День штурмана Военно-морского флота РФ

Если в России 25 января задать вопрос о том, какой праздник сегодня отмечается, то подавляющее большинство людей вспомнит, конечно же, о Татьянином дне – дне студента. Но только ли Татьянин день (как главный день Московского государственного университета отмечается) 25 января? Не только. 25 января – это ещё и дата, которая напрямую связана с российским флотом России, так как именно в этот день свой профессиональный праздник отмечают штурманы ВМФ РФ. Впервые 25 января стало официальной датой празднования Дня штурмана в 1997 году на основании указа российского президента от 15 июля 2006 года. Указ представлял перечень воинских праздников России и носил название «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

День штурмана Военно-морского флота РФ


Дата была выбрана в соответствии с историческими предпосылками. 25 января 1701 года Петром Первым был подписан указ об открытии первой в стране штурманской (навигацкой) школы. Располагалась штурманская школа, необходимость открытия которой назрела в связи с появлением у России собственного военного флота, в Москве. Зданием школы, которая получила название «Школа математических и навигацких наук», стала Сухарева башня.


День штурмана Военно-морского флота РФ


Петровский приказ предполагал обучение в навигацкой школе не только штурманов, но и артиллеристов, морских инженеров. По сути, это было полноценное многопрофильное военное училище, в котором преподавательской работой занимались выдающиеся личности того времени: Яков Брюс, Генри Фарварсон, Ричард Грейс. Это, как бы сейчас сказали, привлечённые из-за рубежа квалифицированные кадры. В навигацкой школе преподавательской деятельностью занимались и отечественные учёные и военные. Одно из наиболее известных имён – Леонтий Магницкий (Теляшин) – выдающийся российский математик, создатель первого в России математического справочника. Кстати, с 1732 года именно Леонтий Магницкий возглавил школу.

В 1710 году в России издаются "Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту". В этих инструкциях определялись обязанности должностных лиц на флоте. Один из разделов говорит о штурманской службе:

(...) тако ж каждый имеет за чин, и за дело свое отвечает, а именно … штурмана в том, что к кораблю принадлежит.


В появившемся в России в 1720 году уставе регламентируется служба штурманов на флоте более подробно. Так, на борту корабля в зависимости от количества орудий устав предполагал наличие одного или двух штурманов и подштурманов (петровский аналог должности заместителя корабельного штурмана). Сама же штурманская должность определялось как средняя по значимости между шкипером и боцманом. Два штурмана полагались для военного корабля, на которого было свыше 50 пушек. В арсенал средств, которые находились в распоряжении корабельного штурмана, входили: лоты, песочные часы, магниты и магнитные стрелки (компасы), линейки, навигационные карты и атласы, циркули, градштоки.

В обязанности штурмана петровских времён входил осмотр руля, ведение исчисления глубин, скорости ветра, течения, определение типа донного грунта (если это было возможности при наличествующей глубине). Штурманы становились, по сути, и гидрографами, и картографами, нанося на бумагу отметки об обнаруженных течениях, мелях, о контуре береговой линии. Мало того, штурман был обязан вести и преподавательскую деятельность. Если на корабле присутствовали воспитанники военно-морских школ и училищ, то штурман должен был в течение примерно полутора часов в сутки уделять внимание для обучения их навигацкому делу.

Конечная цель службы военного штурмана предполагала действия, направленные на то, чтобы корабль за минимально возможное для его параметров время мог достичь конечной точки маршрута. Если же во время похода корабль терпел «навигацкую аварию» (например, садился на мель), результатом которой становилась невозможность действенно противостоять силам противника, то штурмана (если он при этом выживал) приговаривали к суровому наказанию. Вариантов наказания было два: либо каторжные работы, либо смертная казнь («штраф смертный»). Мотивация для совершенствования качества выполнения служебных обязанностей – запредельная!

Просуществовала открытая царём Петром школа математических и навигацких наук до 1753 года, выпустив за это время более 5000 тысяч специалистов в самых разных сферах военной и инженерной деятельности, из которых около 750 человек стали профессиональными морскими штурманами.
Штурманская служба по праву получила неофициальное название «зрения флота». Без работы военных штурманов корабли действительно становились бы «слепыми котятами» на бескрайних морских просторах. По понятным причинам, ни один морской поход не мог обойтись без штурманского труда и таланта. Не может и сейчас, когда навигационное оборудование кораблей позволяет экипажу корабля решать самые амбициозные задачи, не обращая внимания на погодные условия, время суток и характер операции. Появление на борту кораблей современного оборудования предъявляет экипажу, и штурманскому составу в том числе, особые требования – необходимость не только эффективно таким оборудованием пользоваться, но и принимать наиболее оптимальные решения при возникновении конкретной ситуации в зависимости от поставленной командованием задачи.

В этой связи особую роль играют участившиеся на российском флоте тренировки штурманских расчётов по обеспечению безопасности мореплавания. Одна из таких тренировок предполагала использование электронной навигационно-информационной системы «Аляска-Ч», которая позволяет моделировать элементы прохождения проливов в условиях наличия препятствий, например, мелей.

День штурмана Военно-морского флота РФ


Система позволяет вводить дополнительные параметры, усложняющие процесс прохождения. В качестве примера можно привести учения на Балтике, когда военные штурманы работали над эффективным прохождением пролива Большой Бельт в условиях неблагоприятной гидрометеорологической обстановки. Тренировки прошли успешно. Повышение числа таких тренировок позитивно сказывается на уровне подготовки экипажей кораблей ВМФ РФ.

«Военное обозрение» поздравляет штурманов Военно-морского флота с профессиональным праздником!

Использованы фотографии: http://shturman-tof.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. Fedya 25 января 2015 08:12
    Читал где-то, во время посещения росс-корабля один молодой мериканский офицер рассмеялся увидев там секстант. На что был раскритикован более старшим : Когда у тебя на борту все приборы откажут -- будешь готов отдать всё за него ! А им (русским)этого делать не надо, он у них уже есть !
    Fedya
    1. sub307 25 января 2015 08:36
      Пусть "поржут" пока..., посмотрим на их "рожи" когда GPS "потухнет" - "хорошо смеётся тот кто смеётся последним". С праздником штурмана, секстан не "закидывайте" за печку!
      1. Андрей НМ 25 января 2015 09:40
        Мы, кстати, ГЛОНАССом в 1988 году уже в полный рост пользовались, не смотря на то, что группировка спутников была не полной, нашим райнам хватало с запасом. Но секстан за печку не прятали. laughing
    2. Комментарий был удален.
    3. TIT 25 января 2015 08:45
      ну не моряки конечно , но вот такой натюрморт тоже в ходу
      TIT
      1. saksan 25 января 2015 09:35
        Цитата: TIT
        ну не моряки конечно , но вот такой натюрморт тоже в ходу

        Комплект не полный + угольник,ветрочёт и карандаш
        1. vaf 25 января 2015 09:47
          Цитата: saksan
          Комплект не полный + угольник,ветрочёт и карандаш


          Ну с ветрочётом,вы уважаемый..сильно погорячились wassat ,он из-за размеров..в кабину не влезет lol ,плюс фосфора много..вреден bully
          Так что только НР (плюс он уже есть в наколенном планшете,встроенный)
          Угольник то же...туда-сюда..так как всю "сетку"(уже отградуированную наносят сразу на карту)
          Тем более мерять Азимут на 20-ти или 40-ка киллометровке wassat

          А вот карандаш..это да..+! drinks
          vaf
          1. saksan 25 января 2015 11:14
            С
            Цитата: vaf
            Цитата: saksan
            Комплект не полный + угольник,ветрочёт и карандаш


            Ну с ветрочётом,вы уважаемый..сильно погорячились wassat ,он из-за размеров..в кабину не влезет lol ,плюс фосфора много..вреден bully
            Так что только НР (плюс он уже есть в наколенном планшете,встроенный)
            Угольник то же...туда-сюда..так как всю "сетку"(уже отградуированную наносят сразу на карту)
            Тем более мерять Азимут на 20-ти или 40-ка киллометровке wassat

            А вот карандаш..это да..+! drinks


            СОГЛАСЕН.Перечисленныйй комплект ФБА не нужен,а для штурмана ВТА или ДА вещи необходимы, как и штурманский портфель набитый полётными картами и книгами всех портов по маршруту полета.
          2. Александр72 25 января 2015 15:18
            Забыли про курвиметр и компас (ударение на "а"). Как же без них-то!
        2. crambol 25 января 2015 11:20


          Циркуль забыли!

          1. saksan 25 января 2015 15:25
            Цитата: crambol
            Циркуль забыли!

            Авиа навигатору циркуль без надобности.
            1. Удав КАА 25 января 2015 18:35
              Цитата: saksan
              Авиа навигатору циркуль без надобности.

              Морякам без циркуля-измерителя -- труба. Также про параллельную линейку почему-то никто не вспомнил!А также треугольник-транспортир не следует забывать, секундомер -- тоже.А в тральном деле без протрактера не обойтись. Калька - тоже нужна, иначе по глубинам не определишься.
              Так что -- с праздником, штурмана флота и авиации! (Воздушный -- он тоже ФЛОТ, тем более рожден флотским офицером).
      2. Андрей НМ 25 января 2015 09:35
        Сюда бы карандаш, ластик, транспортир, циркуль и параллельную линейку. У каждого уважающего себя штурмана эти предметы индивидуальные, как предметы личной гигиены. :)

        А вот на фото инструмент прокладочный несерьезный. Транспортир должен быть нормальный, железный,линейки вообще не видно, карандаши "неправилиные". Кто скажет, как сейчас с этим на флоте?
        1. vaf 25 января 2015 09:51
          Цитата: Андрей НМ
          Сюда бы карандаш, ластик, транспортир, циркуль и параллельную линейку. У каждого уважающего себя штурмана эти предметы индивидуальные, как предметы личной гигиены. :)


          У наших Транспортников и Стратегов..то же практически такой "набор джентельменский"..не даром штурмана называю .."мешок с поправками".т.к. с собой они таскают ещё и Перечни,Регламенты и Сборники wink

          Но дело своё..это "отродье хамское" знает как надо...без ни х...было бы очень трудно,а вообще без штурманской подготовки...никуда!

          Поэтому от души Штурманов (навигаторов) Морских с ПРАЗДНИКОМ!!! soldier drinks
          vaf
          1. Андрей НМ 25 января 2015 10:12
            У нас на штурманской кафедре был преподаватель, капитан 1 ранга Солдатов, он во время войны был штурманом ПЛ, а потом флагманским штурманом бригады ПЛ на Балтике. А ведь там погибло более 70% лодок. Очень его уважали.
            А в авиацию в свое время много попадало морских штурманов. У меня друзья после ВВМУППа, братья-близнецы так в полк на Ту-16 "загремели" в 1986 году, еле удрали, специально пьянствовали. Уж не знаю, как их там собирались использовать и почему так вышло. Им предписания после училища выдали в распоряжение штаба СФ.
        2. saksan 25 января 2015 15:36
          Цитата: Андрей НМ


          А вот на фото инструмент прокладочный несерьезный. Транспортир должен быть нормальный,


          Инструмент на фото,что ни на есть самый серьёзный:НЛ-10,НР(обезьянка) появилась позже.
          1. Андрей НМ 26 января 2015 11:32
            saksan, а Вы о каком инструменте говорите? Наверное о летном инструменте? Я имел ввиду фото в статье, где у каплея на карте лежит непонятно что. У меня был набор: транспортир штурманский, такой металлический, в деревянном футляре, внутри футляра черный бархат, параллельная линейка, всегда набор карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth разной твердости, ластики той же фирмы. С нормальным чертежным инструментом тогда были проблемы, но мама (!) мне где-то достала большую готовальню, тоже Koh-i-Noor, там было все, в том числе и рейсфедеры для туши. Тогда эта чешская контора вообще крутой считалась. Готовальня еще жива и работает. Логарифмическая линейка, секундомер с двумя стрелками, досточка текстолитовая, разлинованная таблицей, на ней удобно замеры было писать карандашом или цели вести наверху... Да много еще чего. При этом я не штурман. А у штурманов еще всяких "мелочей" было сверх этого. Я линейку с транспортиром штурманам подарил, когда уходил. Иногда жалею, можно было такой памятный стенд дома сделать... Интересно, что сейчас в Гаджиево и Оленьей делается...
            1. saksan 26 января 2015 21:47
              Цитата: Андрей НМ
              saksan, а Вы о каком инструменте говорите? Наверное о летном инструменте?


              Так точно!на карте истребителя лежит навигационная линейка НЛ-10.НЛ-10
      3. wei 26 января 2015 00:57
        анекдот в тему извините за бороду

        Списали морского штурмана с летной работы. Поехал он к своей жене на родину, в деревню. Жена просит председателя колхоза принять мужа на работу, председатель спрашивает у штурмана:
        - Что умеешь делать?
        - Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо.
        - Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нам необходим. Видишь стадо коров в поле, сосчитай сколько голов.
        Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10 (навигационная линейка), пошуровал и говорит:
        - 52.
        Проверили, действительно все верно сосчитал.
        - А вон на горизонте большое стадо коров, сколько их там?
        Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит:
        - 325.
        Проверили, опять все сошлось. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят. Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал, прикинул, что к чему и говорит:
        - 1568.
        Два дня перепроверяли, два раза сбивались со счёта, но оказалось всё правильно.
        Председатель:
        - Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?
        - Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.
        wei
    4. vodolaz 25 января 2015 10:24
      Не знал, что есть такой праздник, но хоть я и далёк от ВМФ, всё равно искренне поздравляю)
    5. Nayhas 25 января 2015 10:51
      Цитата: Fedya
      Читал где-то, во время посещения росс-корабля один молодой мериканский офицер рассмеялся увидев там секстант. На что был раскритикован более старшим : Когда у тебя на борту все приборы откажут -- будешь готов отдать всё за него ! А им (русским)этого делать не надо, он у них уже есть !

      "Говорят в Рязани, грибы с глазами..." Не повторяйте чужие глупости ибо сами выглядите глупцом.
      На мостике авианосца USS Nimitz (CVN 68), Красное море 04.09.2013г.

      Штурман (по ихнему квартирмейстер) 1 класса Clarence Ilijic с помощью секстанта измеряет расстояние между УДК USS Rushmore (LSD 47) и австралийским кораблем снабжения HMAS Success (OR 304), во время учений RIMPAC 16.07.2014г.

      Ну и разрыв мозга для расистов, секстантом умеют пользоваться и чёрные, штурман 2 класса Darren Maple на мостке эсминца УРО USS Farragut (DDG 99), Средиземное море, 16.09.2012г.
      1. Андрей НМ 25 января 2015 11:44
        У американцев сектант не правильный, маленький какой-то. То ли дело наш, и высоту светила возьмешь, и от врага при необходимости отбиться можно.

        Вот у меня вопрос, а что этот черненький намеряет из рубки через наклонные толстые стекла? Или я чего-то не догоняю? И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...
        1. Nayhas 25 января 2015 12:43
          Цитата: Андрей НМ
          Вот у меня вопрос, а что этот черненький намеряет из рубки через наклонные толстые стекла? Или я чего-то не догоняю?

          Солнце ищет.
          Цитата: Андрей НМ
          И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...

          Типа так?
          1. Андрей НМ 25 января 2015 14:04
            Ну типа так. Секундомер синхронизируется с хронометром (у хронометра тоже свои поправки), временем по Гринвичу, ну или берется другой точный источник времени, благо, сейчас куча всего (у нас не было), потом делается энное количество замеров, потом среднее время и средняя высота, потом бежишь к книжкам ВАС или ТВА, пеленга приводишь методом крюйс-пеленга к одному времени, усе это на планшет... Уф, определились. А перед этим еще выбираешь звездочки, по каким будешь "стрелять". И "Морской астрономический ежегодник" не забыть нужно. И высоту свою над уровнем моря не забыть учесть. И еще всякие поправки. Надо же, столько лет прошло, а кое-что помню. На службе эти методы использовали только для тренировки на всякий случай, чаще по Луне.

            Пишу, как двоечник, то "сектант", то "секстан"... laughing
            1. Удав КАА 25 января 2015 19:03
              Цитата: Андрей НМ
              усе это на планшет... Уф, определились.
              Не-а, Андрюш, не определились! Забыл "ошибку разогнать", легче всего по углам. Потом докладываешь невязку и поправку нового курса. Если командир на мостике -- ему на утверждение 1 раз в 2 часа. Вообще-то за вахту, но мы через 2 часа делали. И несмотря на то, что КЭП место получал по космосу, нам предписывалось 30% местоположений определять автономными средствами.(ВАС, ТВА, МАЕ).
              1. Андрей НМ 25 января 2015 20:08
                Согласен, большой и жирный плюс. Только надо было уж совсем так подробненько расписывать? Про медианы треугольника тоже? Тогда по концовке в журнал хорошо бы записать результаты колдовства. Я так кнопки на клаве все сотру. laughing
                Рядом живет однокурсник-штурман... Поздравил его сегодня. Все-таки на гражданке хреново после службы штурману пристраиваться, если нет зацепок. Если у минера и ракетчика в дипломе кроме основной специальности записано еще "инженер-электромеханик", то у штурманов везде "инженер-судоводитель", по крайней мере так было 30 лет назад. Так вот мой товарищ в лихие 90-е уволился КБЧ-1, а потом еще больше 10 лет участковым в милиции, чтобы без жилья не остаться...
                1. saksan 26 января 2015 06:12
                  Цитата: Андрей НМ

                  Рядом живет однокурсник-штурман... Поздравил его сегодня. Все-таки на гражданке хреново после службы штурману пристраиваться, если нет зацепок. Если у минера и ракетчика в дипломе кроме основной специальности записано еще "инженер-электромеханик", то у штурманов везде "инженер-судоводитель", по крайней мере так было 30 лет назад. Так вот мой товарищ в лихие 90-е уволился КБЧ-1, а потом еще больше 10 лет участковым в милиции, чтобы без жилья не остаться...


                  В дипломе выпускника ЧВВАКУШ записаноштурман-инженер ,ну и где на гражданке работать такому выпускнику? angry Жду предложений от вероятных "работодателей".

                  ОДНО предложение уже поступило-хвосты в стаде считать. wassat
        2. Удав КАА 25 января 2015 18:44
          Цитата: Андрей НМ
          И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...
          Он меряет дистанцию для удержания своего места в строю. Можно и через стекло. но это только при режиме использования РЭС №1. (полный запрет работы на излучение).
          1. Андрей НМ 25 января 2015 20:22
            Понятно. Мы строями не ходили, нырнули и все. Т.е. он по угловой высоте цели определяет? Таблица есть какая-то? Тогда там для этой дистанции искажения не сильно влияют, я так полагаю.
        3. Seaman77 25 января 2015 20:34
          Цитата: Андрей НМ

          Вот у меня вопрос, а что этот черненький намеряет из рубки через наклонные толстые стекла? Или я чего-то не догоняю? И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...


          У него на лимбе отсчет 0 градусов. он на горизонт смотрит. скорее всего вертикальный угол берет для определения дистанции.

          а может просто позирует...
          мы как-то через аденский с охраной ходили, так все охранники обязательно с секстантом фотографировались... smile
      2. Fedya 25 января 2015 16:43
        За что купил , за то и продаю ! Я ни слова не придумал !
        Fedya
    6. Sinsov 25 января 2015 16:18
      "Штурман, натура хамская,
      До вина и баб зело охочая!
      А посему, на ассамблею не пущать,
      Ибо напившись допьяну, дебош учинить горазд.
      А за знание наук редкостных и хитростных
      За офицера считать и алтыном жаловать."

      Кажись из указа ЕИВ ПетраI
  2. RONIN-HS 25 января 2015 08:47
    ...посмотрим на их "рожи" когда GPS "потухнет" - "хорошо смеётся тот кто смеётся последним". С праздником штурмана, секстан не "закидывайте" за печку!..

    Эт-т точно..! С праздником коллеги! Когда-то в нашей курсантской стенгазете "32 румба" была такая заставка - лозунг, считалось что это слова Петра I из его указа:

    "...А штурманы, хотя народ и подлого происхождения и до водки и баб зело охочи - но в навигацких науках разумеющи. А посему - в кают-компании их пущать, и чинами жаловать..." laughing laughing drinks
  3. рюрикович 25 января 2015 08:55
    С праздником,штурманы!!! Анекдот про то, что каждый должен заниматься своим делом.
    Идёт судно по морю... Приходит механик к капитану и говорит, что давай махнёмся на недельку обязанностями!Ты,типа, постоянно на свежем воздухе,рулюешь, не напрягаешься, а я в машинном отделение - грохот,жара,даже окон нету. Тот,пожав плечами,давай.... Проходит дня три.Выходит капитан из машинного отделения и говорит,что-то подшипники греются от нагрузки. Почему,типа ,не знаешь? Механик отвечает: что ж им не греться,день уже по пустыне идём...
  4. Kapitänleutnant 25 января 2015 09:20
    Всех штурманов с Праздником!!! А также все выпускников и учащихся ВВМУ им. Фрунзе (СПбВМИ Морской Корпус) с 314 годовщиной основания нашего альма-матера. drinks
  5. Андрей НМ 25 января 2015 09:27
    Всех, кто освоил ТВА, ВАС, МАЕ, тыкал пальцами в "Клейстер-Н", пользовался картами с линиями положения для всяких "омег" и т.д., с секстанами и секундомерами орал "Товсь! Ноль!", кто ползал в квазикоординатах, кто ловил пеленга в тумане зимнего ночного побережья и не спал сутками по тревогам и команде "ГКП, БИП, штурман - готовность N1", болтаясь в полигонах и узкостях - с праздником! И наш "китайский", "румынский" и "маслопупский" привет! Я думаю, все поддержат.
  6. saksan 25 января 2015 09:54
    Синонимы - навигатор,блудила.
    Первый штурман-блудила на Руси был Иван Сусанин - ляхов в болото завёл.
    Второй по блудёжкам- матрос Железняк .Шёл на Одессу,а вышел в Херсон.
    В авиации их тож не перечесть.Плавали,тьфу,летали - знаем!
    1. 11111mail.ru 25 января 2015 13:47
      Цитата: saksan
      Первый штурман-блудила на Руси был Иван Сусанин

      Ага, а первая женщина-авиатор = Баба Яга.
      11111mail.ru
      1. Андрей НМ 26 января 2015 04:18
        А первый навигационный прибор - клубок ниток у Ивана-царевича...
  7. saksan 25 января 2015 10:59
    Почему сказал тьфу.Дело было так:на Ан-26 пришли в Хабаровск с Камчатки,остограмились и пошли устраиваться в гостиницу,На борту остались борттехник и механик,чтоб заправить самолёт нужно было долить 3,5 тонны,Пришёл ТЗ,но у него в наличии оказалось только две тонны.Отдав его,ТЗ -22 уехал
    на склад за топливомаб бортачи в ожидании его ещё несколько раз приложились к канистре,зима канистре,зима всё таки,холодно.Закрыв самолёт и сдав его под охрану,ушли в гостиницу,Через сутки вылетаем на Магадан.При вхождении в зону ответственности Магадана загорается остаток топлива 600кг.
    Вот тут-то и выяснилось всё.До Магадана топлива не хватает.Ближайший Охотск и тоже только на последних каплях.Море ,внизу,холодное-льдины плавают,но купаться жуть как не хочется,но плоты на всякий случай приготовили.Пока командир думал,как выкрутиться с запросом на промежуточную ,внеплановую посадку,пришла радиограмма,что Магадан56 закрылся на приём по метео,нам предложили следовать в Охотск.Вот так мы и спастись от внеплановой купели в Охотском море.
  8. Sailor-A 25 января 2015 11:06
    С праздником всех спецов БЧ-1 ВМФ СССР и РФ !!!!!
  9. фомкин 25 января 2015 11:22
    Судоводителям искренние поздравления.
  10. rudolff 25 января 2015 11:25
    С праздником, штурмана! Особо поздравляю всех выпускников третьего фака ВВМУППа им. Ленкома. Удачи мужики!
  11. фомкин 25 января 2015 11:27
    Забыл добавить- мой любимый писатель Виктор Конецкий. В своё время повеселился над его книгами.
  12. фомкин 25 января 2015 11:27
    Забыл добавить- мой любимый писатель Виктор Конецкий. В своё время повеселился над его книгами.
    1. Андрей НМ 25 января 2015 11:37
      А еще Джим Ллойдович Паттерсон, тот самый ребенок из фильма "Цирк", выпускник штурманского факультета ВВМУПП, поэт и писатель.
      1. Андрей НМ 26 января 2015 04:20
        ...и еще Влентин Пикуль. Правда ВВМУПП тогда был еще только подготовительным училищем.
  13. fedor13 25 января 2015 12:34
    Всех штурманов с праздником! Ну и не ошибок ,не погрешностей в работе!
  14. мичман 25 января 2015 14:12
    Поздравляю с праздником, господа штурмана. Для вас многие годы под моим руководством ОАО "РИРВ" (бывший 93 институт) создавал радионавигационные системы. Создали РНС "Маршрут", "Тропик", ОАО МКБ "Компас" (раньше просто МКБ"КОМПАС") приемоиндикаторы. Издал много учебников и выпустил монографии в т.ч. "Морская Радионавигация". Помню случай вызывает меня адмирал Горшков, тогда он размещался на Козловском переулке. А мое министерство размещалось на ул. Кирова. Доложил своему Министру, на машину и к адмиралу. А он с порога мне: "Ты знаешь, что мне командир эскадры докладывает, что по показаниям приборов все корабли оказались по координатам на суше?" "Товарищ адмирал, разрешите доложить": отвечаю я. "Ну, и почему?" Я все пояснил, что наши корабли пользовались американской РНС "ЛОРАН", а американцы вечером ввели задержки на излучение сигнала ведущей станции, нам не сообщили, а своих уведомили заранее. Ведь я же просил поставить Среднеземноморскую цепочку, а Правительство не дало добро, Потом, правда, все исправили. И появились цепочки на Дальнем Востоке, на Северном морском пути, на Балтике, на Черном море. С приходом Горбачева и Ельцина все разрушали. Сейчас потихоньку начинаем восстанавливать. На одну СРНС "Глонасс" нельзя надеяться, всегда должны быть дублеры. Честь имею.
    1. Андрей НМ 25 января 2015 17:43
      Это на "Лоране" были три цветных стрелки, показывающих значения амплитуды для линий положения на карте? Система вроде называлась "Лоран-С". Последний раз с ней ковырялся в 1986 году. Иногда показаний одной цепочки не было, тогда определялись по двум. Уже не помню, потом ей никогда не пользовались, но было интересно со всеми этими буковками, цветами и цифирками. Нам так и говорили, что не пригодится, так, на всякий случай.
  15. ВМФ7981 25 января 2015 15:17
    7 под килем, спокойной погоды и чистого неба.Поздравляю, но пить не буду! Всё и за всех только на 23 и день ВМФ иначе край!!! smile Если все НАШИ праздники и дни спецов отмечать, здоровья точно не хватит! wink
  16. Navigator2013 25 января 2015 19:46
    Цитата: Андрей НМ
    У американцев сектант не правильный, маленький какой-то. То ли дело наш, и высоту светила возьмешь, и от врага при необходимости отбиться можно.

    Вот у меня вопрос, а что этот черненький намеряет из рубки через наклонные толстые стекла? Или я чего-то не догоняю? И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...


    Пользовался и американскими и немецкими. Но, считаю наш выверенный СНО-Т лучший!
    1. Seaman77 25 января 2015 20:44
      Цитата: Navigator2013
      Цитата: Андрей НМ
      У американцев сектант не правильный, маленький какой-то. То ли дело наш, и высоту светила возьмешь, и от врага при необходимости отбиться можно.

      Вот у меня вопрос, а что этот черненький намеряет из рубки через наклонные толстые стекла? Или я чего-то не догоняю? И рядом ни одного бойца с секундомером и планшетом для записи замеров...


      Пользовался и американскими и немецкими. Но, считаю наш выверенный СНО-Т лучший!


      наш действительно лучше. а сейчас уже и ни американских, ни немецких не встретить- MADE IN CHINA.
  17. Navigator2013 25 января 2015 19:51
    Я военный штурман. Но, расскажу случай из жизни гражданского судоходства. В конце 90х пришлось своим ходом перегонять с Камчатки в Индию отслужившую плавединицу на металлолом, бывшую когда-то гордым дизель-электроходом. Перед выходом с борта судовладельцы сняли всё мало-мальски рабочее современное навигационное оборудование, оставив РЛС "Дон", 127-мм магнитный компас, секстан СНО-Т. Предвижу улыбки коллег-скептиков, но оговорюсь карты путевые и генеральные были. По условиям рейсового задания топливо на переход приходилось брать за 200-мильной зоной РФ. В связи с этим точку рандеву с танкером, который должен был отдать нам топливо, выбрали в 200 милях к юго-востоку от мыса Лопатка, координаты этой точки согласовали с капитаном танкера, который следовал из Китая в Канаду. Короче, выхожу в точку рандеву, радист вызывает на КВ танкер, подтверждает наше прибытие. Танкер сообщает, что из-за поломки двигателя задерживается на 40 часов. Что-ж пришлось ждать, лежим в дрейфе. Август месяц, погода - штиль, зыбь океанская около 2 метров, но пологая, даже приятная c затяжной плавной качкой. Мы в центре антициклона. Над нами днём голубое небо и солнце, ночью звёзды как в планетарии. Но, ГОРИЗОНТА НЕТ !!! Тёплый воздух над холодной водой обуславливал снижение видимости до 500 , ну максимум 1000 метров. Нет линии горизонта и всё. Вахтенным помощникам приказал - как только появится горизонт, сразу вызывать меня на мостик. Но, океан так и прятал свои очертания. Наступают вторые сутки нашего дрейфа, танкер уже на подходе, а я уже сомневаюсь в своём местоположении даже в первом приближении, в лучшем случае положив ладонь на карту, мог сказать - мы здесь! Дело в том, что лоции описывают более или менее точные параметры океанских течений лишь на расстоянии до 100 миль от Камчатки и Курильских островов, поэтому достоверность текущих расчётных координат становилось всё ниже и ниже. Итак нужно срочно "место"!!! recourse Иначе танкер нас будет искать достаточно долго. Радиопеленгаторы на тот момент уже отменили, и естественно сняли.
  18. Navigator2013 25 января 2015 19:52
    Солнце над головой, низменный туман. Тут я вспомнил, что когда-то в курсе мореходной астрономии, преподаватель рассказывал нам о так называемом "арабском методе" измерения секстаном высот Солнца в обратных азимутах (со спины) через зенит от отражения светила в сосуде с маслом. Вызываю механика - на палубе устанавливают большой поддон с отработанным маслом, прекрасная черная отражающая зеркальная поверхность. Становлюсь лицом к поддону, а спиной к Солнцу. Старпом с секундомером, карандашом и блокнотом - исполняя "товсь-ноль". Механики следят за поддоном с маслом, их же добро, ну и так сказать тоже участвуют!
    Итак начали. what Брал из-за спины Солнце и "тянул его" через зенит вниз, но не к горизонту, а совмещая с отражением в масляной ванне. Весь экипаж собрался в сторонке, наблюдая за магическими действиями шаманской группы - штурманского расчёта, во главе с изогнувшимся в обратную сторону капитаном с мудрёным предметом в руках, оснащенным какими-то зеркальцами. fellow Таким образом - серия из 10-ти высот и получалась осреднённая линия положения. Две ВЛП до кульминации Солнца, две после. К тому времени в моей жизни из-за любви к мореходной астрономии и вычислениям, уже появился ноутбук. Поэтому осреднение измеренных высот и расчёт ВЛП упрощалось и ускорялось, несравненно перед ТВА и ВАС. К двум часам после полудня, у меня уже были координаты нашего места, которые отличались от точки начала дрейфа на 42 мили к северо-востоку.
    Капитан танкера, прибыв в расчётные координаты начала нашего дрейфа, естественно нас там не обнаружил, даже с использованием РЛС. Предлагает начать поиск методом расширяющегося квадрата, но я ему встречное предложение - следовать в точку с координатами, обсервованными столь странным способом. Каково же было его удивление, когда через полтора часа следования в заданном направлении, он вызывает меня и кричит вижу цель! Далее мы идентифицировались несколькими манёврами и встретились. drinks Вот так пригодилась штурманская наука, когда не оказалось приборов Loran, GPS, ГЛОНАСС.
    1. Андрей НМ 25 января 2015 20:41
      Так а замеры сколько раз делал? Два раза? И снос потом как учитывал для приведения пеленга ко второму замеру? Просто интересно. А мы пробовали на бейсике писать программы для расчета на Спектруме и Электронике БК-010, на коленке их паяли, а до этого на программируемом калькуляторе извращались.
      1. Seaman77 25 января 2015 21:07
        Цитата: Андрей НМ
        Так а замеры сколько раз делал? Два раза? И снос потом как учитывал для приведения пеленга ко второму замеру? Просто интересно. А мы пробовали на бейсике писать программы для расчета на Спектруме и Электронике БК-010, на коленке их паяли, а до этого на программируемом калькуляторе извращались.


        сомневаюсь, что сильный снос был- все же в дрейфе лежали, погода -штиль. в данном случае ошибка в 5 и даже 10 миль не критична, ведь их нашли при помощи РЛС.
        а у меня все формулы на вычисление высоты светила и азимута были в калькуляторе забиты. на расчет ЛП уходило пару минут.
      2. Navigator2013 25 января 2015 22:15
        Измерения высот делал серией по 10 h в каждой серии для уравнивания ошибок в измерении (качка, перетекание масла, искажение отражения солнечного диска на поверхности масла, все высоты в серии приводил к одному моменту. Разновременные ВЛП приводил к одному зениту, учитывая норд-остовое течение с расчётной скоростью 1 уз. Учитывая последующее сравнение координат со спутниковым местоположением танкера, ошибка в месте составила 1,6 мили.
  19. ФРЕГАТЕНКАПИТАН 25 января 2015 20:38
    Ну БЧ- раз с Праздником!!! А вот вспомнился прикол такой....В морях замполит с боевыми листками доставал...что бы каждый день рисовали.....Ну вверху как положено Девиз-лозунг....- У минёров- " Каждую торпеду в цель!", у ракетосов -"Каждую ракету в цель!"...А штурман наш -Вова Д. и говорит заму:- А нам то ,что писать..." Каждый циркуль в *опу!"? ....Центральный просто лёг.......................Ещё раз с праздником...И семь футов............
  20. морпрепод 25 января 2015 20:41
    А вот карандаш..это да..+! drinks

    Цитата: vaf
    Цитата: saksan
    Комплект не полный + угольник,ветрочёт и карандаш


    Ну с ветрочётом,вы уважаемый..сильно погорячились wassat ,он из-за размеров..в кабину не влезет lol ,плюс фосфора много..вреден bully
    Так что только НР (плюс он уже есть в наколенном планшете,встроенный)
    Угольник то же...туда-сюда..так как всю "сетку"(уже отградуированную наносят сразу на карту)
    Тем более мерять Азимут на 20-ти или 40-ка киллометровке wassat

    А вот карандаш..это да..+! drinks

    С праздником Вас всех морские капитаны (и будущие и действующие)! Почитал Ваши рекомендации, молодцы. Но, и добавлю свою "шутливую" задачку, (как иногда своим курсантам).
    Задача, найти направление своему судну (шлюпке) в море, если отсутствует даже компас?
    PS Ответ, достать свою иголку (швейную, спрятанную в бушлате), проколоть в любую пробку, бережно донесли(как несли до этого вахту)до воды (только не в железную кружку) ... и она обязательно повернется носиком...! hi
  21. Serg65 26 января 2015 06:33
    Штурмана - отродье хамское,
    до баб и вина охочее, однако,
    за знание наук хитростных навигацких
    в кают-компанию допущать и чарку подносить.
    (Пётр I)
    С праздником Штурманцы!!! drinks

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня