День инженерных войск

Как любят шутить военнослужащие инженерных войск России: «не нужно думать, что мы – это только стройбат, мы – войска «всё включено»: от сапёров до трубопроводчиков, от понтонщиков до дорожников».

День инженерных войск



Сегодня – 21 января – военнослужащие войск «всё включено» - инженерных войск ВС России отмечают свой профессиональный праздник. Эта дата выбрана для празднования Дня инженерных войск не случайно. Именно 21 января 1701 года состоялось учреждение «Школы пушкарского приказа» (школы на Пушкарском дворе) Петром Первым. В школе курсантов готовили по ряду военно-инженерных специальностей.

Однако и до 1701 года в России существовало понимание того, что победы над противником не всегда могут приходить благодаря исключительно удалым героическим атакам, умелым действиям пехоты, конницы или артиллерии. Победа порой может и вовсе уйти из рук, если грамотно и вовремя не подготовить инфраструктуру, включая заградительные и иные сдерживающие рубежи. Если в допетровские времена военно-инженерная служба не имела официального состава и «юридического» утверждения, то при Петре она была выделена в отдельное армейское формирование, что одновременно повысило ещё и статус тех, кто отдавал себя военно-инженерному служению.

К концу XIX столетия инженерные войска в России уже имели солидное техническое вооружение, позволяющее решать целый спектр самых разных задач. Это оборудование для наведения телеграфных линий, для прокладывания железнодорожных путей, быстрого развёртывания воздушных средств (аэростатов). В распоряжении инженерных войск со временем стали появляться автомобили, которые использовались для транспортировки не только личного состава, но и разнообразных грузов, призванных стать элементами в решении той или иной поставленной командованием задачи.

В полной мере инженерные войска Российской империи проявили себя в Русско-японской и Первой мировой войнах. Создание многочисленных фортов, укреплённых полевых позиций, подготовка крепостей к сдерживанию длительных осад – это лишь часть той работы, которая была проведена бойцами инженерных подразделений. Одним из наиболее ярких эпизодов успеха инженерных войск в годы Первой мировой войны стала работа в крепости Осовец. Использование железобетонных конструкций – на то время вполне новаторских объектов, бронированных укреплений (вплоть до бронебашен), позволяющих вести эффективный артиллерийский огонь из укрытия, дало возможность гарнизону выдержать три штурма. Если учесть, что командование требовало от командира гарнизона Осовца простоять двое суток, а гарнизон отражал атаки неприятеля на протяжении почти целого года, труд военных инженеров и обычных бойцов инженерных войск, которые укрепляли позиции, достоин восхищения. Именно гений инженерной мысли и титанический труд по выстраиванию обороны крепости на основании имеющихся сил, средств и материалов позволил сковать огромные силы немцев, не позволив им добиться успеха на Белостокском направлении и вклиниться между двумя русскими армиями.

Достоин восхищения и подвиг бойцов инженерных войск в годы Великой Отечественной войны. О том, насколько огромным был вклад инженерных войск в Великую Победу, могут сказать и эти цифры:

только в оборонительных операциях бойцы установили почти 70 миллионов мин, построили при поддержке гражданского населения около 47 тысяч км оборонительных рубежей (больше длины экватора Земли), более миллиона различного рода фортификационных сооружений. На минах, установленных на оборонительных рубежах, гитлеровские войска потеряли несколько десятков тысяч пехотинцев, а также тысячи единиц бронетехники, военных автомобилей (по самым скромным оценками, более 9,5 тысяч танков, бронетранспортёров, грузовиков).

Однако не только при обороне существенную роль играли инженерные подразделения Красной Армии. По количеству налаженных переправ через реки Советского Союза и Европы в ходе наступательных операций с 1943 по 1945 годы советские инженерные войска поставили настоящий мировой рекорд. От Волги до Эльбы были оборудованы сотни переправ, наведены понтоны, построены мосты. По оценкам историков, общая длина переправ, налаженных инженерными подразделениями Красной Армии на разных участках фронта, превысила 600 км!



Это сравнимо с расстоянием между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом (в годы Великой Отечественной – Ленинградом). Такая цифра делает доводы тех, кто сегодня старается заявить, что мост между Краснодарским краем и Крымским полуостровом – это нечто безумно сложное и даже невыполнимое, смешными. Люди, которые строили мосты и переправы порой под шквальным огнём противника, явно не поняли бы тех, кто невыполнимой считает работу по возведению одного, пусть и протяжённого, моста в мирное время.

Сложно переоценить подвиг подразделений инженерных войск при ликвидации последствий одной из самых чудовищных техногенных катастроф 20-го века – аварии на Чернобыльской АЭС. Так, два инженерно-дорожных полка выполняли операцию по возведению специальных водоохранных сооружений, которые впоследствии позволили предотвратить масштабное распространение радиоактивных веществ. Со временем группировка инженерных войск в зоне ликвидации только росла. Защитные дамбы и адсорбирующие завесы возводились при использовании более чем 800 единиц техники. Для их возведения понадобилось около 630 тыс. кубометров горной породы.


Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Июль 1986 г., Белорусская ССР, Гомельская область, пгт Брагин


Бойцы инженерных войск участвовали в мероприятиях по локализации очага катастрофы и захоронению особо опасных источников радиоактивного излучения на выделенных территориях. Уже в июне 1987 года были проложены специальные фильтрующие траншеи и оборудованы дренажные скважины, позволившие в разы снизить уровень радиации.

И сегодня подразделения инженерных войск готовы решать самые разные задачи. На вооружении войск появляется новая техника. Совсем недавно начальник инженерных войск заявил об оснащении подразделений новейшими роботами-сапёрами, а также техникой для наведения понтонных переправ.




«Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов инженерных войск с профессиональным праздником!
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

37 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти