Первый индийский истребитель наконец передан Военно-воздушным силам

Первый лёгкий истребитель «Tejas», создававшийся в Индии около 30 лет, передан национальным ВВС. Официально о церемонии не сообщалось, тем не менее, на ней присутствовал глава Минобороны Манохар Паррикар, передаёт Лента.ру.

Первый индийский истребитель наконец передан Военно-воздушным силам


Разработка самолёта началась в 1983 г. Государству она обошлась в общей сложности в $ 2 млрд. В создании участвовали «Hindustan Aeronautics Limited» (HAL) и Институт оборонных разработок военного ведомства Индии.


Впервые «Теджас» поднялся в воздух в сентябре 2014-го. Всего Минобороны заказало 40 машин. В этом и следующем году HAL обязалась выпускать по 8 истребителей, а начиная с 2017-го – по 16 боевых машин в год.

Новые самолёты призваны заменить в войсках устаревшие Миг-21, переоснащение планируется осуществить к 2020 г.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 40
  1. Василий Ивашов 19 января 2015 09:55
    Индийцы строят собственные самолёты - это правильно. Такая цивилизация, какой является индийская должна как и русская и китайская и средиземноморская, должно многое уметь делать и производить сама.
    1. Гигант мысли 19 января 2015 10:02
      Никаких откровений во внешнем облике этого самолёта не представлено. Поглядим на него после пары лет эксплуатации, тогда можно будет давать и оценки этому самолёту.
      1. Jovanni 19 января 2015 10:13
        Да, с виду на "мираж" или "кфир" смахивает, а это ровесники того же МиГ-21. Может легче было фарш на "двадцать первых" поменять на современный...
        1. Юрий3005 19 января 2015 10:44
          Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически. В некоторых африканских странах например до сих пор эксплуатируют Т-34, но каким бы он модернизированным не был, против хотя бы т-72 ему не выстоять, так и тут, любая конструкция имеет свой предел модернизации, у 21го он исчерпан.
          Плюс создание своего собственного самолета, хотя бы и с копированием отдельных узлов и агрегатов других стран гигантский скачок инженерной мысли и производственных возможностей. Для Индии претендующей на региональное лидерство развитие собственных технологий и сборочного производства это жизненно важно
          1. Stas157 19 января 2015 12:07
            А почему вы считаете, что у 31 исчерпан предел модернизации?
          2. zennon 19 января 2015 15:57
            Цитата: Юрий3005
            Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически.

            А ничего,что при этом его ТТХ лучше индуского пепелаца?
      2. Дюк 19 января 2015 11:40
        HAL Tejas (Санскрит: तेजस् (инф.): «Бриллиант», англ. Hindustan Aeronautics Tejas) — индийский лёгкий многоцелевой истребитель четвёртого поколения[6].
        Однодвигательный самолёт имеет схему «бесхвостка» и дельтавидное крыло. Истребитель разрабатывался по программе LCA (англ. Light Combat Aircraft), под именем которой он упоминается в литературе. 4 мая 2003 года премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи официально присвоил самолёту наименование Tejas.
        Прототип самолёта совершил первый полёт 4 января 2001 года. Мелкосерийное производство самолёта началось в 2007 году, первое подразделение индийских ВВС, вооружённое HAL Tejas, должно достигнуть боеготовности к 2013 году. В настоящее время разрабатываются двухместный учебный и палубный варианты данного самолёта. Для ВВС Индии планируется построить около 200 истребителей, а также 20 двухместных учебных самолётов. Потребность ВМС оценивается в 40 самолётов, которые должны будут заменить стоящие на вооружении СВВП British Aerospace Sea Harrier и Hawker Siddeley Harrier.
        Технические характеристики
        Экипаж: 1 человек
        Длина: 13,2 м
        Размах крыла: 8,2 м
        Высота: 4,4 м
        Площадь крыла: 37,5 м²
        Коэффициент удлинения крыла: 1,8
        Масса пустого: 5 500 кг
        Нормальная взлетная масса: 12 500 кг
        Максимальная взлетная масса: 15 500 кг
        Объём топливных баков: 3000 л (+ 4000 (5 × 800) л или 3600 (3 × 1200) л в ПТБ)
        Двигатели:
        1 × ТРДДФ General Electric F-404-GE-IN20 (HAL Tejas Mk.1)/1 × ТРДДФ General Electric F414-GE-INS6 (HAL Tejas Mk.2)
        Тяга максимальная: 1 × 53,9 кН (F-404-GE-IN20)
        Тяга на форсаже: 1 × 89,8 кН (F-404-GE-IN20)/1 × 98,0 кН (F414-GE-INS6)
        Лётные характеристики
        Максимальная скорость: 1920 км/ч (M=1,8)
        Практическая дальность: 2 000 км
        Продолжительность полёта: 2,3 часа (без дозаправки)
        Практический потолок: 15 950 м
        Нагрузка на крыло: 221,4 кг/м²
        Тяговооружённость: 0,73
        Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,0/-3,5 g
        Вооружение
        Пушечное: 1 × 23-мм двухствольная пушка ГШ-23 (220 снарядов)
        Точки подвески: 8 (по 3 под каждой консолью, центральнофюзеляжный и один слева под фюзеляжем для контейнеров с оборудованием)
        Боевая нагрузка: 4 000 кг различного вооружения:
        ракеты «воздух-воздух»: «Астра», Р-77 и Р-73
        противокорабельные ракеты, управлемые и свободнопадающие бомбы, НАР
    2. Комментарий был удален.
    3. vodolaz 19 января 2015 11:57
      Индусы поступили правильно: в любом случае придётся начинать с чего-то. Путь этот истребитель далеко не шедевр технической мысли, но думаю МиГ-21 он всё-таки превосходит.
  2. ТЕХНАРЬ 19 января 2015 09:55
    Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?Или СААБ?
    ТЕХНАРЬ
    1. avt 19 января 2015 10:01
      Цитата: ТЕХНАРЬ
      Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?

      В отличии от китайского ,,Ксерокса" индиянцы копиркой -бумагой пользуются . laughing
      avt
      1. Волосатый сибиряк 19 января 2015 11:29
        Цитата: avt
        Судя по фото,на Мираж-2000 смахивает.Собственная разработка?Или СААБ?

        Эскизное проектирование самолета (схема "бесхвостка") были выполнены фирмой "Дассо" по контакту с индийским правительством (их стоимость составила 10 млн. долл.)
        Четырехканальная цифрова электродистанционная система управления - с помощью американской "Локхид-Мартин".
        Двигатели помогли создать французы из "СНЕКМА".
        Зато всё по честному, без обмана как у китайцев.
        В итоге ладный такой лёгкий истребитель получился.Что то подобное,но нашей школы, органично вписалось бы, в модельный ряд "МиГ".
        1. gjv 19 января 2015 13:23
          Цитата: Волосатый сибиряк
          Двигатели помогли создать французы из "СНЕКМА".

          В Википедии информация, что двигатель американский "Генерал Электрик" F-404-GE-IN20 или F414-GE-INS6.
          Кто ?
          gjv
          1. Волосатый сибиряк 19 января 2015 14:44
            Да правильно. В настоящее время ведется создание двух вариантов ЛБС LCA Mk-I и Mk-II с двумя типами двигателей GE-F404 и GE-F414Ю соответственно.Индийцы купили лицензию.
            А изначально для Tejas, совместно с французами индийцы создали двигатель "Кавери" (Kaveri),но пока его не довели до ума. недавно было принято решение о его применении для индийского ударного БПЛА IUSAV.
            Двигатель Kaveri
            1. Волосатый сибиряк 19 января 2015 14:50
              Ударный БПЛА IUSAV (Indian Unmanned Strike Air Vehicle):
        2. Комментарий был удален.
  3. УВБ 19 января 2015 09:55
    Не понятно. Передан ВВС уже через 4 месяца после первого полета?!!
    1. Alex_Rarog 19 января 2015 10:05
      Да они его и так 30 лет пил или) думается даже средней руки технарь за 30 лет бы сам собрал истребитель)))
    2. Комментарий был удален.
  4. rotmistr60 19 января 2015 09:56
    Чем-то, из далека, на французский "Мираж" смахивает. Возможно только плоскостями.
    1. inkass_98 19 января 2015 10:10
      Цитата: rotmistr60
      Чем-то, из далека, на французский "Мираж" смахивает.

      Настолько издалека, что даже перепутать можно laughing .
  5. cerbuk6155 19 января 2015 09:56
    Вот и Индия стала производить свои самолеты. Молодцы. Главное что бы помнили кто в этом им помогал. soldier
    1. Пенелопа 19 января 2015 10:18
      С почином вас, индийские друзья.
    2. Комментарий был удален.
    3. Nayhas 19 января 2015 11:34
      Цитата: cerbuk6155
      Главное что бы помнили кто в этом им помогал. soldier

      Дык чё тут помнить: США (двигатель, ЭДСУ), Франция (проектирование, БРЭО), Израиль(БРЛС)...ну там ещё кто то из Европы хорошо помог с композиционными материалами (Китаю и не снится такая помощь) и в HAL Tejas содержание композиов очень высокое, до 45%...
  6. edeligor 19 января 2015 09:57
    Не дают китайские лавры индийцам покоя! Мираж слизали.
    1. gjv 19 января 2015 10:29
      Цитата: edeligor
      Не дают китайские лавры индийцам покоя! Мираж слизали.
      У Миража крыло низкорасположенное и воздухозаборники большие закругленные с подвижным полуконусом хорошо видны над крылом. Точки подвески вооружения - 9, боевая нагрузка 6200 кг. Две пушки 30 мм по 125 снарядов.
      У Tejas крыло среднерасположенное, воздухозаборники поменьше и расположены снизу под крылом. Точек подвески - 8, боевая нагрузка 4000 кг. Одна пушка 23 мм 220 снарядов. Наверное ещё есть отличия.
      gjv
    2. Комментарий был удален.
  7. Наган 19 января 2015 09:58
    Разработка самолёта началась в 1983 г. Государству она обошлась в общей сложности в $ 2 млрд.
    Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.
    1. Nayhas 19 января 2015 11:12
      Цитата: Наган
      Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.

      А сколько по вашему должно стоить становление собственной авиапромышленности?
      Вышло конечно дороговато, но у каждого своя цена входа в клуб самолетостроителей...

      П.С: можете перечислить страны производящие собственные боевые машины? Думаю пальцев на руках хватит...
      1. Наган 19 января 2015 19:17
        Цитата: Nayhas

        А сколько по вашему должно стоить становление собственной авиапромышленности?
        Вышло конечно дороговато, но у каждого своя цена входа в клуб самолетостроителей...

        Американское двигло, израильская авионика (ну да, частично своя, но все же...), российское вооружение... Планер свой, но стОит ли умение склепать листовой алюминий таких денег?
        А если вдруг по той или иной причине обломаются поставки чего-либо, постигнет "Tejas" та же судьба, что постигла "Marut".
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv 19 января 2015 11:36
      Цитата: Наган
      Это ж сколько СУ-30 можно было купить за такие деньги? Похоже индюки тоже не дурaки попилить государственное бабло.


      Цитата: Юрий3005
      Каким бы выдающимся 21-ый не был, но он устарел - морально и физически... любая конструкция имеет свой предел модернизации, у 21го он исчерпан.
      Плюс создание своего собственного самолета, хотя бы и с копированием отдельных узлов и агрегатов других стран гигантский скачок инженерной мысли и производственных возможностей. Для Индии претендующей на региональное лидерство развитие собственных технологий и сборочного производства это жизненно важно

      Индия покупает машинокомплекты для лицензионной сборки Су-30МКИ С 2002 года заключено договоров на поставку 272 комплектов. Средняя цена получается $ 43 млн. за комплект. Вопрос только, всё ли оплачивается, или накопятся "прощаемые" долги?
      Кроме того у индусов в эксплуатации огромный парк самолётов, есть и Миражи (47 шт.) и Ягуары (120 шт.), и МиГ-29 (69 шт.). На МиГ-29 индусы планируют продолжать летать и заказали РСК МиГ модернизацию 62 самолётов. А вот МиГ-21 (264 шт.) и МиГ-27 (88 - 148 шт., здесь есть предложение НПП «Салют» по модернизации, но будет ли оно осуществлено - ? - из-за ресурса планера) индусы хотят заменить своим "Бриллиантом" Tejas. Планируют построить 240 - 300 шт. по стоимости ~ $ 26 млн. за один Tejas. При этом интересно, где они берут двигатель? Или сами научились делать моторы?
      gjv
      1. gjv 19 января 2015 12:12
        А вот пришли комменты от старших по званию - Дюк, Волосатый сибиряк, Nayhas. Моторчик от американских партнеров.
        gjv
      2. Комментарий был удален.
      3. Nayhas 19 января 2015 12:32
        Цитата: gjv
        При этом интересно, где они берут двигатель? Или сами научились делать моторы?

        За них это делает компания General Electric...
  8. ТЕХНАРЬ 19 января 2015 09:59
    Непонятная песня.
    ТЕХНАРЬ
  9. Виктор Кудинов 19 января 2015 10:00
    Можно порадоваться за индийский военпром. Но вряд ли этих самолетов Индии, выпущенных к 2020 г., хватит на замену "Мигов". no
    Виктор Кудинов
  10. Oganes 19 января 2015 10:00
    над соплом виден стоп сигнал, поворотники в цвет крыльев))))
    Oganes
  11. Рожден в СССР 19 января 2015 10:07
    Долговато строили,за 30 лет несколько поколений самолетов сменяется,хотя до недавнего времени кроме фильмов индия вообще ничего не производила.
  12. ohtsistem 19 января 2015 10:08
    Индии пора иметь соответствующие ВВС. Молодцы!!!
  13. Dagen 19 января 2015 10:09
    $2 млрд? Это же как стоимость разработки ПАК ФА, или я ошибаюсь?
  14. gjv 19 января 2015 10:12
    Цитата: УВБ
    Не понятно. Передан ВВС уже через 4 месяца после первого полета?!!

    Прототип самолёта совершил первый полёт 4 января 2001 года. Мелкосерийное производство самолёта началось в 2007 году. Это первый испытательный полёт первого серийного образца. А сколько длятся лётные испытания серийных МиГов до передачи в ВВС?
    gjv
  15. tomket 19 января 2015 10:16
    учитывая темпы разработок ,им уже сейчас нужно объявлять конкурс на замену замены "Теджаса". за 30 лет как раз управятся)))
    1. Nayhas 19 января 2015 11:15
      Цитата: tomket
      учитывая темпы разработок ,им уже сейчас нужно объявлять конкурс на замену замены "Теджаса". за 30 лет как раз управятся)))

      Уже объявлен...AMCA называется, движок американский, стелс-материалы хотят у американцев получить, в общем после визита Обамы будет ясно дадут ли американцы то что хотят индусы или нет... Но все склоняются к мысли, что да... Индия у США в приоритете...
      1. gjv 19 января 2015 11:52
        Цитата: Nayhas
        Уже объявлен...AMCA называется, движок американский, стелс-материалы хотят у американцев получить, в общем после визита Обамы будет ясно

        А какова судьба контракта ОАК и индийской HAL о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.? Пасмурная? Когда Обама прояснит?
        gjv
        1. Nayhas 19 января 2015 12:36
          Цитата: gjv
          FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.? Пасмурная? Когда Обама прояснит?

          Обама то каким боком? Во время визита Путина в Индию ставился вопрос о повышении доли передаваемых технологий до 50% как гарантия начала оплаты, договорились на 40% как писала пресса, но пока никаких сообщений о подписании соглашения нет, потому судьба FGFA продолжает который год висеть в воздухе...
          1. gjv 19 января 2015 17:06
            Цитата: Nayhas
            Обама то каким боком?


            Цитата: Nayhas
            в общем после визита Обамы будет ясно
            gjv
          2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  16. 0255 19 января 2015 12:06
    Отправить бы этот самолёт на "Рэд флаг" в учебный бой против американских "Ф", интересно как он себя покажет?
  17. Stas157 19 января 2015 12:33
    Судя по индийским потугам, им выгоднее вложится в совместный ПАК ФА - FGFA, чем самим мудрить.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 19 января 2015 17:31
      Цитата: Stas157
      им выгоднее вложится в совместный ПАК ФА - FGFA, чем самим мудрить

      Стас, этот Tejas - лёгкий истребитель 4-го поколения с одним двигателем, стоимостью $ 26 млн. - самолёт другого класса чем ПАК ФА. Вот индусы посчитали, что им нужен такой на замену МиГ-21 и сделали его. И он совместный, но не с РСК „МиГ“ или КБ Сухой, а с инопартнерами (см. выше комменты Дюк, Волосатый сибиряк, Nayhas).
      А проект о совместной разработке и производстве истребителя 5-го поколения FGFA 100 шт. по $ 100 млн. за шт.
      Цитата: Nayhas
      продолжает который год висеть в воздухе...

      А Tejas вот полетел. И вместо ПАК ФА тоже может полететь американский AMCA (см. выше комменты Nayhas). Если менеджеры ОАК не зададутся вопросом "Что делать?" А может быть уже и поздно…
      gjv
  18. sharp-lad 19 января 2015 13:25
    Лиха беда начало! Главное не останавливаться.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv 19 января 2015 20:27
      Tejas на Aero India 2013
      gjv
  19. EvilLion 19 января 2015 14:15
    Объективно его боевая ценность с учетом наличия массы Су-30 близка к нулю, но надо где-то опыта набираться.
  20. uzer 13 19 января 2015 19:56
    Гибрид Миража и Еврофайтера-простенько и со вкусом. Только на собственный самолет как-то не тянет,слишком велика доля иностранных компонентов.Хотя бы уж двигатели надо научиться свои производить.
    "мундир английский,погон французский,табак японский"...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня