Экспериментальный английский самолёт Hunting H126

9
Hunting H126 — это экспериментальный английский самолет, который был спроектирован и построен компанией Hunting Aircraft для проверки концепции blown flaps («струйный закрылок»). Самолет был построен в единственном экземпляре. За свой не самый притязательный внешний вид самолет сегодня называют «реактивным кукурузником». За необычную раскраску (желтый цвет) самолет также называли Yellow Peril («желтая опасность»). В настоящее время взглянуть на этот летательный аппарат можно в Музее Королевских военно-воздушных сил в Косфорде.

Полностью экспериментальная модель самолета — это достаточно редкий зверь. Обычно для проведения тех или иных испытаний применяют уже созданные машины, которые подвергаются некоторым доработкам и модернизации. Обычно это экономит время и средства. Но Hunting H126 был полностью экспериментальной машиной. Иногда, чтобы проверить те или иные возможности, требуется построить специальный самолет.

На самолете Hunting H126 должна была быть отработана концепция blown flaps, которая была запатентована еще в 1952 году. Струйный закрылок — это специальное устройство, которое предназначено для увеличения подъемной силы крыла самолета при помощи выдува струи сжатого воздуха (газа) из сопла щелевой формы. Обычно такие сопла располагают вдоль задней кромки крыла, под углом к хорде. Рост подъемной силы крыла происходит за счет возрастания циркуляции скорости вокруг крыла и соответствующего роста аэродинамической силы на поверхности крыла. Закрылок — это профилированный, чаще всего отклоняющийся элемент механизации крыла, который находится вдоль задней его кромки. Он предназначен для улучшения аэродинамических характеристик самолета.

Экспериментальный английский самолёт Hunting H126


Струйные закрылки самолета Hunting H126 включали в себя 16 сопел, в которые направлялось до половины от всех выхлопных газов, установленного на самолете двигателя. Еще порядка 10% направлялись в маленькие сопла, которые располагались на концах хвоста и крыла самолета и предназначались для улучшения контроля над машиной на низких скоростях полета.

Контракт с компанией Hunting на постройку двух самолетов был заключен в 1959 году. Первая из двух машин, получившая серийный номер XN714 совершила первый полет 26 марта 1963 года. Самолет был окрашен в необычный желтый цвет, так же в его раскраске встречался черный цвет — матовые, антибликовые области в передней части кокпита и области носа. Второй экспериментальный самолет, который получил бы номер XN719 так и не был достроен. Испытательные полеты на Hunting H126 совершались в интервале между 1963 и 1967 годом. При этом самолету удалось совершить порядка 100 испытательных полетов.

Новоиспеченный самолет имел некоторое сходство с тренировочным Hunting Jet Provost, у них были общие элементы фюзеляжа. На самолете устанавливался турбореактивный двигатель компании Bristol Siddeley Orpheus BOr.3 Mk805, который развивал мощность в 17,83 Кн. Экипаж экспериментального самолета состоял из одного летчика. Помимо этого данная модель должны была продемонстрировать военным экспертам полностью обдуваемое крыло.



Впервые на широкой публике самолет показался 19 июня 1965 года в рамках выставки Paris Air Show в Le Bourget. Тогда самолетом управлял известный гонщик, пилот и просто испытатель компании Десмонд Диззи. К большому сожалению, при посадке самолета отмечался сильный боковой ветер, который привел к его повреждениям.

На свои последние публичные выступления самолет Hunting H126 перелетел в RAF Gaydon, где должен был принять участие в местном Battle of Britain Air Display, который состоялся 17 сентября 1966 года. Свой самый последний полет забавный желтый Hunting H126 совершил 9 ноября 1967 года. Последний полет продолжался 25 минут. Всего же за время проведения испытаний общий налет машины составил более 100 полетов, 141 час и 318 посадок.

К сожалению, средства на продолжение работ по данному самолету подошли к концу, а система с управляемым вектором тяги показала большую эффективность. Помимо всего прочего к 1967 году тормозная система на неубираемых шасси самолета была практически полностью изношена. Но все же самолет успел продемонстрировать некоторые свои возможности, во время испытаний удалось добиться полета на скорости всего 51 км/ч, эта скорость являлась скоростью сваливания для этой машины. Такая особенность позволяла использовать самолет с очень небольших ВПП, оторваться от земли он мог на скорости 51 км/ч и более. Уже в первом испытательном полете он сумел взлететь с полосы длиной всего 600 ярдов.



В 1969 году самолет решено было отправить в NASA для проведения исследований в аэродинамической трубе, при этом уже в мае 1970 года машину вернули назад. Свой дом самолет смог обрести вновь в сентябре 1972 года, когда его доставили в Королевский музей военно-воздушных сил, где его сегодня может увидеть любой желающий.

Летно-технические характеристики Hunting H126:
Габаритные характеристики: длина — 15,29 м, высота — 4,72 м, размах крыла — 13,82 м, площадь крыла — 20,5 м2.
Используемый профиль крыла: NACA 4424.
Масса пустого — 3783 кг, максимальная взлетная — 4872 кг.
Силовая установка: 1хBristol Siddeley Orpheus BOr.3 Mk.805
Скорость сваливания: 51 км/ч.
Экипаж: 1 человек.







Источники информации:
http://igor113.livejournal.com/461943.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft22287.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/3545/Струйный
https://en.wikipedia.org
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    23 января 2015 09:38
    Нет главного, почему при столь положительных результатах, проект закрыли....
    1. +2
      23 января 2015 10:29
      это экспериментальный самолет, чего хотели добились и закрыли проект
    2. +2
      23 января 2015 11:35
      Цитата: Belimbai
      Нет главного, почему при столь положительных результатах, проект закрыли..

      Так ведь с этого статья и начинается – "Hunting H126 — это экспериментальный английский самолет, который был спроектирован и построен компанией Hunting Aircraft для проверки концепции blown flaps («струйный закрылок»). Самолет был построен в единственном экземпляре. "
  2. +2
    23 января 2015 10:39
    Цитата: Belimbai
    Нет главного, почему при столь положительных результатах, проект закрыли....


    Закрыли не проект, а цикл исследований, для которых и была построена эта очень симпатичная машина. Результаты, как водится, где-нибудь были использованы. А может и нет.


    1. +2
      23 января 2015 11:55
      Некоторые результаты пригодились при создании "Харриера"
      1. +3
        23 января 2015 12:35
        Да собственно машина изначально предназначалась для исследования особенностей полета на переходных(околонулевых)режимах СВВП,точнее создания газодинамической системы стабилизации\управления.Учитывая общемировой ажиотаж того времени вокруг"вертикалок"и сложность вопроса,разработка\постройка опытной машины была оправданна.Хотя в СССР все решили как обычно-более дешево и эффективно,ограничелись созданием летающего стенда-"Турболета".
  3. +4
    23 января 2015 13:12
    а мне немного жаль что англичане и.д.и.о.т.ы угробили свой авиапром. вот нехватает мне разнообразия в этом вопросе:) раньше и японцы, и немцы, и англичане давали интересные машины. щас только мы, американцы, да франция. смешно, но у швеции есть авиапром, а у англии, германии и японии нет. вот мне было бы интересно посмотреть на наследников "зеро", "спитфаера", "мессершмита" 4 и 5 поколений. и не сборную солянку из амаеро-израеле-французких запчастей(какие сейчас они и могут собрать), а полностью оригинальные конструкции.
    1. +2
      23 января 2015 19:59
      Да уж, оригинальные были у них самолеты. К примеру Виктор, Вулкан и Лайтинг чего стоят. Да и TSR тоже...
  4. Лефтеропулос
    +1
    24 января 2015 00:30
    Когда-то и людей оригинальных было больше. Теперь осталась одна телеверсия.