От сонаров подлодку может спрятать «пузырьковое» покрытие

Чтобы укрыть субмарину от сонаров, часто используют безэховое покрытие. Как правило, оно представляет собой пористые резиновые пластины, толщиной около 2,5 см. Однако лет 10 назад учёные выдвинули гипотезу, что подобного эффекта можно добиться с помощью гораздо более тонкого слоя, специально наполненного пустотами, сообщает GearMix со ссылкой на интернет-издание «Livescience».

От сонаров подлодку может спрятать «пузырьковое» покрытие


Как предположили учёные, «когда на такой пористый слой попадает звуковая волна, пустоты в эластичном материале меняются в размере и поглощают большую часть звуковой энергии».


Теоретические расчёты потребовали много времени, поэтому исследователи пошли опытным путём.

Чтобы ускорить дело, «профессор физики из "Université Paris Diderot" Валентин Лерой и его коллеги смоделировали пустоты внутри материала в виде сферических пузырьков, каждый из которых тонко реагирует на звуковые волны в соответствии со своим размером и эластичностью окружающего материала», пишет издание.

Такой подход позволил учёным спроектировать «пузырьковый мета-экран», представлявший собой «мягкий слой силиконовой резины толщиной всего 230 микрон». Внутренние пустоты приняли форму маленьких цилиндров, шириной в 24 мк.

По данным издания, «полевые эксперименты показали, что такой мета-экран рассеивает более 91 процента попадающей на него звуковой энергии и отражает менее трёх её процентов (для сравнения, обычный кусок стали отражает 88 % звуковой энергии)».

По итогам испытаний, исследователи сделали вывод: «для поглощения 99 процентов энергии современных сонаров понадобится плёнка толщиной 4 миллиметра».

По словам профессора Лероя, техническая возможность создания такого покрытия существует, однако изготовление образца потребует немалых усилий.

Использованы фотографии: gearmix.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 95
  1. MooH 6 февраля 2015 13:51
    Еще можно лодку в упаковочный пузырчатый полиэтилен заворачивать. Дешево и сердито wink
    1. Шайтан 6 февраля 2015 13:52
      Даже непонятно, что с этой информацией теперь делать!?:-)
      1. gladcu2 6 февраля 2015 21:27
        Из области - британские учёные рекомендуют.

        Короче был пузыртковый экран из толстых матов. Но решили что лучше экран из расчётных научно пузырьковых но тонких матов.

        Короче одни маты.
    2. navara399 6 февраля 2015 13:53
      Так про это и статья! laughing
    3. андрей юрьевич 6 февраля 2015 13:57
      едрит-мадрид...новое рассказали...кавитацию открыли!щщас вам Саня-Удав КАА, мозги вправит,вот придёт,и вправит.. yes
      1. Удав КАА 6 февраля 2015 22:31
        Цитата: андрей юрьевич
        новое рассказали...кавитацию открыли!щщас вам
        Добрый вечер всем, здравствуй Юрич!
        Я не спец по Г/А, но свои соображения изложу.
        1. У нас пг/а покрытие типа "Молния-М" вполне обеспечивает гашение бОльшей части энергии г/а импульса ГАС.
        2. «пузырьковый мета-экран», представлявший собой «мягкий слой силиконовой резины толщиной всего 230 микрон». Внутренние пустоты приняли форму маленьких цилиндров, шириной в 24 мк".
        Есть параметры -- можно раскинуть мозгами.
        - такая толщина против льда -- пшик!
        - глубина 60м и 600м -- может не выдержать. А если выдержит, то 60кг/см2 сплющит 24мк конкретно.
        - стоянка у пирса -- сдерет при волне нафиг всю пленку.
        - американцы в Техасском ун-те создали "покрывало-невидимку", рассеивающее волны миллиметрового диапазона -- равную размеру ячейки материала. Здесь же ячейки с линейными размерами 24 мк. Но это СВЧ! которая поглощается водой вчистую. Лодки ищут на НЧ -- а это f менее 100кГц.
        - не уверен, что оно будет эффективно при подводных взрывах. Все-таки ударные гидродинамические нагрузки заставят "звучать"корпус. Поэтому толщина нашего покрытия (ГПД "Медуза-2")была 100-120мм, и лист резины был тяжелый, как служба в подплаве.
        Это коротенько, первое, что пришло на ум. Мехи и к-ры ГАГ думаю ответят конкретней.
        А вот эта красавица -- вершина нашего подводного кораблестроения -- достойна восхищения!
        1. gladcu2 6 февраля 2015 23:33
          Я не специалист но вопрос к знатокам.
          А разве пузырьки не из наполнителей? Дело в том, что пустотелые пузирки будут здавливатся давлением. Превращаясь в плотную массу.
    4. Первуша Исаев 6 февраля 2015 13:57
      По итогам испытаний, исследователи сделали вывод: «для поглощения 99 процентов энергии современных сонаров понадобится плёнка толщиной 4 миллиметра».


      кроме звукового поглощения необходима ещё и механическая прочность, поэтому плёнка толщиной 4 милиметра для подводной лодки,которая иногда может давать и 30 и больше узлов не сможет сохранится на долго...
      Первуша Исаев
      1. dauria 6 февраля 2015 14:26
        кроме звукового поглощения необходима ещё и механическая прочность,


        Вы правы, это действительно проблема. Испытания К-162 проекта "Анчар" на скорость ( 44 узла)
        "После испытания у родных причалов те, кто встречал, с трудом узнали подлодку. Ее корпус стал другим. Вся краска слетела, весь титановый корпус был отполирован водой, загладились даже сварочные швы"
        1. gladcu2 6 февраля 2015 21:33
          Не только механическая прочность но пузырьки наполнители должны быть из различных материалов. Потому как на разных глубинах ввиду огромной разницы давления поглощайщие свойства одного материала будут различными.

          Короче, в 4 мм толщины много не напихаешь.
    5. Kapitan Oleg 6 февраля 2015 14:03
      А давление забортное их не сплющит?
      Kapitan Oleg
      1. Виктор Кудинов 6 февраля 2015 14:51
        Другой вопрос - не станет ли тормозить "пористая отделка" корпуса скорость хода подлодки? Интуитивно - тормознет. what
        Виктор Кудинов
      2. tkhonov66 6 февраля 2015 16:26
        "...
        А давление забортное их не сплющит?
        ..."
        .
        - !!!
        .
        +1000
        .
        8-))
        tkhonov66
    6. subbtin.725 6 февраля 2015 14:21
      Цитата: MooH
      Еще можно лодку в упаковочный пузырчатый полиэтилен заворачивать. Дешево и сердито wink

      Зря сказал,надо было сначала запотентовать.У японцев всплывёт,как с АКПП.
      1. андрей юрьевич 6 февраля 2015 14:32
        Цитата: subbtin.725
        Цитата: MooH
        Еще можно лодку в упаковочный пузырчатый полиэтилен заворачивать. Дешево и сердито wink

        Зря сказал,надо было сначала запотентовать.У японцев всплывёт,как с АКПП.

        "базар"надо фильтровать !!! am
        1. MooH 6 февраля 2015 16:22
          Цитата: андрей юрьевич
          Цитата: subbtin.725
          Цитата: MooH
          Еще можно лодку в упаковочный пузырчатый полиэтилен заворачивать. Дешево и сердито wink

          Зря сказал,надо было сначала запотентовать.У японцев всплывёт,как с АКПП.

          "базар"надо фильтровать !!! am

          Не ссать! У меня таких идей еще тыщщи, японцы внедрять затрахаются laughing
    7. Комментарий был удален.
    8. сибиралт 6 февраля 2015 14:41
      Интересно, конечно, а воздушные пузырьки будут всплывать или как то удерживаться на корпусе? Или. Кто ни будь замерял уровень шума поднимающейся из глубины массы воздуха?
      1. Des10 6 февраля 2015 22:15
        Вопрос шумов тонкий, спрятав одно за шумами пузырей, насколько шумы воздушных пузырьков (массы) - по расстоянию слышатся раньше.
      2. Комментарий был удален.
    9. 3vs 6 февраля 2015 15:05
      Всё проще, на лодку надо натянуть одноразовый пупырчатый презерватив.
      Изделие одноразовое, придя на базу, покрытие заменяется.
      Осталось научиться делать "изделия" такого размера! fellow
      3vs
    10. тол100в 6 февраля 2015 15:59
      А дежурная вахта будет пузырьками щелкать! Шутка!
    11. Гигант мысли 6 февраля 2015 16:00
      Чубайсу только не надо рассказывать, а то сдохнет от зависти.
    12. Комментарий был удален.
    13. тундряк 6 февраля 2015 18:27
      Только начал читать и мне тоже этот упаковочный полиэтилен перед глазами встал.
    14. Per se. 6 февраля 2015 22:12
      Цитата: MooH
      Еще можно лодку в упаковочный пузырчатый полиэтилен заворачивать. Дешево и сердито
      Зря иронизируете, немцы применяли подобный метод в конце Второй мировой войны, нанося резиновое покрытие с пузырьками на корпус лодки, что позволило действовать даже в Ла-Манше.
      Основой послужило открытое тем же Мейером поглощение звука уже упоминавшимися выше газовыми пузырьками в воде. А резина по модулю сжатия та же вода (только, разумеется, твердая). Поглощение звука газовыми пузырьками носит резонансный характер, т. е. наблюдается в некоторой области частот. Пузырьки подводные резонаторы. Но не противоречит ли это физике? Ведь резонаторы это, помнится, что-то усиливающее звук. Верно и неверно.

      Действительно, в полости резонатора Гельмгольца звуковое давление усиливается по сравнению с давлением в свободном поле (на этом, например, основано применение резонаторов в приборах для тугоухих). Но в то же время в любом резонаторе происходит то или иное поглощение колебательной энергии. Как же выглядит резиновый резонансный подводный звукопоглотитель, получивший название покрытие "Альберих"? (Покрытие названо по имени другого персонажа из сказания о Нибелунгах, имевшего "шапку-невидимку".)

      Приводим краткое описание покрытия "Альберих" по данным его создателей, опубликованным в книге "Некоторые вопросы прикладной акустики". Покрытие состоит из тонкого резинового слоя, наклеиваемого на обшивку корпуса подводной лодки, внутри слоя имеются воздушные полости. Подводный звук, падающий на покрытие, вызывает интенсивные резонансные колебания стенок полостей и всего упругого слоя, при этом звуковая энергия в основном переходит в тепло и обратно отражается лишь небольшая ее часть.
  2. Комментарий был удален.
  3. dr.star75 6 февраля 2015 13:52
    Автор статьи предлагает нам это сделать и испытать? lol Хотя конечно интересно. +
    1. вч 72019 6 февраля 2015 13:59
      Цитата: dr.star75
      Автор статьи предлагает нам это сделать и испытать? lol Хотя конечно интересно. +

      Ага и испытать у берегов Швеции
  4. Дядька 6 февраля 2015 13:53
    Чтобы укрыть субмарину от сонаров, часто используют безэховое покрытие.
    К созданию "рупорной резины" приложил руку, в числе прочих, и мой дед.
    1. dr.star75 6 февраля 2015 14:00
      "резина", "руку приложил" - музыкой навеяло!(шучу конечно). Деду респект, и пусть внук тоже старается.
  5. VNP1958PVN 6 февраля 2015 13:53
    «мягкий слой силиконовой резины толщиной всего 230 микрон».
    Что то мне это смутно напоминает? wassat Но размер конечно...
    1. андрей юрьевич 6 февраля 2015 14:00
      Цитата: VNP1958PVN
      Что то мне это смутно напоминает?

      может"индо-пакистанский инсциндент?"В.С.Высоцкий.. winked
    2. sgazeev 6 февраля 2015 15:49
      Может структура верхнего слоя кожи дельфина.
  6. Jovanny 6 февраля 2015 13:53
    Скоро может и силовое поле изобретут)
    Jovanny
    1. андрей юрьевич 6 февраля 2015 13:58
      Цитата: Jovanny
      Скоро может и силовое поле изобретут)

      а чо нет то? наука гребёт вперёд семимильными шагами ! yes wassat
      1. Mama_Cholli 6 февраля 2015 14:11
        Цитата: андрей юрьевич
        Цитата: Jovanny
        Скоро может и силовое поле изобретут)

        а чо нет то? наука гребёт вперёд семимильными шагами ! yes wassat

        Что то не заметно. Все с айфонами ходят, как и пять лет назад. ))
        1. Игарр 6 февраля 2015 14:20
          Андрей Юрьевич...
          попытался представить, как можно - "..грести вперед семимильными шагами.." wassat
          ...
          до сих пор представляю... fellow
          ..
          мозги вдребезги.
          hi
          1. андрей юрьевич 6 февраля 2015 15:35
            Цитата: Игарр
            до сих пор представляю...
            ..
            мозги вдребезги.

            ну вы ведь понимаете,тут ведь одно из двух: либо...пополам,либо...вдребезги! другой альтернативы нет! laughing
        2. андрей юрьевич 6 февраля 2015 15:33
          Цитата: Mama_Cholli
          Цитата: андрей юрьевич
          Цитата: Jovanny
          Скоро может и силовое поле изобретут)

          а чо нет то? наука гребёт вперёд семимильными шагами ! yes wassat

          Что то не заметно. Все с айфонами ходят, как и пять лет назад. ))

          не скажите Мама !,теперь который "айфон"? а в прошлом году? а в позапрошлом??? вот так то... laughing
          1. Mama_Cholli 6 февраля 2015 17:33
            Цитата: андрей юрьевич
            Цитата: Mama_Cholli
            Цитата: андрей юрьевич
            Цитата: Jovanny
            Скоро может и силовое поле изобретут)

            а чо нет то? наука гребёт вперёд семимильными шагами ! yes wassat

            Что то не заметно. Все с айфонами ходят, как и пять лет назад. ))

            не скажите Мама !,теперь который "айфон"? а в прошлом году? а в позапрошлом??? вот так то... laughing

            Ну это только дюймами меряемся...))) Ах да, и ядрами...
            Если честно, нужно бы эту фирму бойкотировать (пока лично бойкотирую) .)))
  7. Комментарий был удален.
  8. boozer 6 февраля 2015 13:54
    Может статью удалить? Может это разглашение военной тайны? ФСБ еще в дверь не стучится? bully
  9. s30461 6 февраля 2015 13:56
    А как счищать "пассажиров" с корпуса? Или сразу всю "шкурку" надо снимать чтобы ракушки и водоросли отчистить? А может европейцы пойдут еще дальше и сделают мегастиральную машину для этого лапсердака? Представляете картину: вся команда стаскивает этот силиконовый лапсердак и тащит в прачечную, а потом также его натягивает на подводную лодку)))
    1. GRAY 6 февраля 2015 14:13
      Цитата: s30461
      А как счищать "пассажиров" с корпуса? Или сразу всю "шкурку" надо снимать чтобы ракушки и водоросли отчистить?

      Покрытие можно сделать одноразовым - в виде огромного изделия №2.
      1. Игарр 6 февраля 2015 14:22
        Вот так секреты и раскрывают.
        От русских фиг что спрячешь, ибо...жизнь такая.
        Зубы рвем через задницу, лодки укутываем презиками...
        Да-а-а-а.
    2. добрый фей 6 февраля 2015 16:15
      Цитата: s30461
      А как счищать "пассажиров" с корпуса? Или сразу всю "шкурку" надо снимать чтобы ракушки и водоросли отчистить?

      Так же как на "Анчаре", на сорока узлах всё отлетит нахрен. Правда, вместе с пупырчатой резинкой.
      добрый фей
  10. Комментарий был удален.
  11. Imigrantt 6 февраля 2015 14:01
    Я конечно не специалист в этой области, и не судите строго!!! Но кажется если устроить микро кавитацию вдоль всего корпуса субмарины, типа акульей шкуры, это более упрощенный способ борьбы с активным сонаром. В принципе это одно и то же Но думается дешевле! hi
    1. killganoff 6 февраля 2015 14:08
      Таким образом уменьшив вторичное поле, увеличат первичное.
      1. Игарр 6 февраля 2015 14:30
        Николай прав.
        Собственно, отражение создает граница раздела сред. Не столько сам металл корпуса отражает звук, сколько то, что за металлом - воздух. Имеющий на порядки меньшую плотность, чем вода.
        ...
        Соответственно, если создать пластину, которая ПЛАВНО будет менять плотность - от плотности воды до плотности воздуха, то такая пластина создаст звуковую невидимость объекта для сонаров.
        Что и делают , в общем-то, эти самые пузырьки в слое резины.
        ...
        Поэтому, пузырить рядом с лодкой, категорически не приветствуется.
        ...
        Как думаете, какой процент звуковой волны отражается от плавательного пузыря скумбрии, скажем.
        А во время нереста, косяк рыбы дает отметку, словно два Нимитца в обнимку под водой шарахаются.
        1. Удав КАА 6 февраля 2015 22:50
          Цитата: Игарр
          Поэтому, пузырить рядом с лодкой, категорически не приветствуется.
          Ну, Игорь, не скажи! Пассивные ГПД именно из этих самых пузырьков и состоят. За этой пузырьковой завесой лодка и "прячется". Потом маневр глубиной, ходом, запуск самодвих. имтатора. Короче -- тактика уклонения от ПЛС.
          Это так.
        2. SerAll 7 февраля 2015 22:10
          Согласен, кто рыболов поймет как эхолот работает,рыбу ищет по пузырьку воздуха
    2. de_monSher 6 февраля 2015 15:34
      Мдя... попробую обрисовать максимально просто все... *))

      Если так прикинуть, навскидку... хм... если у нас будет появляться кавитация, при обтекании корпуса лодки, это может говорить о том что процесс обтекания жидкостью корпуса не носит ламинарного характера. Получим на выходе, "погрызенный" корпус =локальные температуры в пузырьках кавитирующей жидкости, насколько я помню, составляет миллионы Кельвинов, и запредельные давления=... *) Весь двадцатый век, понимаете ли, люди боролись с кавитацией, а вы предлагаете отдать ей на "съдение" новые изделия оборонки... *) Да, и шумно будет, очень - кавитация, по сути, сродни кипению... *))

      Если вы хотите сослаться на "Шквал", так эта торпеда устроена немного по другому. У нее на носу имеется устройство - кавитатор, которая и создает кавитационный пузырь вокруг корпуса торпеды. Причем, стоит отдельно заметить, корпус самой торпеды, по сути не контактирует с этим пузырем, вернее у нас имеется зона активной кавитации на границе, и зону турбулентности - ближе к корпусу. Причем кавитационный пузырь "Шквала", стабилизируется по мере набора скорости самой торпедой. А торпеда, после того как запущена - слепа, глуха, и орет на весь океан, как кашалот с больными зубами... *) Я не уверен, что получится надежно заключить в кавитационный пузырь, лодку с подводным водоизмешением в полторы десятка тысяч тонн, он будет схлопываться при мало-мальском нарушении идеальных условий своего существования... *)

      ВОть примерно и так... *)
    3. SerAll 7 февраля 2015 21:46
      Извиняюсь,мы же вроде проходили по принцыпу Ракета-торпеда "Шквал”
      "Используется инновация – подводное движение объекта в режиме развитого отрывного обтекания. Смысл данного действия – создается воздушный пузырь вокруг корпуса объекта (парогазовый пузырь) и, вследствие падения гидродинамического сопротивления (сопротивления воды) и применения реактивных двигателей, достигается требуемая подводная скорость движения, превышающая в разы скорость самой быстрой обычной торпеды."
      ничего не напоминает?-)))
  12. killganoff 6 февраля 2015 14:06
    Америкосы вообще в области акустических средств обнаружения и противодействия реуспели. Могут даже морскую среду возмущать с целью маскировки ПЛА.
    1. sgazeev 6 февраля 2015 15:57
      Низкочастотный вибратор. negative
  13. турок 6 февраля 2015 14:06
    Цитата: Imigrantt
    Я конечно не специалист в этой области, и не судите строго!!! Но кажется если устроить микро кавитацию вдоль всего корпуса субмарины, типа акульей шкуры, это более упрощенный способ борьбы с активным сонаром. В принципе это одно и то же Но думается дешевле! hi

    Акул не жалко? wink
  14. Abbra 6 февраля 2015 14:08
    Нет, ну интересно конечно. Но к чему это?
    1. леликас 6 февраля 2015 15:22
      Цитата: Abbra
      Нет, ну интересно конечно. Но к чему это?

      А стотысячная тема про Украину интереснее ? Тут хоть чтото новенькое .
    2. Удав КАА 6 февраля 2015 22:58
      Цитата: Abbra
      Нет, ну интересно конечно. Но к чему это?

      Я так думаю....ээээ...во!--- К ДОЖДЮ! Да! laughing
  15. Mama_Cholli 6 февраля 2015 14:09
    Ну предположим если сонар не получает ответного сигнала, либо получает сигнал отличающийся по своим показателям от сигнала отраженного от морского дна то это же можно считать тоже фактором присутствия субмарины.
    Кроме того на настоящий момент лодки из космоса определяют именно по вавитационным завихрениям. В этом случае лодка будет еще более заметна для спутников.
    Надежнее создавать термоклин на лодкой, но опять же скорость возврата отраженного сигнала все равно выдаст объект находящийся между сонаром и дном.
    1. magot 6 февраля 2015 15:02
      Вы не расскажете поподробнее что такое "вавитационные завихрения", и как по ним осуществляется поиск лодок спутниками?)))) И, если не трудно, как создать "термоклин над лодкой"?)))))
      magot
      1. Mama_Cholli 6 февраля 2015 15:29
        Глумитесь, глумитесь. Грамотность, здесь не причем.. Просто попробуйте себе представить буковку "к" вместо буковки "в". Если сможете конечно.

        По второму вопросу, Вы видимо прочитали начало, а конец упустили. Бесполезно это, даже если каким-то образом и получится сделать.
        1. magot 6 февраля 2015 16:12
          Хорошо, поменял. Но я все равно не слышал чтобы из космоса обнаруживались "кавитационные завихрения".))
          Теперь без глума.
          Кавитация - это разрыв сплошности воды (образование пузырьков)при движении в ней физ.тела со скоростью выше определенной. У лодки большей частью происходит на винте, меньшей - на корпусе. Зависит в основном от скорости и глубины. Увеличивает шумность лодки и обнаруживается трактами шумопеленгования гидроакустического комплекса.
          Турбулентность (завихрения) - возмущение в водной среде, образованный движением корпуса лодки и вращением винта. Составная часть кильватерного следа лодки. Обнаруживается неакустическими средствами обнаружения.
          Собственно, кавитация и турбулентность мало связаны. Поэтому я и веселился. Простите, если обидел.
          magot
          1. magot 6 февраля 2015 16:24
            Теперь о спутниках. То, что лодка легко обнаруживается спутником, общепринятое заблуждение. Спутник может обнаружить тепловую и радиационную (а м.б. еще и магнитную) составляющие кильватерного следа лодки. Но след должен для этого всплыть на поверхность (несколько часов, зависит от глубины хода лодки), а спутник - пролететь над ним. Чувствуете вероятность и ценность такого события?)))Так что спутник лодке не угроза.
            magot
            1. magot 6 февраля 2015 16:51
              Про термоклин. Он, грубо говоря, совпадает с горизонтом слоя скачка скорости звука ГСС. И спецы не говорят о термоклине. Звук под водой распространяется не по прямой. Картина акустической освещенности района моря зависит от распределения скорости звука по глубине, что примитивно изображено на рисунке (ГСС - на "в"). Например, чтобы уклониться от обнаружения сонаром надводного корабля, лодка ныряет под ГСС (если он есть, конечно). Создать ГСС искуственно - таких идей еще не было)))).
              magot
              1. Mama_Cholli 6 февраля 2015 17:27
                Ок. Спасибо. Я был неправ и неточен. Плюсов только не дает много наставить Вам.)))
                Я был неправ по поводу кавитационного следа. Действительно пузырьки не могут выдать лодку (тем более винты и конструируют с тем расчетом, что бы не допустить этого явления)
                Имелось собственно ввиду, как Вы правильно указали след лодки оставляемой ей в толще воды. Хоть это занятие действительно ненадежное, но сбрасывать со счетов его не стоит, особенно если это происходит не в открытом океане, а в прибрежных районах. Достаточно понять, что лодка есть в таком-то квадрате и идет таким-то курсом. Вертолет доделает остальное.
                По поводу термоклина я честно сказал, что не представляю собой как это можно создать.
                Видимо поэтому ничего и не создали еще подобного, поскольку идей не было. )))
                Лиха беда начало. Нужно будет сделают.
            2. Комментарий был удален.
          2. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. Удав КАА 6 февраля 2015 23:30
      Цитата: Mama_Cholli
      если сонар...получает сигнал отличающийся по своим показателям от сигнала отраженного от морского дна то это же можно считать тоже фактором присутствия субмарины.
      Если в дистиллированной воде, одинаковой температуры, без морских обитателей и "квакеров". Тогда -- да!
      Цитата: Mama_Cholli
      Надежнее создавать термоклин на лодкой,

      Да ты, мама Джоли, -- не Дед Пихто, а Нептун,ей богу! Это ж какую энергетику нужно иметь!?Чтобы прикрыть лодку "термоклином". Это во-первых.
      А во-вторых, подавляя оптический диапазон, ты тащишь за собой ИК -"покрывало", которое (нужно быть идиотом, чтобы его не заметить!) будет демаскировать лодку, обозначая ее лучше, чем красный фонарь вход в бордель. Но если ты рассуждаешь о "слое скачка", то не всегда до него можно донырнуть или под него залезть, особенно на мелководье. Потом, ГПА отлично себя чувствуют под ним.
      Извини, мама-дед, но -- физика!
      1. Mama_Cholli 8 февраля 2015 16:12
        Ну не специалист я...Ну убедили.)))
        Был неправ.
      2. Комментарий был удален.
  16. TribunS 6 февраля 2015 14:10
    Лучшее - это хорошо забытое старое!
    Ещё в 90-ые годы прошлого века упоминалось (см. с.79: Д.Е.Чегодаев, О.П.Мулюкин, Е.В. Колтыгин. Конструирование рабочих органов машин и оборудования из упругопористого материала МР: Учеб.-справ.пособие ЧастьII. - НПЦ "Авиатор": Самара, 1994. - 100с.), что в стадии проработки находятся вопросы нанесения на поверхности конструкций упругих оболочек из материала МР, выполненных по аналогии с профилем кожи дельфина. Решение данной задачи позволит значительно улучшить акустические и гидродинамические характеристики объектов.
    TribunS
  17. Сосед 6 февраля 2015 14:10
    На разной глубине микрополости будут вести себя по разному. На глубине 100 метров к примеру они сократятся в 10 раз, что обязательно скажется на акустических характеристиках в худшую сторону.
  18. Anchonsha 6 февраля 2015 14:17
    Сейчас на разные открытия в любой отрасли появляются и противодействия на них же. Поэтому тяжело спрятать субмарину в океанских водах, особенно от модернизированных российских самолетов и тем более с космоса.
  19. RusDV 6 февраля 2015 14:17
    Технологии защиты ПЛ - гостайна. Обычно разрешение на публикацию таких вещей дается только для "вброса".... Цель - множественная. Надежда лисицы на то, что ворона прокаркается.... Надежда на то, что удастся натолкнуть чужие КБ на исследования, которые у себя признаны тупиковыми... ну и ещё, по мелочи.... Обсуждать такие вещи (гостайну фактически) на серьезном, но публичном форуме - вредно и несерьезно.
    1. Игарр 6 февраля 2015 14:41
      Олег, привет.
      Гостайна, фактически, заключена в технологии.
      Оттого, что мы скажем, что используем вспененный презерватив, тайна раскрыта не будет.
      Потому что мы не скажем - а КАК мы его вспенили...
      Ротом??
      1. RusDV 6 февраля 2015 14:48
        hi Привет, Игорь. Если бы все следовали этим принципам: не всерьез такие вещи обсуждать - конечно, чего бы не постебаться. Только некоторые, которым что-то действительно известно, приходят в ярость от "тупости" стебающихся... Тут и начинается: "А вот у нас, в Северодвинске..."
    2. VALERIK_097 6 февраля 2015 14:47
      Истину глаголишь!Поэтому воздержусь от комментов этой статьи.Статья ничего полезного не несёт.Клеить это покрытие наносоплями будут и к буксирам поролоновые подушки толщиной 5 метров крепить будут,что-б не дай бог не поцарапать)))))
      1. леликас 6 февраля 2015 17:25
        Цитата: VALERIK_097
        и к буксирам поролоновые подушки толщиной 5 метров крепить будут,что-б не дай бог не поцарапать)))))

        И к каждой льдине обязательно !
  20. Карбышевец 6 февраля 2015 14:19
    О, пля, а че с этим делать! Да все что угодно если раньше требовался кусок резины толщиной 2.5см то теперь от нескольких микрон до нескольких мм. Это какой выйгршь в массе возможно применение на других подводных устроиствах где каждый кг играет роль сосдание гидрокостюмов не видимых для сонаров и электромагнитных импульсов. Да не только в подводном но ив ввоздушном пространстве такие материалы найдут применение. Так что не удивлюсь если наши будут заходить в полводном положении к матрисникам и чекинится возле статуи свободы чтобы потом ы узнавали что у н х были наши подводные лодки из фейсбука
    Карбышевец
  21. Abbra 6 февраля 2015 14:20
    Доиграемся. Нас всех посадят, как хранителей государственных тайн. Если что - я этой статьи не читал.
    1. Игарр 6 февраля 2015 14:42
      Поздно, батенька..
      В одну камеру попросимся, а?
      Будем ВО обсуждать...
  22. Андрей НМ 6 февраля 2015 14:25
    Толщина покрытия на наших ПЛ гораздо толще 2,5 см. Отслоившиеся листы резины использовали в качестве коврика на входе в казарму в перевернутом виде.
    А если погрузиться, то пузырьки сожмутся, и покрытие станет бесполезным. И плавучесть постоянно будет меняться, замучаешься из уравнительной туда-сюда качать. А если пузырьками весь корпус окутывать, то тоже могут возникнуть вопросы с плавучестью. Подождите, а ведь кавитация только прибавляет шумов при схлопывании пузырьков. Да и действительно, что с растительностью делать? Сплошные вопросы.

    Что нам по этому поводу более продвинутые "акустические" форумчане скажут?
    1. Игарр 6 февраля 2015 14:44
      Ничего не скажут.
      Потому что эта заметка - чепуха.
      Надо знать свойства покрытия, надо видеть протоколы испытаний в разных морях, в разные сезоны, на разных глубинах и ходах.
      Тогда можно что-то конкретно говорить.
      1. magot 6 февраля 2015 15:15
        Статья действительно - чепуха, возможно, во многом из-за нескольких перепечаток и переводов. Теория - пока далекая от практического применения.
        magot
        1. Удав КАА 7 февраля 2015 00:05
          Цитата: magot
          Теория - пока далекая от практического применения.
          Техасцы по этой теме пашут, но только в воздушной среде. А принцип один и тот же -- рефракция, дифракция, дивергенция -- все что угодно, лишь бы отраженная волна не вернулась обратно на приемо-излучатель.
      2. Комментарий был удален.
  23. Navigator2013 6 февраля 2015 14:29
    А если оклеить прочный корпус изнутри силиконом ?
    1. Игарр 6 февраля 2015 14:51
      Тогда экипаж будет думать, что они - сперматозоиды, нет?
  24. Portoss 6 февраля 2015 14:38
    Цитата: Kapitan Oleg
    А давление забортное их не сплющит?

    Потому они и размером в 24 мк: Опыт - сын ошибок трудных и Гений парадоксов друг..
    Portoss
  25. KBPC50 6 февраля 2015 14:38
    Обыкновенный вброс хитрых лисиц, а вдруг !? А враг-то подглядывает, подслушивает, подпаивает и девок подкладывает.
    1. RusDV 6 февраля 2015 14:59
      Цитата: KBPC50
      Обыкновенный вброс хитрых лисиц, а вдруг !? А враг-то подглядывает, подслушивает, подпаивает и девок подкладывает.

      Ну, враг... не враг... а вот израильтяне, к примеру, обычно горячо обсуждающие технологии, вдруг на этой теме затихли... Лодки свои не строят, но покупают... задорого... а могли бы и сами...
    2. Удав КАА 7 февраля 2015 00:10
      Цитата: KBPC50
      А враг-то подглядывает, подслушивает, подпаивает и девок подкладывает.
      Ну, брат, ты либо из конторы, либо парторг факультета!!! bully
  26. gladysheff2010 6 февраля 2015 14:39
    Цитата: Андрей НМ
    Толщина покрытия на наших ПЛ гораздо толще 2,5 см. Отслоившиеся листы резины использовали в качестве коврика на входе в казарму в перевернутом виде.

    О ужас!Я это прочитал!Теперь нас всех скопом в лагеря!
    1. Андрей НМ 6 февраля 2015 15:07
      laughing
      В сети миллион фотографий с ободранными боками и мордами. Ну так просто, если кто не видел.
      1. VALERIK_097 6 февраля 2015 15:22
        Соглашусь, есть такие фотографии,но даты обычно на них не ставят.В последнее время заказы чаще стали становится в доки,и соответственно кораблей с битыми "файлами"))практически не осталось.
        1. Андрей НМ 6 февраля 2015 15:47
          А еще от интенсивности "морей" зависит. Дай бог, чтобы ходили чаще. Будут больше морячить - будут более подготовленными. А какая вобла консервированная была!!! Эх, где сейчас такую взять?
          1. VALERIK_097 6 февраля 2015 16:29
            ))) почему была она и сейчас есть,сам не ем ,но жена с дочкой пакет за неделю смолотили.Просто надо иметь знакомых коков(свой паёк отдал),и находиться,то есть проживать за 69 параллелью.))))
          2. Удав КАА 7 февраля 2015 00:21
            Цитата: Андрей НМ
            А какая вобла консервированная была!!!

            А я шоколадки для детей собирал: аленку -- дочке, самолетики -- сыну. (Воблу приходилось менять) Привезешь штук 70-80 -- вот радости-то на детских рожицах было!
            Цитата: VALERIK_097
            жена с дочкой пакет за неделю смолотили.
            Валер! чего ето девушек на солененькое потянуло!? Ты смотри там повнимательней, а то дедом до срока станешь! lol
            1. Андрей НМ 7 февраля 2015 07:42
              Нам "самолетики" не попадались, были "Аленка" и "Сказки Пушкина". Я холостой был, весь шоколад сестренке маленькой отправлял. А вобла была в консерве и картонных восковых ящиках. Валер, ну где на "большой земле" такую взять? Сам сейчас не в Гаджиево? Интересно, как там сейчас... Слышал, "Вертолетки" уже нет.
  27. chelovektapok 6 февраля 2015 14:42
    У китов подглядели. Дельфины и киты косяк сардин окружают пузырьковой ширмой. Рыбки компактно. И "сонар" через завесу не работает. Глушилка получается всей навигации у рыбного сообщества. Следовательно- лёгкая добыча для интеллектуалов океана.
  28. VALERIK_097 6 февраля 2015 14:52
    Цитата: Navigator2013
    А если оклеить прочный корпус изнутри силиконом ?

    Пошутил да?
    1. RusDV 6 февраля 2015 15:02
      Цитата: VALERIK_097
      Цитата: Navigator2013
      А если оклеить прочный корпус изнутри силиконом ?

      Пошутил да?

      Какие шутки...? При бомбежках сильно уменьшается риск сломать позвоночник, например, надо взять на заметку... laughing
      1. Андрей НМ 6 февраля 2015 15:12
        Тогда каждому танковый шлем и мотоциклетную "черепаху"...
      2. Удав КАА 7 февраля 2015 00:31
        Цитата: RusDV
        Цитата: VALERIK_097
        Цитата: Navigator2013
        А если оклеить прочный корпус изнутри силиконом ?

        Такое может придти в голову ИСТИННОМУ НЕподводнику!!!
        "Поддельный силикон горит открытым пламанем, источает едкий запах и черный дым.
        Настоящий силикон горит, как уголь, с белым пламенем, дым так же белый, а запаха при горении почти нет
        http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php am
        Уж лучше тогда сразу поджигать БЗО торпеды! fool
  29. Lance 6 февраля 2015 15:28
    Теория какая то пока одна.. Можно пузырьками.. Можно и войлоком обмотать и мехом от выдр обклеить - будет шерстяная лодка)))
    1. Андрей НМ 7 февраля 2015 09:15
      А если лодку из воды вытащить, её вообще тогда никакая акустика не возьмет!
  30. lexx2038 6 февраля 2015 15:59
    Мозги наши, а патент и право обладания не наш, потому как профессор физики из "Université Paris Diderot" Валентин Лерой...
  31. Tektor 6 февраля 2015 16:07
    Изобрести? Легко. Никто же не говорил, что пузырьки должны быть встроенными в материал. Они могут быть маленького размера и генерироватья на поверхности покрытия лодки. Вот, как или чем генерироваться? - это и есть вопрос. Самый простой способ - это вставить в резину кучу игл от шприцев минимально возможного диаметра капиляра, которые с внутренней стороны встроены в объединённую сеть трубочек, в которые подаётся давление газа, например - углекислого, который растворяется в морской воде.
    1. Комментарий был удален.
  32. duche 6 февраля 2015 17:11
    Где Чубайс?? what Найти и озадачить!! request За неисполнение загнать в НАНО. angry drinks
  33. Связист 6 февраля 2015 17:47
    Этой технологии уже, в среду, сто лет исполниться. Все новое хорошо забытое старое. Отправляю к выпуску книг о подводном флоте 70-х годов. Все уже известно давно. Видимо бабки срубить хотят-не иначе -хотя все уже и так используется.
  34. kuz363 6 февраля 2015 21:53
    Здесь поле деятельности нанотехнологий рыжего Чубайса.
  35. polkovnik manuch 6 февраля 2015 23:40
    А про эту Су.. рыжую ,на ночь глядя вспоминать не хотелось-бы. Хотел добавить ,что имеющиеся отечественные технологии и наработки позволяют уже сейчас делать более малошумные покрытия корпусов ПЛ ,лишь-бы время было и "эффективные менеджеры" вместе с (не к ночи будь помянутым Рыжим) НЕ МЕШАЛИ СУДОСТРОИТЕЛЯМ ,А ТОЧНЕЕ ВСЕЙ НАШЕЙ ОБОРОНКЕ.
  36. Thronekeeper 9 февраля 2015 01:34
    Речь идёт о 20-ти микронных пузырьках в слое "микропорки" на внешнем лёгком корпусе. Им-то давление нИмноШка нипочём.А от активных "пищалок", которые амерские подлодные водки разбрасывают по дну - вполне себе защита.
    Вроде на пр. "Ясень" протестированная. Не зря ея считают самой малошумной подлодкой в мире. С "Ониксом" и "Калибром" для пущего ШШастья "потенциальных друзей":-)
    Только мало их, как таблеток от жадности, "и побольше, побольше":)
    С "пассажирами" проблема наиболее объективна. Стандартный патент со "сдираемой шкуркой" с ракушками, для ПЛ в крейсерском походе не применим. Но кто мешает покрыть военное изделие "неэкологиШШной" ртутной краской, известной, вроде, с 40-х годов? Ей же не в инопортах "флаг демонстрировать"?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня