Экономические войны и экономические санкции

9


Экономические войны XIX-XXI вв., в которых используются торговые, морские, кредитные блокады, аресты и конфискации имущества, в подавляющем большинстве случаев преследуют политические цели. Проводя агрессивную внешнюю политику в отношении стран периферии мирового капитализма, Запад избегает термина «экономическая война», предпочитая такие нейтральные определения, как «экономические санкции», «торгово-экономические ограничения», «мораторий», «запрет». Однако все эти меры в совокупности рассчитаны на то, чтобы подорвать экономику противника, вызвать социальные волнения, произвести смену власти в государстве. Совокупность экономических санкций, введенных Западом против России в 2014 году, есть в точном смысле слова экономическая война.

Среди экономических войн прошлого можно вспомнить «континентальную блокаду». Это комплекс мероприятий по блокированию торговли Великобритании, проводившихся Наполеоном Бонапартом в 1806-1814 гг. К блокаде Британских островов Наполеону удалось подключить большую часть государств континентальной Европы. Вообще в XIX веке наиболее распространенным видом экономической войны была морская блокада. В период 1827-1914 гг. 21 блокаде подвергались: Турция, Португалия, Нидерланды, Колумбия, Панама, Мексика, Аргентина и Сальвадор. Инициаторами блокад были: Великобритания (12 раз), Франция (11 раз), Италия, Германия (по 3 раза), Австрия и Россия (по 2 раза) и Чили.

Экономические войны и экономические санкции ХХ века

Табл. 1.

Динамика экономических санкций в ХХ веке.

Годы (пятилетние интервалы)

Количество случаев санкций

1911-1915

1

1916-1920

2

1921-1925

2

1926-1930

0

1931-1935

3

1936-1940

3

1941-1945

1

1946-1950

8

1951-1955

5

1956-1960

10

1961-1965

15

1966-1970

4

1971-1975

13

1976-1980

25

1981-1985

15

1986-1990

20

1991-1995

34

1996-2000

13

Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.

Экономические санкции стали важным и часто используемым инструментом международной политики лишь после Второй мировой войны, особенно в последние три десятилетия ХХ века. На период 1971-2000 гг. пришлось 120 случаев санкций, что составило 69% всех случаев, зафиксированных в период 1911-2000 гг.

В ХХ веке наиболее масштабной была экономическая война Запада против СССР. Война эта имела ярко выраженные политические цели – смещение власти большевиков, привод к власти ставленников стран Антанты (в первую очередь, Великобритании и Франции), изменение курса страны. Кроме того, Запад добивался выполнения Россией обязательств по долгам, а также восстановления имущественных прав иностранцев (отмены национализации иностранных активов). Экономическая война против Советской России началась с декабря 1917 года, когда бывшие союзники России по Антанте объявили ей торговую и морскую блокаду. С небольшими перерывами (прежде всего, на время Второй мировой войны) экономическая война против Советского государства продолжалась вплоть до распада СССР в декабре 1991 года. Дополняемая информационно-психологической войной и операциями спецслужб экономическая война Запада против Советского Союза была составной частью холодной войны против социалистического лагеря .

Экономические санкции и экономическая война против России после 1991 года

С утверждением о том, что Запад не вел экономической войны против Российской Федерации после распада СССР, согласиться невозможно. В отношении РФ в США продолжали действовать поправки к закону о торговле Вэника-Джексона, принятые в 1974 году с целью заставить Москву снять ограничения на выезд из СССР евреев. Поправки предусматривали различные ограничения в части как экспортной, так и импортной торговли с Советским Союзом. Поправки были отменены лишь в 2012 году, но их тут же заменил «Акт Магнитского». Этот закон сохраняет за правительством и президентом США право вводить ограничения на торговлю с Российской Федерацией.

Другой пример – ограничения на поставки технологий. Еще в 1949 году по инициативе Вашингтона была создана международная организация под названием Координационный комитет по экспортному контролю, более известный как КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, CoCom). В эпоху холодной войны КОКОМ составлял перечни стратегических товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны восточного блока. Комитетом была разработана стратегия «контролируемого технологического отставания» стран Варшавского договора. Пала Берлинская стена, пал Советский Союз, а КОКОМ продолжал существовать. Он был ликвидирован лишь в 1994 году, но на смену ему пришло Вассенаарское соглашение. Оно позволяло не менее эффективно ограничивать поступление из стран Запада технологий военного и двойного назначения в «нежелательные» страны. То есть менялись лишь вывески, но суть политики Запада в отношении новой России оставалась той же, что и в отношении Советского Союза. Российская Федерация была объектом экономической войны.

Особых внешних проявлений этой войны против России до недавнего времени не чувствовалось по двум причинам.

Во-первых, на первом этапе своего существования Российская Федерация добровольно шла в фарватере политики Запада, из субъекта международной политики она превратилась в объект такой политики и никаких принудительных действий в ее отношении не требовалось. Запад имел широкий арсенал методов экономической войны, но в 1990-е годы им пользовался крайне редко.

Во-вторых, некоторые меры Запада формально не имеют отношения к экономической войне. Но это лишь формально. Например, летом 2014 года Международный суд в Гааге вынес вердикт по поводу иска «обиженных» иностранных инвесторов российской нефтяной компании ЮКОС. Он обязал Российскую Федерацию выплатить истцам компенсацию в 50 млрд. долл. Решение суда имеет явно политическую мотивацию. Исковое заявление инвесторов находилось в суде много лет, но «выстрелило» именно в 2014 году. Решение выносилось в разгар кризиса на Украине, когда Запад уже ввел ряд санкций против России, и должно было усилить эффект официальных санкций США и ЕС.

Под санкциями – полмира

Россия – не единственный объект экономической войны Запада. По оценкам ООН, в начале XXI века экономические санкции США и других стран «золотого миллиарда» действовали в отношении десятков стран мира, в которых проживает 52% населения планеты. Наиболее затяжной считается экономическая война Вашингтона против Кубы и Северной Кореи. Санкции против Кубы были введены в 1960 г., когда повстанцы под руководством Фиделя Кастро экспроприировали собственность американских граждан и компаний на острове; в 1962 г. санкции были ужесточены до уровня эмбарго и с тех пор продолжают действовать почти без послаблений. По данным властей Кубы, прямой ущерб от эмбарго за более чем полувека составил около 1 триллиона долларов. Однако своей главной цели – смены режима на Кубе - Вашингтон так и не добился.

Длительная экономическая война ведётся также против Ирана. Санкции США в отношении этой страны были введены еще в 1979 году. С тех пор они не отменялись, лишь менялся их набор. Даже после того как начались переговоры с Ираном по его ядерной программе, блокада с Ирана полностью снята не была, смягчения были символическими. Война против Ирана продолжается.

Арсенал методов экономической войны в XXI веке

В начале XXI века арсенал средств экономической войны значительно расширился.

Во-первых, это экономические санкции, официально объявляемые правительственными ведомствами. Такие санкции могут действовать в отношении всех граждан и всех экономических субъектов другой страны (компаний, банков, иных организаций), а могут быть секторальными. Как, например, объявленные летом 2014 года антироссийские санкции в отношении трех секторов - военного производства, добычи нефти, банковского сектора. В ряде случаев санкции могут быть адресными (в этом случае составляются специальные черные списки). Санкции могут быть первичными и вторичными. Первый случай - это действия в отношении граждан и экономических субъектов той страны, которая подвергается санкциям, второй - действия в отношении граждан, компаний и банков иных стран, содействующих нарушению санкций. Например, против многих банков Западной Европы и США сегодня выдвигаются судами и органами финансового надзора обвинения в том, что они участвовали в проведении международных платежей и расчетов в пользу банков и компаний Ирана, Ливии, Сирии, Кубы, Судана (против которых США и некоторые страны Европы объявили санкции). При этом банки, подпавшие под такие вторичные санкции, сегодня подвергаются штрафам, измеряемым миллиардами долларов.

Санкции могут касаться товарных потоков (экспорт и импорт), транспортных коммуникаций, перемещения рабочей силы, финансовых потоков. Особенно разрушительный эффект может вызвать такая санкция, как блокирование операций банков через коммуникационную систему СВИФТ. Хотя СВИФТ является международной организацией частного характера (в основном учредителями выступают банки разных стран), однако на нее могут оказывать сильное давление государственные структуры США и их союзников в Европе. В 2012 году под сильным давлением извне СВИФТ (система, формально находящаяся в юрисдикции Бельгии) вынуждена была пойти на блокирование операций иранских банков.

Крайне разрушительный эффект может иметь и такая санкция, как замораживание золотовалютных резервов страны-«изгоя». Прецеденты уже были. Например, США арестовали в свое время резервы Ирана (точная сумма неизвестна). В 2011 году были арестованы резервы Центрального банка и суверенного фонда Ливии (общая сумма арестованных активов 150 млрд. долл.).

При сильной раскрутке маховика экономической войны могут происходить аресты, конфискации и национализации зарубежных активов, принадлежащих частным компаниям и банкам. Так, в период подъема национально-освободительного движения стран Азии, Африки и Латинской Америки в 1960-е годы было зафиксировано большое количество случаев национализации активов транснациональных корпораций, действовавших в этих странах.

Во-вторых, к средствам ведения экономической войны следует отнести действия, формально не связанные с теми политическими мотивами, которые используются для объявления санкций. Яркий пример - манипуляции на товарных и финансовых рынках. Страны-инициаторы экономической войны (в первую очередь это США и Великобритания), опираясь на возможности своих банков, могут искусственно повышать и понижать цены на сырьевых рынках, процентные ставки на финансовых рынках, валютные курсы на денежных рынках и т.п. При этом всё можно списывать на «стихию рынка» или на «алчных спекулянтов». Нынешнее понижение цен на нефть наносит удар по российской экономике, но формально его трудно привязать к той войне, которая развязана против России. Рейтинговые агентства беззастенчиво понижают котировки российских ценных бумаг до уровня «мусорных», но при этом агентства делают вид, что их оценки «независимые».

Мощным неформальным инструментом экономической войны против России может стать американский закон ФАТКА (закон о налогообложении иностранных счетов), принятый для того, чтобы обеспечить полную собираемость налогов в казну США. Налоговая служба США планирует уже в текущем году потребовать от всех банков, находящихся за пределами Америки, предоставления информации о тех клиентах, которые имеют налоговые обязательства перед казной США. Под прикрытием борьбы за повышение собираемости налогов правительство США предпринимает беспрецедентную попытку поставить под свой прямой административный контроль иностранные банки. Российские банки – не исключение. Поскольку США ведут необъявленную экономическую войну против России, такой контроль над российскими банками, по всей вероятности, будет использован для экономической дестабилизации России.

Сегодня Россия должна быть вооружена всем богатством опыта ведения современных экономических войн. Особого внимания заслуживают два вопроса: эффективность санкций и меры противодействия им. Об этом - в следующей статье.

Экономические санкции - это комплекс мер давления на государство для достижения преимущественно политических целей, но, хотя санкции и приводят к негативным последствиям в экономике санкционируемого государства, конечные политические цели при этом достигаются далеко не всегда. Чаще всего они вообще не достигаются. По данным известного американского эксперта в этой области Гари Хафбауэра и его соавторов, классифицировавших 204 случая санкций, они достигали успеха примерно лишь в трети случаев (табл. 1).

Табл. 1.

Цели экономических санкций и их результативность

Цель

Число случаев

Процент успеха

Умеренная модификация политики

43

51

Смена режима или демократизация

80

31

Прекращение военных действий

19

21

Разрушение военного потенциала

29

31

Другие существенные изменения политики

33

30

Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007.

Во многих случаях экономические санкции оказывают стимулирующее, мобилизующее воздействие на экономику санкционируемых стран. Так, континентальная блокада, которую Наполеон Бонопарт организовал против Великобритании, дала толчок второй фазе промышленной революции в Великобритании, способствовала окончательному ее превращению в «мастерскую мира». Кстати, Наполеону на некоторое время удалось подключить к континентальной блокаде Россию, настояв на прекращении поставок в Англию зерна, леса, льна, пушно-меховых товаров и т.д. Одновременно Россия была вынуждена отказаться от импорта из Англии промышленных изделий, в том числе железа и тканей. Специалисты по экономической истории отмечают, что именно участие России в континентальной блокаде дало толчок развитию российской черной металлургии (железоделательных заводов) и текстильной промышленности.

Классическим примером неэффективности санкций является случай с установлением эмбарго на торговлю с Италией Лигой Наций в конце 1935 года. Инициатором санкций была Великобритания, а причиной их объявления было вторжение Италии в Абиссинию (Эфиопию). Эмбарго оказалось неэффективным. Во-первых, торговля Италии продолжалась с теми странами, которые не входили в Лигу Наций (прежде всего, это нацистская Германия). Во-вторых, даже те страны, которые голосовали за санкции против Италии, не слишком строго их соблюдали.

Впечатляющий пример мобилизующего эффекта экономических санкций – Советский Союз. Уже в первые месяцы после прихода к власти большевиков страны Антанты организовали морскую и торговую блокаду против советской России. В кольце блокады у руководства страны постепенно вызрело решение о необходимости выстраивания экономики, которая минимально зависела бы от внешних рынков. В декабре 1925 года был выдвинут лозунг социалистической индустриализации. Прошло еще четыре года, была запущена первая пятилетка, которая заложила фундамент тяжелой промышленности Советского Союза. До начала Великой Отечественной войны было построено более 9 тысяч промышленных предприятий, страна сумела подготовиться к агрессии со стороны фашистской Германии. Доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%. За 10-12 лет была реализована грандиозная программа импортозамещения.

После Второй мировой одним из направлений холодной войны Запада против СССР стала экономическая война, которая выражалась в запретах на передачу Советскому Союзу технологий военного и двойного назначения, зерновых эмбарго, ограничениях на кредитование, обвинениях в демпинге, отказе от предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле и т.д. Однако эффект от экономической войны Запада против СССР был очень ограниченным. Во-первых, Советский Союз научился обходить некоторые ограничения и запреты на торговлю с Западом. Во-вторых, общая зависимость советской экономики как от экспорта, так и от импорта, на протяжении трех десятилетий после Второй мировой войны сохранялась на низком уровне. В-третьих, некоторые импортные потребности СССР стал покрывать за счет других социалистических стран.

Лишь в 1970-е годы ситуация изменилась. В конце 1973 года цены на черное золото на мировом рынке подскочили в четыре раза. На СССР пролился дождь из нефтедолларов, и постепенно страна подсела на нефтяную иглу. Из промышленной державы Советский Союз стал превращаться в сырьевую, что повысило эффективность последующих акций Запада в рамках экономической войны.

* * *

Примерами низкой эффективности экономических санкций в наше время служат акции Запада против Ирака и Ирана.

После аннексии Ираком Кувейта (на что, кстати, Саддама Хусейна сознательно спровоцировали США) 6 августа 1990 года Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 661 (1990), предусматривавшую применение против Ирака принудительных мер без использования оружия. Под действие таких мер попали все финансовые потоки и любые товары, исключение составляли лишь поставки, предназначенные для медицинских целей, и поставки продуктов питания в рамках гуманитарной помощи. Главное – Ираку были перекрыты каналы экспорта нефти.

Конечно, влияние санкций на экономику Ирака, которая зависела от экспорта черного золота, было очень чувствительным. Накануне санкций нефтяной сектор обеспечивал свыше 60% ВВП Ирака. Стал падать жизненный уровень населения, кое-где начала чувствоваться нехватка продовольствия. Наблюдалась непрерывная девальвация национальной денежной единицы. В период действия всеобъемлющих мер с 1990 до 1995 года иракский динар упал в цене по отношению к доллару США более чем в 20 раз. Инфляция на годовой основе измерялась сотнями процентов. Правда, после того как заработала программа «Нефть в обмен на продовольствие» (с 1996 года), инфляция стала снижаться, проблема дефицита продовольствия и медикаментов утратила свою остроту. Постепенно, однако, руководители Ирака выстроили схемы, позволявшие торговать с внешним миром в обход санкций. Именно по причине неэффективности экономических санкций Вашингтон и принял решение о вторжении в Ирак.

Что касается Ирана, то он находится под санкциями США и их союзников уже 35 лет, но никаких признаков кризиса этого государства не наблюдается. Негативные явления в экономике Ирана, разумеется, заметны (особенно в нефтедобыче из-за запретов на поставки оборудования для отрасли), дополнительная нагрузка на иранскую экономику возникла и в связи с тем, что Вашингтону удалось подключить к санкциям ЕС, но буквально за 2-3 года Иран сумел адаптироваться к тотальной нефтяной блокаде Запада. Для Вашингтона это было крайне неприятным сюрпризом. Иран, по сути, стал своего рода учебным пособием, показывающим другим странам, как можно обходить санкции Запада. С нашей точки зрения, именно это стало главной причиной того, что в 2013 году по инициативе Вашингтона в Женеве начались переговоры с Ираном по его ядерной программе при участии шестерки посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия). Не думаем, однако, что больше всего США беспокоит иранская ядерная программа, так же как не думаем, что в обмен на сворачивание ядерной программы Запад свернёт санкции против Ирана. Даже в случае с обещанием Вашингтона разморозить часть арестованных валютных резервов Ирана (якобы в порядке доброй воли) речь идет об очень незначительной части иранских резервов. Кроме того, администрация США подчёркивает, что любые возможные решения об отмене санкций против Ирана будут иметь «обратимый характер».

Обобщая, можно сделать следующие выводы.

1. Не отрицая влияния санкций на экономику санкционируемых стран, следует признать, что политических целей санкционирующим странам удается достигать достаточно редко. Негативные социальные последствия санкций обычно компенсируются тем, что власть использует санкции для идейной и политической консолидации общества.

2. Влияние санкций со временем может ослабевать, так как санкционируемые страны разными способами адаптируются к санкциям. Нередко санкции становятся толчком к серьезной перестройке экономики.

3. Санкционирующие страны зачастую сами несут существенные потери в связи с тем, что их компании лишаются возможности торговать с санкционируемыми странами. При этом может происходить усиление конкурентных позиций компаний тех стран, которые не участвуют в санкциях.

4. Санкционирующие страны в случае отсутствия желаемого политического эффекта могут прибегать к использованию иных методов давления на санкционируемые страны (дипломатические, военные, операции спецслужб и т.д.).

5. Запад всячески замалчивает случаи неэффективного использования экономических санкций, используя их угрозу как оружие устрашения для стран, которые отклоняются от курса западных центров силы.

В завершающей статье на основе анализа мирового опыта мы рассмотрим вопрос о способах адаптации разных стран к режиму санкций.

За длительный период активного использования в мире экономических санкций накапливался опыт как организации таких санкций, так и противодействия им. Пожалуй, наиболее богатый опыт противодействия санкциям накоплен Россией, и почти весь он приходится на советский период ее истории.

Советский опыт противодействия экономическим санкциям

В начальные годы существования советской России торговая и морская блокада со стороны бывших её союзников (стран Антанты) преодолевалась за счет организации товарных потоков через нейтральные страны (Персию, Турцию, Китай) или же через контрабандные коридоры (один из главных таких коридоров проходил через Прибалтику и Скандинавию). После того как в конце 1929 года разразился мировой экономический кризис, Советский Союз стал играть на противоречиях между странами Запада, добиваясь ослабления или даже отмены санкций некоторыми из них.

Стратегическим решением проблем, порождённых экономическими санкциями, стала индустриализация Советской России. Одной из главных задач индустриализации в декабре 1925 года было объявлено максимальное снижение зависимости советской экономики от внешних рынков, опора на собственные ресурсы и собственное производство. В период 1929-1941 гг. в стране было построено почти 10 тысяч предприятий, которые производили производства средств производства, товары народного потребления, а также все виды оружия и военной техники. Экономика того периода была мобилизационной, важнейшими её элементами были: централизованное управление народным хозяйством, 100-процентное участие государства в промышленности, среднесрочное (пятилетнее) директивное планирование, коллективизация сельского хозяйства, полное искоренение любых форм капитала (промышленного, торгового, денежного), огосударствление денежно-кредитной системы, выравнивание уровней жизни всех слоев населения (социальные программы, борьба с нетрудовыми доходами и т.д.), государственная монополия внешней торговли, государственная валютная монополия.

С первых шагов индустриализации удалось найти подход к американским компаниям, которые находились в условиях тяжелейшего экономического кризиса. Именно они осуществляли поставки оборудования для строек первой пятилетки в СССР, производили монтаж оборудования и пуско-наладочные работы. Поставки осуществлялись на условиях коммерческого кредитования, что снимало остроту проблем, связанных с нехваткой валюты. Затем американское «окно возможностей» стало постепенно закрываться, в последующие годы главными поставщиками машин и оборудования стали германские фирмы. Примечательно, что индустриализация проводилась абсолютно без привлечения в советскую экономику иностранных инвестиций. Ранее иностранный капитал присутствовал в СССР лишь в виде концессий, последние из них были ликвидированы в 1932-1933 гг. (1) На протяжении нескольких десятилетий советская экономика имела автаркический характер: доля экспорта и импорта в валовом продукте СССР составляла всего несколько процентов. Это делало Советский Союз малоуязвимым по отношению к экономическим санкциям.

Однако с середины 1970-х гг. зависимость СССР от экспорта и импорта стала усиливаться. В 1973 году цены на нефть на мировом рынке подскочили в 4 раза. Вместо того чтобы продолжать укреплять промышленный потенциал страны, советское руководство пошло по пути наименьшего сопротивления. Экономические, социальные, военные проблемы страны начали решаться с помощью нефтедолларов, отчего последние полтора десятилетия существования СССР эффективность экономических санкций Запада неуклонно повышалась. Обвал цен на нефть на мировом рынке в 1986 году формально нельзя отнести к экономическим санкциям против СССР, но нет сомнения в том, что этот обвал был спланирован Вашингтоном с целью окончательного подрыва советской экономики. Это была акция экономической войны, и она достигла цели. Через пять лет Советский Союз перестал существовать.

Иран и Ирак: три уровня противодействия санкциям

Среди стран, которые достаточно успешно противодействовали экономическим санкциям Запада в последние годы, можно назвать Ирак и Иран. Против первого санкции действовали фактически в 1990-2003 гг. (формально – до 2010 года), против второго – с 1979 года по настоящее время. В обеих странах можно выявить три уровня противодействия санкциям:

- адаптация внешнеэкономической деятельности к запретам и ограничениям со стороны санкционирующих стран;

- замещение импорта внутренним производством и диверсификация товарной структуры экспорта;

- меры в сфере распределения жизненно важных товаров.

Меры по адаптации внешнеэкономической деятельности к условиям санкций

Здесь выделятся следующие направления:

а) переориентация во внешнеэкономической деятельности на государства, которые не участвуют в экономических санкциях («неприсоединившиеся государства»);

б) использование для международных расчетов средств, альтернативных доллару США и евро;

в) использование для торговли компаний-посредников, выступающих под флагами самых разных государств.

Санкции против Ирака были введены ООН, но даже этого оказалось недостаточно, чтобы организовать вокруг страны железное кольцо блокады. Ирак заключил соглашения с соседними государствами – Иорданией, Египтом, Турцией, через которые шли поставки нефти из Ирака и импорт в Ирак широкого ассортимента товаров (от машин, оборудования и военной техники до продовольствия и медикаментов). Вашингтону все эти операции были известны, но давление США на соседние с Ираком страны эффекта не давало. По данным ЦРУ, за годы санкций Ирак сумел продать нефти на сумму 75 млрд. долл. Кроме канала межгосударственных соглашений для международной торговли использовались контракты с компаниями-посредниками и даже с физическими лицами. Среди таких физических и юридических лиц было немало граждан и фирм из Китая, Франции, России. Некоторые из юридических лиц были фирмы-однодневки, которые создавались ради исполнения одного контракта.

Блокада, которую США много лет пытались организовать вокруг Ирана, выглядит еще более «дырявой». Санкции США против этого государства не являются санкциями ООН. Лишь в начале 2010 года Вашингтону удалось подключить к санкциям против Ирана Европейский союз, но за год-два Иран переориентировался с европейского рынка на рынки таких государств, как Китай, Индия, Турция, Россия. Ряд соседних с Ираном небольших арабских государств используются в качестве транзитных пунктов торговли. До присоединения ЕС к санкциям Вашингтона, многие европейские компании успели сделать немалые инвестиции в экономику Ирана. Например, французские компании обосновались в автомобильной, немецкие и английские – в горнодобывающей промышленности Ирана. Сейчас эти европейские компании продолжают сотрудничество с Ираном, но не напрямую, а через государства и фирмы, играющие роль посредников. Например, они могут отправлять оборудование на фиктивные адреса в Турцию, далее из Турции оборудование следует в Дубай (ОАЭ), а оттуда – в иранский порт Бендер-Аббас. Имеются и другие транзитные маршруты - через Южную Африку, Малайзию. Нередко схемы движения товаров спрямляются, товары курсируют напрямую между Ираном и Турцией. Для Турции, хотя она и является членом НАТО, Иран остается крупнейшим торговым партнером (правда, официальная статистика Турции не отражает ее торговлю с Ираном в полном объеме).

Крайне важным для санкционируемых стран является уход от расчетов в основных резервных валютах, особенно в долларе США. Такие расчеты контролируются Западом, поскольку операции проходят через корреспондентские счета американских и европейских банков. На сегодняшний день Иран почти полностью эмансипировался от доллара в своих расчетах по торговле. Довольно существенная часть торговли Ирана осуществляется на основе бартера, то есть прямого товарного обмена. Всё большая часть торговых сделок обслуживается с помощью валют стран – торговых партнеров Ирана. Это, прежде всего, китайский юань, индийская рупия, южнокорейский вон. Используется также российский рубль. Еще одним инструментом расчетов становится золото.

Кроме того, в Иране наблюдается тенденция к усилению государственного контроля в денежной и валютной сфере. Для укрепления риала Банк Ирана приобретает золото у Индии и Турции и иностранную валюту через сеть менял в Ираке. Государство вернулось к ограничению валютного обмена, введены единые валютные курсы. В Банке Ирана создан центр по экономической и валютно-денежной стабилизации.

Замещение импорта внутренним производством

Особенно актуальной для Ирака и Ирана стала задача замещения импорта продовольствия отечественным производством. Сразу же после введения в 1990 году санкций против Ирака его правительство приняло ряд решений по увеличению собственного сельскохозяйственного производства как за счет более полного вовлечения земель в хозяйственный оборот, так и за счет субсидирования сельских производителей и гарантированных государственных закупок. Декрет №367 Совета революционного командования Ирака гласил: «Все земли, которые не используются их владельцами или другими в соответствии с их сельскохозяйственным предназначением, будут национализированы без компенсации». Министерство сельского хозяйства компенсировало фермерам до 100% стоимости семян, в 1990 г. на это было потрачено 586 млн. динаров. Иракское сельское хозяйство стало плановым: фермерам давались подробные указания, что сажать, когда и как; несоблюдение указаний было наказуемым. К октябрю 1992 г. правительство начало скупать весь урожай без посредников. Эти меры помогли значительно повысить объемы собранного урожая. Согласно иракским официальным источникам, в 1989 году было собрано 1 млн. тонн урожая, с 1990 г. – 2,5 млн. тонн. Площадь пахотных земель увеличилась на 50%.

Иран также стал проводить политику импортозамещения, причем не только по продовольствию, но и по широкому спектру промышленной продукции. 23 августа 2012 года Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал правительство страны создать «экономику сопротивления», способную противостоять международным санкциям. Этот новый термин фактически обозначал продолжение курса экономического джихада, официально провозглашенного Рахбаром в 2011 году, а по сути проводившегося с первых дней существования ИРИ. Экономический джихад преследует две главные цели: снижение зависимости Ирана от экспорта нефти и переход на экспорт продукции высокого передела; снижение импорта жизненно необходимых товаров, в первую очередь продовольствия и медикаментов.

Иран: диверсификация товарной структуры экспорта и поиск новых торговых партнеров

Сторонники ужесточения санкций против Ирана на Западе пытаются доказать, что иранская экономика под давлением санкций все больше слабеет. Порой они ссылаются при этом на заявление иранского Министерства нефти от 2012 года, согласно которому после присоединения ЕС к санкциям Вашингтона доходы Ирана от экспорта нефти сократились более чем на 40%.

Однако это очень лукавая интерпретация процессов, происходящих в экономике ИРИ. Дело в том, что Иран стал менять структуру своего экспорта за счет наращивания обработанного сырья и других (кроме нефти) товарных групп. Так, в 2012 году (2) экспорт полиэтилена и удобрений составил 9 млрд. долл., пластических масс – 3,2 млрд. долл., строительных материалов (камень, цемент и сопутствующие товары) – 8,2 млрд. долл., сельхозпродукции – 5,3 млрд. долл., ковров – 0,8 млрд. долл.

По данным Таможенной администрации Ирана, основными партнёрами Ирана в 2013 году по ненефтяному экспорту (без газового конденсата) стали Китай, Ирак, ОАЭ, Индия, Афганистан, Турция. Все они (кроме Афганистана) показали прирост объемов закупок иранских товаров. Так, Китай в 2012 году закупил у Ирана товаров (кроме сырой нефти) на сумму 4,8 млрд. долл., а в 2013 году китайские закупки в Иране увеличились до 7,4 млрд. долл.

Что касается основных партнёров Ирана по импорту, то они ранжировались по итогам 2013 года следующим образом: ОАЭ, Китай, Индия, Южная Корея, Турция, Швейцария, Германия. Импорт из таких стран, как Южная Корея, Швейцария и Германия, несколько сократился по сравнению с 2012 годом. Вместе с тем произошло гораздо более существенное наращивание импорта из остальных стран. Из ОАЭ импорт вырос с 9,3 до 10,8 млрд. долл., из Китая – с 7,1 млрд. до 9,6 млрд. долл. Особенно значительным был рост импорта из Индии: с 1,6 млрд. до 4,3 млрд. долл. Всё это развенчивает миф об эффективности западных санкций против Ирана.

Доля Ирана в мировом ВВП в 2013 году составила 0,74%. Прогнозируется, что в 2014 году этот показатель вырастет до 0,76%, в 2015 году – до 0,80% и в 2016 году – до 0,85%. Доля Ирана на мировом нефтехимическом рынке составляла в начале текущего десятилетия 2,4%; в пятой пятилетней программе развития ИРИ (2011-2015 гг.) запланировано довести этот показатель до 4,9%. На нефтехимическом рынке Ближнего и Среднего Востока доля Ирана достигает 23,4%; к 2020 г. планируется довести этот показатель до 41%.

В феврале 2014 года правительство Ирана обнародовало план действий в русле «экономики сопротивления». По сути это план мобилизации иранской экономики. Он состоит из 24 пунктов. Один из важных пунктов – развитие сотрудничества со странами, которые не участвуют в экономических санкциях на стороне США. Особо важную роль Тегеран уделяет развитию сотрудничества с Россией.

_____________

(1) Подробности проведения индустриализации СССР в условиях экономической блокады читатель может узнать из моей книги: «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014).
(2) Здесь подразумевается иранский год, который начинается 21 марта и кончается 20 марта по европейскому календарю. В данном случае под 2012 годом имеется в виду период времени с 21 марта 2012 г. по 20 марта 2013 г. европейского календаря. По иранскому календарю это 1391 год.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    4 февраля 2015 21:32
    нас просто так не возьмёшь и ваши санкции и эмбарго только помогут России поднятся технически и экономически-благо что опыта у нас-хоть отбавляй.
    1. +6
      4 февраля 2015 21:59
      Санкции, говорите...
      Запомните, как выглядит природный газ!
      1. +5
        4 февраля 2015 22:03
        Их сланцевая империя рухнет не поднявшись!
        1. +4
          4 февраля 2015 22:17
          Ну, или такой вариант...
          1. +3
            4 февраля 2015 23:20
            Помню, помню. Когда, дедушка Обамы узнал, что его внук стал президентом, он упал с дерева и сломал себе хвост laughing
    2. +8
      4 февраля 2015 23:33
      "Стратегическим решением проблем, порождённых экономическими санкциями, стала индустриализация Советской России".

      Совершенно верно. И за 10-15 лет из разрушенной Гражданской войной страны сделали могучую державу, которая победила в Великой Отечественной, которая создала ядерное оружие. Именно это до сих пор сохраняет наш суверенитет.
      А вот в кризисном плане нынешнего премьера я что-то ничего подобного не услышал. Экономия на всем подряд и помощь банкам... Реального ничего.
      Это план отступления, а не развития.
      1. +5
        4 февраля 2015 23:43
        Цитата: Офицер запаса
        Это план отступления, а не развития.

        Это если считать, что план нынешнего премьера для спасения экономики России.
        На самом деле этот план для спасения Власти. Отсюда и экономия на всем подряд, и помощь банкам.
        1. Угольный Остров
          +1
          5 февраля 2015 05:16
          В такой ситуации как сейчас твердая власть нужна как никогда. Не стоит всегда вкладывать в понятие "власть" только зажрвшихся чинуш, правильно?
          1. 0
            5 февраля 2015 11:34
            Цитата: Угольный Остров
            В такой ситуации как сейчас твердая власть нужна как никогда.

            Это - да! Вот только кто отвечает за то, в какой ситуации мы оказались? Госдеп? Обама? Запад? ФРС и МВФ?
            Так так-ли тверда наша власть в отстаивании интересов России как тверда она в вопросе принадлежности власти Путину?

            Цитата: Угольный Остров
            Не стоит всегда вкладывать в понятие "власть" только зажрвшихся чинуш, правильно?

            Возможно. Но я не знаю иной власти в России, кроме власти нерушимого блока силовиков и олигархов возглавляемого Путиным.
  2. +3
    4 февраля 2015 21:37
    Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило рейтинги «Газпрома», «Роснефти», НОВАТЭКа, «Транснефти» и «МегаФона» в иностранной валюте с «BBB-» до «BB+» с «негативным прогнозом»


    Мне вот интересно, когда все российские большие компании такие рейтинговые агенства "опустят ниже плинтуса", чем они займутся? Рейтингами булочных?
    1. +2
      4 февраля 2015 21:51
      Хммм. Возможно рейтингом рейтинговых агенств...
    2. 0
      4 февраля 2015 21:53
      Мне вот интересно, когда все российские большие компании такие рейтинговые агенства "опустят ниже плинтуса", чем они займутся? Рейтингами булочных?
      Боюсь этого не произойдет, если патриотические силы России не выиграют экономическую "гражданскую войну" в самой России
    3. 0
      5 февраля 2015 02:53
      Да их сами матросники опускают внутри страны.
  3. +2
    4 февраля 2015 21:43
    Все эти рейтинги агентств,стоят не больше,чем оценка соседей бабушками,сидящими на лавочках. Кто хочет работать с Россией,будет работать,а кто нет,тому и рейтинги пофиг. hi
  4. +1
    4 февраля 2015 21:57
    Любая война - плохо! Но, думаю, что Россия справится с долларом!
    1. 0
      5 февраля 2015 02:56
      Очень на это надеюсь.
      1. Комментарий был удален.
  5. +5
    4 февраля 2015 22:00
    Заоблачные премии и зарплаты руководителей некоторых госучереждений конечно вызывают негативную реакцию у населения. особенно когда дела и доходность предприятия никудышная. Не в этом ли причина "низкой производительности" и "эфективности"?
    "Заказчиком и спонсором" обеих мировых войн и всех революций 1917г. были макаки из фашингтона, материалов в инете полно. тактика практически одинаковая как и у "цветных революций".
    Для меня было новостью, что когда Гитлер напал на Польшу, поляки успели вывезти свое золото во Францию. Когда на францию напали немцы, французы успели вывести свое золото во французский Сенегал. Потом оно по предложению американцев уехало через океан в США. Далее всем известные вещи: развитие ВПК, нажива на лендлизе и т.д.
    Понятно, что одни санкции будут сменять другие, попытки уничтожить нашу страну экономически и географически нашими заклятыми партнерами никогда не прекратятся. Остается сожалеть, что наши финансисты не успели в полной мере сыграть на опережение в новой экономической войнушке против России. Может быть нужна еще одна спецслужба типа финансовой разведки и полиции? Наверное нет, хотя даже я понимаю, что попытки уничтожить нашу страну по тем же сценариям, что и Украину, были и будут всегда. Подбор кадров должен быть с учетом профессиональных качеств и мнения ФСБ. Я с моего дивана представляю так.
    Молодежь любит порассуждать о ходоре, навальном и вообще ... Но взгляните кто участвовал в создании фонда Ходорковского. Комментарии излишние. Оральный, как и папаша с сынком дудкины съездили в макакию поучились на курсах по устраиванию революций и вот они уже борцы с коррупцией и кровавым режимом. На таких же курсах в приебалтике прошли обучения новые мудальцовы, дудковы и оральные. Все таки я за закон о лишении гражданства РФ за антигосударственную деятельность и высылку с запретом въезда навсегда. И еще я хотел бы, чтобы ФСБ и МВД более решительно обратило внимание на религиозные секты. Мы видим на примере Украины во что могут превратить процветающее самостоятельное государство агенты влияния в т.ч. из сект типа Хаббарда и баптистско-евангелистских. hi
  6. +2
    4 февраля 2015 22:03
    Интересно. Если 52% населения под санкциями США - а не получится ли, что они сами себя в ловушку загнали?
  7. +6
    4 февраля 2015 22:32
    Нужно менять модель экономики, нынешняя показала свою нежизнеспособность!
  8. +3
    4 февраля 2015 22:58
    Цитата: ИНТЕР
    Нужно менять модель экономики, нынешняя показала свою нежизнеспособность!

    Нужно слезать с нефте-газовой иглы. Полная мобилизация экономики, импортозамещение. А мы электрички в Тверской и Вологодской областях останавливаем из-за неразберихи с законодательством. И через МЕСЯЦ обещаем разобраться и пустить на маршруты.Я конечно все понимаю, но боюсь Путина на все не хватит. Может правительство немного поработает?С таким отношением к своей стране и народу со стороны правительства нам внешних врагов и санкций не надо, мы сами как страна рассыплемся.
    1. 0
      5 февраля 2015 03:01
      Интересно чем вообще занимается Медведев, с айфоном что ль играется?
    2. Угольный Остров
      0
      5 февраля 2015 05:12
      Путин , как внешний политик - красава. Но он разведчик, а это накладывает отпечаток на его действия. Тут уж ничего не поделаешь. Отличный снайпер может быть отличным рукопашником только в амерских боевиках.
  9. +2
    5 февраля 2015 01:07
    Санкции, говорите? Переживем -увидим
  10. 0
    5 февраля 2015 08:12
    "Если заведение не приносит дохода - нужно менять персонал, а не переставлять мебель"... - может, намекнуть об этом Гаранту?

    Кстати, с "санкциями" довелось столкнуться еще в 1991 году - когда ездил из Сибирского города в Москву получать "компьютерный класс" на базе Intel 486DX (если кто еще помнит, что это такое). Удивился надписям на коробках "Сделано в Индии" - а мне и объяснили, что США напрямую нам такие "высокие технологии" не поставляют, "потому что низзяя!.." Вот и закупали через индусов.