Libyan omission



Gaddafi lost. For some time he may be hiding somewhere, continuing the bloodshed and agony of his regime. But it will change little. The main problems of the opponents of Gaddafi will arise after the final victory.


The doom of the former dictator is not due to the fact that he was ousted from the capital, they say, to the south. The military factor is important, but not decisive. Gaddafi is devoid of resources. First of all money. His accounts in the banks of the world are blocked, a large amount of cash is not and can not be by definition. With each shot, with each rocket, its combat potential decreases. Therefore, now and in the near future, one can only count on the fanaticism of the fighters of the elite brigade and theoretically on their tribe in the city of Sirte.

The oppositionists may be inclined to exaggerate their successes, but nobody writes to the colonel, not even his best friend, Hugo Chavez. The leader of the Jamahiriya was in the labyrinth, from which there is no way out. He was left by more or less influential supporters, some generals chose to cease resistance in exchange for a quiet life. So it was in Iraq, Tunisia and Egypt. Moreover, the rebel attack on the Bab Al-Azizia complex was led by servicemen from the UAE and Qatar special forces, the London newspaper The Evening Standard reported. According to one of their officers, "this is an Arab affair, so it’s right that the Arab allies came to the aid of the Libyans."

Allegedly, time to surrender, but the dictator continues a hopeless struggle. There are several reasons for such irrational behavior. Let us dwell on two, as we see, most likely.

At firstso do the majority of authoritarian leaders in the current Arab spring. Mubarak remained in Egypt, despite the fact that his inner circle strongly pushed him into exile. The president of Yemen, Saleh, after being wounded, was forced to go to Saudi Arabia, but has not yet renounced power. Assad in Syria continues to brutally fight with his opponents. It's not just the thirst for power. Pictures of the crowd, joyfully welcoming their leaders, gave them the illusion that the citizens, as before, were loyal and loving them, and problems were created by groups of extremists and mercenaries of hostile states. It is necessary to show strength - and committed citizens will sweep them from their native land. In addition, this is constantly convincing the immediate environment. Surprisingly, the more crowded protest demonstrations become, the number of armed opponents grows, their consolidation increases, the more uncontrolled territories appear, the stronger the dictatorship’s confidence that they are doing everything correctly. And the fate of others does not convince them of anything, on the contrary, it adds their firmness to the thought that all this is not about them.

Second, the Gaddafi cornered. After issuing a warrant of the International Criminal Court, he simply has nowhere to go. Even the best friends will think three times before allowing him to come to this or that country. You can endlessly curse American imperialism, as Hugo Chavez does, because oil from Venezuela comes in for unloved dollars in the United States. And the leader of Caracas does not want to fall under the action of international sanctions. And so with any country, and no one will give any guarantees. Radovan Karadzic was sure that he would not be touched after the forced voluntary resignation; one can only imagine his disappointment when everything turned into a long-term search and inevitable arrest. So, Gaddafi will fight to the end, and detective история with his detention will continue for some time.

Already, the world is busy with two extremely important problems: how events will develop within the victorious forces and who will benefit from the fall of Gaddafi.
Regarding the first question, there is quite a lot of pessimism. Iraq is also mentioned that there is no unity among the oppositionists. Even a single military command was lacking, and some units acted in isolation. And, given the tribal structure of Libya, many imply a long civil confrontation, in the words of Thomas Hobbes, the bellum omnium contra omnes is the war of all against all. To this should be added the lack of experience in political governance under democratic conditions, the weakness of state institutions, and the like.

Undoubtedly, there are certain risks of an undesirable scenario, but they should not be overestimated. The first is the possibility of extremists coming to power, for example, al-Qaida. Islamic radicals do exist among the opponents of Gaddafi, but they are not the leading force. They do not need a state - except the territory as a springboard for the further spread of its expansion. As it happens in Afghanistan. The Libyan opposition seeks normal relations with the international community, the support of which it received. Therefore, the radicals, if they try to break through to the helm, are likely to be rejected, and the West will become the first and main helper in this.

The second risk is the possible disintegration of the country, in 1951 Libya gained independence as a federation of three territories - Tripolitania, Cyrenaica and Fezzan in the south. It is unnecessary to speak about the separation of the last, desolate land with a few oasis villages. There are certain problems with Cyrenaica, which was the center of the opposition to the Gaddafi regime. There have always been jealous of Tripolitania. But such regional rivalry is inherent in many countries. However, the Transitional National Council initially acted as an organ of the whole country, without putting forward any separatist program. Note that in terms of religion, Libya, in contrast to, say, Iraq and Syria, is quite homogeneous. For the entire existence of an independent state, a serious separatist movement has not been noted. Not seen its manifestations in the process of dealing with Gaddafi.

And one more factor. The main wealth of the country is hydrocarbons. But in order to receive income from them, there must be territorial unity. Oil and gas are extracted in the depths of the country, pipelines must function properly and deliver black liquid gold to the coast to distilleries, and from them to ports with terminals. If the country disintegrates, the whole technological chain will collapse with it. Nobody is interested in this. We can talk only about the change in the distribution of income. But it is a subject of trade and agreements.

Now about who won. The representative of the Libyan state oil company AGOCO, Abdeldzhalil Mayuf, told Bloomberg that Tatneft and Gazpromneft, who previously worked in the Jamahiriya, may have problems with the new government. “We have some political issues with Russia, China and Brazil,” he said, letting us understand what the voting for the UN Security Council resolution 1973 from 17 in March 2011 of the year (the application of sanctions against Gaddafi), in which these countries abstained. Then the rebel representative Ahmed Jehan, who is responsible for restoring the infrastructure in Libya, said: "The question of the cancellation of any contracts is not worth it."

Most experts believe that in reality Russian companies will have to calculate losses. Vladimir Isaev, chief researcher at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, told the Vedomosti newspaper that the new Libyan authorities would not forget about the dual position of Russia. However, Italian Foreign Minister Franco Frattini said that the Libyan National Transitional Council had already reached an agreement on the preservation of all earlier contracts and the conclusion of new ones. Similar negotiations were held by French President Sarkozy. So, Moscow has clearly indicated that she had chosen the wrong friends at the right moment. Although the restoration of the oil infrastructure will take some (and considerable) time, and yet the West has clearly bypassed Russia on this issue. The Kremlin is paying for its desire to keep the golden middle. And this leads to such a policy, as a result of which losses are growing, and attempts to regain influence on the Arab world are doomed.
Author:
Valery Boval
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Ливийская недомолвка



Каддафи проиграл. Некоторое время он может где-то скрываться, продолжая кровопролития и агонию своего режима. Но это мало что изменит. Главные проблемы у противников Каддафи возникнут после окончательной победы.


Обреченность бывшего диктатора связана не с тем, что его вытеснили из столицы, говорят, на юг. Военный фактор важный, но не решающий. Каддафи лишен ресурсов. Прежде всего денег. Его счета в банках мира заблокированы, большого количества наличности нет и не может быть по определению. С каждым выстрелом, с каждой ракетой его боевой потенциал уменьшается. Поэтому сейчас и в ближайшем будущем можно рассчитывать разве что на фанатизм бойцов элитной бригады и теоретически на свое племя в городе Сирт.

Пусть оппозиционеры и склонны преувеличивать свои успехи, но полковнику никто не пишет, даже его лучший друг Уго Чавес. Вождь Джамахирии оказался в лабиринте, из которого нет выхода. Его покинули более или менее влиятельные сторонники, некоторые генералы предпочли прекратить сопротивление в обмен на спокойную жизнь. Так было в Ираке, Тунисе и Египте. Более того, атаку повстанцев на комплекс «Баб-аль-Азизия» возглавляли военнослужащие спецназа ОАЭ и Катара, сообщила лондонская газета The Evening Standard. По словам одного из их офицеров, «это дело арабское, поэтому правильно, что арабские союзники пришли на помощь ливийцам».

Якобы время сдаваться, но диктатор продолжает безнадежную борьбу. Причин такого иррационального поведения несколько, остановимся на двух, как видим, наиболее вероятных.

Во-первых, так действует большинство авторитарных лидеров в нынешней арабской весне. Мубарак остался в Египте, несмотря на то, что ближайшее окружение усиленно выталкивало его в эмиграцию. Президент Йемена Салех после ранения был вынужден ехать в Саудовскую Аравию, но пока не отказался от власти. Асад в Сирии ведет и дальше жестокую борьбу со своими противниками . Дело не только в жажде власти. Картинки толпы, радостно приветствующей своих вождей, вызывали у них иллюзию, будто подданные, как и прежде, верные и любящие их, а проблемы создают кучки экстремистов и наемников враждебных государств. Стоит показать силу - и приверженные граждане выметут их с родной земли. К тому же в этом постоянно убеждает ближайшее окружение. Удивительно, но чем многолюднее становятся демонстрации протеста, растет число вооруженных противников, их консолидация, чем больше появляется неконтролируемых территорий, тем сильнее укрепляется уверенность диктаторов в том, что все они делают правильно. И чужая судьба их ни в чем не убеждает, напротив, добавляет непоколебимости в мысли, что все это не про них.

Во-вторых, Каддафи загнан в угол. После выдачи ордера Международного уголовного суда ему элементарно некуда деваться. Даже лучшие друзья трижды подумают, прежде чем позволить ему прибыть в ту или иную страну. Можно бесконечно проклинать американский империализм, как это делает Уго Чавес, ведь нефть из Венесуэлы поступает за нелюбимые доллары именно туда, в США. И лидеру Каракаса совсем не хочется попасть под действие международных санкций. И так с любой страной, и никто никаких гарантий не даст. Радован Караджич был уверен, что его не тронут после вынужденно-добровольной отставки; можно лишь представить его разочарование, когда все обернулось многолетним розыском и неизбежным арестом. Итак, Каддафи будет бороться до конца, и детективная история с его задержанием продолжится еще некоторое время.

Уже сейчас мир занят двумя крайне важными проблемами: как будут развиваться события внутри сил победивших и кто выиграл от падения Каддафи.
Относительно первого вопроса довольно много пессимизма. Упоминают Ирак и то, что среди оппозиционеров нет единства. Не хватало даже единого военного командования, и некоторые отряды действовали обособленно. А, учитывая племенную структуру Ливии, многие предполагает длительное гражданское противостояние, по выражению Томаса Гоббса, bellum omnium contra omnes - война всех против всех. К этому следует добавить отсутствие опыта политического управления в демократических условиях, слабость государственных институтов и тому подобное.

Несомненно, определенные риски нежелательного сценария есть, но их не следует переоценивать. Первый - это возможность прихода к власти экстремистов, например «Аль-Каиды». Среди противников Каддафи действительно существуют исламские радикалы, но они не являются ведущей силой. Им не нужно государство - разве что территория как плацдарм для дальнейшего распространения своей экспансии. Как это происходит в Афганистане. Ливийская оппозиция стремится к нормальным отношениям с международным сообществом, поддержку которого она получила. Поэтому радикалы, если и попытаются прорваться к рулю, скорее всего, будут отвергнуты, и Запад в этом станет первым и главным помощником.

Второй риск - возможный распад страны, в 1951 Ливия обрела независимость как федерация трех территорий - Триполитании, Киренаики и Феццан на юге. Об отделении последней, пустынной земли с немногочисленными поселками-оазисами, говорить излишне. С Киренаикой, которая была центром оппозиции режиму Каддафи, определенные проблемы есть. Там всегда ревностно относились к Триполитании. Но такое региональное соперничество присуще многим странам. Однако Переходной национальный совет изначально выступал как орган всей страны, не выдвигая никакой сепаратистской программы. Отметим, что в религиозном отношении Ливия, в отличие, скажем, от Ирака и Сирии, достаточно однородная. За все время существования независимого государства серьезного сепаратистского движения отмечено не было. Не видно его проявлений и в процессе борьбы с Каддафи.

И еще один фактор. Главное богатство страны - углеводороды. Но, чтобы получать доход от них, должно быть территориальное единство. Нефть и газ добывают в глубине страны, трубопроводы должны исправно функционировать и доставлять черное жидкое золото к побережью на перегонные заводы, а от них в порты с терминалами. Если страна распадется, то с ней рухнет и вся эта технологическая цепочка. В этом никто не заинтересован. Речь может идти только о смене распределения доходов. Но это предмет торговли и договоренностей.

Теперь о том, кто выиграл. Представитель ливийской государственной нефтяной компании AGOCO Абдельджалиль Маюф заявил агентству Bloomberg, что в «Татнефти» и «Газпромнефть», ранее работавших в Джамахирии, могут возникнуть проблемы при новой власти. «У нас есть некоторые политические вопросы к России, Китаю и Бразилии», - сообщил он, дав потом понять, что подразумевает голосование за резолюцию 1973 Совета Безопасности ООН от 17 марта 2011 года (применение санкций против Каддафи), при котором эти страны воздержались. Затем представитель повстанцев Ахмед Джехан, который отвечает за восстановление инфраструктуры в Ливии, сказал: «Вопрос об аннулировании любых контрактов не стоит».

Большинство экспертов уверены, что в действительности российским компаниям придется подсчитывать потери. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Исаев заявил газете «Ведомости», что новые ливийские власти о двойственной позиции России не забудут. Вместе с тем министр иностранных дел Италии Франко Фраттини сообщил, что с Национальным переходным советом Ливии уже достигнута договоренность о сохранении всех более ранних контрактов и заключения новых. Аналогичные переговоры провел и президент Франции Саркози. Итак, Москве уже явно указали на то, что она не там выбрала в нужный момент друзей. Хотя восстановление нефтяной инфраструктуры займет определенное (и немалое) время, и все же в этом вопросе Запад явно обошел Россию. Кремль расплачивается за свое стремление держаться золотой серединки. И это приводит к такой политике, в результате которой потери растут, а попытки вернуть влияние на арабский мир обречены.
Автор:
Валерий Бовал
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

19 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти