Управляемая ракета «воздух-земля» Х-23 (СССР)

5
С начала шестидесятых годов прошлого века советские инженеры работали над проектами перспективных авиационных ракет «воздух-земля», предназначенных для вооружения фронтовой авиации. К этому времени уже имелись определенные наработки в области систем управления, однако создание пригодного для эксплуатации оружия было связано с некоторыми затруднениями. Из-за подобных сложностей ракета Х-23, которая могла стать первым советским боеприпасом своего класса, уступила этот почетный титул изделию Х-66.

Весной 1965 года ОКБ-134 (ныне ГосМКБ «Вымпел») приступило к рабочему проектированию новой управляемой ракеты, получившей обозначение Х-23 и название «Гром». Задачей конструкторов было создание нового управляемого боеприпаса, предназначенного для поражения сравнительно небольших наземных или надводных целей. Требовалось обеспечить дальность прицельной стрельбы до 10 км и высокую точность попаданий. На ранних стадиях проекта были изучены несколько вариантов систем наведения, по результатам которых выбрали радиокомандное управление. Подобная система управления позволяла в определенной мере упростить бортовую аппаратуру ракеты при сохранении прочих характеристик на требуемом уровне.

Советские конструкторские бюро к тому времени уже имели опыт создания радиокомандных систем управления. Тем не менее, разработка ракеты Х-23 столкнулась с рядом серьезных трудностей. Проект оказался настолько сложным, что в начале 1966 года министерству авиационной промышленности пришлось одобрить разработку альтернативной ракеты Х-66. В основе этого изделия предлагалось использовать существующие узлы и агрегаты. Благодаря такому подходу уже в 1966 году начались испытания, а в 68-м ракету Х-66 приняли на вооружение. Тем временем работы по проекту «Гром» продолжались с некоторыми затруднениями.

Неудачи ОКБ-134 привели к тому, что в 1966 году вся документация по проекту Х-23 была передана в конструкторское бюро завода №455 (позднее ОКБ «Звезда», г. Калининград Московской области), где к тому времени завершалось проектирование ракеты Х-66. Главным конструктором переданного проекта стал Г.И. Хохлов, уже отвечавший за разработку альтернативного боеприпаса. После передачи документации работы ускорились и в результате привели к появлению новой авиационной ракеты.

Для упрощения и ускорения конструкторских работ ракеты калининградские инженеры решили не разрабатывать ракету «Гром» с нуля, а построить ее на базе изделия Х-66, которое, в свою очередь, было собрано из заимствованных комплектующих. При этом радиокомандная система наведения должна была разрабатываться специально для нового проекта. Идея о применении существующих агрегатов оправдала себя. Уже в конце 1967 года первая партия опытных ракет Х-23 была готова к проведению испытаний.

Все агрегаты ракеты Х-23, за исключением системы наведения, были с некоторыми доработками взяты из проекта Х-66, чем объясняется сходство внешнего вида и характеристик двух управляемых боеприпасов. Основной элемент изделия «Гром» – корпус длиной 3,6 м, имеющий веретенообразную форму. Диаметр корпуса в наиболее широкой части – 275 мм. В носовой части корпуса крепились Х-образные рули размахом 424 мм, в средней – крылья похожей конструкции размахом 785 мм. На боковой поверхности корпуса между крыльями имелись два сопла ракетного двигателя. На нижней поверхности хвоста серийных ракет крепился специальный обтекатель с трассером. На ранних опытных изделиях трассер находился внутри корпуса. Стартовый вес ракеты – 289 кг.

Компоновка агрегатов внутри корпуса была полностью заимствована из проекта Х-66. В носовой части ракеты Х-23 находился контакт электровзрывателя, состоявший из двух конусов, вложенных друг в друга. За ним располагался отсек с рулевыми машинками и источником электроэнергии. Третий и четвертый отсеки вмещали боевую часть и твердотопливный ракетный двигатель. Позади двигателя имелись два отсека с различным оборудованием, в том числе аппаратурой наведения.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-23 (СССР)


Управляемая ракета «Гром» получила твердотопливный двигатель ПРД-204 с зарядом весом 62 кг, создававшийся для проекта Х-66. Горение заряда длилось 4,7-6 секунд и давало тягу до 3500 кг при суммарном импульсе 10850 кгс. В двигателе использовался заряд топлива сложной формы, изменявшей его тягу. Предполагалось, что на стартовом участке полета скорость ракеты будет меньше, чем на маршевом. Интересной особенностью двигателя было его происхождение: изделие ПРД-204 для ракеты Х-66 представляло собой доработанный двигатель ПРД-25 ракеты К-8.

Сразу после отцепки от самолета-носителя ракета должна была развивать скорость около 440 м/с, после чего происходил разгон до маршевых 750 м/с. На конечном участке полета, после выработки заряда твердого топлива, скорость постепенно снижалась. Обеспечивалось управление ракетой при скоростях не менее 300 м/с. Дальность полета изделия Х-23 серьезно зависела от высоты пуска и не превышала 10 км. Минимальная дальность до цели, обусловленная особенностями применения, – 3 км.

Ракету «Гром» оснастили боевой частью комбинированного действия весом 111 кг. В ее составе имелся кумулятивный и осколочно-фугасный заряды. Для поражения живой силы и незащищенной техники в составе боевой части присутствовало большое количество готовых осколков – металлических кубиков с гранью 10 мм. Кумулятивный заряд мог пробивать до 250 мм брони, а готовые осколки эффективно поражали незащищенные цели в радиусе 40 м. За подрыв боевой части отвечали контактный взрыватель с датчиком в головном обтекателе ракеты и бесконтактный, обеспечивавший подрыв при пролете в стороне от цели.

Для наведения ракеты на цель предлагалось использовать метод трех точек. Предполагалось, что летчик или автоматика будет удерживать ракету на условной линии, соединяющей самолет и цель. В 1967 году КБ завода №455 получила от смежных предприятий первые экземпляры новой системы управления «Дельта». В хвостовой части ракеты Х-23 устанавливались приемная антенна и система «Дельта-Р1М» для обработки команд, поступающих с самолета. Маневрирование ракеты должно было осуществляться в соответствии с командами пилота или автоматической системы управления. Емкость бортовых источников энергии позволяла управлять ракетой в течение 27 секунд после запуска.

На самолете-носителе должна была устанавливаться система управления «Дельта-Н» с двумя режимами работы. Пилот мог использовать ракету с ручным или полуавтоматическим управлением по радиоканалу. В первом случае летчику приходилось следить за трассером ракеты, определять ее положение и корректировать направление полета при помощи кнюпеля на ручке управления самолета. В полуавтоматическом режиме в обязанности летчика входило удержание цели в перекрестии прицела. При помощи теплопеленгатора система «Дельта-Н» следила за полетом ракеты и автоматически вырабатывала необходимые команды.

Запускать ракету Х-23 «Гром» можно было как в пикировании с углом от 2° до 40°, как и в горизонтальном полете. При этом, однако, до момента поражения цели летчик должен был сохранять текущий курс с минимальными отклонениями от него, чтобы ракета не вышла из луча управляющей антенны. Сброс ракеты рекомендовалось проводить на высотах от 100 до 5000 м при скорости 550-1500 м/с. Для подвески ракет предлагались авиационные пусковые устройства АПУ-68У. При соблюдении всех правил пуска круговое вероятное отклонение достигало 6 м.

Первая партия опытных ракет Х-23 была изготовлена в конце 1967 года, после чего начались испытания нового оружия. Заводские испытания и доводка изделия стартовали в начале 1968 года и продолжались до конца 69-го. Первые испытательные запуски проводились с использованием наземной пусковой установки, после чего носителем нового изделия стали самолеты нескольких типов.

В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки ракеты, которые вскоре были исправлены. К примеру, в первых запусках с использованием системы управления наблюдались проблемы с удержанием ракеты на заданном курсе. Как вскоре выяснилось, трассер, установленный в хвостовой части ракеты, нагревал приемную антенну и вносил мешал нормальному приему сигнала. Из-за этого его пришлось вынести наружу на специальном кронштейне с обтекателем.

Управляемые ракеты Х-23 могли применяться всеми самолетами, оснащенными системами семейства «Дельта» («Дельта-Н», «Дельта-НМ» и «Дельта-ИМ»). Это были истребители-бомбардировщики МиГ-23 и МиГ-27 нескольких модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-24 и т.д. Был разработан контейнерный вариант системы управления под названием «Дельта-НГ», который позволял использовать ракеты «Гром» на самолетах Су-17, Су-22 и т.д.

Испытания и доработки ракеты Х-23 продолжались до 1973 года, когда она успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Изделие «Гром» официально пополнило арсеналы советских ВВС в 1974 году. Вместе с ракетой на вооружение приняли несколько вариантов системы управления, в том числе в составе бортового оборудования самолетов.

В семидесятых годах специалисты завода №455 продолжили развитие проекта Х-23, в результате чего получилось усовершенствованное изделие Х-23М. Проект модернизации подразумевал некоторые изменения планера ракеты, а также использование нового оборудования. Для приема и обработки команд управления ракета получила систему «Дельта-Р2М», имевшую более высокие характеристики. В частности, она позволила увеличить створ радиолуча управления, тем самым в определенной мере упростив наведение и применение ракеты. Для более эффективного слежения за ракетой в полете был использован новый трассер большей яркости. Основные характеристики обновленного боеприпаса остались на прежнем уровне.

Первоначально носителями ракеты Х-23 были фронтовые самолеты нескольких типов. В конце семидесятых годов советские специалисты предприняли попытку дополнения списка возможных носителей. К 1983 году был создан вариант ракетного комплекса, предназначенный для установки на противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ. Кроме того, носителями ракеты «Гром» могли стать вертолеты Ка-25 и Ка-252.

Имеются сведения о разработке управляемой ракеты Х-23Л, которая должна была оснащаться полуактивной лазерной системой наведения. Такая модификация требовала подсвечивать цель лазерным дальномером. Автоматика должна была наводить ракету на пятно от луча лазера. Изделие Х-23Л осталось на стадии разработки проекта.

Ракеты «Гром» ограниченно использовались во время войны в Афганистане. 111-килограммовая боевая часть комбинированного действия позволяла эффективно уничтожать транспорт, незащищенные постройки и живую силу противника. Тем не менее, ручное и полуавтоматическое управление затрудняли применение такого оружия. До момента поражения цели летчику приходилось сохранять выбранный курс и удерживать в прицеле атакуемый объект. Одновременно с этим нужно было следить за обстановкой, выполнять противозенитный маневр и вести самолет с учетом рельефа местности. В ряде случаев работа зенитных средств противника приводила к прекращению атаки, поскольку пилот был вынужден уклоняться от вражеского огня, теряя управление ракетой.

Стартовым заказчиком ракет Х-23 стали военно-воздушные силы СССР. В дальнейшем ракеты этого типа поставлялись зарубежным странам: Болгарии, Индии, Ираку, Польше, Румынии и Югославии. В Румынии было налажено лицензионное производство. В конце восьмидесятых годов югославские специалисты начали модернизацию приобретенной у Советского Союза ракеты. Изделие «Гром» (югославский вариант) имело усовершенствованную бортовую аппаратуру. В конце девяностых появилась ракета «Гром-Б» с телевизионной головкой самонаведения.

По летным данным и могуществу боевой части ракета Х-23 «Гром» была сравнима с изделием Х-66, принятым на вооружение за несколько лет до нее. Однако по точности попадания боеприпас с радиокомандным управлением превосходил ракету Х-66, вследствие чего считался более перспективным. Эксплуатация ракеты Х-23 продолжалась в течение нескольких десятилетий, хотя с начала восьмидесятых годов она начала постепенно уступать свое место новым вооружениям с более высокими характеристиками. Тем не менее, некоторое количество таких изделий оставалось на складах ВВС России до начала двухтысячных годов.


По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://airwar.ru/
http://ktrv.ru/
http://aviaros.narod.ru/
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 февраля 2015 08:39
    Сброс ракеты рекомендовалось проводить на высотах от 100 до 5000 м при скорости 550-1500 м/с.

    Скорость поправьте.
  2. 677
    0
    9 февраля 2015 08:59
    Ракета мощная,но главный минус в управлении ею с помощью кнюппеля,особенно,в условиях противодействия противника.Для уверенного управления требуется сотня,другая пусков.
  3. +1
    9 февраля 2015 09:33
    Статья позновательная. Автору благодарность от читателей.
    Есть пожелание к автору:
    - было бы желательно, чтобы в будущих статьях указывалить руководители коллективов - разработчиков изделий;
    - а также причины, по которым военные заказывали новые образцы вооружений (всё же ракету Х-23 заказывали военные. Она не была инициативной разработкой конструкторского коллектива).
  4. +1
    9 февраля 2015 13:08
    Охреневаю от вида реле РЭС 9 в головной части! Вот было же время! В 80-е годы 35 грам золята с них выгреб и первый свой видеомагнитофон "электроника вм 12" купил за те бабки,что из реле.... Не ругайте меня, ни одно животное при сих манипуляциях - не пострадало! Релюшки были с аиасвалки Як-28...
  5. 0
    9 февраля 2015 17:34
    Единственный вариант УР "воздух поверхность" для моих "изделий"... 2 - Х 23 + контейнер с Дельтой. На сём полезная боевая нагрузка Як 38го была исчерпана. bully