Гранатометы на машинах

Гранатометы на машинах

Морские пехотинцы работают с гранатометом MK19 во время боевой подготовки. Это вооружение устанавливается на машины с 2004 года

Гранатометы стали устанавливать на транспортные средства во время иракской войны и с тех пор, они превратились в фактор повышения боевых возможностей. Рассмотрим преимущества этих систем с наступательной и оборонительной точек зрения.


Сегодня стало обычным делом установка гранатометов на бронированные машины. Они могут использоваться в оборонительных целях, создавая дымовую завесу для защиты платформы от визуального обзора, а такие системы как Rapid Obscuring System L от Rheinmetall, предотвращают обнаружение и подсветку в инфракрасном спектре средствами лазерного наведения.

Они также применяются в наступательных целях, типичным оружием в этом случае являются 40-мм гранатометы с ленточным питанием, например Grenade Machine Gun (GMG) от Heckler & Koch или американский MK19.

Когда американская армия впервые начала устанавливать гранатомет MK19 на крышу бронеавтомобиля M1025 HMMWV в Ираке в 2004 году, цель была ясна и понятна – использование проверенного оружия поддержки пехоты с целью повышения уровня защиты своих сил. Дальность действия гранатомета (до 1500 метров) и высокая скорострельность (свыше 300 выстрелов в минуту) прекрасно соответствовали этой цели. Подобные системы могут покрыть целевую зону плотным облаком осколков и создать то, что в компании Heckler & Koch называют «обширная зона непрямого воздействия».

Борьба с уязвимостью

Впрочем, на тот момент огонь на подавление по площадям с помощью механического прицела считался достаточным, также как полное отсутствие бронированной защиты для стрелка.
В то время как британская армия поддержала эту инициативу, начав в 2006 году довооружение своих автомобилей Land Rover Defender комплектом Weapons Mount Installation Kit с пулеметом H&K GMG, уязвимость стрелка оставалась серьезной проблемой.

Несмотря на поспешную установку американскими армией и корпусом морской пехоты защитных экранов для стрелка, а позднее и комплектов башенок на HMMWV, более правильным решением на перспективу стала разработка дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ).

Они позволили убрать человека из «дыры» на крыше и поместить его в относительной безопасности внутри машины, откуда стрелок мог вести огонь с помощью видеомониторов и рукоятки управления.

С того момента, когда на вооружении появился ДУБМ XM153 Common Remotely Operated Weapons Station (CROWS), развитие 40-мм гранатомета и ДУБМ стало взаимосвязанным.

Все самые популярные ДУБМ на сегодняшний день, включая Overhead Remote Controlled Weapon Station от компании Elbit Systems, Protector от Kongsberg, серию Samson от General Dynamics и Battleguard от Raytheon, могут принять 40-мм гранатомет.

В большинстве программ по разработке боевых машин также присутствует связка ДУБМ/40-мм гранатомет, включая вариант обеспечения разведки новой гусеничной машины британской армии Scout SV, в настоящее время разрабатываемой компанией General Dynamics, на который будет устанавливаться ДУБМ Protector от Kongsberg.


Шестизарядный 40-мм гранатомет XRGL40 – это ручное оружие, которое может устанавливаться на машину без доработки


Управление огнем

Интеграция в транспортные средства систем ведения огня из гранатометов позволила внедрить современные системы наведения и управления огнем (СУО), которые могут быть объединены в единую сеть с сенсорами и системами связи.

К подобным примерам можно отнести СУО Vingmate, разработанную норвежской компанией Vinghоg (в настоящее время подразделение Rheinmetall). Система состоит из дневной и ночной камер, лазерного дальномера и системы GPS, она также согласована с системами управления боем. Она стала основным компонентом заявки на победу в контракте по австралийскому легкому автоматическому гранатомету Light Weight Automatic Grenade Launcher (LWAGL) – части программы Land 40 Phase 2 по вооружению прямой поддержки – хотя переговоры были свернуты в 2011 году.

СУО Vingmate предлагается с гранатометом H&K GMG, стреляющим Rheinmetall программируемыми выстрелами воздушного подрыва за счет инфракрасного устройства программирования взрывателя.

Эти повышенные возможности прицеливания и воздушного подрыва также соответствуют требованиям по установке LWAGL на австралийскую перспективную машину Land Combat Vehicle System (LCVS), в которых определена возможность ведения летального огня с высокой точностью.

Хотя LCVS едва ли вышла из концептуальных рамок – эксплуатационная готовность не предвидится раньше 2022 года – несомненно, это является показателем необходимости уменьшения прямых и косвенных потерь от любой современной системы вооружения.

Производители гранат, гранатометов и СУО предлагают скорее преимущества концепции «один залп, одно поражение», чем огня на подавление по площадям, например это хорошо демонстрирует модернизационный комплект гранатомета Automatic Grenade Launcher 2011 от Rheinmetall.

Однако, необходимость в этом не исчезла совсем. В настоящее время компания General Dynamics предлагает кассетную гранату M1001 для MK19 с боевой частью состоящей из 113 двухдюймовых стреловидных поражающих элементов, которые на дистанции 50 метров разлетаются на 1,2 метра.



Кассетная граната M1001. Внизу стреловидный поражающий элемент и распределение попаданий

Вне зависимости от боевой части гранатометные выстрелы характеризуются своей высокой скоростью. Представитель норвежской компании Nammo по выпуску боеприпасов сообщил, что снаряды имеют начальную скорость около 240 м/с и что более всего востребованы осколочно-фугасные и кумулятивно-осколочные (HEDP), некоторые с возможностью воздушного подрыва, что позволяет достать цели за укрытиями. Максимальная дальнобойность составляет примерно 2000 метров.

Компания Nammo также обеспечивает американское командование силами специальных операций (USSOCOM) боеприпасом воздушного подрыва MK285. Он предназначен для гранатомета следующего поколения Striker 40 (MK47) (определение министерства обороны США), производимого компанией General Dynamics, который был интегрирован в усовершенствованную установку вооружения обслуживаемую расчетом Improved Crew Served Weapons Mount от Vinghоg специально для того, чтобы уменьшить силу отдачи и повысить точность при стрельбе из движущейся машины.

Двойная цель

В настоящее время гранаты HEDP доступны повсеместно; это позволяет обеспечить легкие машины как противопехотными, так и бронебойными возможностями. Nammo предлагает гранаты HEDP трех разных типов, включая MK314, квалификация которой завершена американскими ВМС в 2012 году.

Компании Diehl и Rheinmetall также предлагают свои собственные варианты. Эти снаряды HEDP имеют бронепробиваемость от 65 до 80 мм катаной брони и рассеиваемость до 1200 осколков на дистанцию 10 метров. Обе компании также предлагают специальные 40-мм кумулятивные заряды для применения против легкой брони, поскольку повышается не только вероятность прямого боя между ДУБМ разных машин, но также вероятность будущих боевых операций для мобильных роботов наземного применения.

Подобное повышение технической сложности уводит 40-м гранатомет от его традиционной роли поддержки пехоты. Поскольку оружие наводится по линии визирования (подсвечиваясь лазером или нет), то при спешивании личного состава, в частности во время операций в застроенных районах, его безопасность, скорее всего, уже не обеспечивается своим огнем прикрытия.

Пытаясь каким-то образом уравновесить эту тенденцию, некоторые производители, включая южноафриканские компании Milkor и Rippel Effect, в настоящее время производят станки (опоры для крепления) для транспортных средств для своих ручных многоствольных 40-мм гранатометов. В этих станках, например двойной установке от компании Rippel Effect для ее шестизарядного гранатомета XRGL40, используется быстросъемная система с амортизацией отдачи, которая не требует модификации оружия. Rippel также изготавливает универсальный шарнир, который позволяет устанавливать гранатомет непосредственно в корпус машины.


Большинство ДУБМ могут принять 40-мм гранатомет

Гибкий подход

Исполнительной директор компании Фриц Виссер сообщил: «Установка не пытается конкурировать с боевым модулем или штатной турельной установкой. XRGL40 – это ручное оружие пехоты, а мягкое крепление делает его еще более гибким. Оружие может использовать и спешенный солдат и стрелок на мобильной платформе, он может просто закрепить оружие в станке с целью повышения огневого могущества платформы».

Тогда этот гранатомет становится скорее ручным оружием, которое может быть установлено на машину, а не наоборот. Он продолжил: «Он не соревнуется с автоматическим гранатометом; это всё равно, что сравнивать, например, патрульный 60-мм миномет с 81-мм минометом, установленным на машину. XRGL40 – это ручное пехотное оружие, а автоматический гранатомет – нет. Доктрины назначения и применения для двух видов оружия полностью различны».

Гранатомет XRGL40 сертифицирован для стрельбы бронебойными гранатами и боеприпасами двойного назначения с малыми и средними начальными скоростями, которые типичны для всех ручных и подствольных гранатометов. Это означает начальные скорости от 75 до 120 м/с и дальнобойность до 800 метров, а также высокую точность, обеспечиваемую программируемым мультискоростным прицелом GR40.

Прицел также позволяет стрелять из XRGL40 полным набором нелетальных боеприпасов, включая гранаты со слезоточивым газом, резиновые, светошумовые и дымовые. Подобные возможности борьбы с массовыми беспорядками приглянулись покупателям из Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Южной Америки.

Новые разработки

Эта тенденция использования нелетальных гранат образует новое направление разработки в сфере возимых гранатометов. Среди ярых сторонников этой тенденции можно назвать министерство обороны США с новой инициативой Директората по нелетальному вооружению, с которым активно сотрудничает американский корпус морской пехоты.

Представитель Директората Келли Хьюз определила эти возможности как средства «ограничения намерений, вывода из строя подозрительных личностей, вывода из строя и остановки транспортных средства и судов и воспрещения доступа в запретные зоны». Она сказала, что целью здесь является обеспечение американских войск «опциями эскалации силы», но подчеркнула, что нелетальное вооружение министерства обороны «не предназначено заменить летальную силу – оно всегда будет дополняться летальной силой».

На 2015 год запланировано финансирование программы в размере 70 миллионов долларов, что не так уж и много по большому счету. Но основные проекты получат преимущества некоторых из множества уже коммерчески доступных возимых гранатометных установок.

К этим проектам можно отнести Venom от Combined Systems, которая была поставлена командованию по разработкам систем вооружения для корпуса морской пехоты (MARCORSYSCOM) в 2011 году по контракту стоимостью 13,8 миллиона долларов. В настоящее время система получила обозначение NL/TLMS (Non-Lethal/Tube Launched Munition System –нелетальная система трубного пуска боеприпасов). В сентябре 2014 года она прошла первые огневые испытания в Калифорнии и по данным MARCORSYSCOM будет развернута в первые месяцы 2015 года.

NL/TLMS предназначена для установки на турельные установки машин типа HMMWV и MRAP; она состоит из трех групп по десять 40-мм пусковых труб. Система имеет цифровое управление огнем, она способна стрелять различными гранатами оглушающего и раздражающего действия на дистанцию до 100 метров. В этом заключаются основные преимущества по сравнению с нынешними системами доставки нелетального воздействия, включая 66-мм легкую систему постановки дымовых завес M327 Light Vehicle Obscuration Smoke System, используемую военной полицией США для разгона толпы, которая может стрелять дымовыми, светошумовыми и резиновыми (тупые травмы) гранатами, но только из шести пусковых труб.

Многоствольная установка MPM-NLWS

В 2013 году MARCORSYSCOM увеличило свою номенклатуру, выдав контракт стоимостью 26 миллионов долларов компании General Dynamics на разработку нелетальной системы Mission Payload Module – Non-Lethal Weapon System (MPM-NLWS), базирующуюся на многоствольной пусковой установке Medusa.

Директор программ в компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems Джозеф Баззет сообщил, что компания в настоящее время начала двухлетнюю программу разработки с целью полной квалификации комплекса вооружения, который состоит из 66-мм гранатомета и системы управления огнем, а также светошумовых гранат.

Он сказал, что граната «обеспечивает экстремальное освещение и звук, которые подавляют», в то время как выбор 66-мм боеприпаса вместо 40-мм был сделан «потому, что 66 мм – это общий размер для гранат систем, устанавливаемых на машины, и есть еще другие гранаты для таких систем – осветительные, дымовые. Это стало еще одним фактором в пользу нашего решения». Также граната имеет более крупную боевую часть.

Система MPM, как и NL/TMS, скорее всего, будет устанавливаться на легкие машины, включая джипы HMMWV, хотя все детали еще будут уточняться.

«MPM-NLWS в настоящее время находится на этапе окончательной разработки и внедрения в производство, решение о начале производства ожидается в 2017 году», – пояснил руководитель программ по нелетальному вооружению корпуса морской пехоты Рей Гранди и далее добавил, что испытания пройдут, скорее всего, в 2016 году.

Компания General Dynamics присутствует на рынке как гранатометов, так и легких машин и в октябре 2014 года получила контракт на начальный этап работ по бронеавтомобилю Ground Mobility Vehicle 1.1 для командования силами специальных операций.

Баззет заметил, что легкие тактические машины и нелетальные возможности могут разрабатываться в тандеме. «Мы считаем, что гранатометы очень дополняют легкие тактические машины. Большая часть таких машин имеет потребность в нелетальных возможностях и министерство обороны выпустило в 2012 году директиву, где говорится о желательности для транспортных средств иметь нелетальные возможности».

Мобильность войск эффективна насколько позволяют штатные транспортные средства и только тогда, когда войска могут рассчитывать на достаточную огневую поддержку. Гранатометы показали достаточно определенно, что с точностью, надежностью и различными типами боеприпасов транспортные средства в настоящее время имеют возможность ехать куда угодно и делать всё что угодно.

Использованы материалы:
www.marines.com
www.vinghog.com
www.generaldynamics.com
www.rippeleffect.co.za
en.wikipedia.org
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти