«Гранит» потопит линкор?

«Гранит» потопит линкор?


Встреча сверхзвукового семитонного боеприпаса с плитой из прочнейшей брони класса “А”. По эпичности и драматизму такое событие превзойдет спецэффекты любого голливудского боевика. Увы, лицезреть встречу в реальности не представляется возможным: толстокожие линкоры уже давно канули в лету и теперь грустно подпирают причалы военно-морских музеев.


Современные корабли ничем помочь не могут. Они лишены всякой брони и порою гибнут от неразорвавшихся ПКР, чья стартовая масса меньше, чем вес одной боевой части “Гранита”.

И все-таки: что произойдет, если сверхзвуковая многотонная ракета вонзится в борт линкора эпохи ВМВ?

Вариантов ответов немного. Бытовая логика подсказывает, что ракета должна непременно пробить (проломить?) броневой пояс и причинить кораблю фатальные повреждения.

7 тонн — не фунт изюма. Даже самый тяжелый из крупнокалиберных снарядов морской артиллерии (1460-кг японский “Тип 91” калибра 460 мм) смотрится карликом на фоне сверхтяжелой противокорабельной ракеты “Гранит”.

Вот как-то так. Или не так?


Скоростной, военный, черный,
Современный, двухмоторный —
Самолет — стальная снасть —
Ухнул в землю, завывая,
Шар земной пробить желая.
(А. Твардовский).


Результаты авиационных катастроф дают основания сомневаться в том, что даже самые тяжелые из существующих противокорабельных ракет обладают какими-либо выдающимися возможностями в плане преодоления броневых преград.

Поясню выдвинутую гипотезу.

На представленных фотоматериалах мы имеем дело с объектами с массой в десятки тонн. Однако на месте их падения не наблюдается каких-либо глубоких кратеров. Вопреки житейской логике, даже наиболее “увесистые” детали не зарываются в землю на десятки метров, но преспокойно лежат на поверхности.



Катастрофа “Боинга” в Казани (17 ноября 2013 г.). Самолет практически отвесно вонзился в землю, разогнавшись до 450 км/ч. Скорость, конечно, не сверхзвук, но и “Боинг-737-500” мало похож на ПКР “Гранит” — он пустой весит 31 тонну.



“На месте падения самолета в Казани образовалась воронка пятнадцать на пятнадцать метров, сообщил журналистам врио главного военного эксперта МЧС РФ Эдуард Чижиков, Глубина полтора метра", — сказал он.”


Описание другого места происшествия, совпадающее с казанским "Боингом":

Первыми на место крушения пришли жители деревни. Они и сняли на видео последствия катастрофы. По словам очевидцев, части самолета разлетелись на несколько десятков метров, а на земле образовалась воронка глубиной в полтора метра и 12 метров в длину.

Репортаж с места событий (крушение МиГ-29 в Подмосковье).



И это результат столкновения самолета с относительно “мягкой” почвой! Что изменится, если вместо рыхлого грунта появится препятствие из высокопрочной броневой стали?

Как видно из многочисленных примеров, огромная масса воздушных судов отнюдь не способствует преодолению препятствий. В этом случае абсолютную важность имеет механическая прочность. Но летательный аппарат априори слишком “хрупок” и ломается при встрече с малейшим препятствием.

Во избежание каких-либо спекуляций и подтасовок, необходимо сразу обозначить пару очевидных, но важных моментов.

Механическая прочность конструкции крылатой ракеты примерно соответствует самолету. Дюраль, радиопрозрачный пластик и тонкая (меньше 1 мм) сталь (как вариант — титан). Любые попытки усиления конструкции влекут за собой резкое увеличение массы, что противоречит требованиям авиации, где идет борьба за каждый килограмм.

Масса самолета пренебрежимо мала по отношению к массе Земли. Соотношение массы ПКР и рассматриваемого корабля (водоизмещение линкора ~ 50 тыс. тонн) выражается похожей дробью со многими нулями после запятой.

С учетом вышеизложенных фактов, попадание сверхтяжелой противокорабельной ракеты в пояс из броневых плит (толщина 300-350 мм, без учета толщины обшивки борта и подкладки из “мягкой” стали) даст примерно следующий результат.


Сечения линкора "Вэнгард"

Мягкая часть конструкции ПКР (крыло и фюзеляж) полностью разрушатся при ударе о броню и останутся снаружи. Внутрь корпуса сможет проникнуть лишь полубронебойная боевая часть (масса БЧ “Гранита”, по данным различных источников, от 618 до 750 кг).

“Полубронебойная” она не столько из-за своих прочностных качеств, сколько из-за замедления срабатывания взрывателя. И совсем не факт, что после пробития 30 см сплошного металла, такая БЧ останется неповрежденной и сможет отработать в штатном режиме. Надежность взрывателей всегда была больной темой для конструкторов боеприпасов. Притом любая из советских сверхтяжелых ПКР (“Гранит”, “Базальт”, “Вулкан”) не рассчитывалась на преодоление мощной брони, ввиду отсутствия таковой на кораблях противника. Широкофокусная кумулятивная БЧ 4Г-48 противокорабельной ракеты П-35 предназначалась для грубой фокусировки ударной волны на атакуемом объекте.


Боевая часть ПКР “Гранит”



381 мм бронебойный снаряд в разрезе. Обратите внимание на коэффициент его наполнения: кол-во взрывчатки не более 2,5% от массы боеприпаса.


Итого, вариантов развития событий может быть несколько.

Первый: ракета и её боевая часть разрушаются при ударе о броню. Взрыва БЧ не происходит. Последствия от встречи со сверхзвуковой “болванкой” — вмятые и сдвинутые бронелисты, помятые элементы силового набора корпуса.

Второй: ракета разрушается при ударе, происходит детонация БЧ. Последствия, в целом, аналогичны п.1 Взрывной волной будут повреждены и сорваны бронелисты на площади в несколько десятков метров. Элементы силового набора подвергнутся значительной деформации.

Третий интересный вариант — рикошет. Неизбежное следствие встречи под острым углом. Рикошет от брони происходил даже у гораздо более скоростных (2 и более М) и несравнимо более прочных артиллерийских снарядов. Что уж говорить про “пластмассовую” ракету, где перед БЧ расположены блоки электроники и радиопрозрачный обтекатель РЛС, “усиленный” алюминиевой обшивкой фюзеляжа. При ударе о прочнейшую преграду, все это неизбежно “поведет” ракету в сторону.



Наконец, четвертый вариант — боевая часть ПКР проникает в корпус. Если БЧ все еще не разрушена, происходит взрыв, эквивалентный по мощи взрыву крупнокалиберной авиабомбы (618...750 кг из которых примерно половина приходится на взрывчатку). Каковы будут последствия взрыва такой мощности в отсеках корабля? Исторические прецеденты не дают однозначного ответа. В ходе операции “Вольфрам” (1944 г.), немецкий линкор “Тирпиц” получил 14 прямых попаданий, в т.ч. четыре — крупнокалиберными бомбами массой 726 кг. Две их них смогли пробить верхнюю броневую палубу и взорвались на нижней, разрушив все помещения в районе взрыва. Однако, линкор не погиб, а на устранения повреждений ушло всего три месяца.

Пробив пояс и взорвавшись в первом от борта отсеке, БЧ самой тяжелой из существующих ПКР вряд ли сможет причинить фатальные повреждения линкору. В этих отсеках отсутствуют какие-либо жизненно важные системы, боезапас или оружие. Энергию и продукты взрыва взрыва поглотят многочисленные бронированные переборки. Для проникновения в погреб боезапаса, БЧ потребовалось бы пролететь еще десятки метров, преодолев несколько бронепалуб и бронеперегородок на своем пути.

Опасность сотрясений корпуса и последующего выхода из строя оборудования от вибраций вполне обоснована, но не так велика, по сравнению с другими поражающими факторами. Известно, что даже после попаданий мощнейший японских торпед, содержавших почти полтонны ВВ и полной потери носовой части (оторвана взрывом), корабли продолжали двигаться своим ходом. Сохранялось электроснабжение всех важных постов и уцелевшего оружия. Корабль благополучно совершал трансокеанский переход, чтобы через полгода вновь вернуться в строй.

В общем, ничего удивительного не произойдет. Даже самые тяжелые из когда-либо созданных ПКР имеют весьма посредственные возможности в плане преодоления толстой брони.

Код доступа: TAURUS

В унисон поднятой теме о противостоянии тяжелых ПКР и брони, звучит вопрос о невероятной бронепробиваемости современных высокоточных боеприпасов.

Согласно заявлениям её создателей, немецкая КР “Таурус” способна пробить 30 метров грунта или до 6 метров укрепленного бетона. Позволяет уничтожить любой бункер противника. Стартовая масса ракеты 1400 кг, ширина фюзеляжа 1 метр, масса боевой части 481 кг.

Отсюда может быть сделан вывод, что ни один из линкоров прошлого не устоит перед мощью “Тауруса”: дозвуковая КР с тандемной боевой частью должна пробить корабль насквозь.

На это можно возразить, предложив в качестве аргумента штыковую лопату. Каждый из нас без особых усилий может вогнать её в почву (не мерзлую!) на пару десятков сантиметров. Теперь стоит взять этот же инструмент и ударить им по стальному ж/д рельсу. Результат — облупленная ржавчина и мелкие злые царапины на теле рельса.

Тот же самый опыт можно провести с гвоздезабивным пистолетом, с легкостью вгоняющим в бетонные стены толстые 60-миллиметровые штыри. Но попытайтесь с его помощью продырявить рельс... Всего лишь обычная низкоуглеродистая сталь. А как насчет цементированной крупповской брони?

Потому, несмотря на свои выдающиеся бетонобойные качества, КР “Таурус” вряд ли можно рассматривать в качестве эффективного средства для уничтожения линкоров (если бы такие были, разумеется).

Да и не может быть иначе: там, где не всегда справлялись твердотелые бронебойные снаряды, встречавшиеся с целью на скорости свыше двух Махов, “мягким” и медленным ракетам рассчитывать особо не на что.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

170 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти