Military Review

Explosions in orbit

13
24 January 1978, the satellite "Cosmos-954", owned by the USSR and having a nuclear power plant on board, collapsed in the Earth's atmosphere. Its fragments fell over the northern part of Canada. The incident caused a serious international scandal, but this case was not the first and far from the last in world practice. A number of such "tricks" thrown out and the United States. In addition to incidents with "nuclear satellites", both superpowers in the 20th century managed to conduct a series of nuclear tests in space.


Nuclear explosions in space

Some of the most significant and numerous actions that jeopardized not only the environmental safety on the planet, but also the safety of space programs, are inextricably linked with the attempts to develop an anti-satellite weapons. The first to go this way the Americans. 27 August 1958 for the first time in stories US fired a cosmic nuclear explosion. At an altitude of 161 km, a nuclear charge of 1,7 kt was detonated. The charge was delivered to this height with the X-17A rocket, which was launched from the board of the American warship AVM-1 Norton Sound.

Even then it became obvious that such a small nuclear charge is not able to pose a significant threat to satellites. For defeat required precision guidance, which the United States at that time simply did not have. Therefore, the obvious solution was to increase the power of used combat units and launching rockets higher and higher. The record in this series of tests, which received the code name Argus, was an explosion that was carried out at an altitude of approximately 750 km. The result achieved with this is the formation of narrow artificial radiation belts around our planet.

Explosions in orbit


The explosions in space could go on and on, but they were temporarily suspended by a moratorium on nuclear testing. True, it did not last long. Here the first "expressed" the USSR. In order to study the effect of nuclear explosions in space on the work of the electronic equipment of the missile defense system, a series of nuclear tests was conducted. Since October 27 1961 from the Kapustin Yar test site, two launches of P-12 ballistic missiles carrying charges of 1,2 kt were carried out. These missiles exploded over the Sary-Shagan test site at altitudes of 150 and 300 km, respectively.

The response of the US military in the form of the Starfish Prime project implementation can be without exaggeration attributed to the actions of an “elephant in a china shop”. 9 July 1962, at an altitude of about 400 km, was carried out the most powerful explosion in space, the power of the used thermonuclear Thor missile warhead was 1,4 Mt. The rocket was launched from the atoll of Johnson.

The almost complete absence of air at such an altitude of charge detonation prevented the emergence of a nuclear mushroom that was customary during such explosions. However, no less interesting effects were observed. For example, in Hawaii, at a distance of 1500 km from the epicenter of the explosion, street lighting was disrupted by a powerful electromagnetic pulse (about 300 street lights failed, but not all), in addition, radio receivers, televisions and other electronics were out of order. At the same time in the sky in the region of testing more than 7 minutes it was possible to observe the strongest glow. The glow was so powerful that it was able to be captured on film even from Samoa, which was located at a distance of 3200 km from the epicenter of the explosion. The glow from the flare could also be observed from the territory of New Zealand at a distance of 7000 km from the epicenter of the explosion.

The glow observed from Honolulu during Starfish Prime trials


A powerful explosion also affected the work of spacecraft in earth orbit. So, satellite 3 were immediately disabled by the resulting electromagnetic pulse. The charged particles that were formed as a result of the explosion were captured by the magnetosphere of our planet, as a result of which their concentration in the radiation belt of the planet grew by about 2-3 order. The impact of the resulting radiation belt caused a very rapid degradation of electronics and solar cells from 7 satellites, including Telestar-1, the first commercial telecommunications satellite. In total, as a result of this explosion, a third of all spacecraft that were in low near-earth orbits were destroyed during the explosion.

The radiation belt formed as a result of the implementation of the Starfish Prime project caused the countries to adjust the parameters of manned launches within the Rise and Mercury programs for two years. If we talk about achieving the main goal of the experiment, then this goal was more than fulfilled. A third of the satellites available at that time, located in low-Earth orbit, both American and Soviet, were decommissioned. The result was the recognition that such an indiscriminate means of defeat could cause significant damage to the states themselves.

The explosion provoked a very loud political scandal drowned out by the Caribbean crisis. In the end, a moratorium on nuclear explosions in space was introduced in the world. In total, during the 1950-60 period, the United States managed to conduct 9 of such nuclear tests, in the Soviet Union - 5 tests.

View of the glow from the aircraft KC-135


Reactor from the sky

Quite serious international scandals were brought not only by nuclear tests in outer space, but also by accidents that posed a threat not only to the environment, but also to citizens of any country who could be in the wrong place at the wrong time. Since the beginning of 1970, the USSR has been developing and deploying a maritime space reconnaissance and target designation system, dubbed “Legend”. This system consisted of two groups of satellites - active and passive reconnaissance. For the normal functioning of active reconnaissance, constant high power supply was required.

In this regard, the satellites decided to install airborne nuclear power reactors. At the same time, the resource of one such satellite was estimated at 1080 hours, which was determined by quite frequent correction of the satellite position in orbit and the development of fuel reserves. At the same time, the onboard reactor continued its work. In order not to dump such “gifts” to the Earth, the satellites brought to the so-called “burial orbit” at an altitude of about 1000 km. According to calculations, satellites should be in the orbit of the order of 250 years.

At the same time, the operation of such satellites was often accompanied by abnormal situations. So, in January 1978, the Kosmos-954 reconnaissance satellite, equipped with an onboard reactor, completely failed and became uncontrollable. Attempts to regain control of it and bring it into "burial orbit" led nowhere. Began the process of uncontrolled reduction of the spacecraft. The satellite became known to the NORAD North American Air Defense Joint Command. Over time, information about the threat posed by the “Russian satellite-killer” was leaked to the Western press. All with horror began to wonder where exactly this “gift” would fall to the ground.

24 January 1978, the Soviet reconnaissance satellite collapsed over the territory of Canada, and its radioactive debris fell over the province of Alberta, which was sparsely populated. In total, Canadians discovered about 100 fragments of a total weight of 65 kg in the form of disks, rods, tubes, and smaller parts; some of the radioactivity was 200 X-rays / hour. By happy coincidence, none of the local residents was hurt, as they practically did not exist in this region. Despite the slight radioactive contamination found on Earth, the USSR was forced to pay Canada compensation.

satellite "Cosmos-954"


At the same time, as soon as it became clear that the Soviet reconnaissance satellite would fall in North America, the headquarters of the CIA began an active study of the operation under the code name "Morning Light". The American side was interested in any data related to a secret Soviet satellite - design solutions, materials used, data transmission and processing systems, etc.

They led the operation in Langley, but representatives of the American took an active part in it. naval intelligence, units of the Department of Defense of Canada, employees of the US Department of Energy. Fortunately, the Canadian and American cities were not threatened by a radiation disaster, for this reason the special services of the two countries worked in a fairly calm environment. They stayed in the Canadian tundra until October 1978, after which, having collected everything they could find on the spot, they returned back.

After the Canadian territory was “cleared” of radioactive debris, Pierre Trudeau, who holds the post of prime minister of the country, billed the Soviet side for the work on decontamination of the area - 15 million dollars. The Navy of the USSR, to which the satellite that fell in Canada belonged, had to pay the bill. However, the financial wrangling of the two countries dragged on for a long time and ended up with the fact that the Soviet Union did partially pay the invoice. It is still unknown exactly what amount transferred to Canadians, the numbers range from 3 to 7,5 million dollars.

In any case, neither the Canadians nor the Americans did not remain in debt. All fragments of a secret military satellite collected on the ground fell into their hands. Although the main value were only remnants of semiconductor batteries and beryllium reflector. In all likelihood, it was the most expensive radioactive trash in human history. As a result of an international scandal that broke out after the fall of the satellite, the USSR suspended the launches of such vehicles for three years, working to improve their security.

Accidents involving satellites with a nuclear power plant on board

21 April 1964 failed to launch the US-owned Transit-5В navigation satellite. The satellite was equipped with SNAP-9A nuclear power plant. This installation contained 950 grams of radioactive plutonium-238, which was dispersed in the Earth’s atmosphere as a result of the accident. This accident has caused an increase in the level of natural background radiation throughout our planet.

18 May 1968 of the year at the launch site crashed an American carrier rocket, Tor-Agena-D. ” This rocket was to put into orbit of the Earth a new meteorological satellite "Nimbus-V", equipped with a nuclear power plant SNAP-19B2. Happiness was the fact that the design of the device has shown the proper strength. The satellite withstood all peripetias of flight and did not collapse. Later, he was caught by the US Navy, radioactive contamination of the oceans is not followed.

25 April 1973 failed to launch the next reconnaissance satellite equipped with a nuclear power plant and owned by the USSR. Due to the failure of the pre-razgona engine, the satellite was not placed into the calculated launch orbit, and the nuclear installation of the device fell into the Pacific Ocean.



12 December 1975 almost immediately after it reached Earth orbit, the orientation system of another Soviet Kosmos-785 reconnaissance satellite equipped with a nuclear power plant broke down. The chaotic movements of the satellite in orbit began, which could cause its subsequent fall to Earth. Understanding this, the reactor core was urgently separated from the satellite and transferred to the “burial” orbit, where it is located at present.

24 January 1978 in the north-western regions of Canada fell fragments of the Soviet reconnaissance satellite "Kosmos-954", equipped with a nuclear power plant. When the satellite passed through the dense layers of the earth’s atmosphere, it collapsed; as a result, only its fragments reached the earth’s surface. At the same time, minor radioactive contamination of the surface was recorded, which, as mentioned above, led to a serious international scandal.

28 on April 1981 of the year on another reconnaissance Soviet satellite "Kosmos-1266", which has a nuclear power plant, a malfunction of onboard equipment occurred. On an emergency basis, the reactor compartment was separated from the satellite, which was “abandoned” into the “burial” orbit.

February 7 In the desert regions of the South Atlantic, another Soviet reconnaissance satellite, Kosmos-1983, also equipped with a nuclear power plant, fell. The modifications made to its design, which were based on previous accidents, made it possible to separate the active zone from the heat-resistant reactor vessel and prevent a compact fall of satellite fragments to Earth. However, as a result of this accident, an insignificant increase in the natural background radiation was recorded.

In April, the 1988 of the year went out of control next Soviet reconnaissance satellite "Kosmos-1900", which has a nuclear power plant. The spacecraft slowly lost height, approaching the earth's surface. To monitor the position of the Soviet satellite were connected to the US space control service. Only 30 of September 1988 of the year a few days before the satellite could enter the Earth’s atmosphere, its protective system turned on, and the spacecraft was placed into a safe stationary orbit.

Information sources:
http://svpressa.ru/post/article/110844/?rintr=1
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_04.html
http://ru.pokerstrategy.com/forum/thread.php?threadid=847864
Author:
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. corporal
    corporal 29 January 2015 06: 58 New
    12
    Our descendants will remember us with a three-story "kind word" when they clean the orbit of our debris. (And the ocean floor too)
    1. Banshee
      Banshee 29 January 2015 08: 15 New
      19
      But not weakly rise on the surrender of the cosmic nonferrous.
      And the ocean is a pity, yes.

      Let it be better for Canada.
      1. corporal
        corporal 29 January 2015 08: 45 New
        +2
        Quote: Banshee
        But not weakly rise on the surrender of the cosmic nonferrous.

        + laughing wassat
    2. Oznob
      Oznob 3 February 2015 16: 46 New
      0
      The main thing is that these descendants will be, and without this, our garbage could be and we would not be there anymore.
  2. Nitarius
    Nitarius 29 January 2015 09: 08 New
    +1
    nothing wrong!
    Both materials were taken from the earth ... and fell there!
    The only TIME - when it becomes worthless, is a pity!
    1. military
      military 29 January 2015 16: 50 New
      +3
      Quote: Nitarius
      nothing wrong! Both materials were taken from the earth ... and fell there!

      everything on this planet is "from the earth" ...
      but smelling a rose, nevertheless, is much nicer than a bunch of shit ... laughing
      1. Der grosse
        Der grosse 29 January 2015 22: 12 New
        0
        100% mixed plus you laughing
  3. Rostislav
    Rostislav 29 January 2015 20: 18 New
    +1
    Thanks to the author, a very informative article.
  4. Nonik
    Nonik 29 January 2015 22: 43 New
    0
    And I didn't even know about the "burial orbit" ... Somehow I never even came across this term. It's sad. Now we need to put some railgun into that orbit and shoot these debris into the Sun. This is how I imagine burial in the future.
    1. Ze Kot
      Ze Kot 29 January 2015 23: 12 New
      +1
      So I could never understand why they put burials into orbit, and not send them to the side of the Sun, for example. Fuel is still wasted on engine impulse. Just calculate the trajectory ...
      1. CTABEP
        CTABEP 31 January 2015 21: 17 New
        +1
        Because the fuel in order to completely overcome the Earth's gravity needs many times more than just put into a high orbit.
        1. Ze Kot
          Ze Kot 2 February 2015 19: 58 New
          0
          If the device is put into near-Earth orbit, then it already has at least the first space velocity. And having made a gravitational maneuver, speed can be increased, thereby flying away from the planet.
  5. Old26
    Old26 28 June 2015 17: 53 New
    +1
    Quote: The Cat
    If the device is put into near-Earth orbit, then it already has at least the first space velocity. And having made a gravitational maneuver, speed can be increased, thereby flying away from the planet.

    A gravitational maneuver would take place, as would an increase in speed only if the satellite passed by another planet. It is located in the zone of gravity of the Earth and the orbit would gradually decrease. Cosmos-1266 descended from 260 km of orbit in 2 years. The increase in speed from 1 space to 2 on those fuel reserves that were on the satellite could not be obtained

Взрывы на орбите

24 января 1978 года спутник «Космос-954», принадлежащий СССР и имеющий на борту ядерную энергетическую установку, разрушился в атмосфере Земли. Его фрагменты упали над северной частью Канады. Происшествие вызвало серьезный международный скандал, но данный случай был не первым и далеко не последним в мировой практике. Некоторое количество подобных «фокусов» выкинули и США. Помимо происшествий с «ядерными спутниками», обе сверхдержавы в XX веке успели провести еще и серии ядерных испытаний в космосе.

Ядерные взрывы в космосе

Одни из самых существенных и многочисленных действий, которые ставили под угрозу не только экологическую безопасность на планете, но и безопасность осуществления космических программ, неразрывно связаны с попытками разработки противоспутникового оружия. Первыми на этот путь вышли американцы. 27 августа 1958 года впервые в истории США произвели космический ядерный взрыв. На высоте 161 км был взорван ядерный заряд мощностью 1,7 кт. Заряд был доставлен на эту высоту с помощью ракеты Х-17А, запуск которой был осуществлен с борта американского военного корабля AVM-1 Norton Sound.


Уже тогда стало очевидно, что столь малый ядерный заряд не в состоянии представлять существенной угрозы для спутников. Для поражения требовалась точность наведения, которой США в тот момент просто не располагали. Поэтому очевидным решением стало увеличение мощности используемых боевых частей и запуск ракет все выше и выше. Рекордным в этой серии испытаний, которые получили кодовое название Argus, стал взрыв, который был произведен на высоте примерно 750 км. Достигнутый при этом результат — образование узких искусственных радиационных поясов вокруг нашей планеты.

Взрывы на орбите


Взрывы в космосе могли продолжиться и дальше, но их временно приостановил мораторий на ядерные испытания. Правда, продлилось его действие недолго. Здесь первым «высказался» уже СССР. С целью изучения влияния ядерных взрывов в космосе на работу электронной аппаратуры системы ПРО была проведена серия ядерных испытаний. Так 27 октября 1961 года с полигона Капустин Яр было проведено два пуска баллистических ракет Р-12, несущих заряды мощностью 1,2 кт. Данные ракеты взорвались над полигоном Сары-Шаган на высотах 150 и 300 км соответственно.

Ответ американских военных в виде реализации проекта Starfish Prime можно без преувеличения отнести к действиям «слона в посудной лавке». 9 июля 1962 года на высоте около 400 км был проведен самый мощный взрыв в космосе, мощность использованной термоядерной боеголовки ракеты «Тор» составляла 1,4 Мт. Ракета была запущена с атолла Джонсон.

Практически полное отсутствие воздуха на такой высоте подрыва заряда воспрепятствовало появлению привычного при таких взрывах ядерного гриба. Однако при этом наблюдались не менее интересные эффекты. Так, на Гавайях на удалении до 1500 км от эпицентра взрыва под воздействием мощного электромагнитного импульса нарушилась работа уличного освещения (вышло из строя примерно 300 уличных фонарей, но не все), помимо этого, из строя вышли радиоприемники, телевизоры и другая электроника. При этом в небе в регионе проведения испытаний более 7 минут можно было наблюдать сильнейшее зарево. Свечение было такой силы, что его удалось заснять на пленку даже с острова Самоа, который находился на удалении в 3200 км от эпицентра взрыва. Зарево от вспышки также можно было наблюдать с территории Новой Зеландии на удалении в 7000 км от эпицентра взрыва.

Взрывы на орбите
Зарево, наблюдаемое из Гонолулу при испытаниях Starfish Prime


Мощный взрыв отразился и на работе космических аппаратов, находящихся на околоземной орбите. Так, 3 спутника были сразу выведены из строя образовавшимся электромагнитным импульсом. Заряженные частицы, которые образовались в результате взрыва, были захвачены магнитосферой нашей планеты, в результате чего их концентрация в радиационном поясе планеты выросла примерно на 2-3 порядка. Воздействие образовавшегося радиационного пояса стало причиной очень быстрой деградации электроники и солнечных батарей еще у 7 спутников, в том числе Телестар-1 — первого коммерческого телекоммуникационного спутника. Всего в общей сложности в результате данного взрыва была выведена из строя треть всех космических аппаратов, находившихся в момент взрыва на низких околоземных орбитах.

Образовавшийся в результате реализации проекта Starfish Prime радиационный пояс стал причиной того, что в течение двух лет странам приходилось корректировать параметры пилотируемых запусков в рамках программ «Восход» и «Меркурий». Если же говорить о достижении главной цели эксперимента, то эта цель была с лихвой перевыполнена. Из строя была выведена треть имеющихся на тот момент спутников, размещенных на низкой околоземной орбите как американских, так и советских. Результатом стало признание того, что столь неизбирательное средство поражение может нанести значительный ущерб самим штатам.

Взрыв спровоцировал очень громкий политический скандал, заглушенный Карибским кризисом. При этом в итоге в мире был введен мораторий на проведение ядерных взрывов в космосе. Всего же в период 1950-60 годов в США успели провести 9 таких ядерных испытаний, в Советском Союзе — 5 испытаний.

Взрывы на орбите
Вид на зарево с борта самолета KC-135


Реактор с неба

К довольно серьезным международным скандалам приводили не только ядерные испытания в космическом пространстве, но и аварии, которые представляли угрозу не только для окружающей среды, но и для граждан какой-либо страны, которые могли оказаться не в том месте и не в то время. С начала 1970-х годов СССР осуществлял разработку и развертывание системы морской космической разведки и целеуказания, получившей название «Легенда». В данную систему входили две группы спутников — активные и пассивные разведчики. Для нормального функционирования активных разведчиков требовалось постоянное электропитание большой мощности.

В этой связи на спутниках было решено установить бортовые энергетические ядерные реакторы. При этом ресурс одного такого спутника оценивался в 1080 часов, что было определено довольно частой коррекцией положения спутника на орбите и выработкой запасов горючего. Бортовой реактор при этом продолжал свою работу. Для того чтобы не сбрасывать такие «подарки» на Землю, спутники выводили на так называемую «орбиту захоронения» на высоте примерно 1000 км. Согласно расчетам, на данной орбите спутники должны находиться порядка 250 лет.

При этом эксплуатация подобных спутников часто сопровождалась нештатными ситуациями. Так, в январе 1978 года разведывательный спутник «Космос-954», оснащенный бортовым реактором, полностью вышел из строя, став неуправляемым. Попытки вернуть контроль над ним и вывести на «орбиту захоронения» ни к чему не привели. Начался процесс неконтролируемого снижения космического аппарата. О спутнике стало известно Объединенному командованию ПВО Североамериканского континента NORAD. Со временем информация об угрозе, которую таил «русский спутник-убийца» просочилась в западную прессу. Все с ужасом стали гадать, где же именно упадет на землю этот «подарок».

24 января 1978 года советский разведывательный спутник разрушился над территорией Канады, а его радиоактивные обломки упали над провинцией Альберта, которая была малозаселена. Всего канадцами было обнаружено порядка 100 фрагментов общей массой 65 кг в виде дисков, стержней, трубок и более мелких деталей, радиоактивность некоторых составляла 200 рентген/час. По счастливой случайности никто из местных жителей не пострадал, так как в этом регионе их практически и не было. Несмотря на незначительное радиоактивное загрязнение, обнаруженное на Земле, СССР был вынужден выплатить Канаде денежную компенсацию.

Взрывы на орбите
спутник «Космос-954»


При этом, как только стало понятно, что советский разведывательный спутник упадет на территории Северной Америки, в штаб-квартире ЦРУ начали активную проработку операции под кодовым названием «Утренний свет». Американскую сторону интересовали любые данные, которые касались секретного советского спутника — конструкторские решения, применяемые материалы, системы передачи и обработки данных и т.д.

Руководили операцией в Лэнгли, но активное участие в ней принимали и представители американской флотской разведки, подразделений Министерства обороны Канады, сотрудники Министерства энергетики США. К счастью, канадским и американским городам не угрожала радиационная катастрофа, по этой причине спецслужбы двух стран работали в достаточно спокойной обстановке. В канадской тундре они пробыли до октября 1978 года, после чего, собрав на месте все, что удалось обнаружить, вернулись назад.

После того как канадская территория была «очищена» от радиоактивного мусора, Пьер Трюдо, занимающий пост премьер-министра страны, выставил советской стороне счет за работы по проведению дезактивации местности — 15 миллионов долларов. Расплачиваться по счету должен был ВМФ СССР, которому и принадлежал упавший в Канаде спутник. Однако финансовые пререкания двух стран затянулись на длительное время и завершились тем, что Советский Союз все же частично оплатил выставленный счет. До сих пор точно неизвестно, какую именно сумму перечислили канадцам, числа варьируются в диапазоне от 3 до 7,5 миллиона долларов.

В любом случае ни канадцы, ни американцы не остались внакладе. В их руки попали все собранные на земле фрагменты секретного военного спутника. Хотя основную ценность представляли лишь остатки полупроводниковых батарей и бериллиевого отражателя. По всей вероятности это был наиболее дорогой радиоактивный мусор в человеческой истории. В результате разразившегося после падения спутника международного скандала, СССР на три года приостановил запуски подобных аппаратов, работая над повышением уровня их безопасности.

Аварии с участием спутников с ядерной энергетической установкой на борту

21 апреля 1964 года неудачей закончилась попытка запуска навигационного спутник «Транзит-5В», принадлежащего США. Спутник был оснащен ядерной энергетической установкой SNAP-9A. В этой установке находилось 950 граммов радиоактивного плутония-238, который в результате аварии рассеялся в атмосфере Земли. Данная авария стала причиной повышения уровня естественного радиационного фона на всей нашей планете.

18 мая 1968 года на участке выведения на орбиту потерпела аварию американская ракета-носитель Тор-Аджена-Д». Данная ракета должна была вывести на орбиту Земли новый метеорологический спутник «Нимбус-В», оснащенный ядерной энергетической установкой SNAP-19B2. Счастьем оказался тот факт, что конструкция аппарата продемонстрировала должную прочность. Спутник выдержал все перипетии полета и не разрушился. Позднее он был выловлен ВМС США, радиоактивного заражения мирового океана не последовало.

25 апреля 1973 года неудачей закончился запуск очередного разведывательного спутника, оснащенного ядерной энергетической установкой и принадлежащего СССР. По причине выхода из строя двигателя доразгона спутник не был выведен на расчетную орбиту запуска, и ядерная установка устройства упала в акваторию Тихого океана.

Взрывы на орбите


12 декабря 1975 года практически сразу же после выхода на земную орбиту вышла из строя система ориентации еще одного советского разведывательного спутника «Космос-785», оснащенного ядерной энергетической установкой. Начались хаотические движения спутника на орбите, что могло стать причиной его последующего падения на Землю. Понимая это, активная зона реактора была в срочном порядке отделена от спутника и переведена на орбиту «захоронения», где и располагается в настоящее время.

24 января 1978 года в северо-западных районах Канады упали обломки советского разведывательного спутника «Космос-954», оснащенного ядерной энергетической установкой. При прохождении спутником плотных слоев земной атмосферы он разрушился, в результате земной поверхности достигли лишь его фрагменты. При этом было зафиксировано несущественное радиоактивное загрязнение поверхности, что, как упоминалось выше, привело к серьезному международному скандалу.

28 апреля 1981 года на еще одном разведывательном советском спутнике «Космос-1266», обладающем ядерной энергетической установкой произошел сбой в работе бортового оборудования. В экстренном порядке было произведено отделение от спутника реакторного отсека, который был «заброшен» на орбиту «захоронения».

7 февраля 1983 года в пустынных районах Южной Атлантики упал еще один советский разведывательный спутник «Космос-1266», также оснащенный ядерной энергетической установкой. Внесенные в его конструкцию доработки, которые основывались на предыдущих авариях, позволили отделить активную зону от термостойкого корпуса реактора и предотвратить компактное падение обломков спутника на Землю. Однако в результате этой аварии было зафиксировано несущественное увеличение естественного радиационного фона.

В апреле 1988 года вышел из-под контроля очередной разведывательный спутник СССР «Космос-1900», обладающий ядерной энергетической установкой. Космический аппарат медленно терял высоту, приближаясь к земной поверхности. К контролю за положением данного советского спутника были подключены службы контроля космического пространства США. Лишь 30 сентября 1988 года за несколько дней до того, как спутник мог войти в плотные слои атмосферы Земли, включилась его защитная система, и аппарат был выведен на безопасную стационарную орбиту.

Источники информации:
http://svpressa.ru/post/article/110844/?rintr=1
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_04.html
http://ru.pokerstrategy.com/forum/thread.php?threadid=847864
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. капрал 29 января 2015 06:58
    Наши потомки помянут нас трехэтажным "добрым словом", когда будут чистить орбиту от нашего мусора.(И океанское дно тоже)
    1. Banshee 29 января 2015 08:15
      Зато неслабо поднимутся на сдаче космического цветмета.
      А океан жалко, да.

      Пусть лучше на Канаду падает.
      1. капрал 29 января 2015 08:45
        Цитата: Banshee
        Зато неслабо поднимутся на сдаче космического цветмета.

        + laughing wassat
    2. Oznob 3 февраля 2015 16:46
      Главное, что эти потомки будут, а без этого нашего мусора может быть и нас бы уже не было.
  2. Nitarius 29 января 2015 09:08
    ничего страшного нет!
    И тот и другой материалы из земли взяты ... и туда же упали!
    Единственное ВРЕМЯ - когда оно придет в негодность, жалко!
    1. военный 29 января 2015 16:50
      Цитата: Nitarius
      ничего страшного нет! И тот и другой материалы из земли взяты ... и туда же упали!

      на этой планете всё "из земли"...
      но нюхать розу, всё же, куда приятнее, чем кучу деpьма... laughing
      1. Der Grosse 29 января 2015 22:12
        100% расмешили плюс вам laughing
        Der Grosse
  3. Rostislav 29 января 2015 20:18
    Автору спасибо, весьма познавательная статья.
  4. NoNick 29 января 2015 22:43
    А я и не знал про "орбиту захоронения"... Как-то ни разу даже не наталкивался на этот термин. Печально. Теперь надо выводить какой-нибудь рельсотрон на ту орбиту и пулять эти обломки в Солнце. Это я так себе представляю захоронение в будущем.
    1. Зэ Кот 29 января 2015 23:12
      Вот и я никогда не мог понят, почему выводят на орбиту захоронения, а не отправляют в сторону Солнца например. Топливо на импульс двигателя все равно же тратится. Просто траекторию рассчитать ...
      1. CTABEP 31 января 2015 21:17
        Потому что топлива чтобы полностью преодолеть земное притяжение надо многократно больше, чем просто вывести на высокую орбиту.
        1. Зэ Кот 2 февраля 2015 19:58
          Если аппарат выведен на околоземную орбиту, то он уже как минимум имеет первую космическую скорость. И совершив гравитационный маневр, скорость можно увеличить, тем самым улететь от планеты.
  5. Старый26 28 июня 2015 17:53
    Цитата: Зэ Кот
    Если аппарат выведен на околоземную орбиту, то он уже как минимум имеет первую космическую скорость. И совершив гравитационный маневр, скорость можно увеличить, тем самым улететь от планеты.

    Гравитационный маневр имел бы место быть, как и увеличение скорости только если бы спутник прошел бы мимо другой планеты. Он же находится в зоне притяжения Земли и постепенно бы орбита бы снижалась. Космос-1266 сошел с 260 км орбиты за 2 года. Прироста скорости с 1космической до 2-й на тех запасах топлива, что были на спутнике невозможно было получить

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня