Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Впервые болгары познакомились с новым видом боевой техники — танками, в 1917 г., когда группе офицеров, совершавших визит в Германию, продемонстрировали захваченные танки союзников.

Впрочем, 17 ноября 1916 года в ходе боя на Добружанском фронте в Румынии болгарам удалось захватить у русских войск бронеавтомобиль "Остин". Дальнейшая судьба захваченного бронеавтомобиля неизвестна.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.



После поражения в Первой мировой войне Болгарии было запрещено иметь многие виды вооружения, в том числе и танки. Союзная контрольная комиссия симпатизировала Югославии и Греции и стремилась изолировать и ослабить Болгарию. Однако изменения в мировой политике в начале 30-х годов, когда многие страны Европы перестали соблюдать ранее достигнутые договоренности, позволили и Болгарии начать укрепление своих вооруженных сил.

В 1934 году военное министерство Болгарии приняло решение приобрести в Италии 14 танкеток Fiat-Ansaldo L3/33, 14 тяжёлых грузовиков-транспортёров танкеток "Рада", зенитные орудия и иное военное имущество общей стоимостью 174 млн. левов на условиях кредита сроком на 6—8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10.770,6 тыс. левов. 1 марта 1935 г. в порт Варна прибыл первый транспорт с техникой. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск, а итальянские танкетки стали первыми болгарскими танками.

Все танкетки были направлены во 2-й автомобильный батальон в Софии. Из них была сформирована 1-я танковая рота. Она стала подразделением 1-го инженерного полка. В штате роты состояло 4 офицера и 86 рядовых. Стоит отметить, что болгарские танкетки были вооружены 8-мм австрийскими пулеметами Schwarzlose вместо итальянских FIAT 35 или Breda 38. Именно этот калибр был стандартным на тот период в болгарской армии.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Итальянские танкетки Fiat-Ansaldo L3/33 на предвоенных учениях болгарской армии


Вторая танковая рота была сформирована в 1936 г. со штатом в 167 человек. Причем танков она не имела. 4 сентября 1936 года болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47-мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы. Танки обошлись болгарам в 25.598 тыс. левов, с учетом запасных частей и боеприпасов. Договор был утвержден правительством Болгарии через месяц — 4 октября 1936 г. Первые танки начали прибывать в начале 1938 г. По 4 танка направили в два взвода. В конце года 2-я танковая рота принимала участие в учениях вместе с моторизированным пехотным полком и моторизированной артиллерией. Обе танковые роты участвовали в 1939 г. в маневрах близ города Попово.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.
Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.
Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Английские легкие танки Vickers 6-ton Mark E на учениях болгарской армии


Поскольку танки без грузовиков — это только "полсилы", правительство приобрело также 100 грузовиков фирмы Опель (PKW Р-4) 4х2, а в 1938 г. — 50 итальянских тягачей фирмы Павези (Р-4-100W) для нужд тяжелой артиллерии. Таким образом, к 1938 г. в болгарской армии насчитывалось 338 грузовиков, 100 специальных машин, 160 санитарных машин, 50 тягачей и 22 танка.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Итальянский тягач Pavesi P4/100 болгарской армии буксирует 88-мм немецкую зенитную пушку FlaK-36


1 января 1939 г. обе роты были объединены в 1-й танковый батальон. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, всего — 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности первая рота базировалась на южной границе — в Коларово и Карманлийско, а вторая рота — в районе Полски Трмбеш и Русенско, вместе с 5-й пехотной дивизией "Дунав".

Естественно, такое положение дел не устраивало болгарское руководство, и оно обратилось к Германии с просьбой продать ему танки. Как ни странно, Германия не отказала, и в феврале 1940 года Болгария получила по весьма низкой цене первые 26 чешских танков Skoda LT vz.35, еще 10 ожидались в течение лета. Танки были вооружены чешским же 37-мм орудием Škoda A-3. Впрочем еще 10 LT vz.35 болгары получили уже в 1941 году — 10 танков Т-11 (экспортный вариант LT vz.35 для Афганистана), с 37-мм орудием Škoda A-7. Чешские танки составили матчасть 3-й танковой роты.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Болгарский царь Борис III в танке Skoda LT Vz. 35, предположительно, во время военных маневров в 1941 году


Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Болгарский танк Т-11 (экспортный Skoda LT Vz. 35 для Афганистана) на предвоенных учениях


Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Строй болгарских танков Skoda LT Vz. 35 (слева) и Т-11 (справа) на учениях


В Европе уже началась Вторая мировая война, в которой Болгария поддерживала Германию. Впрочем, скромных болгарских танковых войск не хватало, чтобы противостоять Югославии (107 машин: 54 легких танка Renault R35, 56 устаревших танков Renault FT-17 и 8 чешских танкеток Skoda Т-32), Турции (96 Renault R35, 67 советских Т-26, не менее 30 английских танкеток Vickers Carden Loyd, 13 легких танков Vickers МкVI b, не менее 10 Vickers 6-ton Мк Е, 60 советских пушечных автомобилей БА-6). Хотя болгары и превосходили Грецию (11 Renault FT-17, 2 Vickers 6-ton Мк Е, 1 итальянского Fiat-3000).

По соглашению с Германией от 23 апреля 1941 г. болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 млн. немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составившие 2-й танковый батальон.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Болгарские Renault R-35 на учениях


Также в 1941 году из Италии для болгарской армии было поставлено 100 армейских грузовиков FIAT 626.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Итальянский грузовой автомобиль FIAT 626


Весной 1941 г. Болгария объявила о проведении частичной мобилизации. 1-й танковый и 2-й танковые батальоны вошли в состав 1-го танкового полка. О его формировании было объявлено 25 июня 1941 г. в Софии. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1-го кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Полк состоял из шести рот. Кроме танков в состав рот входили 24 (4х2) 3-тонных австрийских грузовика 3,6-36s "Опель-Блитц", 18 мотоциклов BMW R-35 и 2 мотоцикла "Прага". Полком командовал генерал Генов. Командный состав полка проходил специализированную подготовку в Германии.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Грузовой автомобиль 3,6-36s "Опель-Блтц"


В конце июля 1-й танковый полк был переведен на новое место — в лагерь "Князь Симеон", в 10 км к западу от Софии. Главной проблемой танкистов стал недостаток радиооборудования, им были укомплектованы чешские танки Skoda, однако почти полностью лишены французские Renault. Болгары вполне обоснованно считали, что это стало результатом саботажа со стороны французов, которые готовили танки к отправке на Балканы. Другой проблемой была неопытность болгарских танкистов — в боях им участвовать не довелось. На 15 августа полк насчитывал 1.802 офицера и нижних чинов.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Болгарские офицеры 1-го танкового полка на фоне танка Т-11


В октябре 1941 г. у танкистов появился шанс отличиться. Танковый полк был направлен на восток Болгарии, к городу Ямбол, где намечались военные учения. И тут себя "показали" танки Renault R35 2-го батальона. Многие из них встали по пути к району маневров из-за механических поломок и дорожных условий. Фактически батальон в учениях участия не принимал. Гораздо надежнее оказались Skoda двух рот 1-го батальона и Vickers-ы отдельной 2-й танковой роты.

В конце 1941 г. бригада претерпела незначительные штатные изменения. Ее инженерная рота получила доселе отсутствовавшую мостовую колонну. 19 марта 1942 г. два взвода бригады участвовали в стрельбах. Один взвод из 5 танков Skoda LT Vz. 35 стрелял по целям на дистанциях 200 и 400 метров из 37-мм орудий и показал, по мнению болгарских и немецких наблюдателей, хорошие результаты. Танкисты из взвода Renault R35 стреляли только из пулеметов, их экипажам по-прежнему не доставало опыта.

В марте 1942 г. бригада имела следующее количество боевой техники:
Штаб бригады: 3 Skoda LT-35 (1 танк с радиооборудованием).
— Штаб танкового полка: 2 Skoda LT-35 (1).
— I танковый батальон:
штаб: 2 Skoda LT-35 (1).
— 1-я рота: 17 Skoda LT-35 (4);
— 2-я рота: 17 Skoda LT-35 (4);
— 3-я рота: 8 Vickers Mk. E и 5 Ansaldo L3/33.
— II танковый батальон:
штаб: 1 Renault R-35 (1) и 3 Ansaldo L3/33;
— 1—3 роты: по 13 Renault R-35 (все без радиооборудования).
Разведывательный отряд: 5 Ansaldo L3/33.

Интересно, что рота Vickers считалась не танковым, а наоборот, противотанковым подразделением.

Бронетехника Болгарии. Часть 1. Начало. 1934-1942 гг.

Солдаты и офицеры возле танка Vickers 6-ton Mark E, 1941 г.


Весной 1942 г. бригаде передали моторизированную батарею ПВО. Она имела пятнадцать 20-мм орудий и 15 легких пулеметов.

Немцы отмечали значительный прогресс в развитии бригады, однако германские советники отмечали и большие недостатки. Главным из них была матчасть бригада — тихоходные и лишенные радиостанций Renault R-35 в боевых условиях нельзя было применять в одном эшелоне: бригада могла быть задействована только по частям. Выход видели в полной замене французских машин — либо на Skoda, либо на танки немецкого производства с 75-мм орудиями. Также болгары нуждались в бронеавтомобилях для разведывательного подразделения, легких минометах для пехотного полка, мостоукладчиках для инженерной роты.

В период с 29 по 31 мая 1942 г. бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений были оценены как "плохие". Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bulow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перника, в конце августа старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора с 14 по 20 октября 1942 г. "броневичи" показали себя, по оценкам офицеров генштаба, "хорошо". Кстати, к этому времени бригада насчитывала уже 3.809 бойцов и офицеров.

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua
http://477768.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/index.html
http://www.prowars.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/BolPz/BolPz001.htm
http://www.militarists.ru


Продолжение следует…
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. Сергей-8848 5 февраля 2015 08:11
    Хорошая статья. Если можно, хотел бы посоветовать автору во второй части статьи не сильно упоминать про ТТХ болгарской бронетехники. Своих железяк они всё же не изобрели. А вот планирование её применения - было бы очень интересно. Против кого "братушки" кататься собирались? Был ли опыт БД, и против кого (может, Тодор Живков кого-то по Родопским горам гонял на танкетке).
    P.S. Фотографии - всегда добавляют силы к материалу. Спасибо! Это же жизнь людей была.
    1. багатур 5 февраля 2015 17:29
      А почему надо спрашиват "против кого"? Каждая армия надо готовит Родину защищат и все! За Тодор Жвков не понял...он здесь не причем! Ето накануне 2 Мировая, а наш Тошко СССР посадил у власт в 1956...
    2. Гражданский 5 февраля 2015 20:51
      Не пойму, почему болгары отвернулись от России.. может кто запостит
      1. багатур 5 февраля 2015 21:22
        А болгар не понимаю ето- в1945 пришла РККАи нас как и вся Восточная Европа забрали на борт красного корабля по имени СОЦИАЛИЗЪМ. но пришел 1989и корабл начал дават крен,потом пошел к дне...русский капитан бросил все пасажер в море...идите где угодно! Пльйли как могли, ну пусто место не бьйвает подошел круиз ЕС+НАТО и забрал все. Правда, пока в трюм 3 класс но...лучше так чем утонули... А вот пришло време, танкер РОССИЯ подошел и капитан начал кричит-почему не утонули как приказали вам в 1989? Идите сейчас, опят заберу...Не приятно мне так писат вам, но думаю поняли как мьй ощутили отношение к нам?
        1. AKuzenka 8 февраля 2015 17:16
          Тоже самое можем сказать и вам: Вы нас бросили, сбежали впереди своего визга в капитализм. Постепенно вам становилось всё хуже. А как мы поднялись и стали вам предлагать прагматично сотрудничать - мы предатели. Вы нас постоянно звали братушками, но тем не менее в 1 и 2 мировую войну воевали против нас, да и сейчас назло нам кинули сами себя. С такими "братушками" и врагов не надо.
      2. РАС 831 9 января 2016 16:36
        А Вы не путайте Болгар с их министров
  2. igordok 5 февраля 2015 09:29
    Поскольку танки без грузовиков — это только "полсилы",

    "Гению" Тухачевскому, было трудно это осознать.
    1. Oladushkin 5 февраля 2015 09:51
      Думаю, что его (Тухачевского) всегда радовала мысль о том,что командир танкового подразделения должен отдавать распоряжения махая флажками ,по пояс высунувшись из люка танка под огнем противника.
      1. avt 5 февраля 2015 10:13
        Цитата: Oladushkin
        Думаю, что его (Тухачевского) всегда радовала мысль о том,что командир танкового подразделения должен отдавать распоряжения махая флажками ,по пояс высунувшись из люка танка под огнем противника.

        Больше всего его радовала мысль ,что проезжая через окоп , из двухбашенного ,,Виккерса" можно поливать огнем сидящих в траншее в обе стороны , о чем собственно и сохранились его высказывания.Ну а про увлечение его танкетками от Кардена Ллойда , которых нашлепали несколько тысяч и в итоге в лучшем случае в учебку отослали и обсуждать не хочется .А статья добротная , good толковая.
        avt
  3. Комментарий был удален.
  4. YasonDinAlt 5 февраля 2015 11:17
    Вот тебе и "братушки"!
    1. jjj 5 февраля 2015 13:36
      Да уж, братушки
      jjj
  5. Шибко умный 5 февраля 2015 11:58
    Статья интересная, автору - респект.
    Когда был в Варне, зашел в военно-морской музей. Есть у них и такой. Впечатление от варнинского - нулевое. Из интересного несколько пушек, отбитых русскими у турок, миноносец австро-венгерский и старый вертолет Ми. Так примерно и со всем остальным. А статья хорошая и это подтверждает.
    1. багатур 5 февраля 2015 17:38
      А когда у нас бьйл флот по настоящему? Никогда!Миноносец-французкий, в Балканская война его систершип "Дръзки" трпедировал турецкий броненосец "Хамидие" вот почему и поставили. Сам "Дръзки" утонул в залив Варна после Первая мировая ....
      1. avt 5 февраля 2015 17:58
        Цитата: багатур
        А когда у нас бьйл флот по настоящему?

        Еще был крейсер ,,Надежда" кажется ,крейсер скорее больше как вспомогаоельный - учебный , на полноценный не тянул ну никак , на ремонте стоял в Севастополе и после вступлении Болгарии в войну на стороне Германии в Первую мировую,был реквизирован Россией, Вернули его когда немцы первый раз вошли в Севастополь после Брест Литовского мира.
        avt
    2. avt 5 февраля 2015 18:02
      Цитата: Шибко умный
      . Из интересного несколько пушек, отбитых русскими у турок, миноносец австро-венгерский

      what no Миноносец французской постройки .
      avt
  6. Aleks тв 5 февраля 2015 12:47
    Спасибо, Роман.
    hi

    Интересно читать - когда госудорство аж целую одну механизированную бригаду создает )))
    Не ерничаю, просто действительно необычно.
    Стало интересно.
    Ждем продолжения.
  7. фа2998 5 февраля 2015 14:03
    Цитата: YasonDinAlt
    Вот тебе и "братушки"!

    Какое убожество немецких союзников.Наши некоторые историки преувеличивают вклад союзников Германии,в войне против СССР.Такие"союзники"-лудше бы сами.Ничего толкового из бронетехники не зделали(чехи не в счет-тогда это сама Германия).Везде конскрукторная мысль закончилась на клепанных корпусах и37мм.орудиях(Италия,венгры,румыны,словаки,б
    олгары) laughing hi
    1. багатур 5 февраля 2015 17:43
      Согласен, что конструкторская школа у нас нет. И от куда ей взят? После 500 лет турцкая власт страна создавали с чистого листа... У нас бьйли до 1912 всего два патронни завода-работали с импортние комплктующи, один порохой завод и все! И несмотря на ето лгарская армия в 2 Балкански войн 1912-1913, Первая мировая 1915-1918, Вторая мировая 1941-1945 нет подразделения и солдат не имеющи личное оружие! Правда, нехватка боеприпас всегда бьйл...
    2. avt 5 февраля 2015 18:06
      Цитата: фа2998
      ).Везде конскрукторная мысль закончилась на клепанных корпусах и37мм.орудиях(Италия,венгры,румыны,словаки,б

      олгары)

      А что же нашего союзника - Великобританию забыли то !? laughing Там танки клепали , причем в прямом , а не переносном смысле вплоть до массовой поставки по Ленд Лизу ,,Шерманов" и другого бронетанкового хозяйства из USA. А их школа вообще то первая пожалуй , хотя можно и франков рядом поставить ,хотя бы за их ,,Рено"
      avt
  8. Нагайбак 5 февраля 2015 14:13
    Спасибо за статью. Материал интересный. Восполнил пробел.))) Про румын читал, про венгров тоже. А про болгар сейчас прочел.)))
  9. Линда 5 февраля 2015 22:35
    Роман, большое спасибо за статью. Только сейчас прочла про болгарские танковые войска. Раньше как-то не попадалась эта тема))
    Жду продолжения.
  10. otokatc 9 февраля 2015 09:04
    Большое спасибо за статью. На счет \братушки\ нужно сказать, что ни один болгарский солдат не воевал против СССР! А кроме того, была и генерал-майор бронетанковых войск СА - болгарка Полина Недялкова!
  11. geolive 10 февраля 2015 21:31
    Интересно было почитать. И смех, и грех.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня