Халифат. Как это начиналось

Халифат. Как это начиналось


Для начала попытаемся разобраться, кто же такой халиф. Первоначально халиф — это глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха, то есть пророка Мухаммеда. Терминологическое значение понятие «халиф» приобрело после избрания халифом Абу Бакра (632-634), сподвижника пророка Мухаммеда, эмиром (главой) общины. Второго халифа, Омара (634-644), сначала называли халиф халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом «эмир ал-муаминин» («повелитель верующих»). Первых четырех халифов из числа ближайших соратников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа (644-656) и Али (656-661), — выбрали по воле мусульманской общины, точнее, узкой верхушки мухаджиров, то есть тех, кто последовал за пророком Мухаммедом из Мекки в Медину в 622 году.

Сунниты считают их «праведными халифами» («аль-хулафа ар-рашидун»), а их образ жизни и поступки — примером и составной частью сунны. Шииты считают первых трех узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа — Али. Хариджиты, напротив, исключали Али из их числа, как и Османа.


Xалиф в понимании ранних мусульман не был носителем божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов пророка Мухаммеда. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына аль-Хасана.

Воцарение халифа Муавии (661-680), с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.

Изменения наметились при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»), порывая, таким образом, с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины.

В борьбе шиитской оппозиции рождается представление о халифе-имаме, наделенном Аллахом особым «знанием», которым удостоен только род пророка Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между шиитами и суннитами, большинство мусульманской общины признавало, что халиф может быть только человек из рода Хашим (лишь хариджиты придерживались мнения, что им может стать любой достойный мусульманин). Именно этим обосновывали свои права на халифат Аббасиды. Однако, несмотря на родство Аббасидов с пророком Мухаммедом, их власть, вопреки бытующим среди многих историков представлениям, не была теократической: за ними не признавалась исключительная способность контакта с божеством, и передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Они не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования. Их законодательные акты признавались лишь административными распоряжениями, но они могли санкционировать то или иное учение, как это сделал халиф аль-Маамун (813-833), объявивший учение муатазилитов единственно верным.

С середины IX века халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений, и халиф постепенно становится в большей степени, чем прежде, духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признавали духовный суверенитет халифа, как вассалы упоминали имя халифа в хутбе (проповеди) первым, чеканят его профиль на монетах.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в IX-XII веках. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивала сбыт ремесленной продукции этих центров и создавала условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущали прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляла широкие поставки пряностей, перца, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружавшие Халифат, испытывали подъем благодаря тому, что через их территорию проходили транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата привели к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

Буиды-шииты, лишившие халифа всякой политической власти, тем не менее, также признавали его превосходство как духовного вождя мусульман. В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии халифов — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Кордове, — что расшатывало прежнюю видимость единства мусульманского мира, объединяемого духовным главенством халифа. Лишь с 1171 года Аббасиды снова становятся единственными халифами.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран и Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

Длительный период отсутствия единства и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления, что халиф должен заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела. Сами же халифы упорно боролись за свою политическую власть.

Представление о духовной власти халифа не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же по приказу египетского султана Бейбарса I (1260-1277) был найден один из дальних отпрысков Аббасидов по имени аль-Мустансир, которого признали халифом, провозгласив таковым в 1261 году в торжественной обстановке, чтобы поднять авторитет своей власти назначением этой марионетки. Халифат аль-Мустансира был непродолжительным. Через несколько дней после возведения его на «престол», он во главе небольшого отряда вторгся в Междуречье и двинулся вниз по Евфрату. Недалеко от Багдада его войско было разбито монголами. Аль-Мустансир был убит, а его голову победители торжественно пронесли по улицам Багдада.

После этого Бейбарс I провозгласил халифом другого Аббасида — аль-Хакима, который считался дальним потомком багдадского халифа аль-Мустаршида (1118-1135). Потомки аль-Хакима и сохраняли свой титул на протяжении двух с половиной веков. Однако, все значение каирских халифов заключалось в том, что они должны были своим духовным авторитетом поддерживать власть египетских султанов как светских правителей. Даже в хутбе имена халифов не упоминались.

Османские султаны после завоевания Египта также признали халифов-аббасидов, но вскоре, перевезя последнего из них — аль-Мутаваккиля III — в Стамбул, отказались от мысли поддерживать идею халифата. После смерти османского султана Селима I Явуза (1470-1520) аль-Мутаваккиль III возвратился в Каир и вплоть до 1543 года считался халифом, но после его кончины турки не разрешили избрать нового халифа.

Лишь позже, в XVIII веке, появилась легенда, согласно которой последний египетский Аббасид формально отказался от своего титула в пользу султана Селима I, но большинство историков сомневается в ее достоверности. Эту легенду последовательно использовали турецкие панисламисты в начале XX века.

В связи с развалом в 1922 году Османской империи в 1924 году был упразднен и халифат, который в наше время пытаются возродить воинствующие исламисты в виде мирового шариатского государства.

Литература по теме:
Энциклопедический словарь «Ислам». М., 1991, http://www.academia.edu/800250/Ислам_Энциклопедический_Словарь._M._1991._M._1991
Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007: Халиф // http://interpretive.ru/dictionary/1297/word/halif; Халифат // http://interpretive.ru/dictionary/1297/word/halifat.
Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000 // http://kitap.net.ru/islam/irmiyaeva.php.
Большаков О.Г. История Халифата. Том 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc1.htm.
Большаков О.Г. История Халифата. Том 2. Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 2002 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc2.htm.
Большаков О.Г. История Халифата. Том 3. Между двух гражданских войн (656-696). М., 1998 // http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc3.htm.
Большаков О.Г. История Халифата. Том 4. Апогей и падение арабского Халифата (695-750). М., 2010.
Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток. VII-XV вв. М., 2004 // http://bwbooks.net/index.php?author=rijov-kv&book=2004&category=history&id1=4.
Рыжов К. Все монархи мира. Мусульманский Восток. XV-XX вв. М., 2004.
Босворт К.Э. Мусульманские династии. Пер. с англ. М., 1971.
Беляев E.A. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
Беляев E.A. Мусульманское сектантство. M., 1957.
Бартольд В.В. Халиф и султан. Сочинения. Т. 6. М., 1966.
Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. Сочинения. Т. 6. М., 1966.
Бартольд В.В. Ислам. Сочинения. Т. 6. М., 1966.
Мюллер A. История ислама с основания до новейших времен. Т. 1-4. СПб., 1895-1896.
Mец A. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. М., 1966.
Автор: Наумкин В.В.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. Dudu 23 января 2015 10:27
    "Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в IX-XII веках."
    Завоевания всегда сопровождались уничтожением завоёванного. Всюду, куда приходили арабы вырезались высшие и средние слои, чтобы арабы могли взять власть и сменить религию. Первые арабские банды были вообще тупыми и селились вблизи городов в отдельных лагерях. Арабы не знали письменности, не имели понятия о денежном обороте и торговле. Только век спустя они позаимствовали письменность, финансовую систему у иранских Сасанидов и начали вмешиваться в то, что уже существовали и без них.
    Изначально они были кочевниками с окраин, и только породнившись с верхушкой сирийских городов у них появились некие окультуренные особи.
    Dudu
    1. Нагайбак 23 января 2015 12:46
      Dudu"Первые арабские банды были вообще тупыми и селились вблизи городов в отдельных лагерях. Арабы не знали письменности, не имели понятия о денежном обороте и торговле.
      Я бы арабов в тупости не обвинял. Создать и продвинуть мировую религию это Вам не хухры-мухры. Тут мозги надо иметь. Завоевать такие пространства нанеся поражения лучшим армия того мира. Это тоже знаете ли.... Кстати, не могли быть тупыми люди, которые использовали первоклассную тактику на поле боя позволявшую им одерживать победы. А как Вам такие названия: "Утро псового лая", "День помощи", "Вечер потрясения"...это же поэзия блин.))))
      1. Dudu 23 января 2015 15:44
        Констатация факта состояния племён первых завоевателей, нёсших личину религиозного фанатизма, а не обвинение всех арабов. Тем более у них там мог находится всякий, кто принимал ислам, а не только племенные арабы.
        Чтобы судить о том времени, надо тщательно изучать факты, а не смотреть сказки 1001 ночи. К стати, о красивых названиях. Тогда и арабского языка не было. Он сформировался где-от к 10 веку, впитав в основу сирийскую литературу. А все знания были от Ромеев - Византии, как ее переименовали в 19 в. немцы.
        Dudu
      2. Комментарий был удален.
    2. devastator 23 января 2015 20:35
      Цитата: Dudu
      Завоевания всегда сопровождались уничтожением завоёванного. Всюду, куда приходили арабы вырезались высшие и средние слои, чтобы арабы могли взять власть и сменить религию. Первые арабские банды были вообще тупыми и селились вблизи городов в отдельных лагерях. Арабы не знали письменности, не имели понятия о денежном обороте и торговле. Только век спустя они позаимствовали письменность, финансовую систему у иранских Сасанидов и начали вмешиваться в то, что уже существовали и без них.
      Изначально они были кочевниками с окраин, и только породнившись с верхушкой сирийских городов у них появились некие окультуренные особи.

      Простите, но заявление в корне неверное.
      Напоминаю, что в то время именно европейские государства могли считаться отсталыми, а их население - сиволапыми и свинорылыми невежественными дикарями.
      В то время как в пределах халифата учёные разрабатывали математику, оптику и медицину, в европе всё больше налегали на религиозное мракобесие.
      Напоминаю, что в те времена, когда Аль Хорезми и другие интеллектуалы на территории халифата закладывали начала современной математики, в европе тотально использовали римскую систему счисления. Попробуйте на досуге перемножить два больших числа в римской нотации what
      Арабы того времени умели делать раздвижные подзорные трубы - не самая простая оптическая и технологическая задачка для того времени.
      В Багдаде умели делать полостные хирургические операции с неплохим процентом выживаемости, в то время как в европе вершиной хирургии была ампутация, да и то обычно с паршивыми результатами.
      И то, что в результате вековых религиозных междоусобиц халифат дошёл до полного краха ничуть не принижает достижений выдающихся деятелей науки, появившихся, как ни странно, именно на территориях, условно-подконтрольных халифату.
  2. Konar 23 января 2015 12:22
    Тем не менее через контакты с арабскими государствами в Европе произошел скачок в науках, медицине, и даже наверное в архитектуре и военном деле.
    Интересная статья, было полезно почитать.
    1. Dudu 23 января 2015 15:53
      В 9 в. после победы над Ромеями Халиф аль-Мамун взял выкуп не деньгами, а книгами.
      Ибо бессмысленны были. А потом он основал Бет-аль-Гимла - Дом мудрости, где собрали переводчиков, и они переводили все книги, что могли быть найдены.
      В том доме был Константин Философ, известный нам, как Кирилл - первоучитель славян, и оценил глубину "знаний" обретавшихся там.
      А в Европу попало то, что сожгли католики и крестоносцы, когда запретили эллинистические книги и уничтожили Константинополь с его книжными собраниями. Так что это не заслуга арабов, а дурость католических правителей Европы.
      Dudu
    2. Васёк 23 января 2015 22:11
      Цитата: Konar
      через контакты с арабскими государствами в Европе произошел скачок в науках, медицине, и даже наверное в архитектуре и военном деле.

      Я бы ещё добавил астрономию, навигацию и дальнее мореплавание.
      Не стал бы также называть арабов тупыми бандами, хотя бы только потому, что у них хватило мозгов обобщать и изучать уже имеющиеся научные достижения, в основном позаимствованные у Византии (румеи - это римляне по-гречески, и византийцы так себя стали называть после того, как в населённой преимущественно греками и армянами Малой Азии стали оседать бежавшие от варваров римляне) и, не в последнюю очередь, у "продвинутой" тогда Персии.
  3. padonok.71 23 января 2015 13:10
    Не стало у арабцев-халифатцев "мышцы", за это и поплатились. На одном "бизнесе" далеко не уедеш. Захлебнулись собственными деньгами. Очередной урок истории. В том числе и для Русского народа.
    padonok.71
    1. Нагайбак 23 января 2015 15:06
      padonok.71"Не стало у арабцев-халифатцев "мышцы", за это и поплатились. На одном "бизнесе" далеко не уедеш. Захлебнулись собственными деньгами. Очередной урок истории.
      Они не плохо сидели на посреднической торговле между востоком и западом. Как и наша Средняя Азия.))) Потом Великие географические открытия свели их монополию на торговлю специя, шелком и пр., на нет и они сдулись тогда. Европейцы стали сами возить и богатеть.
      Сейчас вот нефть и газ.) Они опять возомнили невесть,что о себе. Для нас урок следующий. Нечего на одном сидеть. Надо развивать промышленность и науку.
      1. padonok.71 23 января 2015 17:56
        В том числе, конечно. Но прежде всего не терять динамику, стремление (т.н. пассионарность). Не почевать на лаврах, все больше и больше погружаясь в негу и эпикурейство. Идти, боротся, работать, а если надо, то и воевать. И хотя война это плохо (хотя и прекрасно), но и без нее, проклятой, пока ни как не обойтись - сожрут соседи.
        padonok.71
  4. Ереке 23 января 2015 17:57
    до встречи с арабами европейцы крестоносцы не знали , что нужно мыться и менять одежду и не вонять. Не случайно чума у них пошла из-за антисанитарии и до 17-18 века, они просто свои фекалии на улицу выливали через окно.
    про Бейбарса посмотрите фильм про него на ютубе, который сделан во времена СССР
    1. Васёк 23 января 2015 22:30
      Цитата: Ереке
      антисанитарии и до 17-18 века, они просто свои фекалии на улицу выливали через окно.

      Не знаю, 17-18 век - давно было.
      Но точно помню антисанитарию в 1980-х в г.Кзыл-Орда и области, а также помои, выплёскиваемые прямо на проезжую часть практически всеми домохозяйками частного сектора.
      Без обид, жолдас! drinks
  5. Алекс 23 января 2015 19:13
    Спасибо автору, мне понравилось. Насколько я понял, халифы в общем-то повторили христианский путь: сначала что-то похожее на апостолов (ученики и последователи Мухаммеда), затем первосвященники, обеспечивающие духовное покровительство власти. Выходит, халифат - это собирательное обобщенное название территории, находящейся под духовным управлением халифа (аналог понятия "католический мир", например).
  6. nomad74 24 января 2015 05:34
    Экскурс в историю полезен. автору плюс. Но есть большое Но!
    Создание халифата не легитимно! Тупо проект америки, МИ-6 и Израиля. Приверженцы сунны, коими являются 80% мусульман считают что халиф должен:
    1.быть избран всеми мусульманами;(Его никто кроме него самого и его бандитов не выбирал)
    2.его назначение, в качестве преемника, предыдущим Халифом.(и это тоже не произошло в силу временного разрыва)
    Это все игра слов под управлением ЦРУ. Халифат еще один майдан только на ближнем востоке.
    1. Алекс 25 января 2015 00:02
      Добавлю: как я понял из статьи, халиф должен происходит из рода Пророка. Этот пункт, ИМХО, наиболее сложен в ситуации с нынешним халифом. Во всяком случае, что-то я не слышал об этом соответствии.
  7. ignoto 25 января 2015 08:29
    Первые реально подтвержденные документально свидетельства об арабах относятся к 16 веку

    Так называемый арабский язык сами арабы называют турецким письмом. Турки внедрили

    Великое арабское завоевание из той же серии,что и татаро-монгольское иго. Полностью мифическое.

    Кстати, Иван Калита-это царь ( иван- верховный правитель ) -калиф , то есть правитель соединивший функции светской и духовной власти.

    Само слово ислам - ИССА ( бог ) и ЛАММА ( учение ) - учение Иисуса

    Ислам до разделения религий на Триденском соборе - одна из православных ересей
    1. tsvigo 16 ноября 2015 15:48
      Исла́м (араб. الإسلام‎‎ [al-ɪsˈlæːm]) — монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха)[1]. В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное, образованное от глагола سلم, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным»[2]. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.
      Википедия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня