Будущее истребительной авиации за тяжелыми машинами

В ближайшие годы ВВС России могут пополниться совершенно новым боевым самолетом разработки ОКБ Сухого – Т-50, испытания которого подходят к завершению. 17 августа 2011 года этот перспективный самолет был впервые представлен широкой публике во время 10-го авиакосмического салона «МАКС-2011». Однако эксперты утверждают, что даже создание Т-50 не может снять всех вопросов с вооружением ВВС России новыми современными истребителями.

Создание самолета, который сегодня стал известен как Т-50, было начато в конце 90-х годов прошлого столетия. Огромным плюсом в работе были НИОКР по теме перспективного истребителя, которые велись в СССР с начала восьмидесятых годов, с того самого времени, как были запущены в серийное производство машины 4-го поколения. В 1990-е годы, уже после развала СССР эти НИОКР смогли реализоваться в двух экспериментальных разработках: С.37 «Беркут» ОКБ Сухого и МиГ-1.44 ОКБ Микояна. Их потенциал различные эксперты оценивают по-разному, впрочем, одно остается несомненным: наземные испытания, продувки и полеты этих двух машин, укомплектованных всевозможным тестовым оборудованием, предоставили огромный массив информации. Весь этот период можно вполне сравнить, например, с тестовыми и летными испытаниями прототипов самолетов YF-22 в США, ставших первым шагом перед созданием опытного F-22A и, как следствие, запуском в серию.




С самого начала Т-50 разрабатывался как тяжелая машина. Взлетный вес в максимальном значении еще в начале проекта был определен более чем в 30 тонн и на сегодняшний день составляет, по предварительной информации, почти 37 тонн. Радиус действия превышает 2,5 тысячи километров, полезная боевая нагрузка может достигать 10 тонн – с подобными характеристиками боевого самолета Т-50 способен заменить в составе ВВС России тяжелые перехватчики МиГ-31и Су-27.

Разработка подобного самолета, очевидно, была оправдана. Тяжеловесные истребители сегодня составляют основу ВВС развитых стран, а изготовление машин данного класса с нуля происходит лишь в трех странах, обладающих действительно могущественными ВВС, которые насчитывают тысячи единиц, и мощным ВПК. Это Соединенные Штаты, Россия и Китай, причем последняя полностью скопировала российский Су-27. Другие страны мира либо обходятся лицензионной сборкой, подобно Японии и Индии, либо просто закупают эти машины.



К тяжелым истребителям относится и первый серийный самолет 5-го поколения F-22, и с учетом этого начинать работу в России с создания легкого аппарата, естественно, вряд ли было возможно. Плюс к этому обладающая наибольшим опытом разработки легких фронтовых машин фирма Микояна к началу 2000-х годов была в объективно худшем состоянии по сравнению с кооперацией Сухого, имея в виду ОКБ и все производства, занимавшиеся серийным выпуском на основе Су-27.

В результате сегодня ситуация сложилась следующим образом: у нашей страны есть объективно две машины, находящиеся в серийном производстве, и одна перспективная, способные заменить Су-27. Это комсомольский Су-35С, иркутский Су-30М2 и, конечно, обсуждаемый Т-50. Подписанный контракт на поставку истребителей Су-35 с перспективой увеличения заказа в будущем, планируемый контракт на перспективный Су-30 и работы по усовершенствованию Су-27 должны значительно укрепить состояние отечественного парка тяжелых истребителей до запуска Т-50 в серию.



Испытания Т-50 проводятся согласно графику, и срок их полного окончания можно прогнозировать с достаточной степенью уверенности: сегодня летают две единицы, к концу 2011 года к ним присоединятся еще две. В 2013-м будет начато производство предсерийных истребителей. 8–10 единиц, которые будут переданы в ВВС в 2013–2014 годах. Первую боеготовую эскадрилью можно ожидать к 2018 году, и тяжелый истребитель Т-50 станет полноценным боевым самолетом. Однако даже с принятием на вооружение Т-50 проблема с обеспечением ВВС России истребительной авиацией не решится.

Этот вопрос резко обостряется, если обратить свой взгляд на Запад. С колоссальными трудностями, преодолевая массу организационных и инженерных проблем, вкладывая миллиарды долларов, американцы упорно продвигают в серию истребитель F-35, который является легкой машиной пятого поколения и должен быть размножен почти в 3000 экземпляров по огромному числу стран мира, сменив в составе ВВС Соединенных Штатов и их союзников истребители F-16, созданные в 70-х годах, и ряд других машин, включая и палубные истребители авиации ВМС F/A-18 более ранних модификаций (A/C).

В подобных условиях Россия внезапно остается без машины, которую вполне можно было противопоставить в качестве конкурента F-35. Выход из данной ситуации может быть всего один – разработка современной легкой машины 5-го поколения с активным применением результатов, достигнутых при работе над созданием Т-50. ВВС России в ближайшие годы должны получить достойного наследника МиГ-29, и базовые технические требования к этой воздушной машине сформулировать предельно легко. Этот самолет в серийном производстве не может стоить больше половины от цены Т-50, также он должен быть объединен с Т-50 по силовому агрегату, иметь все характерные возможности машин 5-го поколения – крейсерский сверхзвук, малозаметность, сверхманевренность, максимальную интеграцию в общую систему обмена данными и многое другое.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти