Сага о линкорах

68


Кто-то любит свою подружку,
А других опьяняют горы.
Третьим жизнь не мила без кружки,
Ну, а я полюбил… линкоры.

Океанские лорды стали,
Вы не детища тьмы иль света.
Вы лишь сила. Вы вне морали.
Хоть не все осознали это…



Корабль Его Величества “Ринаун”

Не всегда выпадали ставки
В вашу пользу, о лорды стали:
Вас кромсали на переплавке
И во вражьем плену бросали.

Но и воинские таланты
Вы являли: в веках хранимы
Грандиозный размах Ютланда
И российская боль Цусимы.

Вновь война — и в строю солдаты.
Ко второй мировой готовы!
«Ришелье»! «Дюк оф Йорк»! «Ямато»!
И «Литторио»! И «Айова»!




Говорят, новичкам — везуха!
Только бог посчитал иначе
И сказал он линкорам сухо:
«Не видать вам в боях удачи!»

Тем, кто вражьи сметает орды?!
И за что вам сия опала?!
Но друг с другом и вправду, лорды,
В той войне вы сражались мало.

В фатерлянде гремят фанфары:
Кригсмарине — зиг хайль героям!
«Худ» прикончен одним ударом!
«Принс оф Уэлс» избегнул боя!

Но британцы недолго ждали
И за «Худ» отомстили быстро —
И Монбланом оплывшей стали
Под воду оседает «Бисмарк».

Англичане до битв охочи.
Трубы дышат зловеще жарко.
В сизом мраке полярной ночи
«Дюк оф Йорк» нагоняет «Шарнхорст»…

Сага о линкорах

Линейный крейсер Scharnhorst. Погиб в бою с численно превосходящими силами британского флота (бой у мыса Нордкап, 26 декабря 1943 г.)


Да! Еще отличились янки:
Не прошла для французов даром
Перестрелка у Касабланки
«Массачусетса» с «Жаном Баром»!

Вот и всё. А других топили
Вездесущие самолеты.
То счастливчики. Третьи ж были
Списаны из состава флота…

Вас осталось совсем немного,
Да и тем не уйти красиво.
«Почему так? — спрошу я бога. —
Так дразняще несправедливо?!»


Корабль-музей USS Alabama (Мобил, шт. Алабама)


Линкоры типа “Саут Дакота” были короче “Айов” на 70 метров (отсутствие второго эшелона ГЭУ, скорость “всего” 27 уз.), но на практике мало уступали своим грозным потомкам, обладая сравнимым вооружением и защищенностью.


Но господь не дает ответа,
Хитрый взгляд из-за туч бросая.
Ладно, боже, ведь я всё это,
Дай лишь волю, переиграю!

И узнают еще потомки,
Благородные лорды стали,
И узнают они о том, как
Вы в сражениях умирали!

Как сошлись «Ришелье» и «Рома»,
Как «Миссури» стрелял в «Ямато»,
Как, враждою держав влекомы,
Бились «Тирпиц» и «Кинг Джордж пятый»…



Чем у пирса ржаветь в безвестье,
Одному на эскадру гордо
Лучше выйти — в том больше чести!
И в мечтах я, стальные лорды,

С дерзко вскинутой головою,
Стиснув зубы, расправив плечи,
Вас извечно готовлю к бою,
Хоть и знаю, что бой — не вечен.

Долг и честь, лорды, жестом сонным
Бог отнял у вас. Надо очень!
Встанем рядом — и мы способны
Небесам надавать пощечин!

Сталь и плоть против божьей воли —
Наши ставки ничтожно малы!
Но, уже утопая в боли,
Мы пройдем сквозь врата Валгаллы…

(с) Стволяр

Галерея героев:


Линкор-музей “Норт Кэролайн”, (Вилмингтон, шт. Северная Каролина)


Один из первых представителей поколения “fast battleship”, объединившего в себе ходовые характеристики линейных крейсеров с огневой мощью и защищенностью линкоров. В конструкции тих кораблей были учтены все возможные типы угроз (в т.ч. развитая защита от торпед), а сами линкоры того периода превратились в настоящие плавучие крепости. Чье потопление являлось экстраординарной боевой операцией, с привлечением целых воздушных армий и морских эскадр противника.


Американские линкоры входят в залив Лингаен, январь 1945 г. Возглавляют колонну модернизированная “Пенсильвания” и “Колорадо”. Шквал раскаленной стали обрушился на острова Кваджелейн, Сайпан, Гуам, Тиниан, Маркус, на побережье заливов Лейте и Лингаен, на остров Окинава, круша укрепления, базы, аэродромы и наземные коммуникации японцев.


Герой Ютландского боя — немецкий линейный крейсер “Зейдлиц”. В корабль попало 22 снаряда калибром от 305 до 381 мм и одна торпеда с британского эсминца. Несмотря на тяжкие повреждения и 5329 тонн проникшей в корпус воды (21% от стандартного водоизмещения крейсера!), “Зейдлиц” совершил невозможное. Благодаря профессионализму его командиров, отваге и стойкости моряков, которые не спали четверо суток после тяжелого боя, непрерывно поддерживая на плаву свой корабль. Благодаря самоотверженным действиям членов машинной команды, что работали и умирали, стоя по пояс в кипятке, “Зейдлиц” вернулся на базу!


Линкор “Колорадо” в Нью-Йорке, 1932 г.



Боевая рубка линкора “Массачусетс” (тип “Саут Дакота”).


"По долгу службы мне приходилось сталкиваться со множеством программ по повышению живучести кораблей. По моему личному убеждению, нет более живучего корабля, чем линкор".
— Джеймс О'Брайен, руководитель Центра огневых испытаний и оценки боевых повреждений, Минобороны США.



В 1919 году японцы потрясли мир, спустив на воду корабль с 16-дюймовыми орудиями (410 мм). Первоклассный линкор заставил изойти от зависти саму “Владычичу морей”, запустив новый виток гонки военно-морских вооружений.


Линкор “Нагато” после ядерного взрыва (расстояние до эпицентра — 800 м). Он выдержит и второе испытание (подводный взрыв в 650 метрах от борта). Несмотря на отсутствие всякой борьбы за его живучесть, “Нагато” проживет еще четверо суток и медленно уйдет под воду 29 июля 1946 г. В тишине и одиночестве, укрывшись в ночной мгле от глаз надменных врагов. Как подобает настоящему самураю!


Современное оружие на борту линкора "Айова". Бронированные пусковые установки Mk.143 ABL для хранения и запуска “Томагавков”. На заднем плане — шестиствольный зенитный автомат “Фаланкс” с автоматическим наведением на цель по данным встроенной РЛС.


Боксы с “Топорами”!



Линкор “Нью-Джерси” на реке Дэлавер, наши дни
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    4 февраля 2015 07:28
    Только прочитав название публикации, я уже точно знал кто её автор... good
    1. +9
      4 февраля 2015 12:20
      Да, фото "Ямато", идущего полным ходом на фоне статуи Свободы доставила особое удовольствие )
      1. +8
        4 февраля 2015 16:54
        У меня есть ещё несколько подобных "фото". Особо прикольно смотрится уничтожение кого-то лучом гиперболоида (инженер Гарин служил на "Полтаве" lol !)
    2. Комментарий был удален.
    3. sdg32dg
      0
      5 февраля 2015 07:08
      Хочу дать один совет! Бросал курить раз 100 наверное без толку, пока не прочитал про этот метод, через неделю уже забыл что такое сигарета, здесь всё грамотно расписано http://dimasmok.blogspot.com
  2. +4
    4 февраля 2015 07:58
    Самое что интересное, американцы заявляли, что в случае чего, все четыре "Айовы" введут в строй за пару месяцев...
    1. +7
      4 февраля 2015 08:03
      Цитата: PSih2097
      Самое что интересное, американцы заявляли, что в случае чего, все четыре "Айовы" введут в строй за пару месяцев...

      Это уже невозможно, корабли превращены в музеи их восстановление до боеспособного состояния будет сравнимо по затратам с постройкой новых.
      Почитайте: Американские линкоры типа "Айова"
      http://topwar.ru/29654-amerikanskie-linkory-tipa-ayova.html
    2. +9
      4 февраля 2015 08:34
      Цитата: PSih2097
      все четыре "Айовы" введут в строй за пару месяцев...

      Это вряд ли, 40 лет походов - ресурс механизмов полностью выработан


      Посмотреть вживую, из тех что мне известно:
      - 4 "Айовы" (стоят в Сан-Диего, Перл-Харборе, в Филадельфии и в Нофолке)
      - 2 "Саут-Дакоты" ("Алабама" - в г. Мобил, "Массачусетс" - г. Фолл-Ривер)
      - 1 "Норт-Кэролайн" (стоит в Вилмингтоне)

      Т.е. янки сохранили практически все ЛК позднего периода. В теории, у них сохранились образцы и технологии, по которым могут воссоздать новый ЛК (защищенный ракетно-артиллерийский корабль огневой поддержки) в связи с такой необходимостью в современном мире. На практике - чтут свою историю, но флот у них всегда был на первом месте, как и у нас танки на постаментах. Чему тут удивляться.

      Норт-Кэролайн в утреней дымке
    3. +3
      5 февраля 2015 01:05
      Цитата: PSih2097
      Самое что интересное, американцы заявляли, что в случае чего, все четыре "Айовы" введут в строй за пару месяцев...

      Это они уже сбрендили...
      Пусть еще Конститьюшн восстановят...
      А еще Аризону нехай поднимут и довооружат...
    4. +2
      6 февраля 2015 23:34
      На них уже работают специально обученные крысы и мыши. По команде со спутника они перегрызут всюпроводку.
  3. +5
    4 февраля 2015 08:04
    У меня нет слов...Спасибо Олег!
  4. Sosed
    0
    4 февраля 2015 08:04

    World of Warships
    1. +2
      4 февраля 2015 12:43
      не буду играть в картошку на кораблях.
  5. +6
    4 февраля 2015 08:10
    Стишок про линкоры хорош, но не совсем верно отражает ситуацию с "бесславным закатом" эры капитальных кораблей

    Линкоры участвовали в ВМВ, как и все остальные боевые единицы флота

    В Европейских водах за годы войны произошло как минимум 9 крупных "замесов", в которых удалось пострелять этим чудовищам (чисто по памяти, без дат - если кто вспомнит еще, пишите)

    - Бой в Датском проливе (потопили "Худ")
    - Охота на Бисмарка (потопили "Бисмарк")
    - перестрелка "Ринауна" с "Шарнхорстом" и "Гнейзенау" (умеренные повреждения, немцы сбежали, бросив позицию что потом дорого обошлось Рейху)
    - встреча "Шарнхорста" и "Гнейзенау" с авианосцем "Глориес" (расстреляли авианосец "Глориес")
    - погром в Марс-эль-Кебире (британцы расстреляли французский флот)
    - расстрел ЛК "Жан Бар" американским линкором "Массачусетс"
    - как итальянские ЛК "Кавур" и "Д.Чезаре" дрались с ЛК "Уорспайт" (безрезультатно)
    - бой у мыса Матапан (британские ЛК потопили три итальянских крейсера)
    - бой у мыса Нордкапп (потопление "Шарнхорста")

    так что подрались на славу (притом, что сами капитальные корабли были довольно редким явлением - всего по несколько шт. в составе флотов самых развитых стран)


    Тихоокеанский ТВД:
    - в ночь на 14 ноября 1942 г. американские ЛК "Вашингтон" и "Саут Дакота" мутузили японский ЛК "Кирисима". Японец утоп, "Саут Дакота" на 14 мес. выбыла из строя (Гуадалканал)
    - потопление ЛК "Ямаширо" в классическом арт. бою (Филиппины, октябрь 1944 г.)

    Если говорить в общем, то ЛК стран Оси больше стояли в базах (как и весь надводный флот стран Оси - редкие попытки выйти в море кончались погромом, ввиду абсолютного превосходства флотов США и Британии). Линкоры союзников, наоборот воевали вполне успешно, используясь для артподдержки при штурме береговых укреплений и обстрелах объектов противника в глубине побережья (в данной ипостаси они прошли Корею, Вьетнам, Ливан и еще зацепили Ирак)

    Первые удары по атоллу Кваджелейн начались 29 января, «Норт Кэролайн» приступил к бомбардировке входивших в атолл островов Рой и Намур. На подходе к Рою с линкора заметили стоящий в лагуне транспорт, по которому тут же дали несколько залпов, вызвавших пожары от носа до кормы. После вывода из строя взлетно-посадочных полос японцев линкор ночью и весь следующий день обстреливал назначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки.

    — хроника линейного корабля USS North Carolina (BB-55)
    1. 0
      4 февраля 2015 08:58
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      Стишок про линкоры хорош, но не совсем верно отражает ситуацию с "бесславным закатом" эры капитальных кораблей

      Дык поди сложно всё на рифму положить...
    2. +4
      4 февраля 2015 09:29
      В Европейских водах за годы войны произошло как минимум 9 крупных "замесов", в которых удалось пострелять этим чудовищам (чисто по памяти, без дат - если кто вспомнит еще, пишите)

      Также навскидку: выход "Шарнхорста" и "Гнейзенау" в атлантический рейд с последующим уходом во Францию и дерзкая операция по их возвращению в Германию через Ла-Манш.
      1. +8
        4 февраля 2015 09:45
        Цитата: netslave
        Также навскидку: выход "Шарнхорста" и "Гнейзенау" в атлантический рейд

        22 потопленных и захваченных транспорта, норм. покуражились
        За время похода Шарнхорст утопил 8 судов, общим тоннажем в 49,300 тонн, при общем счёте группы в 22 потопленных судна и общем тоннаже в 115,600 тонн

        Янки постоянно использовали свои ЛК в качестве мощных платформ ПВО (бой Саут-Дакоты у о. Санта-Крус, в котором та завалила до 26 японских самолетов, пытавшихся атаковать соединение)

        , а также в качестве VIP-транспорта (путешествие Рузвельта на "Айове" на Тегеранскую конференцию) - т.е. там где требовалась их великолепная защищенность и монументальный внешний облик


        Каюта Рузвельта на борту Айовы, музей

        Немцкий "Тирпиц" затpoллил весь британский флот и без единого выстрела разогнал конвой PQ-17
        1. 0
          5 февраля 2015 01:09
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Немцкий "Тирпиц" затpoллил весь британский флот и без единого выстрела разогнал конвой PQ-17

          Зато ничего не смог сделать с Советским Северным флотом.
    3. Комментарий был удален.
    4. +5
      4 февраля 2015 09:47
      Если говорить в общем, то ЛК стран Оси больше стояли в базах (как и весь надводный флот стран Оси - редкие попытки выйти в море кончались погромом, ввиду абсолютного превосходства флотов США и Британии).

      На Средиземном море британцы вовсе не обладали превосходством над итальянцами. Скорее наоборот - после выхода из войны Франции итальянцы имели все шансы вытеснить оттуда англичан. Неудачи итальянского флота во ВМВ - это пример того, что для успешного ведения боевых действий необходимы прежде всего желание и умение воевать.
      1. +7
        4 февраля 2015 09:58
        Цитата: netslave
        Неудачи итальянского флота во ВМВ - это пример того, что для успешного ведения боевых действий необходимы прежде всего желание и умение воевать.

        Построить флот можно за 30 лет, но приобрести морские традиции понадобится 300, как говорили бриты или еще один перл: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

        В целом, макаронники дрались скверно, отличались исполнительностью и трудолюбием
        но были и примеры обратного:

        командир итальянской подводной лодки "Эванджелиста Ториччели" капитан 3 ранга Сальваторе Пелози получил задание патрулировать около Джибути. На позиции его лодка столкнулась с активной противолодочной обороной англичан и, изменив курс, пошла к своим берегам. Возвращалась она по поверхности, так как не могла погружаться из-за повреждений. Севернее Перима лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал помощь.

        Субмарина имела одно 120-мм орудие и первой открыло огонь, попав вторым снарядом в шлюп, позднее его отвели на ремонт в Аден.

        К месту боя, тем временем, подошел индийский шлюп "Индус", а затем дивизион новых английских эскадренных миноносцев. Против единственной пушки лодки оказалось 19-ть 120-мм и 4-е 102-мм орудия, плюс множество пулеметов.

        Капитан Пелози принял бой. Он выстрелил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом стрелять из пушки. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Только через полчаса после начала сражения, лодка получила снаряд в корму, повредившее рулевое устройство и ранившее Пелози.

        Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Ториччели" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, капитан приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем, Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием. С борта эсминца итальянцы наблюдали, как пожар на "Хартуме" все увеличивался.

        Завершился он взрывом боеприпасов и гибелью эсминца. "Хартум" (1690 т, 1939 г. постройки) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории.

        Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Пелози и его старший офицер в Адене были приглашены на официальный ужин, где присутствовал и командир "Хартума", с которым они обменялись тостами. Затем Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.

        Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Ториччели" ушла под воду с развевающимся Боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника.

        (история, рассказанная на форуме тлауиколом)
        1. +2
          4 февраля 2015 11:55
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          В целом, макаронники дрались скверно, отличались исполнительностью и трудолюбиемно были и примеры обратного:
          Макаронники, дрались на море не хуже других, и не сравнить их с теми же французами, с флотом которых в основном и намеревалась соперничать Италия перед войной. Во всяком случае, трусливыми итальянких моряков очень трудно считать.
          В январе 1941 года англичане осадили порт Массауа в Красном море. Застигнутые здесь итальянские корабли не могли добраться до ближайших нейтральных портов из-за ограниченной дальности плавания. Поэтому начальник обороны Массауа адмирал Бонетти приказал свезти орудия и пулеметы на берег, а корабли подготовить к взрыву.
          Штурм города начался 1 апреля. На следующий день итальянцам была предложена капитуляция, но ответа не последовало. Еще через неделю упорных кровопролитных боев английские танки прорвались наконец к центру города. И в этот момент на рейде загремели взрывы. Один за другим взлетали на воздух итальянские эсминцы и катера. И лишь один из них, сохранивший боеспособность - MAS 213, вышел из бухты и устремился к английской эскадре, блокировавшей порт. Прорвавшись сквозь плотную завесу заградительного огня, он с дистанции 300 м выпустил торпеду в крейсер "Кейптаун". Взрыв, разворотивший борт, вывел корабль из строя, и англичане с трудом отбуксировали его в Порт-Судан, где он простоял на ремонте целый год. MAS 213 возвратился в Массауа и был взорван своей командой.
          1. +1
            4 февраля 2015 17:23
            Помнится мне, французский флот во ВМВ всерьёз пострелял только один раз. Если ошибаюсь, поправьте. При этом дрались французы вполне неплохо. Одни корабли героически гибли, другие успешно прорывали блокаду, но капитулировать перед уже бывшими на тот момент союзниками никто не собирался. В какой-то степени французы просто не успели повоевать - слишком быстро пала их страна. Поэтому я не вижу оснований для утверждений о том, что итальянцы дрались на море лучше французов. С другой стороны у итальянцев было больше и времени, и возможностей показать себя.
            Понятие "трусость" здесь не совсем к месту. Речь идет скорее об инициативности командования, о его способности принимать верные решения. Именно этого, на мой взгляд, итальянцам не хватало. Что касается боевого духа моряков, то историки отмечают его высокий уровень у итальянцев в первый период войны, а вот отсутствие реальных боевых успехов и сидение в базах после разгрома при Матапане значительно его снизили.
            1. +1
              4 февраля 2015 21:26
              Цитата: netslave
              В какой-то степени французы просто не успели повоевать - слишком быстро пала их страна.
              В Первую мировую было время повоевать, но сильные эпизоды, если знаете, напомните. Я ни в коей мере не обвиняю французских моряков, хотя бы в память о Трафальгаре, но итальянцы достойны уважения, так-как дрались с одним из лучших флотов мира, и дрались вполне достойно.
              Цитата: netslave
              после разгрома при Матапане значительно его снизили.
              Если вспомнить историю, итальянская эскадра во главе с линкором "Витторио Венето" вышла на перехват английского конвоя, но подверглась атакам британской палубной авиации и стала отходить, утратив фактор внезапности. Был повреждён тяжёлый крейсер "Пола", что практически потерял ход и отстал. Победа британцев, скорее, их военное счастье. Знай итальянцы о РЛС, что уже стояли на английских кораблях, не послали бы за "Пола" для буксировки свои корабли, понадеявшись на покров ночи. Англичане просто расстреляли с короткой дистанции итальянские крейсера, у которых даже башенные орудия стояли в диаметральной плоскости. Конечно, потерять сразу три крейсера и два эсминца, тяжёлый удар, но не из-за него итальянцы после сидели в базах, - хронически не хватало топлива. Злая ирония же в том, что Ливия была итальянской колонией, и кто бы знал и побеспокоился перед войной, что там есть нефть.
          2. Комментарий был удален.
          3. +3
            4 февраля 2015 17:43
            Цитата: Per se.
            трусливыми итальянких моряков очень трудно считать.

            А меня также фото и история с "Зейдлицем" впечатлила. Хоть и враги нам немцы были, но эта история, наряду с "Варягом" и упомянутым Вами "MAS 213" - отличный повод морякам гордиться своими традициями.
            Цитата: Олег Капцов
            В корабль попало 22 снаряда калибром от 305 до 381 мм и одна торпеда с британского эсминца. Несмотря на тяжкие повреждения и 5329 тонн проникшей в корпус воды (21% от стандартного водоизмещения крейсера!), “Зейдлиц” совершил невозможное. Благодаря профессионализму его командиров, отваге и стойкости моряков, которые не спали четверо суток после тяжелого боя, непрерывно поддерживая на плаву свой корабль. Благодаря самоотверженным действиям членов машинной команды, что работали и умирали, стоя по пояс в кипятке, “Зейдлиц” вернулся на базу!
            1. 0
              5 февраля 2015 00:00
              Однако флагманский ЛКР адмирала Хиппера "Лютцов" немцы не смогли довести до своих баз и были вынуждены сами затопить его, сняв команду. Хороший конец корабля.
              А английские ЛКР "Инвинсибл", "Куин Мэри", "Инвинсибл" погибли от взрывов боекомплекта в погребах. Уцелели единицы моряков.
              1. +1
                5 февраля 2015 00:31
                Цитата: Сем Фарадей
                А английские ЛКР "Инвинсибл", "Куин Мэри", "Инвинсибл" погибли от взрывов боекомплекта в погребах.

                К чему это было сказано?
                1. 0
                  5 февраля 2015 03:23
                  Цитата: SWEET_SIXTEEN
                  К чему это было сказано?

                  К тому, что дважды "Инвинсибл" ("Непобедимый"). laughing
                2. +1
                  5 февраля 2015 21:09
                  Извиняюсь один из них "Индефатигебл". hi
                  А привел свое замечание к тому, что при проектировании и использовании в бою ЛК, его бронирование и конструкция должны защищать от снарядов так, чтобы он тонул не переворачиваясь и тем более не должен взлетать на воздух от попадения в башню ГК.
                  Корабль должен сначала утрачивать плавучесть, а не остойчивость, при борьбе экипажа за живучесть. При переворачивании корабля большая часть экипажа гибнет внутри корпуса на своих боевых постах.
                  Немецкие ЛКР показали лучшую живучесть в бою при Ютланде и победили по очкам 1 к 3 (число погибших ЛКР). Да и в общем по количеству погибших кораблей в сражении при Ютланде, у немцев меньше 11 к 14.
                  По количеству погибших моряков тоже соотношение в пользу немцев 2551 против 6097 у англичан.
        2. 0
          4 февраля 2015 17:27
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          индийский шлюп "Индус"

          good Над названием работали поэты! laughing
    5. Комментарий был удален.
    6. +2
      4 февраля 2015 15:02
      При том что все эти корабли это сплошные компромиссы между желанием и возможностями!
  6. +3
    4 февраля 2015 08:36
    Нам все же есть чему поучиться у американцев! Сколько кораблей- музеев у них и сколько у нас? До соплей обидно!
    1. 0
      4 февраля 2015 08:46
      Цитата: УВБ
      Сколько кораблей- музеев у них и сколько у нас?

      У нас и стольких кораблей никогда не было

      или это не взаимосвязано request Как вы считаете?

      чему удвиляться, если у них главный город Нью-Йорк стоит на окиане
      в результате в городе стоит музей-авианосец (прямо у одного их причалов в центре Манхэттена), а с др. стороны пирса музейная подлодка "Гроулер"


      Ракетно-артиллерийский крейсер "Кливленд" (тоже ветеран Второй мировой)
      1. +7
        4 февраля 2015 09:36
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        У нас и стольких кораблей никогда не было

        или это не взаимосвязано Как вы считаете?

        Приветствую вас, Олег! Ох наступили вы мне на больную мозоль recourse , после адмиральского погрома на флоте почти и не чего не осталось. Есть музей паровозов, есть музей самолётов и танков, на кронверке Петропаловки достойный музей артиллерии! А вот корабельному музею Флота как то не суждено быть...обидно сильно!!
      2. 0
        6 февраля 2015 23:42
        И Аллегрова клип там снимала за нехилые деньги. А моглаб и на нашем снять, но наши окромя Авроры нефига не имеют.
    2. +5
      4 февраля 2015 10:55
      Цитата: УВБ
      Сколько кораблей- музеев у них и сколько у нас?

      У нас конечно не так много: "Аврора" в Питере, С-56 и "Красный вымпел" во Владивостоке, и крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске. Может ещё что забыла?
      1. +1
        4 февраля 2015 22:27
        В Калининграде ПЛ "Б-413",а торпедных катеров больше десятка на постаментах в приморских городах...
      2. +2
        5 февраля 2015 01:12
        В Ленинграде не только "Аврора", - еще "Красин", "Народоволец", лодка проекта 613, Торпедный катер пр. 123 на постаменте, Тральщик "Т-100" и буксир в Новой Ладоге, малый охотник в Осиновце.
        1. АцКиПаПа,
          0
          5 февраля 2015 22:45
          А ещё ботик Петра1 - без прикола, реконструкции музея ВМФ сильная штука, истоки здесь. Сейчас можно только жалеть, что нет музеев- парусников в России. У нас в Архангельске "Зарю", шикарный памятник похерили, сначала кабак в ней сделали, а потом, ветром мачты повалило, так и стоит по сей день - обрубок. Почему нет русского аналога "Васы"?!!! Хотя,реконструкторы в начале 2000х хотели, что-то мутить...
      3. Yankuz
        +1
        5 февраля 2015 18:38
        Молодец!!!
        А это в Тольятти:
        А это в Тольятти
      4. 0
        6 февраля 2015 23:44
        Не равняйте катера ипл наши на жестком постаменте и их линкоры. Кстати в Евпатории был тоже катер на постаменте. Но при Украине его сперли и распилили.
  7. Крэнг
    0
    4 февраля 2015 08:54
    Броненосцы надо было строить. Тогда бы линкоры не исчезли.
  8. +5
    4 февраля 2015 09:42
    Цитата: Крэнг
    У нас и стольких кораблей никогда не было

    А из того что было что сохранили? Башни от "Кирова"? Неужели нельзя было оставить, к примеру, по кораблю крейсера пр.26, эсминцы пр.7 и других? Я промолчу про более поздние. Кстати, если вы не в курсе, в период расцвета советский ВМФ по суммарному водоизмещению превосходил американский. И что, небыло кораблей, заслуживших право стать музеем?!
    1. +4
      4 февраля 2015 09:48
      Цитата: УВБ
      Цитата: Крэнг
      У нас и стольких кораблей никогда не было

      А из того что было что сохранили? Башни от "Кирова"? Неужели нельзя было оставить, к примеру, по кораблю крейсера пр.26, эсминцы пр.7 и других? Я промолчу про более поздние. Кстати, если вы не в курсе, в период расцвета советский ВМФ по суммарному водоизмещению превосходил американский. И что, небыло кораблей, заслуживших право стать музеем?!

      у нас "Михаил Кутузов" пр.68-бис
      1. Комментарий был удален.
    2. +6
      4 февраля 2015 10:05
      Цитата: УВБ
      А из того что было что сохранили? Башни от "Кирова"? Неужели нельзя было оставить, к примеру, по кораблю крейсера пр.26, эсминцы пр.7 и других? Я промолчу про более поздние.

      Совершенно Виктор с вами согласен, сейчас хотя бы можно же что осталось сохранить? Ту же "Керчь"-последнего из букарей, "Сметливого"-последнего из поющих фрегатов, "Ладный"-наверное последний из первых Буревестников", в Рамбове и Кроншдадте наверное ещё что то наскрести можно.
      1. 0
        4 февраля 2015 10:26
        Эсминец пр.7 сохранен в Китае.
    3. 0
      5 февраля 2015 01:17
      Цитата: УВБ
      Кстати, если вы не в курсе, в период расцвета советский ВМФ по суммарному водоизмещению превосходил американский.

      Здесь ошибка.
      По суммарному тоннажу амеров было не переплюнуть.
      Они столько большого старья законсервировали и сохраняли, что можно было три Вторых мировых провоевать...
      Но... к концу 1980-х китайцы поставили на первое место Советский ВМФ. Они просчитали только боевые корабли и катера. И тогда оказалось, что наш флот реально обладает и залпом и маневренностью и сбалансирован в соответствии с нашей доктриной.
  9. +3
    4 февраля 2015 09:45
    На 10-м фото ЛК "Колорадо", глядя на него сразу вспоминаешь "Андрея Первозванного" и "Императора Павла I" с их гиперболоидными сетчатыми мачтами smile
    1. Крэнг
      -1
      4 февраля 2015 11:48
      Это антенны новейших на то время радаров.
  10. +3
    4 февраля 2015 10:30
    Отличная статья - спасибо. Линкоры это огромная веха в развитии всего мирового общества, промышленности - сознания. Эти стальные монстры столетиями будут владеть умами, поражая своей мощью и статью. Наши советские "линкоры"- "Орланы" и Чем дольше орланы будут в строю, тем лучше будет для нашего флота
    1. Крэнг
      0
      5 февраля 2015 15:21
      Цитата: D-Master
      Наши советские "линкоры"- "Орланы"

      Это не линкоры. Ничего "линкорного" в них нет.
  11. +1
    4 февраля 2015 11:11
    Линкоры лебидиная песня, броненосного флота. Как чайные клипера,стали лебидиной песней парусного.
  12. 0
    4 февраля 2015 11:11
    им бы ядерный реактор, а лучше два и установить вместо главного калибра рельсотрон. Хотя денег у "светлых эльфов" на это не хватит.
  13. +4
    4 февраля 2015 11:56
    В итоге на войне понадобились подводные лодки, рейдеры, легкие силы для минной войны.
  14. +3
    4 февраля 2015 12:46
    Линкоры красивые good Ещё пару статей Олега Капцова, и я тоже полюблю их)))
  15. +3
    4 февраля 2015 12:54
    Автор:Американские линкоры входят в залив Лингаен, январь 1945 г. Возглавляют колонну модернизированная “Пенсильвания” и “Колорадо”. Шквал раскаленной стали обрушился на острова Кваджелейн, Сайпан, Гуам, Тиниан, Маркус, на побережье заливов Лейте и Лингаен, на остров Окинава, круша укрепления, базы, аэродромы и наземные коммуникации японцев.

    Не повезло модернизированному ЛК "Пенсильвания" всего за пару дней до капитуляции Японии.
    Около 21 часа 12 августа 1945 года стоявший на якорной стоянке острова Окинава линкор ВМС США «Пенсильвания» был атакован действовавшим в одиночку японским Mitsubishi G4M «Бетти».
    Экипаж торпедоносца, ориентируясь лишь на силуэты кораблей, смог добиться попадания торпеды в кормовую оконечность линкора, что вызвало обширные повреждения. На снимке работы по спасению корабля.
    1. avt
      0
      4 февраля 2015 22:45
      Цитата: saturn.mmm
      Не повезло модернизированному ЛК "Пенсильвания" всего за пару дней до капитуляции Японии.
      Около 21 часа 12 августа 1945 года стоявший на якорной стоянке острова Окинава линкор ВМС США «Пенсильвания» был атакован действовавшим в одиночку японским Mitsubishi G4M «Бетти».

      laughing Вот так , мимоходом ,испортил песню Олегу о линкорах и 26ти , но не бакинских комиссаров , а сбитых ,,Саут Дакотой" японских аэропланов!
      Цитата: Per se.
      Если вспомнить историю, итальянская эскадра во главе с линкором "Витторио Венето" вышла на перехват английского конвоя, но подверглась атакам британской палубной авиации и стала отходить, утратив фактор внезапности

      Еще один ! Издеваетесь ?Точно сговорились ! laughing Но ,,Ришелье" все одно красавец good и ,,зонтик" из 100к на ,,Жан Баре" после войны был солидный и пожалуй не хуже американских 127х с ,,Айов" , чего не скажешь про аглицкий ,,Вэйнгард" - что главный калибр с ,,Глориесов" со склада древний , что зонтик дырявый из 8 133ок.
      1. 0
        5 февраля 2015 00:28
        Цитата: avt
        26ти , но не бакинских комиссаров , а сбитых ,,Саут Дакотой" японских аэропланов!

        Вот тебе пример - ночной расстрел спящих амерских крейсеров у острова Саво
        Означает ли это, что радиолокация - лженаучное направление техники?
        Цитата: avt
        что зонтик дырявый из 8 133ок.

        Спаренную установку автоматов Bofors на возвышенной носовой башне заменили на только что разработанный автомат STAAG Mk.II. В нем также использовались 40-мм стволы Bofors, но в остальном STAAG был принципиально новым оружием, с полностью автономным питанием и системой управления огнем, размещенной на самой установке. Этот автомат намного опередил свое время. В итоге автоматическая зенитная батарея Vanguard состояла из 10 шестиствольных 40-мм установок Bofors Mk.VI, одного двухствольного 40-мм STAAG Mk.II и 11 одноствольных 40-мм Bofors Mk.VII – итого 73 ствола 40-мм.

        Системы управления огнем:
        По проекту: все директора от системы управления артиллерийским огнем главного калибра до КДП зенитных установок Bofors были оборудованы артиллерийскими РЛС: два радара типа 274, четыре типа 275 и 11 РЛС типа 262.

        Планировалось, что на Vanguard будут установлены индивидуальные стабилизированные директоры, оборудованные радаром типа 262, для шестиствольных установок Bofors Mk.VI. Но в связи с концом войны, на Vanguard не был установлен полный комплект КДП и электроники. Исключение представляла собой единственная двухствольная установка STAAG, которая имела свой собственный радар типа 262, систему стабилизации, аналоговый компьютер и генератор.
        1. avt
          0
          5 февраля 2015 10:01
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Означает ли это, что радиолокация - лженаучное направление техники?

          Олег ! Ну вот только подтасовывать то не надо ! Когда и где я о радиолокации говорил то? Опять же - ее что ? Только на линкоры ставили ? laughing
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Планировалось, что на Vanguard будут установлены индивидуальные стабилизированные директоры, оборудованные радаром типа 262, для шестиствольных установок Bofors Mk.VI. Но в связи с концом войны,

          И что мы видим в итоге ??
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          , на Vanguard не был установлен полный комплект КДП и электроники. Исключение представляла собой единственная двухствольная установка STAAG, которая имела свой собственный радар типа 262, систему стабилизации, аналоговый компьютер и генератор.

          Ну а твое шедевральное оправдание ненадобности современных систем на кораблях в мирное время laughing
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          . Но в связи с концом войны, на Vanguard не был установлен полный комплект КДП и электроники.

          Это нечто ! laughing Так что ,,зонтик " у англов дырявый был . Что вполне подтверждает простой факт который уже раньше говорил - ,,Вэйнгард" закат и довольно блеклый на фоне тех же франков и американов .Что кстати касается и авианосцев !Англы еще чуток потрепыхались в низшей лиге - угасала и реактивная авиация ,в которой они вообще то стартовали нос к носу с немцами , ну если считаь не просто машины на крыло поставленные ,а первые реально серийные .Это просто факт - бриты перестали быть фабрикой Мира и центром технической мысли.
    2. +2
      5 февраля 2015 00:17
      Цитата: saturn.mmm
      всего за пару дней до капитуляции Японии.
      Около 21 часа 12 августа 1945 года стоявший на якорной стоянке острова Окинава линкор ВМС США «Пенсильвания»

      Такое у янки случалось часто

      погром у о. Саво - до сих пор осталось неясным, как сигнальщики не смогли услышать грохот выстрелов 203 мм калибром с расстояния 10 миль, не увидели всполохи выстрелов, взрывов и свет сигнальных ракет. Японцы обошли остров по часовой стрелки, рассреляв по очереди 5 крейсеров союзников
      Цитата: saturn.mmm
      смог добиться попадания торпеды в кормовую оконечность линкора, что вызвало обширные повреждения. На снимке работы по спасению корабля.

      Пеннсильвания была заложена еще до Первой мировой

      ПТЗ отсутствует как понятие
      1. +1
        5 февраля 2015 09:38
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Пеннсильвания была заложена еще до Первой мировой
        ПТЗ отсутствует как понятие

        Вообще то при первой модернизации какую то ПТЗ провели.
        Например, на «Арканзасе» суммарная толщина броневых палуб достигала 127-мм, на «Техасе» и «Нью-Йорке» батарейная палуба была доведена до 95-мм, а главная до 76-мм, что в сумме дало 171-мм. Суммарная толщина палуб линкоров типа «Пенсильвания» дошла до 177-мм и, наконец, на типе «Нью-Мексико» - до 203-мм (152-мм батарейная палуба и 51-мм главная). То есть по бронированию они уже превзошли «эталонные» корабли. Для того, что бы скомпенсировать возросший вес брони, все подвергшиеся подобной модернизации линкоры получили бортовые були, которые улучшили остойчивость и усилили противоторпедную защиту.

        Также большинства старых линкоров коснулось изменение состава и расположения противоминной артиллерии. Эксплуатация этих кораблей показала высокую заливаемость размещенных в казематах противоминных орудий. По этому носовые казематы были ликвидированы. На «Арканзасе», «Техасе» и «Нью-Йорке» часть средних казематов была поднята на верхнюю палубу. При этом общее число 127-мм орудий упало с 21 до 16. На «Неваде», «Оклахоме», «Пенсильвании» и «Аризоне» подобную операцию подъёма на верхнюю палубу осуществили со всеми противоминными орудиями.
        1. +1
          5 февраля 2015 10:20
          Цитата: saturn.mmm
          бортовые були, которые улучшили остойчивость и усилили противоторпедную защиту.

          Это ничто на фоне ЛК позднего периода
          1. 0
            5 февраля 2015 12:54
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Это ничто на фоне ЛК позднего периода

            А что им мешало сделать нормальную противоторпедную защиту при второй модернизации после того как ЛК потрепало в Перл-Харборе, зениток навешали а о защите забыли.
            В позднем периоде (после 1942-3 года)янки возможно рассматривали свои линкоры скорее как плавучие арт-батареи для обстрелов островов а для морских сражений рассматривали авианосцы.
  16. +1
    4 февраля 2015 13:12
    Браво Олегу за очень интересную подборку стихов и фото. drinks
  17. 0
    4 февраля 2015 13:20
    Сейчас уже линкоры как класс кораблей уже изжил себя. Сейчас морем правят авианосные группы, а живучесть линкора определяет сейчас только то как быстро он будет затоплен.
  18. engen89
    -1
    4 февраля 2015 14:13
    Цитата: Nero9119
    Сейчас уже линкоры как класс кораблей уже изжил себя. Сейчас морем правят авианосные группы, а живучесть линкора определяет сейчас только то как быстро он будет затоплен.

    Не согласен с вами, чем сейчас топить линкор?
    Пушечное вооружение на современных кораблях слабое, ракеты сбиваются зенитные пушечный вооружением, торпеды хорошо обнаруживаются сонарами и от них уворачивают, вражеский самолет вообще не подлетит ближе 20 км, будет сбит.
  19. -2
    4 февраля 2015 15:44
    Да вот вы прикопались с этим потоплением...зачем любой по сути корабль топить...Если ПКР и не потопят его,то уж точно все с палубы посносят...а дальше это уже плавающая банка консервная...не способная выполнять задачи...главное нанести кораблю такой ущерб !!!А то, что самолет не подберется на 20 км...конечно нет,зачем ему это...он ПКР выпустит с 25км)))
    1. 0
      4 февраля 2015 20:25
      Цитата: игорка357
      Если ПКР и не потопят его,то уж точно все с палубы посносят...а дальше это уже плавающая банка консервная...не способная выполнять задачи...главное нанести кораблю такой ущерб

      Линкор так просто не обезоружить. У них разнесенная система вооружений. Даже скажем уничтожение носовых башен не повлияет на работоспособность кормовых. В отличие от авианосца, где уничтожение только катапульты, или финишера и все авиа крыло не сможет не взлететь , не сесть.
  20. +1
    4 февраля 2015 15:45
    Бисмарк , Шарнхорст и Тирпиц мои кумиры среди линкоров...!!!! Статье безусловно плюс,хоть и не всегда я с автором согласен!!!!
    1. 0
      5 февраля 2015 01:32
      Цитата: игорка357
      Бисмарк , Шарнхорст и Тирпиц мои кумиры среди линкоров...!!!! Статье безусловно плюс,хоть и не всегда я с автором согласен!!!!

      Надо бы объясниться.
      С какого перепуга наши враги, к тому же оказавшиеся абсолютно бесполезными и бесперспективными, стали Вашими кумирами.

      И во-вторых.
      Не понимаю я эту "сагу".
      Красивые картинки и только.
      Но миллионы эти можно было потратить гораздо эффективнее.
      Почитайте книгу С.Г. Горошкова "Морская мощь государства", а еще лучше воспоминания Н.Г. Кузнецова.

      Возвращаясь к линкорам и броненосцам.
      Почему то в этой саге собраны сплошные неудачники, а реальные полезные корабли полностью проигнорированы.
      Речь о дизельных рейдерах или карманных линкорах "Лютцов", "Адмирал Шеер", "Адмирал граф Шпее".
      А эти корабли нанесли вреда союзникам больше. чем все остальные линкоры вместе взятые.
  21. +3
    4 февраля 2015 16:56
    Всегда приятно встречать увлечённого человека. Олег, спасибо за подборку (и остальные тоже). hi good
  22. +1
    4 февраля 2015 18:11
    Цитата: zyablik.olga
    Цитата: УВБ
    Сколько кораблей- музеев у них и сколько у нас?

    У нас конечно не так много: "Аврора" в Питере, С-56 и "Красный вымпел" во Владивостоке, и крейсер "Михаил Кутузов" в Новороссийске. Может ещё что забыла?

    В Питере еще и ПЛ серии Декабрист - Д-2, кажется. На Севере на берегу стоит одна из ПЛ серии К. В Киеве - монитор Железняков
  23. маркус
    +2
    4 февраля 2015 20:02
    Цитата: УВБ
    Нам все же есть чему поучиться у американцев! Сколько кораблей- музеев у них и сколько у нас? До соплей обидно!

    Пусть в штатах пройдет парочка мировых войн, несколько революций и гражданская война за 20 лет. Посмотрим тогда, сколько у них будет кораблей-музеев.
    А теперь давайте внимательно посмотрим на мой родной Питер:
    1. Ну конечно "Аврора". Уникальный образец морской техники, участник Цусимы. Из этого периода в мире есть, если не ошибаюсь, только броненосный крейсер Г"еоргиос Авероф" в Греции и, конечно, "Микаса".
    2. Дизельная лодка С-189 проекта 613.
    3. Дизельная лодка Д-2 "Народоволец".
    4. ледокол "Красин" - тоже знаменитый корабль.
    5. Торпедный катер типа "Комсомолец"
    6. башни ГК крейсера "Киров"
    7. И наконец Военно-морской музей, коллекция моделей которого равноценна британской и, наряду с ней, является лучшей в мире.

    так что нужно гордиться, мы не хуже, а лучше.
    1. Vlad.by
      0
      4 февраля 2015 23:16
      Спасибо, гордиться тоже есть чем!
  24. 0
    4 февраля 2015 20:30
    Можете меня конечно за -, ну что мне нравится у амеров это их отношение к истории и прекрасные музеи(точнее то как они следят за экспонатами и фондами), кто был в аэрокосмическом музее в Вашингтоне, поймет.
    Ребята у нас не менее великая техническая история, ее надо чтить и сохранять.
    1. +1
      5 февраля 2015 00:07
      Цитата: Landser93
      аэрокосмическом музее в Вашингтоне

      Беспилотники Рипер и (вверху) Дарк стар
  25. 0
    5 февраля 2015 22:27
    Что можно было перенять у янки- так это хорошую привычку не пилить заслуженные корабли , а сохранять их, как музеи! В России по пальцам одной руки можно пересчитать надводные -корабли музеи: КР "Аврора", КР" Кутузов", ПЛ 613 пр. в Питере, "ледокол "Красин".... Что то еще забыл?
  26. +1
    6 февраля 2015 19:40
    Цитата: Сергей С.
    Цитата: игорка357
    Бисмарк , Шарнхорст и Тирпиц мои кумиры среди линкоров...!!!! Статье безусловно плюс,хоть и не всегда я с автором согласен!!!!

    Надо бы объясниться.
    С какого перепуга наши враги, к тому же оказавшиеся абсолютно бесполезными и бесперспективными, стали Вашими кумирами.

    И во-вторых.
    Не понимаю я эту "сагу".
    Красивые картинки и только.
    Но миллионы эти можно было потратить гораздо эффективнее.
    Почитайте книгу С.Г. Горошкова "Морская мощь государства", а еще лучше воспоминания Н.Г. Кузнецова.

    Возвращаясь к линкорам и броненосцам.
    Почему то в этой саге собраны сплошные неудачники, а реальные полезные корабли полностью проигнорированы.
    Речь о дизельных рейдерах или карманных линкорах "Лютцов", "Адмирал Шеер", "Адмирал граф Шпее".
    А эти корабли нанесли вреда союзникам больше. чем все остальные линкоры вместе взятые.

    А при чем тут враги-фашисты...я вообще то про корабли говорю)))!
  27. 0
    4 марта 2015 08:00
    Американский миллиардер Пол Аллен, создавший вместе с Биллом Гейтсом компанию Microsoft, обнаружил на дне моря Сибуян потопленный в 1944 году линкор японского императорского флота "Мусаси"
    Как сообщает Lenta.ru, в своем Twitter Аллен опубликовал фотографии форштевня корабля с изображением хризантемы. Миллиардер также обещал в ближайшее время представить видеозаписи катапультной установки (для запуска самолетов), клапанов и орудийной башни "Мусаси". Линкор японского императорского флота "Мусаси"macbion.narod.ru Миллиардеру, принадлежит одна из самых больших яхт в мире "Октопус" (Octopus, 126 метров в длину). Две минисубмарины, которыми снабжено это судно, используются для проведения подводных археологических экспедиций. В последнее время яхта курсировала в островном море Филиппинского архипелага Сибуян, где 2 марта 2015 года участники частной экспедиции и нашли корпус суперлинкора "Мусаси". Аллен организовал уже несколько подводных экспедиций. В 2012 году его команда обнаружила судовой колокол потопленного немцами 24 мая 1941 года британского крейсера "Худ". В 2010 году субмарины Octopus в обстановке полной секретности провели обследование берегов Исландии. "Мусаси" и однотипный с ним "Ямато" были крупнейшими линкорами в истории мировых флотов. Корабль, строившийся с 1938 по 1942 год, имел полное водоизмещение 72 тысячи тонн, развивал скорость до 27,5 узла и был вооружен девятью 460-миллиметровыми орудиями главного калибра, не считая многочисленной вспомогательной и зенитной артиллерии. 24 октября 1944 года "Мусаси" был потоплен американской авиацией во время первой фазы морского сражения за залив Лейте.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»