Черноморский флот России стал заложником газового скандала

Черноморский флот России стал заложником газового скандала
Газовый скандал между Россией и Украиной отразился не только на политических взаимоотношениях двух держав, но и на Черноморском Флоте российских ВМФ. Сегодня ради победы «Газпрома» власти России готовы окончательно отказаться от Севастополя.

Первым, но отнюдь не тихим звоночком в испорченных взаимоотношениях между двумя бывшими дружескими республиками стал унизительный для российских ВМФ скандал в Керченском проливе. Речь идет о принудительной постановке украинскими пограничными силами на якоря большого десантного корабля «Азов» Черноморского флота РФ, произошло это 8 сентября. БДК «Азов» вышел из порта Севастополя и направлялся в акваторию Азовского моря в гости к шефам – для участия в праздновании Дня города Азова.

Российские моряки в недоумении от происходящего, ведь водное пространство между украинской Керчью и российской Кубанью до этого времени считается зоной совместного судоходства двух государств. Его не демаркировали и как результат официальной морской границы на картах не чертили.


Кремль продолжает настаивать на двухстороннем использовании пролива. В то же время Киев пытается установить единоличный контроль над фарватером и права собирать пошлинный сбор за проход всех судов. Как говорится в пословице, «хотеть - вовсе не значит мочь». Ведь именно здесь проходит традиционный маршрут, на котором российских военных моряков никто и никогда не задерживал.

Именно в связи с этим российские моряки были в недоумении от приказа, который поступил к ним на судно из центра регулирования движения морских судов Керчи и в котором было указанно, что БДК «Азов» должен стать на якорь у входа в Керченский пролив. «Это прецедент! Ранее к судам флота подобные требования не предъявлялись, – заявил офицер штаба ЧФ. Согласно его словам, моряки отказались выполнять предъявленные украинской стороной требования. Экипаж принял решение осуществить переход в Азовское море по российской территории – по мелководному Темрюкскому проливу. Дело рисковое, но сравнительно легкий и плоскодонный десантный корабль вполне может прорваться. Тем же маршрутом моряки собираются возвращаться обратно.

Сегодня существует две различные версии произошедшего. Вначале, ссылаясь на источник в генштабе ЧФ России, крымские СМИ заявили, что экипажу боевого судна было предложено нанять украинского лоцмана и внести сбор за проход по акватории пролива.

Черноморский флот России стал заложником газового скандалаСледом появилось и дипломатичное объяснение конфликта. Согласно ему, проблемы возникли из-за документов, которые были неправильно оформлены.

«Не знаем, как ранее высокие власти России и Украины договаривались при проходе боевых судов, но сегодня корабль ЧФ России пришел неожиданно, без предварительного предупреждения и согласования, - утверждают представители управления Керченского порта. – Нынешняя лоцманская служба - это коммерческая организация, которая за свои услуги берет установленную плату. У лоцманов возник вполне оправданный вопрос: кто оплатит их работу?»

Получается, они вдруг забыли о том, как было «ранее». Забыли, что Черноморский флот России на траверзе Керчи вполне благополучно обходился без сторонней лоцманской проводки!

В данной ситуации можно вспомнить, как несколько лет подряд в СМИ муссировались версии, что Киев взамен на новые и, стоит признать, немалые скидки на российский природный газ готов пойти на значительные уступки в споре по Керченскому проливу. Похоже, тема исчерпана полностью. «Газпром» явно не стремится договариваться с киевскими иждивенцами. Именно для победы в нелепой, безрассудной «третьей газовой войне» Москва поставила на кон дальнейшую судьбу Черноморского флота.

Источники «Свободной прессы», имеющие в распоряжении официальную информацию, в один голос заявляют – украинская сторона остановила БДК «Азов» в ответ на появившиеся угрозы со стороны России расторгнуть Харьковские соглашения. 10 сентября о таких намерениях сообщил журналистам Алексей Урин, советник посольства России в Киеве, возглавляющий группу экономической политики.

Напомним, в апреле 2010-го в украинском Харькове «свежеизбранные» президенты России и Украины договорились продлить сроки пребывания Черноморского флота России на территории Украины до 2042 года. С того времени этот договор является по сути единственным сколь-нибудь масштабным достижением современных российско-украинских отношений на межгосударственном уровне. А также, пожалуй, единственное реально выполненное обещание из указанных в предвыборной кампании и которые Янукович давал многомиллионному населению юго-востока страны. Чего-либо другого для отдавшего ему свои голоса русскоязычного электората он так и не сделал.

«Долгосрочная аренда базы ЧФ России в Севастополе привязывалась к цене на поставляемый газ. Сегодня Россия допускает разрыв харьковских соглашений в том случае, если Украина обратится в суд для пересмотра действующих газовых контрактов, - заявил Алексей Урин. - То есть, это практически отказ от баз Черноморского флота в украинском Крыму».

В минувший четверг, во время заседания Мосгордумы были приняты поправки к действующему городскому бюджету, причем одновременно в трех чтениях. Ранее принятая смета стержневой международной программы и лоббированная экс-мэром Юрием Лужковым аннулирована, ЧФ теперь не получит выделенных в этом году 70 миллионов рублей. Хотя деньги направлялись не только на улучшение жизни военных моряков, но и на организацию боевых дежурств кораблей ЧФ в акватории Средиземного моря.

Татьяна Ермакова, глава «Русской общины Севастополя», по этому поводу заявила следующее: «Прекращение помощи российскому Черноморскому флоту мэрией Москвы не могло произойти без предварительного согласования и одобрения со стороны высшего руководства России. Правительство Москвы приняло, решило, утвердило... Прошу Вас, не надо нас смешить! Мы прекрасно знаем, кто решает. Они сами лично ничего не создали, но вместе с тем насколько умело разрушают мощь нашей державы. Вот и выходит, с одной стороны – кампания украинских националистов «Долой Черноморский флот! Верните наши маяки!», а с другой – Отчизна тихо и уверенно уничтожает свою главную базу в регионе».

Сегодня так думает абсолютное большинство населения «города русских моряков». Жители Севастополя живут флотом – и они прекрасно видят, что происходит в реальности. За последние полтора десятилетия боевой состав ЧФ уменьшился более чем в 10 раз. Из доставшихся России при разделе с Украиной 338 кораблей на ходу ныне осталось самое большее три десятка.

Самый «молодой» БДК «Цезарь Куников» спущен на воду в далеком 1986-м году. И потому именно этот десантный корабль был назначен флагманом группы российского ЧФ во время боевого противостояния с группой грузинских катеров летом 2008 года.

С того времени в Кремле неоднократно и громко заявляли о масштабных планах обновить ЧФ. Сообщалось о постройке для Севастополя двух фрегатов, новых корветов и подводных лодок, увеличении вдвое мощи морской авиации новыми истребителями Су-30СМ.

В итоге - кораблей нет, контракт о поставке самолетов никто и ни с кем не подписывал. И вот теперь пересмотрели и «оптимизировали» московский бюджет, тем самым оставив главную базу Черноморского флота на окончательное и полное растерзание Министру обороны Сердюкову.

Осенью 2010 года Константин Грищенко, глава МИДа Украины, успокаивал депутатов Европарламента и доказывал им, что Черноморский флот России в Севастополе не несет угрозы Европе. По словам украинского дипломата, российский флот не представляет реальной угрозы вообще никому. «Большинство боевых судов прослужили 40 и более лет. Предполагается, конечно, что они будут в ближайшие годы заменены, однако в реальности они не представляют угрозы НАТО. Это боевой, но местный флот для решения местных целей», - полностью справедливо говорил господин Грищенко.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19
  1. SuperDuck 15 сентября 2011 09:34
    Что за , россиянам продолжают промывать могзги Гебельсы типа Павловского. С Азова потребовали лоцманский сбор а не пошлину. Иначе это выглядит следующим образом.
    К аэропорту подлетает самолёт который не подавал заявки на посадку, начинает заход на посадку при это посылая нах диспетчеров и отказываясь занимать рекомендуемые ему эшелоны и заходить на рекомендованную ему полосу, ставит под угрозу безопасность других самолётов и пассажиров. И мотивируется фактически это тем, что у ЧФ есть негласное распоряжение не информировать украинские власти о перемещениях военных судов и вооруженных подразделений по территории Украины и ее территориальных вод. Керченский пролив это не Гибралтар, там средние глубины полтора метра, сильные течения большой трафик кораблей и 2 фарватера, и еслиб Азов сел на мель то имел бы все шансы заблокировать пролив на длительный срок, и почему это не должно волновать Украину я не знаю.
    SuperDuck
    1. sancho 15 сентября 2011 10:09
      Уважаемый SuperDuck! Цитата-Кремль продолжает настаивать на двухстороннем использовании пролива. В тоже время Киев пытается установить единоличный контроль над фарватером и права собирать пошлинный сбор за проход всех судов.
      Как мне кажется Вы, не совсем удачно выбрали свой пример. Если Вы, живете в России, то пример должен быть такой- Допустим Вы, едете на своей машине из Москвы в Сочи, по федеральной трассе М-4 (оговорюсь по ФЕДЕРАЛЬНОЙ), собственно построенной на бюджетные деньги от налогов и Бац! Вдруг натыкаетесь на указатель платная дорога. Сбор -50р с легковой и т.д. Вопрос?! С какого перепуга..., ведь Вы уже заплатили транспортный налог? Почему данный участок фед.трассы платный?
      Возвращаемся в Севастополь. Существуют подписанные договора. Где на сегодняшний момент (как я думаю) ни чего не сказано про плату за лоцманские услуги?! Ведь денежки за базирование флота уже, извините оплачены! Своевременно и в срок (и, не ноем по поводу величины такой суммы, + даем работу населению), собственно в цену вопроса наверняка вошли условия перемещения судов. Да, и собственно за какой.... платить? На наших кораблях существуют свои специалисты, которые едят свой хлеб не задарма. А, учитывая ранее существовавшее и существующие положения дел в межгосударственных отношениях, статус Крыма, его население и многое другое - это как минимум не дружественный выпад. И, учитывая это считаю, что действовать руководству всех уровней надо принципиально!
      1. Splin 15 сентября 2011 12:37
        Не совсем корректно сравнение с федеральной трассой. Если брать обращение к дорогам то вторая половинна трассы находиться в другом государстве. Если же брать подобные примеры. Вот между Швецией и Данией в проливе есть мос Оресунд. Дороги и там и там бесплатны, а за мост надо платить. Причем все деньги собраные обеими сторонами идут на содержание моста. Я считаю это правильный подход, а Россия за последние лет пять, ни копейки не дала на фарватер. Так что ж пинять на события с БДК?
        Splin
        1. sancho 15 сентября 2011 16:57
          Нет! Нет! Нет! Уважаемый! Надо это рассматривать это в общем контексте. Эта "дорога" оплачена. По русски - оплачено нахождение ЧФ в Севастополе и ее акватории, для решения боевых задач. Что понимать под словом "оплачено нахождение"-стоянка у стенки? Или же все таки All inclusive? Думаю, что договору присущ 2-й вариант!
          А, то извините....получится так, что Ураинское руководство пойдет дальше... бросил якорь-плати. Провод по форватеру-плати. Захотел отойти от стенки...Бац! Не! Не моги! У лоцмана выходной, отойдете завтра...что? А! Фигня, вы нас не оповестили-вам штраф. Конфигурацию господа ВАМ из трех пальцев по всей ..... у нас все All inclusive! А, тем кто говорит, что то про чистку форватера- см. п. №1 All inclusive-все оплачено!
          1. Splin 15 сентября 2011 18:14
            Под таким соусом можно вообще ни за что не платить. Типа списать все на Черноморский флот и его арендную плату. Давайте так мухи отдельно-котлеты отдельно. Когда арендуешь помещение за свет платишь вне этой суммы.с Керченский фарватер в эти договоренности не входит.
            Splin
      2. GRAAF 15 сентября 2011 17:35
        ... уважаемый sancho!
        .... А, учитывая ранее существовавшее и существующие положения дел в межгосударственных отношениях, статус Крыма, его население и многое другое - это как минимум не дружественный выпад.
        А то как себя ведет Ваша страна (вернее руководители) это что? Дружественный выпад? Или это так - правило "хорошего тона" по отношению к соседям или надо показать, кто в доме хозяин (даже в чужом доме)? Нет господа хорошие - с соседями надо дружить. А как Ваше руководство умеет дружить мы видим на примере Беларуси. Ну тут ни отнять - ни прибавить.
        И при чем здесь статус? Украина, это уже другое государство, Вы же не приезжаете в Европу и не требуете от бывших соцстран, что бы Вам все дали бесплатно, типа мы тут когда-то строили ... так и здесь. Хлебушек покупаете в магазине? Денежку платите? Так и тут. Мы же платим за газ как в Европе и даже больше чем в той же Германии, а Вы возмущаетесь почему мол деньги давай. С нас денежку требуете и получаете аккуратно и вовремя, а как один раз сказали заплатить, так сразу же вопли и сопли. Привыкайте господа, за все надо платить. Мы это уже давно поняли и платим. А куда нам деваться, а вы живете все еще старыми советскими понятиями и мыслями что все Вам должны. Всё! Забудьте это! Времена другие - каждый сам за себя. И Ваше руководство это не устает повторять каждый раз по ТВ.
        Украина внеблоковое государство, ни в Там.Союзе, ни в ОДКБ, ни в ... других там прочих союзах. А то что мы выбрали свой путь и мы же сами будем набивать шишки, но это будут наши шишки, а не Ваши заботы.
        .... Да, и собственно за какой.... платить? На наших кораблях существуют свои специалисты .... так и обошлись же, пошли по мелководью. Чего крик поднимать? По своему фарватеру прошли и денежку свою сохранили.
        Удачи!
        GRAAF
        1. sancho 15 сентября 2011 21:44
          Уважаемый GRAAF! Уж не знаю ваш ник это самоооценка? Ну да ладно! У всех есть комплексы! В том числе и у Украины. Видимо комплекс большой ИБО! Как ни прискорбно, но ваш простой народ (не буржуи) уже в течении 20 лет не может ни как определится к какому берегу прибиться (как в анекдоте :)). Я, не ратую за верность пути России, но, он хоть какой то, но есть. Так вот, вы настолько заигрались в политику, что ваши же избранники кидают Вас и плюют на Вас. Уж взять последние события с Тимошенко. А, чего стоит заявление Януковича о состоятельности подписанного МЕЖГОСУДАРСТВЕНОГО! договора по поставкам газа. В нарушении международной конвенции то? Чего мы тут говорим о каком то фарватере? Вы хлопчики сначала научитесь соблюдать подписанные Вами договоренности! Почитайте их перед сном! Вступите в таможенный союз, тогда газ и у Вас будет как в Беларусии по 270$, а не по 400$. А, пойдете в Евросоюз, не нойте!
          1. Splin 15 сентября 2011 22:03
            Предложена Януковичем формула=цена дляГермании-70 долл разница в транзите-100 дол по харьковским соглашениям.
            Splin
    2. Banshee 15 сентября 2011 10:10
      Что-то не шьется...

      Цитата: SuperDuck
      С Азова потребовали лоцманский сбор а не пошлину.


      А есть данные, что "Азов" просил услуги лоцмана?
      А то выглядит так: "Возьмите лоцмана - Спасибо, мы знаем фарватер - А вы все равно возьмите - Нам лоцман не нужен - Ну тогда просто заплатите!"
      Насильное навязывание услуг по многим кодексам может трактоваться как вымогательство.

      Несколько некорректное сравнение, конечно, правда, как и утверждение, что "Азов" мог заблокировать пролив в самом судоходном месте. Учитывая, что он реально прошел там, где глубина меньше. Истину надо искать не там. не рядом или на фарватере.

      Мне еще вот это понравилось:
      "В минувший четверг во время заседания Мосгордумы были приняты поправки к действующему городскому бюджету, причем одновременно в трех чтениях. Ранее принятая смета стержневой международной программы и лоббированная экс-мэром Юрием Лужковым аннулирована, ЧФ теперь не получит выделенных в этом году 70 миллионов рублей. Хотя деньги направлялись не только с целью улучшение жизни военных моряков, но и организацию боевых дежурств кораблей ЧФ в акватории Средиземного моря."

      Я что-то вообще не понял, при чем тут Мосгордума и что это за 70 миллионов(!!!) рублей. Это бл%ть, на такие великие деньжищи они на чем там патрулировать акваторию Средиземного моря собрались? На мотоботе что ли? И еще жизнь моряков улучшать...
      Вообще статья полный . Но то, что Украина как обычно кочевряжится - это, скорее всего правда. Просто начали за здравие (цены на газ, блин, баян уже), закончили за упокой (проблемы Севастополя и ЧФ). Ничего нового.
      1. PSih2097 15 сентября 2011 14:00
        Я что-то вообще не понял, при чем тут Мосгордума и что это за 70 миллионов(!!!) рублей

        Это деньги на Гвардейский ракетный крейсер "Москва", над которым Москва установила шевство...
        С 1994 года Черноморский флот получал от Москвы немалые по севастопольским меркам деньги. На строительство жилья и школ, ремонт казарм, медицину и даже на организацию боевых дежурств в Средиземном море. Флагман Черноморского флота — крейсер "Москва" — спасен от сдачи на слом именно столицей. Теперь помощь прекращена. 7 сентября Московская городская Дума сразу в трех чтениях приняла поправку в бюджет Москвы о прекращении финансирования программы помощи российскому Черноморскому флоту.
        Экс-замминистра обороны, а ныне глава департамента финансов правительства Москвы Вера Ергешевна Чистова пояснила: средства на программу расходовались неэффективно и выделялись "по очень кривой схеме". В нынешнем году фонд поддержки флота должен был получить чуть более 70,5 млн руб.
        По московским меркам экономия грошовая. Например, столичное метро получает от размещения рекламы раз в тридцать больше. Но новый мэр Москвы Сергей Собянин еще в августе заявил: федеральный бюджет и без того выделяет для вооруженных сил большие средства.
        В министерстве обороны считают, что помощь столичного правительства была полезна в 90-е гг, во время серьезных бюджетных трудностей.
        1. PSih2097 15 сентября 2011 14:01
          "Сегодня российские армия и флот финансируются на достаточно высоком уровне", — заявил информационному агентству "Новости" источник в министерстве.
          В то же время в штабе Черноморского флота выразили сожаление в связи с решением московских властей, а в центральном аппарате минобороны газете "Коммерсант" заявили: отсутствие денег от Москвы будет доставлять военным больше забот.
          На мой взгляд, глава департамента финансов жалобами на кривые схемы и неэффективное использование доказывает свою профессиональную непригодность: на этой должности как раз и надо выпрямлять схемы и добиваться эффективности. А уж мэр столицы великой державы просто обязан доказывать ее величие всеми средствами, доступными его распоряжению.
          Особенно на Украине, пока еще отдельной от остальной России.
          Особенно в Крыму, где доля русских куда больше общеукраинских пяти шестых населения. Особенно на Черноморском флоте — кости в горле наших стратегических оппонентов. Особенно с учетом предупреждения Наполеона Карловича Бонапарта: кто не кормит свою армию — будет кормить чужую.
          Анатолий Вассерман
  2. SuperDuck 15 сентября 2011 10:20
    "Возьмите лоцмана - Спасибо, мы знаем фарватер - А вы все равно возьмите - Нам лоцман не нужен - Ну тогда просто заплатите!"

    Вот именно так это и выглядит во всем мире, правда чаще всего лоцмана на борт нужно принимать обязательно как пропуск к проходу по сложному фарватеру, все каналы сложные проливы так работают. Лоцманские услуги обязательны в таких случаях, так как он хотел идти по фарватеру который обслуживает (а не просто бабло стрижет) керченская а не томанская контора то будте любезны. Вы что думаете что там контора из касира и директора, куча бабла усаживается на углубление русла, измерение глубин, картографическое обеспечение. И тут: у меня пропуск- андреевский флаг. В итоге он прошел по фарватеру который обслуживается российской стороной, а украинский фарваетр комплектуется лоцманским обеспечением насильно, это их право.
    Короче капитан пытался нарушить правила судоходства в этом проливе, ему этого не дали сделать.
    А то что Россия хочет совместно использовать это дело десятое, украина тоже много чего хочет. Но фарватер поддерживает в рабочем состоянии украинская сторона они и срубает за это бабло и одновременно гарантирует безопасность прохода предоставляя лоцманское обеспечение, тут нет никакой политики.
    SuperDuck
    1. PSih2097 15 сентября 2011 14:09
      Я понимаю про босфор, там надо брать лоцмана, причем это все прописано в Конвенции Монтрё о статусе проливов... У киева есть какой нибудь документ о статусе Керченского пролива, там конвенция, договор?
    2. Иван35 15 сентября 2011 19:46
      Правильно СуперДак! согласен - тут нет политики и не надо ее искать там где нет. Это хозяйственный спор
      Иван35
  3. Денис 15 сентября 2011 13:15
    "газпром" победит,тут без вариантов,достаточно прикинуть сколько % его акций у честнейших,прогрессивных,толерастных пр. медвепутов
  4. SLAVA 15 сентября 2011 13:26
    SuperDuck
    " обязательно как пропуск к проходу по сложному фарватеру"
    Вы вообще в курсе где и как прошёл пролив "Азов"? И что оказывается сложнее фарватер вблизи Керчи или со стороны Тамани? Я неоднократно там бывал и нырял. )))) Но, как говорится время и труд всё перетрут!!! Это я к тому что судоходная часть (фарватер) в ближайшем будущем будет с нашей стороны))))
  5. olp 15 сентября 2011 14:45
    раньше просили купить кирпич, а теперь взять лоцмана)
    olp
  6. AleksUkr 15 сентября 2011 17:39
    Проблемы, кругом одни проблемы. Профукали страну - теперь пожинаем плоды.И они почему-то все горче и горче! А заявлениям политикам, что нашим, что ихним все равно что против ветра...Себе в убыток. Вот опять ЕдРо рвется к власти по полной программе. Даешь конституционное большинство. И они его получат при нашей беззубости. Всем затыкают рты.Прохорова выдумали, чуть что-то свое прокукарекал - долой Прохорова.И так всех, кто не за ЕдРо и их доблестного вождя, который до сих пор не решается вступить в идейно воодушевляемое им общество коррупционеров. А может боится, что и его опрокинут?
  7. Вялик 15 сентября 2011 19:31
    Может кто не знает.Фарватер в проливе строил,именно строил Эдуард Иванович Тотлебен,когда строил крепость.По этому это один из самых сложных фарватеров,он не столько предназначался для прохода судов,сколько для того что бы заставить суда идти под прицелом орудий крепости.А по поводу прохода судов мне кажется проще всего РОССИИ построить свой фарватер между Тузлой и дамбой.Построить его более прямым и наши хохлы сядут на задницу,если есть другой путь по проливу,чего идти сложным.Это на мой взгляд гораздо проще,чем платить и тратить нервы.
    1. Splin 15 сентября 2011 19:38
      Не получиться. Я помню это уже в 2003 году обсуждали. Типа задавим Украину своим фарватером.Ученые сказали нет, потому решили построить дамбу, чтоб остров Тузла стал российским, тогда и фарватер можно было делить поровну.
      Splin
      1. SLAVA 16 сентября 2011 14:45
        ))) А вот тут не правда ваша! Знаете как повлияла построенная(не полностью) дамба на остров? Поинтересуйтесь! А фарватер, который строил Тотлебен(в хз знает каком году) нуждается в ЕЖЕГОДНОМ углублении, что уже давно не происходит!!!
  8. Вялик 15 сентября 2011 20:20
    Делить поровну хохлы ни когда не будут.Проще построить свой.Как вы представляете,что они вам отдадут Тузлу.Как говорил Станиславский "не верю"
    1. Bogatir 15 сентября 2011 23:30
      Цитата: Вялик
      Делить поровну


      - Это как - делить? Подарить можете только Аляску вы.
      Bogatir
  9. mishok 16 сентября 2011 10:32
    ладно ребята признайте о том что нас просто здают what
    mishok

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня