тепловизионной камеры или химических детекторов. Аппаратура может быть установлена на заводе, но тогда в этом случае приходится принести в жертву забрасываемость PocketBot. Аппарат активируется верхним переключателем, но он не может быть выключен посторонним, поскольку это можно сделать только с панели управления.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Трехколесный робот PocketBot от компании Novatiq предназначен для военных и полицейских сил

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Два основных колеса у PocketBot специально предназначены для обеспечения максимального сцепления с разными поверхностями

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

Благодаря своим гусеницам StoneMarten может справляться с труднопроходимой местностью; на направляющие Пикатинни можно устанавливать различные системы

Компания Novatiq разработала блок управления Crab-3. Этот блок массой 0,7 кг и размерами 200x110x450 мм имеет цветной сенсорный экран диагональю 3,5 дюйма, питается он от быстросменного аккумулятора. Такой же аккумулятор стоит и в самом роботе с целью снижения логистической нагрузки, время непрерывной работы составляет 4-5 часов. Система цифровой видеозаписи сохраняет изображения и на карте SD для дальнейшего анализа. Комплект PocketBot состоит из одного робота и одного блока управления, двух зарядных устройств, четырех батарей, одной гарнитуры, нескольких запчастей, например колеса, антенны, заглушки и т.д. В настоящее время конфигурация платформы PocketBot окончательно утверждена. Она предлагается покупателем со стандартным каналом передачи данных, обеспечивающим радиус действия 250 метров на открытой местности и 70 метров в непрямой видимости. Компания Novatiq готова заменить канал связи согласно пожеланиям покупателя, например, системой COFDM (Coded Orthogonal Frequency Division Multiplexing – уплотнение с ортогональным частотным разделением кодированных сигналов). Компания Novatiq уже получила ряд заказов в Европе и готова к поставкам неназванному заказчику с Ближнего Востока для его сил специального назначения.

Второй наземный робот в портфолио компании Novatiq гусеничный и достаточно тяжелый. Он получил обозначение StoneMarten и предназначен для развертывания сенсоров в зонах с высоким риском на различных типах рельефа, поскольку гусеницы минимизируют размеры и массу при максимальном повышении характеристик. Робот уже продан неназванным покупателям из Европы и Африки. Он весит 4,5 кг, что позволяет определить его в категорию забрасываемых роботов с большой натяжкой; допустимая высота падения составляет три метра и забрасывания пять метров. С двумя электродвигателями он может достичь максимальной скорости семь км/ч, а особые устройства-флипперы позволяют роботу подниматься по ступеням. Эта модель отличается передней наклоняющейся цветной камерой высокого разрешения, панорамирование осуществляется медленным перемещением поворотом робота. Еще три фиксированных цветных камеры установлены сзади и по бокам; у всех камер по бокам стоят светодиодные фонари белого и инфракрасного света, микрофон и громкоговоритель дополняют стандартный комплект. Направляющие Пикатинни позволяют установить дополнительное оборудование, доступны четыре штекерных разъема для энергоснабжения, передачи видеосигналов и данных. Робот имеет некоторый уровень автономности, например, возможность возврата к последней точке с хорошим качеством связи или возврат к оператору. Как и PocketBot, робот StoneMarten в настоящее время имеет утвержденную конфигурацию, но компания поддерживает определенный уровень функциональной гибкости с целью соответствия потребностям заказчиков.

Компанией Novatiq в настоящее время разрабатывается новая серия беспилотных аппаратов, все под обозначением Nova с последующим суффиксом. Все эти изделия пока находятся на этапе прототипа и поэтому все технические характеристики предварительные. Самым маленьким из новой линейки является робот NovaCTR (Close Target Reconnaissance – разведка ближних целей), определенно относящийся к категории забрасываемых. Он весит 600 грамм (меньше даже чем PocketBot), имеет гусеничную конфигурацию и поэтому может рассматриваться в качестве дополнения к трехколесному PocketBot. Аппарат имеет такую же ударную прочность, как и робот Throwbot. Робот несет на своем борту фиксированную переднюю цветную камеру с обычной и инфракрасной подсветкой, а также микрофон и громкоговоритель. Заявленная рабочая дальность составляет 100 метров в прямой видимости и 30 метров в иных случаях. NovaCTR имеет утвержденную конфигурацию и недавно был добавлен в портфолио компании Novatiq; компания в настоящее время ведет переговоры с потенциальными покупателями.

Наземные роботы. От забрасываемых систем до безлюдных транспортных колонн (Часть 1)

NovaSSR – новейшее изделие от швейцарской компании Novatiq, но еще два новых робота находятся на финальной стадии проектирования

В каталоге компании имеется еще пара роботов, они несколько тяжелее, но все еще вписываются в категорию забрасываемых. NovaMRR (Medium Range Reconnaissance – разведка на средней дистанции) и Nova SRR(Short Range Reconnaissance – разведка на ближней дистанции), соответственно колесное шасси 4x4 и гусеничное шасси с флипперами. Впрочем, эти два шасси могут трансформироваться соответственно в гусеничное и колесное. NovaMRR развивает большую максимальную скорость по сравнению с гусеничным собратом - 10 км/ч против 4,7 км/ч – при этом последний способен преодолевать ступени. Что касается характеристик бросания, то колесное шасси может выдержать падение с четырех метров и бросок на шесть метров, а для гусеничного аналога эти показатели составляют три и пять метров соответственно. MRR оборудован фронтальной цветной камерой с высоким разрешением с виртуальным панорамным увеличением и тремя фиксированными цветными камерами, установленными с боков и сзади для обеспечения кругового покрытия 360°. Модель SRR также имеет фронтальную камеру, но электроприводом наклона. В то время как оба робота оснащены микрофоном и динамиком для двухсторонней связи с оператором, гусеничный вариант имеет, кроме того, светодиоды белого и инфракрасного света на всех четырех сторонах. Оба робота могут нести устройства общей массой 2,5 кг, устанавливаемые на направляющую Пикатинни, доступно также дополнительное механическое крепежное приспособление с пластиной; энергоснабжение и передача данных осуществляются через разъемы компании Fischer Сonnectors.
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Dudu 19 января 2015 12:07
    Все для любителей убивать из-за угла. Принципиальная установка хищника - если не сможешь одолеть сразу, надо рвать по частям и уничтожать все вокруг. Ни в коем случае не рисковать своей драгоценной ж-й, а ведь все награбленное другим достанется.


    Битвы выигрываются на полях сражений, а проигрываются в дипломатических кабинетах.
    Dudu
    1. Смольный 19 января 2015 15:31
      Ну да, надо в полный рост плотными цепями под барабанный бой и с примкнутыми штыками.
      1. Dudu 19 января 2015 23:51
        Сначала надо головой думать и видеть, что эти козявки в дома и щели направляют. Вот туда можете и под барабанный бой в штыковую.
        Мое высказывание относится к парадигме поведения западных армий на протяжении 300 лет их действий.
        Можете оспорить?
        Dudu
        1. Смольный 20 января 2015 13:57
          что эти козявки в дома и щели направляют

          Технику они туда направляют, которая дешевле жизни солдата.
          Вот туда можете и под барабанный бой в штыковую.

          Ага, а там пулемёт посреди коридора.
      2. Комментарий был удален.
    2. AKuzenka 28 января 2015 19:25
      Так это любимый способ "цивилизованных" стран.
  2. atos_kin 19 января 2015 12:39
    Спасибо автору за обзор. Ждем продолжения.
  3. Уважаемый Alex Alexeev, спасибо за статью. Плюс полетел wink
    Небольшая просьба: подписывайте, пожалуйста, все фото. Иллюстрации - это очень хорошо, но я немного запутался feel
  4. biglow 19 января 2015 18:01
    вопрос как все эти дивайсы будут работать в условиях плотных радио помех..? Скорей всего никак... На любой замок найдется и ключик ....
    biglow
  5. TIT 19 января 2015 18:11
    Цитата: biglow
    будут работать в условиях плотных радио помех


    один снаряд в сторону излучателя помех и дальше продолжат спокойно работать
    TIT
    1. biglow 23 января 2015 14:27
      излучателей помех может быть несколько и не во все можно будет легко и просто попасть ... У такого девайса просто не может быть серьезной зашиты от помех...
      biglow
  6. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня