Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Рейтинговое агентство БРИКС как шаг к многополярности

Рейтинговое агентство БРИКС как шаг к многополярности


Манипуляции на рейтинговом рынке со стороны США свидетельствуют о необходимости создания альтернативных инструментов

26 января международное агентство Standard & Poor’s снизило суверенный рейтинг России с инвестиционного уровня (BBB-) до спекулятивного (BB+). Решение было ожидаемым – о возможности подобного шага компания объявила еще в декабре прошлого года, а чуть позже об ухудшении оценки России сообщили два других участника «большой тройки». Fitch опубликовал новый российский рейтинг (BBB–) в начале года, а 17 января о понижении (до уровня Ваа3) заявило агентство Moody’s. Поэтому в целом и рынок, и эксперты были готовы к решению Standard & Poor’s[1]. Ожидаема была и реакция участников – временное снижение курса рубля и стоимости акций быстро сменилось последующей коррекцией котировок.


Главным в этой связи является мотивация действий рейтингового агентства, а также степень влияния на него геополитической напряженности. Сложно согласиться с тем, что снижение рейтинга абсолютно необъективно. Ухудшение экономической ситуации наблюдалось уже в 2013 г. еще до начала санкционной войны со стороны Запада. Внешнеполитический кризис, в который попала наша страна весной 2014 г., усилил воздействие внутренних факторов. Основным из них стало отсутствие сколько-либо явных результатов реализации государственных программ, принятых после 2008г. и направленных на смену существующей экспортно-сырьевой модели «конкурентоспособной экономикой знаний и высоких технологий»[2].

Тем не менее, предположения об «ангажированности» решения Standard & Poor’s, а точнее о возможностях руководства США в той или иной мере манипулировать деятельностью рейтинговых компаний, представляются достаточно обоснованным. В первую очередь, обращают на себя внимание события, предшествовавшие снижению рейтинга. Так, 25 января Б. Обама заявил о готовности «рассмотреть все имеющиеся дополнительные варианты»[3] оказания давления на Россию, не уточняя деталей. А уже на следующий день Standard & Poor’s сообщило о понижении суверенного рейтинга нашей страны. При этом выводы агентства хотя и базировались на экономической составляющей, но объективно являются, как было отмечено А.Силуановым, «чрезмерно пессимистичными»[4].

Следует отметить, что в условиях внешнеполитической конфронтации её информационная составляющая сама по себе является фактором, существенно воздействующим на рынок. Спланированная последовательность событий позволила заявить о широких возможностях руководства США воздействовать на решения Standard & Poor’s. Однако речь все же идет об использовании регуляторных возможностей американских властей и умелом применении ими знаний о принципах, методиках и практике рейтинговой деятельности агентств, входящих в «большую тройку».

Так, важной частью работы этих компаний является анализ информационного фона и открытых данных[5], которые в западных СМИ в отношении России носят преимущественно негативных характер. Уже упомянутое выступление Б.Обамы, постоянная публикация высказываний европейских лидеров о необходимости разработки новых санкций[6] не могут не воздействовать на мнение специалистов, проводящих анализ рисков и перспектив развития нашей страны. Таким образом, действия США, направленные, по словам помощника госсекретаря В.Нуланд, на создание «рыночной неопределенности» в отношении состояния российской экономики и возможности сотрудничества с отечественными компаниями[7] используются, в т. ч. и для опосредованного воздействия на рейтинговые компании.

Важно также учитывать и структуру данного рынка: все три агентства, чьи мнения являются значимым для большинства инвесторов, находятся в американской юрисдикции, т.е. их деятельность контролируется единым органом – Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Ужесточение требований к рейтинговой деятельности, последовавшее за финансовыми кризисами 2007-2009 годов, позволило усилить роль государственного регулирования. Кроме того, претензии американского Минюста к деятельности Standard & Poor’s, предъявленные сразу после принятия агентством в 2011 г. решения о снижении суверенного рейтинга США, а затем и вынужденная отставка президента компании, позволяют говорить о наличии и других неформальных инструментов воздействия в отношении «большой тройки».

Практика применения санкций также показала, что у США имеется возможность безосновательного с экономической точки зрения отзыва присвоенных ранее рейтингов. Для компаний, против которых власти США принимают ограничительные меры, это означает фактическую утрату перспектив международных заимствований. Причем это касается даже тех рынков, которые не поддерживают антироссийскую политику. Подобные действия были предприняты в апреле 2014 г. Moody’s в отношении российского железнодорожного оператора «Трансойл», подконтрольного попавшему в американский список Г.Тимченко. При этом агентство откровенно указало, что основанием для отзыва стали «собственные деловые причины», не связанные с финансовым положением «Трансойла»[8].

Таким образом, можно говорить о существовании и достаточно активном использовании методов манипулирования деятельностью рейтинговых агентств. Политическое давление вынуждает эти компании применять наиболее консервативные подходы при рейтинговании для снижения риска претензий со стороны контролирующего органа. С учетом повсеместного использования рейтингов «большой тройки» в международной инвестиционной деятельности, подобные возможности американских властей в существенной степени затрагивают проблему обеспечения экономической безопасности тех стран, в отношении которых данная практика применяется.

Вопросы к деятельности компаний «большой тройки» уже поднимались на самом высоком уровне со стороны европейских стран в ходе долгового кризиса. Анализ ситуации на их финансовых рынках показал, что степень воздействия рейтинговых оценок на участников крайне высока, а суждения агентств о надежности тех или иных заемщиков уже сами по себе являются важным фактором, способным повлиять на поведение инвесторов. В результате, происходит увеличение риска цикличного падения, когда ухудшение состояния рынка первично вызвано его негативной оценкой рейтинговой компанией, а впоследствии уже именно оно становится причиной еще большего снижения прогнозных показателей со стороны «большой тройки».

Исследования центрального банка Италии подтвердили, что в кризисных ситуациях на инвесторов влияет не только и не столько реальное состояние экономики и финансов заемщика, а их собственные панические опасения. Так, низкий уровень котировок итальянских долговых обязательств был в большей степени вызван причинами, которые не поддавались контролю со стороны государства. В то же время они были подвержены воздействию внешней негативной информации, в том числе поступающей от крайне ограниченного числа рейтинговых агентств.

В результате, в 2008-2010 годах роль «большой тройки» в мировой финансовой системе стала объектом пристального внимания международных структур, включая «Группу 8», «Группу 20», Совет по финансовой стабильности, а также регулирующие органы отдельных стран. Так, в 2009 г. вопросам контроля над деятельностью агентств был посвящен отдельный раздел Заявления «Двадцатки» об укреплении финансовой системы. В нем, в частности, был подтвержден их статус «важнейших участников рынка» и определена обусловленная этим необходимость введения жестких мер надзора для обеспечения качества и транспарентности рейтинговых показателей[9].

Однако изменение правил деятельности агентств, предпринятое по инициативе международного сообщества во главе с «Группой двадцати» не привело к тем целям, которые были поставлены. Предоставление больших возможностей местным рейтинговым компаниям на уровне отдельных стран не позволило изменить олигополистическую структуру рынка. Не удалось ни усилить международную конкуренцию, ни серьёзно снизить зависимость финансового сектора и государственных органов различных стран от рейтингов «большой тройки».

Таким образом, преодоление сложившейся ситуации во многом зависит от государственной поддержки инициатив по созданию новых крупных агентств. Залогом их успеха станет практика работы сразу на нескольких рынках, что позволит аккумулировать международной опыт и завоевать доверие инвесторов из разных стран.

Подтверждением необходимости привлечения нескольких государств к реализации подобного проекта может служить пример китайского агентства Dagong Global Credit Rating. Созданная в 1994г. крупнейшая национальная компания так и не смогла составить конкуренцию «большой тройке». Так, ее январское решение сохранить суверенный рейтинг России на уровне А[10] не повлияло на мнение участников рынка на фоне негативных прогнозов «большой тройки». Это говорит об объективно слабых возможностях национальных агентств по признанию своих рейтингов на международном уровне. Следовательно, успешным может стать тот проект, который будет реализован на межгосударственной основе странами, имеющими достаточно емкий внутренний финансовый рынок и возможности для привлечения создаваемой компании к оценке крупных инвестиционных программ.

Наиболее подходящей площадкой для реализации подобных инициатив представляется БРИКС. Его участники выступают за необходимость реформирования международной финансово-экономической архитектуры и становления «более демократичного и справедливого многополярного миропорядка»[11], что подразумевает снижение влияния Запада на мировую финансовую систему. Имеющиеся подтверждения манипуляций на рейтинговом рынке со стороны США свидетельствуют о необходимости создания альтернативных инструментов, которые позволят инвесторам из государств с развивающимися рынками не зависеть от геополитических рисков и действий отдельных стран вне рамок международного правового поля.

Проект может быть реализован на базе создаваемого Нового банка развития БРИКС. Это позволит решить сразу несколько задач:

1. усилить независимость деятельности агентства от влияния отдельных государств и их регулирующих органов;
2. сохранить на начальном этапе возможность учета региональной специфики экономики, особенностей делового этикета стран, приоритетных для деятельности агентства, за счет достаточно узкого круга объектов оценки;
3. обеспечить поддержку агентства на нескольких национальных рынках и повысить тем самым его международную конкурентоспособность. Для этого необходимо признание результатов проводимых оценок со стороны государственных органов и рыночных регуляторов стран-участниц;
4. диверсифицировать источники финансирования и по возможности отказаться от принципа оплаты объектом оценки, что может быть реализовано в случае, если средства будут предоставляться самим объединением, и тем самым в определенной степени обезличиваться для получателя.


Предпосылки к реализации подобного проекта просматриваются в совместных инициативах стран-участниц объединения: Россия и КНР три года назад презентовали инициативу по созданию международной рейтинговой компании Universal Credit Ratings Group, куда должны были войти китайское агентство Dagong Global Credit Rating, американское Egan Jones Rating и российское «Рус-Рейтинг». Аналогичный проект Бразилии, Индии, ЮАР совместно с Малайзией и Португалией стартовал в 2013 г. и объединил пять местных рейтинговых компаний.

Целью в обоих случаях является завоевание доли международного рынка и конкуренция с «большой тройкой». Однако, как показала практика, усилий частных компаний для успешной реализации поставленных задач недостаточно. Необходима активная поддержка со стороны государств, направленная, прежде всего, на облегчение выхода на международный уровень и использование оценок новой структуры на уровне регулирующих органов и центральных банков стран-участниц.

Концептуально возможность создания рейтингового агентства в рамках БРИКС была проработана с российской стороны как на академическом уровне (предложение отечественного научного сообщества о «переходе (стран БРИКС) на использование своих рейтинговых агентств»[12], так и на государственном. «Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС» выделяет «поощрение создания независимых рейтинговых агентств государств-участников БРИКС, призванных способствовать более объективной оценке рыночного положения национальных компаний и банков»[13] как одну из форм усиления сотрудничества в торгово-экономической сфере. Однако данные предложения до настоящего времени не нашли своего отражения в совместных планах действий блока.

Наблюдаемое в настоящее время давление на рейтинговые компании «большой тройки» и манипулирование результатами их деятельности делают задачу создания в рамках БРИКС международного рейтингового агентства одним из стратегических приоритетов российского председательства в организации и важным пунктом повестки предстоящего саммита в Уфе. Включение данного вопроса в уфимский план действий БРИКС станет адекватным ответом стран-участниц на попытки использовать ключевые инструменты международных финансовых рынков в политических целях.

***

[1] напр.: http://top.rbc.ru/finances/11/01/2015/54a148d09a79470990317eab
[2] http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009
[3] http://edition.cnn.com/2015/01/25/asia/ukraine-russia-obama/
[4] http://1prime.ru/state_regulation/20150126/801028949.html
[5] http://www.foreignaffairs.com/articles/142804/david-james-gill-and-michael-john-gill/the-great-ratings-game
[6] напр.: http://www.wsj.com/articles/eu-heads-call-for-more-russia-sanctions-1422351364
[7] http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-113hhrg87837/html/CHRG-113hhrg87837.htm
[8] https://www.moodys.com/research/Moodys-withdraws-Transoils-ratings--PR_296531
[9] http://ru.g20russia.ru/load/780974963
[10] http://www.cntv.ru/2015/01/08/VIDE1420727885357247.shtml
[11] напр.: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml
[12] Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС // под. Ред. В.А. Садовничего, Ю.В. Яковца, А.А. Акаева. М.Ж МИСК-ИНЭС-НКИ БРИКС. 2014. С. 130
[13] http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf
Автор: Сергей Вячеславович Каратаев,кандидат экономических наук
Первоисточник: http://www.riss.ru/analitika/4195-rejtingovoe-agentstvo-briks-kak-shag-k-mnogopolyarnosti-mezhdunarodnoj-finansovoj-sistemy#.VM2b7yx_7Gi


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. андрей юрьевич 2 февраля 2015 05:35
    .http://file-rf.ru/news/2222
    Как сообщило Радио «Голос России», новое агентство собирается бросить вызов пресловутой американской «тройке рейтинджеров»: S&P, Moody’s, Fitch, на субъективизм которых давно жалуются многие страны – и не только из БРИКС.
    Китайское агентство «Дагун» (Dagond Global Credit Rating) давно обвиняет американскую «рейтинговую тройку» в необъективности и политической ангажированности. Самый ярким примером этого стали высокие рейтинговые котировки американских банков, занимающихся ипотекой в США. Осенью 2008 года эти банки обанкротились, сильно «подмочив» при этом репутацию своих оценщиков.
    До этого агентство «Дагун» заключило партнёрские соглашения с восемью компаниями, в том числе из Германии, Японии и Южной Кореи. А на днях китайское агентство провело переговоры с одним из потенциальных партнёров в России – компанией «Русрейтинг». Российские эксперты полностью поддержали китайскую инициативу, не сообщив пока никаких подробностей сенсационного соглашения.
    В российских рейтинговых кругах считают, что у «Дагуна» два основных варианта партнёрства с российскими коллегами: или покупка российских агентств, либо долевое участие. Главным же условием прихода на российский рынок для китайцев станет, по мнению экспертов, существенное расширение доступа к базе данных клиентов – для повышения качества рейтинговых оценок.
    По этому поводу замдиректора рейтингового агентства АК&М Александр Золотокопов сказал в интервью «Голосу России»: «Интерес китайского агентства к России – очень положительный фактор. Хочу обратить внимание, что совсем недавно заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев выступил с идеей создать рейтинговое агентство стран этого сообщества. То есть внешнеэкономические операции России должны рейтинговаться не только американскими рейтинговыми агентствами. Точно так же "Дагун" предлагает работать в странах БРИКС».
    Всем добросовестным экспертам очевидно, что, получая качественные и неполитизированные рейтинги своей кредито- и платёжеспособности, страны БРИКС – и Россия в первую очередь – смогут обрести серьёзные конкурентные преимущества на мировых рынках. winked
    1. Konar 2 февраля 2015 05:51
      Это так, но чтобы набрать вес во всем мире, и особенно на западе, и "Дагуну" и другим перспективным агентствам понадобятся годы. А пока что придется работать в рамках монопольного давления со-стороны текущей тройки, и сопоставимой альтернативы пока что не будет.
      1. Sid.74 2 февраля 2015 08:57
        Это ж просто праздник какой-то! wink

        Китайский Dagong: Рейтинг России в местной и иностранной валюте сохраняется на уровне "А", прогноз "стабильный" - "Несмотря на то, что российская экономика оказалась под влиянием ухудшающихся внешних условий, уровень валютных резервов России обеспечивает необходимый буфер для российской экономики, сохраняя сравнительно малый разрыв между ресурсами по выполнению своих долговых обязательств и возможностью производить материальные блага"


        Агентство Dagong присвоило "Газпрому" самый высокий кредитный рейтинг

        По оценкам китайского кредитного агентства, долгосрочный кредитный рейтинг компании "Газпром" в местной и иностранной валюте определен на самом высоком уровне "ААА", прогноз "стабильный".
        РИА Новости http://ria.ru/economy/20150202/1045398376.html#ixzz3QZ3uisg5
      2. Grabber2000 2 февраля 2015 16:05
        - «тройке рейтинджеров»: S&P, Moody’s, Fitch, на субъективизм которых давно жалуются многие страны - ! Отвечу, словами старика Мюллера:
        "Маленькая ложь рождает большое недоверие!"
      3. Талгат 2 февраля 2015 20:17
        Цитата: Konar
        чтобы набрать вес во всем мире, и особенно на западе, и "Дагуну" и другим перспективным агентствам понадобятся годы. А пока что придется работать в рамках


        Да, было бы так, если бы рейтинговое агентство брикс собиралось бы конкурировать с Мудисами на их поле - в целях кредитования от МФВ и западных банков (читай ФРС) - там даже не "годы" понадобились бы а вечность - никогда они к себе чужих не пустят

        Но БРИКС решил создать альтернативу основе господства сша и фрс (а это же наряду с распечаткой долларов фантиков еще и Кредитование) и сами будут кредитовать через банк БРИКС - а для этого надо выставлять рейтинг - но нельзя пользоваться Мудисами - т к они же сразу Ирану или России выставят минуса

        Тут надо свое агентство которое выставит не политизированный правдивый рейтинг для определения рисков и выдачи кредитов. Т е это агентство не будет конкурировать с "мудясами" - ему и не надо - новые инструменты начнут работать в новом пространстве БРИКС
    2. Комментарий был удален.
  2. el.krokodil 2 февраля 2015 05:46
    типа пиндо.сия инвестировать в РОССИЮ не сможет теперь?..всё..жизнь дала трещину..депрессняк и запой... drinks laughing
    1. Dreamscripter 2 февраля 2015 11:23
      Если бы только Америка - это было бы одно дело. Проблема же в том, что к этой большой американской тройке прислушивается большинство инвесторов со всего мира, а не только из США - поэтому у США имеется практическая монополия на мировые инвестиционные рейтинги (ибо все три агенства находятся в юрисдикции США и подчиняются её государственным органам).
  3. a.s.zzz888 2 февраля 2015 06:07
    Включение данного вопроса в уфимский план действий БРИКС станет адекватным ответом стран-участниц на попытки использовать ключевые инструменты международных финансовых рынков в политических целях.


    Все правильно, их же салом, по мусалам! laughing
  4. Миг-29 2 февраля 2015 06:13
    http://korrespondent.net/business/financial/3473964-mynuist-ssha-rassleduet-deia
    telnost-Moodys-v-sviazy-s-zavyshenyem-reitynhov

    Минюст США приступил к проверке рейтингового агентства Moody's

    Moody's подозревают в предоставлении завышенных рейтинговых оценок по ипотечным облигациям в преддверии финансового кризиса 2008 г

    Министерство юстиции США начало расследование в отношении рейтингового агентства Moody's, подозревая его в предоставлении завышенных рейтинговых оценок по ипотечным облигациям в преддверии финансового кризиса 2008 года. Об этом сообщила в воскресенье, 1 февраля, газета The Wall Street Journal.

    По данным издания, в последние несколько месяцев представители минюста встречались с рядом бывших руководителей Moody's для выяснения механизма присуждения рейтингов по ипотечным сделкам. Следователей интересовало, в частности, не нарушало ли агентство собственные стандарты с целью привлечения клиентов. Как отмечает The Wall Street Journal, расследование минюста находится на начальной стадии и пока неизвестно, будет ли дело доведено до суда.

    В феврале 2013 года минюст США подал иск против рейтингового агентства Standard & Poor's, обвинив его в намеренном завышении кредитных рейтингов ипотечных облигаций. По информации The Wall Street Journal, сторонам недавно удалось достичь соглашения, в соответствии с которым S&P будет оштрафована более чем на 1,3 млрд долларов.

    Moody's понизило рейтинги 17 регионов и городов России

    Руководствуясь позитивными оценками рейтинговых агентств – в первую очередь таких крупных, как Standard & Poor's, The Wall Street Journal и Fitch – многие инвесторы скупали ипотечные бумаги и впоследствии, когда рынок ипотеки рухнул, понесли огромные потери. По мнению многих экспертов, крах ипотечного рынка способствовал началу мирового финансового кризиса.

    Повышенное внимание к своей деятельности агентства привлекли еще в 2001 году в связи со скандалом вокруг энергетической корпорации Enron: они сохраняли за компанией высокий рейтинг вплоть до ее банкротства.
  5. taseka 2 февраля 2015 06:36
    То, что мерзкая политика двойных стандартов США уже многим своей пошлостью известна, это факт, как тот, что создан мощный альянс противодействия этому, со стороны разумных государств!США загнило!
  6. rotmistr60 2 февраля 2015 07:11
    Манипуляции на рейтинговом рынке со стороны США свидетельствуют о необходимости создания альтернативных инструментов

    Наконец-то задумались. Пора прекращать молиться на американскую финансовую и экономическую модель.
  7. XYZ 2 февраля 2015 09:34
    Давно пора воспринимать эту тройку просто, как политический инструмент США, как ЦРУ или армия. Причем действует этот инструмент весьма однообразно, но продуктивно - сначала матраслэнд разоряет непокорную страну санкциями, а затем рейтинговые агентства добивают их экономику своими оценками. Но с Россией такой вариант непроходной. Скандалы с попыткой снижения американских рейтингов - фарс и лицемерие. Во-первых она однозначно не проходит и агентства ответят за это деньгами, во-вторых если бы они не сделали такой попытки, то обвинений в необъективности было бы на порядок больше и серьезно пострадала репутация. Такая ситуация не может продолжаться вечно и балансировать на грани потери репутации и обслуживания интересов текущей американской администрации долго невозможно. Альтернатива тройке уже рождается и им скоро придется принимать непростые решения для удержания своего бизнеса.
    XYZ
    1. Hronyaka 2 февраля 2015 15:18
      Цитата: XYZ
      Давно пора воспринимать эту тройку просто, как политический инструмент США

      Давно пора воспринимать эту тройку просто, как эротический инструмент США, на который они пытаются мир натянуть.Отрезать по самое е..лицо в общем надо бы.
  8. coolvoldik 2 февраля 2015 18:55
    Вся эти рейтинговые агентства были бы глубоко по барабану для нашей экономики , если бы имелись внутренние источники кредитования и инвестирования. Ставка ЦБ для предприятий реального сектора должна быть меньше 5% годовых. Для коммерческих банков и других финансовых спекулянтов , хоть 30%. Опять деньги выделенные для докапитализации коммерческих банков оказывают давление на валютном рынке. Пока они на один процент увеличивают кредитный портфель в реальный сектор, другие 99% работает как спекулятивный капитал. Дайте дешёвых денег в промышленный сектор и все заработает. Когда уберут этих вредителей из ЦБ , Минфина, Минэкономразвития.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня