За два года до полёта Девятаева

52
За два года до полёта Девятаева


В ночь на 12 августа 1943 года с немецкого аэродрома, который тогда был недалеко от города Острова, взлетел связной самолет Fi-156 «Storch». Едва он набрал высоту, как небо, еще не успевшее затянуться густой синевой, пересекли световые столбы прожекторов. Пошарив по небу, они скрестились в одной точке. Цель поймана! В лучах сверкнули крылья самолета, нетрудно было определить, что он свой, немецкий. Все равно по этой цели начали неистово бить зенитки. Чтобы обойти огненный барьер, Fi-156 «Storch» стал маневрировать, но это продолжалось несколько минут. С земли хорошо видели, как, свалившись на крыло, машина начала беспорядочно падать, а потом нырнула в ночную темноту.

Почему в ту августовскую ночь фашистские батареи получили приказ прервать полет своего самолета Fi-156 «Storch»?

«Гвардии лейтенант Лошаков Николай Кузьмич, уроженец села Малинино Тимашевского района Краснодарского края, в бою за Социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, 27 мая 1943 года погиб в воздушном бою в районе станции Мга».

Такая запись была сделана на последней странице личного дела гвардии лейтенанта Лошакова вскоре после его 121-го вылета на боевое задание. В тот памятный день по тревоге наши истребители поднялись в воздух. Предстояло сорвать полет двух немецких самолетов, которые корректировали стрельбу фашистской осадной артиллерии по Ленинграду. Но в это время в воздухе неожиданно появились фашистские истребители, спешившие на выручку корректировщикам.

«Яковлевых» было вдвое меньше, но они все же приняли неравный бой. Лошаков атаковал врагов, но в самом начале боя его самолет был подбит.

Кто-то из наших летчиков видел, как загорелся самолет Николая, а после боя доложил командиру, что Лошаков погиб. Этим и можно объяснить появление записи в личном деле летчика, которая как бы подводила итоговую черту его жизни.

Но Лошаков в тот роковой для него день не погиб. Собрав все силы, Николай перевалился за борт кабины и дернул кольцо парашюта. Все это произошло над линией фронта. Судьбу воина решило направление ветра, который в тот день порывисто дул в сторону противника. На его позиции и опустил парашют потерявшего сознание летчика. Сознание вернулось к Лошакову только на операционном столе фашистского госпиталя.

Вскоре на груди Лошакова появилась нашивка с № 3264. Он стал заключенным лагеря военнопленных. Но с самого первого дня плена Николая не покидала мысль о побеге. Едва затянулись раны, которые он лечил подорожником, Николай подыскал надежных товарищей. Ими оказались летчики Михаил Казанов и Геннадий Кузнецов. Они решили сколотить такую боевую группу, которая смогла бы в подходящий момент при возвращении колонны с работы обезоружить конвоиров и освободить пленных. Но действовали они недостаточно осторожно. Лагерное руководство узнало о готовящемся побеге. Его организаторов перевели в «партизанский домик» — место пыток. Казанова изувечили так, что потом пришлось ампутировать ногу. Летчиков тут же разлучили: Кузнецова перевели в Псковский лагерь, а Лошакова в лагерь близ города Острова.

В новом лагере Николая направили в дорожную команду, которую гоняли на строительство дороги к аэродрому. Копая засохшую землю, летчик то и дело смотрел в сторону аэродрома. Однажды, в обеденное время он засмотрелся на кружившие в небе немецкие самолеты. Вдруг он почувствовал на своем плече чью-то руку и услышал: «Что, хлопец, хотел бы на одном из них улететь домой?» Спросивший сказал, что зовут его Иваном, а фамилия Денисюк. Ему приходится помогать заправлять самолеты горючим. От нового знакомого летчик узнал, какие типы самолетов на аэродроме, как они охраняются, порядок их обслуживания. Когда Николай услышал про маленький связной самолет Fi-156 «Storch», у него тут же вырвалось: «Вот на нем и полетим».

11 августа 1943 года, в этот день Николай Лошаков и Иван Денисюк решили вырваться на свободу: захватить вечером на аэродроме немецкий самолет и на нем перелететь линию фронта. Но их постигла неудача. В полдень, когда немцы ушли на обед, они незаметно проникли в ангар, где стоял самолет Fi-156 «Storch». Николай уже рассматривал его приборную доску, хотел забраться в кабину, чтобы выруливать, как Денисюк просигналил, что нужно прятаться: к ангару направляется инженер с собакой. О взлете не могло быть и речи. Все отложили до захода солнца следующего дня.

Самолет Fi-156 «Storch». Герхард Физелер спроектировал эту машину как самолет укороченного взлета/посадки и снабдил ее крылом большой подъемной силы. Разбег "Шторьха" составлял всего 65 метров, а пробег после посадки — 22 метра; при встречном ветре 40 км/ч машина могла "зависать" в воздухе без потери управляемости. Созданный по спецификации 1935 года на легкий связной и разведывательный самолет, Fi-156 впервые поднялся в воздух весной 1936 года и был принят на вооружение в 1937 году.

В тот день солнце палило нещадно. С трудом пленные работали лопатами в окаменевшей глине. Наконец повеяло вечерней прохладой. Вот-вот будет подана команда, заканчивать работу. Пленных пересчитывают и гонят в лагерь. Держась за живот, согнувшись, Николай попросил у конвоира разрешения сбегать в кусты. Он торопливо направился в кустарник, примыкавший к ангару. В условленном месте, под лопухами, взял комбинезон и пилотку, стал незаметно пробираться к стоянке самолетов.

Спустя минут десять Лошаков увидел, как на стоянку отрулили самолет Fi-156 «Storch». Из него вышли два фашистских летчика, о чем-то заговорили с механиком, указывая на Ивана, и пошли в сторону столовой. И вот долгожданный сигнал Ивана — скорее к самолету!

Лошаков действовал так же уверенно, как бывало в родном полку, на своем аэродроме, отправляясь на боевое задание. Денисюк в это время залил горючее в бак, освободил шасси от колодок и с помощью летчика поднялся в кабину. Теперь экипаж был в полном составе. Короткий разбег — и вот машина оторвалась от земли.

12 августа, как передали наши наблюдатели в штаб Волховского фронта, немецкий самолет, обстрелянный своими зенитками, пересек линию фронта и ушел на восток. В ту ночь были приняты все меры к розыску загадочного самолета. Первыми его увидели, а вернее, услышали в ночной темноте рокот мотора на берегу реки, жители деревни Бритина Новгородской области. Они побежали ловить немцев, а встретили Николая Лошакова и Ивана Денисюка, только что вырвавшихся из лап врага.

Немецкие зенитчики так и остались в неведении, почему поздним вечером 12 августа 1943 года было приказано им сбить свой, помеченный черными крестами, самолет Fi-156 «Storch». Нам же известны и подробности этого перелёта. Во время обстрела осколок попал в руку летчика. Превозмогая боль, он продолжал крепко держать штурвал. Мотор стал давать перебои, в кабине появился дым. Приземлились, а точнее, плюхнулись на луг, около реки. Утром в самолете насчитали девять пробоин. Вот таким трудным был 122-й боевой полет летчика Николая Лошакова.

Вряд ли кто в нашей стране не слышал о полете из фашистского плена на Heikel He-111 Михаила Девятаева и его товарищей, совершенном в феврале 1945 года.



Многие годы считалось, что это единственный в своем роде подвиг. Но самым первым, еще в ночь на 13 августа 1943 года, на захваченном вражеском самолете, совершил побег из фашистского плена летчик-истребитель Николай Кузьмич Лошаков.


Иван Денисюк (слева) и Николай Лошаков в шахте № 3 комбината "Ткварчелиуголь", 1960 год


Источники:
Рыбалко В.В. За честь, свободу и независимость Родины / Рыбалко В.В., Шишов Л.М. // Крылья Родины: сб. статей. — М.: ДОСААФ СССР, 1983. — С. 148-150.
Соломоник Ю. (реж.). Документальный фильм «Продолжение подвига». — Ленинградская студия документальных фильмов, 1961.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Подарок
    -65
    23 января 2015 06:34
    Хорошая статья - все спутники Девятаева пошли в штрафбат и выжили 2, самого Девятаева после следствия к самолётам не допускали - только по Волге плавать. А этих героев в шахту загнали лет на 20 - строго у нас с полётами.
    1. +69
      23 января 2015 07:01
      все спутники Девятаева пошли в штрафбат


      Вы для начала книги Девятаева прочтите, прежде чем говорить такую чушь! Все участники побега Михаила Девятаева после приземления самолета на Советской земле сначала попали в госпиталь, где их подлечили. Именно подлечили, а не вылечили так как они рвались на фронт мстить фашистам, а затем все они попали в действующие строевые части РККА. Ни один не попал в штрафбат!
      А самого Михаила Девятаева использовали как ценного источника информации, так как он угнал экспериментальный Heikel He-111, который служил для телеуправления фашистских вундерваффе - ракетами ФАУ в полете.
      Девятаев напрямую работал с Королевым и по представлению С.Королева получил высшие государственные награды за участие в создании советской ракетной программы.
      А по Волге он плавал по собственному желанию. Довоенное образование у него - капитан речного судна, которое он получил перед самой войной.

      Не знаете истории, не читали первоисточников - лучше промолчите! Не уподобляйтесь тем, которые уже утверждают, что Освенцим освобождали украинцы...
      1. Подарок
        -39
        23 января 2015 07:26
        По всем статьям про Девятаева он был под следствием до конца войны как организатор группы, а все его спутники пошли в штрафные части и с марта по май 45 успели погибнуть, выжили 2.
        Книги 60...70 причёсаны цензурой, там про следствие ничего и про штрафников минимум. Хенкель никак не использовался, был транспортно - разведывательным, ракеты ФАУ управлялись автономно инерциальной системой. На речном судне - с Королёвым... не реально, он мог только рассказать про Пенемюнде, хотя Королёв и мог его представить к наградам.
        1. +26
          23 января 2015 08:31
          Книги 60...70 причёсаны цензурой


          Да вы хотябы Wikiпедию прочли бы!
          Первое издание книги - Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1988.
          Второе издание (переработанное и дополненное автором М.Девятаевым)- Девятаев М. П. Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. — 192 с.

          Читал обе книги. Вторая значительно больше содержит мелких деталей и больше интересной информации.

          Уж в 2000 году цензуры не было вообще никакой. Напротив была полная вакханалия. СССР не пинал только безногий...

          По всем статьям про Девятаева он был под следствием до конца войны как организатор группы, а все его спутники пошли в штрафные части и с марта по май 45 успели погибнуть, выжили 2.


          Не читайте по утрам желтую прессу! Там вам еще ни такого в уши вольют!

          Хенкель никак не использовался, был транспортно - разведывательным, ракеты ФАУ управлялись автономно инерциальной системой.


          Это кто вам сказал такое? В газетах прочли? А вот непосредственные участники событий говорят иное.
          С какого препугу М.Девятаев, рядовой советский военнопленный, которых фашисты за людей-то не считали, ВДРУГ был объявлен Адольфом Гитлером своим ЛИЧНЫМ врагом ? За то, что транспортник угнал ? Или за то, что мог рассказать где и какие бараки в лагере стоят?

          Найдите книги. Они в сети есть в открытом доступе. Во многих местах. Прочтите - затем пообщаемся.

          На речном судне - с Королёвым... не реально


          Совсем не реально. И встречу на речном судне с Королевым придумали вы. А как оно было в жизни. Каким образом они встретились и как общались ВЫ сможете прочитать в книге М.Девятаева, если не поленитесь ее найти.
          1. Подарок
            -22
            23 января 2015 10:08
            Цитата: vlad_m
            был объявлен Адольфом Гитлером своим ЛИЧНЫМ врагом ?

            Девятаев в лагере был под чужой фамилией - как Гитлер узнал его настоящую, догадался кто из 11 был лётчиком и лидером группы и как Вы узнали о гитлеровском объявлении?
            Ваши тезисы либо выдумка агитпропа либо косвенно подтверждают версию о контактах Берии с Рейхом через неотключенные линии связи и особую эскадрилью на немецких самолётах... bully
            1. jjj
              +18
              23 января 2015 14:29
              Мне довелось познакомиться с Михаилом Девятаевым во второй половине 70-х годов прошлого века. Вид его нисколько не напоминал человека побитого жизнью. Что запомнилось. Самолет они угоняли не простой. На взлете едва сумели хвост оторвать, чтобы взлететь. Думали уже всё, погибнут, не сумев взлететь. Имя взял умершего товарища, поскольку летчиков немцы старались быстрее на тот свет отправить. После побега проходили долгую фильтрацию, угон самолета с секретной базы по запуску ракет - очень примечательный факт и мог являться операцией немецкой разведки. Замечу от себя, что во времена "гласности" у нас постарались нивелировать подвиг, объявив его заурядным событием
              1. +14
                23 января 2015 14:47
                Цитата: jjj
                Мне довелось познакомиться с Михаилом Девятаевым во второй половине 70-х годов прошлого века.

                Кстати я тоже учась в школе во второй половине 70 был на встрече с Героем Советского Союза Девятаевым. И прекрасно помню эту встречу и его рассказ про побег.
                А всякие "Подарки" и прочие, которые в горе бриллиантов ищут гадость, выдумывают историю, передергивают факты и выдают их за истину. Вы неуважаемый Подарочек из когорты людей котоые сочиняют бредятину типа Сволочи, Цитатдель, Сталинград, Штрафбат и прочую хрень.
                Вы ни общались с реальными ветеранами Великой отчественной войны, видимо не разговаривали с афганцми и чеченцами, а так где то чего то нахватались и поливаете как шавка.
                1. +7
                  23 января 2015 20:31
                  Цитата: барон врангель
                  сочиняют бредятину типа Сволочи,

                  Вот редкая гнусь, смотрел давно, но до сих пор, как вспомню, так от отвращения передёргивает.
          2. +5
            23 января 2015 20:28
            Цитата: vlad_m
            Первое издание книги - Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1988.Второе издание (переработанное и дополненное автором М.Девятаевым)- Девятаев М. П. Побег из ада. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. — 192 с.

            От себя добавлю: школьником читал в украинском варианте
            М.П. Девятаева и Анатолия Хорунжия «Втеча з острова Узедом» (украинец. «Побег с острова Узедом»). Документально-автобиографическая повесть, Киев, «Веселка», 1974. Там не только про ракеты, по описанию ещё Ме-163 и Ме-262 получается.
          3. 0
            8 февраля 2015 17:49
            Человек-легенда Михаил Девятаев: биобиблиографический указатель / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия,.. - Саранск, 2013. 84 с.
            http://www.library.saransk.ru/vms/block2/bibrazr/devyataev.pdf
        2. +10
          23 января 2015 10:14
          Цитата: Подарок
          На речном судне - с Королёвым... не реально

          Мда, а я встретил Королёва на даче моих родителей (1962год), где он (о,ужас! laughing ) вместе с моим отцом строгал доски для пола, потом после шашлыка под самогон, на этих же свежеструганых досках все и спали, а утром дружно отправились на рыбалку.... Правда, честно скажу, что я много позже узнал, кто он такой.
          1. Подарок
            -19
            23 января 2015 10:32
            Речь не о встрече, которые могут быть где угодно а о совместной работе - Королёв в Подлипках и на полигоне а Девятаев на Волге.
            Просто "vlad_m " передёрнул смысл или не понял, поэтому обсуждение ушло в сторону.
            1. +3
              23 января 2015 11:59
              Цитата: Подарок
              Речь не о встрече, которые могут быть где угодно а о совместной работе - Королёв в Подлипках и на полигоне а Девятаев на Волге.

              Дык, у меня отец работал тоже не там, где Королёв, если чё.
              Но делали одно дело.
            2. +2
              23 января 2015 22:08
              Подарок
              Какой флаг у вас ещё припасён? Зря, паренёк, гоношишься. Здесь таких не любят. Не надо про советских солдат и СССР гадости лепить - не верим. Свой опыт есть, а не Солженицына с новодворской "правдивости".
        3. tkhonov66
          +5
          23 января 2015 10:55
          "...
          Хенкель никак не использовался, был транспортно - разведывательным,
          ..."
          .
          И вы полагаете, что фашисты могли держать на аэродроме В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ двухмоторный бомбардировщик, который "НИКАК НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ" ?!!!
          .
          боюсь, что вы слишком высокого мнения об ИДИОТИЗМЕ немецкого командования...
          8-))
          .
          .
          "...
          ракеты ФАУ управлялись автономно инерциальной системой.
          ..."
          .
          8-))
          Да, но-вот только не управлялась, а "управлялась",
          ибо среднеквадратичное отклонение от точки прицеливания "V-2" составляло более 10 (десяти!) КИЛОМЕТРОВ... Ну как, - представили?
          .
          - т.е. "по Лондону" - этой ракетой, есс-но не промахнешься...
          Но это, как говорится - "на кого бох пошлет".
          .
          Тогда как к концу ВОВ у Германии уже была технология ТЕЛЕВИЗИОННОГО НАВЕДЕНИЯ с дистанционным радио-управлением снарядов (см. ТТХ на управляемую зенитную ракету "Вассерфаль")
          .
          И если перенести аппаратуру дистанционного управления на самолет, барражирующий в прямой видимости цели - то отклонение ФАУ-2 можно бы было-бы уменьшить на ДВА-ТРИ порядка. Что означало, что у Гитлера был РЕАЛЬНЫЙ шанс - и завалить "БигБен", и убить по-меньшей-мере лично-Черчиля.
          .
          А если учитывать, что печатных плат тогда еще не изобрели, то каждый комплект аппаратуры радиоуправления - был ШТУЧНЫМ(!) изделием, нуждавшимся в длительном процессе ОТЛАДКИ, ВЕРИФИКАЦИИ и КАЛИБРОВКИ непосредственно НА ФИЗИЧЕСКОМ НОСИТЕЛЕ оружия (управляемой ракете, самолете-пункте-управления). И каждая ошибка в проекте - обходилась ЖУТКО ДОРОГО.
          .
          И вот если Девятаев угнал с Пенемюнде вот-такой ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ, одновременно загубив готовую к старту ТЕЛЕУПРАВЛЯМУЮ "фау-2", которая тут-же упала в море(поскольку никто и не думал ею управлять 8-).

          - вот ТАКОЙ РАСКЛАД - реально давал повод Гитлеру объявить Девятаева - своим "личным врагом".
          .
          Михаил Петрович в своей книге «Побег из ада» публикует воспоминания очевидца побега Курта Шанпа, который в тот день был одним из часовых на базе Пенемюнде: «Был подготовлен последний пробный старт V-2 («Фау-2»)… В это время совсем неожиданно с западного аэродрома поднялся какой-то самолёт… Когда он оказался уже над морем, с рампы поднялся ракетный снаряд V-2. …в самолёте, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа, бежали русские военнопленные».

          Девятаев потом рассказал: «На самолете был радиоприёмник, чтобы задавать курс ракете «Фау-2». Самолёт летел сверху и по радиосвязи направлял ракету. У нас тогда ничего подобного не было. Я, пытаясь взлететь, случайно нажал кнопку старта ракеты. Потому она и полетела в море».
          .
          .
          http://www.erzan.ru/news/podvig-devyataeva-pora-rasskazat-pravdu
          http://expert.ru/2014/02/8/kto-unichtozhil-fau-2/
          .
          врубайтесь!
          .
          .
          "...
          По всем статьям про Девятаева он был под следствием до конца войны как организатор группы
          ..."
          .
          - а иначе - и БЫТЬ НЕ МОГЛО !
          Это было ЕДИНСТВЕННО-ВЕРНОЕ решение.
          .
          1. +1
            23 января 2015 14:19
            Положительно отношусь к вашим знаниям этого вопроса но здесь не соглашусь:
            Цитата: tkhonov66
            А если учитывать, что печатных плат тогда еще не изобрели, то каждый комплект аппаратуры радиоуправления - был ШТУЧНЫМ(!) изделием, нуждавшимся в длительном процессе ОТЛАДКИ, ВЕРИФИКАЦИИ и КАЛИБРОВКИ непосредственно НА ФИЗИЧЕСКОМ НОСИТЕЛЕ оружия

            Если хотите глянуть на технологию сборки электронных узлов того времени, вскройте танковую радиостанцию Р-123.
            Узлы собраны на керамике пайкой на штырьки (длинной около 6мм, и много пальчиковых ламп) и это было массовое производство для военных. У меня был (в детстве) трофейный немецкий приемник "Nora"(4 больших лампы). Там модули были на гетинаксе (с впрессованными штырьками из штампованной жести диаметром 2мм и длинной 10-15мм) с навесным монтажом - массовый ширпотреб.
            Радиоуправление, конечно, не было массовым, но и не было штучным.

            Вот только в этом я хотел вас поправить.
            1. +2
              23 января 2015 23:58
              Пример аппаратуры того же времени:
          2. Подарок
            -18
            23 января 2015 14:19
            Бред на ракетную тему никак не украшает "патриотическую" позицию.
            Хейнкель над Лондоном - очень патриотично, но нереально - сбивали англичане и более шустрые самолёты. В районе цели ФАУ-2 летит без двигателя, баллистически - если и сделать специальную модификацию с управлением рулями то на самолёт управления надо ставить радар для засечки траектории ракеты типа современного АВАКСа, пульт телеуправления... скорость ФАУ 5М - за секунды скорректировать полёт?
            ФАУ пробовали вначале управлять с земли - 1 ракета улетела в Швецию, был скандал и перешли полностью на наземное управление. Хейнкель ничем не лучше наземного пункта - ракета гиперзвуковая, самолёт дозвуковой, ракета поднимается на 100 км, самолёт до 7. Просто если ракета падает в море то с самолёта смотрели куда - одна упала рядом со шведской яхтой, так вызвали истребители и яхту утопили ради секретности. Никакого управления с самолёта не было, в том числе запуском - по кабелю из блиндажа или БТР.
        4. Комментарий был удален.
        5. +1
          23 января 2015 23:10
          Ндасс...
          Цитата: Подарок
          По всем статьям про Девятаева он был под следствием до конца войны как организатор группы ...


          Не могли бы вы, господин подпедорок, конкретные ссылки на источники ваших точнейших сведений дать?

          А у мы посмотрим что это за статьи и кто их опубликовал ... и всё станет сразу ясно!
      2. 0
        8 февраля 2015 18:57
        Наградные документы - красноармеец Адамов Федор Петрович и младший сержант Немченко Владимир Романович:
      3. 0
        8 февраля 2015 19:04
        Наградные документы - красноармеец Адамов Федор Петрович и младший сержант Немченко Владимир Романович:
        1. 0
          8 февраля 2015 19:40
          продолжение:
    2. Комментарий был удален.
    3. +16
      23 января 2015 08:57
      Цитата: Подарок
      Хорошая статья - все спутники Девятаева пошли в штрафбат и выжили 2, самого Девятаева после следствия к самолётам не допускали - только по Волге плавать. А этих героев в шахту загнали лет на 20 - строго у нас с полётами.

      Вот такие как вы и плюют в подвиг советского народа.
    4. tkhonov66
      +13
      23 января 2015 09:53
      "...
      все спутники Девятаева пошли в штрафбат
      ..."
      .
      - ЛОЖЬ, оголтелая ЛОЖЬ - вот главное оружие госдепа США в интернете...
      8-(
    5. Лефтеропулос
      +12
      23 января 2015 11:15
      Предлагаю (не)Подарка зачислить в штрафбат ВО.
    6. +2
      24 января 2015 16:44
      Подарок-нет ума , идите троллить в одноклассники. Уж больно жалко ваши потуги выглядят. Пыхалова Игоря попробуйте книги осилить, там конечно сложно читать-цифири много и таблиц, ссылки на документы опять-же на каждой странице.
      Автору статьи-плюсище, громаднейший. Еще со слов - Шторх, близ Острова,-сразу вспомнил о ком пойдет речь. Кстати, может кто подскажет автора книги "Взлет" , читал в школьные годы .
      Первая про Василия Дончука ( http://www.soldat.ru/memories/heroes/pages/donchuk.html) вторая как раз про Николая Лошакова. Если помнит кто-отпишите пожалуйста. Поиск что-то не помогает.
      1. 0
        8 февраля 2015 19:22
        Романов Роман Борисович
  2. +18
    23 января 2015 08:33
    Самое интересное, что Герой Советского Союза Николай Лошаков - тесть моего родного дяди по отцу. И в широкой печати информации о его побеге из плена в советское время не было, хотя у его дочери Стеллы дома целая подборка материалов и несколько книг о его подвиге, но издавалось все это небольшими тиражами, гораздо больше литературы было издано в ГДР на немецком языке. Героя ему дали после войны, Стелла рассказывала мне, что знаменитый фильм "Чистое небо" практически о Николае Лошакове. После войны он работал на шахте, в Воркуте, часто бывал в ГДР, дочь и внучка живут в Питере.
    1. 0
      7 февраля 2015 17:02
      Уважаемый inkass_98, Вы не могли бы прокомментировать архивную Справку ЦАМО от 27.11.1997 г., в которой звание Героя Советского Союза не упоминается?
      1. 0
        7 февраля 2015 18:50
        И, быть может, у Вас найдется фотография Николая Кузьмича со Звездой Героя?
        1. 0
          7 февраля 2015 22:45
          Например, на фотоснимке, опубликованном в мае 1979 года, Звезды Героя нет.
          1. 0
            15 апреля 2015 06:11
            Из ответа Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 05.03.1998 г. № 173/3/ 65274 директору Тимашевского музея семьи Степановых: «К званию Героя Советского Союза Лошаков Н К не представлялся».

            Из ответа Управления Прeзидeнта РФ по государственным наградам от 05.04.2010 г. № А-72-2962 руководителю Клуба ветеранов летного состава г. Сыктывкар - Лошаков Н.К. «ни в годы Великой Отечественной войны, ни в послевоенное время к званию Героя Советского Союза не представлялся».
    2. 0
      7 февраля 2015 17:15
      На надгробной плите указано, что Николай Кузьмич родился "14 XII 1923". Не могли бы Вы сообщить точную дату его рождения?
      1. 0
        7 февраля 2015 20:20
        А также пояснить причины, по которым в автобиографиях разных лет Николай Кузьмич писал то "17 декабря", то "17 апреля" 1923 года?
        1. 0
          7 февраля 2015 22:14
          Попутно хотелось бы обратить внимание «Инженера-технаря» и читателей его статьи на то, что 27.05.1943 г. был сбит самолет гвардии младшего лейтенанта Н.К. Лошакова. Звание лейтенанта ему присвоили не до 27.05.1943 г., а гораздо позже - 02.01.1959 г. (см. Приказ ГУК НКО от 07.07.1943 г. № 0490/пог и Архивную справку ЦАМО от 27.11.1997 г. № 11/98884).
  3. +14
    23 января 2015 08:48
    История интересная,летчик совершил подвиг,не удивлюсь,если на форуме кто то спросит:"А зачем он вообще бежал? Немцы-люди западные,цивилизованные". Мне не стыдно гордиться такими как Девятаев,Лошаков,мой дед-они,как могли,приближали победу.
  4. +1
    23 января 2015 08:53
    Правильно сказано изучи тему потом высказывайся.
  5. +5
    23 января 2015 08:54
    Цитата: Подарок
    По всем статьям про Девятаева он был под следствием до конца войны как организатор группы, а все его спутники пошли в штрафные части и с марта по май 45 успели погибнуть, выжили 2.
    Книги 60...70 причёсаны цензурой, там про следствие ничего и про штрафников минимум. Хенкель никак не использовался, был транспортно - разведывательным, ракеты ФАУ управлялись автономно инерциальной системой. На речном судне - с Королёвым... не реально, он мог только рассказать про Пенемюнде, хотя Королёв и мог его представить к наградам.

    Врёте вы все. даже спорить нехочу. Изучите историю.
    1. +4
      23 января 2015 13:53
      Цитата: барон врангель
      Врёте вы все. даже спорить нехочу. Изучите историю.



      Работа у него такая...
  6. +8
    23 января 2015 09:10
    Да мало кто об этом знает.У нас кино то все про Штрафбаты и сталинградскую любовь снимают,да михалковское "нестояние"...Как будто кроме тирана Сталина и кровавой гэбни сюжетов больше нету.
  7. +2
    23 января 2015 09:36
    Спасибо за статью. В Острове не попадалась эта информация. Было бы не плохо соорудить стелу об этом подвиге в Острове или в Веретье (там сейчас вертолетчики).
    1. +2
      23 января 2015 09:49
      Дополнительно. Лагерь в Пскове (Stalag 372 Pleskau)и другие рабочие лагеря в том числе в Острове (Веретье)находился в ведомстве люфтваффе. Охранниками и конвоирами были "летчики".

      http://media.informpskov.ru/pictures/20130613170222.jpg
      На тажелых работах на аэродромах погибло очень много военнопленных и гражданских. Особенно в зиму 41-42 годов.
    2. 0
      8 февраля 2015 11:22
      Вот что в январе 1959 года было рассказано о летчике Лошакове и солдате Денисюке в одной из газет Псковской области:
    3. 0
      8 февраля 2015 11:26
      Уважаемый igordoc! Не могли бы Вы покопаться в подшивках областных газет и поделиться своими находками?
  8. +7
    23 января 2015 09:38
    Много Героев той войны так и остались неизвестными.
    Радует то, что пусть и через 70 лет, но они получают хоть небольшую, но известность. О них нужно фильмы снимать, а не о бандюганах разного пошиба.
    1. Лефтеропулос
      +4
      23 января 2015 11:24
      Вот за что я в обиде на Путина: что воспитание подрастающих поколений отдано в руки внутреннего врага.
      1. +4
        23 января 2015 12:46
        Цитата: Лефтеропулос
        Вот за что я в обиде на Путина: что воспитание подрастающих поколений отдано в руки внутреннего врага.

        Странно, он-то их врагами не считает.
        Руки жмёт, награждает..., Познера, к примеру или Радзинского...
    2. +2
      23 января 2015 22:15
      Цитата: tolancop
      О них нужно фильмы снимать, а не о бандюганах разного пошиба.

      Дык денег нету. Гранты без особиста-урода и прочих "откровений" не дают. А раз оттуда нет, значит и у наших распределителей похоже тоже нет.
  9. +5
    23 января 2015 12:41
    Пример настоящего воина и человека, который смог переломить судьбу, выжить и с честью вынести все испытания тяжелого времени, не потеряв веру в себя и близких. Достойно. Не знал про этот подвиг. Спасибо за интересную и поучительную статью.
  10. -1
    23 января 2015 13:30
    Цитата: Колесо

    Колесо


    Сегодня, 12:46

    ↑ ↓ Новый


    Цитата: ЛефтеропулосВот за что я в обиде на Путина: что воспитание подрастающих поколений отдано в руки внутреннего врага.Странно, он-то их врагами не считает.Руки жмёт, награждает..., Познера, к примеру или Радзинского

    "Его Пьянейшство", ЕБН, так-же врагом не считает. Даже цветочки на памятник этому подонку готов возлагать...
  11. +1
    23 января 2015 15:37
    герои своего времени. честь и хвала!
  12. 0
    23 января 2015 15:46
    Мда, некоторые поражают своей осведомленностью во ВСЕХ вопросах... и в истории в том числе...
    скажу просто и понятно...при проведении ЛЮБЫХ работ государственной важности проводились и проводятся мероприятия оперативного прикрытия и легендирования...оных работ и тех кто в них участвует...а ИСТОРИЯ не есть МАТЕМАТИКА, где все логично и доказуемо...и переписовать ЕЁ не устают smile
  13. +3
    23 января 2015 19:02
    Про Лошакова-так для интереса
    Поэтому, когда в декабре 1943 года состоялся суд, особая тройка приговорила Денисюка к 20 годам каторжных работ, а Лошакова «всего» к трем. Но и этот срок позже, уже в воркутинском лагере, за недоказанностью вины скостили. В 1945-м летчика освободили из-под стражи. Однако ему еще долго пришлось ждать полной реабилитации и восстановления в партии. Это произошло лишь в апреле 1959 года.
    Найду про Девятаева-так же отпишусь. Да и вообще там таких около 9 человек было -таких летчиков вырвавшихся из плена на самолетах.. Честь им и хвала. Каждого надо помнить.
  14. +1
    24 января 2015 03:46
    Интересно!
    Вот так, благодаря подобным статьям, восполняем пробелы своих знаний Истории Отечества!
    1. Довмонт
      0
      25 января 2015 09:48
      Да уж, я то же впервые об этом подвиге узнал!!
  15. +2
    25 января 2015 15:50
    Спасибо за статью. А что касается комментариев - развели здесь диванные историки истерию - отправили в штрафбат героев или посадили, Сталин - сволочь, ЕБН - алкаш и гад, Путин - просто гад. Вам не стыдно? Я считаю, что нужно просто преклониться перед памятью тех, кто отстоял мир и спас всех нас от коричневой чумы. Наша память о них и наша твердая и активная гражданская позиция - гарантия того, что наши потомки не будут судить о настоящих героях Великой Отечественной по высерам (извините - другого слова, менее бранного, просто не могу подобрать) отечественного кинематографа типа "сволочей" или "Штрафбата" (могу назвать еще пару деятков так называемых фильмов, но не буду, каждый сам может подобрать для себя такую "коллекцию"). И считаю и очень на это надеюсь, что история (та что Клио, а не двуликий Янус) расставит все по своим местам и каждому поступку даст свою соедржательную объективную оценку. Для меня Девятаев, Лошаков и многие тысячи, сотни тысяч других, оставшихся неизвестными, это просто герои, которым я обязан тем, что живу и могу написать эти строки. Честь имею.
  16. 0
    8 февраля 2015 09:55
    В статьях журналистов, общавшихся с Н.К. Лошаковым в 1958-1975 годах, сообщается о том, что вместе с ним улетел из плена И.А. Денисюк. Однако в 1977 году Т. Борисевич, рассказывая об одном из публичных выступлений Николая Кузьмича, назвала третьего участника перелета на «Шторхе» – пленного Георгия Зотова*.
    * Борисевич Т. Урок мужества // Молодежь Севера. 02.11.1977 г.
    1. 0
      8 февраля 2015 10:21
      Полагаю, что уважаемый inkass_98 имеет возможность дополнить сообщение Татьяны Петровны (в более поздних статьях которой Зотов не упоминается).
  17. 0
    9 февраля 2015 12:23
    В 2006 году Л. Жукова, не указывая исходный источник информации, сообщила: «Лошаков Николай Кузьмич, летчик. Бежал из плена на фашистском самолете, прихватив двух товарищей»*.
    * Л. Жукова. Помним имя твое : Эхо войны // Гудок. 2006. 14 января.
    http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=73839 ... id=2570269
    http://www.gudok.ru/pdf/2006/01/14/20060114_5.pdf
  18. 0
    30 апреля 2016 10:00
    Приведенное описание подробностей боевого вылета:

    «В тот памятный день по тревоге наши истребители поднялись в воздух. Предстояло сорвать полет двух немецких самолетов, которые корректировали стрельбу фашистской осадной артиллерии по Ленинграду. Но в это время в воздухе неожиданно появились фашистские истребители, спешившие на выручку корректировщикам.
    "Яковлевых" было вдвое меньше, но они все же приняли неравный бой. Лошаков атаковал врагов, но в самом начале боя его самолет был подбит»

    не соответствует показаниям Лошакова:

    «ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
    ОБВИНЯЕМОГО ЛОШАКОВА НИКОЛАЯ КУЗЬМИЧА от 17 августа 1943 года:
    ...
    27–го мая 1943 года в 14.00 я, в составе четырех "ЯКОВ" – ведущий – капитан БАРАНОВ А.А., ВЕДОМЫЕ – Я, мл. лейтенант ПОНОМАРЕВ и мл. лейтенант КОЗЛОВСКИЙ вылетели в район ст. Мга с задачей – уничтожения корректировщика ME‐110.
    Я шел на чужой машине / у моей утром подтекал бак и она находилась в ремонте/ в паре с ПОНОМАРЕВЫМ. В районе выполнения задания моя машина стала отставать и терять высоту – падали обороты, давление, температура росла. Видя, что отстаю, я запросил ведущего по радио: " Месяц 10, месяц 10, – я месяц–46 / условно: "капитан БАРАНОВ, – говорит ЛОШАКОВ"/, что мне делать, мотор сдает". Ответа не было, хотя рация работала исправно.
    Не получая ответа я развернулся домой. В это время сзади, внизу увидел ME–110 и пошел с переворотом на него. Оглянувшись, сзади я увидел машины БАРАНОВА, ПОНОМАРЕВА, КОЗЛОВСКОГО и, спокойно начал бить по ME‐110. Стрелок‐радист "ME‐110" перестал стрелять /очевидно был убит, а машина на бреющем полете ушла в направлении Германского тыла/.
    Я с пике начал уходить в высоту. Когда я уходил то увидел слева, сзади, внизу ко мне в хвост заходит "ФВ‐190". Товарищей из виду потерял, мотор не орал, мне уйти не представлялось возможным и я начал вести бой на виражах. Скоро мне удалось зайти к "ФВ‐190" в хвост. Открыв огонь со всех трех точек, я его зажег и он, оставляя дымный след, ушел вниз.
    Когда я начал уходить, мне навстречу встретились четыре "ФВ‐190", которые, не навязывая боя, дали мне дорогу, находясь по парам вправо и влево–вниз. Оглянувшись, я потерял их из виду и пошел на свою территорию. Мотор работал с перебоями, машина снижалась. В это время я почувствовал сильный толчок сзади, справа. Оглянувшись, увидел справа, сверху "ФВ‐190", хотел развернуться влево – увидел сзади сверху, слева ‐ второй "ФВ‐190". Почти одновременно я почувствовал удар в машину слева и почувствовал, что ранен в Мне ударило в лицо горячее масло и дым и я потерял сознание. Очнулся в воздухе от сотрясения. Увидел, что парашют раскрыт и я нахожусь на высоте 4.000–4.500 метров, над своей территорией, но ветер сносит меня в сторону противника. Я увидел также с моей левой руки и ноги течет кровь. Больше ничего не помню – очевидно потерял сознание.
    ...».
  19. 0
    30 апреля 2016 10:12
    Автор представленного сочинения обошел молчанием очень важное для понимания последующего развития событий обстоятельство — факт ложного согласия на вступление во власовскую армию, тогда как именно факт согласия на сотрудничество с врагом был использован в качестве формального основания для вынесения Постановления: «ЛОШАКОВА Николая Кузьмича, за изменническое поведение во время пребывания в плену - заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ТРИ года...» (Выписка из протокола Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних Дел СССР).
  20. 0
    30 апреля 2016 10:17
    Комментарий, который представил
    Связист (3) RU 23 января 2015 19:02 :

    «...когда в декабре 1943 года состоялся суд, особая тройка приговорила Денисюка к 20 годам каторжных работ, а Лошакова «всего» к трем. Но и этот срок позже, уже в воркутинском лагере, за недоказанностью вины скостили. В 1945-м летчика освободили из-под стражи. Однако ему еще долго пришлось ждать полной реабилитации и восстановления в партии. Это произошло лишь в апреле 1959 года».

    во многом не соответствует действительности.
  21. Комментарий был удален.
  22. 0
    30 апреля 2016 10:26
    Во-первых, так называемые «судебные тройки» были ликвидированы за пять лет до рассматриваемых событий – см. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17.11.1938 г.:

    «2. Ликвидировать судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских Управлениях РК милиции.
    Впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР».
    http://istmat.info/node/36068
  23. 0
    30 апреля 2016 10:59
    Во-вторых, если бы в 1945 году была установлена "недоказанность вины" (т.е. недоказанность = отсутствие состава преступления), то это повлекло бы не пересмотр "приговора" с уменьшением срока до 2-х лет, а отмену Постановления Особого совещания при НКВД СССР и, соответственно, реабилитацию.

    Дело Лошакова в 1945 году не пересматривалось и срок ему тогда не уменьшили (не "скостили"), а освободили 11.08.1945 г. по амнистии - в числе тех, чьи сроки не превышали 3-х лет. Причем, без снятия судимости (что он, в частности, указал в 1948 году в одной из анкет).

    Реабилитация Лошакова состоялась в 1958 году:

    «ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
    М О С К О В С К О Г О
    ВОЕННОГО ОКРУГА
    06 ноября I958 г. № Н-5686/ос.
    г. Москва, Арбат, 37

    СПРАВКА

    Дело по обвинению ЛОШAKOBA Николая Кузьмича, 1923 года рождения, бывшего летчика 14 гвардейского краснознаменного авиаполка, младшего лейтенанта, арестованного I2 августа 1943 года, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа 6 ноября 1958 года.
    Постановление от 4 декабря 1943 года в отношении ЛОШАКОВА Н.К. отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.

    ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА МВО
    ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ
    Гербовая печать /Н.ГУРИНОВ/».
  24. 0
    30 апреля 2016 12:42
    Формулировка: "за отсутствием состава преступления" означала полную реабилитацию - и Лошаков в последующие годы указывал, что был полностью реабилитирован 06.11.1958 г.