Игорь Панкратенко. Возможен ли треугольник Россия — Индия — Китай?

24
Игорь Панкратенко. Возможен ли треугольник Россия — Индия — Китай?


2 февраля в Пекине пройдет встреча глав МИД России, Индии и Китая. Повестка дня включает вопросы, связанные с конфликтом на Украине, продвижением переговорного процесса по иранской ядерной программе, а также положением на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии и Ираке. Для России эта встреча имеет важное значение. Еще в конце 1990-х Евгений Примаков выдвинул идею объединить Москву, Пекин и Дели в мировой центр силы, альтернативный Западу. Смелый политический замысел, не имевший под собой никаких сколько-нибудь серьезных объективных предпосылок, долгое время пребывал в статусе политической фантазии. Однако в нынешних условиях острого конфликта с Западом эта идея вновь начала витать в воздухе московских околовластных коридоров.

Для объективной оценки альянса «Россия — Индия — Китай»нужно получить ответы на два принципиальных вопроса. 1. Существует ли «пророссийский» курс индийского руководства? 2. Насколько серьезны противоречия между Пекином и Нью-Дели? Эти вопросы настолько переплетены между собой, что порою очень трудно провести грань между тем, где заканчиваются российско-китайские отношения и начинаются проблемы между Нью-Дели и Пекином. Чтобы треугольник был равносторонним, отношения между Россией и Индией должны быть столь же партнерскими, как и с Китаем. К сожалению, это далеко не так. Инерция мышления играет злую шутку с экспертами. Принцип «хинди-руси бхай-бхай» относился к советскому периоду, но почему-то автоматически переносится на день сегодняшний. «Золотая эпоха» в отношениях между Москвой и Дели ушла в прошлое по вполне объективным причинам. Главная из которых — стремительный взлет Индии за последнюю четверть века. Перед нами региональная держава, у которой оформились свои стратегические интересы и появились возможности строить самостоятельные политические комбинации.

Россия, в отличие от СССР, уже не так интересна Индии в качестве стратегического партнера, в том числе и по военно-техническому сотрудничеству, на котором во многом и держались «особые отношения» Москвы и Нью-Дели. Согласно официальным индийским данным, с 2011 г. США являются для них главным поставщиком вооружения и военной техники (ВВТ), Россия — вторым. Нет никаких сомнений в том, что утрата Москвой своих позиций на оружейном рынке Индии продолжится. Это принципиальный курс Нью-Дели, который получил свое подтверждение в ходе трехдневного визита Барака Обамы. После завершения было объявлено, что в правительстве страны на стадии утверждения находится контракт на приобретение 22 американских ударных вертолетов Boeing AH-64E Apache и 15 вертолетов большой грузоподъемности CH-47F Chinook на общую сумму $2,5 млрд. США и Индия заключили соглашение о совместной разработке и производстве миниатюрного беспилотника RQ-11 Raven.

Еще печальнее обстоят дела с товарооборотом. За 2013/14 финансовый год Россия не вошла в десятку основных торговых партнеров Нью-Дели, в то время как США с показателем товарооборота в $61,5 млрд заняли второе место среди основных торговых партнеров Индии. Можно с уверенностью говорить, что Индия не только продолжит развитие партнерских отношений с Соединенными Штатами, но и будет их всячески наращивать. Кстати, визит Обамы имел интересное продолжение. Несколько дней назад в индийской прессе появились сообщения о том, что Вашингтон и Нью-Дели договорились использовать военные базы друг друга, в первую очередь в Индийском океане, для нужд своих вооруженных сил. С военной точки зрения это событие достаточно малозначительное. Но с политической — весьма показательное.

Для индийской правящей элиты сближение с США кажется логичным. Российско-китайские отношения сегодня динамично развиваются, а Пекин считается в Нью-Дели главной стратегической угрозой. Поэтому партнерство с США и ослабление связей с Россией представляются в Индии удачной формой сохранения баланса. Есть еще одно обстоятельство. Индия мало беспокоится по поводу «однополярного мира» и «несправедливости мирового устройства». Для Нью-Дели главным приоритетом остаются собственные проблемы, среди которых рост влияния Пекина рассматривается в качестве первоочередной угрозы. И для ее нейтрализации Индия готова сотрудничать с кем угодно. В качестве примера: во время недавнего визита в страну министра иностранных дел Японии Фумио Кисиды на переговорах с его индийским коллегой Свараджем Сингхом было официально подтверждено стремление двух стран к укреплению кооперации в трёхстороннем формате (с участием США) «перед лицом растущей напористости политики Китая в Азии».

В ходе визита Кисида впервые положительно ответил на недвусмысленные индийские призывы к Японии принять участие в развитии логистически-транспортной инфраструктуры в приграничных с Китаем районах. Эта инфраструктура должна стать одним из важнейших элементов укрепления обороноспособности Индии на так называемой «Линии фактического контроля», неофициальной индийско-китайской границе протяженностью четыре тыс. километров. Хотя стороны постоянно заявляют о прогрессе в урегулировании спорных вопросов, тайная война разведок не прекращается ни на день. Индия утверждает, что Пекин поддерживает разные этнические группы сопротивления на северо-востоке Индии (Мегхалая, Трипура, Мизорам, Нагаленд, Ассам), а Китай упрекает Индию в предоставлении убежища тибетским сепаратистам.

По большому счету, это мелкие уколы. Гораздо серьезнее Нью-Дели воспринимает усиление китайского присутствия в Пакистане. Пекин является крупнейшим поставщиком вооружений в эту страну, активно участвует в модернизации ее вооружённых сил, а кроме того, наращивает экономическое присутствие и уже полностью контролирует порт Гвадар — геостратегический «ключ» от входа в Персидский залив из Индийского океана, расположенный всего в 18 милях от Дубая. Одновременно с этим пакистанский Гвадар — стратегический пункт в реализации одного из направлений китайского «Нового шелкового пути», в рамках которого Пакистан резко повысит свой региональный и международный вес. Это никак не устраивает Нью-Дели, который воспринимает «проект Гвадар» не только как элемент усиления своего традиционного врага, Пакистана, но и как часть китайской стратегии «нити жемчуга» — создания опорных баз в Индийском океане, которыми уже являются Хайнань, острова Лесистые (Woody Islands) недалеко от вьетнамских берегов, Читтагонг (Бангладеш), Ситтуэ и острова Коко (Мьянма), Хамбантота (Шри Ланка), и Сейшелы.

Еще одним «камнем преткновения» в индийско-китайских отношениях стал китайский проект возведения ГЭС на реке Ярлунг-Цангпо, индийское название — Брахмапутра. И дело здесь даже не в уменьшении количества воды для сельского хозяйства Индии, сколько в том, что она сама собиралась строить там электростанцию. При реализации китайского проекта эта стройка будет невозможна. Накануне встречи министров иностранных дел России, Индии и Китая (31 января) в Индии прошли успешные испытания «Агни-5», трёхступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты с массой боевой части 1,1 тонны. Дальность — 5 тыс. километров. Восторженно комментируя этот успех, индийские СМИ отмечают, что с принятием ракеты на вооружение большинство китайских городов оказывается в пределах досягаемости для ядерного удара.

В последние годы Пекин и Нью-Дели снизили накал взаимных упреков и обвинений. Китай является первым в десятке основных торговых партнеров Индии. Но это лишь надводная часть айсберга двусторонних отношений. «Под водой» же, скрытая от посторонних взглядов, идет острейшая конкурентная борьба, маскировать которую миролюбивой риторикой получается все хуже. И любые попытки России «сблизить» Китай и Индию, сгладить существующие между ними противоречия во имя создания некоего альтернативного «центра силы» — обречены на провал. Москва не обладает для этого достаточным влиянием.

Если отказаться от глобализма в подходах к треугольнику Россия — Индия — Китай, то в двух аспектах сотрудничество трех стран может быть эффективным — в Афганистане и в отношении экспансии исламского радикализма. В двух этих «пунктах» интересы совпадают. И хотя этим «список совпадений» практически ограничивается, для формирования новой, более выгодной для Москвы архитектуры региональной безопасности его будет вполне достаточно. Создав успешный прецедент сотрудничества на афганском направлении и в борьбе с терроризмом, можно будет двигаться к решению в трехстороннем формате и других проблем.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 февраля 2015 18:29
    Третий всегда лишний, он же крайний
    1. +6
      4 февраля 2015 18:30
      Но не в треугольнике.
    2. Лужичанин
      -16
      4 февраля 2015 18:30
      в ту же тему: дураки по росту строятся laughing
    3. 0
      4 февраля 2015 18:37
      Нет.. Индия и Китай слишком разные страны... партократия и олигархическая демократия несовместимы
      1. +2
        4 февраля 2015 19:03
        Возможен ли треугольник Россия — Индия — Китай?

        Я так считаю ..Хотим мы этого , или не хотим ,а придется! Иначе мировой хаус будет как минимум...Думаю сможем договориться! США "живой труп " экономически и политически ..Который ради списания своих огромных долгов ведет мир к третьей мировой и разорению..Пора договариваться нашим странам , что сейчас и идет вроде успешно.. hi
      2. +4
        4 февраля 2015 19:04
        Нет.. Индия и Китай слишком разные страны... партократия и олигархическая демократия несовместимы

        Будет угодно Богу, объединятся объединяемые, упадут "исключительные", а немощные станут сильными мира сего!!!
        1. +2
          4 февраля 2015 20:32
          Страны очень разные только с Россией у них есть возможность найти хоть какой то общий язык!
  2. +8
    4 февраля 2015 18:31
    Игорь Панкратенко. Возможен ли треугольник Россия — Индия — Китай?
    request в духе вопроса: а ЧО нет то ???если лидеры не поведутся на фантики,и адекватно оценят ситуацию,то вырисовывается тааааакая картина МИРА,что на современной карте, все цвета менять придётся... yes
    1. +4
      4 февраля 2015 19:41
      В статье:"Золотая эпоха" отношений между РФ и Индией ... прошла".
      Ага. А как понимать тогда АРЕНДУ ЦЕЛОЙ АПЛ, пишут про вторую? Строительство АЭС. Такое во времена охлаждений не бывает. КНР и ИНДИЯ совсем недавно получили независимость. И их отошение(народов) к англосаксом известно. Также помнят кто помогал эту независимость получить. Поэтому надо смелее России брать инициативу. КНР предлагает "Шелковый Путь" от Индийского Океана через КНР в Россию. А РФ надо газопровод и нефтепровод до Индии.
      Связав разом инфраструктуры транспортные и энергетические, уже ни один ТАКОГО БЛАГА ЛИШИТЬСЯ не захочет. Это свяжет по численности пол-человечества, Европа и Америка будут казаться задворками мира. hi
      1. +2
        4 февраля 2015 21:53
        Сам хотел написать то же. что и Касым.

        Статья конечно интересная, "заводит" на дискуссию - но несколько однобокая - не показано не только то о чем написал Касым - но очень важное - участие Индии в брикс, участие Индии в создании валютного фонда и банка БРИКС - это же совместное с Китаем и РФ наступление на святая святых США и ФРС - на их долларовую систему мирового господства (если что Китай внес 43 что ли процента - а Индия как и РФ по 18%)

        То есть - конечно же есть противоречия и недоверие между Китаем и Индией - но надо работать над этим - и РФ надо признать приложила немало усилии и достигла немалого успеха в их сближении
    2. +1
      4 февраля 2015 20:22
      Цитата: андрей юрьевич
      если лидеры не поведутся на фантики,и адекватно оценят ситуацию,то вырисовывается тааааакая картина МИРА,что на современной карте, все цвета менять придётся...

      И по больше совместных проектов, общие дела сближают, а там и разногласия сначала отложить в сторону с тем что бы решить их за круглым столом, но уже в дружественной обстановке. Как-то так мыслиться и хочется на это надеяться. И да Касым
      Это свяжет по численности пол-человечества, Европа и Америка будут казаться задворками мира
      всему вашему комментарию да.
  3. +3
    4 февраля 2015 18:33
    Не только возможен, но и нужен. Только к этому надо подойти очень вдумчиво, не забывая свои приоритеты и выгоды...
    1. +2
      4 февраля 2015 18:33
      Игорь Панкратенко. Возможен ли треугольник Россия — Индия — Китай?

      Судя по тому,как складывается мировая политическая конъюнктура - мы обречены на это стратегическое сближение,в хорошем смысле этого слова.
  4. 0
    4 февраля 2015 18:40
    У индусов претензии к китайцам, за активную поддержку Пакистана, в том числе и военнотехнического характера, хотя экономические выгоды могут взять верх над политическими амбициями и прагматизм возобладает, да и курс на сближение с Сша не добавляет оптимизма, так или иначе время покажет
  5. 0
    4 февраля 2015 18:42
    Цитата: moskowit
    Не только возможен, но и нужен. Только к этому надо подойти очень вдумчиво, не забывая свои приоритеты и выгоды...

    Очень верное замечание насчет своих приоритетов и выгод. Пользуясь тяжелым положением в России, Индия за сравнительно небольшие деньги получила от России современное вооружение. Индусы еще те профуры.
    Впрочем, Китай в этом плане не лучше.
    А вот противоречия между Индией и Китаем Россия вполне может использовать в своих интересах.
    Как там у Китая позиция была: "Обезьяна сидит на дереве и наблюдает за битвой тигров"
    Может у нас позиция теперь должна быть: "Медведь смотрит, как две обезьяны друг-другу шерсть рвут"
  6. 0
    4 февраля 2015 18:51
    Не только людей, но и страны объединяют общие опасности и общие взаимовыгодные интересы.
    Общий интерес для Китая, Индии и России - это взаимовыгодная внутриконтинентальная торговля.
    А опасность так же общая: "цивилизованный мир," ибо варвар и рабовладелец хоть в тоге, хоть в смокинге остаётся варваром и рабовладельцем...
    Индия, Китай и Россия древние и мудрые цивилизации и знают основной принцип:
    "Старый друг не станет врагом, а старый враг – другом". Наши, по крайней мере об этом стали вспоминать.
    Адрес источника (вводить нужно в верхнюю адресную строчку): http://volchara1959.ucoz.ru/index/0-2
  7. lin
    0
    4 февраля 2015 18:53
    Индия с США будет отставать от Китая по военной мощи еще больше, учитывая особые отношения России и Китая.
  8. 0
    4 февраля 2015 18:54
    Адидасом встали:D
  9. 0
    4 февраля 2015 18:59
    2 февраля в Пекине пройдет встреча...

    Тема 4-го появилась...
    Пекин с Дели помирились из за территорий?
    Треугольник не равносторонний, это только ЮСА радуются когда "друзья" ссорятся...
    З.Ы.
    Если страны БРИКС и присоединившееся к нему потом страны будут решать, что и как совместно, то я за этот Мир...
    Отказываемся от доллара повсеместно (жаль у нас местная валюта Евро), но мировая валюта не должна быть привязана к определенной стране...
  10. +1
    4 февраля 2015 19:32
    то,что мы теряем индийские рынки виновата наша пассивность-нужно учится коммерции у других стран-это не зазорно.а треугольник может возникнуть легко-если индусы поймут,что они играют только ту роль в регионе которую им позволят играть сша,то уж как минимум хоть на время но все распри с китайцами будут если не урегулированы,так отложены в долгий ящик-ради собственного будущего.
  11. +1
    4 февраля 2015 19:44
    Этот треугольник был бы очень полезен.
  12. +1
    4 февраля 2015 19:53
    Этот треугольник - Россия, Китай, Индия неизбежен. И не только треугольник, это будет многоугольник. Почему? Да потому, что всем стало понятно, что на пути, рвушихся к мировому господству США, стоит только Россия (как и всегда в истории). Остальные еще не дозрели, даже не смотря на свое "экономическое могущество". То, что мир под США, это мир полного беспредела уже всем очевидно. Поэтому Россия, это та ось, вокруг которой теперь все будет вертеться постепенно наращивая обороты.
  13. 0
    4 февраля 2015 19:55
    Уважаемые статья очень односторонняя,противоречия Индии и Китая понятны,но индусы как и китайцы ведут политику с позиции выгодно-невыгодно,в этом плане Китай наш(на сегодня)стратегический союзник,именно глобальное противостояние наших стран ЕС и Америке делает нас таковыми,Индия ведет свою политику,ближе к региональной,поэтому и интересы у нас разные,треугольник получается разносторонний ,да и то временно,Ввиду этих обстоятельств Индия не будет ,в ближайшее время нашим стратегическим партнером
  14. 0
    4 февраля 2015 20:04
    Если Китай всерьёз будет сотрудничать во всех сферах с Россией-нам его хватит одного.Но можно ли верить китайцам-вопрос...
  15. +1
    4 февраля 2015 20:05
    Не знаю "мем" это, или не "мем", но только Англия, которая "всегда подсерала России" - в лице Ротшильдов, снова сказала, а я тебя все ж таки, Россия, съем!
    Вот такой "мем" значит.
    Умные люди пишут, что давно Ротшильд съорганизовал Китай, Индию и России. Банк БРИКС - его Ротшильдв банк. А дальше дорогой мой "мем" хочешь - проверь!
  16. -1
    4 февраля 2015 20:39
    -Конечно же... -никакой "треугольник" не возможен ... -зачем он нужен..?
    -Ведь самый страшный смертельный враг для России -это был и остаётся Китай...
    -НАТО -это для России -всё больше "виртуальный враг"...
    -А после войны в Новороссии и того больше -натовские войска никогда уже не сунутся в Россию... -они увидели войну русских между собой ,для которых войска НАТО -это просто сплошная фигня...
    -Это увидели и китаёзы... -насколько страшны в боях русские... -даже , воюя... против самих себя...
    -Китаёзы тоже поняли , что не так-то просто всё обстоит с их нажимом на Россию...
    -В случае чего , русские будут воевать ,как всегда... -до победы... -И китаёзы уже поняли , что ничего им не светит на территории России....
    -Вот есть для них Япония , Вьетнам и тд...
    -А в России китаёз -быстро обломают... -Не стоит им в Россию и "суваться" в Россию...
    1. 0
      4 февраля 2015 22:07
      Цитата: lonovila
      самый страшный смертельный враг для России -это был и остаётся Китай...
      -НАТО -это для России -всё больше "виртуальный враг"...


      Ну и ну! Этот "виртуальный" типа как бы и не враг а прямо мишка плюшевый - на самом деле уже фактически ведет реальную войну против РФ - и не только на Украине - но и на Кавказе и в Сирии и на Среднюю азию по факту напали в 90-е (Афган и Талибы были только лишь их инструментом)

      направил на РФ ядерные боеголовки и сша и европы, окружает ПРО и угрожает "быстрым обезоруживающим ударом", спонсирует всех внешних и внутренних врагов, прямо заявляет что не даст создать Евразийский союз, явно пытался занять крым, вводит военные корабли в Черное море с явно недружественными визитами, напали на ряд стран и разгромили их и т д и тп

      Разве Китай замечен в чем либо подобном? Я не большой сторонник Китая (как и большинство казахов считаю что в масштабе столетии Китай все равно будет угрозой) но в данной ситуации - в масштабе последних 20 и будущих 30 лет явно не китай враг - а те
  17. +1
    4 февраля 2015 21:39
    Трудный альянс получится, все большие страны, все с претензиями, в основном несовместимыми, но попробовать то можно, а вдруг получится, тогда и претензии возможно совместно как то утрясутся до меньших размеров. У Китая и Индии наверняка мягких дипломатических отношений не случится, но если Россия выступит буфером и сцепкой, то втроём может быть о чем то и договоримся. Шевелиться в любом случае надо, потому как если не мы, то америкосы инициативу возьмут - проамериканская Индия, это нам надо?
  18. +1
    4 февраля 2015 22:20
    Цитата: Александр1959
    Может у нас позиция теперь должна быть: "Медведь смотрит, как две обезьяны друг-другу шерсть рвут"
    Так действуют пин.досы. Россия всегда выступала миротворцем и объединителем. Наша дипломатия одна из самых искусных в мире, даст бог, удастся примирить эти две несомненно великие державы и создать не только экономический триумвират но и военно политический союз, равного которому не было бы в мире.
  19. Улай
    +1
    5 февраля 2015 00:01
    Хотим мы этого или нет, сотрудничать с Китаем и Индией придётся. Нам изоляция ни к чему. Надо навёрстывать упущенное. А США никому добра еще ни делала. Им нужны марионетки и геополитическое влияние. Сотрудничество с ними для нас опасно. Усыпят ласковыми словами, а потом нож в спину. Нас уже не раз учили, неужели мы такие тупые, что до сих пор не поняли. Имею в виду наших руководителей.
  20. 0
    5 февраля 2015 12:54
    Даа дела...
    А было бы не плохо объединиться жалко Тетя не в ту степь пошла.
  21. 0
    5 февраля 2015 12:56
    Тетя-- Т-9 работает ))
    Индия
  22. 0
    5 февраля 2015 12:58
    А было бы не плохо объединить.
    Жалко Индия не в ту степь пошла.. ツ