Военная доктрина Сунь-цзы (новое - это хорошо забытое старое)

С точки зрения Сунь-цзы, война есть борьба, в ближайшем смысле – противоборство двух армий. Однако борьба на войне, считает Сунь-цзы, не является чем-то резко отличным по своей природе от борьбы вообще: это такая же борьба, как и всякая другая. Поэтому китайский стратег ставит ее в один ряд с борьбой дипломатической, политической и всякой иной. Отличие только в одном: из всех видов борьбы «нет ничего труднее, чем борьба на войне».

Борьба ведется ради выгоды. «Получение выгоды и есть победа» – так воспринимает учение Сунь-цзы комментатор Ван Чжэ. Важно понять, что победа нужна не сама по себе, победа есть только средство для получения выгоды. Понятие выгоды приложимо к каждому частному проявлению борьбы: борьба за позицию есть борьба за овладение теми стратегическими выгодами, которые эта позиция представляет для занявшего ее, и т. д.

Понятию выгоды у Сунь У подчинены все стратегические расчеты. Выгода направляет всю тактику. Но выгода – не только цель, но и средство. Противник также сражается ради выгоды. А если так, то, управляя этой целью, можно управлять и его действиями. Это значит, что цель для противника нужно уметь превратить в средство для себя. Именно на этом Сунь У строит свое учение о завлечении противника, о принуждении его к тем или иным желательным действиям. Заставить врага предпринять нужное действие можно, предоставив ему какую-либо временную, незначительную, а то и прямо призрачную выгоду. «Уметь заставить противника самого прийти – это значит заманить его выгодой».


Борьба на войне, как и всякая борьба, может привести к успеху или к неудаче. Успех для Сунь У состоит в получении выгоды. Неуспех же есть опасность. Война – самый трудный вид борьбы, а значит, и наименее выгодный, и наиболее опасный. Почему наименее выгодный? Сунь-цзы наставляет: «Наилучшее – сохранить государство противника в целости, на втором месте – сокрушить это государство. Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить ее». Если война ведется ради выгоды, то выгоднее овладеть страной противника, не разорив ее, лучше подчинить себе армию противника, не уничтожая ее, а получив возможность распоряжаться ее живой силой и материальными ресурсами.

Но на войне неминуемо хотя бы частичное уничтожение того, чем стремятся овладеть. Поэтому война – наименее выгодный способ приобретения выгод. «Сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь».

В войне на карту ставится все. Об этом говорится в самом начале трактата: «Война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели». Поэтому, прежде чем решиться на войну, необходимо испробовать все прочие средства. Какие же это средства?

Во-первых, надо разбить замыслы противника, т. е. искусной политикой разрушить план агрессивно настроенного соседа и соответствующими мероприятиями в своей стране сделать осуществление его замыслов невозможным. «На следующем месте – разбить его союзы», т. е. добиться международной изоляции врага, когда он вряд ли может решиться на нападение. И только на третьем месте – «разбить его армию».

Сунь-цзы – сторонник блицкрига. Вся 11-я глава его трактата посвящена аргументации этой доктрины. Сунь У отвергает длительную войну потому, что она невыгодна: «Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству». Понять эту мысль несложно: затяжная война ведет к гибели многих людей, к материальным потерям, финансовым затруднениям, к упадку хозяйства и в итоге к разорению страны, бунту и крушению государства.

Как же предупредить такие опасности? Сунь У указывает один способ, которым можно если не полностью устранить трудности войны, то, во всяком случае, значительно облегчить их: надо переложить все тяготы войны на плечи противника, а для этого перенести военные действия на его территорию. Однако таким путем проблему не решить. Решительное средство – это вступить в войну подготовленным во всех отношениях и провести ее быстро. Ввиду этого, в трактате много места отведено вопросам подготовки войны.

Сунь У различает две стороны подготовки: политическую и военную, внутри которых вычленяются подпункты. Прежде всего стратег говорит о внутриполитической подготовке: воевать можно тогда, когда «мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений».

К области военной подготовки Сунь У относит формирование армии, ее оснащение, хорошую организацию, надлежащим образом поставленное руководство и налаженное снабжение. Из всего этого слагается полнота боевой подготовки. Сунь У в весьма энергичных выражениях требует: «Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него».

Военная доктрина Сунь-цзы (новое - это хорошо забытое старое)

Китайские военачальники. Со старинной гравюры


Очень большое значение Сунь-цзы придает полководцу: хороший полководец – «сокровище для государства». Он – «властитель судеб народа,… хозяин безопасности государства». В связи с этим стратег предъявляет к полководцу очень высокие требования. В первую очередь он требует от него наличия пяти качеств: ума, беспристрастности, гуманности, мужества, строгости. Уму придается первостепенное значение.

После того как проведена вся нужная подготовка, необходимо выработать план войны, который должен быть основан на том, что Сунь-цзы называет «расчетами». «Расчеты» – это предварительный учет обстановки, соотношения сил и боевой подготовки.

Что же подлежит учету? Все, что касается себя и противника, причем именно в сопоставлении. Только знание этого соотношения и может стать прочным основанием оперативного плана. Конкретно взвесить нужно следующее: «Кто из государей обладает Путем? (На языке Сунь-цзы это означает: у кого в стране достигнуто единство «мыслей народа с мыслями правителя».) У кого из полководцев есть таланты? (То есть перечисленные выше качества.) Кто использовал Небо и Землю? (То есть учел факторы времени и пространства.) У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и наказывают?» Таким образом, взвешиванию подлежат и материальные, и организационные, и моральные факторы войны.

Разумеется, эти расчеты могут быть произведены лишь тогда, когда в распоряжении имеются соответствующие данные, полное знание обеих сопоставляемых сторон. Знание самого себя естественно. Но требуется полное знание еще и противника. Эту мысль Сунь У выражает в своих знаменитых словах: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».

Но как получить знание противника? Ответ Сунь У однозначен: «Знание положения противника можно получить только от людей». То есть от тайных агентов, шпионов. Подробнее мы поговорим об этом далее.

Сунь У исключительно высоко оценивает значение предварительного расчета: «Кто еще до сражения побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто еще до сражения не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много – побеждает; у кого шансов мало – не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня – при виде этого одного – уже ясны победа и поражение».

Конечно, враг тоже будет стремиться собрать необходимую информацию. Поэтому Сунь У уделяет большое внимание сохранению военной тайны. «Передвигая войска, действуй согласно своим расчетам и планам и делай так, чтобы никто не мог проникнуть в них». Замыслы полководца не должны быть известны не только противнику, но и собственной армии, даже подчиненным командирам. Более того. Сунь-цзы советует намеренно вводить в заблуждение не только противника, но и своих солдат. «Полководец должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других… Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-нибудь сообразить».

По Сунь-цзы, победа в сражении – это результат соединения собственной непобедимости для противника с возможностью победить его. Собственная непобедимость – это результат доведенной до полноты обороны. Возможность победить противника сводится только к одному – к способности наступать. Настоящая оборона – это не признак слабости. Наоборот, она – признак силы. О нее разбиваются все усилия противника. Она есть непобедимость. Однако «когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток». «Тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может заставить противника обязательно дать себя победить», – учит стратег. Именно этого недостает обороняющемуся: возможности победить. Недостает ее потому, что возможность победы над противником заключена в нем самом. Поэтому «в древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника». «Когда нападают, значит, есть все в избытке», – кратко говорит Сунь-цзы.

Как же все-таки одерживают победу? «Тот, кто хорошо сражается, стоит на почве невозможности своего поражения и не упускает возможности поражения противника». «Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу». Что же подлежит наблюдению и оценке? «Полнота» и «пустота», – отвечает Сунь У.

Под «полнотой» Сунь У подразумевает полноту боевой подготовки, способность к активным действиям, полную неуязвимость для противника. Под «пустотой» подразумевается несовершенство подготовки, слабая способность к действиям, уязвимость. Вместе с тем слово «полнота» Сунь-цзы прилагает и ко всякому частному случаю, называя так всякий сильный пункт; словом же «пустота» называет любой слабый, уязвимый пункт. Именно за этой «пустотой» у противника, за его дефектами, недостатками, слабыми, уязвимыми сторонами и должен следить полководец. Поэтому особенно важно, чтобы он умел оценивать, так как лишь опытный глаз может открыть наличие уязвимого пункта.

В этом плане характерно название, которое прилагает Сунь У к шпионам: «цзяньчжэ» (по-японски – кандзя), где «чжэ» – «человек», а «цзянь» – «промежуток», «щель», через которую шпион проникает во вражеский стан, та «пустота», которую он должен обнаружить у врага.

Полководец должен «пустоте» противника противопоставить свою «полноту», уязвимости противника – собственную неуязвимость, причем именно там, где обнаружилась уязвимость противника. Если у противника обнаружилось утомление, нужно противопоставить ему свежесть своих сил; если у него появился недостаток боеприпасов, нужно противопоставить полноту своего снабжения и т. д. Полководец, сумевший открыть уязвимый пункт противника и противопоставить ему свою собственную неуязвимость, уже тем самым победил. Сражение только оформляет уже достигнутую победу. Сунь У уподобляет удар уже победившей армии по армии, уже, в сущности, побежденной, удару «камнем по яйцу», «полным по пустому».

Однако «пустота» и «полнота» взаимопреходящи. Японский комментатор Огю Сорай пишет: «Полнота и пустота так меняются, так переходят друг в друга, что между ними нельзя просунуть даже тончайшего волоска. То, что до сих пор было полнотой, вдруг меняется и становится пустотой; то, что до сих пор было пустотой, вдруг меняется и становится полнотой. Как нет раз навсегда установленной полноты, так нет и раз навсегда установленной пустоты».

Сунь У, как говорилось выше, устанавливает положения собственной непобедимости и возможности победить. Первое положение «Сунь-цзы» связывает с понятием обороны, второе – с понятием наступления. При этом в каждом положении заключены и признак слабости, и признак силы. Положение обороны – это положение силы, при нем противник не может победить. Но в то же время оно – признак слабости, поскольку и противника нельзя победить. Точно так же и с наступлением. Наступление – это состояние, когда я могу победить противника. Но возможность победить, присущая мне, реализуется не одним мной, но и противником, который должен сделать возможным свое поражение. Поэтому в наступлении есть своя сила – возможность победы и своя слабость – зависимость победы от состояния противника.

Но этим не исчерпывается диалектика этих двух явлений. Они сами по себе стоят в диалектическом отношении друг к другу, так как наступление и оборона, по сути дела, одно и то же. Окончательную формулу внутреннего соотношения обороны и наступления дает комментатор «Сунь-цзы» Ли Вэй-гун: «Наступление есть механизм обороны, оборона – орудие наступления. Если наступать, не обороняясь, и не обороняться, наступая, это значит не только считать эти два действия разными вещами, но и видеть в них два различных действия по существу».

Таков закон изменений и превращений «полноты» и «пустоты». Но Сунь У далек от мысли, что следует ограничиться только его наблюдением и констатацией. Он допускает вмешательство в процесс изменений и превращений и, более того, овладение им.

Прежде всего, по Сунь У, нужно познать «изменения». Причем это знание не должно быть пассивным, оно должно иметь направленность, целеустремленность. Полководец должен познавать процесс изменений, чтобы обнаруживать в нем то, что ему может быть выгодно. И тогда это знание станет силой. Вообще, процесс изменений и превращений для китайцев есть не что иное, как мировой процесс, содержание всего бытия. Поэтому тот, «кто умеет в зависимости от противника владеть изменениями и превращениями и одерживать победу, называется божеством».

Уже говорилось, что Сунь-цзы считал, что лучше одерживать победу, не воюя. Он указывает: «Можно, не притупляя оружия, иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения». Для этого нужно поставить противника в такое положение, когда он увидит, что борьба бесполезна и что остается только одно – сдаться. Сунь У полагает, что это вполне возможно, если полководец владеет стратегическим искусством, т. е. понимает в совершенстве процесс изменений и превращений на войне и умеет им распоряжаться.

Стратегическое нападение состоит из умелого действия категорией, которую Сунь У называет «формой». «Форма» – это общее состояние армии, ее потенциальная мощь. Она представляет собой производное от «полноты» и «пустоты», она зависит от соотношения сильных и слабых сторон. Поэтому оперирование «формой» есть, по сути дела, оперирование сильными и слабыми сторонами. Эта «форма» должна быть нераспознаваема для противника, чтобы от него были скрыты все мои потенции. «Поэтому предел в придании своему войску формы – это достигнуть того, чтобы этой формы не было», – говорит Сунь-цзы. «Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо подглядеть, даже мудрец не сможет о чем-либо судить». Следовательно, истинная «форма» должна быть от противника скрыта; ему должна быть видима только та «форма», которую я хочу ему показать. И тогда эта демонстрируемая ему «форма» становится орудием стратегического – в широком смысле слова – нападения.

Сунь У утверждает: «Если я покажу противнику какую-либо форму, а сам этой формы не буду иметь, я сохраню цельность, а противник разделится на части. Сохраняя цельность, я буду составлять единицу; разделившись на части, противник будет составлять десять. Тогда я своими десятью нападу на его единицу…» Сунь-цзы уверен в безошибочном действии этого маневра: «Когда тот, кто умеет заставить противника двигаться, показывает ему форму, противник обязательно идет за ним». Поэтому можно и нужно управлять действиями противника так, чтобы поставить его в положение неизбежной капитуляции. Для этого есть различные средства. «Когда противнику что-либо дают, он обязательно берет; выгодой заставляют его двигаться, а встречают его неожиданностью». Это значит, что орудия стратегического нападения – выгода и вред. Воздействовать выгодой – значит воздействовать приманкой. Создание же угрозы – действие «вредом». «Уметь заставить противника самого прийти – это значит заманить его выгодой; уметь не дать противнику пройти – это значит сдержать его вредом».

Орудиями стратегической борьбы могут быть и такие действия, как наступление и оборона. Комбинируя наступление и оборону, нужно добиваться того, чтобы противник не знал, где он будет со мной сражаться: раз он этого не знает, значит, он должен быть наготове во многих местах, т. е. распылить силы. И тогда мой перевес в силах обеспечит почти верную капитуляцию противника и уж наверняка – победу.

Первое и основное правило стратегии Сунь У определяет так: «Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой». Речь идет о сохранении в своих руках всей полноты инициативы. В этом правиле, в сущности, резюмируется вся стратегическая теория Сунь-цзы. Все остальное – лишь развитие этого принципа. Управлять действиями противника – это значит, во-первых, управлять его движениями: заставлять идти туда, куда я хочу, и не давать идти туда, куда я не хочу; во-вторых, управлять его боевыми действиями: заставлять его принимать бой там и тогда, когда это мне выгодно, и не давать ему возможности вступать со мной в бой, когда это мне не выгодно.

Сохранить за собой всю полноту стратегической и тактической инициативы можно, во-первых, путем предупреждения противника во всех его действиях. Второй способ управления действиями противника – овладеть тем, что ему дорого: «Захвати первым то, что ему дорого. Если захватишь, он будет послушен тебе». Близко к этому способу действий подходит прием «нападения на то, что противник не может не защищать». Еще один способ – стратегическое маневрирование, вынуждающее противника к тем или иным действиям: «Если я не хочу вступать в бой, пусть я только займу место и стану его оборонять, все равно противник не сможет вступить со мной в бой. Это потому, что я отвращаю его от того пути, куда он идет». Хорошим средством управлять действиями противника Сунь-цзы считает и действия, являющиеся для противника неожиданностью, которыми можно вызвать у него полную растерянность. «У того, кто умеет нападать, противник не знает, где ему обороняться; у того, кто умеет обороняться, противник не знает, где ему нападать». Сунь У считает, что полководец, умеющий так действовать, является «властителем судеб противника».

Таков общий закон ведения войны. На него опираются общая тактика и частная тактика. В основе общей тактики лежит положение: война – это путь обмана. Сунь-цзы говорит о различных приемах военной хитрости: тактической маскировке, различных предосторожностях, использовании недостатков или ошибок противника, воздействии на него изнутри, воздействии на его психологию. При этом хитрости, обману он придает такое значение, что считает возможным заявить: «В войне устанавливаются на обмане».

К области общей тактики относится и развиваемая Сунь-цзы теория «прямого и обходного путей». Особое значение стратег придает тому, что он называет «тактикой обходного пути». Для Сунь-цзы в обходном пути скрывается прямой; обходный путь нередко ближе и вернее ведет к цели, чем прямой: «Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает. Это и есть закон борьбы на войне».

Главнейшим условием всех действий на войне Сунь-цзы считает быстроту. Быстрота сама по себе уже представляет мощь. Удар по противнику, если он производится с быстротой, «подобной ветру», уже тем самым обладает сокрушительной силой. Сунь-цзы особо указывает, что лучшим на войне является быстрое вторжение на территорию противника. Он рекомендует внимательно следить за всеми действиями врага и подстеречь удобный момент, когда тот приоткрывает себя. Умение подстерегать малейшую оплошность противника при одновременной искусной маскировке собственных намерений Сунь-цзы характеризует очень образно: «Сначала будь как невинная девушка – и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц – и противник не успеет принять мер к защите».

Частная тактика Сунь-цзы состоит из правил о том, как вести бой в различных местностях в зависимости от их топографических и стратегических свойств, как действовать в различных случаях численного соотношения сил сторон и т. д. Сюда же относятся и правила тактической разведки.

Сунь-цзы говорит: «Действий в сражении всего только два – правильный бой и маневр… Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром». При этом стратег подчеркивает, что непроницаемой стены между этими двумя приемами боя нет. Наоборот, их соотношение такое же диалектическое, как и всех прочих элементов стратегии и тактики. Правильный бой в известных условиях переходит в маневр, маневр – в правильный бой. «Действий в сражении всего только два…, но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца». Таким образом, и в этой области боя господствует закон изменений и превращений, и как всегда, секрет победы заключается в том, чтобы этими изменениями и превращениями овладеть.

Последнее, что осталось отметить в тактике Сунь-цзы, это его учение об ударе. Он требует, чтобы удар был стремительным, рассчитанным, коротким, сокрушительным. Удар наносит не что иное, как «мощь» армии, т. е. ее потенциальная сила, слагающаяся из ряда вышеописанных взаимодействующих элементов.

Такова в общих чертах военная доктрина Сунь-цзы. Как видим, она опирается на глубочайшее философское понимание борьбы вообще. Именно в этом кроется причина ее колоссального влияния на многие сферы жизни – в том числе и на японское искусство ниндзюцу.
Автор: Алексей Горбылев
Первоисточник: http://oldevrasia.ru/library/Aleksey-Gorbylev_Nindzya-boevoe-iskusstvo/13


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. calocha 7 февраля 2015 08:30
    Нечто не ново на Земле..Всё уже когда то было и ..происходило до тебя..Аналогий тьма!Сунь Цзы -мудрый военачальник!
    calocha
    1. Max_Bauder 7 февраля 2015 11:04
      А я считаю что дар полководца дается с рождения. Книжки про стратегии могут лишь отточить врожденное, но не являются истиной. Также с трактатами Сунь Цзы, они могут помочь только лишь знающим сегодняшние реалии генералам. Наполеон говорил: начиная с первого до последнего сражения я не узнал ничего нового. То есть получается, он все знал уже, как, в каких условиях, в каком соотношении, в каком качестве будет применять трио-каваллерию, артиллерию и пехоту. Просто просчитывал ходы заранее как в шахматах. Мол, я пойду пешкой, тут он меня конем, а я его ладьей, он ферзем, тут я его своим и ставлю мат королю. smile
      1. w23gdgd 8 февраля 2015 04:42
        Бросить курить за неделю, скажете не реально? Я поначалу тоже так подумал, но когда попробовал, уже через пару дней забил про сигареты и что когда то курил. Сам вылечился, теперь вам советую. Здесь все грамотно расписано - http://nosov-dima.blogspot.com
        w23gdgd
    2. w23gdgd 8 февраля 2015 01:01
      Хочу дать один совет! Перепробовал все что только можно было, но ничего не помогало, пока не прочитал про этот способ. Уже через неделю забил что такое сигарета, советую всем. Здесь все грамотно описано http://nosov-dima.blogspot.com
      w23gdgd
  2. dzau 7 февраля 2015 08:45
    У наших свое Сунь Цзы. "Наука побеждать" называется. За авторством А.В.Суворова.
    dzau
  3. АлНиколаич 7 февраля 2015 10:33
    Вот, интересно, много ли кого победили земляки Сунь- цзы, опираясь на его работы?
    Сдаётся мне- никого! Красивая теория, не подкреплённая практикой! Всё красиво и
    правильно, но чего то не хватает... Практического подтверждения!
    1. roma-belij 7 февраля 2015 12:46
      Просто в средневековом Китае военное дело не считалось почётным. Потому и проигрывали постоянно. Но стоило поменять руководство и сегодня на Китай нападать никому не "чешется".
    2. тюменец 7 февраля 2015 12:57
      Верно,АлНиколаич. Китайские премудрости веками использовали многие военачальники,и с успехом,а самим китайцам как-то никогда не удавалось извлечь пользы из тезисов Сунь-Цзы. Долбили их все,кому не лень.
      тюменец
    3. dzau 7 февраля 2015 13:34
      Цитата: АлНиколаич
      много ли кого победили земляки Сунь- цзы, опираясь на его работы

      Зря вы так. На территорию Китая посмотрите.

      А ведь Китай старше Римской Империи, в общем-то, даже старше греческих полисов. И китайцы никуда не делись, не переродились (хотя больше подойдет слово "замещение") в различного вида соврем. "греков" и "итальянцев", которые живут на той же земле, но отношения к ахейцам и римлянам имеют не больше, чем арабы к египтянам и турки к визайнтийцам.

      Огромная древняя страна с огромным населением, многократно (равно как и Индия) "завоеванная", но ассимилировавшая всех "завоевателей", которые, к слову "выиграв войну", всего лишь замещали часть государственных институтов (армию, например) либо часть руководства этих институтов, продолжавших в целом работать в интересах китайского народа.

      За счет чего, как вы думаете, происходила ассимиляция? Мб, за счет культуры?

      Прочитайте статью внимательнее. Там речь не столько о практике военных действий, сколько о том, что есть вообще война, зачем она. И о том, когда "практическое применение" нужно, а когда нет. И прямо говорится, что избежать "практического применения" либо свети его к минимуму - высшая степень "победы", в том понимании, как ее трактует автор.

      В хань очень глубоко вбита такая вещь, как "интересы народа". В высшей стадии - вплоть до жертвенности. Т.е. собственные интересы - ничто, если они во вред интересам целого. Посмотрите пример их современной культуры - фильм "Герой".

      Т.е. кое-где можно (а иногда нужно) проиграть, чтоб избежать большого вреда для народа в целом. Если нивелировать негативные последствия такого "проигрыша" можно постепенно, с гораздо меньшим "вредом".

      Это все вбивалось посредством небольших ручейков, составляющих ныне огромную реку китайской культуры. Труд Сунь Цзы один из таких ручейков.
      dzau
      1. Strategia 8 февраля 2015 17:04
        Интересно, среди обсуждающих статью много тех, кто читал труд Сунь Цзы?
      2. Strategia 8 февраля 2015 17:19
        Неплохой конспект трактата Сунь Цзы..:-)
    4. intsurfer 7 февраля 2015 14:02
      Книга написана приблизительно в 6 веке ДО нашей эры.

      (С)перто с вики
      На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
    5. игорка357 7 февраля 2015 14:31
      Да там еще и неувязочка в этой его теории)))!!
    6. carbofo 9 февраля 2015 08:06
      Цитата: АлНиколаич
      Всё красиво и
      правильно, но чего то не хватает... Практического подтверждения!

      Ты никогда не узнаешь наверняка, кто и в какой мере использовал его выкладки.
      Его учение общее, так сказать теоретический базис к методам которые выводятся в соответствии с обстановкой.
      Например практика обмана при передислокации войск , обман вражеской разведки, выявление шпионов, мы это наблюдали не раз во время ВОВ.
      Так что используются и еще как , он выработал общие принципы ведения войны и так или иначе все повторяют его рекомендации.
  4. revnagan 7 февраля 2015 10:40
    Чкго-то не помогли все эти теории при нашествии монголов.Прошли Китай,как горячий нож сквозь масто.
    1. Alex_34 7 февраля 2015 17:42
      и русь прошли. да тока где эти монголы?ассимилировались и русскими и китайцами. а до монгол были хуны, тюрки,сянби,тоба,муюны,уйгуры и т. д.все ассимилированы в северокитайский этнос.
      Alex_34
      1. carbofo 9 февраля 2015 08:09
        Цитата: revnagan
        Чкго-то не помогли все эти теории при нашествии монголов

        Китай растворяет в себе нации захватчиков.
        Теория мягкой силы.
        Мы же растворяем народы не меняя их, и бьем врагов всегда и сильно, но мы и не азиаты, впрочем как и не европейцы.
  5. Camel 7 февраля 2015 11:31
    Простите, может не внимательно читал, но кто такой Сунь У (постоянно проскальзывающий по тексту)? Логика подсказывает, что это упоминаемый Сунь-цзы, но хотелось бы понять откуда разночтение (разнонаписание) имени.
    1. roma-belij 7 февраля 2015 12:50
      Сунь - это фамилия, У - это имя. Итого: У Сунь-цзы
      1. gridasov 7 февраля 2015 12:57
        Спасибо! Учиться никогда не грех.
  6. gridasov 7 февраля 2015 11:56
    Военная доктрина СУНЬ-ЦЗЫ и философия жизни СУНЬ-ЦЗЫ это одно и тоже в сути и различное в словесных терминах. Зачастую и термины одинаковы.
  7. Арзамас 7 февраля 2015 13:28
    Все старо как мир и нечего не ново. В целом китаец молодец,очень толково.
    Арзамас
  8. игорка357 7 февраля 2015 14:38
    Гитлер наверное его и начитался...кода блицкриги свои устраивал...пока с великим народом не столкнулся)))) и тоже наверное вспомнил великого китайца,и подняв глаза к небу заорал" нихе=ра не получилось" )))))
  9. игорка357 7 февраля 2015 14:42
    Да и вообще...всякие суньвыни да макиавэллы)))) нам не нужны!У Русских есть Суворов и Кутузов,Ушаков и Макаров,есть Жуков и Сталин..... Не нужны нам чужие учения,мы врагов били не по чужим учебникам,а по своим!!!!!
  10. Dudu 7 февраля 2015 15:19
    Сунь-цзы жил очень давно:
    Родился: 544 г. до н. э., Ци
    Умер: 496 г. до н. э., У
    В это время Китая не существовало, а было множество враждующих государств. Вот на опыте войн того периода он и сформировал свою военную доктрину, поднявшись до уровня великого стратега. Вняв его наставлениям Цинь-ши Хуан в 4 в. до н.э. объединил все государства военным путем и создал империю, которая и стал прообразом Китая.
    А монголы и иные завоеватели как раз и имели успех, потому что установления Сунь-цзы были забыты, а везде места занимали предатели и мздоимцы, которые легко продавали свою страну.
    Dudu
  11. lpd1 7 февраля 2015 15:31
    Китай уже вышел на первое место по экономической мощи, И ЭТО ГЛАВНАЯ ПОБЕДА древней философии. Долгие годы Китай делал очередные "серьёзные предупреждения" США, и вот настало время, когда военная мощь России стала просматриваться за плечами Китая в потенциальных конфликтах и оппонентам стало не до смеха.
  12. игорка357 7 февраля 2015 15:58
    Кто поставил минуса слабо ответить?
    1. Alexey1 7 февраля 2015 18:27
      Я поставил. Учиться нужно не только у своих ну и у врагов. За всю свою жизнь я постоянно учусь (стараюсь учиться и главное , чтоб не забыть приобретенный опыт) на своих и на чужих ошибках, чтоб поменьше шишек на голове было, а кто не хочет то тому обязательно научат.
      1. игорка357 7 февраля 2015 23:22
        Удачи вам в учебе по трактату который написал человек,чья нация только и успевала отгребать от всех подряд)))!!!Смотрите не особо его учения на практике применяйте))))...особенно про быстроту ...а то не дай Бог кинетесь в драку по быстрому...))),а там человек восемь...и шишек вам наколотят)))!!!Америкосы вон тоже все молниеносные удары готовят)))!!!!И да...существует мнение,что чужие то ошибки гораздо быстрее забываются,а вот свои...)))),так что не надо мне тут прям строить из себя этакого грамотея)))) вечно обучающегося...и к старости прям великим гением становящимся..)))!
        1. xtur 8 февраля 2015 12:31
          >Удачи вам в учебе по трактату который написал человек,чья нация только и успевала отгребать от всех подряд)))!!!

          если бы ты читал статью внимательно, то увидел бы, что вся стратегия американцев процентов на 80 состоит из рекомендаций Сунь Цзы, а остальные 20 они просто не поняли

          по крайней мере для того, что бы понять действия своих врагов надо знать этого автора.
  13. Bob 7 февраля 2015 16:45
    Трактат о военной стратегии «Искусство войны» - мудрая книга мудреца, гения не только своего времени, но и поныне, используется не только в сфере военного планирования, но стратегического анализа в экономике.
    Бесценны его руководства - победить врага без боя, вот вершина мастерства.
    А еще - вступить в войну подготовленным во всех отношениях и провести ее быстро.
    А также - надо переложить все тяготы войны на плечи противника, а для этого перенести военные действия на его территорию.
    И еще конечно - хороший полководец – «сокровище для государства». Воевать можно тогда, когда «мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
    Вот если взять и проанализировать, кто Россия или США действуют согласно этим принципам (максимам как их называет автор)!? Надо проанализировать военную доктрину 2-х государств; посмотреть кто и против кого вводит санкции, пытаясь максимально ослабить будущую "жертву" нападения; наконец на чьей территории разворачиваются основные военные конфликты последнего времени (Грузия, Украина, Европейский континент). Я прихожу к выводу что американцы вооружились против нас стратегией Сунь-цзы, а не наоборот.
    Надо признать очевидное - война ведется против России, и не переставала вестись с крушением СССР, использовалась стратегия мягкой силы, чтобы не разрушать государство, а подорвать его изнутри, подчинить своим интересам, реформируя систему государства (систему образования, здравоохранения, военную систему и т.д) под "свои" цели... Что мы и видели в последнее время - идет разрушение образования, здравоохранения, Сердюков не успел разрушить ВС. А цели у Запада на их устах - Западу достаточно иметь 20 млн. русских, чтобы они исправно обеспечивали Европу нефтью и газом (Маргарет Тетчер).
    Считаю, сейчас нужно переоценить весь тот реформаторский курс, продиктованный Западом и беспрекословно исполняемый нашими либерастами. И если не принять руководства Сунь-Цщы к действию, то итог войны Запада с Россией будет катастрофическим для нас и победным для врага, чего очень не хотелось-бы. И время, к сожалению, работает против нас. Запад не будет дожидаться 2020 г., когда из пепла восстанет наша экономика и ВС. Запад начнет действовать (уже начал), т.к время работает против его целей и интересов. Одно радует, что мы не так уж слабы как хочет враг, и у нас есть преимущество в лице главнокомандующего и люди которые его поддерживают многочисленны и верят в успех, хочется в это верить.
    Bob
  14. тарам тарамыч 7 февраля 2015 21:28
    Хорошая статья, до сих пор попадались только ссылки третьих источников, не понятна только финальная конкретика о ниндзютцу.
    1. tanit 8 февраля 2015 06:59
      Цитата: тарам тарамыч
      о ниндзютцу.

      Так во время написания трактата Японии еще не было. laughing
      1. tanit 8 февраля 2015 16:28
        А вот про типы "лазутчиков"( ну или разведчиков - как угодно) описано вполне подробно и емко. "Лазутчики жизни -те, которые возвращаются"(с)
    2. xtur 8 февраля 2015 12:35
      проблема с пониманием Сунь Цзы одна - у него всё проникнуто диалектической философией в китайском варианте, а сейчас преподавание философии убрали даже из ВУЗ-в, а философия это не та дисциплина, которую надо изучать факультативно и только в зрелом возрасте (к примеру в академии генштаба уже поздно её изучать)

      т.е базовое образование сейчас ни даёт ни одного шанса приближаться к пониманию подобных доктрин
  15. игорка357 8 февраля 2015 15:37
    Цитата: xtur
    >Удачи вам в учебе по трактату который написал человек,чья нация только и успевала отгребать от всех подряд)))!!!

    если бы ты читал статью внимательно, то увидел бы, что вся стратегия американцев процентов на 80 состоит из рекомендаций Сунь Цзы, а остальные 20 они просто не поняли

    по крайней мере для того, что бы понять действия своих врагов надо знать этого автора.

    Вай вай...привел пример)))),самому то не смешно?Кого там наши долбестные Амеросуньцзы...победили..)))))бананьевые репаблики не в счет))))!!!!Не народ поглядите,Амеров как великих победителей в пример привел,мдя уж))))!!!!
    1. Комментарий был удален.
    2. Strategia 8 февраля 2015 17:28
      Вам Сунь Цзы не поможет: Вы так и не поняли, что война - это не бычьи тяги, а средство достижения цели ( получения выгоды). А дать кому-то пи**юлей - это не цель, а пустая трата ресурсов. Более того, высший пилотаж - победить, не вступая в войну.
      1. Комментарий был удален.
      2. игорка357 10 февраля 2015 03:35
        А я то и незнал что СССР просто ресурсы зря потратил,когда нацистской германии хребет переломал!От пары гопарей когда бежать будете,подумайте о высшем пилотаже...может поможет)))!!!А жене с сынишкой дома расскажете какой вы умный,как вы их двоих уделали по суньцзы))))!!!!
    3. Курчан 9 февраля 2015 15:55
      США, в своё время, победили своего главного противника - СССР.
      Чтобы кто не говорил, но выгоду от распада Союза он приобрел - значит победил.
      Сейчас же оставшись одни на мировой арене, американцы - слабых давят быстрыми ударами, сильных - душат экономически и политически.
    4. Комментарий был удален.
  16. Борис1982 8 февраля 2015 23:30
    Цитата: игорка357
    Вай вай...привел пример)))),самому то не смешно?Кого там наши долбестные Амеросуньцзы...победили..)))))бананьевые репаблики не в счет))))!!!!Не народ поглядите,Амеров как великих победителей в пример привел,мдя уж))))!!!!

    "Когда хорошо сражавшийся побеждал, у него не было ни славы ума ни подвигов мужества..."
    Сунь Цзы
    Это следствие правильного применения учения о Пустоте и Полноте!
    1. игорка357 9 февраля 2015 20:57
      Скажите это ветерану ВОВ ,Афганистана и Чечни с боевыми наградами на кителях...возможно ветерану ВОВ еще хватит сил вам в морду плюнуть!!!А вот Афганцу и Чеченцу не советую такое говорить,у тех и морду набить сил хватит!!!
      1. Борис1982 11 февраля 2015 21:37
        Цитата: игорка357
        Скажите это ветерану ВОВ ,Афганистана и Чечни с боевыми наградами на кителях...возможно ветерану ВОВ еще хватит сил вам в морду плюнуть!!!А вот Афганцу и Чеченцу не советую такое говорить,у тех и морду набить сил хватит!!!

        Извините если это Вы не мне, но хотелось бы Вам посоветовать всё-таки почитать Сунь-Цзы! В особенности же первую главу.
        Процитирую по памяти:"...Война это великое дело для ГОСУДАРСТВА! Это путь существования и гибели...это нужно понять!..."
        А Вы, простите, рассуждаете не в категориях ГОСУДАРСТВА, а на уровне детских разборок, типа чей дед(отец, брат нужное подчеркнуть) круче.
        "Хорошо воевал" это не кто красивее смотрелся на коне, (плацу, в окопе, танке, самолете), правильно бегал (стрелял, маневрировал), а выиграл бой (сражение, операцию, войну) с наименьшими затратами. При этом всегда надо помнить, что под "выигранной войной" понимается получение мира лучшего, чем мир довоенный(хотя бы, только с Вашей точки зрения). В противном случае-война проиграна!!! С этой точки зрения Первая Мировая проиграна всеми сторонами, кроме САСШ. Во Второй Мировой "победители" Франция и Великобритания - ПРОИГРАВШИЕ!!! СССР - при своих, а значит при таких потерях - ПРОИГРАВШИЙ!
        Мир 45го по сравнению с миром 41: кроме авторитета Армии, и приобретенных территорий (которые в 45 еще не были так однозначно закреплены) в обмен на миллионы погибших, разрушенную инфраструктуру и промышленность во всей европейской части СССР - сомнительное приобретение!
        Для страны(государства) лучше бы в такую войну не вступать!!! (Другой вопрос что нас не спрашивали).
        Проанализировать с точки зрения "затрат-приобретений" "Афган" и "Чечню" оставляю на Ваше трудолюбие и любознательность.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня