День инженерных войск

37
Как любят шутить военнослужащие инженерных войск России: «не нужно думать, что мы – это только стройбат, мы – войска «всё включено»: от сапёров до трубопроводчиков, от понтонщиков до дорожников».

День инженерных войск


Сегодня – 21 января – военнослужащие войск «всё включено» - инженерных войск ВС России отмечают свой профессиональный праздник. Эта дата выбрана для празднования Дня инженерных войск не случайно. Именно 21 января 1701 года состоялось учреждение «Школы пушкарского приказа» (школы на Пушкарском дворе) Петром Первым. В школе курсантов готовили по ряду военно-инженерных специальностей.

Однако и до 1701 года в России существовало понимание того, что победы над противником не всегда могут приходить благодаря исключительно удалым героическим атакам, умелым действиям пехоты, конницы или артиллерии. Победа порой может и вовсе уйти из рук, если грамотно и вовремя не подготовить инфраструктуру, включая заградительные и иные сдерживающие рубежи. Если в допетровские времена военно-инженерная служба не имела официального состава и «юридического» утверждения, то при Петре она была выделена в отдельное армейское формирование, что одновременно повысило ещё и статус тех, кто отдавал себя военно-инженерному служению.

К концу XIX столетия инженерные войска в России уже имели солидное техническое вооружение, позволяющее решать целый спектр самых разных задач. Это оборудование для наведения телеграфных линий, для прокладывания железнодорожных путей, быстрого развёртывания воздушных средств (аэростатов). В распоряжении инженерных войск со временем стали появляться автомобили, которые использовались для транспортировки не только личного состава, но и разнообразных грузов, призванных стать элементами в решении той или иной поставленной командованием задачи.

В полной мере инженерные войска Российской империи проявили себя в Русско-японской и Первой мировой войнах. Создание многочисленных фортов, укреплённых полевых позиций, подготовка крепостей к сдерживанию длительных осад – это лишь часть той работы, которая была проведена бойцами инженерных подразделений. Одним из наиболее ярких эпизодов успеха инженерных войск в годы Первой мировой войны стала работа в крепости Осовец. Использование железобетонных конструкций – на то время вполне новаторских объектов, бронированных укреплений (вплоть до бронебашен), позволяющих вести эффективный артиллерийский огонь из укрытия, дало возможность гарнизону выдержать три штурма. Если учесть, что командование требовало от командира гарнизона Осовца простоять двое суток, а гарнизон отражал атаки неприятеля на протяжении почти целого года, труд военных инженеров и обычных бойцов инженерных войск, которые укрепляли позиции, достоин восхищения. Именно гений инженерной мысли и титанический труд по выстраиванию обороны крепости на основании имеющихся сил, средств и материалов позволил сковать огромные силы немцев, не позволив им добиться успеха на Белостокском направлении и вклиниться между двумя русскими армиями.

Достоин восхищения и подвиг бойцов инженерных войск в годы Великой Отечественной войны. О том, насколько огромным был вклад инженерных войск в Великую Победу, могут сказать и эти цифры:

только в оборонительных операциях бойцы установили почти 70 миллионов мин, построили при поддержке гражданского населения около 47 тысяч км оборонительных рубежей (больше длины экватора Земли), более миллиона различного рода фортификационных сооружений. На минах, установленных на оборонительных рубежах, гитлеровские войска потеряли несколько десятков тысяч пехотинцев, а также тысячи единиц бронетехники, военных автомобилей (по самым скромным оценками, более 9,5 тысяч танков, бронетранспортёров, грузовиков).

Однако не только при обороне существенную роль играли инженерные подразделения Красной Армии. По количеству налаженных переправ через реки Советского Союза и Европы в ходе наступательных операций с 1943 по 1945 годы советские инженерные войска поставили настоящий мировой рекорд. От Волги до Эльбы были оборудованы сотни переправ, наведены понтоны, построены мосты. По оценкам историков, общая длина переправ, налаженных инженерными подразделениями Красной Армии на разных участках фронта, превысила 600 км!



Это сравнимо с расстоянием между двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом (в годы Великой Отечественной – Ленинградом). Такая цифра делает доводы тех, кто сегодня старается заявить, что мост между Краснодарским краем и Крымским полуостровом – это нечто безумно сложное и даже невыполнимое, смешными. Люди, которые строили мосты и переправы порой под шквальным огнём противника, явно не поняли бы тех, кто невыполнимой считает работу по возведению одного, пусть и протяжённого, моста в мирное время.

Сложно переоценить подвиг подразделений инженерных войск при ликвидации последствий одной из самых чудовищных техногенных катастроф 20-го века – аварии на Чернобыльской АЭС. Так, два инженерно-дорожных полка выполняли операцию по возведению специальных водоохранных сооружений, которые впоследствии позволили предотвратить масштабное распространение радиоактивных веществ. Со временем группировка инженерных войск в зоне ликвидации только росла. Защитные дамбы и адсорбирующие завесы возводились при использовании более чем 800 единиц техники. Для их возведения понадобилось около 630 тыс. кубометров горной породы.


Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. Июль 1986 г., Белорусская ССР, Гомельская область, пгт Брагин


Бойцы инженерных войск участвовали в мероприятиях по локализации очага катастрофы и захоронению особо опасных источников радиоактивного излучения на выделенных территориях. Уже в июне 1987 года были проложены специальные фильтрующие траншеи и оборудованы дренажные скважины, позволившие в разы снизить уровень радиации.

И сегодня подразделения инженерных войск готовы решать самые разные задачи. На вооружении войск появляется новая техника. Совсем недавно начальник инженерных войск заявил об оснащении подразделений новейшими роботами-сапёрами, а также техникой для наведения понтонных переправ.




«Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих и ветеранов инженерных войск с профессиональным праздником!
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    21 января 2015 06:48
    Вот и на нашей улице... С праздником, товарищи!
    1. +11
      21 января 2015 07:21
      С праздником! drinks
      1. +7
        21 января 2015 08:10
        С праздником!
    2. +8
      21 января 2015 09:10
      С праздником, коллеги!
      1. +2
        21 января 2015 13:46
        Поздравляю всех военнослужащих служащих и служивших в в/ч 95037 с праздником. Здоровья и успехов в службе.
    3. +2
      21 января 2015 15:49
      С праздником!
      Обыкновенный бытовой случай: зима, полное ж..., в городок ни заехать, ни выехать! Снежная блокада!Маленький МТЗ и 100 метров проехать не может!Продукты не подвезти... Лечу к соседям в инженерно-саперный полк(км 20 до них) и их БАТы спасают нас от голодной смерти, пробивая дорогу!
      С уважением! drinks
  2. 0
    21 января 2015 06:50
    Этим инженерным войскам нужно было положить пантонный мост в Крым.
    1. +1
      21 января 2015 09:20
      Понтонный мост там не пойдёт. Капитальный нужен, с забуриванием в грунт.
      1. +2
        21 января 2015 22:49
        Цитата: shershen
        Понтонный мост там не пойдёт

        Да бросьте!
        Я был призван в армию в 1982. Вагон со 110 выпускниками институтов. Потом дележка в Сертолово наших тушек. И вот я в инженерных войсках.
        Песочное, учебный батальон. Я сапер. Мины, фугасы, разминирование и т.д.
        Но вдруг меня перекидывают в понтонеры. Зашибись! В марте, стоя в полынье Вуоксы, по грудь в воде навожу понтонный мост.
        И вот выпуск(получил сразу сержанта). Ура, я в части, обслуживающей ЗКП ЛЕНВО.
        Перекидывают под Павловск. И, о чудо, становлюсь связистом, обслуживающим радиостанции в СФС. При этом веду монтаж автоматики объекта.
        А потом курсы подготовки офицеров заапаса. Прошу для дальнейшего своего развития перевести в мотопехоту, но, говорят, ни-и-и-зя.. И вот я снова офицер-сапер.
        Дайте возможность инженерным войскам возвести, хоть плотину, вместо моста, сделают.
        Наши мужики ну очень хваткие.
        PS. Я это к тому, что все решаемо. Все можно было сделать еще летом.
        Но если будут стоить те деятели, что отличились на Дальнем Востоке, то хана - рухнет мост.
    2. +1
      21 января 2015 14:10
      Это был бы мост до первого шторма или до первого ледохода. Что наступит раньше.
      Вот почему туда до сих пор не провели ЛЭП, хотя б временную, я не знаю.
      1. +1
        21 января 2015 23:22
        Всех кто служил и служит в инженерно-саперных с праздником!
        Цитата: Мостовик
        Это был бы мост до первого шторма или до первого ледохода. Что наступит раньше.
        Вот почему туда до сих пор не провели ЛЭП, хотя б временную, я не знаю.

        К сожалению ,для мучающего меня с марта 14-го вопроса ,сталкивался в армии только с саперной составляющей ваших войск входивших в нашу отд.армию (утилизация
        отслуживших боеприпасов) с понтонными парками не сталкивался.Про прокладку подводных кабелей поддерживаю ваше недоумение, сам такие не прокладывал но по долгу гражданской службы знаю ,что у нас в регионе они относительно недавно и прокладывались и восстанавливались feel от 30 кВт и выше, скорее всего Краснодарский край не может быть донором, хотя Керчь ,спокойно в свою энергосистему могли бы включить. Наша фирма часто на субподряде у мостоотрядов, даже когда все хорошо не было не одной ленточки разрезано в соответствии со сроками.Мой вопрос специалистам: возможно ли наведение временной понтонной переправы через Керченский пролив (3,5 км в узкой части) из понтонных парков с ночным пропуском судов ,в чем главная проблема , если нет ,то возможно наведение временного понтонного моста из специально изготовленных секций с пропускным устройством в фарватере (все равно пропускная способность больше,чем у паромов)?
        1. Аладин
          +1
          22 января 2015 06:10
          Понтонный мост - это цепь, где нагрузка на каждое звено складывается в общую (например 100 кгс на секцию от течения реки даст 10 000 кгс при мосте 675 м (100 секций по 6,75 м) с увеличивающим коэффицентом как у натянутой нити. Поэтому есть предельная длина моста для разных условий.
          Сделать мост 5 км в море при штормах, ветрах из стандартных секций совершенно нереально, но можно сделать мост с переходными заякоренными секциями и использованием 100-метровых групп понтонов как пролётов между ними, при этом при прогнозе шторма понтоны эвакуировать или отцеплять 1 конец с установкой по ветру за стационарной секцией. В Керчи есть завод Залив, где можно наварить стационарных понтонов и всё в принципе реально, можно и начертить, но у нас пролетарское государство, откуда нормальные люди сбежали ещё давно в том числе в Германию - поэтому немецкий трофейный мост был собран в Керченском проливе успешно и работал, если бы вместе с железом захватили инженера и слушались его то построили бы ледолом и не потеряли мост в первый ледоход.
          Так что можно всё, если осторожно но за 300 млрд построить монстра для крупного подрядчика интереснее, деньги возьмут эмиссией из кармана каждого - так что не сомневайтесь, Вы поучаствуете в проекте.
  3. +10
    21 января 2015 06:51
    Очень нужные войска. С праздником Вас!
  4. +7
    21 января 2015 06:55
    С Днем Инженерных Войск ВАС, Продолжатели дела защитников Порт - Артура!!! Желаем здоровья и благополучия!!!
  5. +15
    21 января 2015 06:57
    С праздником мужики.От меня и от моей собаки.Именно саперы научили меня собак любить...Просто увидел бойца с овчаркой на руках,вся в крови...Боец не пацан,видно повоевал уже.А на лице слезы...И все вокруг стоят как на похоронах...Спросил что?Оказалось 125 мина.Подрыв у собаки...Это сколько же она человеческих жизней спасла вместе с этим бойцом?
    Счастья вам и поменьше работы.Лучше строите,чем разминируйте или наоборот...
  6. +6
    21 января 2015 07:00
    С Днем Инженерных Войск.
  7. +6
    21 января 2015 07:03
    С праздником!!! drinks
  8. +6
    21 января 2015 07:11
    День инженерных войск отметим,
    Им 300 с лишним лет уже,
    И мы поздравим их все вместе
    С особой теплотой в душе!
    Им скажем дружное «спасибо»,
    И пожелаем, их ценя,
    Всегда быть гордостью России,
    Расти во всем, день ото дня!
  9. +8
    21 января 2015 07:24
    Слава инженерным войскам и подразделениям инженерной разведки в других родах войск!
    Слава бесстрашным парням, под пулями и взрывами создающих условия для победы!
  10. +6
    21 января 2015 07:33
    Спасибо инженерным войскам! Офицеров, прапорщиков солдат и сержантов. ветеранов с праздником! Здоровья, успехов как говорилось в БиПП, личного счастья!
  11. +4
    21 января 2015 07:43
    Поздравляю с праздником всех инженеров и сослуживцев по 135 ОИСБ.
  12. +5
    21 января 2015 07:49
    Всех военнослужащих инженерных войск с праздником!!! love drinks
  13. +3
    21 января 2015 08:11
    С праздником!
    И персонально всех выпускников 320 школы младших специалистов Инженерных войск в Глау.
  14. ТЕХНАРЬ
    +4
    21 января 2015 08:13
    Инженерные войска!С днюхой,парни!!!Когда-то и служили,и воевали вместе.
  15. +3
    21 января 2015 08:44
    Хочется немного добавить к статье достижений военных строителей. Я сам ленинградец-изучал оборону Ленинграда и что же было ПОСЛЕ прорыва блокады. А было вот что.
    Только-только состоялся прорыв блокады и встреча Ленинградского фронта с Волховским в районе рабочего поселка №5 а военные строители уже приступили к строительству железной дороги. За 1-2 дня (не помню точно) была построена ветка Поляна-Шлиссельбург! это более 30 км полотна путей под обстрелом фашистов!
    А так же конечно удивительным подвигом была сама Дорога Жизни по льду Ладожского озера. И поглядите удивительные фотографии тех событий - в летнее время жидкие топлива доставлялись наливными железнодорожными цистернами ВПЛАВЬ! А для зимы по дну озера были проложены трубопроводы!
  16. +3
    21 января 2015 08:55
    С Праздником!Очень нужный род войск!
  17. +9
    21 января 2015 09:20
    Калининградское высшее ордена Ленина Краснознаменное училище инженерных войск, 1990 - 1995 год.
    Всех выпускников, а также всех причастных - с праздником!
  18. Немой
    +5
    21 января 2015 09:24
    С профессиональным Вас праздником , всех "инженерщиков"!!!! :)
    Было дело , и я отметился службой за рубежами... в ГСВГ,
    - отдельный взвод полковой разведки ПМП, в Дрездене.
    На фото- КПП родной части ... фото сделано не мной и позже,
    но это мой полк...;)
  19. Немой
    +2
    21 января 2015 09:29
    А это мы на марше (учения под Магдебургом) - наш взвод...
  20. Немой
    +5
    21 января 2015 09:32
    В лесу ... Командир в центре ...
    Может быть нам туда вернуться ? :)
  21. avt
    +3
    21 января 2015 09:52
    C Праздником саперы ! А когда припрет -пехота и вообще на все руки мастера.
  22. +3
    21 января 2015 10:14
    С Днём инженерных войск служащих и ветеранов! 108-й отд.гв ИСБ ЮГВ
  23. +2
    21 января 2015 10:28
    C праздником коллеги сапёры! Сопим но прём!!!!!!!
  24. +5
    21 января 2015 10:30
    С праздничком ребята! Мало кто знает день наших войск. Сам в учебке на механика-водителя УР-77 учился. В части служил в роте разминирования. Батальон пантонеров соседи, знаю их нелегкий труд не по наслышке. В чечне в разведроте сапером. В Абхазии сапером, но только там понял, что инженеров можно использовать и как продвинутую пехоту и на маршах на броне (числился из-за нехватки сапером-пулеметчиком в БТР, старшим машины миноукладчика, УР-77 одновременно) и на патрулях вдоль границ и на точках на тропах в Кадорском ущелье. Какие только задачи не выполняли - не перечислишь. Даже в авиа конвоях на Ка-50 побывали ))
  25. +2
    21 января 2015 10:38
    [quote=domokl]С праздником мужики.От меня и от моей собаки.Именно саперы научили меня собак любить...Просто увидел бойца с овчаркой на руках,вся в крови...Боец не пацан,видно повоевал уже.А на лице слезы...И все вокруг стоят как на похоронах...Спросил что?Оказалось 125 мина.Подрыв у собаки...Это сколько же она человеческих жизней " - согласен. Собак до армии не любил и боялся. Даже в части к вальерам не подходил. А вот в Абхазии только понял, какие они друзья с большой буквы! Привезли с собой Графа с чечни, старый и контуженный работал лучше других. На выходах две собаки подорвались первыми, считай группе всей жизни спасали. Как же тяжело было их терять. Они были полноценными членами коллектива. С тех пор собак не боюсь, много воды утекло...
  26. +4
    21 января 2015 10:38
    Слава нашим военно-инженерным войскам - истинным пахарям войны!
  27. +6
    21 января 2015 10:41
    Cаперы с Праздником!
  28. +4
    21 января 2015 10:50
    С праздником, уважаемые! Счастья, здоровья и чтоб без потерь!
  29. +3
    21 января 2015 11:44
    Инженерные войска ВС России находятся под духовным окормлением святого благоверного князя Даниила Московского,его невидимой поддержкой и профессиональной высокой выучкой воины укрепляют обороноспособность нашей великой Державы ! На территории одной из частей Инженерных войск много лет поет православный хор из числа военнослужащих срочной службы,среди которых был и мое любимое духовное чадо- воин Димитрий . С праздником,дорогие воины и Ваши родные и близкие и с Богом !
  30. +5
    21 января 2015 11:47
    Ура!!! С праздником товарищи!
  31. +4
    21 января 2015 12:28
    Искренне поздравляю. О Вашей деятельности знаю не по наслышке и у меня особое отношение к инженерным войскам. Удачи!
  32. +4
    21 января 2015 12:36
    День инженерных войск Россия отмечает,
    Они побед основу создают,
    Не каждый мирный житель это знает.
    Родные, в вашу честь сегодня праздничный салют!

    От сердца произносим мы такие поздравления:
    Желаем крепкого здоровья и терпенья,
    Известно: силы духа вам положено вдвойне -
    В рядах передовых идёте на любой войне.

    Пусть на «гражданке» счастье вам судьба подарит,
    Родных заботу, радость, тёплый дом,
    И пусть Фортуна никогда не изменяет,
    Хранитель-ангел бережёт своим крылом.
  33. +3
    21 января 2015 14:03
    ПРИСОЕДИНЯЮСЬ К ПОЗДРАВЛЕНИЯМ!!!!! drinks good
  34. +3
    21 января 2015 14:06
    С праздником!!! ЦГВ, Оломоуц 1987-1989г.
  35. +6
    21 января 2015 14:16
    С большим удовольствием отмечаю День Инженерных войск, ну совсем как свой профессиональный праздник.
    Очень часто выполняли задачи совместно - ведь создавались Петром инженерные войска для создания фортификационных сооружений артиллерии! Когда инженеры со своей техникой подготовят огневые рубежи, тогда и у артиллеристов дело спорится - приехали, отстрелялись, и на новый рубеж. По объёму решаемых задач Инженерные войска явно на первых местах среди всех видов и родов войск. От разведки и добычи воды, до обеспечения маршрутов продвижения войск. А как работают установки разграждения "Змеи Горынычи"! Так управлять взрывом могут только инженеры. С праздником Вас, инженеры!
  36. +5
    21 января 2015 14:24
    1985-87. Учебка г. Волжский, далее г. Советск - гв. танк. дивиз., отд. гв. инж. бат. Мехвод ПТС-М и ПТС-2. С праздником, мужики! И спасибо за поздравления! Всех благ!
  37. +3
    21 января 2015 15:10
    С праздником всех настоящих служащих инженерных войск и ветеранов инженерных войск. !!!а особенно тех кто служил в в/ч 68428. Ворошиловград. Термез. А так же тем кто проходил учебку в Волжском на "деревянном" осень 78 по май79.
  38. +2
    21 января 2015 18:18
    Уважаемые сапёры - с праздником! drinks
    Истинные работяги инженерного обеспечения войск - пОтом и кровью!
  39. Карбышевец
    +3
    21 января 2015 18:37
    ВДВ-никто кроме нас! Инженеры-а, куда вы без нас! На самом деле, когда подразделения инженерных войск приходят на помощь в войсках с инженерами стараются дружить, не говоря о гражданских. Просто для ликвидации последствий ЧС специализированная техника есть, только, в инженерных войсках. С Праздником Товарищи!
  40. +2
    21 января 2015 19:07
    С праздником!!!
  41. +1
    21 января 2015 20:19
    Поздравляю всех причастных (и не очень) к этому празднику!!
  42. +2
    21 января 2015 20:35
    С Праздником,Камрады!!! Здоровья Вам и Вашим Близким!!!"Сапёры-Сыны Отчизны! На Вахте Отважно Стоят.Сапёры-Во - Имя Жизни-Жизней Своих не Щадят!". ЗабВО 93-94.Отдельный Батальон Боевого Обеспечения,1я Инженерно-Сапёрная рота. soldier hi
    Цитата: Зяблицев
    БАТы спасают нас от голодной смерти, пробивая дорогу!
    С уважением! drinks

    (Старший механик-водитель путепрокладчика БАТ-М) hi drinks
  43. 0
    25 января 2015 16:57
    с праздником!