Внутренние резервы против внешних вызовов

14


В трудной ситуации, сложившейся в российской экономике1, обремененной внешними факторами, такими, как падение мировых цен на нефть и санкции, особое значение приобретают мнения экспертов, имеющих опыт прохождения через кризисные периоды. Именно таким экспертом и является Евгений Примаков – ученый и политик, экономист и дипломат, журналист и разведчик, человек неимоверной жизненной силы, который и после своего 85-летнего юбилея остается одной их самых влиятельных фигур в общественно-политических кругах и в России, и в мире.

Свою позицию по ключевым экономическим и политическим вопросам Евгений Примаков высказал 13 января в Москве на заседании «Меркурий-клуба», президентом которого он является. Клуб создан в 2002 году по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ, которую в тот период (2001-20011 гг.) как раз и возглавлял Евгений Примаков. «Эксперт Северо-Запад» принял участие в заседании «Меркурий-клуба» и узнал, какие, по мнению его президента, меры в экономике и политике (внешней и внутренней) не позволят России стать жертвой кризисной ситуации, а, напротив, дадут шанс эффективно ей воспользоваться.

– Какой стратегический выход предполагается для преодоления тяжелой полосы в развитии нашей экономики?

– Многие, в том числе правительственные деятели, считают, что нужно дождаться лучших времен и набраться терпения. Гораздо ближе мне (да, очевидно, и большинству россиян) заявление Президента РФ Владимира Путина в его ежегодном послании Федеральному Собранию: «Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали, – это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза ее безопасности». В этих словах – суть необходимых изменений в развитии экономики России.

К тому же не приходится ожидать скорых внешнеэкономических сдвигов, благоприятствующих нашей стране. Вряд ли произойдет в близлежащем времени отмена санкций. Уповать на заявления ряда политических деятелей и представителей европейского бизнеса, высказывающихся против антироссийских санкций, не- реалистично. Европа сейчас не в том положении, чтобы пойти наперекор позиции США. Экономика ЕС балансирует на грани рецессии и слишком зависима от американского рынка, показателем развития которого является рост ВВП США в 2014 году на 5%. Не последнюю роль играет и антироссийский настрой наднациональных структур Европейского союза.

Что касается снижения мировых цен на нефть, то это тоже не быстро проходящее явление. Нужно серьезно относиться к тому, что США, оставаясь пока нетто-импортером нефти, увеличили ее добычу, почти достигнув уровня России. Можно констатировать также, что ОПЕК уже не является регулятором квот на добычу нефти и, следовательно, не влияет, как прежде, на динамику мировых цен. Сплоченность стран-участниц этой организации осталась в прошлом. Нельзя пройти мимо и того, что прогнозируется относительно невысокий уровень среднего роста мировой экономики.

Конечно, изменения внешнеэкономической для России обстановки в ее пользу – даже небольшие – нужно приветствовать и использовать. Незыблемым сохраняется курс, исключающий самоизоляцию нашей страны, в том числе в экономической области. Мы заинтересованы в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для России является опора в первую очередь на наши внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики.

– По словам Владимира Путина, по худшему сценарию выход России из тяжелой экономической полосы произойдет в течение не более двух лет...

– Да, но это время обязательно должно быть наполнено нашей активностью в первую очередь для диверсификации экономики. Иными словами, поворот от ее сырьевой направленности к развитию обрабатывающей наукоемкой промышленности. Этому должно служить и импортозамещение11. Мы пропустили много лет, четверть века, когда эта задача могла бы решаться. Но давайте не сосредотачиваться на критике прошлого, а обратим свой взор в будущее, на определение экономического маневра выхода из тяжелой экономической полосы.

Не буду останавливаться на конкретных предложениях Путина для исполнения правительством такого маневра. Однако, несмотря на привычно общие задания министерствам и ведомствам, нет оснований говорить о готовности исполнительной власти предложить обоснованный, базирующийся на конкретно намечаемых действиях проект разворота страны к диверсификации экономики и ее росту на этой основе.

А что это значит в нашей действительности? Если даже в массе своей мы понимаем, что нужно что-то делать, но что именно? Просто добросовестно трудиться на своем рабочем месте? Да, это необходимо. Но не менее необходимо знать, во имя чего трудиться. Такого, к сожалению, не происходит. Переход к чисто денежной мотивации труда не должен вытравлять из нашей жизни идею.

Медлительность правительства в принятии магистральных решений или простое созерцание того, что происходит, подчас объясняют тем, что изменение структуры экономики может нанести серьезный удар по бюджету, так как половина его доходов ныне имеет своим источником ТЭК. Между тем следует иметь в виду, что на большинстве месторождений приемлемую доходность уже обеспечивает цена 60 долларов. «Лукойл» заявил, что на месторождениях Западной Сибири добыча рентабельна даже при 25 долларах. Однако для трудноизвлекаемой нефти ситуация сложнее. На арктическом шельфе рентабельность добычи обеспечивается только при цене 100-120 долларов за баррель. Стоит ли нам в таких условиях форсировать добычу на шельфе Ледового океана? Почему при всей важности этого региона для России не сделать паузу в освоении арктических нефтегазовых месторождений? Такую паузу уже сделали некоторые наши конкуренты. США пробурили последнюю скважину на арктическом шельфе в 2003-м, Канада – в 2005 году.

При такой паузе никто не противодействует, а напротив, поощряет рост добычи нефти и газа в Восточной Сибири, в других регионах страны. Речь идет не об этом, а об изменении структуры экономики, что вытащит Россию из прямой зависимости от сырьевого экспорта и позволит убыстрить технико-технологический прогресс. Для этого далеко не обязательно сокращать добычу и экспорт сырья. Но значительная часть доходов от сырьевого экспорта должна направляться на развитие российской экономики в целом, естественно, не забывая о социальных и других потребностях страны.

Другим «доводом» в пользу отсутствия или во всяком случае медлительных действий правительства по использованию всех ресурсов для роста экономики приводится озабоченность финансовым состоянием нашей страны, что проявляется в проблемах с курсом рубля. Конечно, финансовая стабильность должна оставаться в центре внимания. Но главная проблема в том, чтобы финансовая консолидация служила экономическому росту, а, как показывает практика, этого не происходит, так как не обеспечено кредитование реального сектора экономики. Более того, как хирургическую меру можно расценивать доведение ключевой ставки Центрального банка до 17%. Но такое хирургическое вмешательство должно быть строго ограничено во времени. Никаких выводов о сроках предпринятой меры от ЦБ или правительства мы не знаем.

– Что может стать основой для перехода к диверсификации российской экономики?

– Одной из основных таких составляющих является эффективная экономическая децентрализация. Этому я посвятил свое выступление 19 мая прошлого года на заседании «Меркурий-клуба». Тогда подчеркивалось, что мы недооцениваем значение оптимизации отношений по линии центр-регионы. Такое положение в принципе сохраняется. Однако вряд ли можно выправить экономическое состояние России без децентрализации в этой области.

Значение оптимизаций отношений центра с субъектами РФ возрастает и на фоне событий на Украине. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое.

Начну с вопроса: были ли позитивные сдвиги в бюджетном федерализме в 2014 году? Правительство еще в 2013 году заявило об отказе от перераспределения доходов в пользу субъектов федерации, несмотря на то что на практике мы явно отошли и продолжаем отходить от бюджетного кодекса 1998 года, определившего раздел федерального бюджета между центром и субъектами федерации 50 на 50 процентов. По мнению, высказанному председателем правительства, изменений консолидированного бюджета в пользу субъектов федерации можно ожидать не раньше середины 2020-х годов, то есть с окончанием модификации российских вооруженных сил. От такой перспективы, по сути, отказался Владимир Путин, по словам которого с нынешнего 2015 года запускается программа компенсации расходов субъектов федерации на создание индустриальных парков. Это решение исключительно важно для развития собственного промышленного потенциала регионов. Но дело, конечно же, упирается и в реальное выделение средств центром, и в способность регионов их использовать по назначению. Финансовая помощь и поддержка из центра должны идти параллельно региональным мерам по привлечению инвесторов, создания для них привлекательных условий. Есть вполне успешные в этом плане регионы. Но их практика привлечения инвесторов должна распространяться быстрее. Этого пока мы не наблюдаем.

Трудно игнорировать тот факт, что большинство субъектов федерации и муниципалитетов могут выполнить свою роль в социально-экономическом развитии России лишь тогда, когда достигнут финансовой достаточности. Сохраняет свое особое значение реализация планов, намеченных в предвыборных статьях президента, включая увеличение зарплат врачей, учителей, работников культуры. Однако, как известно, правительство решило переложить решение этой задачи на плечи субъектов федерации не только без адекватного финансирования из федерального бюджета, но и без учета реальных возможностей преобладающего большинства регионов. Можно считать, что в прошлом году правительство от этой линии не отошло.

Хотелось бы подчеркнуть, что отход от бухгалтерской позиции в отношении регионов не означает отрицания необходимости жесткого контроля за расходами региональных и местных бюджетов, пресечения коррупционной практики, развивающейся на местах. Но это следовало бы делать, опираясь на здоровые элементы в субъектах, а не путем подмены децентрализации установлением жесткого управления над осуществляемыми проектами на территории регионов. По сути, такой вывод, предлагаемый рядом экспертов, лишает регионы их суверенных прав.

В этой связи вспоминаю, что на заседаниях правительства, которое я возглавлял, предлагалось, чтобы до дотационных субъектов доводилось, скажем, на период между выборами властей фиксированная ставка на пополнение федерального бюджета. Размеры ставки предусматривались в виде разницы между трансфертами из центра и налоговыми отчислениями регионов в федеральный бюджет. Разница определялась как средняя за предшествовавший межвыборный срок. Все заработанные и собранные сверх этого средства предполагалось оставлять в распоряжение регионов. Эту схему, которая могла бы ограничить и субъективизм центра, и лоббирование регионов, поддержал в беседах со мной целый ряд губернаторов. Из их высказываний следовало, что внедрение такой схемы создаст серьезный стимул для увеличения сборов налогов и, в конечном счете, стимулирования социально-экономического развития регионов.

– А какие драйверы есть помимо бюджетного федерализма?

– Большую роль в федеральном строительстве призваны сыграть также территории опережающего развития. Такие территории обозначены. Нам известна их экономическая и стратегическая роль. Но это не означает, что планы, обеспечивающие более быстрое развитие таких территорий, уже претворялись в жизнь в полной мере в 2014 году. Как известно, президент Путин назвал опережающее освоение Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но и сейчас эта задача решается не комплексно, звучит немало критики такого положения, следуют и кадровые изменения, но воз, как говорится, и ныне там. Вспоминаю заявление вновь назначенного руководителя Минвостокразвития о том, что уже существует 16 крупных, вполне проработанных проектов, готовых к исполнению. Но это произойдет в том случае, если правительство даст под инфраструктуру средства из федеральной целевой программы. Многие сочли, что наконец-то происходит переход от концепций, планов, слов к реальным действиям. Но после объявления о переходе к конкретным проектам мы ничего о них уже не слышим.

Жизнь выдвигает требования изменить положение местного самоуправления. Для этого нужно четко определить его организационные и финансовые основы, распределить полномочия и финансовые ресурсы между местным самоуправлением и регионом. В России более чем 22 тысячи муниципальных образований – от крупного города до небольшого сельского поселения. Весьма важен отказ российского руководства от универсального подхода с определением тех социально-экономических функций, которые закрепляются за муниципалитетами. Это особенно относится к сельским поселениям, местные власти в которых практически не дееспособны.

Ко всему этому можно добавить и продолжающиеся в 2014 году конфликты между главами субъектов федерации и мерами крупных городов – центров таких регионов. По всей видимости, они имеют не только субъективный, но и объективный характер. Это не означает, что не следует предпринимать главным образом законодательные меры для их смягчения. В США, например, наряду с распределением функций между различными этажами власти обозначаются и совместные функции. К ним относятся налогообложение, регламентация деятельности корпораций, обеспечение благосостояния населения. К штатам отнесены такие функции, как здравоохранение и социальное обеспечение, высшее образование на уровне штата, регулирование деятельности малого бизнеса, разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и другие. Что касается местных органов власти, то они отвечают за начальное и среднее образование, местную полицию и пожарную охрану, муниципальный транспорт, городские налоги, строительство и поддержание дорог на своих территориях, общественные работы и социальное обеспечение населения. Важно отметить, что в США законодательно предусматриваются зоны, в которых федеральный центр, штаты и местные органы власти могут договариваться о перераспределении полномочий сторон.

Наша практика в отношении местных органов власти имеет свою специфику, вместе с тем необходимо ознакомиться с опытом федерального бюджетного строительства в других странах.

– Как с международной обстановкой?

– Не хотел бы повторять все, что мною уже было сказано. Но мог бы выделить некоторые моменты, по которым в 2014 году проявились одиозные мнения некоторых политиков или экспертов. Пусть это и одиночки, но их слова становятся через наши СМИ достоянием общественности.

Итак, можно ли по-прежнему говорить о российской заинтересованности в том, чтобы юго-восток оставался частью Украины? Отвечаю: считаю, что нужно. Только на такой основе можно достичь урегулирования украинского кризиса. Другой вопрос: следует ли включать в число «уступок» США и их союзникам в Европе отказ от воссоединения Крыма и Севастополя с Россией? Отвечаю: нет, это не должно быть разменной монетой в переговорах.

Следующий вопрос: в условиях несоблюдения минских соглашений может ли Россия в крайней ситуации ввести свои регулярные воинские части в помощь ополченцам? Отвечаю: категорически нет. Если бы такое случилось, это было бы выгодно США, которые использовали бы такую ситуацию, чтобы держать под собой Европу на целый век. Вместе с тем такая позиция с нашей стороны не означает отказа от поддержки ополченцев, которые добиваются учета особенностей юго-востока Украины в структуре украинского государства.

Можно ли говорить о переориентации России на Восток? Отвечаю: это не так. Россия хотела бы нормализовать отношения с США и Европой, но игнорировать быстровозрастаемое значение Китая и других стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, было бы неразумно. Нас часто запугивают тем, что нам грозит стать сырьевым придатком Китая. Россия уже в силу своих возможностей никогда ничьим сырьевым придатком быть не может и не будет.

И, наконец, еще один немаловажный вопрос: должна ли Россия держать дверь открытой для совместных действий с США и их натовских союзников в том случае, если эти действия направлены против настоящих угроз человечеству – терроризма, наркоторговли, раздувания конфликтных ситуаций и так далее. Несомненно, должна. Без этого, не говоря уже о заинтересованности россиян в ликвидации опасных международных явлений, мы потеряем свою страну как великую державу. Россия в таком случае не сможет занимать одно из главных мест среди тех государств, которые готовы пользоваться поддержкой России, но с учетом и ее собственных интересов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ибрагим Боташев
    +4
    29 января 2015 14:06
    Слушайте, наивно полагать, что НАТО и США будут бороться с терроризмом.США и НАТО и есть главные террористы. НАТО- национальная террористическая организация. США-собрат шальным аморалам.
    1. +2
      29 января 2015 14:35
      Цитата: Ибрагим Боташев
      Слушайте, наивно полагать, что НАТО и США будут бороться с терроризмом.США и НАТО и есть главные террористы. НАТО- национальная террористическая организация. США-собрат шальным аморалам.


      Согласен!.. и еще называть сырьевым придатком страну, которая противостоит этому злу (самым развитым странам мира) мягко говоря странно, сырьевой придаток это Аравия которая влияет только на цены сырья, но ни как не Россия-которая влияет на все!
  2. 0
    29 января 2015 14:07
    Очень умный,мудрый человек.Главное чтоб книму прислушались.
  3. +2
    29 января 2015 14:11
    Итак, можно ли по-прежнему говорить о российской заинтересованности в том, чтобы юго-восток оставался частью Украины? Отвечаю: считаю, что нужно. Только на такой основе можно достичь урегулирования украинского кризиса. Другой вопрос: следует ли включать в число «уступок» США и их союзникам в Европе отказ от воссоединения Крыма и Севастополя с Россией? Отвечаю: нет, это не должно быть разменной монетой в переговорах
    what при всём уважении к Примакову,но в таком случае, у нас будет масса проблем с Крымом,что то не хочется что юго-восток был не наш. recourse
    1. +1
      29 января 2015 14:44
      А если наоборот: остальная часть украины стала бы частью Новороссии?
      Альтернатива, так сказать, взгляд с другой стороны...
  4. +3
    29 января 2015 14:11
    Молодец Евгений Максимыч! Вот кого слушать надо, а не всяких там кудриных.
  5. +3
    29 января 2015 14:13
    Дай бог долгих лет этому человеку. Его вклад в выход из кризиса 98 огромен!
  6. +3
    29 января 2015 14:15
    К сожалению не слышит это правительство мудрого человека и не услышит. Тысчу первый раз пишу- гнать в шею, поганой метлой этот кабинет. Только так можно исправить положение.
  7. Иван 63
    +7
    29 января 2015 14:19
    Прочитал, поставил "минус", пожалуй в первый раз. Мне показалось, что Примаков все еще находится в самолете и никак не решится на крутой разворот: может думает - топлива не хватит, а может - в экипаж не верит, не знаю, но его настрой меня не радует.
  8. +9
    29 января 2015 14:23
    Единственное "маленькое" расхождение в том, что Правительство РФ уже обнародовала "антикризисный план", где есть такая замечательная фраза:
    "Правительство Российской Федерации рассчитывает, что
    постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые
    совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на
    валютном рынке и создать условия для существенного снижения
    номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования".
    Великолепно так, что хочется перебить все наше правительство во главе с Димой.
    Может, конечно, я обыватель и , а там, "наверху", сидят мудрые и дальновидные, но объясните мне, дураку, только одно.
    А если мировые сырьевые рынки (читай цена на нефть и газ) будут искуственно дестабилизироваться (что скорее всего очевидно), весь НАШ план накроется женским детородным органом?????!!!??????
    1. +5
      29 января 2015 15:08
      Я не *всёпропальщик*,но в данном случае согласен с Вами.Похоже на то, что сидят и ждут,когда всё само собой стабилизируется.Эх,РОССИЯ-МАТУШКА,когда же ты избавишься от этих либерастов. Мне кажется,что это не тот случай,когда лошадей на переправе не меняют.Не упустить бы время.Прозрение может быть плачевным.
      1. +4
        29 января 2015 16:23
        Согласен, с нынешним правительством нам туго придется
  9. +8
    29 января 2015 14:28
    ледующий вопрос: в условиях несоблюдения минских соглашений может ли Россия в крайней ситуации ввести свои регулярные воинские части в помощь ополченцам? Отвечаю: категорически нет. Если бы такое случилось, это было бы выгодно США, которые использовали бы такую ситуацию, чтобы держать под собой Европу на целый век. Вместе с тем такая позиция с нашей стороны не означает отказа от поддержки ополченцев, которые добиваются учета особенностей юго-востока Украины в структуре украинского государства.
    Хватит выдавать желание олигархов сохранить власть и бабло, за интересы России на Юго-Востоке и спекулировать на желании жителей Донбасса.После всего того,что произошло, жители Донбасса в массе своей не хотят оставаться в составе Украины. Больше этого,Донбасс несется на всех порах в состав России.И если честно нам плевать хотят ли российские власти включать Донбасс в состав России.Мы вернемся сами.Мы Русские,которые возвращаются домой.Не стой между русским и его домом! Те кто не позволяют войти Донбассу в состав России будут снесены.Русский народ всегда объединяется,кто-бы ему не мешал.Внешние враги или внутренние.
    сами вы **мат мат мат**** живите в составе Украины.
    Кремлевские власти помните о том,что мы не забыли,кто передал Донбасс Украине в 1921 году,кто передал Крым Украине в 1954 году и кто отказался от Донбасса и Крыма в 1991. Хватит лгать! Жители Донбасса не хотят жить в составе Украины!Потому-что мы знаем,что мы Русские и нас Русских хотят уничтожить и уже уничтожают!
    пысы:
    кто из жителей Ленинграда мечтал в 1944 году жить в составе Великой Германии???

    при всем моем уважении к Примакову,тут он соврал! Я в этом уверен. Соврал,чтобы не пугать Запад!
  10. TribunS
    +6
    29 января 2015 14:28
    Не понравилось мнение Примакова по Донбассу: "Итак, можно ли по-прежнему говорить о российской заинтересованности в том, чтобы юго-восток оставался частью Украины? Отвечаю: считаю, что нужно"...
    Неужели Евгений Максимович верит, что "сдав" Новороссию, мы "замиримся" со "свидомыми" Украины...
    На наш взгляд "не замиримся", ибо после уступки по Донбассу от них следует ждать претензий к нам по Крыму... И никто не отобьет у них желания затащить к нам свой майдан и войну...
  11. 0
    29 января 2015 14:29
    Евгений Максимович прав-работать надо каждому на своем месте,а не ждать "манны небесной".И по-меньше бла-бла!
  12. +1
    29 января 2015 14:38
    А если мировые сырьевые рынки (читай цена на нефть и газ) будут искуственно дестабилизироваться (что скорее всего очевидно), весь НАШ план накроется женским детородным органом?????!!!??????[/quote]
    Так и будет.И если мы обыватели это понимаем,то неужели Там до них никак не допрёт?
  13. +1
    29 января 2015 14:54
    Евгений Максимович,Евгений Максимович...Вступить в нормальные "незамутнённые" недавними и текущими событиями межгосударственные отношения с украиной?с неонацистским, русофобским государством? Кто из действующих политиков на это решится? может Кадыров - он не русский...особенно после того, как на него завели "дело" в украине за его заявления против поддержки терроризма (и конкретного недавнего теракта в Чечне)? ну вот невыразимо сильно сомневаюсь (а что, есть кто-то, кто думает иначе?).
    ...Даже из "либералов" сейчас, да и в обозримом будущем, никто на это не отважится!...
  14. +2
    29 января 2015 15:48
    Знаете, абсолютно не важно, что мы будем у себя "диверсифицировать", развивать и пр. Не будет никакого результата , пока не будет конкретно поставленной государством цели. Без ЦЕЛИ - все разговоры об экономике, об обороне и о выживаемости страны, наконец, - пустая болтовня. Нет государственного заказа (в самом большом смысле слова "ЗАКАЗ") - нет понимания общества, бизнеса, что собственно делать, куда идти.
    Главная проблема - мы ни к чему не движемся. (Раньше хоть коммунизм строили). Нет идеологии как нет идеалов.
  15. виктор п
    0
    29 января 2015 17:51
    Примаков умный дядька,но ...
    Там правят бал другие , все приносится в жертву опк , на его основе и строится новая модель развития реальной экономики. У ВВП в этом секторе есть вменяемая команда и понимание сути вопроса .
  16. +1
    29 января 2015 19:22
    значительная часть доходов от сырьевого экспорта должна направляться на развитие российской экономики в целом, естественно, не забывая о социальных и других потребностях страны.
    Как это?! А на что мы будем покупать долговые обязательства ФРС?!.. wassat
    Уважаю Примакова, но в нескольких моментах не согласен:
    в условиях несоблюдения минских соглашений может ли Россия в крайней ситуации ввести свои регулярные воинские части в помощь ополченцам? Отвечаю: категорически нет. Если бы такое случилось, это было бы выгодно США, которые использовали бы такую ситуацию, чтобы держать под собой Европу на целый век.
    Пупок у них - америкосов - развяжется! Европа неоднородна, да и 100 лет - их еще прожить надо! Америкосам немного осталось.
    должна ли Россия держать дверь открытой для совместных действий с США и их натовских союзников в том случае, если эти действия направлены против настоящих угроз человечеству – терроризма, наркоторговли, раздувания конфликтных ситуаций и так далее. Несомненно, должна. Без этого, не говоря уже о заинтересованности россиян в ликвидации опасных международных явлений, мы потеряем свою страну как великую державу
    Как можно вообще в таких вопросах иметь дело с США, если они САМИ активно поддерживают терроризм, и развивают накоторговлю?! Единственное, для чего они могут использовать Россию - это для решения силовых вопросов руками наших солдат! При этом дивиденды получать будут, естественно, америкосы.. Не-ет, г-н Примаков, сегодня пора менять приоритеты во внешней политике! Тогда и будет Россия Великой державой, когда с ее мнением станут считаться - а для этого нам надо быть сильными, и не бояться эту силу показывать.
    Ничто не доводит твою точку зрения так быстро и эффективно, как добрая зуботычина yes

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»