Будущее истребительной авиации за тяжелыми машинами

8
В ближайшие годы ВВС России могут пополниться совершенно новым боевым самолетом разработки ОКБ Сухого – Т-50, испытания которого подходят к завершению. 17 августа 2011 года этот перспективный самолет был впервые представлен широкой публике во время 10-го авиакосмического салона «МАКС-2011». Однако эксперты утверждают, что даже создание Т-50 не может снять всех вопросов с вооружением ВВС России новыми современными истребителями.

Создание самолета, который сегодня стал известен как Т-50, было начато в конце 90-х годов прошлого столетия. Огромным плюсом в работе были НИОКР по теме перспективного истребителя, которые велись в СССР с начала восьмидесятых годов, с того самого времени, как были запущены в серийное производство машины 4-го поколения. В 1990-е годы, уже после развала СССР эти НИОКР смогли реализоваться в двух экспериментальных разработках: С.37 «Беркут» ОКБ Сухого и МиГ-1.44 ОКБ Микояна. Их потенциал различные эксперты оценивают по-разному, впрочем, одно остается несомненным: наземные испытания, продувки и полеты этих двух машин, укомплектованных всевозможным тестовым оборудованием, предоставили огромный массив информации. Весь этот период можно вполне сравнить, например, с тестовыми и летными испытаниями прототипов самолетов YF-22 в США, ставших первым шагом перед созданием опытного F-22A и, как следствие, запуском в серию.



С самого начала Т-50 разрабатывался как тяжелая машина. Взлетный вес в максимальном значении еще в начале проекта был определен более чем в 30 тонн и на сегодняшний день составляет, по предварительной информации, почти 37 тонн. Радиус действия превышает 2,5 тысячи километров, полезная боевая нагрузка может достигать 10 тонн – с подобными характеристиками боевого самолета Т-50 способен заменить в составе ВВС России тяжелые перехватчики МиГ-31и Су-27.

Разработка подобного самолета, очевидно, была оправдана. Тяжеловесные истребители сегодня составляют основу ВВС развитых стран, а изготовление машин данного класса с нуля происходит лишь в трех странах, обладающих действительно могущественными ВВС, которые насчитывают тысячи единиц, и мощным ВПК. Это Соединенные Штаты, Россия и Китай, причем последняя полностью скопировала российский Су-27. Другие страны мира либо обходятся лицензионной сборкой, подобно Японии и Индии, либо просто закупают эти машины.



К тяжелым истребителям относится и первый серийный самолет 5-го поколения F-22, и с учетом этого начинать работу в России с создания легкого аппарата, естественно, вряд ли было возможно. Плюс к этому обладающая наибольшим опытом разработки легких фронтовых машин фирма Микояна к началу 2000-х годов была в объективно худшем состоянии по сравнению с кооперацией Сухого, имея в виду ОКБ и все производства, занимавшиеся серийным выпуском на основе Су-27.

В результате сегодня ситуация сложилась следующим образом: у нашей страны есть объективно две машины, находящиеся в серийном производстве, и одна перспективная, способные заменить Су-27. Это комсомольский Су-35С, иркутский Су-30М2 и, конечно, обсуждаемый Т-50. Подписанный контракт на поставку истребителей Су-35 с перспективой увеличения заказа в будущем, планируемый контракт на перспективный Су-30 и работы по усовершенствованию Су-27 должны значительно укрепить состояние отечественного парка тяжелых истребителей до запуска Т-50 в серию.



Испытания Т-50 проводятся согласно графику, и срок их полного окончания можно прогнозировать с достаточной степенью уверенности: сегодня летают две единицы, к концу 2011 года к ним присоединятся еще две. В 2013-м будет начато производство предсерийных истребителей. 8–10 единиц, которые будут переданы в ВВС в 2013–2014 годах. Первую боеготовую эскадрилью можно ожидать к 2018 году, и тяжелый истребитель Т-50 станет полноценным боевым самолетом. Однако даже с принятием на вооружение Т-50 проблема с обеспечением ВВС России истребительной авиацией не решится.

Этот вопрос резко обостряется, если обратить свой взгляд на Запад. С колоссальными трудностями, преодолевая массу организационных и инженерных проблем, вкладывая миллиарды долларов, американцы упорно продвигают в серию истребитель F-35, который является легкой машиной пятого поколения и должен быть размножен почти в 3000 экземпляров по огромному числу стран мира, сменив в составе ВВС Соединенных Штатов и их союзников истребители F-16, созданные в 70-х годах, и ряд других машин, включая и палубные истребители авиации ВМС F/A-18 более ранних модификаций (A/C).

В подобных условиях Россия внезапно остается без машины, которую вполне можно было противопоставить в качестве конкурента F-35. Выход из данной ситуации может быть всего один – разработка современной легкой машины 5-го поколения с активным применением результатов, достигнутых при работе над созданием Т-50. ВВС России в ближайшие годы должны получить достойного наследника МиГ-29, и базовые технические требования к этой воздушной машине сформулировать предельно легко. Этот самолет в серийном производстве не может стоить больше половины от цены Т-50, также он должен быть объединен с Т-50 по силовому агрегату, иметь все характерные возможности машин 5-го поколения – крейсерский сверхзвук, малозаметность, сверхманевренность, максимальную интеграцию в общую систему обмена данными и многое другое.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    8 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +2
      15 сентября 2011 10:53
      на какие шиши? в виде легких наверно надо сразу надо разрабатывать беспилотную версию,
    2. ytqnhfk
      +1
      15 сентября 2011 11:06
      Если верить расчетным данным наш будет лучше хотя по размеру больше! Ну про остальные данные говорить пока рано .Наша авиация не отставала от амеров.
      1. dmitri077
        -2
        28 января 2012 14:32
        "Если верить расчетным данным наш будет лучше хотя по размеру больше! Ну про остальные данные говорить пока рано .Наша авиация не отставала от амеров." - ВВС России отстают от ВВС США по ВСЕМ темам, причём всерьёз и надолго! по УАБам навсегда! будьте честны перед собой winked
    3. -4
      15 сентября 2011 11:30
      Ага не отстала....то то мы все время догоняем...F-22 уже лет 10 летает...к тому времени как у нас построят искадрилью Т-50..амеры уже что то новое выпустят
      1. +6
        15 сентября 2011 13:24
        Не хочу говорить за день сегодняшний, но сдается мне когда Як-141 поднялся в воздух о создании Ф-22 даже планов не было, к концу существования СССР наши инженеры выдавали такое, что америкосы даже и придумать не могли, жаль что все им ельциноиды слили, но это уже другая тема
      2. +3
        7 октября 2011 16:26
        а в Ливию сверхлучшие F 22 не прислали ...
        сдаётся,что такой же лохотрон как со "сверхневидимым" F 117
        любители они приврать
      3. protopop Avvakum
        0
        24 февраля 2012 12:34
        Ф-22 разбились 2 самолета погибли пилоты , потому что отказало кислородное оборудование , теперь им разрешают летать до 7 км , стелс покрытие облеэает поэтому ,линию сборки решили оставить чтоб ремонтировать . хотя производство закрыли на 187 самолетах ( планировали 750) но как сказал Маккейн деньги выбрасывать не будут. вообще неудачный самолет, на выставке в Фарнборо проводили опрос экспертов на лучший самолет ,лучшим признали су-35 на втором месте ф-22 , Есть в википедии (смотреть су35) автралийский анализ (за каждый непревзойденный параметр 1-балл) Т-50 -5баллов :Су-35 -2бала :Ф-22 -2балла
    4. slan
      +1
      15 сентября 2011 23:00
      В названии статьи утверждается, что будущее за тяжелыми истребителями, в статье же это ставится под сомнение. Может в заголовке "?" пропущен?
    5. Инсургент
      -1
      19 сентября 2011 20:02
      Есть хороший самолет миг35 что ещё нужно разрабатывать новый истытать это лет 10
    6. 916-й
      +1
      20 сентября 2011 21:07
      Совсем недавно на этом сайте прошла инфо, что МО рассматривает МиГ-35Д только как временный истребитель - до запуска в серию Т-50, и что далее от него откажутся, без продолжения линейки легких (средних) истребителей.

      Каким местом думают? Основу ИА всегда составляли и будут составлять относительно дешевые и массовые истребители. Задачу завоевания превосходства в воздухе еще никто не отменял. А ее решение неизбежно связано с собственными потерями. Чем их быстро восполнять? Штучными Т-50?

      Янки далеко не дураки, когда делают акцент не на F-22, а на F-35. Создание российского оппонента F-35 - это тема для РСК МиГ (возможно в кооперации с ЯК). Но кому-то КБ МиГ встал поперек горла, и ему методично перекрывают кислород.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»