Битва «летающих парт»

21
Лидеры мирового авиастроения готовятся к тендеру T-X

Планирующаяся поставка военно-воздушным силам 350 учебно-тренировочных самолетов (УТС) нового поколения позволит разгрузить строевые истребители американских ВВС. На сегодня известно о пяти претендентах на этот заказ.

Борьба за контракт ожидается весьма ожесточенной, ведь на кону 11 миллиардов долларов, выделяемых на приобретение 350 самолетов для замены устаревших УТС Т-38 «Тэлон» производства компании «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman). Именно на них сейчас проходят обучение американские летчики. А с учетом того, что ВВС США переходят на систему подготовки с применением единого учебно-тренировочного самолета, в перспективе это количество может вырасти еще на 150 единиц. Впоследствии вероятны заказы по программе военной помощи зарубежным государствам FMS (Foreign Military Sales) от тех стран, которые переходят на аналогичную с США систему обучения и модернизируют парки УТС.

Кто на старте

Запрос предложения RFP (request for proposal) по программе T-X можно ожидать в 2016 году, заключение контракта – в 2018-м, достижение начальной боевой готовности – в 2023-м.

Борьбу будут вести «БАЕ Системз» (BAE Systems), представляющая свой УТС «Хоук» (Hawk) в партнерстве с «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman) и «L-3 коммуникейшнс» (L-3 Communications); «Алениа Аэрмакки» (Alenia Aermacchi), объединившаяся с «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics) для продвижения УТС M-346 под обозначением Т-100; «Кориа аэроспейс индастриз» (Korea Aerospace Industries, KAI), в сотрудничестве с «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) представляющая на тендер T-50 «Голден игл» (Golden Eagle); «ЭйрЛэнд» из корпорации «Текстрон» (Textron AirLand) с учебно-тренировочной версией «Скорпиона» (Scorpion) и «Боинг» (Boeing) c «Сааб» (Saab), разрабатывающие новый летательный аппарат.

Документ по повышению возможностей CDD (Capabilities Development Document) по программе T-X почти подготовлен и в ближайшее время будет направлен должностным лицам Пентагона, связанным с закупками для ВВС США, сообщил руководитель управления летной подготовки этого вида вооруженных сил AETC (Air Education and Training Command) генерал Робин Рэнд. Проект бюджета на 2015 финансовый год включал запрос ВВС о расходах на программу T-X (финансирование ОКР и других издержек) в течение предстоящих пяти лет в размере 503 миллионов долларов.

Рэнд отметил, что в CDD не отдается какого-либо предпочтения уже состоящим на вооружении образцам в сравнении с новыми разработками. Между тем ранее руководители программ закупок в Пентагоне отчетливо давали понять, что предпочтительными являются готовые решения.

В их число входят «Хоук», M346 (T-100) и T-50. Недавно поднятый в воздух легкий штурмовик/УТС «Скорпион» и создаваемый «с нуля» УТС от альянса «Боинг» – «Сааб» – новые проекты.

Генерал Рэнд объявил, что CDD не содержит указаний на то, что однодвигательный самолет имеет преимущество перед двухдвигательным. Тем не менее некоторые из кандидатов могут оказаться в невыгодном положении или даже автоматически исключенными из тендера на основании несоответствия трем основным требованиям, которые задает управление AETC. Это предельная допустимая перегрузка, мгновенная перегрузка и скорость.

Глава AETC подтвердил, что цель проекта состоит в разгрузке строевых истребителей F-22 и F-35 от учебных часов и их перераспределении на менее дорогие в эксплуатации T-X. Но самым важным по-прежнему остается вопрос, какую долю летной подготовки можно возложить на тренажеры, подчеркнул Рэнд.

T-X реализуется более оперативно и успешно, чем любая из других основных программ обновления парка ВВС, отметил заместитель министра ВВС США Эрик Фаннинг. «Учебно-тренировочные самолеты, которые мы сейчас применяем, очень старые, с превышением планируемого срока службы, – заявил он в мае 2014 года еженедельнику «Дифенс ньюс». – И если у нас не будет T-X, мы не сможем заниматься подготовкой летчиков для пилотирования новых авиационных платформ. Чтобы сохранить доступность истребителей пятого поколения JSF (F-35), очень важно располагать парком этих УТС».

Должна быть экономной

Претенденты на получение контракта должны считаться с тем, что программа T-X будет реализована в соответствии с новой инициативой Минобороны, направленной на ускорение поставок и сокращение расходов, отмечает еженедельник «Джейнс дифенс уикли» со ссылкой на министра ВВС США Дебору Ли Джеймс: «Мы должны прекратить тратить все больше и больше для того, чтобы получать все меньше и меньше. Мы должны изменить кривую наших расходов».

Битва «летающих парт»Задача состоит в том, чтобы плотнее взаимодействовать с промышленностью для сокращения сроков разработки новых образцов вооружений и экономии средств. В частности, ВВС США запускают процедуру анализа затрат, по которой предприятия могли бы представлять руководителям программ в Пентагоне возможные варианты оптимизации цены и качества изделия на начальной стадии проектов. «Мы могли бы использовать эту информацию при формировании RFP для оценки этих предложений и даже менять требования по конкурсу», – пояснила Джеймс. По ее словам, среднее время, необходимое ВВС для выдачи контракта, составляет 17 месяцев. Она назвала этот факт ужасающим и призвала соответствующих должностных лиц наладить более тесное сотрудничество с промышленностью, чтобы ознакомиться с разнообразными техническими решениями, прежде чем выдавать контракты и начинать реализацию проекта.

Очевидно, что эта информация дошла до всех предполагаемых участников предстоящего тендера и они начнут снижать издержки. Интересна позиция альянса «Боинг» – «Сааб» с их инновационным проектом. По имеющимся данным, партнеры успешно строят натурный демонстратор. По словам Криса Раймонда, вице-президента по развитию бизнеса «Боинг дифенс», компания потратила существенно больше времени на исследование золотой середины стоимостных параметров по программе T-X в сравнении со всеми своими предыдущими проектами. То есть «Боинг» опять сможет умело сбивать цену на предстоящем тендере, как уже было в случае с самолетом-заправщиком KC-46.

Партнеры разрабатывают конструкцию, обеспечивающую низкую стоимость производства и эксплуатации, чтобы компенсировать преимущества соперников, затраты которых связаны только с подгонкой уже имеющихся образцов под требования ВВС США и их модернизацией, обеспечивающей продление срока службы за пределы 2050 года.

«Наш проект полностью приспособлен к требованиям и запросам ВВС США в отличие от конкурентов, – заявил глава подразделения «Боинг дифенс, спейс энд секьюрити» Крис Чедвик. – Их продукция разрабатывалась и создавалась для других военно-воздушных сил. Им придется вносить изменения, заново проходить летные испытания. И потребуется расширять какие-то возможности, а другие, вероятно, отменять и это окажет существенное влияние на издержки. Считаем, что с точки зрения затрат мы будем иметь преимущество».

Шведско-американская интрига

По соглашению с «Сааб» компания «Боинг» станет головным контрактантом, но инвестируют в разработку проекта оба партнера. Все заинтригованы инновационным решением, которое компании планируют представить на тендер T-X. До настоящего момента информация об особенностях разрабатываемой конструкции не раскрывается. Единственное, в чем признались обе компании: она не будет базироваться на платформе «Грипен» (Gripen). В «Сааб» отметили, что боевой истребитель и УТС – совершенно разные с точки зрения разработки летательные аппараты. По мнению руководства компании, ни «Грипен-C/D», ни «Грипен-Е» не подходят в качестве базовой платформы УТС для подготовки летчиков истребительной авиации.

О том же говорят и в «Боинге». «Я могу однозначно сказать вам, что это ни «Грипен», ни его модификации», – заявил Чедвик на международном авиационном салоне «Фарнборо-2014».

Вместе с тем британская школа летчиков-испытателей ETPS (Britain’s Empire Test Pilots’ School), как известно, с 1999 года использует «Грипен» в качестве реактивного самолета для усовершенствованной летной подготовки.

Высокопоставленный представитель «Боинга» проинформировал, что уже намечена дата первого полета инновационного образца, однако не назвал ее. «Процесс проектирования продвигается быстрыми темпами, и мы сможем своевременно «облетать» самолет, чтобы представить на тендер жизнеспособный вариант», – говорил в июле прошлого года Чедвик.

Участвующие в тендере T-X проекты существенно отличаются друг от друга. В частности, по мощности двигателей разница почти тройная. Такой разброс создает для ВВС большие проблемы в отношении выработки тактико-технических требований, поскольку ряд ключевых параметров (если они будут установлены на очень высоком уровне) может автоматически исключить из соревнования некоторых претендентов и привести к подаче протестов.

Однако «Боингу» широкий спектр предложений дает возможность позиционировать разработанный с нуля проект с отличным от конкурентов соотношением между стоимостью, характеристиками и параметрами конструкции. В частности, один из вариантов предполагал создание УТС с высокими летно-техническими характеристиками на базе турбореактивного двигателя F414 без форсажной камеры производства «Дженерал электрик» (General Electric, GE), который ставится и на «Боинг», и на «Сааб». Такой УТС имел бы увеличенную по сравнению с М-346 мощность, но при этом оснащался не двумя, а одним более современным двигателем и мог подобно истребителям «Супер Хорнет» (Super Hornet) и JAS-39E использовать предлагаемую GE модернизацию, обеспечивающую продление срока службы и сокращение потребления топлива – главные составляющие стоимости жизненного цикла. По некоторым данным, компания «Дженерал электрик» внимательно наблюдает за проектом, но не принимает в нем участия.

Кроме того, «Боинг» и «Сааб», как известно, сейчас разрабатывают новые кабины летчика (для F-15SA, «Эдванст Супер Хорнет» и JAS-39E) с изменяемой компоновкой датчиков на приборной доске с сенсорными экранами высокого разрешения и низкопрофильными цифровыми индикаторами на лобовом стекле. Эта работа могла бы пересекаться с созданием нового УТС.

Итало-корейская альтернатива

Компании «Алениа Аэрмакки» и «Дженерал дайнэмикс» в начале 2013 года объединились для участия в программе T-X. В настоящее время УТС М-346, созданный на основе российского Як-130 разработки ОКБ им. А. С. Яковлева, позволяет готовить летчиков для истребителей 4 и 5-го поколений. Эта машина производится не только для ВВС Италии, но и для зарубежных заказчиков, включая Израиль и Сингапур. Самолет выбран для учебной подготовки ВВС ОАЭ.

«Дженерал дайнэмикс» в партнерстве с итальянской компанией станет головным контрактантом и обеспечит интеграцию всех систем учебно-тренировочного комплекса в составе Т-100/М-346, пилотажных тренажеров, мультимедийных учебных классов и логистической поддержки. Комплекс Т-100 будет удовлетворять всем требованиям американских ВВС и изготавливаться на основе компонентов и оборудования, выпускаемых в США.

О том, что KAI планирует участвовать в программе T-X, стало известно в начале 2014 года. УТС T-50 является экспортным вариантом самолета FA-50 «Файтинг Игл» (Fighting Eagle), применяемым ВВС Республики Корея. Он получил прозвище мини-F-16. ВВС РК используют модификацию T-50B, предназначенную для демонстрационных полетов пилотажной группы «Блэк Иглс» (Black Eagles).

Самолет FA-50 оснащен многорежимной бортовой РЛС, системой предупреждения о радиолокационном обнаружении, автоматом сбрасывания ИК-ловушек, каналом тактической связи. Он может применять усовершенствованное вооружение типа управляемых авиабомб GBU-38 JDAM (Joint Direct Attack Munition) и кассетных бомб GBU-105 с взрывателями системы SFW (Sensor Fuzed Weapon).

Представители KAI сообщили о проведении переговоров с Филиппинами по поводу поставок 12 УБС Т-50, предназначенных для выполнения боевых задач. «Они получат обозначение T-50Ph, – поделился информацией официальный представитель KAI. – Мы завершили финальный этап переговоров и ожидаем принятия решения». Не так давно компания завершила поставку 16 T-50i для Индонезии по контракту, заключенному в 2011 году. В 2013-м началось производство 24 T-50 для Ирака. Южнокорейская компания расширяет присутствие на различных рынках, включая Африку и Латинскую Америку.

«Ястреб» и «Скорпион» без боя не сдадутся

«БАЕ Системз» (BAE Systems) в 2011 году переместила линию производства своего реактивного УТС «Хоук» из Бро в Уортон (Великобритания). Она объяснила свои действия тем, что рынок реактивных УТС был вялым и в этой связи решено централизовать самолетостроение в одном месте в ожидании возможного контракта по программе T-X.

В тот период «БАЕ» занималась реализацией двух важных заказов. Первый поступил от ВВС Саудовской Аравии на 22 УТС «Хоук» в качестве составной части более обширного контракта с Эр-Риядом на поставку консорциумом «Еврофайтер» (Eurofighter) истребителей «Тайфун», заключенного в мае 2012-го. В том же году «БАЕ» получила и второй подряд: Оман заказал восемь «Хоуков». Это дало компании возможность перезапустить производство в Уортоне, где сейчас сосредоточено около 60 процентов выпуска самолетов «Хоук», а остальная часть производится в Бро. К завершению саудовского контракта «БАЕ» рассчитывает сократить время строительства УТС до 30 месяцев вместо 43, которые требовались на производство первых самолетов на предприятии в Уортоне.

При перезапуске процесс производства был упрощен с применением нового метода сверления алюминиевых конструкций и компонентов, на четверть укорачивающих цикл сборки и повышающих качество финальной продукции.

В ноябре 2014-го компания начала электрические, гидравлические и топливные испытания изделия ST001 – первого из новых самолетов «Хоук» Mk.165, предназначенных для Саудовской Аравии. Он находится на сборочной линии наряду с 14 другими изделиями в разной степени готовности. В начале этого года ST001 должен быть оснащен секцией крыла и в мае выполнить первый полет.

Одна из причин, по которой производство «Хоука» было перенесено в Уортон, – новые технологии, проинформировали в компании. Сейчас специалисты исследуют, как их внедрить в конструкцию УТС, чтобы обеспечить его соответствие требованиям программы T-X. Адаптированный под нее «Хоук» будет, вероятно, оснащен однотипным с монитором истребителя F-35 одноэкранным дисплеем на переднем и заднем креслах. Он получит другую конструкцию крыла с пятью пилонами вместо нынешних семи. Помимо этого «БАЕ Системз» исследует модульный принцип сборки в попытке снизить производственные затраты.

Также компания восстанавливает демонстрационный образец ZJ951, построенный по программе «Хоук», чтобы использовать его для представления некоторых технологий, намеченных к применению в T-X. Поднятие в воздух демонстратора ZJ951 запланировано на сентябрь текущего года.

Учебно-тренировочная версия самолета «Скорпион» разработки «АэйрЛэнд» (AirLand), выполнившего первый полет 12 декабря 2013 года, пока неизвестна на рынке. Ей еще только предстоит найти заказчиков, чем в настоящее время активно занимаются разработчик и сама корпорация «Текстрон». Ее руководство долгое время не могло определиться, стоит ли принимать участие в тендере T-X, сохраняя интригу до последнего времени. Наконец в августе 2014 года на ежегодной конференции в Чикаго последовало подтверждающее заявление Стивена Берка, регионального вице-президента по развитию военного бизнеса «Текстрон-ЭйрЛэнд».

УТС «Скорпион» предназначен для выполнения задач разведки, наблюдения и сбора данных ISR (intelligence, surveillance and reconnaissance), обеспечен ударными средствами. Руководство «Текстрона» обращает внимание на модульность конструкции, что является очень актуальным для создания на его базе учебного варианта. «Мы можем относительно легко изменить некоторые летные характеристики этой платформы для участия в тендере T-X», – сказал Берк.

Учебно-тренировочный вариант сохранит двухдвигательную компоновку и двухкилевое хвостовое оперение базового «Скорпиона». Основное изменение будет состоять в уменьшении размаха крыла, составляющего сейчас 14,3 метра, улучшении его аэродинамики и повышении мощности двигателей. «Текстрон» рассчитывает подготовить учебно-тренировочный вариант «Скорпиона» и провести его летные испытания до момента выхода в 2016 году запроса RFP.

Эксперты аналитической компании «Фрост энд Салливан» (Frost & Sullivan, F&S) прогнозируют, что рынок УТС в обозримом будущем останется вялым. Поэтому чтобы прорваться на него, новым участникам надо снижать стоимость разработки и эксплуатационные расходы.

По утверждению «Текстрона» он обеспечит среднюю стоимость летного часа «Скорпиона» на уровне 2700 долларов, что почти совпадает с показателем турбовинтового самолета T-6 (2200 долларов). Эксперты F&S называют это очень хорошим достижением.

Берк отметил, что международный рынок имеет много примеров, когда на базе одной платформы создаются и УТС базовой профессиональной подготовки, и легкий штурмовик: «Я бы сказал, что в этом состоит часть плана нашей стратегической кампании, уже реализуемой рядом стран. Когда существует возможность совместить легкий штурмовик и УТС в одном самолете, мы меняем динамику рынка в отдельных нишах».

Специалисты, работающие над программой «Скорпион», также рассчитывают воспользоваться преимуществом диверсифицированного портфеля продукции «Текстрона». В частности, представленный на тендер T-X вариант «Скорпиона» может быть дополнен тренажером разработки подразделения «ТРУ симулейшн» (TRU Simulation) корпорации, а опыт компании в сфере технического обслуживания поможет обеспечить полностью интегрированное решение.

Эксперты пока не берутся судить, кто может стать лидером в тендере T-X, – участники не представили официальную информацию по проектам. Будет ли это «старейшина» УТС «Хоук» или инновационный проект «Боинга», покажет время. Однако нет сомнений, что все потенциальные участники тендера готовят достойные разработки. Победу одержит сильнейший, что сведет вероятность выдвижения претензий со стороны проигравших и возможного пересмотра окончательного решения к минимуму.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 февраля 2015 18:15
    Дорогие игрушки стареющих дядек.
  2. добрый фей
    +3
    5 февраля 2015 18:17
    Пусть запад покупает наш Як - 130, будут довольны.
    1. +3
      5 февраля 2015 19:05
      Цитата: добрый фей
      Пусть запад покупает наш Як - 130, будут довольны.

      Ну извините! stop Нашему главному врагу продавать средство обучения для летчиков, которые может быть будут воевать с нашими? Ну уж увольте. sad
      1. добрый фей
        0
        5 февраля 2015 20:39
        Цитата: Manul
        Нашему главному врагу продавать средство обучения для летчиков, которые может быть будут воевать с нашими? Ну уж увольте.
        В принципе, можно продавать сам планер, и фаршировать их начинкой на нашем заводе, в отдельном цехе. Пускай везут свой фарш и спецов по интеграции оного к нам. Вот и поглядим, что у них есть интересного, а там, глядишь, наши и вербанут кого-нибудь.
        1. +2
          5 февраля 2015 21:14
          Цитата: добрый фей
          В принципе, можно продавать сам планер, и фаршировать их начинкой на нашем заводе, в отдельном цехе. Пускай везут свой фарш и спецов по интеграции оного к нам


          Чем это отличается от М-346?
          1. добрый фей
            +1
            5 февраля 2015 22:30
            Цитата: BerXen
            Чем это отличается от М-346?

            Тем, что они своё делать не будут.
            1. 0
              5 февраля 2015 23:58
              Цитата: добрый фей
              Тем, что они своё делать не будут.



              Вот во избежание подобных вещей Аермакки когда разводились с Яковлевцами рынок и поделили.
      2. 0
        7 февраля 2015 15:17
        да к тому-же он учебно боевой самолет.
    2. +3
      5 февраля 2015 21:06
      А по вашему, планер М-346 на какой основе сделан?? Это ребенок совместной работы России и Италии. Причем, если правильно помню, планер рассчитывали как раз наши.
    3. dzau
      0
      5 февраля 2015 23:26
      Цитата: добрый фей
      Пусть запад покупает наш Як - 130, будут довольны.

      Увы, но в 90-е западу слили всю документацию по данной машине на завершающей стадии ее разработки. Называется зверь M-346, и он указан выше в статье...

      И да, запад вполне ими доволен.
      1. +1
        6 февраля 2015 00:00
        Цитата: dzau
        Увы, но в 90-е западу слили всю документацию по данной машине на завершающей стадии ее разработки



        Не слили а изначально совместно разрабатывали - Яковлев с итальянцами, Микоян с французами. И разошлись в самом начале - в итальянце БРЭО и двигло свое.
  3. +1
    5 февраля 2015 18:18
    Радостно. что забылись в запале американцы об учебных партах, потеряли плановость и наш Як-130 напугал их! А так пусть рвут свои 22 и 35 на учебные полеты.
  4. +1
    5 февраля 2015 18:21
    Хорошо жить не запретишь!!! Нашей стране тоже можно поучаствовать в тендере, но ни кто не даст, а жаль потенциал у нас имеется!
    1. 0
      6 февраля 2015 00:02
      Як-130 не может участвовать в тендере с М-346. Авторские права и все такое.
  5. +2
    5 февраля 2015 18:24
    нам с их тендора не холодно и не жарко-разве что поглядеть на результаты выбора учебного самолёта.но,ясно что нам там и близко ничего не светит.
    1. +2
      5 февраля 2015 19:09
      Цитата: sv68
      нам с их тендора

      crying Не жалеете нервов многих. Ну чего ж не посмотреть на красную волнистую черту под буковками? no
  6. +3
    5 февраля 2015 18:38
    Ну ради хохмы, заявится со своей партой!
    Посмотреть других, себя показать!
    1. 0
      5 февраля 2015 22:18
      Цитата: Олегмог
      Ну ради хохмы, заявится со своей партой!

      А Иванов принес с собой стакан...! (В.С.Высоцкий)
  7. +3
    5 февраля 2015 18:52
    Цитата: Олегмог
    Ну ради хохмы, заявится со своей партой!
    Посмотреть других, себя показать!

    А заодно и подарить им пару-тройку идей, над которыми они не один год-бы бились.
  8. +2
    5 февраля 2015 18:59
    Цитата: Flyer
    Хорошо жить не запретишь!!! Нашей стране тоже можно поучаствовать в тендере, но ни кто не даст, а жаль потенциал у нас имеется!

    Пусть долго решают и долго делают. Нам же лучше. А ЯК-130 нечего заклятым друзьям осваивать. Пусть уж на чём другом маккейнов своих готовят и чем дольше, тем лучше.
  9. 0
    5 февраля 2015 22:35
    Санкции против российского ОПК - вершина идиотизма США.
    Им теперь остаётся только облизываться на Як-130УБ и МиГ-АТ..
    1. 0
      6 февраля 2015 00:04
      МиГ-АТ - после проигрыша в конкурсе предлагался на экспорт - никто не захотел.
  10. 0
    5 февраля 2015 22:50
    Министерство обороны Белоруссии и российская корпорация "Иркут" приступили к реализации контракта на поставку четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом сообщил глава военного ведомства республики Андрей Равков в интервью национальному телевидению.
    "Мы приступили к реализации контракта на поставку из Российской Федерации четырех учебно-боевых самолетов Як-130. Планируемый срок их поставки - 2015 год", - отметил министр.
    Контракт между корпорацией "Иркут" и министерством обороны Белоруссии на поставку четырех самолетов Як-130 был подписан в декабре 2012 года "в рамках реализации договора между Россией и Белоруссией о развитии военно-технического сотрудничества".
    Белоруссия стала первым государством-участником СНГ, закупающим Як-130.
  11. 0
    5 февраля 2015 22:53
    КРЭТ (Концерн "Радиоэлектронные технологии" продолжает модернизировать авионику для современного учебно-боевого самолета ЯК-130.

    Созданная концерном комплексная система управления самолетом обладает возможностью перепрограммирования.

    Это позволяет подготовить летчика не только для полетов на самолетах типа Су-30 и МиГ-29, но даже на F-16 и F-15, Rafale и Typhoon, F-22 и F-35
  12. 0
    6 февраля 2015 00:42
    Я аплодирую итальянцам стоя! Получили "на халяву" М346. А что получили мы?
  13. 0
    8 февраля 2015 14:09
    «Знаки и символы управляют миром, а не слова или закон». Эти слова приписывают древнему китайскому философу Конфуцию.
    Мир разговаривает с нами своим языком - языком символов, цветов и форм. Исключение таких «раскрученных» по всему миру символов, как «Туполев», «Яковлев», «Ильюшин» из памяти народа разрывает связь времён, лишает русскую цивилизацию гордости за свои достижения в любой области, а в авиации особенно. Это огромные деньги и динамика развития своего авиапрома. Это и разрыв в образовании от школы до готового изделия. ВПК и Авиапром – это локомотивы экономики, гордость и гаранты нашей самобытности.
    Смените государственные символы на башнях Кремля на звезду «Мерседеса» или логотип «Кока-Колы», и город медленно начнёт деградировать вначале в сознании, а потом и воочию. Так пишут и переписывают память на чистый лист. Это тоже вид агрессии «друзей» России через свою креатуру с целью стирания памяти народа и выращивания поколения Иванов Непомнящих для будущих «Майданов». Перехват в управлении сознанием начинается с перехвата управления символами. Этим приёмом Запад делает в сознание молодёжи закладку, что у вас не было достижений в авиастроении, вы только начали что-то «лепить» типа «Лего», т. е. мы же знаем, сколько % у «Супер Джета» иностранного компонента и в прессе это проскочет?
    Или, например, Ваша стойкость, мужество и героизм в Сталинграде в 1942 закончились с переименованием города в ничего не значащий для памяти Волгоград. Город на Волге в сознании начал жить с чистого листа и, как следствие, не лучшим образом. Так, населённый пункт. «Что-то и когда-то здесь было», - скажут будущие школьники, а потом и народ.
    Что означает для нашей памяти и для мирового рынка сокращения МС-21 или Супер Джет SSJ-100? Ничего! Пустые звуки чужого языка. Главная их задача — вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными в нашей истории, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах, исторической траектории русской цивилизации. Это не фантазия. Это тоже мощное и неотразимое психотронное оружие.
    Разговор о проблемах в авиапроме нужно начинать с возвращения наших известных всему миру государственных символов, лица России в авиастроении - «Туполев», «Яковлев», «Ильюшин».
    Символы государственные – это солдаты на поле боя вчера, сегодня и завтра и их нельзя предавать.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»