Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.
Впрочем, 17 ноября 1916 года в ходе боя на Добружанском фронте в Румынии болгарам удалось захватить у русских войск бронеавтомобиль "Остин". Дальнейшая судьба захваченного бронеавтомобиля неизвестна.
После поражения в Первой мировой войне Болгарии было запрещено иметь многие виды вооружения, в том числе и танки. Союзная контрольная комиссия симпатизировала Югославии и Греции и стремилась изолировать и ослабить Болгарию. Однако изменения в мировой политике в начале 30-х годов, когда многие страны Европы перестали соблюдать ранее достигнутые договоренности, позволили и Болгарии начать укрепление своих вооруженных сил.
В 1934 году военное министерство Болгарии приняло решение приобрести в Италии 14 танкеток Fiat-Ansaldo L3/33, 14 тяжёлых грузовиков-транспортёров танкеток "Рада", зенитные орудия и иное военное имущество общей стоимостью 174 млн. левов на условиях кредита сроком на 6—8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10.770,6 тыс. левов. 1 марта 1935 г. в порт Варна прибыл первый транспорт с техникой. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск, а итальянские танкетки стали первыми болгарскими танками.
Все танкетки были направлены во 2-й автомобильный батальон в Софии. Из них была сформирована 1-я танковая рота. Она стала подразделением 1-го инженерного полка. В штате роты состояло 4 офицера и 86 рядовых. Стоит отметить, что болгарские танкетки были вооружены 8-мм австрийскими пулеметами Schwarzlose вместо итальянских FIAT 35 или Breda 38. Именно этот калибр был стандартным на тот период в болгарской армии.


Вторая танковая рота была сформирована в 1936 г. со штатом в 167 человек. Причем танков она не имела. 4 сентября 1936 года болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47-мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы. Танки обошлись болгарам в 25.598 тыс. левов, с учетом запасных частей и боеприпасов. Договор был утвержден правительством Болгарии через месяц — 4 октября 1936 г. Первые танки начали прибывать в начале 1938 г. По 4 танка направили в два взвода. В конце года 2-я танковая рота принимала участие в учениях вместе с моторизированным пехотным полком и моторизированной артиллерией. Обе танковые роты участвовали в 1939 г. в маневрах близ города Попово.



Поскольку танки без грузовиков — это только "полсилы", правительство приобрело также 100 грузовиков фирмы Опель (PKW Р-4) 4х2, а в 1938 г. — 50 итальянских тягачей фирмы Павези (Р-4-100W) для нужд тяжелой артиллерии. Таким образом, к 1938 г. в болгарской армии насчитывалось 338 грузовиков, 100 специальных машин, 160 санитарных машин, 50 тягачей и 22 танка.

1 января 1939 г. обе роты были объединены в 1-й танковый батальон. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, всего — 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности первая рота базировалась на южной границе — в Коларово и Карманлийско, а вторая рота — в районе Полски Трмбеш и Русенско, вместе с 5-й пехотной дивизией "Дунав".
Естественно, такое положение дел не устраивало болгарское руководство, и оно обратилось к Германии с просьбой продать ему танки. Как ни странно, Германия не отказала, и в феврале 1940 года Болгария получила по весьма низкой цене первые 26 чешских танков Skoda LT vz.35, еще 10 ожидались в течение лета. Танки были вооружены чешским же 37-мм орудием Škoda A-3. Впрочем еще 10 LT vz.35 болгары получили уже в 1941 году — 10 танков Т-11 (экспортный вариант LT vz.35 для Афганистана), с 37-мм орудием Škoda A-7. Чешские танки составили матчасть 3-й танковой роты.


В Европе уже началась Вторая мировая война, в которой Болгария поддерживала Германию. Впрочем, скромных болгарских танковых войск не хватало, чтобы противостоять Югославии (107 машин: 54 легких танка Renault R35, 56 устаревших танков Renault FT-17 и 8 чешских танкеток Skoda Т-32), Турции (96 Renault R35, 67 советских Т-26, не менее 30 английских танкеток Vickers Carden Loyd, 13 легких танков Vickers МкVI b, не менее 10 Vickers 6-ton Мк Е, 60 советских пушечных автомобилей БА-6). Хотя болгары и превосходили Грецию (11 Renault FT-17, 2 Vickers 6-ton Мк Е, 1 итальянского Fiat-3000).
По соглашению с Германией от 23 апреля 1941 г. болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 млн. немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составившие 2-й танковый батальон.

Также в 1941 году из Италии для болгарской армии было поставлено 100 армейских грузовиков FIAT 626.

Весной 1941 г. Болгария объявила о проведении частичной мобилизации. 1-й танковый и 2-й танковые батальоны вошли в состав 1-го танкового полка. О его формировании было объявлено 25 июня 1941 г. в Софии. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1-го кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Полк состоял из шести рот. Кроме танков в состав рот входили 24 (4х2) 3-тонных австрийских грузовика 3,6-36s "Опель-Блитц", 18 мотоциклов BMW R-35 и 2 мотоцикла "Прага". Полком командовал генерал Генов. Командный состав полка проходил специализированную подготовку в Германии.
В конце июля 1-й танковый полк был переведен на новое место — в лагерь "Князь Симеон", в 10 км к западу от Софии. Главной проблемой танкистов стал недостаток радиооборудования, им были укомплектованы чешские танки Skoda, однако почти полностью лишены французские Renault. Болгары вполне обоснованно считали, что это стало результатом саботажа со стороны французов, которые готовили танки к отправке на Балканы. Другой проблемой была неопытность болгарских танкистов — в боях им участвовать не довелось. На 15 августа полк насчитывал 1.802 офицера и нижних чинов.
В октябре 1941 г. у танкистов появился шанс отличиться. Танковый полк был направлен на восток Болгарии, к городу Ямбол, где намечались военные учения. И тут себя "показали" танки Renault R35 2-го батальона. Многие из них встали по пути к району маневров из-за механических поломок и дорожных условий. Фактически батальон в учениях участия не принимал. Гораздо надежнее оказались Skoda двух рот 1-го батальона и Vickers-ы отдельной 2-й танковой роты.
В конце 1941 г. бригада претерпела незначительные штатные изменения. Ее инженерная рота получила доселе отсутствовавшую мостовую колонну. 19 марта 1942 г. два взвода бригады участвовали в стрельбах. Один взвод из 5 танков Skoda LT Vz. 35 стрелял по целям на дистанциях 200 и 400 метров из 37-мм орудий и показал, по мнению болгарских и немецких наблюдателей, хорошие результаты. Танкисты из взвода Renault R35 стреляли только из пулеметов, их экипажам по-прежнему не доставало опыта.
В марте 1942 г. бригада имела следующее количество боевой техники:
Штаб бригады: 3 Skoda LT-35 (1 танк с радиооборудованием).
— Штаб танкового полка: 2 Skoda LT-35 (1).
— I танковый батальон:
штаб: 2 Skoda LT-35 (1).
— 1-я рота: 17 Skoda LT-35 (4);
— 2-я рота: 17 Skoda LT-35 (4);
— 3-я рота: 8 Vickers Mk. E и 5 Ansaldo L3/33.
— II танковый батальон:
штаб: 1 Renault R-35 (1) и 3 Ansaldo L3/33;
— 1—3 роты: по 13 Renault R-35 (все без радиооборудования).
Разведывательный отряд: 5 Ansaldo L3/33.
Интересно, что рота Vickers считалась не танковым, а наоборот, противотанковым подразделением.
Весной 1942 г. бригаде передали моторизированную батарею ПВО. Она имела пятнадцать 20-мм орудий и 15 легких пулеметов.
Немцы отмечали значительный прогресс в развитии бригады, однако германские советники отмечали и большие недостатки. Главным из них была матчасть бригада — тихоходные и лишенные радиостанций Renault R-35 в боевых условиях нельзя было применять в одном эшелоне: бригада могла быть задействована только по частям. Выход видели в полной замене французских машин — либо на Skoda, либо на танки немецкого производства с 75-мм орудиями. Также болгары нуждались в бронеавтомобилях для разведывательного подразделения, легких минометах для пехотного полка, мостоукладчиках для инженерной роты.
В период с 29 по 31 мая 1942 г. бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений были оценены как "плохие". Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bulow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перника, в конце августа старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора с 14 по 20 октября 1942 г. "броневичи" показали себя, по оценкам офицеров генштаба, "хорошо". Кстати, к этому времени бригада насчитывала уже 3.809 бойцов и офицеров.
По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua
http://477768.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/index.html
http://www.prowars.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/BolPz/BolPz001.htm
http://www.militarists.ru
Информация