Благородный корсар «Эмден»

40
Благородный корсар «Эмден»


История самого известного германского рейдера Великой войны

Легкий крейсер «Эмден» германского императорского флота без преувеличения может считаться один из самых прославленных военных кораблей Великой войны. Его боевой путь быть недолгим — всего чуть более трех месяцев. Но за это время он совершил, казалось бы, невозможное. Под командованием молодого капитана Карла фон Мюллера корабль, вышедший из германской военно-морской базы в Циндао, прошел через два океана — Тихий и Индийский, уничтожив в этом рейде 23 вражеских транспорта, крейсер и миноносец. Действия «Эмдена» стали образцом дерзкой и успешной крейсерской войны, нарушив на время британскую морскую торговле в Индийском океане. При этом экипаж «Эмдена» строго соблюдал не только законы и обычаи войны, но и рыцарские традиции — немцы не убили и не бросили в океане на произвол судьбы ни одного пленного моряка или пассажира. Своим щепетильным отношением к высокому понятию офицерской чести капитан 2-го ранга Карл фон Мюллер заслужил во всемирной военно-морской истории почетное звание «последнего джентльмена войны», которое никогда не оспаривал никто из его врагов.

Дитя бюргерского патриотизма

Легкий крейсер «Эмден» к началу Великой войны был одновременно и новым, и старым кораблем. Новым — по времени зачисления в боевой состав ВМФ Германии, 10 июля 1910 года. Старым — по конструктивным особенностям, что неизбежно сказалось на его мореходных качествах.

В германской системе военно-морской классификации «Эмден» считался крейсером 4-го класса — наиболее легким и слабовооруженным. Его заложили 6 апреля 1906 года в Данциге и строили, по немецким меркам, очень долго — более 3 лет. В момент закладки корабль назвали «Эрзац-Пфейль». Но почти сразу начались проблемы с финансированием, причем настолько серьезные, что заложенный почти на год позже однотипный «Дрезден» был спущен на воду раньше. Решающую роль в судьбе корабля сыграли патриотически настроенные жители Нижней Саксонии — среди бюргеров города Эмден по подписке собрали недостающие для достройки корабля 6,8 млн. марок. В знак благодарности новый корабль назвали «Эмден».

В его конструкции были применены уже уходящие из практики кораблестроения решения. Так, например, в корпусном наборе корабля широко применялась мягкая (низкоуглеродистая) сталь Сименса-Мартена. Кроме того, «Эмден» стал последним немецким крейсером, оснащенным паровой машиной классического типа. Все крейсера более поздней закладки, включая даже однотипный «Дрезден», имели паровую турбину, позволяющую при этом же уровне энергозатрат выдавать на гребной вал корабля существенно бóльшую мощность.

Паровая машина «Эмдена» стала причиной того, что при внешних обводах, почти идеальных с точки зрения обеспечения высокой скорости, крейсер выдал при испытаниях максимальный ход только в 24 узла (44,45 км/ч). В начале XX столетия такая скорость для легкого крейсера была уже недостаточной, что в конечном счете и сыграло в судьбе «Эмдена» роковую роль.

Вооружение «Эмдена» было не слишком мощным: при полном водоизмещении в 4268 тонн крейсер был вооружен 10 орудиями среднего калибра 105-мм. Имелись еще 8 пушек калибра 52-мм, но они были бесполезны в случае межкорабельной артиллерийской дуэли. Для сравнения: спущенный на воду в 1911 году русский эскадренный миноносец «Новик», почти втрое меньшего водоизмещения — 1360 т., был вооружен четырьмя 102-мм пушками и четырьмя двухтрубными 457-мм торпедными аппаратами. На этом фоне русского «Новика» торпедное вооружение «Эмдена» выглядело почти беспомощно – два однотрубных подводных торпедных аппарата калибра 450-мм. Несомненным плюсом вооружения «Эмдена» была только исключительная скорострельность его основных орудий: за минуту один ствол мог бросить в корабль противника 16 снарядов.

В целом легкий крейсер «Эмден» по своим характеристикам был весьма сбалансированным кораблем. Его маневренность и способность к быстрому повороту, по мнению военных экспертов, были очень хорошими. В главной немецкой военно-морской базе на Тихом океане — порте Циндао этот крейсер за его изящные, легкие обводы называли «Лебедем Востока».

Захват «Рязани»

Капитан «Эмдена» Карл фон Мюллер был учеником выдающегося германского военного теоретика и флотоводца, гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, проработав у него 3 года младшим сотрудником в военно-морском департаменте Германской империи. Создатель фундаментальной военно-морской «Теории риска», включавшей, помимо прочего, теоретическое обоснование неограниченного рейдерства в Мировом океане, фон Тирпиц разглядел в скромном офицере своего единомышленника. Весной 1913 года, по рекомендации гросс-адмирала малоизвестный штабной офицер из Ганновера неожиданно получил почетное повышение — звание капитана 2-го ранга с назначением командиром на крейсер «Эмден» в Циндао.


Капитан легкого крейсера «Эмдена» Карл фон Мюллер. Фото: Imperial War Museums


В оперативном отношении корабль Мюллера входил в германскую Восточно-Азиатскую эскадру под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. Она базировалась в Циндао и состояла из броненосных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», легких крейсеров «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг». Против немцев только в ближайших к Циндао портах были размещены значительные силы Антанты: французские броненосные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс», русские крейсера «Жемчуг» и «Аскольд», британские линкоры «Минотавр» и «Гэмпшир», британские крейсера «Ярмут» и «Ньюкасл», многочисленные миноносцы.

Обострение международной обстановки в июне 1914 года поставило перед вице-адмиралом фон Шпее важнейшую задачу: не дать союзникам по Антанте и японцам быстро «запереть» немецкую эскадру на рейде Циндао в случае войны. Чтобы избежать этого, фон Шпее вывел основную часть эскадры («Эмден» остался в Циндао) в демонстрационный рейд по германской Океании — планировалось посетить Марианские и Каролинские острова, Фиджи, архипелаг Бисмарка, Землю кайзера Вильгельма на Новой Гвинее.

«Эмден» не случайно, видимо, был оставлен в Циндао: капитан Карл фон Мюллер не пользовался особым расположением командующего эскадрой. Граф фон Шпее был блестящим представителем германской военной школы, но его воззрения существенно отличались от взглядов фон Тирпица и его ученика фон Мюллера. Командующий Восточно-Азиатской эскадрой не был сторонником тотальной «экономической» войны на море и отчетливо демонстрировал свою брезгливость к одной лишь идее использования крейсеров для борьбы с гражданскими транспортами противника. Представитель древнего прусского рода, прослеживающий свою родословную с 1166 года, фон Шпее видел главную задачу в разгроме крейсерских соединений противника. «Крейсера сражаются с крейсерами, — говорил фон Шпее своим офицерам, — «экономические корыта» оставьте в удел канонеркам». Вместе с тем, будучи справедливым и честным человеком, фон Шпее высоко ценил инициативный, волевой стиль командования фон Мюллера.

Ночью 29 июля 1914 года, находясь на рейде Циндао, капитан «Эмдена» получил радиограмму германского Морского генштаба: «Предлагаю «Эмдену» в случае введения в действие плана В (означавшего войну с Францией и Россией — РП) направиться на юг, чтобы установить в Сайгоне, других портах Индокитая мины, вызвать затруднения в осуществлении французской береговой торговли».


Корабли германской Восточно-Азиатской эскадры под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. Фото: Imperial War Museums


30 июля в 6.30 утра старший помощник капитана лейтенант Гельмут фон Мюкке собрал всех офицеров и отдал приказ готовиться к боевым действиям. Матросам приказали очистить палубы и занять места по боевому расписанию. В 19.00 31 июля, взяв на борт дополнительнын запасы угля и боеприпасов, «Эмден» вышел из Циндао, взяв курс в открытый океан на восток — в Цусимский пролив.

Боевое расписание соблюдалось на «Эмдене» (как, впрочем, и на всех немецких кораблях) неукоснительно. Каждый матрос знал, что на неожиданную атаку кораблей противника минно-артиллерийская часть крейсера должна отвечать незамедлительно. Орудия крейсера были заранее выставлены в положение «по-боевому».

Около 2 часов ночи 4 августа впередсмотрящие крейсера обнаружили прямо по курсу ходовые огни двухтрубного парохода. После 5-часовой погони и десятого предупредительного выстрела вражеское судно замедлило ход, бесперебойно подавая по рации сигнал SOS. «Эмден» приблизился к судну и, используя флаговый семафор на фок-мачте, отдал приказ «Немедленно остановиться. Не подавать радиосигналов». С крейсера спустили шлюпку с абордажной командой под командованием лейтенанта Густава фон Лаутербаха.

Уже беглый осмотр парохода и судовых журналов позволил определить, что «Эмдену» достался ценный приз. Судно называлось «Рязань», принадлежало русскому Добровольному флоту и следовало из Нагасаки во Владивосток. Судно было новейшей германской постройки (спущено на воду в 1909 году в Данциге) и могло развивать очень значительную для транспорта скорость в 17 узлов (31 км/ч). Топить такой корабль было нецелесообразно.

Над «Рязанью» подняли германский военно-морской флаг и отвели в Циндао. Здесь ее быстро переоборудовали во вспомогательный крейсер «Корморан II» (SMS Cormoran). Новый корабль германских ВМС получил имя и орудия старенького, уже отслужившего свой век рейдера «Корморан», когда-то принимавшего участие в захвате немцами Циндао.

«Корморан II» осуществлял рейдерские операции в Океании с 10 августа по 14 декабря 1914 года. Из-за полной выработки угля рейдер вынужден был зайти в порт Апра на американском острове Гуам, где при грубом нарушении международного морского права был интернирован. После вступления США 7 апреля 1917 года в войну против Германии командир «Корморана II» Адальберт Цукешвердт вынужден был отдать приказ о затоплении корабля. Невзирая на поднятую американцами стрельбу, немцы его выполнили, при этом погибли 9 членов экипажа, не успевших выбраться из трюмов после открытия кингстонов. Тела погибших были подняты американскими водолазами и с военными почестями похоронены на военно-морском кладбище Гуама.

Последний разговор с графом фон Шпее

В 3 часа ночи 6 августа 1914 года крейсер «Эмден» привел пароход «Рязань» (будущий «Корморан II») в Циндао. Уютный, перестроенный по немецкому плану городок, сильно изменился. До войны немцы выращивали в окрестностях порта рощи, а теперь специальные команды беспощадно их вырубали, чтобы обеспечить прицельную стрельбу для артиллерии.

Экипаж «Эмдена» не получил увольнения на берег. Уже к вечеру 6 августа, приняв груз угля, продовольствия и боеприпасов, крейсер был готов вновь выйти в рейд. Проводить крейсер прибыл губернатор Циндао, капитан Альфред Мейер-Валдек, который впоследствии организовывал оборону Циндао от японцев, сдав порт только после полного израсходования боезапаса. Корабельный оркестр играл вальс «Дозор на Рейне» — неофициальный гимн немецких военных моряков. Офицеры стояли со снятыми фуражками, матросы дружно подпевали.

12 августа возле острова Паган группы Марианских островов «Эмден» присоединился к эскадре. Утром следующего дня на флагманском крейсере «Шарнхорст» Максимилиан фон Шпее собрал офицерское совещание, чтобы обсудить дальнейшие планы. Сам он склонялся к действиям полным составом эскадры в западной Атлантике. Когда же командующий спросил мнение командиров кораблей, фон Мюллер сказал, что легкие крейсера в составе эскадры будут почти бесполезны, поскольку смогут нанести противнику лишь малый урон. Учитывая дефицит угля и огромное расстояние, которое нужно пройти эскадре, чтобы выйти в Атлантику, фон Мюллер предложил отправить один или несколько крейсеров в Индийский океан.

Во второй половине дня командиру «Эмдена» специальный нарочный с «Шарнхорста» доставил приказ графа фон Шпее:

«Паган. 13 августа 1914 года. 15.01

В сопровождении парохода «Маркоманния» приказываю Вам изменить дислокацию на Индийский океан, чтобы вести там яростную крейсерскую войну в меру ваших возможностей.

Прилагаются копии телеграфных сообщений от нашей южной сети поставок угля за последние несколько недель. В них указано количество угля, заказанного на будущее, — весь этот уголь передается Вам.

Сегодня вечером Вы остаетесь с эскадрой. Завтра утром этот приказ будет запущен в действие сигналом флагмана «Отделиться».

Я намереваюсь отплыть с остающимися судами к западному побережью Америки.

Подпись: Граф Шпее».

Ранним утром 14 августа германская флотилия из 14 кораблей (значительная часть — угольщики) вышла в открытое море курсом на восток. Ни один из моряков на «Эмдене», кроме старпома фон Мюкке, не знал, куда направляется их корабль. Неожиданно флагманский «Шарнхорст» флажным семафором подал сигнал «Эмдену»: «Отделиться! Желаем всяческих успехов!» В ответ фон Мюллер передал по семафору ответное послание графу фон Шпее: «Благодарю за доверие ко мне! Желаю эскадре крейсеров легкого плавания и больших успехов».

«Лебедь Востока» увеличил ход и по широкой дуге развернулся на юго-запад. В морской 35-кратный стационарный бинокль фон Мюллер хорошо различал высокую фигуру графа фон Шпее, стоящего без фуражки на открытом капитанском мостике. Капитан «Эмдена» не знал, что видит графа последний раз: Максимиллиан фон Шпее героически погибнет вместе с основным составом своего соединения в поистине эпической битве с эскадрой британского вице-адмирала Стэрди у Фолклендских островов в южной части Атлантики.

Бомбардировка Мадраса

Вскоре на просторах Индийского океана появился корабль-призрак, который расстреливал, подрывал, топил абордажными командами любое из судов стран Антанты, которое имело несчастье попасться ему на пути. При этом неизменно сохранялась жизнь всех членов экипажа и пассажиров этих судов. Капитан фон Мюллер, невзирая на хлопоты, потерю топлива и продовольствия, обеспечивал пересадку пленных на суда нейтральных государств или доставку их в нейтральные порты. Удачливость и поистине рыцарское благородство фон Мюллера не могли отрицать даже его главные враги — британцы.

«Мы ненавидели «Эмден» на словах, — вспоминал впоследствии лейтенант Королевского флота Великобритании Иоахим Фицвелл, — поскольку панические слухи о неуловимом вражеском рейдере сковали транспортные перевозки в британском островном архипелаге. Однако в тайных глубинах души каждый из нас преклонялся перед удачливостью и рыцарским великодушием капитана немецкого корабля».


Пожар на нефтехранилищах в одном из крупнейших портов Британской Индии Мадрасе после их обстрела легким крейсером «Эмден». 22 сентября 1914 года. Фото: Agence Rol / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France


Уже к середине сентября, т.е. всего через месяц с начала охоты общий тоннаж (дедвейт) потопленных «Эмденом» транспортов стран Антанты приблизился к 45 000 тонн, что было, бесспорно, выдающимся результатом для одинокого рейдера.

20 сентября 1914 года капитан фон Мюллер принял решение подвергнуть бомбардировке Мадрас — одни из крупнейших портов Британской Индии. На крейсере из брезента и фанеры установили бутафорскую четвертую трубу, которая создавала «Эмдену» силуэт английских легких крейсеров.

В 21.45 он появился на траверзе Мадраса и стал заходить в гавань, ориентируясь по невыключенным портовым огням. Через 40 минут «Эмден» находился уже в 3000 метрах перед центральными причалами. К югу от них возвышались огромные нефтяные терминалы, с которых осуществлялось снабжение нефтью порта, города и кораблей. Включив мощные прожектора, артиллеристы «Эмдена» быстро произвели пристрелку, добившись уже с третьего залпа накрытия нефтехранилища. Возникший колоссальный пожар выжег всю нефть Мадраса. Обрушив еще несколько залпов на портовые артиллерийские позиции, «Эмден» выключил прожектора и растворился в черноте южной ночи. Всего по городу и порту было выпущено около 130 снарядов.

Судя по сообщениям британских газет в Индии, снаряды «Эмдена» принесли значительные разрушения: выгорели все запасы нефти, были разрушены паровые коммуникации порта и линии телеграфа. Психологическое воздействие атаки было огромным: возникла паника, тысячи британцев и индусов штурмовали вокзал.

«Разрушения, нанесенные эффективными грабительскими экспедициями «Эмдена» очень удручают, — писала месяц спустя влиятельная газета «Калькутта Капитал», – самые дикие слухи распространяются по базарам, словно ураганы. Даже на тех, кто не поддается на агитацию паникеров и доверяет правительству, успешные набеги «Эмдена» производят глубокое впечатление, от которого избавиться нелегко».

Фон Мюллер, между тем, и не думал давать сынам Туманного Альбиона хотя бы малой передышки. Только с 15 по 19 октября 1914 г. немецкий рейдер захватил в открытом море семь британских судов: «Клан Грант», «Понраббела», «Бенмор», «Сент Эгберт», «Эксфорд», «Чилкана» и «Тройлус». Пять из этих судов были потоплены. Угольщик «Эксфорд» был реквизирован по морскому призовому праву и над ним поднят германский флаг. Судно «Сент Эгберт», груз которого принадлежал США, был отпущен со всеми пленными и получил разрешение следовать в любой порт, кроме Коломбо и Бомбея.

Расправа с беспечным «Жемчугом»

Радиоразведка немцев в годы Великой войны работала четко, не была в этом плане исключением и радиослужба крейсера «Эмден». На основании анализа перехваченных радиограмм, капитан фон Мюллер пришел к выводу, что некоторые военные корабли противника, в частности, французские броненосные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс» базируются на порт Пенанг на одноименном острове в Малаккском проливе. Допросы пленных английских шкиперов подтвердили, что освещение порта и входные маяки работают фактически в режиме мирного времени.

Операция по атаке Пенанга была тщательно разработана. Особую опасность для военного корабля представляла узкая и протяженная внутренняя гавань Пенанга, лишавшая свободы маневрирования. Об артиллерийской дуэли с французскими броненосными крейсерами не могло идти речи: 164-мм и 194-мм орудия этих кораблей за несколько минут могли превратить «Эмден» в решето. Склонить чашу весов в пользу немецкого рейдера мог только точный торпедный выстрел. Замысел операции поражал отчаянной дерзостью.


Российский бронепалубный крейсер «Жемчуг». Фото: Agence Rol / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France


Ранним утром 28 октября, выставив бутафорскую четвертую трубу, выключив огни и убрав германский флаг, крейсер вошел на внутренний рейд Пенанга. Корабельные часы показывали 04.50. Французских крейсеров, к разочарованию немцев, в гавани не оказалось. Однако у дальнего внутреннего причала темнела громада военного корабля, который был опознан как бронепалубный крейсер «Жемчуг». Русский корабль, совместно с другим крейсером «Аскольд», находился в составе крейсерской эскадры союзников под командованием британского вице-адмирала Джерама. В Пенанге «Жемчуг» проходил плановую очистку котлов.

В 05.18 «Эмден» вышел на боевой курс, поднял германский военно-морской флаг и с расстояния 800 метров произвел торпедный выстрел. Торпеда попала в корму «Жемчуга», однако боевая часть крейсера из восьми 120-мм орудий вполне могла открыть огонь. Однако же не открыла: вахтенный офицер сладко спал, почивало также, по-видимому, и боевое охранение. Командир «Жемчуга», капитан 2-го ранга барон И.А. Черкасов в это время отдыхал с приехавшей к нему женой в одной из гостиниц Пенанга. Дать отпор противнику оказалось некому.

Артиллерийские орудия «Эмдена» обрушили на палубу и борта «Жемчуга» лавину огня: уже в первые минуты боя счет убитых русских моряков пошел на десятки. Началась паника, часть матросов бросилась за борт. Невероятными усилиями старшему артиллерийскому офицеру Ю.Ю. Рыбалтовскому и вахтенному начальнику, мичману А.К. Сипайло удалось открыть огонь из двух орудий. Однако было уже поздно — немецкий крейсер вновь вышел на траверз (направление, перпендикулярное борту) «Жемчуга» и произвел новый торпедный выстрел.

На этот раз прицел был точнее: торпеда ударила под боевую рубку, взрыв произвел детонацию носового артиллерийского погреба. В небо взлетел столб дыма и пара — крейсер разломился пополам и затонул за 15 секунд. Человеческие жертвы дисциплинарного разгильдяйства оказались ужасны: было убито, погибло от ран и утонуло 87 человек, 9 офицеров и 113 нижних чинов были ранены.

Следственная комиссия Морского Генштаба, созданная по факту гибели крейсера, признала виновными в трагедии капитана 2 ранга, барона Ивана Черкасова и старшего офицера корабля, старшего лейтенанта Николая Кулибина. Они были лишены «чинов и орденов и других знаков отличия», кроме того, «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдавались в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства». В условиях военного времени тюрьма была заменена для Черкасова и Кулибина отправкой на фронт рядовыми матросами.

Уничтожив «Жемчуг», немецкий рейдер направился к выходу из гавани. На перехват его ринулся французский миноносец «Муске», но немецкие впередсмотрящие вовремя его заметили. Артиллеристы рейдера с первого залпа добились накрытия французского миноносца, а третий залп оказался роковым: на «Муске» взорвались котлы, он лег бортом на воду и затонул. Находившийся в воде русский лейтенант Л.Л. Селезнев впоследствии вспоминал: «На месте «Муске» поднялся столб черного дыма, и в несколько минут все было кончено».

Невзирая на необходимость срочного ухода, командир «Эмдена» дал приказ застопорить машины и собрал с воды всех уцелевших французов: 36 из 76 членов экипажа. 30 октября 1914 года немецкий рейдер остановил британский пароход «Ньюберн», следовавший из Великобритании в Сингапур, и пересадил на его борт всех пленных французских моряков.

При отходе из Пенанга в кильватер «Эмдена» пристроился французский миноносец «Пистоле», который не выходил в атаку, но каждые 10 минут выдавал в эфир координаты уходящего рейдера, призывая силы союзников перехватить немца.

«Большая охота», тем не менее, не сложилась: через несколько часов преследования на «Пистоле» начался разогрев основного подшипника гребного вала и миноносец вынужден был снизить скорость. Неожиданно ударил сильный ветер с дождем, и немецкий рейдер стал теряться в дымке, а штормовое море не оставило французам кильватерного следа.

Последний бой

Невероятная по дерзости и удачливости миссия «Эмдена» по логике любой войны когда-то должна была закончиться. За много дней блистательного рейда Карл фон Мюллер, скорее всего, по причине психологической усталости впервые допустил у Кокосовых островов крупную ошибку, которая и оказалась роковой.

2 ноября в укромной бухте одного из необитаемых островов Карл фон Мюллер выстроил переодетую в новую форму команду крейсера на палубе. Торжественно играл гимн — 40 матросов «Эмдена» были награждены медалями.

Казалось бы, все развивалось по хорошо продуманному плану: следующей операцией должно было стать уничтожение радиостанции и кабельной релейной станции на острове Дирекция, расположенном в цепи Кокосовых островов.

Захват станции, предпринятый немецким десантом 9 ноября в 6.30 утра, прошел успешно. Однако, прежде чем десантники ее взяли, австралийский радист успел передать в эфир SOS и сообщение о неопознанном военном корабле. Оно было принят находившимся в 55 милях флагманом оперативного конвоя, австралийским крейсером «Мельбурн». Его командир, капитан Мортимер Сильвер немедленно отправил к Дирекции новейший (1912 года постройки), скоростной крейсер «Сидней», вооруженный в основном калибре восемью дальнобойными 152-мм орудиями.


Шлюпка с оставшимися в живых членами команды легкого крейсера “Эмден” после битвы у Кокосовых островов. 9 ноября 1914 года. Фото: Universal History Archive / UIG / Getty images / Fotobank.ru


Радисты «Эмдена» перехватили приказ с «Мельбурна», однако из-за помех сочли сигнал слабым и по его импульсу определили удаление австралийских крейсеров в 200 миль. На самом же деле «Сиднею» до острова Дирекция оставалось 2 часа хода.

Элементарная осторожность диктовала необходимость ухода в открытый океан, но фон Мюллер, доверяя техническому заключению радиорубки, приказал готовиться к погрузке угля и вызвал по радио ранее захваченный пароход-угольщик «Бьюреск».

В 9.00 дозорный на мачте «Эмдена» увидел на горизонте дым, но на капитанском мостике предположили, что это приближается угольщик «Бьюреск». В 9.12 приближающийся корабль был опознан как четырехтрубный английский крейсер. Прозвучала боевая тревога — на крейсере взвыла авральная сирена, призывающая десант под командованием лейтенанта фон Мюкке вернуться на корабль. Сделать этого десант не успел — в 9.30 «Эмден» поднял якорь и устремился прочь от острова.

Но время было упущено: обросший за долгие месяцы морскими ракушками корпус «Эмдена» не позволял выдерживать даже проектную скорость в 23,5 узла (43,5 км/ч). Новейший «Сидней» шел на максимальной скорости почти в 26 узлов, а «Эмден», который простоял более 3 часов с приглушенными котлами, не мог мгновенно добиться необходимой силы пара.

В 9.40 стало очевидно, что от австралийского крейсера не удастся оторваться и «Эмден», открыв огонь, пошел на сближение. «Сидней», опасаясь знаменитых немецких торпед с радиусом действия около 3,5 км, стал отходить — не позволяя расстоянию между кораблями сократиться менее чем до 7000 метров. На этом расстоянии 50-мм броня его броневого корпуса выдерживала разрывы 102-мм немецких снарядов. Комендоры с «Эмдена» стреляли, тем не менее, превосходно: на «Сиднее» была разбита задняя мачта, разрушен главный артиллерийский дальномер, после восьмого залпа на австралийском корабле возник пожар.

Увидев пламя, охватившее корму «Сиднея», Карл фон Мюллер сделал отчаянную попытку выйти в торпедную атаку, однако «Сидней» вновь отошел, пользуясь своим преимуществом в скорости.

Австралийцы пристреливались дольше, но, когда добились накрытия, начался настоящий расстрел рейдера. После очередного залпа фугасный 152-мм снаряд попал в радиорубку «Эмдена. «Сидней» перешел на самый беглый огонь, при этом не позволяя немецкому рейдеру приблизиться на дистанцию эффективного воздействия его 102-мм снарядов. Вскоре на «Эмдене» прекратили работу электрические элеваторы, подающие снаряды из артиллерийских погребов. Прямое попадание разорвало дымовую трубу у фок-мачты, которая упала на борт, и черная копоть повалила на палубу, забивая стекла артиллерийских дальномеров, а затем пламя охватило корму рейдера.

Капитан до конца

В 11.15, пытаясь спасти экипаж, Карл фон Мюллер выбросил полыхавший крейсер на отмель у острова Северный Килинг. Увидев это, «Сидней» прекратил стрельбу. Командир «австралийца» Джон Глоссоп отправил на «Эмден» шлюпку с врачом и медикаментами, а потом — с надеждой пленить немецкий десант — ушел к острову Дирекция. На следующий день оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Эмдена» были подняты на борт австралийского крейсера. Общие потери на «Эмдене» составили более половины от штатного состава экипажа: были убиты 131 и ранены 65 человек.

Десантная команда лейтенанта Гельмута фон Мюкке, оставленная на острове Дирекции, предприняла невероятную одиссею. Немцы не стали дожидаться австралийскую морскую пехоту — они захватили на острове старый парусник «Айша» и ушли на нем в открытое море. В одном из нейтральных портов, сменив «Айшу» на немецкий угольщик, команда фон Мюкке добралась до порта Ходейд в Йемене. Оттуда по суше, временами с боями, немцы пробились до границ Турции — союзника Германии в Великой войне. В июне 1915 года «железных корсаров» фон Мюкке с почетом встретили в германской военной миссии Константинополя.

Карл фон Мюллер и другие члены экипажа рейдера были помещены в лагерь военнопленных на Мальте. В октябре 1916 года, после успешного побега одного из офицеров «Эмдена», капитана доставили в Великобританию. В сентябре 1917 года он пытался бежать, но был пойман и провел, в качестве наказания, 56 дней в одиночной камере.

Малярия, которой заразился фон Мюллер в южных морях, подтачивала его здоровье. В январе 1918 года физическое состояние командира «Эмдена» стало настолько плохим, что англичане, ввиду уже очевидной победы в войне, отпустили его на родину.

В Германии капитан фон Мюллер успел получить из рук кайзера Вильгельма II высшую военную награду — орден «Pour le Merite». В начале 1919 года Карл он вышел в отставку по состоянию здоровья и поселился в Брауншвейге, в городке Бланкенбург. Он жил один, очень скромно, используя все свои свободные средства для помощи нуждающимся членам команды «Эмдена», в первую очередь тем, кто стал инвалидом по ранению.

Сердце великого немецкого корсара остановилось утром 11 марта 1923 года. Ему было только 49 лет.

Заслуги выживших членов экипажа были высоко оценены на родине — уже после окончания войны они и их потомки были удостоены уникальной почести, получив право сменить фамилию на двойную, с добавлением слова «Эмден».
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    31 января 2015 06:19
    Все воевавшие на той войне сходятся в одном, война начавшаяся под бодрящие звуки воинственных маршей, которая должна была закончиться до "первого листопада" постепенно превратилась в мировую бойню. Человечество именно на этой войне лишилось последних иллюзий насчет своей сущности. Романтика Мюллера сменила тотальная подводная война, "Лузитания ...
    1. +8
      31 января 2015 17:40
      Цитата: blizart
      Все воевавшие на той войне сходятся в одном, война начавшаяся под бодрящие звуки воинственных маршей, которая должна была закончиться до "первого листопада" постепенно превратилась в мировую бойню. Человечество именно на этой войне лишилось последних иллюзий насчет своей сущности. Романтика Мюллера сменила тотальная подводная война, "Лузитания ...


      Это была последняя война в которой придерживались хоть каких то правил.
    2. +9
      31 января 2015 19:02
      На этом фоне украинцы нацисты забившие ногами до состояния мешка с костьми наших патриотов, смотрятся особенно скотами.
      1. +4
        1 февраля 2015 11:41
        Цитата: Гражданский
        На этом фоне украинцы нацисты забившие ногами до состояния мешка с костьми наших патриотов, смотрятся особенно скотами.

        Любые нацисты всегда смотрятся скотами.
    3. 0
      2 февраля 2015 12:36
      Спс за статью, я в Неви Файленд на таком гонял - шикарный крейсерок
  2. +7
    31 января 2015 06:29
    Крейсер Кёнигсберг на мой взгляд не меньший след в той войне оставил.
  3. +10
    31 января 2015 06:45
    "Чертовски удачливый" рейдер. И вообще в мужестве и профессионализме немецким морякам отказать трудно, жаль что только эти их качества были направлены не на правое дело. Вот как про "Эмдем" рассказывает бывший моряк ТОФа Евгений Гришковец
  4. +17
    31 января 2015 06:49
    Помимо «Эмдена» в годы Первой мировой в океане действовали и другие германские рейдеры, в том числе и парусный «Зееадлер». О действия немецких рейдеров есть замечательная книга И.Бунича -"Корсары кайзера".
    1. avt
      +4
      31 января 2015 09:55
      Цитата: 89067359490
      Крейсер Кёнигсберг на мой взгляд не меньший след в той войне оставил.

      Цитата: Bongo
      омимо «Эмдена» в годы Первой мировой в океане действовали и другие германские рейдеры, в том числе и парусный «Зееадлер».

      Да . Но не все записи дневников тиражировали как записки староффа ,,Эмдена"лейтенанта фон Мюккэ.Да и жути он нагонял в регионе , где англы весьма болезненно воспринимали любую активность и сами себе порой жути нагоняли.
      1. +6
        31 января 2015 09:58
        Цитата: avt
        Да . Но не все записи дневников тиражировали как записки староффа ,,Эмдена"лейтенанта фон Мюккэ.

        Возможно он потому и получил большую известность чем другие?
      2. +4
        31 января 2015 11:08
        Моряки с Кенигсберга продержались почти год.А потом еще славно воевали в отрядах фон Леттова и на Танганьике.
      3. +3
        1 февраля 2015 11:43
        Цитата: avt
        англы весьма болезненно воспринимали любую активность и сами себе порой жути нагоняли.

        Это точно. Уже одно то, сколько австралийцы сил сосредоточили, прежде чем охоту за "Эмдемом" начали, говорит о многом.
  5. +5
    31 января 2015 09:34
    последный корсар ,спасибо за статью . этот человек достоин высочайшей похвалы .
    1. +6
      31 января 2015 13:32
      Цитата: ovod84
      последный корсар

      Строго говоря, не корсар (частный корабль, имеющий корсарский патент от правительства), а рейдер (корабль официального военного флота, имеющий задачу действовать на коммуникациях в отрыве от эскадры).
      Вообще, конечно, что Эмден, что Кенигсберг - совершенно героические корабли, внёсшие в борьбу вклад абсолютно несопоставимый с их ТТХ и численностью экипажей. Их силами на долгое время практически полностью было парализовано судоходство между Британией и колониями (Индией и Австралией).
      Есть прекрасная книга Игоря Можайко "Пираты Корсары Рейдеры", в которой уделено внимание этому эпизоду истории.
  6. 3axap
    +7
    31 января 2015 09:42
    Спасибо за статью.++++Прочитал с удовольствием.Вспомнил о прозвидении И.Бунича.пошел взял с полки. Буду перечитывать.В первый раз прочитал на одном дыхании,запоем.Так что лучше обновить память. hi
  7. +7
    31 января 2015 10:30
    Очень интересный и познавательный материал. Получил удовольствие. Автору большое спасибо.
    Досадно что с "Жемчугом" так вышло. Как всегда неискоренимые авось и беспечность.
  8. +10
    31 января 2015 11:35
    Единственное за что не люблю американцев, это за то что благородство они заменили практичностью и заражают этим мир... Практичность стала нормой жизни...
  9. +9
    31 января 2015 12:55
    Команда и капитан Эмдена заслуживают уважения!

    В бою у Кокосовых остовов немецкий крейсер был уничтожен. Но команда десантников на берегу продолжала ждать возвращения корабля, и лишь когда стало совсем очевидно, что крейсер не вернется, моряки взяли парусную рыбачью шхуну и в течение 8 месяцев добирались до Аравии, а потом дошли до Турции, единственного союзника Германии в войне, и прошли маршем по Константинополю, где их парад принял посол Германии в Турции. Десантники сохранили форму, флаг, выстроились перед послом Германии, отдали честь, и командир отряда подошел к послу и сказал: "Десант крейсера "Эмден" построен".
    1. Artem1967
      0
      2 февраля 2015 09:18
      Турция-не единственный союзник Германии в Первой мировой войне. Не забывайте Австро-Венгрию и наших "братушек"-болгар, с энтузиазмом воевавших на стороне Германии. Благодаря им была в 1915г. разгромлена Сербия, а также обеспечен транзит военных грузов Германия-Турция.
  10. +1
    31 января 2015 13:06
    Рекомендую посмотреть, кто не видел. Спектакль Гришковца, о военных моряках того времени.
  11. +4
    31 января 2015 13:24
    главное что эти люди знали что значит ЧЕСТЬ.пусть они были и враги.
    1. +1
      31 января 2015 13:35
      в отличии от мразей киевских и их хозяев.ЧЕСТЬ И СЛАВА ополченцам Новоросии !
  12. 0
    31 января 2015 17:49
    до захвата норвегии германия просила у ссср незамерзающую базу в районе мурманска против англов.также по сев мор пути был проведен вспомогательный крейсер-рейдер в тихий океан,установив при этом рекорд прохождения.тот рейдер наделал много шума в 3х океанах и совершив кругосветку вернулся в германию.статья была в "ВИЖ" в 90-х годах.
    1. +3
      31 января 2015 20:23
      Цитата: andrewkor
      также по сев мор пути был проведен вспомогательный крейсер-рейдер в тихий океан,установив при этом рекорд прохождения.тот рейдер наделал много шума в 3х океанах и совершив кругосветку вернулся в германию.

      Это был «Ко́мет» («Комета», нем. Komet) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-7, бывшее торговое судно «Эмс» (нем. Ems), в германском флоте обозначался как «Судно № 45», во флоте Великобритании — «Рейдер „B“». «Комет» получил сильное вооружение, не хуже чем у легкого крейсера. На нем установили шесть орудий, девять скорострельных зенитных установок, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. С загруженным запасом топлива корабль мог пройти 50 тысяч миль.
      На борту имелся гидросамолет Ar-196, изготовленный компанией "Arado Flugzeugwerke, GmbH". Такими самолетами в качестве палубной авиации были вооружены многие немецкие линкоры. Он был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.3 июля 1940 года, как раз в то время, когда английский Флот, вместо того, чтобы перекрывать немцам выход в Океан готовился к уничтожению французского, своего недавнего союзника, в сопровождении двух тральщиков «Комет» вышел из Готенхафена (Гдыня, Польша) и направился к норвежскому порту Берген.
      Девятого июля «Комет», уже под именем советского ледокольного парохода «Семен Дежнев», вышел из Бергена и направился на восток. Вообще наименование рейдера в зависимости от районов плавания постоянно менялось. Фактически, у него на борту находилось не менее пяти комплектов судовых документов, в том числе для советских пароходов «Семен Дежнев» и «Дунай», германского теплохода «Донау» и японского парохода «Токио-Мару».
      В соответствии с утвержденным планом переход «Комета» по арктическим морям должны были обеспечивать ледоколы Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП). Для этого уже 15 июля в бухте Варнека (остров Вайгач) рейдер должен был принять на борт советских ледовых лоцманов.
      Ирония судьбы… Фашистский рейдер последовательно вели советские ледоколы: «Ленин», «Иосиф Сталин» и «Лазарь Каганович». До нападения на СССР оставалось меньше года.
      1. +2
        31 января 2015 22:49
        Полагаю нелишним напомнить: к тому времени между СССР и Германией действовал пакт о ненападении с секретным протоколом к нему (пакт Молотова-Рибентропа). СССР не являлся воюющей стороной и поэтому будучи независимым государством имел право решать кому и какую услугу оказывать. Кстати за проводку "Комета" по СевМорПути немцы заплатили и весьма неплохо. А эти средства в СССР надо полагать не "распилили", а направили на приобретение в той же Германии крайне необходимого имущества (хотя бы тех же станков). Американцы бы сказали бизнес есть бизнесс. О том, что меньше чем через год Германия нападет на СССР в то время знали только единицы в самой Германии, в Советском Союзе такое никто и предположить не мог, потому что такое вероломство для всех выглядело абсурдом, ну не было между этими странами таких противоречий, которые требовали решения военным путем.
        1. +3
          1 февраля 2015 11:50
          Цитата: Александр72
          Полагаю нелишним напомнить: к тому времени между СССР и Германией действовал пакт о ненападении

          Да, спасибо, мы в курсе...
  13. Вача1974
    +3
    31 января 2015 17:53
    Да, изменились времена за 100 лет. Раньше были враги, которых можно уважеть, а сейчас и братьев видеть не хочется, не то что уважать.
  14. +3
    31 января 2015 18:30
    Хорошо понимаю необходимость действий на коммуникациях.Также хорошо знаю насколько трудно в море пересаживать людей...
    Полагаю,что джельтмен фон Мюллер потому и получил широкую известность у моряков, оттого что они понимали сложности его джельтменских поступков...
    Однако и эпопея десанта вызывает увжение,восторг и удивление стойкости духа.
    Это не полчаса-час азарта боя!
    [quote=svp67]"Чертовски удачливый" рейдер. И вообще в мужестве и профессионализме немецким морякам отказать трудно, жаль что только эти их качества были направлены не на правое дело.
    Почему только морякам?Но и летчикам и солдатам.Очень серьезные вояки.
  15. +1
    31 января 2015 18:30
    К хорошей статье хотелось бы заострить внимание автора на одном моменте: уже упоминалось кем-то из коллег, что для нас это - Первая мировая война (отнюдь не Великая, как рефреном проходит по тексту). Если французы и англичане после 1918 года потеряли боевой дух, то для России (РСФСР, СССР, России снова) - войн впереди было предостаточно.
  16. Мякин
    0
    31 января 2015 20:13
    Классная статья, спасибо!
    Вспомнилась книга Э. Сальгарии "владыка морей"
    Кстати, поподробнее про эпопею десанта есть где почитать?
    1. +4
      1 февраля 2015 11:53
      Цитата: Мякин
      Кстати, поподробнее про эпопею десанта есть где почитать?

      Книгу не посоветую, не встречал, разве что интернет поможет. А вот на Дискавери есть небольшой цикл о крейсерах кайзера, так там один из эпизодов посвящен "Эмдему" и одиссее его команды. Неплохо показано.
      1. 0
        1 февраля 2015 15:44
        Дискавери рекомендовать не стоит! Уж больно много врут по этому каналу.
    2. Artem1967
      0
      2 февраля 2015 09:32
      Старпом "Эмдена" Мюке оставил довольно интересные мемуары, прочитал с удовольствием. В Интернете найдете, скачивайте и читайте.
  17. 0
    1 февраля 2015 06:06
    Благодарю, ибо хоть всё это нам давно известно, тем не менее - хорошая статья.

    Правда вот фраза:
    темнела громада военного корабля, который был опознан как бронепалубный крейсер «Жемчуг»

    немного смущает - о какой "громаде" речь? Это же "Жемчуг" - один из самых мелких, если не самый мелкий, крейсер Российского флота.

    А так да - всегда интересно читать такие материалы.
  18. 0
    1 февраля 2015 10:41
    Гельмут фон Мюкке-крутой!!!!))))
  19. +1
    1 февраля 2015 18:04
    Автору спасибо,статья образец для любителей истории,как впрочем и сама история в ней расказанная,-образец рыцарства,напористости,удачливости и героизма.Помнится давным давно,читая книгу английского историка,о событиях тех лет,был удивлён картинкой.Оказывается,и у других наций,тоже есть свои герои.Ещё раз спасибо.
  20. -1
    1 февраля 2015 19:19
    Пусть горит в аду!
  21. 0
    2 февраля 2015 00:44
    Помимо "Кенигсберга" у немцев был новейший быстроходный крейсер - 28узлов, бортовой залп шесть 105мм орудий "Карлсруэ". Действовал у северо-восточных берегов Бразилии. Захватил 17 британских судов водоизмещением 76тыс тонн на 1500 000£. Погиб от взрыва своего боеприпаса.
    "Эмден" захватил и потопил 16 британских пароходов 70 тыс тонн на сумму 2150 000£.
    Вместе со вспомогательными крейсерами, переделанными их гражданских пароходов причинили вред британской торговле 6,7млн £, примерно 0,66% от стоимости всех судов с грузами в то время.
    Если бы немцы перед войной больше уделяли вниманию рейдерам они бы нанесли британской торговле значительно больший вред, а не увлекались дредноутной гонкой.
    Граф Шпее который утверждал,что крейсера должны использоваться против крейсеров получил, что хотел. Сам уничтожил за время своего похода 2 британских броненосных крейсера "Гуд Хоуп" и "Монмот", и сам погиб в сражении у Фолклендских островов со всей эскадрой.
  22. Artem1967
    0
    2 февраля 2015 09:43
    Историческая ретроспектива показывает, что капитан-лейтенант Мюллер был абсолютно прав в тактике использования легких крейсеров. Успехи крейсерских операций "Эмдена" и "Кенигсберга" показательны. Легкие крейсера, оставшиеся с эскадрой Шпее, погибли без пользы делу при Фолклендах.
  23. 0
    2 февраля 2015 12:42
    Рейдерство - применение одиночных кораблей -
    и закончилось в 1-ой Мировой.
    Попытки рейдерства во 2-ой Мировой были плачевны
    для пиратов (надводных). Самолеты и гидросамолеты,
    хорошая радиосвясь позволяли затравить пирата.
    Пираты ушли под воду.
    1. 0
      6 февраля 2015 17:51
      Не соглашусь. "Атлантис" неплохо повоевал.
  24. 0
    2 февраля 2015 19:19
    Вот уж действительно при талантливом и решительном командире даже не самый мощный крейсер мог добиться серьезных побед.(Хоть и враг!) А наше обычное раздолбайство на примере КР "Жемчуга"? Как бы хотелось чтобы было наоборот!
  25. 0
    8 октября 2015 14:36
    Спасибо за статью. Прочитал с огромным интересом.