Черноморский флот России стал заложником газового скандала
Первым, но отнюдь не тихим звоночком в испорченных взаимоотношениях между двумя бывшими дружескими республиками стал унизительный для российских ВМФ скандал в Керченском проливе. Речь идет о принудительной постановке украинскими пограничными силами на якоря большого десантного корабля «Азов» Черноморского флота РФ, произошло это 8 сентября. БДК «Азов» вышел из порта Севастополя и направлялся в акваторию Азовского моря в гости к шефам – для участия в праздновании Дня города Азова.
Российские моряки в недоумении от происходящего, ведь водное пространство между украинской Керчью и российской Кубанью до этого времени считается зоной совместного судоходства двух государств. Его не демаркировали и как результат официальной морской границы на картах не чертили.
Кремль продолжает настаивать на двухстороннем использовании пролива. В то же время Киев пытается установить единоличный контроль над фарватером и права собирать пошлинный сбор за проход всех судов. Как говорится в пословице, «хотеть - вовсе не значит мочь». Ведь именно здесь проходит традиционный маршрут, на котором российских военных моряков никто и никогда не задерживал.
Именно в связи с этим российские моряки были в недоумении от приказа, который поступил к ним на судно из центра регулирования движения морских судов Керчи и в котором было указанно, что БДК «Азов» должен стать на якорь у входа в Керченский пролив. «Это прецедент! Ранее к судам флота подобные требования не предъявлялись, – заявил офицер штаба ЧФ. Согласно его словам, моряки отказались выполнять предъявленные украинской стороной требования. Экипаж принял решение осуществить переход в Азовское море по российской территории – по мелководному Темрюкскому проливу. Дело рисковое, но сравнительно легкий и плоскодонный десантный корабль вполне может прорваться. Тем же маршрутом моряки собираются возвращаться обратно.
Сегодня существует две различные версии произошедшего. Вначале, ссылаясь на источник в генштабе ЧФ России, крымские СМИ заявили, что экипажу боевого судна было предложено нанять украинского лоцмана и внести сбор за проход по акватории пролива.
Следом появилось и дипломатичное объяснение конфликта. Согласно ему, проблемы возникли из-за документов, которые были неправильно оформлены.
«Не знаем, как ранее высокие власти России и Украины договаривались при проходе боевых судов, но сегодня корабль ЧФ России пришел неожиданно, без предварительного предупреждения и согласования, - утверждают представители управления Керченского порта. – Нынешняя лоцманская служба - это коммерческая организация, которая за свои услуги берет установленную плату. У лоцманов возник вполне оправданный вопрос: кто оплатит их работу?»
Получается, они вдруг забыли о том, как было «ранее». Забыли, что Черноморский флот России на траверзе Керчи вполне благополучно обходился без сторонней лоцманской проводки!
В данной ситуации можно вспомнить, как несколько лет подряд в СМИ муссировались версии, что Киев взамен на новые и, стоит признать, немалые скидки на российский природный газ готов пойти на значительные уступки в споре по Керченскому проливу. Похоже, тема исчерпана полностью. «Газпром» явно не стремится договариваться с киевскими иждивенцами. Именно для победы в нелепой, безрассудной «третьей газовой войне» Москва поставила на кон дальнейшую судьбу Черноморского флота.
Источники «Свободной прессы», имеющие в распоряжении официальную информацию, в один голос заявляют – украинская сторона остановила БДК «Азов» в ответ на появившиеся угрозы со стороны России расторгнуть Харьковские соглашения. 10 сентября о таких намерениях сообщил журналистам Алексей Урин, советник посольства России в Киеве, возглавляющий группу экономической политики.
Напомним, в апреле 2010-го в украинском Харькове «свежеизбранные» президенты России и Украины договорились продлить сроки пребывания Черноморского флота России на территории Украины до 2042 года. С того времени этот договор является по сути единственным сколь-нибудь масштабным достижением современных российско-украинских отношений на межгосударственном уровне. А также, пожалуй, единственное реально выполненное обещание из указанных в предвыборной кампании и которые Янукович давал многомиллионному населению юго-востока страны. Чего-либо другого для отдавшего ему свои голоса русскоязычного электората он так и не сделал.
«Долгосрочная аренда базы ЧФ России в Севастополе привязывалась к цене на поставляемый газ. Сегодня Россия допускает разрыв харьковских соглашений в том случае, если Украина обратится в суд для пересмотра действующих газовых контрактов, - заявил Алексей Урин. - То есть, это практически отказ от баз Черноморского флота в украинском Крыму».
В минувший четверг, во время заседания Мосгордумы были приняты поправки к действующему городскому бюджету, причем одновременно в трех чтениях. Ранее принятая смета стержневой международной программы и лоббированная экс-мэром Юрием Лужковым аннулирована, ЧФ теперь не получит выделенных в этом году 70 миллионов рублей. Хотя деньги направлялись не только на улучшение жизни военных моряков, но и на организацию боевых дежурств кораблей ЧФ в акватории Средиземного моря.
Татьяна Ермакова, глава «Русской общины Севастополя», по этому поводу заявила следующее: «Прекращение помощи российскому Черноморскому флоту мэрией Москвы не могло произойти без предварительного согласования и одобрения со стороны высшего руководства России. Правительство Москвы приняло, решило, утвердило... Прошу Вас, не надо нас смешить! Мы прекрасно знаем, кто решает. Они сами лично ничего не создали, но вместе с тем насколько умело разрушают мощь нашей державы. Вот и выходит, с одной стороны – кампания украинских националистов «Долой Черноморский флот! Верните наши маяки!», а с другой – Отчизна тихо и уверенно уничтожает свою главную базу в регионе».
Сегодня так думает абсолютное большинство населения «города русских моряков». Жители Севастополя живут флотом – и они прекрасно видят, что происходит в реальности. За последние полтора десятилетия боевой состав ЧФ уменьшился более чем в 10 раз. Из доставшихся России при разделе с Украиной 338 кораблей на ходу ныне осталось самое большее три десятка.
Самый «молодой» БДК «Цезарь Куников» спущен на воду в далеком 1986-м году. И потому именно этот десантный корабль был назначен флагманом группы российского ЧФ во время боевого противостояния с группой грузинских катеров летом 2008 года.
С того времени в Кремле неоднократно и громко заявляли о масштабных планах обновить ЧФ. Сообщалось о постройке для Севастополя двух фрегатов, новых корветов и подводных лодок, увеличении вдвое мощи морской авиации новыми истребителями Су-30СМ.
В итоге - кораблей нет, контракт о поставке самолетов никто и ни с кем не подписывал. И вот теперь пересмотрели и «оптимизировали» московский бюджет, тем самым оставив главную базу Черноморского флота на окончательное и полное растерзание Министру обороны Сердюкову.
Осенью 2010 года Константин Грищенко, глава МИДа Украины, успокаивал депутатов Европарламента и доказывал им, что Черноморский флот России в Севастополе не несет угрозы Европе. По словам украинского дипломата, российский флот не представляет реальной угрозы вообще никому. «Большинство боевых судов прослужили 40 и более лет. Предполагается, конечно, что они будут в ближайшие годы заменены, однако в реальности они не представляют угрозы НАТО. Это боевой, но местный флот для решения местных целей», - полностью справедливо говорил господин Грищенко.
Информация