ВМС Индии могут арендовать подлодку К-322 «Кашалот»

В середине декабря прошлого года стало известно, что министерство обороны Индии рассматривает возможность арендовать у России еще одну атомную подводную лодку. В составе индийских ВМС уже несколько лет служит арендованная субмарина «Нерпа»/INS Chakra, в дополнение к которой может быть взята еще одна. Примерно месяц спустя появились новые подробности возможного договора между Индией и Россией.

ВМС Индии могут арендовать подлодку К-322 «Кашалот»


Напомним, 16 декабря глава индийского военного ведомства Манохар Паррикар заявил, что Индия в обозримом будущем намерена провести переговоры с Россией на предмет аренды еще одной атомной субмарины. Предполагается, что такая сделка позволит заметно повысить потенциал индийских ВМС, а также скажется на эффективности подготовки личного состава. По некоторым данным, на момент заявлений М. Паррикара российская и индийская стороны уже обсуждали условия возможного контракта, касающегося аренды второй АПЛ.


В декабре в некоторых отечественных и зарубежных средствах массовой информации сообщалось, что в интересах Индии может быть достроена и модернизирована подлодка «Ирбис». Слухи о грядущей достройке этого корабля с последующей передачей индийским военным начали ходить еще в 2013 году, однако до сих пор не получили подтверждения. Более того, согласно последним сообщениям АПЛ «Ирбис» не будет достраиваться в рамках исполнения договора об аренде.

19 января информагентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в российской оборонной промышленности сообщило некоторые подробности переговоров по новому контракту. Так, в случае подписания договора ВМС Индии получат атомную подлодку в лизинг на срок 10 лет. Предметом переговоров является АПЛ К-322 «Кашалот», в течение нескольких последних лет находящаяся на ремонте.

По информации источника «Интерфакса», подлодка пройдет глубокую модернизацию, которая будет производиться в соответствии с требованиями заказчика в лице ВМС Индии. Ремонтом и обновлением субмарины займется Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре), где она находится в настоящее время.

Неназванный источник заявил, что на проведение всех необходимых работ понадобится около трех лет. Таким образом, если контракт на передачу подлодки «Кашалот» будет подписан в этом году, то ремонт и модернизация, испытания и обучение индийского экипажа могут быть выполнены до 2018 года. Таким образом, к началу следующего десятилетия в составе военно-морских сил Индии будет две атомные подводные лодки российской постройки, переданные в лизинг.

Субмарина «Кашалот» относится к проекту 971 «Щука-Б» и является третьей серийной подлодкой этого типа. Она была заложена в сентябре 1986 года на Амурском судостроительном заводе. Изначально она классифицировалась как большая атомная подлодка. Летом следующего года субмарину спустили на воду, а затем перевели в плавучем доке на завод «Восток» в поселке Большой Камень. 30 декабря 1988 года, после проведения всех испытаний и проверок, подлодка вступила в строй, а в конце марта следующего года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Летом 1990 года подлодка впервые выполнила задачи боевой службы. За несколько недель похода экипаж субмарины в течение 354 часов следил за лодками иностранных флотов, побив прежний рекорд времени слежения.

В апреле 1992 года подлодка была переклассифицирована в атомную крейсерскую. Примерно через год к новому обозначению К-322 добавилось имя «Кашалот».

В 2003 году при помощи плавдока «Зея» субмарина К-322 «Кашалот» была отправлена на Амурский судостроительный завод с целью проведения ремонта. В силу разных причин подлодка до сих пор остается на заводе и не готова к продолжению службы. Ввиду затянувшихся ремонтных работ неоднократно появлялись слухи о возможном скором списании и утилизации корабля.

По последним данным, подлодка «Кашалот» в настоящее время является темой переговоров между российскими и индийскими военными. Если информация агентства «Интерфакс» соответствует действительности, то в ближайшем будущем ремонт подлодки может продолжиться, после чего она будет передана Индии.

По результатам переговоров и последующих работ ВМС Индии могут заметно повысить свой боевой потенциал. Дело в том, что подавляющее большинство подлодок в индийском флоте – неатомные, из-за чего их возможности серьезно ограничены. В настоящее время в боевом составе индийских военно-морских сил имеется только одна многоцелевая АПЛ – INS Chakra, ранее известная как К-152 «Нерпа». Единственная строевая атомная субмарина Индии изначально строилась для ВМФ России, однако позже появился договор, в соответствии с которым лодку достроили и передали зарубежному заказчику.

ВМС Индии могут арендовать подлодку К-322 «Кашалот»


Кроме «Чакры» Индия располагает еще одной подлодкой с ядерной энергетической установкой, однако она в настоящее время проходит испытания. С середины восьмидесятых годов индийские специалисты совместно с зарубежными коллегами работали над проектом перспективной АПЛ, вооруженной баллистическими ракетами. Строительство головной лодки нового проекта началось в 1998 году. Корабль получил имя INS Arihant. Спуск подлодки на воду состоялся в 2009 году, однако на ходовые испытания она вышла только в середине декабря прошлого года. Точная дата начала службы пока остается неизвестной. В будущем планируется построить серию лодок с баллистическими ракетами.

Таким образом, в случае реализации возможного контракта ВМС Индии будут располагать двумя многоцелевыми АПЛ и одной АПЛ с баллистическими ракетами. Тем не менее, основной ударной силой индийского подводного флота останутся дизель-электрические субмарины нескольких типов зарубежного производства. Специфической особенностью будущей индийской группировки атомных подлодок является тот факт, что в обозримом будущем Индия будет строить самостоятельно только субмарины с баллистическими ракетами. Многоцелевые АПЛ пока планируется брать в аренду у России.

Контракт на передачу в аренду Индии подлодки К-322 «Кашалот» пока не подписан. Из слов источника информагентства «Интерфакс» следует, что в настоящее время российские и индийские военные обсуждают условия ремонта и передачи субмарины. Подробности нового соглашения должны быть объявлены позже, когда стороны найдут общий язык и уточнят все условия контракта.


По материалам сайтов:
http://timesofindia.indiatimes.com/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/
http://deepstorm.ru/
http://ria.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 31
  1. Карандаш 3 февраля 2015 06:48
    Забавные вещи происходят. Взятые в аренду подводные лодки... Смотришь, скоро появятся, взятые напрокат, танки))). Повоевали, сдали добро в пункт проката и пошли пить пиво)))
    1. Geisenberg 3 февраля 2015 11:27
      Цитата: Карандаш
      Забавные вещи происходят. Взятые в аренду подводные лодки... Смотришь, скоро появятся, взятые напрокат, танки))). Повоевали, сдали добро в пункт проката и пошли пить пиво)))


      Не аренда, а лизинг. Это разные вещи. В частности лизинг подразумевает, что АПЛ будет полностью выкуплена, чего не будет в случае аренды.

      Согласен лиш с тем что вещи чудные конечно )))
      1. jjj 3 февраля 2015 12:04
        Атомные подводные лодки нельзя продавать другим странам. А вот аренда - пожалуйста
        jjj
      2. rudolff 3 февраля 2015 13:15
        Не лизинг, а именно аренда.
    2. bvi1965 3 февраля 2015 13:53
      Цитата: Карандаш
      Забавные вещи происходят. Взятые в аренду подводные лодки... Смотришь, скоро появятся, взятые напрокат, танки))). Повоевали, сдали добро в пункт проката и пошли пить пиво)))


      А что нового в аренде. ЛЭНД-ЛиЗ однако был...
      1. Касым 3 февраля 2015 21:48
        Сдается мне, что часть экипажа должна быть от "производителя" на случай, например, нештатной ситуацией с движетелем. Потом вооружение довольно ..., будем говорить, не самое простое (ну как Вы видите, чтобы индусы с рос. крылатыми ракетами или ракето-торпедами обращались как с родными - туго верится).
        Вот и получается, что у РФ в Индийском океане свои глаза, уши и ... дубина с местом базирования там же. Теперь похоже две АПЛ будут. По другому эту "АРЕНДУ" не понять. hi
    3. dsf324rdg 4 февраля 2015 06:24
      Хочу дать один совет! Бросал курить раз 100 наверное без толку, пока не прочитал про этот метод, через неделю уже забыл что такое сигарета, здесь всё грамотно расписано http://dimasmok.blogspot.com
      dsf324rdg
  2. Ф.Вастаг 3 февраля 2015 07:41
    Пусть лучше арендуют (введут в эксплуатацию) одну из 941-х АКУЛ,"СЕВЕРСТАЛЬ" к примеру (за условную 1 рупию, как за Авианосец"А.Горшков") и Вложаться (вместе с Макеевцами) в разработку ракет (типа Р-39) для нее. А вторую лодку "АРХАНГЕЛЬСК"можно отдать в Аренду (лет на 30) Китаю или КНДР. И нам польза (уникальные Чудо-АПЛ получат вторую Жизнь и будут в работе, а не порезаны) и им польза (из подо льда Арктики они будут постоянно держать на Ядерном прицеле отмороженный Пакистан и Штаты с Японией)
    1. donavi49 3 февраля 2015 09:33
      Чем держать? Штатных ракет нет. Для ракет КНР и будущих индусских такая лодка не нужна, ибо они в габарите 40 тонн, а не 100. Переоборудовать очень дорого, если в носитель КР. Да и опять же, такой огромный корпус не нужен. Огромные размеры дают большую заметность, что плохо и требуют значительно больше средств на обслуживание и ремонт.

      Они скорее БДРМ возьмут какой, вроде Тулы или Брянска. Если уж про это говорить.
      1. jjj 3 февраля 2015 22:23
        Стратегические лодки нельзя. Это под запретом о нераспространении ядерного оружия
        jjj
        1. Ф.Вастаг 4 февраля 2015 00:55
          А Резать НАМ (Стратегические АПЛ Акула 941) на Иголки значит можно (на Радость Штатам и НАТО) и в Ущерб Обороне и Безопасности России. Пусть уж лучше оставшиеся Уникальные Акулы будут в долгосрочной Аренде у Индусов и Северных Корейцев, чем стоять без дела (и без ракет) у причалов (ожидая вынесение себе приговора об их ликвидации)
  3. Siberia 9444 3 февраля 2015 07:47
    Не кии Ленд-лиз только в мироне время.
  4. Evgeniy667b 3 февраля 2015 08:33
    Клоунам из Индии все неймется. Вот как их маленький Пакистан зашугал!!! Ну зачем козе Баян? А у нас за деньгу удавиться готовы.
  5. dobrjak 3 февраля 2015 09:05
    Да, что только не сдают в аренду.
  6. avt 3 февраля 2015 09:21
    Вторая фотография надо полагать сделана у берегов Швеции !? laughing Так вот какую лодку шведы ищут - 971ю!
    avt
    1. deadstar 4 февраля 2015 01:02
      Зачем публиковать свехсекретную разработку микро 671-й! С подводниками размером с мизинец, выращенных методом генной инженерии. Теперь все западные СМИ взвоют от ужаса.
  7. Nero9119 3 февраля 2015 09:26
    Забавно, атомные субмарины в аренде, дальше ядерные ракеты, крейсера. Наверно такие договора означают большой уровень доверия между государствами.
    1. ROMANO 3 февраля 2015 12:05
      Ядрёны ракеты, конечно же перебор, но вот, зенитные, для Ирана, лет на 20-40 "в аренду", "на хранение", или "длительные испытания"... Почему бы и нет?
  8. Андрей НМ 3 февраля 2015 09:52
    Бомбу на прокат? А с использованными бомбами что делать? laughing
  9. Nitarius 3 февраля 2015 09:55
    вопрос только- а нашем есть самим на чем Плавать то ? или у АМЕРИКИ КУПИМ НАДУВНЫЕ ЛОДКИ? )))
  10. перекур 3 февраля 2015 11:19
    Идиотизм какойто, у индусов восстановить плак деньги есть, а у нас? Почему мы тратим огромные деньги на строительство новых апл, если у нас в закромах родины имеются лодки, не отслужившие и трети срока? ГПВ2020 лишь красивая абривиатура, за которой скрывается царство абсурда!
  11. Bongo 3 февраля 2015 11:43
    В 2003 году при помощи плавдока «Зея» субмарина К-322 «Кашалот» была отправлена на Амурский судостроительный завод с целью проведения ремонта. В силу разных причин подлодка до сих пор остается на заводе и не готова к продолжению службы.


    Просто удивительно, что на ВО появляется откровенная "деза". negative Хотелось бы задать вопрос автору, "откуда дровишки" ? АПЛ НИКОГДА не ремонтировались на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Этим занимаются в Большом камне. Транспортировка лодок в низ по течению и то является крайне сложной задачей, что уж говорить про подъём в верх. Единственным исключением в новейшей истории является ДПЛ пр. 877 Б-187 которая уже около 10 лет "проходит ремонт и модернизацию". Кроме этого ведётся строительство двух корветов пр.20380.
    1. Bongo 3 февраля 2015 12:05
      "МинуСер", а в чём я не прав?
      Положение на Амурском судостроительном заводе
      http://bmpd.livejournal.com/883980.html
      1. zyablik.olga 3 февраля 2015 14:44
        Цитата: Bongo
        "МинуСер", а в чём я не прав?

        Серёжа, это наверное на тебя "автор" за критику обиделся! lol
  12. Арктидианец 3 февраля 2015 11:54
    К подобным контрактам целесообразно привязывать другие, как пример отказа от Рафалей в пользу Су.
    1. Ф.Вастаг 4 февраля 2015 01:05
      Вот именно, взяли Индусы в Аренду АПЛ "Кашалот" или "Акулу", пусть берут и контракт на поставку новых МИГ-35 (для своих ВВС) вместо говно-Рафалей Обязательно должна быть "Привязка" (и к другим Контрактам)
  13. Роман 1977 3 февраля 2015 12:03
    Подводный флот у Индии появился в конце 60-х годов с поставкой СССР первых 4-х ДЭПЛ пр. 641, в начале 70-х за ними последовали еще 4 корабля этого типа. Все они выведены из состава флота, 3 (!) сохраняются как музеи.
    За ними последовали, почти одновременно:
    - 4 немецких ДЭПЛ типа "209" (класс "Шишумар", 2 построены в Германии, вошли в строй в 1986 году, 2 построены в Индии в 1992 и 1994 году) 3 в строю, прошли "средний ремонт", 4-я - в ремонте, заказ еще на 2 был отменен
    - 10 наших ДЭПЛ пр. 877ЭКМ (класс "Синдугош", вошли в строй в 1985-90 гг - 8 единиц и 2 - в 1997 и 2000 г., последняя - "Синдушастра" уже по пр. 08773), 8 в строю, "Синдукирти" - на ремонте и модернизации в Индии (Вишакапатнам), S63 "Синдуракшак" взорвалась в Бомбее в ночь на 14 августа 2013 года, 7 прошли ремонт и модернизацию по пр. 08773 (с установкой УР "Клаб" 3М54Э) в России на "Звездочке" в 1997-2013 гг
    В настоящее время заказано 6 НАПЛ французского проекта "Скорпен", все будут построены в Индии, 3 заложены в 2006-08 гг и планируются к вводу в строй в 2015-17 гг (при том, что по контракту ВСЕ 6 должны быть сданы не позже 2018 года это уже основа для сдвига сроков "вправо"!).
    Фактически проходящая сейчас испытания АПЛ "Арихант" является третьей атомной подлодкой в ВМС Индия, первые две- это переданные в аренду наши корабли пр. 670 (1988-91 гг) и пр. 971И (с 2010 года).

    Сам "Арихант" будет не серийным кораблем, а опытно-экспериментальным, для отработки технологий, технических решений и тактики применения. С его постройкой Индия обрела заключительную часть ядерной триады - АПЛ несет 12 БРПЛ К-15 (способна нести ядерную БЧ, дальность от 700 км). Индия не скрывает, что ракеты на ПЛ - способ уберечь часть своего ядерного потенциала от превентивного удара противника (Китай, Пакистан), т.е. идет, в своем стратегическом планировании, по пути сверхдержав во время холодной войны. Следующие за "Арихант" АПЛ тоже должны нести БР - К-4, большей дальности (сейчас находится в разработке) - соответственно 4 и 8 ракет на 2-й и 3-й лодках, т.е. выполнять стратегическую роль. Таким образом многоцелевая роль отводится модернизированным ДЭПЛ пр. 877 и 209 (германские) или новым пр. 75 и 75И (французские, типа "Скорпен", проект задерживается минимум на 3 года!), ну и единственной АПЛ пр. 971.
    Т.о. на сегодняшний день ВМС Индии всего имеют в своем составе 24 ПЛ (в т.ч. 3 АПЛ), из них 2 были построены на местных верфях, в настоящее время в составе флота 16 ПЛ (в т.ч. 2 АПЛ), в т.ч. 3 в ремонте и на испытаниях (в т.ч. 1 АПЛ), в постройке находятся 6 ПЛ (в т.ч. 3 АПЛ). Боевых успехов у подводных сил Индии, на сегодня, нет.
    Подводный флот Индии - крупнейший в Индийском океане, по численности единиц - 6-7 место в мире (с Японией, без учета КНДР и с учетом АПЛ - 5-е или 7-е)
    В настоящее время готовится конкурс на 6 НАПЛ по теме "75I", информация о ТТТ ВМС Индии направлена России ("Рубин"), Франции (DCNS), Германии (HDW) и Испании ("Навантия"), сказано, что корабль должен быть больше, чем НАПЛ типа "Скорпен" - придется масштабировать "Амур-1650"! Но главное - довести ВНЭУ, без этого - никак! Возможно - на китайские деньги...
    Всего в 20-е годы ВМС Индии планирует иметь не менее 20 ПЛ, в т.ч. 6 ПЛАРБ
    1. Александр К. 3 февраля 2015 23:43
      Всё так, сейчас у Индии две АПЛ:
      - в строю: 971И "Чакра II", бывшая "Нерпа", она же Ирбис (про который в статье всё напутали), модернизированная для Индии в Большом Камне, торжественно пришла на базу в Вишакхапатнам весной 2010 года;
      - на испытаниях (несколько раз ходила в море из того же Вишакхапатнама): "Анрихант", он первый в серии, второй корпус в значительной степени готовности, в 4-х пусковых установках сейчас кассеты по три БРПЛ с радиусом 700, в перспективе в каждой шахте будет по одной полноценной БРПЛ (ракета пока не готова, в стадии испытаний). Второй корпус по ПУ будет аналогичен первому, в третьем количество шахт увеличат.
      По НАПЛ России практически нечего предложить, мы категорически отстали от конкурентов и это печально. Прожект 75 нам не видать, единственный шанс - если второй лиизинговый 971 будет в связке с победой Амуров, потому что аренду АПЛ Индии конкуренты не смогут предложить - есть только у Франции, но конечно же никто на это не пойдёт. Индусам нужен паритет с КНР по АПЛ, поэтому 971 им с одной стороны нужен, но с другой стороны выбирать крайне сырой Амур неизвестно с какой ВНЭУ, имея возможность выбрать Скорпен, это авантюра.
      1. rudolff 4 февраля 2015 00:35
        Не так уж и напутали. Имеется ввиду второй недостроенный корпус на Амурском, зав. номер 519. Ирбис.
    2. Evgeniy667b 4 февраля 2015 19:15
      В России еще нет строевых ПЛ с ВНЭУС, а Индусам на блюдечке с голубой каемочкой!? Не надо с ума сходить из-за мнимых ценностей, да еще деньгой позвенят-совсем крышу у многих снесет в Рособоронэкспорте.
      Вот пусть Ариханты свои доводят и строят хоть до потери пульса. Томагавки не к ним, а к нам полетят. А крыть -то будет и нечем!!!
    3. Комментарий был удален.
  14. Антон Гаврилов 3 февраля 2015 13:08
    Думаю,что либо индусы вложат средства в ее модернизацию,либо ее сдадут на слом,тем более,что это одна из первых АПЛ проекта 971 постройки АСЗ.Вырученные деньги,лучше вложить в постройку очередного Ясеня-М,или на ремонт одной из других многоцелевых АПЛ.
  15. rudolff 3 февраля 2015 13:29
    "Было бы смешно, если не было бы так грустно". Почему то, что у нас с легкой руки чиновников из военного ведомства принято считать "корабельным металлоломом", в других странах становиться красой и гордостью флота? Авианосец, атомные подводные лодки... Сколько мы еще готовы продать из выведенных в резерв, отстойников, незавершенных строительством, вечно ремонтируемых... Говорят, скупой платит дважды.
    1. ava09 3 февраля 2015 22:51
      Вы сами и ответили на вопрос:"с легкой руки чиновников из военного ведомства". Ключевое слово ЧИНОВНИКИ, а не ОФИЦЕРЫ ФЛОТА.
  16. mpa945 4 февраля 2015 15:02
    Цитата: rudolff
    "Было бы смешно, если не было бы так грустно". Почему то, что у нас с легкой руки чиновников из военного ведомства принято считать "корабельным металлоломом", в других странах становиться красой и гордостью флота? Авианосец, атомные подводные лодки... Сколько мы еще готовы продать из выведенных в резерв, отстойников, незавершенных строительством, вечно ремонтируемых... Говорят, скупой платит дважды.

    Хватит натягивать Сову на глобус. "Другие страны" не способны построить новых АПЛ. Поэтому металлолом для них - "краса и гордость флота"!
    По факту: есть два пути "восстановления" ПЛ.
    1 Глубокая модернизация с заменой "всей начинки"
    2 Ремонт и модернизация "по месту"
    В первом случае разрабатывается типовой проект для серии кораблей, головной производитель заказывает комплектующие и оборудование у контрагентов, собирает крупными блоками - "модулями". В распиленные отсеки "закатываются" готовые блоки. Отсеки стыкуются, достройка и испытания. Из плюсов: скорость + потоковость, серийность для поставщиков. Самое главное - полностью новые характеристики.
    Из минусов:Ограничение по "корпусу" (гл. погружения ограничивается от 80 до 60% от проектной. С учетом того, что стоимость постройки корпуса составляет около 10% от стоимости нового корабля, плюс присутствует фаза "демонтажа" - экономический эффект от сохранения корпуса под большим вопросом.
    Во втором случае ремонтируется и заменяется оборудование "по месту" и "состоянию". При этом проектант совместно с промышленностью будет "ломать голову" ища замену "выбывшим" производителям и номенклатуре. Соответственно - сроки ремонта маленкими не будут по определению. Плюс большая доля низко производительного "ручного" труда "по месту" сожрет изрядную долю экономии средств от "неполноты" работ. Результат - о существенном росте характеристик говорить не приходится - по факту - продление эксплуатации.
    Резюмирую: для относительно свежих (до 25 лет) 971 - ИМХО 1 вариант (из за серийности). Для 945 и 945А увы второй. Пожилые 971 восстанавливать смысла нет, если только за счет Индусов.
    Надеюсь, что Малахит занимается не только проектами модернизации существующих АПЛ, но и работает на перспективу. И неиспользование "звериного" задела для постройки полностью нового проекта связано с полностью новой ее(АПЛ) концепцией(в плане корпусных конструкций). На Лазурит надежд по АПЛ - увы...
  17. bekfaer96 4 февраля 2015 19:00
    к автору Кирилу Рябову- мне интересно, что такого случилось с 961 проектом? что его надо было тащить в Комсомольск по фарватерам Амура при крайне неспокойном течении реки, когда в том же Большом Камне где есть специализированное предприятие "Звезда", чёт как то не сростается, может речь идёт о каком то другом проекте? сами подумайте, такую махину тащить при неопределённости сесть на мель и дальности почти 600 км-это по ходу бред сивой кобылы, примерно такой как если бы ледокол (любой) пробивался бы в пойму реки Индигирки до Усть Нера ранним летом, блин вот вы разозлили

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня