Гранатометы на машинах

Гранатометы на машинах

Морские пехотинцы работают с гранатометом MK19 во время боевой подготовки. Это вооружение устанавливается на машины с 2004 года

Гранатометы стали устанавливать на транспортные средства во время иракской войны и с тех пор, они превратились в фактор повышения боевых возможностей. Рассмотрим преимущества этих систем с наступательной и оборонительной точек зрения.

Сегодня стало обычным делом установка гранатометов на бронированные машины. Они могут использоваться в оборонительных целях, создавая дымовую завесу для защиты платформы от визуального обзора, а такие системы как Rapid Obscuring System L от Rheinmetall, предотвращают обнаружение и подсветку в инфракрасном спектре средствами лазерного наведения.


Они также применяются в наступательных целях, типичным оружием в этом случае являются 40-мм гранатометы с ленточным питанием, например Grenade Machine Gun (GMG) от Heckler & Koch или американский MK19.

Когда американская армия впервые начала устанавливать гранатомет MK19 на крышу бронеавтомобиля M1025 HMMWV в Ираке в 2004 году, цель была ясна и понятна – использование проверенного оружия поддержки пехоты с целью повышения уровня защиты своих сил. Дальность действия гранатомета (до 1500 метров) и высокая скорострельность (свыше 300 выстрелов в минуту) прекрасно соответствовали этой цели. Подобные системы могут покрыть целевую зону плотным облаком осколков и создать то, что в компании Heckler & Koch называют «обширная зона непрямого воздействия».

Борьба с уязвимостью

Впрочем, на тот момент огонь на подавление по площадям с помощью механического прицела считался достаточным, также как полное отсутствие бронированной защиты для стрелка.
В то время как британская армия поддержала эту инициативу, начав в 2006 году довооружение своих автомобилей Land Rover Defender комплектом Weapons Mount Installation Kit с пулеметом H&K GMG, уязвимость стрелка оставалась серьезной проблемой.

Несмотря на поспешную установку американскими армией и корпусом морской пехоты защитных экранов для стрелка, а позднее и комплектов башенок на HMMWV, более правильным решением на перспективу стала разработка дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ).

Они позволили убрать человека из «дыры» на крыше и поместить его в относительной безопасности внутри машины, откуда стрелок мог вести огонь с помощью видеомониторов и рукоятки управления.

С того момента, когда на вооружении появился ДУБМ XM153 Common Remotely Operated Weapons Station (CROWS), развитие 40-мм гранатомета и ДУБМ стало взаимосвязанным.

Все самые популярные ДУБМ на сегодняшний день, включая Overhead Remote Controlled Weapon Station от компании Elbit Systems, Protector от Kongsberg, серию Samson от General Dynamics и Battleguard от Raytheon, могут принять 40-мм гранатомет.

В большинстве программ по разработке боевых машин также присутствует связка ДУБМ/40-мм гранатомет, включая вариант обеспечения разведки новой гусеничной машины британской армии Scout SV, в настоящее время разрабатываемой компанией General Dynamics, на который будет устанавливаться ДУБМ Protector от Kongsberg.

Гранатометы на машинах

Шестизарядный 40-мм гранатомет XRGL40 – это ручное оружие, которое может устанавливаться на машину без доработки

Управление огнем

Интеграция в транспортные средства систем ведения огня из гранатометов позволила внедрить современные системы наведения и управления огнем (СУО), которые могут быть объединены в единую сеть с сенсорами и системами связи.

К подобным примерам можно отнести СУО Vingmate, разработанную норвежской компанией Vinghоg (в настоящее время подразделение Rheinmetall). Система состоит из дневной и ночной камер, лазерного дальномера и системы GPS, она также согласована с системами управления боем. Она стала основным компонентом заявки на победу в контракте по австралийскому легкому автоматическому гранатомету Light Weight Automatic Grenade Launcher (LWAGL) – части программы Land 40 Phase 2 по вооружению прямой поддержки – хотя переговоры были свернуты в 2011 году.

СУО Vingmate предлагается с гранатометом H&K GMG, стреляющим Rheinmetall программируемыми выстрелами воздушного подрыва за счет инфракрасного устройства программирования взрывателя.

Эти повышенные возможности прицеливания и воздушного подрыва также соответствуют требованиям по установке LWAGL на австралийскую перспективную машину Land Combat Vehicle System (LCVS), в которых определена возможность ведения летального огня с высокой точностью.

Хотя LCVS едва ли вышла из концептуальных рамок – эксплуатационная готовность не предвидится раньше 2022 года – несомненно, это является показателем необходимости уменьшения прямых и косвенных потерь от любой современной системы вооружения.

Производители гранат, гранатометов и СУО предлагают скорее преимущества концепции «один залп, одно поражение», чем огня на подавление по площадям, например это хорошо демонстрирует модернизационный комплект гранатомета Automatic Grenade Launcher 2011 от Rheinmetall.

Однако, необходимость в этом не исчезла совсем. В настоящее время компания General Dynamics предлагает кассетную гранату M1001 для MK19 с боевой частью состоящей из 113 двухдюймовых стреловидных поражающих элементов, которые на дистанции 50 метров разлетаются на 1,2 метра.

Гранатометы на машинах
Гранатометы на машинах

Кассетная граната M1001. Внизу стреловидный поражающий элемент и распределение попаданий

Вне зависимости от боевой части гранатометные выстрелы характеризуются своей высокой скоростью. Представитель норвежской компании Nammo по выпуску боеприпасов сообщил, что снаряды имеют начальную скорость около 240 м/с и что более всего востребованы осколочно-фугасные и кумулятивно-осколочные (HEDP), некоторые с возможностью воздушного подрыва, что позволяет достать цели за укрытиями. Максимальная дальнобойность составляет примерно 2000 метров.

Компания Nammo также обеспечивает американское командование силами специальных операций (USSOCOM) боеприпасом воздушного подрыва MK285. Он предназначен для гранатомета следующего поколения Striker 40 (MK47) (определение министерства обороны США), производимого компанией General Dynamics, который был интегрирован в усовершенствованную установку вооружения обслуживаемую расчетом Improved Crew Served Weapons Mount от Vinghоg специально для того, чтобы уменьшить силу отдачи и повысить точность при стрельбе из движущейся машины.

Двойная цель

В настоящее время гранаты HEDP доступны повсеместно; это позволяет обеспечить легкие машины как противопехотными, так и бронебойными возможностями. Nammo предлагает гранаты HEDP трех разных типов, включая MK314, квалификация которой завершена американскими ВМС в 2012 году.

Компании Diehl и Rheinmetall также предлагают свои собственные варианты. Эти снаряды HEDP имеют бронепробиваемость от 65 до 80 мм катаной брони и рассеиваемость до 1200 осколков на дистанцию 10 метров. Обе компании также предлагают специальные 40-мм кумулятивные заряды для применения против легкой брони, поскольку повышается не только вероятность прямого боя между ДУБМ разных машин, но также вероятность будущих боевых операций для мобильных роботов наземного применения.

Подобное повышение технической сложности уводит 40-м гранатомет от его традиционной роли поддержки пехоты. Поскольку оружие наводится по линии визирования (подсвечиваясь лазером или нет), то при спешивании личного состава, в частности во время операций в застроенных районах, его безопасность, скорее всего, уже не обеспечивается своим огнем прикрытия.

Пытаясь каким-то образом уравновесить эту тенденцию, некоторые производители, включая южноафриканские компании Milkor и Rippel Effect, в настоящее время производят станки (опоры для крепления) для транспортных средств для своих ручных многоствольных 40-мм гранатометов. В этих станках, например двойной установке от компании Rippel Effect для ее шестизарядного гранатомета XRGL40, используется быстросъемная система с амортизацией отдачи, которая не требует модификации оружия. Rippel также изготавливает универсальный шарнир, который позволяет устанавливать гранатомет непосредственно в корпус машины.

Гранатометы на машинах

Большинство ДУБМ могут принять 40-мм гранатомет

Гибкий подход

Исполнительной директор компании Фриц Виссер сообщил: «Установка не пытается конкурировать с боевым модулем или штатной турельной установкой. XRGL40 – это ручное оружие пехоты, а мягкое крепление делает его еще более гибким. Оружие может использовать и спешенный солдат и стрелок на мобильной платформе, он может просто закрепить оружие в станке с целью повышения огневого могущества платформы».

Тогда этот гранатомет становится скорее ручным оружием, которое может быть установлено на машину, а не наоборот. Он продолжил: «Он не соревнуется с автоматическим гранатометом; это всё равно, что сравнивать, например, патрульный 60-мм миномет с 81-мм минометом, установленным на машину. XRGL40 – это ручное пехотное оружие, а автоматический гранатомет – нет. Доктрины назначения и применения для двух видов оружия полностью различны».

Гранатомет XRGL40 сертифицирован для стрельбы бронебойными гранатами и боеприпасами двойного назначения с малыми и средними начальными скоростями, которые типичны для всех ручных и подствольных гранатометов. Это означает начальные скорости от 75 до 120 м/с и дальнобойность до 800 метров, а также высокую точность, обеспечиваемую программируемым мультискоростным прицелом GR40.

Прицел также позволяет стрелять из XRGL40 полным набором нелетальных боеприпасов, включая гранаты со слезоточивым газом, резиновые, светошумовые и дымовые. Подобные возможности борьбы с массовыми беспорядками приглянулись покупателям из Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Южной Америки.

Новые разработки

Эта тенденция использования нелетальных гранат образует новое направление разработки в сфере возимых гранатометов. Среди ярых сторонников этой тенденции можно назвать министерство обороны США с новой инициативой Директората по нелетальному вооружению, с которым активно сотрудничает американский корпус морской пехоты.

Представитель Директората Келли Хьюз определила эти возможности как средства «ограничения намерений, вывода из строя подозрительных личностей, вывода из строя и остановки транспортных средства и судов и воспрещения доступа в запретные зоны». Она сказала, что целью здесь является обеспечение американских войск «опциями эскалации силы», но подчеркнула, что нелетальное вооружение министерства обороны «не предназначено заменить летальную силу – оно всегда будет дополняться летальной силой».

На 2015 год запланировано финансирование программы в размере 70 миллионов долларов, что не так уж и много по большому счету. Но основные проекты получат преимущества некоторых из множества уже коммерчески доступных возимых гранатометных установок.

К этим проектам можно отнести Venom от Combined Systems, которая была поставлена командованию по разработкам систем вооружения для корпуса морской пехоты (MARCORSYSCOM) в 2011 году по контракту стоимостью 13,8 миллиона долларов. В настоящее время система получила обозначение NL/TLMS (Non-Lethal/Tube Launched Munition System –нелетальная система трубного пуска боеприпасов). В сентябре 2014 года она прошла первые огневые испытания в Калифорнии и по данным MARCORSYSCOM будет развернута в первые месяцы 2015 года.

NL/TLMS предназначена для установки на турельные установки машин типа HMMWV и MRAP; она состоит из трех групп по десять 40-мм пусковых труб. Система имеет цифровое управление огнем, она способна стрелять различными гранатами оглушающего и раздражающего действия на дистанцию до 100 метров. В этом заключаются основные преимущества по сравнению с нынешними системами доставки нелетального воздействия, включая 66-мм легкую систему постановки дымовых завес M327 Light Vehicle Obscuration Smoke System, используемую военной полицией США для разгона толпы, которая может стрелять дымовыми, светошумовыми и резиновыми (тупые травмы) гранатами, но только из шести пусковых труб.

Многоствольная установка MPM-NLWS

В 2013 году MARCORSYSCOM увеличило свою номенклатуру, выдав контракт стоимостью 26 миллионов долларов компании General Dynamics на разработку нелетальной системы Mission Payload Module – Non-Lethal Weapon System (MPM-NLWS), базирующуюся на многоствольной пусковой установке Medusa.

Директор программ в компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems Джозеф Баззет сообщил, что компания в настоящее время начала двухлетнюю программу разработки с целью полной квалификации комплекса вооружения, который состоит из 66-мм гранатомета и системы управления огнем, а также светошумовых гранат.

Он сказал, что граната «обеспечивает экстремальное освещение и звук, которые подавляют», в то время как выбор 66-мм боеприпаса вместо 40-мм был сделан «потому, что 66 мм – это общий размер для гранат систем, устанавливаемых на машины, и есть еще другие гранаты для таких систем – осветительные, дымовые. Это стало еще одним фактором в пользу нашего решения». Также граната имеет более крупную боевую часть.

Система MPM, как и NL/TMS, скорее всего, будет устанавливаться на легкие машины, включая джипы HMMWV, хотя все детали еще будут уточняться.

«MPM-NLWS в настоящее время находится на этапе окончательной разработки и внедрения в производство, решение о начале производства ожидается в 2017 году», – пояснил руководитель программ по нелетальному вооружению корпуса морской пехоты Рей Гранди и далее добавил, что испытания пройдут, скорее всего, в 2016 году.

Компания General Dynamics присутствует на рынке как гранатометов, так и легких машин и в октябре 2014 года получила контракт на начальный этап работ по бронеавтомобилю Ground Mobility Vehicle 1.1 для командования силами специальных операций.

Баззет заметил, что легкие тактические машины и нелетальные возможности могут разрабатываться в тандеме. «Мы считаем, что гранатометы очень дополняют легкие тактические машины. Большая часть таких машин имеет потребность в нелетальных возможностях и министерство обороны выпустило в 2012 году директиву, где говорится о желательности для транспортных средств иметь нелетальные возможности».

Мобильность войск эффективна насколько позволяют штатные транспортные средства и только тогда, когда войска могут рассчитывать на достаточную огневую поддержку. Гранатометы показали достаточно определенно, что с точностью, надежностью и различными типами боеприпасов транспортные средства в настоящее время имеют возможность ехать куда угодно и делать всё что угодно.

Использованы материалы:
www.marines.com
www.vinghog.com
www.generaldynamics.com
www.rippeleffect.co.za
en.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. inkass_98 28 января 2015 08:07
    Вот в чем люди достигли совершенства, так это в создании средств уничтожения себе подобных. Стреловидный поражающий элемент в гранате М1001 как концепция не нов, но как представишь результаты его попадания, так очень неприятно становится. По идее, раневой канал от хвостовой части поражающего элемента будет иметь расползающиеся края, подобно ранам от русского трехгранного штыка, по этой же причине замененного на четырехгранный.
  2. Сергей-8848 28 января 2015 09:49
    Гранатомёты на ББМ стали устанавливать ЗАДОЛГО до иракской войны, если что.
    По источникам видно, откуда текст статьи и почему он такой однобокий. Хотя материал сам по себе - интересен.
    1. Арктидианец 29 января 2015 12:01
      Вот и я про тоже, автору следовало не просто перепечатывать западные источники, но и провести историческое иследование спользования отечественных гранатометов на броне, хотя бы в том же самом афгане, за необъективность статье минус.
      1. АцКиПаПа, 5 февраля 2015 00:16
        Мне больше непонятно другое, если статья про АГС почему автор начал её с дымовых гранатометов типа нашей "тучи" и потом резко перескочил на станкачи. Или я чего не дополнял. Ну а так тема интересная.
        АцКиПаПа,
      2. АцКиПаПа, 5 февраля 2015 00:21
        А на счёт того почему наших АГС нет, так ятоже не стал бы их трогать, имхо тогда статья, а уж комменты точно, банально скатиться в мерянее п..ми, а не материал к размышлению, каковым является сейчас.
        АцКиПаПа,
  3. Штык 28 января 2015 11:12
    На башнях танков "Тигр"ранних серий устанавливались трехствольные гранатометы для дымовых гранат NbK 39 калибра 90 мм. Эти же гранатометы использовались и для стрельбы противопехотными минами типа "S". Эта мина имела длину 150 мм и диаметр 100 мм. Мина выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась, распыляя около 360 осколков.
  4. 31rus 28 января 2015 13:20
    Обзор хороший,но хотелось бы знать что у нас,последнее что известно это 40мм "Баклан",но его как то и не видно ни на технике ни в подразделениях,если есть у кого сведения подскажите пожайлуста
  5. странник_032 28 января 2015 18:05
    Стреловидные поражающие элементы до боли знакомы,по Донбассу.
    Помнится в Донецке и Луганске много мирных жителей погибло от них. Так же как и от осколков мин,кассетных БЧ РСов РСЗО,кассетных АБ и т.п..
    странник_032
  6. psiho117 28 января 2015 18:30
    Балкан на вооружение не приняли, и вряд-ли примут...
    основная проблема - неунифицированный выстрел. Также возникали вопросы по автоматике, что-то там не ладилось.
  7. cosmos111 28 января 2015 18:57
    идеальный ДБМ,для лёгких ББМ 12,7мм пулемёт+40 мм АГС...

    в армии РФ,просто необходима,многоцелевая колесная легкобронированная платформа,с колёсной формулой,4х4 и 6х6,вооружённая именно таким БМ...
    1. cosmos111 28 января 2015 19:14
      немного не по теме((но на ВО,нет статей с анализом вооружений и их эффективности,на войне в Руине)))а там происходят полномаштабная война в первые с массированным использованием тепловизоров ,БПЛА и р наземных радаров...

      и получить ответку((как говорят ополченцы)))можно в печении 2х-3х минут...
      поэтому,фактор времени при развёртывании ,имеет первостепенное значение...
      развернулись,отстрелялись и ушли...((да отлично себя показали 122 мм гаубицы Д-30 и списание их в А РФ считаю большой ошибкой)))

      и фантазии на тему...а хорошо БЫ такое вооружение было у ополченцев)))МОБИЛЬНОСТЬ ВООРУЖЕНИЯ ВЫХОДИТ, НА ПЕРВЫЙ ПЛАН!!!

      бронеавтомобиля "Волк" с 120 мм гаубицей Д-30


      Faun KraKa 4х4 с 20-мм автоматической пушкой Rh202


  8. Денимакс 28 января 2015 19:45
    Почему в разрезе гранаты,некоторые стрелки стоят наоборот?
    1. igordok 29 января 2015 08:24
      Цитата: Денимакс
      Почему в разрезе гранаты,некоторые стрелки стоят наоборот?

      Для более компактного расположения. Больше войдет. "Перевернутые" стрелки все равно, в полете развернуться правильно.
  9. Денимакс 28 января 2015 20:11
    Цитата: cosmos111
    идеальный ДБМ,для лёгких ББМ 12,7мм пулемёт+40 мм АГС...

    Я лично за бронированную турель. Потому как, пусть любая оптика будет на модулях. Она не обеспечит той возможности бойца за оружием. Если не согласны, можно поспорить.
  10. arslan23 29 января 2015 15:03
    Любая бронированная турель капсула смерти. Против 12.7 и 14.5 мм пуль она нечто. А если сделать мощнее то она будет очень тяжелой. Лучше ДУБМ. На месте гранотометчика я бы фиг бы полез на турель особенно в городе где можно спокойно в спину получить.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня