Там, где пехота не пройдет, она проедет

7
В Минобороны восстановлена методическая база проведения натурных исследований автотехники в сложных условиях

21-й НИИ (в настоящее время Научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники 3-го ЦНИИ) Министерства обороны – фирма известная. Разработанные здесь требования позволили создать технику, которая колесит по дорогам всего мира. Сотни образцов военных автомобилей прошли миллионы километров по испытательным трассам Бронниц. Над чем работает институт сегодня, какие задачи решает, рассказывает начальник НИИЦ АТ, кандидат технических наук Андрей Колтуков.

– Андрей Анатольевич, в чем уникальность вашей организации?

– Институт, а теперь центр выполняет три основные задачи: разрабатывает требования ко всей гамме военной автомобильной техники (ВАТ), проверяет их реализацию отечественной промышленностью в ходе государственных испытаний и формирует предложения по обеспечению войск по своему профилю. После ликвидации Минавтопрома мы единственная в России организация, координирующая работу по созданию и производству автомобильных базовых шасси подвижного наземного вооружения и спецтехники для всех видов, родов войск и служб.

Институт – это специалисты высочайшего уровня, лабораторная база и методический аппарат проведения исследований и испытаний. В области кадров важнейшей задачей является сохранение научных школ под эгидой нашего диссертационного совета. В него входят высококвалифицированные специалисты, представляющие военные и отраслевые НИО и вузы. Совет образован 30 октября 1989 года и способствовал развитию научных школ по специальным колесным шасси, многозвенным гусеничным машинам, силовым установкам ВАТ, диагностике базовых шасси ВВТ, средствам автотехнического обеспечения. Этим предопределяются рост научного потенциала, повышение численности кадров высшей квалификации в системе ГАБТУ МО РФ, других организациях и ведомствах страны.

Не имеет аналогов в России и СНГ наш базовый комплекс для исследований и испытаний. Он включает трассы и специальные сооружения для пробеговых, в том числе форсированных испытаний ВАТ и оценки соответствия проверяемых образцов требованиям Минобороны, стационарное оборудование для тестирования натурных полноразмерных моделей, комплекс измерительно-регистрирующей аппаратуры, средства электронно-вычислительной техники для решения широкого круга задач, математического моделирования.

К уникальным объектам относятся испытательная трасса, комплекс препятствий переднего края со стендом бродоходимости, стенд опрокидывания образцов полной массой до 100 тонн, подвижные лаборатории испытаний гусеничных машин и шасси, четырех- и трехосный барабанные стенды.

Накопленный научный потенциал центра обеспечивает решение следующих задач:

-обоснование перспектив, путей развития и научно-технического сопровождения создания ВАТ;
-разработку общих тактико-технических требований к образцам и технических заданий;
-проведение государственных (приемочных) и других испытаний опытных и серийных образцов;
-формирование предложений по автотехническому обеспечению войск.


В современных условиях военная автомобильная техника стала основным средством, обеспечивающим подвижность ВВТ и личного состава, она используется во всех видах Вооруженных Сил, специальных войсках и службах. ВАТ превратилась из средства подвоза в неотъемлемую системообразующую компоненту наземного подвижного вооружения. Иногда мы говорим о том, что базовое шасси представляет собой «нулевую ступень» комплекса вооружения.

– Проводимое реформирование армии направлено на создание хорошо вооруженных соединений и частей, обладающих высокой мобильностью. Вы готовы ответить на вызовы времени и западные санкции?

– Без автомобильной техники, которая в настоящее время используется под монтаж и транспортировку более чем 1500 современных и перспективных видов ВВТ РВСН, КВ, ПВО, ВМФ, ВВС, СВ, ВДВ и других войск (более 90% наземного вооружения), обеспечить требуемый уровень мобильности новых формирований практически невозможно. В связи с этим существенно возросли требования непосредственно к ВАТ, применяемой во всех звеньях перспективного облика Вооруженных Сил России, показателям подвижности, комплексной защищенности личного состава, надежности и готовности к использованию в любых климатических условиях.

Там, где пехота не пройдет, она проедетЗа последние 10 лет через наших специалистов проведено более 500 различных образцов, пройдено несколько миллионов километров. Выдержавшие испытания машины приняты на снабжение (порядка 200 образцов) и поступают в войска. Это специальные колесные шасси, семейства многоцелевых машин, двухзвенные гусеничные тягачи, кузова (фургоны и контейнеры), полуприцепы-тяжеловозы, подвижные средства ремонта и эвакуации.

Количество проводимых научных и испытательных работ растет. В ответ на вызовы времени, совершенствование средств и способов ведения боевых действий и технологий в автомобилестроении появляются новые типы техники. Так, в последние годы центром разработаны требования к специальным высокомобильным транспортным средствам, снегоболотоходной технике, появился класс защищенных автомобилей. Все шире внедряем в конструкции машин автоматизированные системы, так называемый электронный борт, исследуем вопросы роботизации.

В свое время центр нацелили на создание большегрузного транспортного шасси, которое согласно концепции технического оснащения российских войск потребуется через 15–20 лет. Воплощая замысел, мы обобщили имеющийся опыт и сформировали уникальные требования. Машина будущего должна быть скоростной, обеспечена мощным гибридным энергоагрегатом, чтобы быстро уйти из зоны поражения, обладать высокоэффективной системой подрессоривания, в том числе и специального оборудования.

Эти требования совместно воплощают в жизнь лучшие отечественные предприятия. В ближайшее время образцы выходят на государственные испытания.

Кстати, научно-технический задел центра используется в создании техники, применяемой не только для военных нужд, но и для коммерческой эксплуатации. Скажем, конструктивные решения по обеспечению высокой проходимости ВАТ широко применяются заводами при производстве полноприводных автомобилей специального назначения, используемых в экономическом комплексе страны (автокраны, экскаваторы, бурильные установки, бронированные автомобили и т. п.). Этим обеспечивается, с одной стороны, снижение стоимости ВАТ, с другой – заинтересованность российских производителей в создании военной техники, повышение качества и конкурентоспособности.

– Как организована передача НИР в производство?

– Результат научно-исследовательской работы – комплекс обоснованных тактико-технических требований к перспективным образцам и ТТЗ на их разработку, а также основополагающие нормативные документы. Такие, например, как Концепция развития военной автомобильной техники на период до 2020 года, типаж ВАТ, наставление по танкотехническому и автотехническому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (в части АТО).

Многие знают про ежегодные демонстрационные показы перспективных образцов и средств автотехнического обеспечения войск, в которых участвуют наши разработки. Но самое главное, как вы понимаете, – испытания техники в бездорожье, сложных климатических условиях.

– Специалисты вашего центра участвовали в серьезном испытательном пробеге для новых моделей ВАТ. Что он показал?

– 30 июля 2014 года в нашем центре был дан старт экспедиции перспективной военной автомобильной техники типажа 2011–2020 годов в жарко-пустынные, песчаные и горные районы Астраханской области и Кабардино-Балкарии.

Экспедиция проведена в соответствии с директивой заместителя министра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова и начальника Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенанта Александра Шевченко. Целью ставилось подтверждение технических характеристик и возможностей войсковой эксплуатации перспективных образцов ВАТ в условиях высоких температур, повышенной запыленности и горной местности, выявление основных направлений по совершенствованию конструкции образцов, получение опыта применения при выполнении подразделениями задач по предназначению.

В состав экспедиции было включено 15 образцов техники и средства обеспечения. В частности, проходящий государственные испытания мотовездеход компании «Русская механика», два специальных транспортных средства НПО «Трэкол», прошедшие государственные приемочные испытания специальные транспортные средства корпорации «Защита» «Скорпион» (ЛША-2 и ЛША-2Б), большая группа перспективной техники автозавода «Урал»: «Урал-542301-10» и «Урал-63704» с имитацией нагрузки на седло тягача, защищенный автомобиль «Тайфун-У», «Урал-432009» («Урал-ВВ»), а также КамАЗ-53501-399 и вахтовый автобус НЕФАЗ-4208-24. В состав обеспечения входила уникальная подвижная лаборатория НИИЦ АТ для оценки показателей опорной проходимости автомобилей на базе КамАЗ-5350 и прицепа ЧМЗАП 83352 с кузовами-фургонами.

Экспедиция, кроме специалистов НИИЦ АТ, включала разработчиков и возможных потребителей этой техники из разных ведомств. Пройдено около 4500 километров по маршруту Бронницы – Волгоград – Астрахань – Терскол в Кабардино-Балкарии и обратно. Лабораторные работы проводились на высоте 3800 метров, отдельные образцы ВАТ поднялись до 4500 метров над уровнем моря по склонам Эльбруса.

Проведена оценка важнейших показателей технических и эксплуатационных свойств перспективной военной автомобильной техники в наиболее критических и актуальных условиях использования. При этом восстановлена методическая база таких исследований, которые не проводились в натурных условиях последние 20 лет.

По сути решением заместителя министра обороны восстановлена соответствующая школа проведения работ, организовано взаимодействие с основными потребителями техники в таких условиях и специалистами в области высокогорных исследований. ГАБТУ заложило организационную и методическую базу для более качественных требований к технике, принимаемой на снабжение в ВС РФ. Экспедиция успешно выполнила программу испытаний. Завершается работа по оценке полученных результатов.

Приобретенный организационный опыт и восстановленная методическая база позволили дать старт зимней экспедиции в северные районы России. В ее составе снегоболотоходная техника, особое внимание на разработку которой обращает руководство Министерства обороны. Это снегоходы, впервые принятые на снабжение ВС РФ, мотовездеходы, закончившие государственные испытания минувшей осенью, вновь разработанные по требованиям ГАБТУ двухзвенные тягачи малой грузоподъемности, перспективные колесные автомобили, в том числе на шинах сверхнизкого давления. Часть техники заправлена ГСМ, специально разработанными по требованиям МО РФ для арктических условий. В программе испытаний 500-километровый трехсуточный автономный марш, оценка проходимости, микроклимата, возможностей ремонта и эвакуации, эффективности использования перспективной техники в боевых подразделениях, дислоцированных на Крайнем Севере.

Перед нами стоят амбициозные задачи по приоритетному развитию ВАТ, прежде всего защищенных автомобилей для перспективных воинских формирований, разработке в сжатые сроки новых образцов для всестороннего обеспечения действий в арктических условиях, а также по достижению паритета с зарубежной техникой по основным свойствам.

Таким образом, в ближайшей и долгосрочной перспективе роль и место центра в системе Вооруженных Сил, в том числе военно-научного обеспечения построения парка ВАТ, оснащенного современной техникой на 70 процентов, существенно возрастет.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 февраля 2015 14:10
    разрабатывает требования ко всей гамме военной автомобильной техники (ВАТ)

    Мы рады за вас. Успехов. Лишь бы ВС РФ крепли.
  2. +1
    5 февраля 2015 14:12
    И что показал приобретённый опыт? Ни о чём _ к чему стремиться?
  3. 0
    5 февраля 2015 14:23
    деньги у нас научились использовать... (оприходывать)...
  4. +3
    5 февраля 2015 14:26
    Всё замечательно, научная база, опыт, кадры. Пожелаю успехов в дальнейшей деятельности hi ..Но где, чёрт возьми, путёвый отечественный автомобиль для народа, а не для армии?? Какие-то чехи драные лепят авто -любо дорого посмотреть, я уж про япошек и прочих молчу, китайцы вполне достойные авто делают, а мы Гранты ....Волга померла, про Москвич уж и не говорю.С грузовыми-тоже всё далеко не блестяще. Может создать Автомобильную Госкорпорацию, по типу ОАК или ОСК? Собрать все умные головы под одной крышей и пусть на благо Отечества работают. Ведь, если даже просто представить: сколько же бабла уходит за бугор только от продажи авто на нашем рынке, то нехорошо становится. А обслуживание, а ремонт, а запчасти...
    1. +3
      5 февраля 2015 14:44
      согласен с вами но видно те кто курирует эти области получают не хилые откаты поэтому не выгодно свое для них выпускать кто столько платить будет
    2. +1
      5 февраля 2015 16:57
      Цитата: пенсионер
      Может создать Автомобильную Госкорпорацию, по типу ОАК или ОСК?

      Да,но только свою,чисто российскую, без всяких "групп рено-ниссан"...
      Обещали из ВАЗа конфетку сделать,а оно НЕТ...Всё же хоть и "группа",но конкурента потенциального растить не хотят,да и на санкции "отзывчивы"...
  5. +2
    5 февраля 2015 15:03
    Автозаводы надо возрождать, ведь всё есть. Какой хороший автомобиль был Москвич 2141, вот бы его с умом доработать! А без разнообразных внедорожников в России не только для военных, но и для любого из нас-это просто кранты... Столько иностранных машин по стране бегают, а ведь это наши деньги ушедшие заграницу для поддержки экономики другой страны.
    1. +2
      5 февраля 2015 15:35
      В своё время и ГАЗ-21 был весьма конкурентноспособным с импортными машинами. Машиностроение необходимо поднимать и не только ВПК.
  6. 0
    6 февраля 2015 09:31
    На картинке показан "Витязь" В конце 80-х на Байдарацкой губе, в районе южной части Ямала, у нас таких парочка была. И какая же это новая техника? А техника классная! По заснеженной тундре под 70-80 км идёт. Плавающая. Гусянки пластиковые, обе секции ведущие. Жрёт много. На "торпеде" на полном ходу разливать можно было.... Не расплескаешь!