Самолёт ДЛРО (CAEW), Израиль

31
Самолёт ДЛРО (CAEW), Израиль

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (CAEW) с конформным размещением электронной аппаратуры от Elta Systems, дочерней компании IAI.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления, ДЛРО (Conformal Airborne Early Warning and control, CAEW) с конформным размещением электронной аппаратуры «Израильской авиационной промышленности» (Israel Aerospace Industries, IAI) был впервые представлен на публике на авиасалоне Фарнборо в Великобритании в 2008-ом году. Генеральным подрядчиком, разработчиком систем и системным интегратором самолета ДЛРО выступила компания Elta Systems Ltd, дочерняя компания IAI.

Самолет CAEW основан на базе планера G550 компании Gulfstream Aerospace США. Проверенный в эксплуатации самолет G550 CAEW является самолетом третьего поколения ДЛРО и управления разработанным IAI Elta с середины 1980-х годов.

Программа создания самолета ДЛРО с конформным размещение электронной аппаратуры

В августе 2003-го года с Gulfstream был заключен контракт на четыре (плюс два опциональных) самолёта G550. Первый полет модифицированного самолета был совершен в мае 2006-го года, и в сентябре 2006-го года он был поставлен компании Elta для установки специальных систем. Первый и второй самолеты CAEW были поставлены ВВС Израиля в феврале и мае 2008-го года и с тех пор находятся на вооружении.

В феврале 2009-го года ВВС Сингапура получили четыре самолета CAEW от Elta Systems. Самолеты стоимостью в $1 миллиард заменят четыре устаревших, находящихся на вооружении ВВС самолета Northrop E-2С. ВВС Сингапура также заказали несколько самолетов CAEW с поставкой в 2009-м и 2010-м годах. (Прим. перев.: Италия и США также заказали этот самолет, Колумбия проверяет возможность заказа).


Самолет CAEW основан на планере G550 от Gulfstream Aerospace.

Модификации CAEW Gulfstream G550

CAEW обеспечивает повышенные летно-технические характеристики с точки зрения увеличенной боевой высоты, большей дальности и увеличенного времени патрулирования. Основные преимущества эффективности ДЛРО стали результатом способности концентрировать радиоэлектронные лучи в любом направлении в пространстве в любой момент времени при контроле параметров луча радиолокационным компьютером. Самолет CAEW основан на планере самолета Gulfstream G550, являющемся модернизированным вариантом Gulfstream V-SP с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Самолет был собран в производственном центре бизнес-джетов компании Gulfstream в Саванне, штат Джорджия, США и передан IAI Elta Systems Ltd в Ашдоде, Израиль.

По сравнению с оригинальным G550 переработанный самолет CAEW обладает увеличенным весом, измененной конструкцией, дополнительной кабельной проводкой, тремя (вместо одного) генераторами и системой жидкостного охлаждения для специального оборудования. В частности, самолет обладает низким лобовым сопротивлением.

Предприятие Bedek Aviation от IAI заключило контракт на обеспечение обслуживания и технической поддержки израильских самолетов CAEW.


Самолет CAEW может быть использован для дальнего радиолокационного обнаружения, сбора разведывательных данных и управления боевыми действиями авиации.

Кабина CAEW

На базовом самолете G550 установлена авионика Honeywell Primus Epic и двухместная кабина Gulfstream PlaneView. Приборная доска CAEW в режиме реального времени предоставляет пилоту круговую трехмерную информацию ДРЛО.

Специальные системы

Система ДРЛО имеет шесть многоцелевых, основанных на операционной системе Windows операторских станций с 24-дюймовыми цветными мониторами, установленными в задней половине пассажирского салона. В передней части пассажирского салона находящегося позади кабины пилотов расположена электронная аппаратура.

Система ДЛРО Elta обеспечивает оперативное обнаружение целей и данные о целях с полным обхватом в 360°. Высокие летные характеристики самолета не теряются благодаря размещению конформных антенн. Многочисленные конформные антенны обеспечивают покрытие без необходимости в большой грибовидной радиолокационной системе, устанавливаемой на подобных самолетах.

Самолет оснащен системой ДРЛО Elta EL/W-2085, включающей фазированную бортовую радиолокационную станцию раннего предупреждения, также он оснащен системами опознавания свой-чужой, обеспечения радиоэлектронной борьбы, радиотехнической разведки и системами связи для передачи данных тактической разведки.

Система обладает высокой степенью автоматизации и использует передовые методы слияния данных нескольких датчиков для перекрестного сопоставления данных полученных с помощью всех четырех датчиков — радара, системы опознавания «свой — чужой», системы РЭБ и системы радиотехнической разведки и средств связи для передачи данных тактической разведки. Данные комбинируются с автоматически инициируемым активным поиском одного датчика для конкретных целей, обнаруженных другими датчиками.


CAEW обладает шестью многоцелевыми станциями операторов на базе Windows.

Фазированная антенная решетка бортового радара раннего предупреждения, активная фазированная антенная решетка (АФАР), работает диапазонах в L и S (от 1ГГц до 2ГГц и от 2ГГц до 4ГГц) и обеспечивает покрытие по азимуту в 360°. Система обладает высокой точностью трехмерного слежения, низким уровнем ложных срабатываний, гибким и высоким периодом обзора цели, радиоэлектронной защитой и программируемыми режимами поиска и сопровождения целей.

Режимы работы включают в себя установление сопровождения, дальнего обнаружения с длинным временем задержки и режим верификации цели. После определения цели как приоритетной радар переходит в режим высокой скорости сканирования с оптимизированным пучком с целью измерения характеристик цели.

Радиолокационная антенная решётка передней полусферы и метеорологический радиолокатор установлены в носовом обтекателе. Боковые антенные решётки размещены в конформных обтекателях по бортам носовой части фюзеляжа. Радиолокационная антенная решётка задней полусферы расположена в хвостовом обтекателе антенны радиолокационной станции.

Информационная система «свой — чужой» использует радиолокационные приёмо-передающие модули и антенны и осуществляет запрос о принадлежности цели, декодирование, захват цели, пеленгование и сопровождения цели.


Первый и второй самолеты CAEW были поставлены в ВВС Израиля в феврале и мае 2008-го года и с тех пор находятся на вооружении

Система РЭБ и система радиотехнической разведки использует несколько узко и широкополосных приемников. Эти системы также выполняют функции станция предупреждения об облучении и поддерживают систему самозащиты самолета. Подвесные контейнеры с антеннами установлены под законцовками крыла. Антенна РЭБ установлена в носовом обтекателе в котором также находится метеорологический радиолокатор. Функция пеленгации использует дифференциальное время приёма отражённого сигнала.

Автоматизированная система связи охватывает высокие (HF) и очень высокие (VHF) полосы частот от 3 МГц до 3 ГГц.

Средства связи

Средства связи самолета обеспечивают возможности сетецентрических операций, позволяя взаимодействовать с подразделениями военно-воздушных сил, военно-морского флота и сухопутных войск и включают в себя оборудование УКВ, КВ, спутниковой связи, передачи голоса по интернет-протоколу (VoIP), защищенной телефонной связи, защищенного канала передачи данных и внутренней связи.

Самолет оснащен надежной помехоустойчивой дуплексной спутниковой радиосвязью EL/К-189 и каналом передачи данных. Спутниковая связь работает в Ku-диапазоне, от 12.5GHz до 18 ГГц. Антенна спутниковой связи и одна плоская фазированная решетка расположены в обтекателе над вертикальным оперением самолёта, а другая плоская решетка расположена в подфюзеляжном обтекателе. Антенна обладает возможностями стабилизации. Этот канал связи поддерживает голосовую связь, передачу данных и сжатого видео.

Самолет может быть оборудован каналом передачи данных в соответствии с требованиями страны-заказчика.

Защита самолета

Самолет оснащен интегрированным пакетом самозащиты с всеракурсной станцией предупреждения об облучении, системой предупреждения о ракетной атаке, контейнером с дипольными отражателями и ИК ловушкам и системой управляемого противодействия ИК-средствам.


Специальные системы Elta CAEW включает в себя конформную двухдиапазонную фазированную бортовую радиолокационную станцию раннего предупреждения, системы опознавания «свой — чужой», обеспечения радиоэлектронной борьбы, радиотехнической разведки и системы связи для передачи данных тактической разведки

Турбореактивный двухконтурный двигатель Rolls-Royce BR710C4-11

Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce BR710C4-11 мощностью 68,4 кН с цифровой системой управления двигателем с полной ответственностью. Двигатели установлены в задней части фюзеляжа. Запас топлива в топливных отсеках крыльев составляет 23.400 литров, а топливная система оснащена автоматической подсистемой распределения топлива для контроля изменения нагрузки по мере расходования самолетом топлива во время полета.

Самолет оснащен электрогенераторами Hamilton Sundstrand, кроме того, генераторы, установленные на двигателях, способны обеспечивать электроэнергию мощностью до 240 кВт.

Gulfstream была ответственна за разработку и поставку системы жидкостного охлаждения для обслуживания бортовой электроники с высокой потребляемой мощностью.


Множественные конформные антенны обеспечивают всеракурсное покрытие в 360° без необходимости в большой грибовидной радиолокационной системы

Летно-технические характеристики:
Размах крыльев: 28,50 м.
Длина: 29,39 м.
Высота: 7,87 м.
Двигатели: 2хТРДД Rolls-Royce BR710C4-11.
Мощность двигателя: 68,4 кН.
Максимальная скорость: Мах 0,885, 1,084 км/ч.
Дальность полета: 12501 км.
Продолжительность полета: 9 часов при радиусе полёта в 185 км и высоте 12500 м.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    21 января 2015 09:25
    Интересное решение. Хочется знать если еще самолеты ДРЛО с конформными антеннами и какая их эффективность по сравнению с традиционными схемами расположения антен.
    1. +5
      21 января 2015 09:50
      Есть даже у китайцев.

      По поводу эффективности ничего поведать не могу- не разбираюсь в этом.
      1. +4
        21 января 2015 14:35
        Цитата: профессор
        Есть даже у китайцев. По поводу эффективности ничего поведать не могу- не разбираюсь в этом.

        Добрый вечер профессор! Китайцы предпочли развивать свои самолёты ДРЛО с "тарелкообразными" обтекателями, но самолёты с вращающимися "тарелками" РЛС делают только на экспорт. Для своих ВВС используются с самолёты с неподвижными тарелками АФАР.
        Китайские самолёты ДРЛО
        http://topwar.ru/63515-kitayskie-samolety-drlo.html
        1. +4
          21 января 2015 14:39
          Китайцы заказали пару фальконов за миллиард долларов на базе Ил-76 и с грибом в том же Израиле. США вдруг выпендрились и Израиль отменил сделку уплатив неустойку в 300 лимонов. Готовые самолеты продали Индии. hi


          ПС:
          ещё индус
          1. +4
            21 января 2015 14:43
            Цитата: профессор
            Китайцы заказали пару фальконов за миллиард долларов на базе Ил-76 и с грибом в том же Израиле. США вдруг выпендрились и Израиль отменил сделку уплатив неустойку в 300 лимонов. Готовые самолеты продали Индии.

            Ну, немного не так было, почитайте ссылку.
            1. +1
              21 января 2015 14:54
              У меня другие данные. Самолет (кстати сам корпус в Израиле изрядно укрепили усилив шпангоуты) в итоге продали Индии. Вот он в Израиле (второй из 4-х):




              Rosoboronehksport is holding discussions with India about a new contract for the delivery of long-range IL-76 Phalcon AWACS, a source in the defense industrial complex reported to AviaPort."The official negotiations may emerge in approximately half a year," he noted.According to him, the new contract may provide for the delivery of three airplanes of this type, plus an option for six aircraft.

              The first contract for the delivery to India of threeIL-76 Phalcon AWACS equipped with PS-90A-76 engines and the Israeli ELTA firm's EL/M-2075 radar was signed in Delhi in 2003 by the three parties: India, Israel and Russia. The Taganrog Beriev Scientific and Engineering Complex, the Il'yushin Aviation Complex and the Vega scientific Production Association are taking part in realization of the contract from the Russian side.

              The ELTA is the lead executor of the order. The total contract price is estimated at 1.1 billion dollars, Russia's share is 150 - 200 million dollars. The first contract under this contract was supposed to be delivered in 2006 and the contract's closeout was intended for 2009. However, the first A-50 (side number KW-3551) was delayed in delivery to Israel, in May 2009: The Tashkent V.P. Chkalov Aviation and Production Association was unable to build the Il-76MD, which serve as the basis for the IL-76 Phalcon AWACS, on time.


              Про неустойку знаю точно, а по поводу планера могу и ошибаться.

              1. +1
                28 января 2015 11:12
                Професор! поверь мне!) я на них работал лично! Их всего 3 штуки! двигатели новые пс90а ! Разборка для усиления и сборка была сделана в Таганроге ! В Израиле только ставили аппаратуру! Первый красили в Израиле еще два в Ульяновске! где я и присутствовал !
              2. +2
                28 января 2015 11:18
                Да! и еще!) те два китайских в то бишь был сделан один! был отдан китаю но без начинки! второй не делали! эти три именно индия купила для себя! Эльта была основным исполнителем в этой программе ! Россия отвечала за сам планер и узлы!
          2. 0
            28 января 2015 10:53
            эти самолеты индии не продавали! Индия позже купила три ил 76 с тарелками в Израиле почтавили системы! еще 2 в строительстве!
  2. +3
    21 января 2015 10:42
    Несколько фото в догонку:








  3. +2
    21 января 2015 11:37
    На базе Гольфстрима- ДРЛО бизнес класса.
  4. +2
    21 января 2015 11:41
    По-моему самое главное в статье не написано: сведения о дальности обнаружения и идентификации целей.
  5. +6
    21 января 2015 11:53
    Gulfstream - самолеты израильской разработки
    ( IAI изр. аэрокосмическая промышленность).
    Сборку осуществляют фирмой General Dynamics' Gulfstream
    Aerospace в США, чтобы арабы и другие
    мусульмане тоже покупали, не заморачиваясь сотрудничеством
    с "сионистским врагом". Всякие шейхи на них с блеском летают. wink
    1. -1
      28 января 2015 11:04
      что то вы путаете! гольстрим это американский самолет в Израиле его не собирают! именно эту моддель
      1. Zeev
        +1
        29 января 2015 06:44
        Не, не путает. Разработка "Таасия Авирит", собирают на заводе в Бен-Гурионе. Почитай отчет генерального аудитора (мевакер амедина) за 2014 год, там как раз наехали на то, что проект не оправдался продажами.
        1. +2
          4 февраля 2015 23:27
          я извентиляюсь но я там работаю так что спорить не буду!) разработка у нас это галакси и астра еще раньше была! сейчас делают G250 но эта не та модель! этот больше по размерам!
  6. 0
    21 января 2015 14:01
    Кое какие технические данные по данному самолету можно найти на http://en.wikipedia.org/wiki/IAI_EL/W-2085. Данных там не много, но и те что есть впечатляют. К сожалению в русской версии этой статьи и эти данные куда то пропали.
    Мое мнение: один из лучших АВАКСов, состоящих на вооружении разных стран в настоящее время, причем с огромными возможностями по модернизации. По крайней мере знаменитовому американскому АВАКСу на базе Боинга с вращающейся грибообразный антенной до данного израильского еще "лететь и лететь". И вряд ли долетит. Правда американский АВАКС создавался многие лета тому назад, что в какой то мере его оправдывает. А вот то что российские разработчики пошли по американскому пути, их ни в коей мере не извиняет. В частности использование механического вращения "гриба" по азимуту привело к необходимости использования сложных и громоздких редукторов вращения которые при низких температурах работают плохо. А это в свою очередь приводит к необходимости снижения темпа обзора воздушного пространства в дежурном режиме , чтобы не угробить эти самые редукторы. В Израильском АВАКСЕ таких ограничений нет по причине использования электронного сканирования лучей антенн радара в двух плоскостях
    1. +10
      21 января 2015 14:41
      Цитата: gregor6549
      американский АВАКС создавался многие лета тому назад, что в какой то мере его оправдывает. А вот то что российские разработчики пошли по американскому пути, их ни в коей мере не извиняет.


      Абсолютно не извиняет what Тем более, что это не советские, а американские разработчики пошли по советскому пути.
      Ту-126 - советский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения комплекса "Лиана".Создан на базе пассажирского лайнера Ту-114. Первый полёт состоялся 23 января 1962 года. Эксплуатировался до конца 80-х.
      1. -5
        21 января 2015 15:37
        Кто там был первым большой вопрос. Тем более что в статье http://vpk-news.ru/articles/7368 первенство СССР в данной области никак не подтверждается. Далее. "Лиана" была просто летающим радаром, аналоговая РЛИ которого передавалась на наземные КП по широкополосный линии связи со всеми присущими для данного типа связи недостатками, и прежде всего низкой помехозащищенностью и ограниченной дальностью связи. Да и локатор на Лиане был весьма слабым, особенно в части обнаружения низколетящих целей на фоне земной и морской поверхности Поэтому Лиана была выпущена в очень ограниченном количестве и быстро была снята с производства. Американский же АВАКС это по сути летающий КП со своим радиолокатором, широко использующий цифровые технологии обработки РЛИ и обмена данными с наземными КП, спутниками и другими самолетами. Я уже не сравниваю ТТХ РЛС Лианы и АВАКСа. Никакого сравнения.
        1. +4
          21 января 2015 15:43
          Цитата: gregor6549
          Я уже не сравниваю ТТХ РЛС Лианы и АВАКСа. Никакого сравнения.

          Если мне память не изменяет, первый Е-3А взлетел в 1977 году и это был далеко не тот АВАКС, что сейчас. Странно их сравнивать с самолётом образца 1962 года.
          Меня зацепило это:
          Цитата: gregor6549
          В частности использование механического вращения "гриба" по азимуту привело к необходимости использования сложных и громоздких редукторов вращения которые при низких температурах работают плохо.
          Как не крути, а на Ту-126 такая система появилась раньше чем на АВАКСах
  7. +1
    21 января 2015 14:03
    Гольфстрим аэроспейс Корпорейшн (англ. Gulfstream Aerospace Corporation) — американская авиастроительная (аэрокосмическая) корпорация, расположенная в городе Саванна, штат Джорджия, США.

    Первый самолёт с названием «Гольфстрим» (и его модернизация, версия II) был выпущен в рамках подразделения компании Грумман. В 1978 году эта компания продала бизнес «Гольфстрима» Аллену Паульсону, который инициировал компанию «Грумман Американ».

    Дальнейшее приобретение у фирмы Рокуэлл программы самолёта Aero Commander завершилось формированием полностью независимой компании Gulfstream Aerospace.

    С 1985 года приобретена компанией Крайслер. Паульсон единолично руководил компанией ещё несколько лет, затем, вместе с Тэдом Форстманном он выкупил её назад.

    Подразделение корпорации Дженерал Дайнемикс с 1999 года, которая в 2001 добавила к компании другую свою собственность — Galaxy Aerospace (ранее приобретённой у корпорации «Израиль Эйркрафт». Модели G100/G150 и G200 выпускались в Израиле исключительно фирмой Galaxy.
  8. 0
    21 января 2015 14:23
    Насколько км. он видит?
    1. +1
      4 февраля 2015 23:24
      450 500 километров
  9. +5
    21 января 2015 18:15
    Когда создавались Е-3 и А-50 в Израиле использовали Е-2. А после того как в конце 80-х начале 90-х почти все евреи из "Веги" уехали на историческую родину в Израиле появились свои разработки, может это и совпадение.
    Ну а так для Израиля большие самолеты ДРЛО и У излишне, с его территорией хватает и таких "малышей".
    1. Zeev
      0
      29 января 2015 06:47
      Израильские ВВС действуют на большом удалении от своих границ, и ДЛРО лишним не является.
  10. +2
    21 января 2015 19:07
    Цитата: gregor6549
    Мое мнение: один из лучших АВАКСов, состоящих на вооружении разных стран в настоящее время, причем с огромными возможностями по модернизации.

    По дальности обнаружения целей - если судить об этом из упомянутой вами статьи и отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/IAI_Phalcon - то этот самолёт примерно равен нашему А-50, и кое в чём ему даже уступает. Безусловно, А-50 является более громоздким и в целом устаревшим комплексом - однако следует помнить, что создавался он около 30 лет тому назад. На подходе уже А-100, гос. испытания которого начнутся в ближайшее время.
    Ещё позволю себе одно замечание. Самолёты ДРЛО на базе гражданских машин с установленной на них аппаратурой радиообнаружения и целеуказания представляют собой дешёвую замену полноценных комплексов ДРЛО - а потому в качественном отношении соперничать с ними не могут. Для таких стран, как Израиль, Бразилия или Швеция подобные самолёты - наиболее приемлемый вариант в соотношении "цена/качество". Для России же подобные системы не подходят.
  11. +5
    21 января 2015 21:58
    А Израилитяне всегда были хваткими ребятами. Они и МиГи модернизируют, и ДРЛО на базе Ил-78 делают. Вот только не надо их за это минусовать. У них просто учиться надо как перехватывать заказы.
  12. +1
    21 января 2015 23:51
    посмотрим что у нас будет с А-100...вроде как обещают хитрый пипелац сварганить...
  13. 0
    22 января 2015 08:19
    Почему-то во всей статье аббревиатура упорно приводится как ДЛРО, что есть - слегка не по-нашему.
  14. +1
    22 января 2015 21:25
    Симпатичная птичка. С серьезными возможностями. Думаю, и "софт" там не хилый, что сильно повышает возможности по обнаружению и сопровождению целей. Да и летные данные на уровне. Вооружения нет совсем, наверное, это минус, поскольку такой ценный аппарат надо постоянно охранять, он у любой системы ПВО будет цель номер раз.
    1. 0
      4 февраля 2015 23:26
      его охранять не нужно! он летает от пво далековато и не входит в зону поражения!
  15. 0
    31 января 2015 15:21
    Получается лучше дрло двух типов!