Программа разработки перспективного БПЛА UCLASS (США)

Беспилотные летательные аппараты прочно заняли свое место в сухопутных войсках и военно-воздушных силах различных стран. Следующими активными пользователями подобной техники должны стать военно-морские силы. Именно с этой целью в 2013 году Пентагон дал старт программе UCLASS. Результатом этого проекта должно стать принятие на вооружение нового беспилотника, способного базироваться на авианосцах и решать различные задачи в интересах ВМС. Беспилотный летательный аппарат, выбранный на финальном этапе программы, должен будет достичь состояния начальной оперативной готовности в 2020 году.

Программа разработки перспективного БПЛА UCLASS (США)


В названии программы UCLASS отражено предназначение разрабатываемого БПЛА: Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike («Палубный разведывательный и ударный беспилотник»). При этом нередко указывается, что перспективный летательный аппарат, необходимый американским военным, должен будет решать более широкий круг задач. Так, новая машина должна будет наносить удары по наземным и надводным целям, вести воздушный бой, разведку, работать в качестве постановщика помех или заправщика.


В настоящее время над своими вариантами БПЛА UCLASS работают четыре американские компании. Техническое задание получили специалисты фирм Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Интересной особенностью программы является формирование технических заданий. Дело в том, что каждая из компаний-участниц получила свой вариант требований к перспективному беспилотнику. Участники программы получили необходимую документацию в июне 2013 года. Ранее планировалось начать работы в последних месяцах 2012 года, однако в силу некоторых причин формирование требований к проектам затянулось.

14 августа 2013 года Командование авиационных систем ВМС (Naval Air System Command – NAVAIR) подписало четыре контракта на проведение предварительных конструкторских работ. На этом этапе проекта компании-участницы получили по 15 миллионов долларов. До конца 2013 года предполагалось рассмотреть предложенные проекты и выбрать победителя конкурса. Тем не менее, по некоторым причинам технического, экономического и организационного характера, выбор не сделан до сих пор. Дату объявления победителя конкурса переносили несколько раз. На данный момент его планируется назвать в первых месяцах 2015 года.

Программа разработки перспективного БПЛА UCLASS (США)


На разработку, строительство и поставку БПЛА UCLASS претендуют четыре американские компании. Все они имеют свой взгляд на технический облик перспективных беспилотных систем палубного базирования. Большая часть информации о предлагаемых проектах пока остается секретной. Тем не менее, некоторые сведения уже стали достоянием общественности и позволяют изучить современное положение дел в программе.

Компания Boeing занимается разработкой нового беспилотника, в конструкции которого широко используются наработки по предыдущим проектам. Основой для ее варианта БПЛА UCLASS является машина Phantom Ray, разработанная несколько лет назад. Проект Phantom Ray разрабатывался с 2007 года с использованием ноу-хау, заимствованных из предыдущих работ компании «Боинг». В частности, некоторые наработки были взяты из экспериментального проекта X-45.

Беспилотный летательный аппарат Boeing Phantom Ray был построен по схеме «летающее крыло» и имел соответствующий специфический внешний вид. Размах крыла аппарата составлял 15 м, общая длина – 11 м. За счет использования современных материалов машина получилась относительно легкой, ее максимальный взлетный вес не превышал 16,5 т. В качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель General Electric F404-GE-102D. В ходе испытаний БПЛА Phantom Ray смог развить максимальную скорость свыше 1000 км/ч. Потолок составил 12,2 км, дальность – более 2400 км.

В ноябре 2010 года специалисты компании Boeing начали наземные испытания перспективного БПЛА. Начало летных испытаний было запланировано на декабрь того же года, однако первый полет в итоге был перенесен. Phantom Ray впервые поднялся в воздух 27 апреля 2011 года. В течение следующего времени американские ученые и инженеры занимались отработкой различных систем, проверкой машины в полете и другими испытаниями.

Наработки по беспилотнику Boeing Phantom Ray должны использоваться в проекте Boeing UCLASS, участвующем в одноименной программе NAVAIR. Подробности этого проекта пока не оглашались. Вероятно, новый беспилотный аппарат будет похож на машину, послужившую прототипом, и покажет схожие характеристики.

Компания General Atomics, имеющая определенный опыт в деле создания многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, представила на конкурс UCLASS палубный вариант «сухопутной» машины Avenger (ранее Predator C). Sea Avenger будет представлять собой вариант базового аппарата, доработанный в соответствии с требованиями к палубной авиационной технике. К примеру, он должен получить складные консоли крыла, облегчающие хранение в ангаре авианосца.

О разработке палубного варианта БПЛА Avenger было объявлено весной 2010 года. Тогда он предлагался в качестве перспективной машины, способной заинтересовать командование ВМС США. Позже, после проведения множества предварительных работ, компания General Atomics приняла участие в программе UCLASS. В апреле 2014 года были впервые показаны изображения перспективной машины, однако строительство прототипа пока не начиналось. Вероятно, эти этапы проекта будут реализовываться только в случае победы в конкурсе.

Программа разработки перспективного БПЛА UCLASS (США)


Базовый вариант беспилотника Avenger имеет крыло размахом 20 м, общую длину 13 м и максимальный взлетный вес 8,25 т. Машина оснащается турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney Canada PW545B, позволяющим развивать скорость до 740 км/ч и находиться в воздухе до 20 часов. Потолок беспилотника достигает 18,3 км. Во внутреннем грузоотсеке Avenger может нести до 1400 кг полезной нагрузки.

В рамках программы UCLASS компания Lockheed Martin ведет разработку проекта Sea Ghost. В этом БПЛА для авианосцев предлагается широко использовать наработки компании «Локхид-Мартин» по предыдущим проектам авиационной техники. Основными источниками заимствований должны стать истребитель F-35 Lightning II и беспилотник RQ-170 Sentinel. Для обеспечения наиболее высоких характеристик, аппарат Sea Ghost, как и некоторые другие варианты UCLASS, предлагается строить по схеме «летающее крыло». Таким образом, новый БПЛА будет в определенной мере походить на RQ-170.

Какие-либо сведения о характеристиках перспективной машины пока не публиковались. Проект находится на стадии исследовательских и конструкторских работ. Строительство и испытания прототипа пока не планируются. Эти этапы смогут начаться только после оглашения соответствующего решения военных, отвечающих за проведение программы UCLASS.

Компания Northrop Grumman участвует в программе UCLASS со своим проектом X-47B. Следует признать, на данный момент именно этот проект является самым успешным с точки зрения хода работ. Уже построены два прототипа, которые проходят испытания, а также «освоили» взлет и посадку на авианосец. Разработка проекта X-47B стартовала еще в начале прошлого десятилетия, благодаря чему к моменту начала программы UCLASS компания «Нортроп-Грумман» располагала двумя готовыми прототипами, активно участвующими в испытаниях.

БПЛА X-47B имеет крыло размахом 18,9 м с возможностью сложения консолей, благодаря чему ширина машины уменьшается до 9,4 м. Длина аппарата – 11,6 м, максимальный взлетный вес – 20,2 т. В двух внутренних грузоотсеках X-47B может перевозить до 2 т полезной нагрузки, например вооружения. Силовая установка состоит из одного турбовентиляторного двигателя Pratt & Whitney F100-220U. Аппарат способен подниматься на высоту до 12,2 км и развивать скорость порядка M=0,9. Дальность полета – более 3900 км.

Программа разработки перспективного БПЛА UCLASS (США)


Первый прототип беспилотника X-47B был построен в 2008 году и выкачен из сборочного цеха в середине декабря. К ноябрю 2009-го планировалось начать летные испытания, однако к этому времени удалось только подготовиться к началу наземных проверок. В декабре 2009 года начались первые пробежки по взлетной полосе. Первый полет состоялся только 4 февраля 2011 года. Второй прототип X-47B поднялся в воздух 22 ноября того же года.

Весной 2013 года стартовали испытания беспилотников с участием авианосцев. Аппараты успешно взлетали при помощи катапульты и производили посадку с использованием авиафинишера. Испытания БПЛА X-47B на авианосцах продолжаются до сих пор. Машины демонстрируют возможность взлета и посадки в различных погодных условиях и в разное время суток.

В январе 2012 года сообщалось, что проект X-47B компании Northrop Grumman обошелся в 813 миллионов долларов. В июне 2014 года компания-разработчик получила дополнительное финансирование в объеме 63 миллионов. На эти деньги она должна провести очередной этап проекта.

На данный момент в программе UCLASS участвуют четыре компании со своими проектами. Три перспективные разработки пока существуют только в виде конструкторской документации, четвертая уже дошла до испытаний. В самое ближайшее время специалисты Пентагона должны завершить анализ представленных проектов и сделать выбор. После этого с одной из компаний-участниц программы будет подписан контракт на продолжение работ. Результатом этого станет начало полномасштабных исследовательских и конструкторских работ, которые в обозримом будущем должны будут привести к появлению нового БПЛА, предназначенного для использования на авианосцах.

Какой из предложенных проектов получит дальнейшее развитие – пока неизвестно. Как следует из имеющихся материалов, все четыре компании предложили любопытные разработки, имеющие как плюсы, так и минусы. Тем не менее, фаворитом в конкурсе выглядит проект компании Northrop Grumman, который уже прошел ряд важнейших стадий. Окончательное решение остается за специалистами американского военного ведомства. Утверждалось, что результаты нынешней стадии программы UCLASS будут объявлены в начале 2015 года.


По материалам сайтов:
http://navaldrones.com/
http://flightglobal.com/
http://popsci.com/
http://lockheedmartin.com/
http://aviationweek.com/
http://globalsecurity.org/
http://janes.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 26
  1. saag 28 января 2015 06:45
    Движок хороший при таком весе столько без посадки...
    1. ширьонер 28 января 2015 09:53
      Россия в последнее время стала серьезно заниматься беспилотниками. С учетом огромного научно-технического потенциала России и вырождающегося потенциала Америки уверен , что через несколько лет в области БПЛА Россия будет державой номер один
      1. пацантрэ 28 января 2015 12:50
        Цитата: ширьонер
        вырождающегося потенциала Америки

        Что за чушь?
        Цитата: ширьонер
        через несколько лет в области БПЛА Россия будет державой номер один

        У нас уже отставание лет в 10.
  2. Nitarius 28 января 2015 07:23
    наши чего то молчат!
    Где наши идеи на этот счет?
    1. Волосатый сибиряк 28 января 2015 07:53
      Цитата: Nitarius
      наши чего то молчат!
      Где наши идеи на этот счет?

      Ели отбросить мысль отставания в технологиях, то возможно считают, что поставленные задачи можно достичь более простым и дешёвым способом.
      Да и авианосного флота у нас пока нет.
    2. ЯРС 28 января 2015 13:43
      не переживайте! Всё работает и развивается, просто это не так афишируется (рекламируется) как в штатах.
      http://www.topnews24.ru/news/russia/72389-v-nebe-nad-ulyanovskom-proletel-neopoz
      nannyy-voennyy-bespilotnik.html - испытания идут полным ходом wink
    3. Lukov 28 января 2015 18:48
      Цитата: Nitarius
      наши чего то молчат!
      Где наши идеи на этот счет?


      Наша идея проста - автобаза.
  3. Господь Гнева 28 января 2015 08:52
    Американцы сами себя обманули. Попытки сделать БПЛА под B2 ни к чему хорошему не приведут. У В2 "нелетающий" аэроплан, и без помощи компьютера он летать не может. На работу БПЛА по такой же схеме, несмотря на роботизированность, скажется задержка в передаче сигнала от оператора
    1. iwind 28 января 2015 10:02
      Цитата: Господь Гнева
      Американцы сами себя обманули. Попытки сделать БПЛА под B2 ни к чему хорошему не приведут. У В2 "нелетающий" аэроплан, и без помощи компьютера он летать не может. На работу БПЛА по такой же схеме, несмотря на роботизированность, скажется задержка в передаче сигнала от оператора

      Первый полет 46 год, прототипы летали еще в 40. До певого компьютера еще...
      1. Господь Гнева 28 января 2015 12:09
        Цитата: iwind
        Первый полет 46 год, прототипы летали еще в 40. До певого компьютера еще

        Вы считаете, что любой аппарат по схеме "летающее крыло" это прототип В2 ? забавно
        1. iwind 28 января 2015 12:33
          Цитата: Господь Гнева
          Цитата: iwind
          Первый полет 46 год, прототипы летали еще в 40. До певого компьютера еще

          Вы считаете, что любой аппарат по схеме "летающее крыло" это прототип В2 ? забавно

          Таки,да очень забавно, но вот конкретно этот,таки да. Это дедушка(Northrop YB-35), Northrop B-2 в 45 годах . Так почему летающие крыло не может летать без компьютер?
          А этот папа(Northrop YB-49) и оба летали без компьютера.
          YB-49 и его современный аналог, B-2 Spirit , как построен Northrop Grumman, имеют тот же размах крыльев: 52,4метра.
          P.S.И кстати почти все современный самолёты без ЭДСУ не летают в том числе и СУ-27,30.
          1. Господь Гнева 28 января 2015 14:06
            Ну тогда уж этот больше похож) Ho-229
            И этот и ваш не вышли за пределы экспериментального. Причина - свойственное схеме летающее крыло неустойчивость в полете и неудержимая склонность к подъему носа.
            И только с появлением электродистанционных систем управления автоматически поддерживающих прямолинейный полет, стало возможно эксплуатация подобной схемы
      2. saturn.mmm 28 января 2015 15:42
        Цитата: iwind
        Первый полет 46 год, прототипы летали еще в 40. До певого компьютера еще...

        БИЧ-11 первый полет в 1932 году.
        БИЧ-11, построенный в 1932 г., первоначально разрабатывался Б.И. Черановским как планер – «бесхвостка» с трапециевидным в плане крылом и одноколесным шасси. На крыле в качестве рулей направления устанавливались концевые «шайбы». На планере БИЧ-11 удачно летал С.П. Королев, который и предложил поставить на планер ракетный двигатель ОР-2 Ф.А. Цандера, превратив планер в ракетоплан РП-1. Но так как ракетный двигатель к сроку готов не был, то на планер БИЧ-11 установили двигатель «Скорпион» мощностью 27 л. е., превратив его в авиетку, удачно летавшую. Это был один из первых самолетов – «бесхвосток» с крылом трапециевидной формы.
    2. пацантрэ 28 января 2015 12:52
      Ну вам-то конечно виднее, а тупые американцы уже слили миллиарды, но так и не поняли, что игрушка летать не сможет...
      На Б-2 эти БЛА не слишком похожи. И вообще о какой задержке сигнала речь?
      1. Господь Гнева 28 января 2015 14:12
        Открою Вам секрет, практически все современные самолеты имеют "нелетающие" аэропланы. За счет этого обеспечивается их маневренность и управляемость.
        Только вот в БПЛА это скорее минус
        1. iwind 28 января 2015 14:52
          Цитата: Господь Гнева
          Открою Вам секрет, практически все современные самолеты имеют "нелетающие" аэропланы. За счет этого обеспечивается их маневренность и управляемость.
          Только вот в БПЛА это скорее минус

          эээ А какая разница если информация для эдсу обрабатывается в самолете(БПЛА). Зачем ее отправлять куда то???
          Цитата: Господь Гнева
          Причина - свойственное схеме летающее крыло неустойчивость в полете и неудержимая склонность к подъему носа.

          Да?
          а не то что
          1979 в интервью Джек Нортроп публично заявил, что все контракты летающее крыло было отменено из-за того что Northrop авиастроительная корпорация отказалась от поглощение конкурентом Convair,что потребовал Стюарта Саймингтон являясь тогда руководителям департамента ВВС, слияния Convair в Требования были "грубо несправедливым по отношению к Нортроп». Вскоре после этого, Стюарта Саймингтон стал президентом Convair .

          И какой же был выбран самолет в качестве бомбардировщика? Подсказать?
          "Эксперты отмечали, что B-49 конструкции были хорошо документированы вопросы производиство и дизайна, а __________ требовалось больше денег на развитие "
          И этот самолет прослужил в ВВС меньше 10 лет и был списан.....
          Двигательная система ________ (6 винтовых и 4 реактивных двигателя) имела прозвище «Шесть крутятся, четыре горят» . Из-за частых пожаров и общей ненадежности с подачи экипажей эта формула была переделана в «Два крутятся, два горят, два дымят, два прикалываются, а еще два куда-то делись»
          P.S.Convair B-36 Peacemaker
  4. Azzi 28 января 2015 09:01
    Насколько я понимаю, узким местом БПЛА все равно остается необходимость поддерживать постоянный канал связи для управления, нет роботизированных дронов. А канал связи, отнюдь не скрытный, с весьма прогнозируемыми параметрами и весьма подвержен РЭБ. Очень странное стремление ов сделавших ставку на повальное увлечение дронами.
    1. iwind 28 января 2015 09:57
      Цитата: Azzi
      Насколько я понимаю, узким местом БПЛА все равно остается необходимость поддерживать постоянный канал связи для управления, нет роботизированных дронов. А канал связи, отнюдь не скрытный, с весьма прогнозируемыми параметрами и весьма подвержен РЭБ. Очень странное стремление ов сделавших ставку на повальное увлечение дронами.

      X-47B не нужно, как в общем то все новыми БПЛА у них высоки уровень автономности. Плюс не забываем,что у таких бпла приемная антенна установлена сверху и прием просто физически может происходить только со спутника, бпла летит на высоте километров 10, по этому давить РЭБом БПЛА с земли...
      1. Evgeny_Lev 28 января 2015 12:08
        Так и не входит в задачу, заглушить именно ЭТОТ БПЛА, глушится вся возможность спутниковой передачи данных.

        Или я чего то недопонимаю*?
        1. профессор 28 января 2015 12:38
          Цитата: Evgeny_Lev
          Или я чего то недопонимаю*?

          Для того что бы заглушить "всю возможность спутниковой передачи данных" вам необходимо как минимум физически находиться между спутником и дроном, а это не просто. Далее, заглушить ППРЧ ещё более проблематично.
        2. iwind 28 января 2015 12:47
          Цитата: Evgeny_Lev
          Так и не входит в задачу, заглушить именно ЭТОТ БПЛА, глушится вся возможность спутниковой передачи данных.

          Или я чего то недопонимаю*?

          То есть вы предлагаете заглушить спутник который может быть на высоте 35000 км?
          нее тогда все таки лучш берем ядерную электростанцию и глушим БПЛА(Все средства связи в радиусе 100км и по высоте до 15 км).
          Хотя я бы предложил бы использовать ракету земля-воздух и сбить его раз мы его и так обнаружили и летит он видимо не очень далеко.
          P.S. не забываем что прием сигнал со спутника происходить не на земле а на высоте. То есть нам не нужно заглушить связна земле типа(спутниковые телефона,навигатора и т.д.),а нужно заглушить сигнал от 10км и выше.
          UPD. Или вариант професара, "ставим" самолет над или рядом с БПЛА или спутником,этот по настроению. Хотя я все равно предлагаю пальнут но уже из самолёта,и не создавать себе лишние проблемы.
          1. профессор 28 января 2015 13:37
            Цитата: iwind
            Или вариант професара, "ставим" самолет над или рядом с БПЛА или спутником,этот по настроению. Хотя я все равно предлагаю пальнут но уже из самолёта,и не создавать себе лишние проблемы.

            1. Если вы уже знаете где дрон и поднимаете над ним самолет, то просто сбейте дрон и не заморачивайтесь. wink
            2. ППРЧ
  5. saag 28 января 2015 09:07
    Цитата: Azzi
    А канал связи, отнюдь не скрытный, с весьма прогнозируемыми параметрами и весьма подвержен РЭБ.

    10-12 Ггц сильно подвержен РЭБ?
  6. Azzi 28 января 2015 09:14
    Цитата: saag
    Цитата: Azzi
    А канал связи, отнюдь не скрытный, с весьма прогнозируемыми параметрами и весьма подвержен РЭБ.

    10-12 Ггц сильно подвержен РЭБ?

    не в курсе, расскажите
    1. Argon 28 января 2015 12:52
      Системы передачи данных,для ударных БПЛА это(доступно выражаясь)опция-параметры цели ,районы поиска,маршруты подхода\отхода задаются на земле.Таким образом комплекс работает очень автономно и в операторе в принципе не нуждается.Для разведывательных аппаратов канал передачи данных в реальном масштабе времени более важен,однако в случае широкомасштабных боевых действий его использование врядли будет возможно.Скорее всего в условиях интенсивной РЭБ будут использоваться каналы аккомулированного сигнала-когда видео\фото информация за прошедшие 5-10мин(?) будет записываться и передаваться коротким(сжатым)сигналом на частотах постоянно изменяющихся с каждым новым сигналом.Легкомысленные переживания впечатлительных обывателей по поводу этических моментов принятия решения на огонь по цели без участия человека(оператора)в настоящее время военных мало волнует.Так что современные БПЛА представляет собой довольно устойчивый к различным СВЧ помехам вид вооружений.
      1. dauria 28 января 2015 16:24
        по поводу этических моментов принятия решения на огонь по цели без участия человек

        Да никогда не волновало, это точно. ПКР давным давно летят стаей, общаясь между собой и распределяя цели в ордере САМИ, по простеньким алгоритмам с 70-х годов. (наш "гранит", например)
        Надо отдать должное американцам- это просто очередной шаг к истребителю будущего. Рефлексы саранчи или стрекозы электроника уже копирует, доведут и остальное. Запихают интеллект Эйнштейна (или нашего Профессора), добавят рефлексы мухи или стрижа- и наx не нужен постоянный контроль за этой птичкой. А нам утереться, обозлиться и попробовать их догнать, а не орать, мол- тупыыые
      2. ТОР2 28 января 2015 21:48
        Цитата: Argon
        Так что современные БПЛА представляет собой довольно устойчивый к различным СВЧ помехам вид вооружений

        Это можно сказать про танк, который обладает естественным экраном и заземлением. Какой экран Вы на БПЛА собрались устанавливать? Фольга, сеточка? Поможет лишь в пограничных случаях.
    2. saag 28 января 2015 14:20
      Цитата: Azzi
      не в курсе, расскажите

      В СВЧ диапазоне мощность сигнала сильно падает с расстоянием
      1. ТОР2 28 января 2015 22:18
        В связи с появлением ещё и разведывательных (маленьких) БПЛА которые довольно дёшевы в производстве возникает проблема их поражения. Потому как ракета по стоимости будет в несколько раз дороже такого БПЛА. Вот здесь и приходится вспоминать разработки 80х. Намного проще на глушить сигнал, а вызвать сбой в работе аппаратуры БПЛА. С помощью соответствующей архитектуры можно защитить аппаратуру "по входу" от кратковременных перегрузок, но нужно ещё защищать и с тыла, для этого и нужен экран. В качестве примера помните скандал когда матрасный "шатлл" над Балхашем попал под излучение. Как говорится:"любопытной Варваре нос прищемили".
  7. Evgeny_Lev 28 января 2015 12:05
    Друзья, не забываем, что БПЛА подобного класса это скорее полицейские нежели армия
  8. Lagrangia 28 января 2015 14:16
    Цитата: Господь Гнева
    Американцы сами себя обманули. Попытки сделать БПЛА под B2 ни к чему хорошему не приведут. У В2 "нелетающий" аэроплан, и без помощи компьютера он летать не может. На работу БПЛА по такой же схеме, несмотря на роботизированность, скажется задержка в передаче сигнала от оператора

    Су 27 тоже не может летать без помощи компьютера. Значит, су 27 плохой?
  9. Johnny Dollar 29 января 2015 13:42
    дорого это все для России...
    Johnny Dollar
  10. arslan23 29 января 2015 13:53
    Почему делают в основном бомберы? А как же беспилотные истребители? Или это слишком сложно? Представте истрибитель которому пофиг все перегрузки.
  11. Лт. запаса ВВС 30 января 2015 19:45
    Цитата: пацантрэ
    У нас уже отставание лет в 10.

    Интересно в чём именно отставание? БПЛА это прежде всего датчики, радары, рэб. В этом мы не уступаем штатам, а создать дистанционно управляемый самолёт много ума не надо, в конце концов создали же полностью автономный буран, а тут автономности не требуется, ввиду дистанционного управления.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня