«Команч», который не долетел

56
Идея создания перспективного вертолета появилась в умах представителей Пентагона еще в начале 1980-х годов. В то время холодная война после некоторой разрядки 70-х годов смогла обрести второе дыхание. При этом вероятные противники были определены: Советский Союз и его ближайшие союзники. В те годы страны Варшавского договора обладали подавляющим превосходством в количественном и качественном составе бронетанковой техники над государствами НАТО. Естественно, американским военным было выгодно получить эффективное средство для борьбы с бронетехникой, в первую очередь с танками. При этом одни из наиболее эффективных средств борьбы с танками виделся ударный вертолет, вооруженный противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).

В декабре 1982 года был готов доклад, получивший название «Исследования в области применения авиации армии США», в этом докладе доказывалась неспособность устаревших вертолетов Bell ОН-58 и Bell АН-1 решать боевые задачи в условиях противодействия ПВО государств Варшавского договора. В следующем году Минобороны США объявило о начале работ над новым легким многоцелевым вертолетом в рамках программы Light Helicopter Experimental — LHX. Новую боевую машину планировалось разработать в двух вариантах — многоцелевом (UTIL) и разведывательно-ударном (SCAT).

В выданном американскими военными техзаданиия содержался ряд сложных и трудновыполнимых на тот момент времени задач. Вертолет должен был успешно выполнять боевые задачи во всех климатических поясах, днем и ночью, в равнинной и горной местности. Ключевым моментом были требования, которые касались максимальной скорости полета, которая на 180 км/ч превышала скорость любого, находящегося в эксплуатации вертолета. Машина, создаваемая в рамках проекта LHX, должна была развивать скорость около 500 км/ч. Второй очень важной задачей значилось снижение заметности вертолета в радиолокационном, инфракрасном и акустическом диапазонах.



Создание винтокрылой машины в рамках программы LHX должно было проходить на конкурсной основе. С позиции сегодняшний дней тогдашние аппетиты американского генералитета могут поражать воображение. Только в интересах армии предполагалось заказать практически 5 тысяч вертолетов: 1100 в варианте SCAT для замены ударных вертолетов AH-1 «Cobra», еще 1800 для замены OH-6 «Hughes» и OH-58 «Kiowa» и 2000 машин в варианте UTIL для замены многоцелевых UH-1 «Huey». Помимо этого заказы на вертолет могли последовать от Корпуса морской пехоты и ВВС, а общий объем заказа составить 6 тысяч машин. Общая стоимость разработки вертолетов оценивалась в 2,8 миллиарда долларов, а стоимость их выпуска составила бы 36 миллиардов долларов, что автоматически делало бы программу LHX наиболее масштабной из всех существующих когда-либо вертолетных программ.

Фирма, которая обеспечила бы себе победу в данном конкурсе, получила бы заказы, а значит и прибыль на ближайшие 20-25 лет. В довольно жесткую конкуренцию за право создать новый ударный вертолет вступили 4 крупных авиастроительных компании США — фирмы «Боинг-Вертол», «Сикорский», «Белл» и «Хьюз». При этом проекты, которые были представлены данными компаниями, очень сильно отличались между собой. Так компания «Сикорский» предлагала вертолет соосной схемы с дополнительным толкающим винтом, установленным в кольцевом обтекателе. Предполагалось, что такой проект является наиболее продвинутым в техническом отношении, но обладает и высокой степенью риска, в частности, из-за применения соосной схемы, которая почти не используется на Западе.

Компания «Белл», обладавшая большим опытом создания летательных аппаратов с поворотными винтами, продвигала проект, созданный на основе экспериментального конвертоплана XV-15. Фирма «Хьюз» предлагала легкий крылатый вертолет, основанный на одновинтовой схеме без рулевого винта. В этом проекте для уравновешивания реактивного момента несущего винта и создания дополнительной тяги в продольном направлении применялась струя реактивных газов от двигателя. Похожий проект, но уже с рулевым винтом в кольцевом канале, демонстрировала компания «Боинг-Вертол». При этом общим местом во всех проектах было лишь размещение вооружения на внутренней подвеске.



В 1984-1987 годах в США была проведена оценка представленных проектов. Ее итогами стал пересмотр ключевых требований. Главным образом это касалось скорости полета. Специальные исследования демонстрировали, что на высотах около 15 метрах и скорости более 320-350 км/ч экипажу будет крайне трудно одновременно вести машину и выполнять стоящие перед ними тактические задачи. Особенно, если это происходит в плохую погоду или ночью. Воевать на вертолете, развивающем скорость 500 км/ч, оказалось вовсе невозможно. Такое заключение позволило отказаться от наиболее экзотических проектов, воплощение которых было связано со значительной долей риска. Тогда же из-за уменьшения финансирования было решено отказаться от создания многоцелевого варианта вертолета UTIL. Для вертолета оставляли только разведывательно-ударные функции, а общее количество предполагаемых машин сократили до 2096 штук.

Несмотря на сокращение решаемых задач, дальнейшие работы в рамках проекта LHX, все еще требовали непредвиденно больших расходов. Финансовые и технические проблемы привели к тому, что участники конкурса были объединены в две группы: Белл-Макдоннелл-Дуглас» (последняя поглотила компанию «Хьюз») и «Боинг-Сикорский». Свои проекты компании представили в 1990 году. Но на тот момент Советский Союз существенно сдал свои позиции, а вероятность большой войны в Европе существенно уменьшилась. На этом фоне в очередной раз был предусмотрен возможный заказ, который был сокращен до 1292 вертолетов.

В январе 1991 года было объявлено о том, что конкурс выиграл тандем Боинг-Сикорский. Тогда же безымянная до того момента машина получила официальное название — RAH-66 «Команч». По традиции американские вертолеты получают имя по названиям племен североамериканских индейцев — «Апач», «Чинук», «Кайова» — все-таки «воздушная кавалерия». При этом обозначение RAH (reconnaisence and attack helicopter) было присвоено американскому вертолету впервые в истории. В американской армии ударные вертолеты обозначали АН (attack helicopter), а легкие машины, предназначенные для наблюдения и разведки ОН (observation helicopter). В то же время новый вертолет по своим возможностям не уступал ударным машинам и был первым по-настоящему разведывательным вертолетом в американской армии, поэтому наличие буквы R в его названии неслучайно.



Объединение Боинг-Сикорский получило контракт на разработку и постройку двух вертолетов RAH-66 Comanche. Речь шла о демонстрационных экземплярах. При этом все наиболее сложные и «критические» технологии старались проверить на летающих лабораториях или стендах. Планер вертолета был выполнен полностью из композитных материалов. Для его проверки был построен и испытан вертолет Сикорский S-75, на котором также проверялось изменение формы планера на величину ЭПР — эффективной поверхности рассеяния. По всей видимости, именно вертолет S-75 стал первым в мире, выполненным с использованием элементов технологии «стелс».

Основным элементов фюзеляжа нового вертолета RAH-66 Comanche была коробчатая балка, которая производилась из композитных материалов. Внутри данной балки был расположен центральный топливный бак емкостью 1142 литра. С внешней стороны на балку устанавливались все основные агрегаты вертолета, которые были прикрыты специальными крупноразмерными панелями, которые формировали внешний контур машины. Обшивка вертолета была ненагруженной и при появлении боевых повреждений — пробоин от 23-мм снарядов и 12,7-мм пуль, потери ее прочности не происходило. Брони как таковой на вертолете не было, только кресла пилота имели легкую защиту. Пол кабины пилотов состоял из безопасно повреждаемых панелей, которые должны были поглощать энергию удара при возможной аварии. Для доступа к различным узлам и системам при выполнении технического обслуживания около 40% поверхности фюзеляжа были выполнены в виде съемных панелей. Благодаря особенности установленного шасси вертолет мог «приседать» на нем, для того чтобы уменьшить высоту при транспортировке самолетами.

Компоновка вертолета была традиционной, но имела яркую изюминку. Она заключалась в размещении экипажа, которое было отличным от других вертолетов. Пилот находился на переднем кресле, а оператор вооружения располагался на заднем. В результате этого пилот обладал прекрасным обзором, что было особенно важно при совершении полетов у самой земли, а также во время воздушного боя. В то же время оператор вооружения сохранял все свои возможности по поиску целей. Этого удалось достичь за счет реализации концепции «глаз вне кабины». На «Команч» устанавливались тепловизионная и инфракрасная системы обзора передней полусферы, относящиеся ко второму поколению таких устройств. Они позволяли видеть на 40% дальше и выдавать в 2 раза более четкое изображение, чем аналогичные системы, стоящие на ударных вертолетах «Апач».



Специально под новый вертолет управляемые ракеты не создавались. Имеющиеся отсеки вооружения подходили для существовавших УР «Стингер» класса «воздух-воздух» и ПТУР «Хеллфайр». На внутренней поверхности створок отсеков были расположены 6 узлов подвески вооружения (по 3 на каждой створке), на любой из них можно было установить по 2 УР «Стингер», одну ПТУР «Хеллфайр» или контейнер с НАР. Помимо этого вертолет оснащался трехствольной 20-мм пушкой, боезапас которой составлял от 320 до 500 снарядов. Пушка обладала переменной скорострельностью. При стрельбе по воздушным целям она составляла 1500 выстр/мин, при стрельбе по наземным — 750 выстр/мин. В случае использования ударного вертолета в условиях сравнительно слабой ПВО противника вооружение могло быть существенно усилено за счет использования дополнительных узлов подвески, установленных на небольших присоединяемых крыльях. Данные крылья можно было поставить в полевых условиях всего за 15 минут. В такой конфигурации вертолет получал возможность нести до 14 ПТУР «Хеллфайр», всего на 2 ракеты меньше, чем «Апач». Правда максимальная скорость полета в таком режиме сокращалась на 20 км/ч за счет роста лобового сопротивления машины.

Особое внимание было уделено уменьшению радиолокационной заметности вертолета. Достижению этой цели способствовала выпуклая форма фюзеляжа с плоскими поверхностями, применение обтекателя втулки несущего винта, убираемое шасси, радиопоглощающее покрытие лопастей и фюзеляжа и даже убираемая в специальный обтекатель поворотом на 180 градусов пушка. Все эти мероприятия существенно снижали заметность машины.

В деле снижения заметности вертолета американцы добились настоящего триумфа. Значение ЭПР RAH-66 Comanche составляло 1/600 от ЭПР вертолета «Апач» и 1/200 от ЭПР вертолета «Кайова». Это позволяло вертолету дольше оставаться незамеченным для РЛС противника. Также существенно был уменьшен шум несущего винта — в 2 раза по сравнению с «Апачем», что позволяло вертолету подкрасться к позициям противника на 40% ближе. Еще одним успехом было снижение теплового излучения силовой установки до 25% от обычного уровня. Впервые именно на «Команче» была использована система подавления инфракрасного излучения (ранее для снижения ИК излучения использовались различные насадки на сопла двигателей), при которой горячие выхлопные газы двигателей смешивались с окружающим воздухом после чего выбрасывались вниз через две специальных плоских щели, которые шли вдоль уступа по всей длине хвостовой балки машины. Благодаря этим решениям для РЛС ПВО, а также ракет, оснащенных радиолокационным и ИК-головками наведения, вертолет RAH-66 Comanche был трудной целью.



Конечно, проведенные испытания выявляли и ряд серьезных проблем с машиной, в первую очередь с электроникой. Также выяснилось, что вес пустого вертолета существенно больше расчетного. Из-за этого все летные характеристики вертолета, в частности его скороподъемность, были ниже заявленных первоначально. Справедливости ради стоит отметить, что производитель устранял все недостатки в довольно быстром темпе. 6 первых боевых вертолетом RAH-66 Comanche должны были поступить на вооружение в 2002 году, а к 2010 году количество вертолетов в строевых частях должно было насчитывать 72 машины. Однако даже столь существенное сокращение заказа не помогло. 23 февраля 2004 года Конгресс США решил закрыть программу. К этому моменту проведенные разработки уже успели съесть более 7 миллиардов долларов. Таким образом, программа создания вертолета «Команч» была сорвана, став одной из самых дорогостоящих программ с такой незавидной судьбой.

Считается, что такое непростое решение было принято еще и на основе детального анализа современных боевых действий, использования вертолетов и их потерь в Афганистане, Ираке и Чечне. Во всех этих конфликтах большая часть винтокрылых машины была сбита при помощи ПЗРК, оснащенных комбинированной системой наведения (включая тепловизионный канал), малокалиберной зенитной артиллерией, а то и вовсе с помощью обычного стрелкового оружия. Против данных средств поражения, работающих на небольшой дистанции, никакие стелс-технологии, используемые на RAH-66 Comanche и стоящие огромных денег, не помогали. К тому же на вертолете не было брони. Исходя из этого, многие американские генералы решили, что для использования в условиях тех военных конфликтов, которые распространены в современном мире, RAH-66 совсем не годится. С уходом в прошлое глобального противостояния в Европе исчезли и условия, для применения в которых создавался данный вертолет.

Летно-технические характеристики RAH-66 Comanche:

Габаритные характеристики: длина — 14,28 м, длина фюзеляжа (без пушки) — 12,9 м, максимальная ширина фюзеляжа — 2,04 м, высота до несущего винта — 3,37 м, диаметр несущего винта — 12,9 м, диаметр фенестрона — 1,37 м.
Площадь, ометаемая несущим винтом — 116,74 м2.
Масса нормальная взлетная — 5601 кг, масса пустого — 4218 кг, масса максимальная взлетная — 7896 кг.
Объём топливных баков — 1142 л (только внутренних).
Силовая установка — турбовальные LHTEC T800-LHT-801 мощностью 2х1563 л.с.
Максимальная скорость — 324 км/ч.
Крейсерская скорость — 306 км/ч.
Боевой радиус — 278 км.
Экипаж — 2 человека (пилот и оператор вооружения).
Вооружение — трехствольная 20-мм пушка (500 снарядов), внутренний отсек — до 6 ПТУР Hellfire или 12 ЗУР Stinger. Внешняя подвеска — до 8 ПТУР Hellfire, до 16 ЗУР Stinger, 56х70-мм НАР Hydra 70 или 1730 л в ПТБ.



Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201412160931-qmbf.htm
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4571-boevoi-vertolet-rah-.html
http://www.airwar.ru/enc/ah/rah66.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    21 января 2015 07:06
    Но бабки то попилены! А вообще, довольно удачное решение ряда проблем ударного вертолёта, хоть и в ущерб живучести от примитивной стрелковая.
    1. +9
      21 января 2015 07:52
      Ну попилены, не попилены, а некоторые решения возможно воплотятся в будущих вертолетах, да и нашим чуть денег съэкономят, на чужих ошибках учиться - дешевле.
      1. -1
        21 января 2015 23:09
        Цитата: Wellych
        , а некоторые решения возможно воплотятся в будущих вертолетах,

        Наш ответ Чемберлену.
        КА-58 Черный призрак.
        1. +2
          22 января 2015 16:09
          Цитата: Альф

          Наш ответ Чемберлену.
          КА-58 Черный призрак.

          а почему не сразу Звёздный Разрушитель?
          Фантастика же. Одинаковая.
          1. +1
            22 января 2015 22:44
            Цитата: psiho117
            а почему не сразу Звёздный Разрушитель?
            Фантастика же. Одинаковая.

            У меня такой на полке стоит вместе с МИГ-37, F-19, Советским многоцелевым вертолетом.
            Смотрю на них и от полета мысли моделистов ITALERI охреневаю.
        2. OBLOZELO
          0
          23 января 2015 21:47
          мне понравилась мысль, только добавь тяговый, лучше реактивный, двигун на корме, для компенсации отдачи сдвоенной пушки
    2. +9
      21 января 2015 11:29
      Цитата: 52гим
      Но бабки то попилены! А вообще, довольно удачное решение ряда проблем ударного вертолёта, хоть и в ущерб живучести от примитивной стрелковая.
      Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта

      Про бабки попилены в таких случаях кричат и диоты. По одной простой причине - это куча наработок, которые воплотились потом в других машинах. Американцы нашли в себе силы отказаться от ненужной машины. У нас же вместо одной стали производить две
      1. +4
        21 января 2015 14:03
        Цитата: Пупырчатый
        которые воплотились потом в других машинах.

        laughing

        В каких?
    3. +5
      21 января 2015 11:34
      Порадовал вывод о ненужности максималки в 500км/ч , а вместе с этим и переделка вертолета под более насущные задачи.. Судя по всему в связи с развитием ПЗРК вертушкам придется совсем туго..И соответственно при насыщении пехоты ПЗРК (а это происходит все все в больших количествах) у вертушек не будет ниши применения , если только УРами пулять по целям с 8-10 км в, все что ближе будет сбиваться, а стоимость ПЗРК и вертолета несопостовима , и разница гораздо выше чем между ПТУРом и танком..
      1. +2
        21 января 2015 14:29
        И на чем основывается порадовавший вывод о ненужности скорости? Неужели считается недостатком возможность самостоятельного и максимально быстрого прибытия к назначенному месту и выполнение всех задач в соответствии с возможностями маневренности вертолета. Ведь одно должно дополнять другое , а не взаимопрепятствовать.
  2. +4
    21 января 2015 07:36
    симпатичная стрекоза все равно.
    может не как ударный, но как разведывательный стоило сохранить.
    1. +7
      21 января 2015 08:00
      Цитата: Bigfoot_Sev
      симпатичная стрекоза все равно.
      может не как ударный, но как разведывательный стоило сохранить.

      Да конечно...это в век то БПЛА?
      1. 0
        21 января 2015 10:19
        ну бпла пока что не настолько доведен до совершенства.
        практика показывает, что беспилотник угнать могут.
        а тут надо сначала пилотов выковырять. после выковыривания вертолет станет непригодным для использования, как банка тушенки. =^_^=
        1. 0
          21 января 2015 11:25
          Цитата: Bigfoot_Sev
          практика показывает, что беспилотник угнать могут.

          Практика показывает, что дроны ещё никто не угонял. Вот байки разные ходят.
        2. +3
          21 января 2015 11:31
          Цитата: Bigfoot_Sev
          практика показывает, что беспилотник угнать могут.

          Угнать - нет, если вы про иранский случай. Перехватить информацию с канала - да, бывало, как и самостоятельный отказ оборудования
    2. +1
      21 января 2015 11:30
      Цитата: Bigfoot_Sev
      может не как ударный, но как разведывательный стоило сохранить.

      Все его разведывательные функции с гораздо большим успехом перекрыли БПЛА
      1. +1
        21 января 2015 12:57
        то есть каналы управления бпла не подавляемые?
        я честно скажу за рычагами вертолета или бпла не сидел. но, вертолет с живыми пилотами "здесь и сейчас" мне кажется более реальным, чем беспилотник управляемый за 500км.
        1. +3
          21 января 2015 16:12
          Цитата: Bigfoot_Sev
          чем беспилотник управляемый за 500км.

          Прогресс движется к самостоятельным БПЛА. Никаких каналов управления не должно быть. Ну, разве что, приём нового задания в условленный короткий промежуток времени.
          1. +1
            21 января 2015 16:59
            Задача в настоящее время из области фантастики и вряд ли в ближайшее время выйдет за рамки ботов для игр.
          2. +1
            21 января 2015 17:01
            Цитата: Petrix
            Никаких каналов управления не должно быть.

            ?
            И зачем они нужны, эти неуправляемые БПЛА?
            1. 0
              22 января 2015 09:05
              Цитата: Лопатов
              И зачем они нужны, эти неуправляемые БПЛА?

              Заменить человека. Сначала останутся только полковники, потом генералы, потом только главнокомандующий, ну а дальше ....
          3. +1
            23 января 2015 12:49
            На бинарной платформе построения анализа это невозможно. Почему? Потому , что линейной системой построения кодов невозможно подвергнуть анализу комплекс разно динамичной взаимосвязанности изменения событий. А значит и принять адекватные решения.
    3. +2
      21 января 2015 16:16
      Цитата: Bigfoot_Sev
      симпатичная стрекоза все равно.
      может не как ударный, но как разведывательный стоило сохранить.

      А пока он снялся в фильме "Цель номер один" и кино это на голову выше российских патриотически-ходульных поделок. "Афганский излом" и "9 рота" вроде фильмы об одной и той же войне, но как же они различны по правде жизни и художественной ценности. Извините если не в тему, надоело просто проигрывать "битву за умы"
  3. EvacuatorBobGrey666
    -2
    21 января 2015 08:27
    наши что-то подобное тоже хотели:" черный призрак",даже сборная моделька от "звезды",вроде,была)
    1. +2
      21 января 2015 09:26
      да, ходили какие-то слухи, ещё с 90-х, вроде будет развитием Ка-50 "Чёрная Акула", но пока ничего, кроме "Аллигатора", не видать.
    2. +4
      21 января 2015 10:32
      Это была не более чем фантазия Italeri
    3. +8
      21 января 2015 11:13
      Цитата: EvacuatorBobGrey666
      наши что-то подобное тоже хотели:" черный призрак",даже сборная моделька от "звезды",вроде,была)


      Это в лучшем случае проект, оставшийся на бумаге, или фантазия сотрудников фирмы "Звезда".
      Я сам когда учился в 6-м классе собрал такую модель, потом набираю в поисковике "Ка-58" - и облом, такого вертолёта нет recourse
      1. +3
        21 января 2015 19:06
        А я в 90-х,помню,видел на выставке модель советского стэлса,-МИГ-37.Оказалось это тоже вымышленный фирмой Italeri,противовес американскому F-117.
        Чёт не могу фотку и смайлик вставить..? :(
        1. +4
          21 января 2015 23:14
          Цитата: askold
          А я в 90-х,помню,видел на выставке модель советского стэлса,-МИГ-37.Оказалось это тоже вымышленный фирмой Italeri,противовес американскому F-117.
          Чёт не могу фотку и смайлик вставить..? :(

          Помогу.
  4. +5
    21 января 2015 09:19
    трудно судить насколько хорош этот вертолёт, ведь он в войска не поступил, опыта эксплуатации нет. на бумаге всё красиво. проект сняли по политическим мотивам - зачем высокотехнологичная дорогостоящая машина в колониальных войнах. но проект могут быстро возродить, ведь глобальное противостояние возвращается. будем посмотреть.
  5. +1
    21 января 2015 09:21
    от РПГ еще никто не убегал. tongue
  6. +1
    21 января 2015 09:51
    со временем и вертолеты оружие основное спрячут в тело вертолета...И все это будет делаться из композитов и углепластика с бронекапсулой внутри.К примеру те же ракеты ,что пойдут на вооружение ПАК ФА и ЛФИ сейчас и в будущем ,спокойно можно разместить и на новом перспективном ударном вертолете.Хотя наш Аллигатор пока в этом не нуждается.Но о новом ударном вертолете ,уверен,уже думают и разрабатывают его как у нас так и на Западе.
    1. +1
      21 января 2015 17:00
      ПАК ФА и крошечный вертолетик принципиалньо разные вещи.
  7. Крэнг
    -4
    21 января 2015 09:53
    И все таки наш Ми-24 лучше. Он больше на Stes похож.
    1. 0
      22 января 2015 17:51
      Что несет, очешуеть.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    21 января 2015 10:16
    Интересную машину сделали американцы. На боевой не сильно он тянет, но в разведке рейдором, наверное потянул бы
  10. +5
    21 января 2015 10:42
    Машина не плохая, но все уперлось в цену.
    1. -2
      21 января 2015 11:33
      Цитата: Штык
      Машина не плохая, но все уперлось в цену.

      Все уперлось в то, что его функции взял на себя БПЛА
      1. +3
        21 января 2015 14:15
        Все уперлось в то, что его функции взял на себя БПЛА


        А что, "кайовы" уже все сняты с вооружения? Упс... 90 разведывательных и 356 разведывательно-ударных.

        Громко анонсируемая акция по их замене на "Апачи" (не беспилотники) успешно провалилась. Также по финансовым причинам. Так шта...

        Даже американцы понимают, что беспилотники не могут заменить боевые вертолёты.
  11. 0
    21 января 2015 12:11
    ООн просто попал под нож сокращений военного
    бюджета. Не повезло.
    Разработка отличная. Вести бой на скорости 500 км/ч
    и даже больше уже научились. Недаром разрабатывают
    комбинированные вертолеты с толкающим самолетным
    винтом, где скорость доходит до 700 км/ч.
    Если его шум в два раза ниже, чем у Апач - это вообще
    бесшумность. Апач слышишь только, когда он уже строго
    над головой. Для сравнения, Кобру слышно, когда она еще
    в нескольких километрах на подлете.
    И, конечно, подкосили его беспилотники, как верно заметили выше.
  12. +1
    21 января 2015 12:33
    Цитата: BlackJack
    трудно судить насколько хорош этот вертолёт, ведь он в войска не поступил, опыта эксплуатации нет. на бумаге всё красиво. проект сняли по политическим мотивам - зачем высокотехнологичная дорогостоящая машина в колониальных войнах. но проект могут быстро возродить, ведь глобальное противостояние возвращается. будем посмотреть.

    Могу возразить. два изделия проходили интенсивную обкатку в войсках, даже на вооружении состояли, про участие в БД инфы не было, но я думаю что американцы выжали из "Команчей" всё, оценили, сделали выводы. Вряд ли деньги пропали даром.
    1. 0
      21 января 2015 13:55
      Объединение Боинг-Сикорский получило контракт на разработку и постройку двух вертолетов RAH-66 Comanche. Речь шла о демонстрационных экземплярах.

      6 первых боевых вертолетом RAH-66 Comanche должны были поступить на вооружение в 2002 году, а к 2010 году количество вертолетов в строевых частях должно было насчитывать 72 машины. Однако даже столь существенное сокращение заказа не помогло.

      судя по статье, вертолёт в войска не поступил.
      а их методы осваивания денег не лучший пример для подражания.
      И никто не говорил что бабос пропал даром.
      проект успешно завершён, все испытания проведены, обнаруженные недостатки устранены или компенсированы.
      нет СССР - не с кем воевать - вертолёт не нужен.
      но один звонок - архив завода стирает пыль с техдокументации - вуаля, конвейер запущен.
  13. +1
    21 января 2015 13:47
    Не вертолёт - а конфетка! Плавные обводы Рулевой винт в кольце ! Мм-уа! К сведению такой винт называется "фенестрон" КПД его выше обычного . Но из-за малого диаметра нужен больший подвод мощноости. "Фенестрон" незаменим на высоких скоростях. "Каманч" вплотную подошел к самолетам II Мировой войны по скорости и маневренности. Судьба вертолета похожа на участь самолета SR-71 black bird. Его называют "блистательным провалом" инженеров. Решения испытанные на нем еще отзовутся в новых образцах.
    1. 0
      21 января 2015 13:59
      просто его время не пришло.
      уже, а может быть ешё.
    2. +2
      21 января 2015 14:21
      Цитата: Fobos-grunt
      Рулевой винт в кольце

      Его хотели заменить на щелевой вариант. Для меньшей заметности Но не договорились судя по всему
  14. +1
    21 января 2015 14:24
    слышал что его "заморозили" из за появления беспилотников...
  15. -1
    21 января 2015 14:31
    вертолёты вертолетами,но наши шилки,торы и буки дали бы им тоже хорошо простаться однозначно
  16. 0
    21 января 2015 16:09
    Ага точно дали бы, видимо соотносясь с Вашей логикой раз с комплексов армейской ПВО можно збить вертолёт то выходит от них надо отказаться, а если в атмосфере мегатон 5 ахнуть то и ...........
    1. 0
      26 января 2015 07:29
      шилка для каких задач сделана? троллинга твоего тупого не хватало
  17. +2
    21 января 2015 16:20
    Самый популярный вертолет в компьютерных играх wassat
  18. +8
    21 января 2015 16:50
    Хоть и старенький,а всё равно-красавец!
  19. +1
    21 января 2015 19:08
    На сегодняшней день. вполне возможно загрузить в противовоздушную... или в любую ракету, изображения целей. И она сама найдет цель, по изображению противника. Без всякого теплового следа.
  20. +1
    21 января 2015 19:24
    RAH-66 Comanche был слишком дорог как разведовательный вертолет АА, a AH-64 Apache к тому времени уже прочно и надолго занял нишу ударного.
    Никакие БЛА не смогут заменить разведывательные вертолеты АА, в силу уже выработанной тактики совместного (массированного) применения вертолетов различного назначения в СВ США.
    На 2014г : 662 Kiowa OH-58A/C/D/F, 270 UH-72A Lakota (франко-германский EC-145, он же Kawasaki BK-117), ещё 75 ед. заказано.
    1. +3
      21 января 2015 22:11
      Вообще то янкесы с 2010 г планомерно модернизируют"лонг боу",что бы отказаться от разведывательных машин в принципе.Они считают,что такой принцип применения показал не достаточную"стабильность" группы в бою.Теперь любой борт из группы может производить разведку,давать целеуказание.Точнее говоря идет непрерывный обмен информацией,как между бортами так и с внешними"терминалами",в том числе и с БПЛА.
      1. +1
        21 января 2015 22:43
        Вообще-то они отказались от OH-58D с надвтулочной ОЭС MMS, только в рамках ударных вертолетных бат-ов, теперь в них 8 из 24 вертолетов AH-64D с РЛС (ранее: 18 AH-64A, 13 OH-58D). Остальные благополучно используются для разведки, наблюдения, ретрансляции связи, корректировки, авиа-наводки, и как раведывательно-ударные.
      2. Комментарий был удален.
      3. +1
        24 января 2015 17:37
        А вообще есть примеры совместного одновременного применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и вертолетов? Оператор БЛА больше занят разведкой наземных целей, а не контролем воздушного пространства. Ради безопасности полетов самих вертолетов армейской авиации (АА) БЛА совместно с ними обычно не используются, и особенно когда требуется массированное использование АА, например в аэромобильных операциях, функция в основном на разведывательных вертолетах. БЛА чаще используются именно для предварительной разведки, и при "точечных" операциях, с последующим задействованием пары/звена тактической авиации ВВС, и в финале/либо от одного до взвода ударных вертолетов (в зависимости от требуемой ударной мощи).
        Состав ударного вертолетного бат-на приводил, из 13 бригад АА дивизионного и корпусного подчинения регулярных СВ США - в 4 бригадах (всего по 110 вертолетов) имеется по 48 AH-64 "Апач" (2 бат-а), в 9 бригадах (всего по 116 вертолетов) по 24 AH-64 и по 30 OH-58 "Кайова", т.е. по 1 бат-у.
      4. Комментарий был удален.
  21. 0
    21 января 2015 22:00
    Хотелось бы чтобы все дорогостоящие проекты ВПК США постигла та же учесть!!!!!!!!!!
  22. 0
    22 января 2015 10:44
    ИМХО с появлением серийного Оспрей V22 класс классических вертолетов себя изжил.
    1. 0
      22 января 2015 16:16
      с оспреем было просто гигантское кол-во проблем при доводке, и часть их до сих пор не изжили...

      но да, схемы сочетающие в себе самолётные и вертолётные принципы сейчас считаются ниболее перспективными.
  23. 0
    22 января 2015 16:27
    Может уже кто-то начнет мыслить прогрессивно , что с физической точки зрения среду нужно рассматривать как сжимаемую, а значит с потенциальной энергией , а винты стоит заменить более эффективными устройствами. Или до "бескончания" века языки точить будут - то лучше , то хуже. Не разбираясь , что , почему и как и чем повысить эффективность.
  24. 0
    23 января 2015 11:52
    Как по мне, самый красивый вертолет

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»