Грузовой автомобиль Opel Blitz: рабочая лошадка Вермахта

37
Немецкий грузовой автомобиль Opel Blitz (нем. Blitz — молния) активно использовался Вермахтом в годы Второй мировой войны. Существовало несколько поколений этого известного грузовика, которые отличались как дизайном, так и конструкцией. Разные версии автомобиля производились с 1930 до 1975 годов. При этом в России наиболее известны автомобили лишь первого поколения 1930-1954 годов в модернизированном варианте (после 1937 года). Известны они стали ввиду их широкого использования Вермахтом, в том числе на Восточном фронте, а также из-за значительного наличия в качестве трофейных автомобилей.

Грузовой автомобиль Opel Blitz признается лучшим трехтонным грузовиком Вермахта. В то же время это единственный грузовик, который производился на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Данный грузовик производился на специально построенном для этих целей автомобильном заводе фирмы Opel в Бранденбурге — «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к производству данного грузового автомобиля подключилась компания Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков Opel Blitz приблизительно 100 тысяч были поставлены непосредственно Вермахту и войскам СС, а остальные применялись в оборонных отраслях народного хозяйства нацистской Германии.

Opel Blitz по праву считается одним из самых лучших и массовых немецких грузовых автомобилей. Его конструкция была стандартной, отличаясь при этом надежностью и относительной простотой. На базе данного грузового автомобиля было построено большое количество разнообразных машин специального назначения. Помимо этого, выпускались его модификации, оснащенные двигателями разной мощности. Выпускалась также полноприводная модель данного автомобиля. В целях экономии дефицитного металла в самом конце войны немцы начали выпускать грузовики с деревянными эрзац-кабинами.

Opel Blitz 3.6-6700A


На базе грузовика Опель Блиц было построено множество специальных автомобилей — санитарных автомобилей, мастерских, передвижных радиостанций, автобусов, пожарных автомобилей и т.д. Часто данное шасси использовалось также для размещения малокалиберных зенитных пушек. Кузова большинства грузовых автомобилей Opel Blitz имели вид платформы с установленными деревянными бортами и тентом, но производились также грузовики, оснащенные металлическими кузовами-фургонами.

Немецкая компания «Опель» пользовалась особым уважением со стороны нацистского правительства, что позволило ей во второй половине 30-х годов XX века быстро выбиться в лидеры по объемам выпуска автомобильной техники и стать крупнейшим в Германии производителем армейских грузовиков серии «Блиц».

В марте 1929 года американская компания General Motors приобрела долю в 80% в компании Adam Opel. При этом именно компания Opel первой в Германии основала банк и страховую компанию для финансирования продаж автомобилей в кредит. В 1931 году американская компания расширила свою долю в компании Adam Opel до полноценных 100%. При этом Опель получил за обе сделки 33,3 миллиона долларов США, превратившись в 100%-ный филиал «Дженерал Моторс». Любопытно, что данная компания активно финансировала НСДАП на парламентских выборах 1933 года. В компании трудилось около 13 тысяч человек, которые ежедневно собирали до 500 автомобилей и 6000 велосипедов.



В результате притока иностранных инвестиций к середине 1930-х годов Opel провел вторую волну перестройки и реконструкции производства. Всего за 190 дней в Бранденбурге был построен новый сборочный завод компании, а также создана сеть немецких предприятий — субподрядчиков, которые занимались поставками комплектующих изделий. Огромные инвестиции позволили увеличить численность персонала компании практически на 40%. В 1936 году компания Опель производила уже 120 923 автомобиля в год, став самым большим автомобильным производителем в Европе.

В 1937 году после долгих лет, в течение которых Opel был еще и крупнейшим производителем велосипедов, компания решила прекратить их производство, передав его фирме NSU. При этом было принято решение полностью сконцентрироваться на производстве автомобильной техники. В 1940 году на немецком предприятии был произведен миллионный автомобиль.

Так как американское руководство GM, которому принадлежала тогда компания, противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блиц опоздал, до 1940 года на заводе собирали только гражданский вариант грузовика. Однако в 1940 году компания Опель была национализирована нацистами. Тогда же в октябре 1940 года была полностью прекращена сборка легковых автомобилей. С 1940 года грузовой автомобиль Opel Blitz начал поступать в войска. В годы Второй мировой войны предприятия компании поставили примерно половину от общего количества грузовиков, имевшихся в немецкой армии.

Военнослужащие 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (5 SS-Panzer-Division „Wiking“) ремонтируют колеса грузовика Opel Blitz 3.6-36S


Грузовик Opel Blitz

Наибольшую известность и распространение в войсках получил в итоге унифицированный 3-тонный грузовой автомобиль «Блиц» моделей «3,6-36S» (4х2) и «3,6-6700А» (4х4). Данные автомобили производились с 1937 года в огромном количестве — около 95 тысяч экземпляров. Это были прочные и простые в эксплуатации автомобили грузоподъемностью 3,3 и 3,1 тонны соответственно. Машины отличались наличием закрытых цельнометаллических кабин, высоким радиатором с вертикальной облицовкой и эмблемой в виде росчерка молнии, а также штампованными округлыми крыльями.

Данные грузовики оборудовались прочной лонжеронной рамой, состоящей из П-образных стальных профилей. Также на машину устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3,6 литра, он был позаимствован от легковой машины Опель Адмирал. Также на грузовике устанавливалось сухое однодисковое сцепление, новая 5-ступенчатая коробка переключения передач, гидропривод тормозов, нарезные мосты на продольных полуэллиптических рессорах и задние двускатные колеса. Автомобили обоих типов получали шины одинакового размера 7,25-20 с развитым рисунком протектора. Только два этих грузовика были выпущены сериями примерно в 70 и 25 тысяч штук соответственно. При этом в 1944-1945 годах концерн «Даймлер-Бенц» изготовил еще более 3,5 тысяч заднеприводных грузовых автомобилей «Блиц», оснащенных упрощенной кабиной под мерседесовским индексом L701.

Базовая модель заднеприводного грузового автомобиля «3,6-36S» (Blitz-S) обладала полной массой в 5800 кг и выпускалась с 1937 по 1944 год. Автомобиль имел колесную базу 3600 мм, а его снаряженная масса составляла 2500 кг. Машина снабжалась одним топливным баком емкостью 82 литра и была приспособлена к буксировке двухтонного прицепа. С 1940 года параллельно заводы Опель выпускали полноприводный вариант под обозначением «3,6-6700А» (Blitz-A), который оснащался дополнительной двухступенчатой раздаточной коробкой и укороченной до 3450 мм колесной базой. Помимо этого машина отличалась слегка выросшим размером колеи и большей вместимостью топливного бака — 92 литра. Снаряженная масса полноприводной версии составляла 3350 кг. Максимальная допустимая масса при движении по шоссе — 6450 кг, на местности — 5700 кг. Грузовик мог передвигаться со скоростью до 90 км/ч по шоссе, а расход топлива в зависимости от условия движения равнялся 25-40 литрам на 100 км, запас хода составлял 230-320 км.



То, что на Opel Blitz был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 куб. см, было обычной практикой для тех лет. При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5, но при этом объем немецкого двигателя был меньше. Картер двигателя был алюминиевым, а головка цилиндров производилась из серого чугуна. На каждые 100 км пробега автомобиль расходовал при езде по асфальту 26 литров, по грунтовке 35 литров. Максимальный запас хода по шоссе составлял 320 км.

Главным достоинством немецкого грузовика была его высокая скорость. На хорошей дороге «Молния» могла развить скорость 90 км/ч. Причиной такого хорошего для грузового автомобиля тех лет показателя было применение в главной передаче того же передаточного числа (равного 43/10), что и на автомобиле Опель Адмирал. Однако такое решение привело к тому, что Блицы плохо справлялись с буксировкой тяжелых прицепов, а использование прицепа на бездорожье исключалось вовсе.

Степень сжатия также относилась к «легковушечной» величине — 6 единиц, что требовало использования только бензина первого сорта. По этой причине почти совсем исключалось применение трофейного бензина на Восточном фронте. Из-за этого в январе 1942 года в Германии приступили к выпуску модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе. Таким образом, он был приспособлен под использование 56-го бензина, также было увеличено передаточное число в главной передаче. В ходе изменений мощность двигателя уменьшилась всего до 68 л.с., а максимальная скорость по шоссе упала до 80 км/ч. Для того чтобы автомобиль мог сохранить прежний запас хода, его оснастили 92-литровым топливным баком. Расход топлива при этом вырос до 30 литров по шоссе и до 40 литров по грунтовым дорогам.

Opel Blitz TLF15


Машины на базе Opel Blitz

Грузовые автомобили Опель Блиц 3-тонного класса использовались почти во всех немецко-фашистских военных формированиях и выполняли все воинские функции по транспортировке грузов, буксировке легких артиллерийских орудий, перевозке пехоты, несению надстроек специального назначения. На грузовики устанавливались разнообразные модели деревометаллических и деревянных кузовов с разной высотой бортов, с тентами и со скамьями, многочисленные варианты прямоугольных типовых фургонов или спецконструкций с разнообразными комплектующими. На этом шасси создавались топливозаправщики, цистерны, пожарные автомобили, газогенераторные установки и т.д. Автомобили для подразделений СС оснащались в основном закрытыми цельнометаллическими кузовами специального назначения.

Немецкая фирма «Майзен» устанавливала на стандартное шасси Блитца округлые санитарные кузова, которые предназначались для перевозки раненых или размещения в них полевых лабораторий и операционных. В самый разгар войны компания на базе данных грузовиков выпускала целый ряд простых армейских многоцелевых пожарных автомобилей. Базовым являлся типовой автомобильный насос LF15 на заднеприводном шасси, оснащенный упрощенным закрытым деревометаллическим кузовом с двойной кабиной. В задней части располагался водяной насос, обладающий производительностью 1500 л/мин. Пожарная автоцистерна TLF15 ставилась уже на полноприводную базу и оснащалась открыто расположенной емкостью с водой объемом 2000 литров.

Вариантом базовой заднеприводной версии автомобиля были две машины с удлиненной базой и грузоподъемностью 3,5 тонны — Opel Blitz «3,6-42» и «3,6-47», которые обладали колесными базами в 4200 и 4650 мм соответственно. Полная масса автомобилей составляла 5,7 и 6,1 тонны. Данные автомобили также оснащались разнообразными вариантами бортовых кузовов, специальными надстройками и оборудованием, фургонами. Широкого распространения эти грузовики не получили. Вермахт использовал их в основном для установки закрытых кузовов с двойной кабиной, также на них ставилось противопожарное оборудование и водяные насосы Коеbе. В бортовых грузовиках Blitz 3,6-47 обычно устанавливали пулеметные или пушечные системы с запасом боеприпасов.

Opel Blitz W39


Самым известным исполнением грузового шасси Blitz 3,6-47 стал армейский автобус W39, который обладал цельнометаллическим кузовом производства компании Ludewig (Людвиг). Вместимость автобуса составляла 30-32 места. С 1939 по 1944 год было выпущено 2880 таких автобусов. Автобусы Opel Blitz W39 применялись для перевозки офицерского состава Вермахта, расчетов бронетанковой техники, которую доставляли по шоссе на прицепах. Также они использовались как санитарные машины, штабные пункты, типографии, подвижные звуковещательные станции и т.д. Все эти варианты могли развивать по шоссе такую же скорость, что и базовая версия грузовика, а их средний расход топлива составлял 30 литров на 100 км.

В 1942-1944 годах на своем шасси 3,6-36S фирма Опель произвела также порядка 4 тысяч полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии Maultier (Мул). На этих грузовиках применялся облегченный гусеничный движитель от английской танкетки «Карден-Лойд». Лицензию на ее производство Германия купила у Великобритании еще до начала войны. «Мулы» оснащались четырьмя дисковыми опорными катками на рычажно-пружинной балансирной подвеске, а также рулевым устройством с механической системой изменения скорости перематывания гусениц, что позволяло тягачу выполнять более крутые повороты. При применении лишь передних управляемых колес радиус поворота равнялся 19 метрам, а с подтормаживанием одного из движителей — 15 метров. Дорожный просвет автомобиля вырос с 225 до 270 мм.

По набору эксплуатационных качеств полугусеничный грузовик компании Опель был самым удачным вариантом в серии Maultier, он занимал промежуточное положение между аналогичными автомобилями компаний «Клёкнер-Дойц-Магирус» и «Форд». Полная масса машины составляла 5930 кг, расход топлива — 50 литров на 100 км. При этом грузовик-тягач мог развивать скорость не более 38 км/ч. Недостатками машины называли повышенную нагрузку на трансмиссию, малую скорость движения, которая была ограничена искусственно по причине быстрого износа элементов движителей и, как ни странно, плохую проходимость. Из общего изготовленного количества 2130 таких полугусеничных грузовиков было отправлено на Восточный фронт.

Грузовой автомобиль Opel Blitz: рабочая лошадка Вермахта
Opel Maultier


Уже в разгар войны на полубронированном шасси 3,6-36S/SSМ с зенитной установкой или прожектором было собрано примерно 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 — первых немецких самоходных систем залпового огня. Они оснащались пакетом из 10 трубчатых направляющих, предназначенных для запуска реактивных снарядов калибра 158,5 мм. Максимальная дальность ведения огня составляла 6,9 км. Немцы пытались противопоставить данные машины советским «Катюшам». Частично бронированные шасси могли также использоваться как транспортеры боеприпасов, но все подобные конструкции были малоподвижными и слишком тяжелыми.

Летом 1944 года в результате бомбардировок войск союзников оба главных завода компании Opel были серьезно разрушены. Выпуск 3-тонных грузовиков пришлось переносить на завод «Даймлер-Бенц». После войны сохранившееся оборудование из Бранденбурга было вывезено в Советский Союз. А компания Opel вновь с американской помощью смогла восстановить свое производство, выпуск прославленных войной грузовиков Opel Blitz был продолжен.

Источники информации:
http://voenteh.com/voennye-avtomobili/germaniya/gruzoviki-kommercheskogo-tipa/opel.html
http://retrotruck.ru/museum/cars-wehrmacht/191
http://www.tehnikapobedy.ru/opel.htm
http://drittereich.info/modules.php?file=viewtopic&name=Forums&t=1879
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 февраля 2015 06:55
    как он на Газ-51 смахивает:-)
    1. +11
      6 февраля 2015 07:30
      Да уж как бы наоборот ГАЗ-51 на него больше смахивает,учитывая что первый ГАЗ-51(верней авто с таким обозначением появился в 1944г.
      1. 0
        25 декабря 2019 22:59
        Проектирование базового автомобиля ГАЗ-51, началось в феврале 1937 года.
        В июне 1938 началось изготовление узлов, в январе 1939 года — сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1940 года.
    2. +16
      6 февраля 2015 07:46
      Цитата: saag
      как он на Газ-51 смахивает:-)

      Вообще-то, кабина ГАЗ-51 практически скопирована со Студебеккера US6.
      Мало того, первые опытные экземпляры грузовиков ГАЗ-63 в 43 году комплектовались Студеровскими кабинами, поступившими по ленд-лизу.
      Потом осовременили и получилась кабина 51-го.
      Фото Студебеккера.
      1. -1
        6 февраля 2015 07:49
        Ну студер это я бы сказал прародитель Зил-157
        1. +7
          6 февраля 2015 08:03
          Цитата: saag
          Ну студер это я бы сказал прародитель Зил-157

          Прародитель ЗиСа-151, если быть точным.
          Но речь-то шла о кабине, а не авто в целом.
          1. +5
            6 февраля 2015 10:04
            Цитата: Колесо
            Цитата: saag
            Ну студер это я бы сказал прародитель Зил-157

            Прародитель ЗиСа-151, если быть точным.
            Но речь-то шла о кабине, а не авто в целом.

            Согласен! На первых Зис151 мосты были от Газ63, и оснащались они гидротормозами.
            А вот двигатель газонов ведёт родословную от Газ11, очень похожего на американский
            двигатель от Доджа. А мотор Зис-120- чисто наша разработка! По крайней мере, явное
            заимствование не встречается...
            И характерно, что наш автопром тех времён имеет более американские черты, чем европейские, как по технологиям, так и по идеологии.
            1. jjj
              +1
              6 февраля 2015 13:14
              Мне даже удалось поуправлять ЗиСом-151. У него очень тугой руль и большой радиус поворота. По сравнению с ним ЗиЛ-157 - песня
              1. +1
                6 февраля 2015 22:11
                Если ЗиЛ-157 песня, то я в ужасе от ЗиС-151 smile
                1. 0
                  7 февраля 2015 06:30
                  Цитата: Зэ Кот
                  Если ЗиЛ-157 песня, то я в ужасе от ЗиС-151

                  На уборке урожая в 1973г. (Казахстан) довелось с таким повозиться - кипели здорово, мы их чайниками называли!
                  1. странник_032
                    +1
                    7 февраля 2015 08:26
                    Цитата: Штык
                    На уборке урожая в 1973г. (Казахстан) довелось с таким повозиться - кипели здорово, мы их чайниками называли!


                    Чтобы перегреть движок у которого и блок и головка цилиндров из чугуна да плюс радиатор из меди или нормальной латуни,это постараться надо.

                    Те машины очень простые были по ус-ву мат.части. Там ломаться нечему было.



                    1. странник_032
                      +1
                      7 февраля 2015 08:36
                      Видео по теме статьи. Грузовик Опель-Блиц 1944-го года выпуска,похоже у рестовратора-коллекционера на восстановлении.
                      Послушайте как работает движок которому уже больше 60-ти лет.



                      Во технику немчура делала! laughing good

                      Наши тоже не хуже,а в чём-то даже лучше. Хотя трофейные грузовички,нашим военным шоферам тоже были по нраву.
                      1. странник_032
                        0
                        7 февраля 2015 08:41
                        А это Опель-Блиц с газогенераторной установкой. В после военное время в Германии было шибко тяжко с углеводороным топливом,немцы переняли опыт русских.
                        Обратите внимание на кабину. Она сделана из дерева(каркас) и обшита листовым железом,как на русских ЗИСах и Полуторках.

                      2. странник_032
                        0
                        7 февраля 2015 08:45
                        А вот неплохо сохранившийся до наших дней экземпляр.

                      3. странник_032
                        +1
                        7 февраля 2015 08:47
                        Видео с выставки раритетных военных автомобилей. Опель-Блиц на ходу.

        2. 0
          7 февраля 2015 06:27
          Цитата: saag
          Ну студер это я бы сказал прародитель Зил-157

          ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода им. Лихачёва (ЗИЛ). Выпускался серийно с 1958 года. Это уже другая песня.
    3. +2
      6 февраля 2015 08:52
      ГаЗ-51, по сравнению с Опелем, довольно массивный автомобиль.
      1. +1
        6 февраля 2015 16:11
        При баснословных(по тем временам)инвестициях довоенного времени немцы могли позволить себе выпуск столь навороченного грузовичка,однако в условиях ведения"тотальной войны"это была непозволительная роскошь.Упомянаются некоторые меры по материалозамещению,но они носили несколько поверхностный характер и были предприняты слишком поздно.Целенаправленной программы по снижению трудоемкости у "Опеля"не было.Статья безъусловно интересна и позновательна,автору спасибо.К стати основой двигателя ЗиС-120 была одна из моделей фирмы"Мармон".
  2. +5
    6 февраля 2015 07:00
    Автору спасибо за труд.
  3. +9
    6 февраля 2015 07:12
    Грузовой автомобиль Opel Blitz – рабочая лошадка Вермахта
    Это настолько знаменательный для "Опеля" авто, что даже старый фирменный знак
    был заменен на "блицевский"...
    1. +2
      6 февраля 2015 10:00
      Цитата: svp67
      Это настолько знаменательный для "Опеля" авто,

      что даже у "Мерседеса" конкурс выиграл, и на мерсовских конвеерах Блицы собирали lol
    2. +2
      6 февраля 2015 10:01
      Opel- wir leben autos что в переводе "Опель- мы живем автомобилями"
    3. Комментарий был удален.
  4. +5
    6 февраля 2015 07:42
    Спасибо, достаточно подробно и не занудно изложено.
    При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5, но при этом объем немецкого двигателя был меньше.

    Так у ЗиСа и крутящий момент был поболее вследствие этого, что немцы быстро для себя уяснили на Восточном фронте, когда их техника вязла в грязи и снегу, а трофейные ЗиСы продолжали ползти вперед.
  5. +3
    6 февраля 2015 07:52
    У немцев была хорошая техника, только не для российских условий. Пантеры, Тигры, Молнии все выходили из строя в русских условиях бездорожья, морозов и непроходимости многих участков фронта, что еще раз показывает что наша техника всегда должна быть сверхнадежной и проходимой.
  6. +4
    6 февраля 2015 08:40
    хорошая статья. спасибо.
  7. 0
    6 февраля 2015 08:44
    Недостатками машины называли повышенную нагрузку на трансмиссию, малую скорость движения, которая была ограничена искусственно по причине быстрого износа элементов движителей и, как ни странно, плохую проходимость.
    Интересно, чем объяснялась плохая проходимость? Всё-таки гусеницы...
  8. +3
    6 февраля 2015 10:09
    Спасибо за статью, отличный обзор! Есть вопрос по поводу нарезных мостов, знаю разрезные и неразрезные (гипоидные), может апичатка?:-) Еще рассказывал сотрудник повоевавший в ВОВ, что на этом чуде немецкого автопрома смазка производилась не шприцом солидольным, а цетрализованно, специальной педалькой а кабине.
  9. +8
    6 февраля 2015 11:26
    Что интересно, самым распространённым полугусеничным грузовиком в вермахте был не Опель, а Форд.
    Проказники американцы.
    На фото ASPHM - Ford Maultier.
    1. +1
      6 февраля 2015 11:56
      так ведь кому война, а кому мать родная!!!! wink
  10. 0
    6 февраля 2015 13:21
    Цитата: АлНиколаич
    А мотор Зис-120- чисто наша разработка! По крайней мере, явноезаимствование не встречается...

    Да а инструмент и резьбы при сборке разборке ДВС использовался дюймовый
    1. +1
      6 февраля 2015 15:58
      Цитата: vnord
      Да а инструмент и резьбы при сборке разборке ДВС использовался дюймовый

      Хрень городить иволите? winked ЗиС-120 сделан на базе ЗиС-5, который в 32 году, в немалой степени и передрали с "Геркулеса-WXB", только силов на 13 больше получилось. С дюймовой АМО-2 были, те что из американских комплектов собирались.
  11. Куранов В.
    +1
    6 февраля 2015 14:59
    хорошая статья, плюс
  12. 0
    6 февраля 2015 16:31
    Цитата: inkass_98
    При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5

    На снимке Опель Блиц 1930 года. Найди 10 отличий от ЗИС-5.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    6 февраля 2015 16:34
    На снимке Опель Блиц 1930 года. Найди 10 отличий от ЗИС-5.
    1. +2
      6 февраля 2015 20:31
      Цитата: Сотник
      На снимке Опель Блиц 1930 года. Найди 10 отличий от ЗИС-5.
      Вообще - то прародитель зиС - 5 . американский AUTOCAR SA На снимках ЗиС - 5 и AUTOCAR SA
      1. 0
        7 февраля 2015 06:34
        Цитата: enot73
        На снимках ЗиС - 5 и AUTOCAR SA

        Братья близнецы! smile
  15. 0
    6 февраля 2015 18:33
    По характеристикам Опель-Блитц схож с отечественными автомобилями ГАЗ 51-ГАЗ-52.На наших устанавливалась 4*ступенчатая коробка,на многих без синхронизаторов 1-2 передачи.Переключиться вниз с3-Й на 2-ю было проблематично,многие еще помнят страшный треск,издаваемый этими автомобилями.С места на них трогаются со 2-й передачи,первая используется для езды по бездорожью и при большой загрузке.Двигатель с малой степенью сжатия и нижнеклапанныым ГРМ отличается большой эластичностью и приспособленностью к нагрузкам.Гидропривод тормозов такой же,диски колес,покрышки,технология их ремонта такая же.
    Про бензин на восточном фронте чистая правда.Когда Красная Армия получила американские грузовики по ленд-лизу,оказалось,что их нечем заправлять,так как в СССР тогда не выпускался бензин с такими характеристиками.Пришлось американцам делиться технологией повышения октанового числа с помощью тетразтилсвинца,и выпускался такой бензин до конца 90-х годов.
    1. +4
      7 февраля 2015 06:38
      Цитата: uzer 13
      По характеристикам Опель-Блитц схож с отечественными автомобилями ГАЗ 51-ГАЗ-52.На наших устанавливалась 4*ступенчатая коробка,на многих без синхронизаторов 1-2 передачи.Переключиться вниз с3-Й на 2-ю было проблематично,многие еще помнят страшный треск,издаваемый этими автомобилями.

      На 51-м вообще не было синхронизаторов! А чтобы треска не было надо делать перегазовку, впрочем сейчас об этом мало кто знает ...времена другие - техника другая. Статья хорошая, побольше бы таких! hi
      1. 0
        4 января 2016 14:26
        В США до сих пор для любителей переключать передачи без выжима сцепления делают на заказ коробки передач без синхронизаторов (типа ГАЗ 51, ЗиС 150) Мне это тоже нравилось.
  16. 0
    6 февраля 2015 21:10
    С 1944 года к производству данного грузового автомобиля подключилась компания Daimler-Benz.


    Любопытно...
    Доводилось читать что произошло, данное действо после того как А. Гитлер устроил разнос по поводу того что Вермахт использует слишком большое разнообразие автомобильной техники в отличии от Красной Армии (Полуторка, ЗиС-5, Газ-М1 ну там ещё по Ленд-Лизу было), что затрудняет снабжение войск расходниками и запасными частями (удлиняет логистические цепочки если по нынешнему).... И по сему чуть ли не приказал всем производителям взять в качестве "базового" грузовика "Молнию" компании Адама Опеля (заметьте на тот момент данная компания де-юре уже давно принадлежала "генеральным моторам" из Детройта, что в штате Мичиган, который в свою очередь входил, да и до сих пор входит в состав США)... Автокомпании, в том числе и творение Даймлера с Бенцом, рейха принимают "под козырёк" и начинают выпускать грузовики похожие на Опель Блитц... Ключевое слово - похожие! Дело в том что дизайн был подогнан под Опелевский, а вот мат часть осталась у каждого своей!.. Ну по крайней мере "кузовщики" на фронте были довольны....)))
    1. 0
      6 февраля 2015 21:20
      Вот кое что в подтверждение выше написанного:

      http://www.autoreview.ru/news/news229/page23.htm
    2. 0
      7 февраля 2015 15:32
      Цитата: gfs84
      Полуторка, ЗиС-5, Газ-М1 ну там ещё по Ленд-Лизу было)

      . По официальным данным, к 1 мая 1945 г. в Красной армии находились 218 тыс. автомобилей, полученных по ленд-лизу. Это составляло более трети всего военного автопарка.
  17. +1
    6 февраля 2015 22:11
    Сейчас Опель как автомарка имеет неважную репутацию. Хотя имеются упрямые поклонники. smile
  18. 0
    7 февраля 2015 10:24
    Я к немецким машинам отношусь отрицательно, у меня все дедушки и прадеды и даже бабушка воевали.Не все вернулись с войны, большинство ранеными вернулись.Один дед прошёл через концлагерь. И как я потом могу на немецких тачках ездить после этого или есть немецкий шокололад к примеру.
    1. 0
      8 февраля 2015 10:10
      А машины при чем ???
      1. +1
        8 февраля 2015 11:19
        Цитата: Штык
        А машины при чем ???

        Они созданы потомками врага. А поведение фюрерин Меркель, действительно, похоже на неонацизм на государственном уровне. Вспомните, как в результате кризиса 2008 GM решило избавиться от "опель". Немцы больше всех ляшки мочей обливали: пусть кто угодно покупает, только не Россия. А по степени локализации, не уверен, но по разговорам с людьми, кто в теме, немецкиее авто самые 'отверточные", хотя, еще раз повторю, это из разговоров.
      2. +1
        9 февраля 2015 23:49
        Уважаемый Штык как причем

        ШУТОЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ!!!

        А как же японская техника это тоже враги и их потомки, сборка в Китае остров Доманский помните, и еще IPhone и Nokia еще те вражины. Так что надо ездить на Ладе без импортных запчастей ( о забыл ФИАТ фашисткой Италии), а импортные лекарства, мед оборудование SIEMENS помните чей?
        Конечно можно отказаться от всего импортного только как жить то. (в лаптях и щи хлебать) И самое главное интернет то чей?

        Еще раз шуточный комментарий. ПОЖАЛУЙСТА НЕ СЕРДИТЕСЬ!!!
  19. 0
    7 февраля 2015 16:37
    Поразила пятиступка коробка и сухое сцепление однодисковое, на машине 30-х годов !
  20. 0
    8 февраля 2015 11:52
    Статья интересная. Спасибо.
    После войны в Советский Союз в качестве репараций в массовом порядке вывозилось промышленное оборудование с заводов в восточной Германии. Оно поступало на отечественные предприятия в Горьком (ГАЗ), Миассе (Уралзис) и др., что позволило в дальнейшем наладить выпуск грузовых автомобилей различного назначения и грузоподъемности, автобусов.
    Если внимательно присмотреться, то черты «Опеля» можно увидеть в ГАЗ-51,«Уралзисе», «Победе», «Москвиче-401», автобусах на базе ГАЗ-51 ( КАВЗ), а в наших послевоенных ЗиС-150,164,МАЗ-200 было много от немецкого«Бюссинга».
    Поставлявшиеся по ленд-лизу Додж3/4, «Студебеккер» и «Виллис» с точки зрения конструкции были удачными армейскими автомобилями и их черты можно обнаружить в послевоенных советских ЗиС-151, ЗиЛ-157, ГАЗ-63,ГАЗ-67,ГАЗ-69. Все ли советские послевоенные автомобили были также хороши, как их иностранные предшественники? Конечно нет.
    Плох был ЗИС-151, прозванный из-за низкой проходимости «колуном», «тарахтелка» ГАЗ-67, продуваемый зимой насковозь, т.к. и двери и тент в нем были брезентовыми. ГАЗ-63, задуманный как автомобиль-тягач, был хорош при буксировке, но часто опрокидывался из-за высокого клиренса и узкой колесной базы. Скорость движения на нем ограничили 40 км/час, а затем и вовсе запретили перевозку личного состава. ГАЗ-69 дружелюбно прозвали «бобиком».Это был достаточно быстрый и проходимый советский «джип», хотя и в нем зимой было холодно. Водители-солдаты часто для утепления изнутри обшивали его одеялами. ЗИЛ-157- машина добротная, проходимая, но руль на ней крутить было трудно, в отличие от ЗиЛ-131 или Урал-375, т.к. не было гидроусилителя.
    В целом советское автомобилестроение 30-40-х годов базировалось на приобретенных в США лицензиях на производство автомобилей «Форд» - знаменитая «полуторка»ГАЗ-АА в разных ее вариантах, грузовики ГАЗ-ААА, в т.ч. полугусеничный ГАЗ-42. Единственным грузовым автомобилем, « собранным» из нескольких образцов был ЗиС-5 – исключительно простая. Надежная, дешевая в производстве машина, выпускавшаяся с 1934 по 1959 год.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»