Беспилотный летательный аппарат Boeing Insitu RQ-21A Blackjack

С конца прошлого десятилетия американская компания Boeing Insitu работает над проектом беспилотного летательного аппарата RQ-21 Blackjack. Этот аппарат был разработан по заказу Корпуса морской пехоты и военно-морских сил США. Основное предназначение машины – ведение разведки, патрулирование в заданных районах и обнаружение различных объектов. К настоящему времени все проектные работы завершены и ведется полномасштабное строительство новых беспилотников.

Беспилотный летательный аппарат Boeing Insitu RQ-21A Blackjack


БПЛА RQ-21 разрабатывался в рамках программы STUAS (Small Tactical Unmanned Aircraft System – «Малая тактическая беспилотная авиационная система»). Целью этой программы было создание легкого беспилотника для эксплуатации в КМП и ВМС. Подобное предназначение сказалось на требованиях к перспективной машине. Так, нужно было сделать сравнительно легкую машину, способную вести патрулирование в течение длительного времени. Кроме того, она должна была иметь минимально возможные габариты для хранения на кораблях. В состав комплекса планировалось включить рельсовую пусковую установку для взлета. Посадку требовалось производить при помощи системы, позволяющей обойтись без большой площадки.


В программе STUAS помимо Boeing Insitu приняли участие несколько других компаний. Raytheon представила БПЛА Killer Bee (ныне известен под названием Northrop Grumman Bat), компания AAI предложила проект Aerodyne, а General Dynamics (США) и Elbit Systems (Израиль) вошли в программу с проектом Storm. Разработка предварительных проектов и их сравнение продолжались до середины 2010 года. В июне 2010-го заказчик сделал свой выбор. Самым лучшим из предложенных проектов в Пентагоне сочли Boeing Insitu RQ-21A Integrator (такое название проект носил на ранних стадиях). Для завершения проекта разработчику выделили 43,7 миллиона долларов.

Основой для проекта RQ-21A стала предыдущая разработка фирмы Boeing Insitu – БПЛА ScanEagle. Новый беспилотник «унаследовал» ряд агрегатов и технических решений. Тем не менее, специфика требований Корпуса морской пехоты и ВМС заставила заметно переработать исходный проект. Так, все это привело к кардинальному изменению внешнего вида и компоновки аппарата.

БПЛА RQ-21 с точки зрения аэродинамики представляет собой двухбалочный высокоплан с толкающим воздушным винтом. Фюзеляж и крыло аппарата Integrator/Blackjack были выполнены путем переработки соответствующих агрегатов БПЛА ScanEagle. Новая машина имеет вытянутый фюзеляж характерной формы, внутри которого устанавливается двигатель и различная аппаратура.

Беспилотный летательный аппарат Boeing Insitu RQ-21A Blackjack
Беспилотный летательный аппарат Boeing Insitu RQ-21A Blackjack


В средней части фюзеляжа закреплено высокорасположенное крыло размахом 4,8 м. Крыло с большим удлинением имеет небольшую стреловидность по передней кромке. На стыке крыла и фюзеляжа центроплан имеет характерный скругленный наплыв. На законцовках имеются т.н. винглеты. Использованная конструкция крыла призвана обеспечивать максимально возможное аэродинамическое качество, прямо влияющее на летные данные аппарата, в первую очередь на дальность и продолжительность полета.

На стыках центроплана и консолей крыла к плоскости крепятся две тонкие балки, на которых закреплено П-образное хвостовое оперение. Последнее состоит из двух килей с рулями направления и высокорасположенного стабилизатора с рулем высоты. С учетом хвостовых балок и оперения общая длина БПЛА RQ-21 равняется 2,5 м.

В хвостовой части фюзеляжа имеется поршневой двигатель мощностью 8 л.с., в качестве топлива использующий авиационный керосин сортов JP-5 и JP-8. В качестве движителя используется толкающий воздушный винт, расположенный между двумя хвостовыми балками. Используемый двигатель позволяет беспилотнику развивать максимальную скорость до 167 км/ч. Крейсерская скорость – 101 км/ч. Потолок достигает 6 км. Имеющийся запас топлива достаточен для патрулирования в течение 16 часов.

БПЛА RQ-21 Integrator/Blackjack получился достаточно легким. Вес пустого аппарата – 36 кг. Максимальный взлетный вес с полезной нагрузкой 17 кг – 61 кг. Малый вес машины позволил обойтись сравнительно маломощным двигателем.

Беспилотный летательный аппарат Boeing Insitu RQ-21A Blackjack


В носовой части фюзеляжа аппарата предусмотрена гиростабилизированная установка для аппаратуры наблюдения. В стандартной конфигурации на ней находится оптико-электронная система с видеокамерой и тепловизором, а также лазерный дальномер и ответчик системы опознавания. При необходимости аппарат может нести дополнительную аппаратуру. Для энергоснабжения радиоэлектронной аппаратуры беспилотник оснащен генератором мощностью 350 Вт.

Для облегчения конструкции летательного аппарата в проекте RQ-21 пришлось использовать специальные устройства для запуска и посадки, заимствованные из проекта ScanEagle. Запуск предлагается осуществлять при помощи рельсовой пусковой установки. Установка смонтирована на буксируемом колесном шасси. На нем установлен набор оборудования и рельсовая направляющая. На последней имеется подвижная каретка с креплениями для беспилотника. Перед запуском необходимо поднять направляющую на нужный угол возвышения и установить летательный аппарат на каретку. По команде оператора каретка, приводимая в движение пневматическим приводом, разгоняет БПЛА до взлетной скорости, после чего тот отделяется от нее и поднимается в воздух.

В качестве посадочного устройства было предложено использовать систему Skyhook («Небесный крюк»). Она представляет собой буксируемую платформу с подъемной стрелой, на которой имеется трос. Для посадки беспилотника необходимо поднять стрелу и привести трос в вертикальное положение. Далее БПЛА, используя радиомаяк, выходит на посадочный курс. Оператор или автоматика должен направить аппарат на посадочное устройство таким образом, чтобы захватить трос специальным крюком, установленным на крыле. После этого трос натягивается и гасит горизонтальную скорость БПЛА, после чего его можно опустить на землю или на палубу корабля.

В состав беспилотного авиационного комплекса Boeing Insitu RQ-21A Integrator/Blackjack входят пять летательных аппаратов, два пульта управления на колесном шасси, а также буксируемые прицепы с пусковой установкой и системой Skyhook. Подобный состав комплекса позволяет использовать его как в сухопутных войсках, так и в КМП или ВМС с базированием техники на кораблях.

28 июля 2012 года специалисты компании Boeing Insitu провели первый испытательный запуск нового беспилотника. Аппарат успешно отделился от пусковой установки, выполнил полетную программу и «сел» с использованием системы Skyhook. В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных полетов. К примеру, в начале сентября 2012 года продолжительность полета впервые превысила один час.

В начале февраля 2013 года комплекс RQ-21A был доставлен на борт десантного корабля USS Mesa Verde (LPT-19). 10 февраля состоялся первый запуск с палубы. В течение нескольких месяцев специалисты проверяли работу беспилотного комплекса при использовании в интересах флота или КМП.

19 февраля американские специалисты приступили к летным испытаниям новой модификации беспилотника – RQ-21A Block II. От базовой версии он отличается некоторыми особенностями конструкции, а также использованным оборудованием. Для наблюдения за обстановкой этот БПЛА получил обновленную оптико-электронную систему NightEagle, разрабатывавшуюся в рамках проекта ScanEagle. Модернизированная оптико-электронная система имеет более высокие характеристики при работе ночью и в условиях жаркого климата. Дальнейшие испытания беспилотников RQ-21A и RQ-21A Block II велись параллельно.

В сентябре 2013 года проект Integrator получил новое название – Blackjack. Вскоре, в конце ноября, компания-разработчик получила контракт стоимостью 8,8 млн долларов, целью которого была подготовка к серийному производству новых БПЛА. Первый серийный комплекс RQ-21A был передан Корпусу морской пехоты в январе 2014 года.

Основным заказчиком новых беспилотных летательных аппаратов должен стать КМП США. В настоящее время компания Boeing Insitu выполняет заказ Корпуса на поставку 32 комплексов. В состав каждого из них входят пять беспилотников. До 2017 года Корпус морской пехоты намерен приобрести 100 комплектов системы Blackjack. Ожидается, что стоимость всего заказа будет оставаться на уровне 560 млн долларов.

Военно-морские силы США тоже выразили свое желание приобрести новые БПЛА. Существует заказ на 25 комплексов с пятью летательными аппаратами в каждом.

Ранее сообщалось, что в 2014 году свои первые RQ-21A Blackjack может получить Королевская армия Нидерландов. Эта структура выражала готовность приобрести пять беспилотных комплексов. Еще шесть комплексов могли быть приобретены неназванной ближневосточной страны. Какие-либо сведения об этом контракте отсутствуют.

В апреле 2014 года КМП США начал эксплуатацию БПЛА RQ-21A в Афганистане. На одну из баз был доставлен комплекс из пяти беспилотников, двух блоков управления и набора прочего оборудования. Аппараты Blackjack использовались для ведения разведки и обнаружения объектов противника. В сентябре сообщалось, что за 119 дней эксплуатации в Афганистане общий налет беспилотников составил 1000 часов. Комплекс RQ-21A хорошо зарекомендовал себя, вследствие чего его эксплуатация в Афганистане продолжилась.


По материалам сайтов:
http://insitu.com/
http://naval-technology.com/
http://navaldrones.com/
http://arms-expo.ru/
http://globalsecurity.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. twviewer 2 февраля 2015 07:35
    думаю Транзас сделает не хуже, но это только полдела, кроме этого нужна целая система по обработке, обмену инфо и управлению, вплоть до боевой единицы.
    1. crambol 2 февраля 2015 11:06



      Сконструировать планер, двигательную установку, это малая доля проблем. Основная задача - определить цель, создать оборудование, алгоритмы.


  2. Enjoy 2 февраля 2015 08:26
    Наш Блекджек лучше))
  3. Lance 2 февраля 2015 12:01
    С М-17/55 "Геофизика" содрали bully
  4. tchoni 2 февраля 2015 13:28
    Ожидается, что стоимость одного комплекта будет оставаться на уровне 560 млн долларов.
    И, таки хто то, говогит, что F-35 это догого? hi
    А, если серьезно, апарат похож на нашу пчелу, но более продуман и, в отличии от последней, адаптирован для ведения длительной разведки...
    Хотя, чего над морем можно беспилотником такого класса и без серьезной РЛС разведывать - ума не приложу. Оператор заснет на волны глядючи....
    1. капрал 2 февраля 2015 14:25
      Если 560 лямов за комплект, то,видать там аппаратура не просто чтоб посмотреть и пофоткать красивые виды.
      Темнят что то янкесы про "только разведку и целеуказание".
  5. arslan23 2 февраля 2015 15:39
    112 милл за один беспилотник из комплекта. Что то заоблочная цена. Современные самолеты стоят 150 лимов. По мне для таких целей он должен быть намного дешевле. Может ошибка в цене типа 540 тысяч за комплект, а?
  6. ТЕХНАРЬ 3 февраля 2015 02:54
    Может и не плохая железяка.Но-ну её в баню!Тут наши чего-то соорудили.Тоска зелёная.Севера.Простите,если что не так...
    ТЕХНАРЬ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня