Парк военных и фермеров

Азия становится основным покупателем БЛА, Китай – крупнейшим производителем

Беспилотные летательные аппараты вызывают особый интерес в связи с возможностью размещения на них вооружений и применения некоторых платформ для уничтожения боевиков. Быстрое распространение компактных дронов сокращает расходы и проблемы выведения их на рынок, что обеспечивает возможности для более широкого применения подобной техники частными компаниями, отдельными лицами и странами с ограниченными финансовыми ресурсами.

Рынок боевых беспилотных авиационных систем (БАС) более десятилетия подогревался закупками США для ведения войн в Ираке и Афганистане. Сейчас сектор развивается в направлении морских беспилотников.


Крупнейшими покупателями БАС в предстоящее десятилетие станут вооруженные силы КНР. По прогнозу аналитического агентства «Форкаст интернэшнл» (Forecast International), на Народно-освободительную армию Китая (НОАК) придется более половины объема рынка беспилотников в стоимостном выражении.

Китай стремится догнать и даже превзойти США в беспилотных технологиях, создавая аналоги MQ-1 «Предейтор» (Predator) от «Дженерал атомикс» (General Atomics), высотной RQ-4 «Глобал Хоук» (Global Hawk) компании «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) и даже экспериментального ударного БЛА X-47B. Неудивительно, что Пекин должен стать крупнейшим покупателем именно сейчас, когда американские военные приостановили закупки, дабы оптимизировать и регламентировать парк накопившихся беспилотников, приобретенных для оперативных потребностей.

«Нейронное» оружие

Европа между тем продолжает пытаться совместно разрабатывать, производить и применять БАС. В мае 2014-го компании «Эрбас» (Airbus), «Дассо» (Dassault) и «Алениа Аэрмакки» (Alenia Aermacchi) объявили о планах создания европейской средневысотной БАС большой продолжительности полета типа MALE (medium-altitude long-endurance), которая выйдет на рынок к 2020 году. Этот шаг стал ответом на масштабную разработку системы MALE, одобренную странами – членами Европейского агентства по обороне (EDA). Результаты ожидаются к 2016 году.

Парк военных и фермеровМежду тем Франция и Великобритания в ноябре начали двухлетний этап предварительной оценки требований к будущей боевой авиационной системе FCAS (Future Combat Air System). На этот этап исследований компании «БАE Системз» (BAE Systems) и «Дассо» получили совместный контракт стоимостью 160 миллионов евро и дополнительное национальное финансирование от каждой из сторон в размере по 100 миллионов евро на покрытие расходов на разработку концепции оперативного боевого БЛА, который поступит на вооружение в 2030-х. Таким образом обеспечивается база для создания демонстратора, который совершит первый полет в начале 2020-х.

Демонстрационный образец FCAS будет создаваться на основе БЛА «Нейрон», разработанного группой компаний под руководством «Дассо», и единственного британского БЛА «Таранис» от «БАЕ Системз». Летные испытания аппарата «Таранис», подтверждающие его малозаметность, прошли на полигоне Вумера в Австралии. Дальнейшие полеты запланированы на этот год. По завершении тестирования «Нейрона» во Франции и Италии для определения его эффективной поверхности рассеяния БЛА должен отправиться в Швецию для испытаний по применению авиационных средств поражения.

Ожидаемый спрос

Согласно прогнозу «Форкаст интернэшнл» объем рынка военных БАС, предназначенных для разведки и выполнения ударных задач, составит около 72,7 миллиарда долларов в следующий десятилетний период (2015–2024). Из этого объема 40,8 миллиарда составят контракты на производство БАС, 28 миллиардов долларов – заказы на опытно-конструкторские разработки и два – четыре миллиарда – оплата сервисного обслуживания. Производственные издержки поделятся между аппаратами, наземными станциями управления и полезной нагрузкой в соотношении 18,1 миллиарда, 7,1 миллиарда и 15,6 миллиарда долларов соответственно.

Парк военных и фермеровКНР согласно оценкам в ближайшие 10 лет израсходует на закупки БАС 15,8 миллиарда долларов. Китайские компании уже экспортируют ряд беспилотных систем. По сообщениям СМИ, Саудовская Аравия, ОАЭ и Узбекистан приобретают беспилотники класса «Предейтор» в Поднебесной. Но это, как ожидается, не окажет значительного влияния на международный рынок, поскольку большая часть китайских БАС будет направляться своим ВС и правоохранительным структурам.

Индия, региональный соперник Китая, увеличивает бюджет на приобретение БЛА, который все-таки остается значительно ниже, чем у Пекина. Заметным игроком на азиатском рынке стремится стать Южная Корея, которая разрабатывает серию беспилотников, включая боевые. Японская армия медлит с принятием БЛА на вооружение, тем не менее планирует приобрести три «Глобал Хоук» (Global Hawk). В целом Азия станет крупнейшим заказчиком БАС в течение следующего десятилетия, затратив на эти цели 20,5 миллиарда долларов – 50 процентов общего объема рынка. Ежегодное производство такой техники в регионе за обозначенный период утроится, достигнув 2,9 миллиарда долларов.

Североамериканские, европейские и израильские компании будут продолжать доминировать на рынке БАС с точки зрения получения заказов – как отечественных, так и зарубежных. По прогнозам, США, оперирующие самым большим в мире парком БЛА, затратят до 2024 года на закупку БАС 11,9 миллиарда долларов – на 25 процентов меньше, чем Китай.

Рынок предложений

Компания «Нортроп Грумман» является топовым игроком на рынке БЛА, в том числе в Соединенных Штатах. Заказы от ВВС США на высотный БЛА «Глобал Хоук» с большой продолжительностью полета типа HALE (high-altitude, long-endurance) будут, вероятно, дополнены экспортными поставками. Помимо японской заявки на три RQ-4B известно о том, что Австралия планирует приобрести до семи MQ-4C «Тритон» (Triton). Объем продаж «Нортроп» в области БАС, включая беспилотные вертолеты MQ-8 «Файр скаут» (Fire Scout), составит семь миллиардов долларов до 2024 года, что соответствует доле в 19,6 процента среди основных мировых производителей беспилотных систем.

Парк военных и фермеров«Дженерал атомикс» (General Atomics) занимает вторую после «Нортроп» позицию по объемам продаж своих БАС в предстоящее десятилетие с показателем 3,05 миллиарда долларов (9,7%). Заказы на семейство беспилотников «Предейтор» (Predator)/«Рипер» (Reaper) обеспечивают компании лидерство на рынке в течение многих лет, она остается ведущим поставщиком в крупнейшем секторе БАС типа MALE. Но поскольку американский рынок сокращается, а договоры по контролю над вооружением затрудняют экспортные поставки, в рейтинге могут быть перестановки.

Сейчас «Дженерал атомикс» и другие компании рассчитывают на поставки систем нового поколения. Несколько лет назад американские ВВС отложили финансирование разработки БАС для замены «Предейтор»/«Рипер», в то же время они продолжают исследовать требования к высотным системам, способным функционировать в оспариваемом воздушном пространстве. На сегодня только высотные БАС RQ-170 компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) и не получивший одобрения RQ-180 компании «Нортроп» предназначены для проникновения в воздушное пространство противника.

Среди других ведущих мировых производителей беспилотников в 2015–2024 годах присутствуют китайская корпорация «Авик» (Avic) с 38,7 процента и американская AAI с аппаратом «Шэдоу» (1,9%). На остальных изготовителей БЛА приходится 27,5 процента.

ВМС США между тем отложили закупки палубной беспилотной разведывательно-ударной системы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike) на фоне дебатов о том, насколько может быть обеспечена его боеспособность в условиях блокирования зоны местонахождения противника. Компании «Боинг», «Дженерал атомикс», «Локхид» и «Нортроп» получили финансирование на разработку предварительной концепции UCLASS в ожидании тендера, который не состоялся в 2014 году, как планировалось.

Беспилотная этика

Увеличивающийся мировой парк БАС между тем инициирует споры по поводу правовых и этических норм применения беспилотников. Среди наиболее обсуждаемых такие вопросы: может ли нанесение ударов с применением БЛА быть оправдано в качестве самозащиты, является ли это пропорциональным ответом на действия другой стороны? Эти и сопутствующие проблемы не только исследуются правовыми отделами Министерств обороны и юстиции, но и возбуждают широкие дискуссии среди специалистов и заинтересованной общественности. Возникают вопросы в отношении применения силы в более широком смысле. Например, могут ли БАС сократить издержки на ведение войны или облегчить вмешательство, реально ли увеличить число развернутых БАС в связи с предполагаемой защитой войск и способностью беспилотников к длительному действию. Это касается, в частности, разведывательных платформ.

Рост рынка БАС заставляет решать и ряд практических задач. Например, как интегрировать возрастающее число применяемых платформ в национальное и международное воздушное пространство. До настоящего времени БЛА в подавляющем большинстве применялись для разведки, наблюдения и сбора данных в необороняемом небе. Расчеты эффективности беспилотных систем могут сильно измениться, если БЛА будут входить в оспариваемое воздушное пространство и сталкиваться с активным действием ПВО. Повышение степени автономности БАС только обостряет споры и дебаты.

Крылья курортника

Что касается гражданской сферы применения, тысячи маленьких БАС уже летают в интересах коммерческих пользователей. Постоянно растет число любителей, эксплуатирующих такие системы. Современные мультикоптеры с питанием от аккумуляторных батарей представляют собой устойчивые платформы для простых в эксплуатации видеокамер высокого разрешения, что позволяет применять их в интересах риелторов, режиссеров и папарацци.

Парк военных и фермеровВ тройку основных поставщиков таких БАС входят китайская DJI, французская «Пэррот» (Parrot), американская «3D-роботикс» (3D Robotics – 3DR). По данным DJI, она еженедельно отправляет до 10 тысяч таких систем в Соединенные Штаты в течение курортного сезона. 3DR, по имеющейся информации, продала 30 тысяч систем к середине 2014 года. А компания «Пэррот», которая поставила заказчикам полмиллиона беспилотников AR с момента его выхода на рынок в 2010-м, утверждает, что ее продажи утроились в 2014 году по отношению к 2013-му и увеличатся еще во столько же к 2015 году.

Если оценки продаж «любительских» беспилотников являются верными, объем их выпуска в этом году может превысить миллион. Стоимость таких БЛА колеблется от 40 до 850 долларов, в то время как модели с усовершенствованными возможностями продаются по цене 2300–3600 долларов. Повышенным спросом пользуются более дешевые системы, и объемы их поставок могут в какой-то год расти, а на следующий резко падать. Продажи «любительских» БАС ежегодно формируют нишу в 150–800 миллионов долларов.

Для роста других сегментов рынка гражданских БАС они должны быть интегрированы в контролируемое воздушное пространство. Для этого требуется гораздо больше времени, чем предполагалось, из-за различных проблем – от безопасности воздушного движения до неприкосновенности частной собственности. Федеральная авиационная администрация США FAA (Federal Aviation Administration) прогнозирует выпуск 7500 коммерческих БАС в течение предстоящих пяти лет вместо ранее ожидавшихся 10 000.

Наиболее перспективной областью применения гражданских БАС в краткосрочной перспективе является сельское хозяйство. Более 2300 беспилотных систем уже используется для распыления пестицидов и удобрений на рисовых полях в Азии. В Японии они выполняют до 90 процентов такой работы. Таким же, а возможно, и более объемным будет американский рынок сельскохозяйственных дронов. По некоторым оценкам, 80 процентов будущих коммерческих пользователей БАС – фермеры.

В числе других потенциальных областей применения гражданских БАС – инспекция трубопроводов и линий электропередачи. Длина нефте- и газопроводов США превышает 643 700 километров. Для контроля, осуществляемого по меньшей мере шесть раз в год, пилотируемая авиатехника находится в воздухе более 12 миллионов часов. БАС могли бы начать инспекционные рейды в 2017–2018 годах. Налет БЛА, по расчетам, к 2025 году превысит шесть миллионов часов.

Согласно прогнозам «Форкаст интернэшнл» рынок гражданских и коммерческих БАС будет расти достаточно медленно, за исключением любительских аппаратов.
Автор: Любовь Милованова
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/23456


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. Волосатый сибиряк 24 января 2015 06:24
    Интересная статистика по БПЛА.+
    Завораживающая битва земных "дронов" против инопланетных захватчмков.(кадры из фильма "Скайлайн")
    1. Dreamscripter 24 января 2015 15:43
      Бред конечно, хоть и красивый. Predator'ы по воздушным целям эффективно бить не умеют: сейчас, насколько мне известно, вообще не существует ни у одной из стран БЛА, приспособленных для воздушного боя - все больше для атак по земле.
      1. nachtRitter 24 января 2015 16:02
        Тут они (Predator'ы) еще и реактивные. А Х47 вообще бомбардировщик в любом варианте.
      2. игорка357 25 января 2015 06:15
        Абсолютно верно..и так летать и уклоняться от вражеских ла как х47,сможет только человек...а тут просто режиссеры прям в бпла душу вложили,героем сделали))) одно слово мрекатосия)))
      3. tchoni 25 января 2015 12:43
        Цитата: Dreamscripter
        насколько мне известно, вообще не существует ни у одной из стран БЛА, приспособленных для воздушного боя

        не значит что работы не ведутся. Но вот куда прикажите девать ракеты земля воздух - тоже дрон , то же беспилотный, и плевать что камикадзе...
      4. Aqela 27 января 2015 23:45
        Особенно умиляет момент, когда беспилотник "уворачивается" от перехватчиков, делая бочку без изменения направления полёта. Видно они его крылышков испугались sad
    2. Гражданский 25 января 2015 18:55
      Сегодня на ресурсе каком то читал, интервью.. что есть у нас тяжелый ударный беспилотник, создан...

      вчера заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в эфире радиостанции «Русская служба новостей» заявил, что в России создан тяжелый ударный беспилотный аппарат. По его словам, новая машина будет использоваться в интересах Минобороны и ФСБ. Однако этот проект вряд ли будет доведен до конца.

      Предположительно, речь идет о БЛА массой пять тонн, разрабатываемой по НИР «Альтиус-М» совместно Казанским ОКБ «Сокол» и компанией «Транзас» (Санкт-Петербург). Сборка прототипа велась на КАПО им. Горбунова. Его макет был впервые показан в 2013 году во время визита министра обороны Сергея Шойгу в Казань. Судя по заявлению Юрия Борисова, изготовлен первый опытный образец БЛА «Альтиус-М».

      По своей весовой категории «Альтиус-М» относится к классу американского БЛА Predator B/Reaper. Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямым высокорасположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Силовая установка – два дизельных двигателя RED A03/V12 взлетной мощностью по 500 л.с. Двигатели производства немецкой компании RED Aircraft GmbH устанавливаются под крылом аппарата.

      Такая необычная компоновка силовой установки для БЛА принята, надо полагать, из-за неимения турбовинтового двигателя класса 1000 л.с., хотя в 2012 году были сообщения о закупке Россией 200 турбовинтовых двигателей ТРЕ-331 американской фирмы «Ханиуэлл» (устанавливаемые на БЛА «Предэйтер Б»/«Риппер») и возможностью их лицензионного производства в России по программе ремоторизации самолетов Ан-2. На данный момент, программа Ан-2МС практически свернута из-за известных событий в Украине. По этой же причине немецкая компания RED Aircraft GmbH также может прекратить поставки двигателей в Россию.

      По проектным характеристикам, БЛА «Альтиус-М» должен иметь дальность полета до 10000 км и продолжительность полета до 48 часов. Целевое оборудование должно включать РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
  2. silver169 24 января 2015 07:31
    Мда, нужно и нашим скорее подтягиваться.
  3. KAZAK67 24 января 2015 08:53
    Нам нужно разрабатывать системы дальнего перехвата управления БПЛА
  4. Владимир. 24 января 2015 08:54
    Беспилотники-это будущее,а Васи,которые верят в то,что боевой беспилотник так легко посадить дистанционно,без разрешения хозяина,пусть и дальше в это верят,но вот только,оружие в любой стране делают,далеко,не глупые люди.
  5. Вадим237 24 января 2015 10:27
    Нам нужны ударные беспилотники среднего класса способные нести 4 противотанковые ракеты и пулемёт 12.7 мм оснащённые тепловизорами, системой опознавания свой чужой- чтобы бороться с террористическими формированиями наподобие ИГИЛ.
    1. saag 24 января 2015 16:32
      Цитата: Вадим237
      системой опознавания свой чужой- чтобы бороться с террористическими формированиями наподобие ИГИЛ.

      Поподробнее пожалуйста, это на каждого бойца ответчик вешать что ли?
      1. Вадим237 24 января 2015 17:28
        Такую систему опознавания на Ратнике 2 хотят сделать- устройство вроде мобильного телефона.
      2. капрал 24 января 2015 19:17
        Цитата: saag
        каждого бойца ответчик вешать что ли?

        Инфракрасный диод с определенной частотой пульсации на плече(шлеме?).
        Чип,диод,батарейка-"таблетка".
        Частоту пульсации можно менять хоть каждый час(дабы враг не догадался wink )
  6. 31rus 24 января 2015 13:57
    Уважаемые рынок уже освоен,значит нужны принципиально новые разработки,типа земля-воздух-космос,тут и опыт есть и рынок не занят,вот тебе и комплексная разведка и ноу-хау,или наоборот к примеру один носитель ракета снаряженная кучей бпла,думать надо иначе не как
  7. Горный стрелок 24 января 2015 17:55
    Рынок боевых и не только беспилотников еще настолько свободен, что туда вкладывать и вкладывать. Вход в этот клуб дороговат. Но массовость разработок приведет к удешевлению проектов и аппаратов, что и наблюдается.
  8. La-5 25 января 2015 13:12
    Цитата: nachtRitter
    Тут они (Predator'ы) еще и реактивные. А Х47 вообще бомбардировщик в любом варианте.

    Так то Предаторы и в жизни реактивные.
    1. Комментарий был удален.
    2. nachtRitter 27 января 2015 15:35
      Мсье, учите матчасть! https://ru.wikipedia.org/wiki/MQ-1_Predator
    3. nachtRitter 27 января 2015 15:37
      Наверное вы путаете его с Глобал Соком
  9. TribunS 25 января 2015 18:40
    БЛА - удовольствие не из дешевых...

    Тем более тяжёлый БЛА: в принципе это "миниатюрный самолёт" с исключительно дорогой "начинкой- электроникой"...
    В странах с хорошо поставленной ПВО практически все виды БЛА уязвимы (и разведчики, и боевые - с управляемыми ракетными устройствами)...
    БЛА эффективны в применении с противником, не имеющим средств ПВО и радиоэлектронной защиты, например, в странах Азии и Африки, в основном для борьбы с отрядами террористов.
    TribunS
    1. voyaka uh 28 января 2015 13:31
      Одна из функций БПЛА - вызывать, летя на большой
      высоте, огонь ПВО на себя.
      Засвечивать радары и разряжать ракетные батареи.
  10. Иван-дурак 31 января 2015 15:14
    Кажется не все указаны!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня