Первый индийский истребитель наконец передан Военно-воздушным силам

Первый лёгкий истребитель «Tejas», создававшийся в Индии около 30 лет, передан национальным ВВС. Официально о церемонии не сообщалось, тем не менее, на ней присутствовал глава Минобороны Манохар Паррикар, передаёт Лента.ру.



Разработка самолёта началась в 1983 г. Государству она обошлась в общей сложности в $ 2 млрд. В создании участвовали «Hindustan Aeronautics Limited» (HAL) и Институт оборонных разработок военного ведомства Индии.


Впервые «Теджас» поднялся в воздух в сентябре 2014-го. Всего Минобороны заказало 40 машин. В этом и следующем году HAL обязалась выпускать по 8 истребителей, а начиная с 2017-го – по 16 боевых машин в год.

Новые самолёты призваны заменить в войсках устаревшие Миг-21, переоснащение планируется осуществить к 2020 г.
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

40 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Василий Ивашов (Василий) 19 января 2015 09:55
    +12
    Индийцы строят собственные самолёты - это правильно. Такая цивилизация, какой является индийская должна как и русская и китайская и средиземноморская, должно многое уметь делать и производить сама.
    1. Гигант мысли (Пётр) 19 января 2015 10:02
      +5
      Никаких откровений во внешнем облике этого самолёта не представлено. Поглядим на него после пары лет эксплуатации, тогда можно будет давать и оценки этому самолёту.
      1. Jovanni Офлайн
        Jovanni (Evgenevgen) 19 января 2015 10:13
        +5
        Да, с виду на "мираж" или "кфир" смахивает, а это ровесники того же МиГ-21. Может легче было фарш на "двадцать первых" поменять на современный...
        1. Юрий3005 Офлайн
          Юрий3005 (Юрий) 19 января 2015 10:44
          +3
          Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически. В некоторых африканских странах например до сих пор эксплуатируют Т-34, но каким бы он модернизированным не был, против хотя бы т-72 ему не выстоять, так и тут, любая конструкция имеет свой предел модернизации, у 21го он исчерпан.
          Плюс создание своего собственного самолета, хотя бы и с копированием отдельных узлов и агрегатов других стран гигантский скачок инженерной мысли и производственных возможностей. Для Индии претендующей на региональное лидерство развитие собственных технологий и сборочного производства это жизненно важно
          1. Stas157 Офлайн
            Stas157 (Стас) 19 января 2015 12:07
            0
            А почему вы считаете, что у 31 исчерпан предел модернизации?
          2. zennon Офлайн
            zennon (Андрей) 19 января 2015 15:57
            +1
            Цитата: Юрий3005
            Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически.

            А ничего,что при этом его ТТХ лучше индуского пепелаца?
      2. Дюк Офлайн
        Дюк (Дмитрий Карпов) 19 января 2015 11:40
        +1
        HAL Tejas (Санскрит: तेजस् (инф.): «Бриллиант», англ. Hindustan Aeronautics Tejas) — индийский лёгкий многоцелевой истребитель четвёртого поколения[6].
        Однодвигательный самолёт имеет схему «бесхвостка» и дельтавидное крыло. Истребитель разрабатывался по программе LCA (англ. Light Combat Aircraft), под именем которой он упоминается в литературе. 4 мая 2003 года премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи официально присвоил самолёту наименование Tejas.
        Прототип самолёта совершил первый полёт 4 января 2001 года. Мелкосерийное производство самолёта началось в 2007 году, первое подразделение индийских ВВС, вооружённое HAL Tejas, должно достигнуть боеготовности к 2013 году. В настоящее время разрабатываются двухместный учебный и палубный варианты данного самолёта. Для ВВС Индии планируется построить около 200 истребителей, а также 20 двухместных учебных самолётов. Потребность ВМС оценивается в 40 самолётов, которые должны будут заменить стоящие на вооружении СВВП British Aerospace Sea Harrier и Hawker Siddeley Harrier.
        Технические характеристики
        Экипаж: 1 человек
        Длина: 13,2 м
        Размах крыла: 8,2 м
        Высота: 4,4 м
        Площадь крыла: 37,5 м²
        Коэффициент удлинения крыла: 1,8
        Масса пустого: 5 500 кг
        Нормальная взлетная масса: 12 500 кг
        Максимальная взлетная масса: 15 500 кг
        Объём топливных баков: 3000 л (+ 4000 (5 × 800) л или 3600 (3 × 1200) л в ПТБ)
        Двигатели:
        1 × ТРДДФ General Electric F-404-GE-IN20 (HAL Tejas Mk.1)/1 × ТРДДФ General Electric F414-GE-INS6 (HAL Tejas Mk.2)
        Тяга максимальная: 1 × 53,9 кН (F-404-GE-IN20)
        Тяга на форсаже: 1 × 89,8 кН (F-404-GE-IN20)/1 × 98,0 кН (F414-GE-INS6)
        Лётные характеристики
        Максимальная скорость: 1920 км/ч (M=1,8)
        Практическая дальность: 2 000 км
        Продолжительность полёта: 2,3 часа (без дозаправки)
        Практический потолок: 15 950 м
        Нагрузка на крыло: 221,4 кг/м²
        Тяговооружённость: 0,73
        Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,0/-3,5 g
        Вооружение
        Пушечное: 1 × 23-мм двухствольная пушка ГШ-23 (220 снарядов)
        Точки подвески: 8 (по 3 под каждой консолью, центральнофюзеляжный и один слева под фюзеляжем для контейнеров с оборудованием)
        Боевая нагрузка: 4 000 кг различного вооружения:
        ракеты «воздух-воздух»: «Астра», Р-77 и Р-73
        противокорабельные ракеты, управлемые и свободнопадающие бомбы, НАР
    2. Комментарий был удален.
    3. vodolaz Офлайн
      vodolaz (Maksim) 19 января 2015 11:57
      0
      Индусы поступили правильно: в любом случае придётся начинать с чего-то. Путь этот истребитель далеко не шедевр технической мысли, но думаю МиГ-21 он всё-таки превосходит.
  2. ТЕХНАРЬ
    ТЕХНАРЬ 19 января 2015 09:55
    +3
    Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?Или СААБ?
    1. avt Офлайн
      avt 19 января 2015 10:01
      +6
      Цитата: ТЕХНАРЬ
      Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?

      В отличии от китайского ,,Ксерокса" индиянцы копиркой -бумагой пользуются . laughing
      1. Волосатый сибиряк (Микаэл) 19 января 2015 11:29
        +2
        Цитата: avt
        Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?Или СААБ?

        Эскизное проектирование самолета (схема "бесхвостка") были выполнены фирмой "Дассо" по контакту с индийским правительством (их стоимость составила 10 млн. долл.)
        Четырехканальная цифрова электродистанционная система управления - с помощью американской "Локхид-Мартин".
        Двигатели помогли создать французы из "СНЕКМА".
        Зато всё по честному, без обмана как у китайцев.
        В итоге ладный такой лёгкий истребитель получился.Что то подобное,но нашей школы, органично вписалось бы, в модельный ряд "МиГ".
        1. gjv Офлайн
          gjv (GIV) 19 января 2015 13:23
          +1
          Цитата: Волосатый сибиряк
          Двигатели помогли создать французы из "СНЕКМА".

          В Википедии информация, что двигатель американский "Генерал Электрик" F-404-GE-IN20 или F414-GE-INS6.
          Кто ?
          1. Волосатый сибиряк (Микаэл) 19 января 2015 14:44
            0
            Да правильно. В настоящее время ведется создание двух вариантов ЛБС LCA Mk-I и Mk-II с двумя типами двигателей GE-F404 и GE-F414Ю соответственно.Индийцы купили лицензию.
            А изначально для Tejas, совместно с французами индийцы создали двигатель "Кавери" (Kaveri),но пока его не довели до ума. недавно было принято решение о его применении для индийского ударного БПЛА IUSAV.
            Двигатель Kaveri
            1. Волосатый сибиряк (Микаэл) 19 января 2015 14:50
              +1
              Ударный БПЛА IUSAV (Indian Unmanned Strike Air Vehicle):
        2. Комментарий был удален.
  3. УВБ Онлайн
    УВБ (Виктор) 19 января 2015 09:55
    +1
    Не понятно. Передан ВВС уже через 4 месяца после первого полета?!!
    1. Alex_Rarog Офлайн
      Alex_Rarog (Александр) 19 января 2015 10:05
      +2
      Да они его и так 30 лет пил или) думается даже средней руки технарь за 30 лет бы сам собрал истребитель)))
    2. Комментарий был удален.
  4. rotmistr60 Офлайн
    rotmistr60 (Геннадий) 19 января 2015 09:56
    +3
    Чем-то, из далека, на французский "Мираж" смахивает. Возможно только плоскостями.
    1. inkass_98 Офлайн
      inkass_98 (Юрий) 19 января 2015 10:10
      +4
      Цитата: rotmistr60
      Чем-то, из далека, на французский "Мираж" смахивает.

      Настолько издалека, что даже перепутать можно laughing .
  5. cerbuk6155 Офлайн
    cerbuk6155 (Сергей) 19 января 2015 09:56
    +3
    Вот и Индия стала производить свои самолеты. Молодцы. Главное что бы помнили кто в этом им помогал. soldier
    1. Пенелопа Офлайн
      Пенелопа (Наталия) 19 января 2015 10:18
      +2
      С почином вас, индийские друзья.
    2. Комментарий был удален.
    3. Nayhas Офлайн
      Nayhas (Евгений) 19 января 2015 11:34
      +2
      Цитата: cerbuk6155
      Главное что бы помнили кто в этом им помогал. soldier

      Дык чё тут помнить: США (двигатель, ЭДСУ), Франция (проектирование, БРЭО), Израиль(БРЛС)...ну там ещё кто то из Европы хорошо помог с композиционными материалами (Китаю и не снится такая помощь) и в HAL Tejas содержание композиов очень высокое, до 45%...
  6. edeligor Офлайн
    edeligor ( Игорь ) 19 января 2015 09:57
    +2
    Не дают китайские лавры индийцам покоя! Мираж слизали.
    1. gjv Офлайн
      gjv (GIV) 19 января 2015 10:29
      +3
      Цитата: edeligor
      Не дают китайские лавры индийцам покоя! Мираж слизали.
      У Миража крыло низкорасположенное и воздухозаборники большие закругленные с подвижным полуконусом хорошо видны над крылом. Точки подвески вооружения - 9, боевая нагрузка 6200 кг. Две пушки 30 мм по 125 снарядов.
      У Tejas крыло среднерасположенное, воздухозаборники поменьше и расположены снизу под крылом. Точек подвески - 8, боевая нагрузка 4000 кг. Одна пушка 23 мм 220 снарядов. Наверное ещё есть отличия.
    2. Комментарий был удален.
  7. Наган Офлайн
    Наган (Револьвер системы Наган образца 1895 г.) 19 января 2015 09:58
    +2
    Разработка самолёта началась в 1983 г. Государству она обошлась в общей сложности в $ 2 млрд.
    Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.
    1. Nayhas Офлайн
      Nayhas (Евгений) 19 января 2015 11:12
      +4
      Цитата: Наган
      Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.

      А сколько по вашему должно стоить становление собственной авиапромышленности?
      Вышло конечно дороговато, но у каждого своя цена входа в клуб самолетостроителей...

      П.С: можете перечислить страны производящие собственные боевые машины? Думаю пальцев на руках хватит...
      1. Наган Офлайн
        Наган (Револьвер системы Наган образца 1895 г.) 19 января 2015 19:17
        0
        Цитата: Nayhas

        А сколько по вашему должно стоить становление собственной авиапромышленности?
        Вышло конечно дороговато, но у каждого своя цена входа в клуб самолетостроителей...

        Американское двигло, израильская авионика (ну да, частично своя, но все же...), российское вооружение... Планер свой, но стОит ли умение склепать листовой алюминий таких денег?
        А если вдруг по той или иной причине обломаются поставки чего-либо, постигнет "Tejas" та же судьба, что постигла "Marut".
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv Офлайн
      gjv (GIV) 19 января 2015 11:36
      0
      Цитата: Наган
      Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.


      Цитата: Юрий3005
      Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически... любая конструкция имеет свой предел модернизации, у 21го он исчерпан.
      Плюс создание своего собственного самолета, хотя бы и с копированием отдельных узлов и агрегатов других стран гигантский скачок инженерной мысли и производственных возможностей. Для Индии претендующей на региональное лидерство развитие собственных технологий и сборочного производства это жизненно важно

      Индия покупает машинокомплекты для лицензионной сборки Су-30МКИ С 2002 года заключено договоров на поставку 272 комплектов. Средняя цена получается $ 43 млн. за комплект. Вопрос только, всё ли оплачивается, или накопятся "прощаемые" долги?
      Кроме того у индусов в эксплуатации огромный парк самолётов, есть и Миражи (47 шт.) и Ягуары (120 шт.), и МиГ-29 (69 шт.). На МиГ-29 индусы планируют продолжать летать и заказали РСК МиГ модернизацию 62 самолётов. А вот МиГ-21 (264 шт.) и МиГ-27 (88 - 148 шт., здесь есть предложение НПП «Салют» по модернизации, но будет ли оно осуществлено - ? - из-за ресурса планера) индусы хотят заменить своим "Бриллиантом" Tejas. Планируют построить 240 - 300 шт. по стоимости ~ $ 26 млн. за один Tejas. При этом интересно, где они берут двигатель? Или сами научились делать моторы?
      1. gjv Офлайн
        gjv (GIV) 19 января 2015 12:12
        +1
        А вот пришли комменты от старших по званию - Дюк, Волосатый сибиряк, Nayhas. Моторчик от американских партнеров.
      2. Комментарий был удален.
      3. Nayhas Офлайн
        Nayhas (Евгений) 19 января 2015 12:32
        0
        Цитата: gjv
        При этом интересно, где они берут двигатель? Или сами научились делать моторы?

        За них это делает компания General Electric...
  8. ТЕХНАРЬ
    ТЕХНАРЬ 19 января 2015 09:59
    +5
    Непонятная песня.
  9. Виктор Кудинов
    Виктор Кудинов 19 января 2015 10:00
    +2
    Можно порадоваться за индийский военпром. Но вряд ли этих самолетов Индии, выпущенных к 2020 г., хватит на замену "Мигов". no
  10. Oganes
    Oganes 19 января 2015 10:00
    +3
    над соплом виден стоп сигнал, поворотники в цвет крыльев))))
  11. Рожден в СССР 19 января 2015 10:07
    +2
    Долговато строили,за 30 лет несколько поколений самолетов сменяется,хотя до недавнего времени кроме фильмов индия вообще ничего не производила.
  12. ohtsistem Офлайн
    ohtsistem (Александр) 19 января 2015 10:08
    +2
    Индии пора иметь соответствующие ВВС. Молодцы!!!
  13. Dagen Офлайн
    Dagen (Андрей) 19 января 2015 10:09
    +2
    $2 млрд? Это же как стоимость разработки ПАК ФА, или я ошибаюсь?
  14. gjv Офлайн
    gjv (GIV) 19 января 2015 10:12
    0
    Цитата: УВБ
    Не понятно. Передан ВВС уже через 4 месяца после первого полета?!!

    Прототип самолёта совершил первый полёт 4 января 2001 года. Мелкосерийное производство самолёта началось в 2007 году. Это первый испытательный полёт первого серийного образца. А сколько длятся лётные испытания серийных МиГов до передачи в ВВС?
  15. tomket Офлайн
    tomket (Александр) 19 января 2015 10:16
    0
    учитывая темпы разработок ,им уже сейчас нужно объявлять конкурс на замену замены "Теджаса". за 30 лет как раз управятся)))
    1. Nayhas Офлайн
      Nayhas (Евгений) 19 января 2015 11:15
      0
      Цитата: tomket
      учитывая темпы разработок ,им уже сейчас нужно объявлять конкурс на замену замены "Теджаса". за 30 лет как раз управятся)))

      Уже объявлен...AMCA называется, движок американский, стелс-материалы хотят у американцев получить, в общем после визита Обамы будет ясно дадут ли американцы то что хотят индусы или нет... Но все склоняются к мысли, что да... Индия у США в приоритете...
      1. gjv Офлайн
        gjv (GIV) 19 января 2015 11:52
        0
        Цитата: Nayhas
        Уже объявлен...AMCA называется, движок американский, стелс-материалы хотят у американцев получить, в общем после визита Обамы будет ясно

        А какова судьба контракта ОАК и индийской HAL о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.? Пасмурная? Когда Обама прояснит?
        1. Nayhas Офлайн
          Nayhas (Евгений) 19 января 2015 12:36
          0
          Цитата: gjv
          FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.? Пасмурная? Когда Обама прояснит?

          Обама то каким боком? Во время визита Путина в Индию ставился вопрос о повышении доли передаваемых технологий до 50% как гарантия начала оплаты, договорились на 40% как писала пресса, но пока никаких сообщений о подписании соглашения нет, потому судьба FGFA продолжает который год висеть в воздухе...
          1. gjv Офлайн
            gjv (GIV) 19 января 2015 17:06
            -1
            Цитата: Nayhas
            Обама то каким боком?


            Цитата: Nayhas
            в общем после визита Обамы будет ясно
          2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  16. 0255 Офлайн
    0255 (не должно) 19 января 2015 12:06
    0
    Отправить бы этот самолёт на "Рэд флаг" в учебный бой против американских "Ф", интересно как он себя покажет?
  17. Stas157 Офлайн
    Stas157 (Стас) 19 января 2015 12:33
    0
    Судя по индийским потугам, им выгоднее вложится в совместный ПАК ФА - FGFA, чем самим мудрить.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv Офлайн
      gjv (GIV) 19 января 2015 17:31
      +1
      Цитата: Stas157
      им выгоднее вложится в совместный ПАК ФА - FGFA, чем самим мудрить

      Стас, этот Tejas - лёгкий истребитель 4-го поколения с одним двигателем, стоимостью $ 26 млн. - самолёт другого класса чем ПАК ФА. Вот индусы посчитали, что им нужен такой на замену МиГ-21 и сделали его. И он совместный, но не с РСК „МиГ“ или КБ Сухой, а с инопартнерами (см. выше комменты Дюк, Волосатый сибиряк, Nayhas).
      А проект о совместной разработке и производстве истребителя 5-го поколения FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.
      Цитата: Nayhas
      продолжает который год висеть в воздухе...

      А Tejas вот полетел. И вместо ПАК ФА тоже может полететь американский AMCA (см. выше комменты Nayhas). Если менеджеры ОАК не зададутся вопросом "Что делать?" А может быть уже и поздно…
  18. sharp-lad Офлайн
    sharp-lad (Олег) 19 января 2015 13:25
    0
    Лиха беда начало! Главное не останавливаться.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv Офлайн
      gjv (GIV) 19 января 2015 20:27
      0
      Tejas на Aero India 2013
  19. EvilLion Офлайн
    EvilLion 19 января 2015 14:15
    0
    Объективно его боевая ценность с учетом наличия массы Су-30 близка к нулю, но надо где-то опыта набираться.
  20. uzer 13 Офлайн
    uzer 13 (александр) 19 января 2015 19:56
    0
    Гибрид Миража и Еврофайтера-простенько и со вкусом. Только на собственный самолет как-то не тянет,слишком велика доля иностранных компонентов.Хотя бы уж двигатели надо научиться свои производить.
    "мундир английский,погон французский,табак японский"...
Картина дня