Станислав Тарасов. Закавказье на пороге газового взрыва

47
Станислав Тарасов. Закавказье на пороге газового взрываПосле того, как 1 декабря 2014 г. «Газпром» и турецкая компания Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Черное море в направлении Турции, а затем Москву посетил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, стало ясно, что газопровод «Южный поток» (в интерпретации Анкары — «Турецкий поток») вступил в фазу практической реализации. Во втором квартале 2015 г. Москва и Анкара должны подписать межправительственное соглашение по газопроводу, а первые объемы топлива направят в Турцию уже в декабре 2016 г.

В перспективе на хаб, который будет сооружен на турецко-греческой границе, будут закачиваться значительные объемы российского газа, что делает Турцию, по оценке Zaman, «уже не транзитной, а продающей стороной». Как отмечает турецкая газета, «Москва и Анкара получают выгоды геополитического уровня: Турция усиливает свои позиции в переговорном процессе по интеграции в ЕС, становится „сильной страной“, тогда как Россия не только снимает риски по транзиту газа через Украину, но и укрепляет свои позиции на Ближнем Востоке». Турецкая риторика в отношении Европы стала значительно жестче. Как заявил премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, «Европейский союз опасается усиления Турции и всячески откладывает вступление страны в свои ряды». По его словам, «Анкара не будет умолять о вступлении в ЕС, а мощь Турции будет расти». Министр по делам ЕС Волкан Бозкыр потребовал «изменить переговорный формат между Турцией и Евросоюзом».

Турция вынуждена передвигать фигуры на энергетическом шахматном поле таким образом, чтобы, как отмечает Turkish Daily News, «выйти из эпицентра всемирной коварной интриги». С одной стороны, Турция, потребности которой в газе на 65% обеспечивает Россия, хотела бы диверсифицировать свои источники импорта. Но парадокс в том, что даже соседствуя со странами, обладающими более чем 70% разведанных мировых запасов газа и нефти, Анкара лишена доступа к этим источникам из-за политики, которую осуществляют в регионе ее западные партнеры. А с другой стороны, Турция понимает, что Запад, удерживая соседний Иран в режиме санкций, «привязывает ее к Азербайджану как одному из альтернативных России поставщиков газа».

Когда Анкара стала наводить более устойчивые «энергетические мосты» с Тегераном, на нее оказал давление постоянный представитель США в Международном агентстве по атомной энергетике (МАГАТЭ). В ответ на недавнее соглашение между двумя странами по торговле электроэнергией, американский дипломат предостерег Турцию от общих дел с Ираном. Кстати, сейчас США выступают с аналогичными заявлениями и в отношении российско-турецкого энергетического альянса, загоняя Турцию в «порочный круг геополитических интриг». Даже в Ираке, который может быть одним из поставщиков энергоресурсов, «сохраняется нестабильность на обозримое будущее». В такой атмосфере Анкаре приходится маневрировать, чтобы прикрывать «главные направления действий».

Евросоюз играет на руку американцам. Заместитель председателя Еврокомиссии (ЕК) по Энергетическому союзу Марош Шефчович подтвердил ранее высказанное в Москве суждение о том, что «российский проект поставок газа в Турцию является экономически несостоятельным», якобы объем газа «не может быть востребован в Европе». Если это так, то почему Брюссель продолжает считать TANAP «приоритетным» для себя? Более того, еврокомиссар по вопросам изменения климата и энергетики Мигель Ариас Каньете заявляет, что «главным энергетическим союзником Европы являются США, необходимо вывести трансатлантическое партнерство на новый уровень и подумать о свободной торговле газом через Атлантику» (отдаленная перспектива — С.Т.). Старый Свет не оставляет надежды «начать осуществление европейской концепции доставки газа через „Южный газовый коридор“, в систему которого входит TANAP» (ближняя перспектива — С.Т.).

Откровенно высказался и спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам энергетики Амос Хохстейн, обозначив намерение сократить к 2020 г. долю России на восточноевропейском газовом рынке до 20%. Чтобы добиться поставленных целей, Америка готова прокладывать новые газопроводы и строить терминалы для хранения сжиженного газа в Европе. Вашингтон продолжит давление на европейские столицы, в том числе и на Анкару, которая оказывается в эпицентре затеваемой газовой игры. Однако в этой партии Вашингтон может выиграть у Анкары только в том случае, если ему удастся заставить Брюссель обозначить конкретные сроки по ее вступлению в ЕС, что маловероятно, но именно так формируются сюжеты очередной энергетической интриги. Как утверждает итальянская Il Legno Storto, «Южный поток» становится «препятствием» для «Трансанатолийского газопровода» (TANAP) в деле поставок азербайджанского газа в Европу, запланированных Европейской комиссией для диверсификации энергетического импорта и уменьшения зависимости от России". Поэтому Запад переносит интригу в сферу турецко-азербайджанских отношений, чтобы, как пишет Associated Press, «через пару лет начать поставки энергоресурсов в Европу в обход России, по южному коридору из Каспийского региона через Азербайджан, Грузию и Турцию».

На днях один из азербайджанских информационных порталов отметил, что «Турция, хотя и является стратегическим партнером Азербайджана, в нынешних условиях на газовом рынке она пытается урвать от этого пирога кусок побольше, прибегая к открытой спекуляции и все глубже втягиваясь в эту достаточно сложную игру». Агентство Haqqin.az признало, что «Путин и Эрдоган переиграли Баку и Брюссель», а «Анкара в данном случае подставила Баку». В свою очередь, глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан заявил следующее: «Если мы рассматриваем Южный газовый коридор как единство сети газопроводов, которые будут реализованы одновременно, то почему-то TANAP длиной 1910 км будет завершен на территории Турции уже в 2018 году, а TAP длиной всего 870 км будет сдан только в 2020 году. То есть азербайджанский газ поступит на европейский рынок лишь во втором квартале 2020 года. С этой точки зрения не совсем ясно, насколько Европа искренна в вопросе импортирования азербайджанского газа на свои рынки».

Теперь, как пишет турецкая Dunya, «исход интриги будет зависеть от того, способен ли TANAP выставить сопоставимый с „Южным потоком“ объем газа и получить эксклюзивные права на подпитывание газом южного крыла Европы — Греции, Италии, Албании». Именно в таком ключе во многих азербайджанских СМИ подается заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, который после недавнего совещания в Ашхабаде со своими коллегами из Азербайджана и Туркмении призвал последнюю присоединиться к TANAP. Но если Чавушоглу произносит слова, то его коллега по правительству, министр экономики и природных ресурсов подписывает соглашение с «Газпромом» о начале реализации «Южного потока», совершая дела.

В целом такое развитие событий Москву пока устраивает. Однако это может не устраивать Баку, который стремится подключить Ашхабад к TANAP в обход договоренностей по правовому урегулированию Каспия, рассчитывая столкнуть Анкару и Москву. Не является секретом и то, что в Закавказье у Азербайджана имеются сложные отношения с Арменией из-за проблемы Карабаха и непросто складывается диалог с соседним Ираном. С другой стороны, Баку старается сохранить хорошие отношения с Вашингтоном и Тель-Авивом. Поэтому смыкание на одной плоскости затеваемой Западом «газовой интриги» с геополитическими проблемами способно создать в регионе «гремучую смесь», способную дестабилизировать ситуацию в регионе. Хаос предотвратит только новая парадигма внешней политики Азербайджана.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    7 февраля 2015 18:17
    На днях один из азербайджанских информационных порталов отметил, что «Турция, хотя и является стратегическим партнером Азербайджана, в нынешних условиях на газовом рынке она пытается урвать от этого пирога кусок побольше, прибегая к открытой спекуляции и все глубже втягиваясь в эту достаточно сложную игру»
    - и молодцы, ПРАГМАТИКИ, они очень трезво смотрят на происходящее в мире и работают ради своего величия, и когда они его смогут достичь, то и многие другие страны захотят оказаться по "их крылышком". России бы этот момент не пропустить бы.
    1. +10
      7 февраля 2015 18:25
      Цитата: svp67
      - и молодцы, ПРАГМАТИКИ, они очень трезво смотрят на происходящее в мире и работают ради своего величия, и когда они его смогут достичь, то и многие другие страны захотят оказаться по "их крылышком". Росси бы этот момент не пропустить бы.

      такие прагматики обычно у разбитого корыта остаются...А России ни под чье крыло уже давно не нужно.
      1. +6
        7 февраля 2015 18:32
        Цитата: Hronyaka
        такие прагматики обычно у разбитого корыта остаются..
        Но значительно реже, чем "щедрые души"
        Цитата: Hronyaka
        А России ни под чье крыло уже давно не нужно.
        Конечно, но вот я бы был не против, что бы под наше крылышко, видя наше процветание стали проситься другие государства...
        1. +2
          7 февраля 2015 20:12
          Цитата: svp67
          Конечно, но вот я бы был не против, что бы под наше крылышко, видя наше процветание стали проситься другие государства...

          а вот с этим я полностью согласен drinks
          тысяча +
      2. +3
        7 февраля 2015 19:03
        Цитата: Hronyaka
        такие прагматики обычно у разбитого корыта остаются...А России ни под чье крыло уже давно не нужно.



        Турцию лучше иметь в друзьях...
        1. +3
          7 февраля 2015 20:13
          Цитата: drop1
          Турцию лучше иметь в друзьях...

          обеими руками за. Но сильно хитропопых нужно ставить на место.
          1. +5
            7 февраля 2015 20:54
            Цитата: Hronyaka
            Но сильно хитропопых нужно ставить на место.

            и я за , НО!!!!! как говорят дипломаты -
            наши "партнёры" не согласны .
            7 февраля 2015
            Байден запретил России использовать энергию, как инструмент шантажа
            "Ни Россия, ни любая другая страна не может использовать энергию как инструмент шантажа по отношению к другим нациям. Мы давно знаем, что зависимость от единого ресурса энергии является большой проблемой", — заявил Байден.
            http://ruposters.ru/archives/11640
            1. +6
              7 февраля 2015 22:34
              Цитата: Дрюня2
              "Ни Россия, ни любая другая страна не может использовать энергию как инструмент шантажа по отношению к другим нациям. Мы давно знаем, что зависимость от единого ресурса энергии является большой проблемой", — заявил Байден.

              belay Чо, и Великоукропии низзя? Или использование энергии как элемента шантажа третьими лицами нарушает авторские права великоукров? what
      3. 0
        8 февраля 2015 04:45
        Цитата: Hronyaka
        Цитата: svp67
        - и молодцы, ПРАГМАТИКИ, они очень трезво смотрят на происходящее в мире и работают ради своего величия, и когда они его смогут достичь, то и многие другие страны захотят оказаться по "их крылышком". Росси бы этот момент не пропустить бы.

        такие прагматики обычно у разбитого корыта остаются...А России ни под чье крыло уже давно не нужно.



        В наши юношеские годы, было в ходу такое изречение: "Смотришь в книгу, а видишь фигу...!"
        В данном случае, вполне уместно...!
    2. +5
      7 февраля 2015 19:49
      СРОЧНО Турция и Газпром определили точки сухопутной части маршрута нового газопровода из РФ
      19:08 7 Февраля 2015 года

      МОСКВА, 7 фев /ПРАЙМ/. "Газпром" и Турция определили ключевые, реперные точки маршрута и технические решения газопровода на территории Турции, объем поставок российского газа на границу с Грецией составит 47 миллиардов кубометров в год, говорится в сообщении российской компании.

      Ранее предполагалось, что по новому газопроводу по дну Черного моря в Турцию будет поставляться 63 миллиарда кубометров газа в год, из них порядка 13 миллиардов кубов потребителям Турции, остальное будет направлено на газовый хаб на границе с Грецией для потребителей европейских стран.

      "При проектировании газопровода будут учтены возрастающие потребности в природном газе в районе Стамбула, в связи с этим уточнен объем газа который будет поставляться на границу Турции и Греции - 47 миллиардов кубометров", - говорится в сообщении.
      1. +4
        7 февраля 2015 20:13
        Цитата: anfil
        СРОЧНО Турция и Газпром определили точки сухопутной части маршрута нового газопровода из РФ
        19:08 7 Февраля 2015 года

        уже читал)) Думаю хунта в Киеве волосы рвет на том месте, которым сидит и думает.
    3. 0
      7 февраля 2015 20:29
      Хочешь сказать,что Россия уместится под крылом у Турции? Не смеши п...у она и так смешная.
    4. 0
      7 февраля 2015 23:30
      Надо конкретнее комментировать. Кто ПРАГМАТИКИ? азербайджанецы или турки?
    5. 0
      7 февраля 2015 23:36
      Вова не пропустит!!!!!!!!!!!!!!!!!! good
  2. +6
    7 февраля 2015 18:24
    Сближение влиятельных соседей, на пусть только пока на экономическом фундаменте ,пойдет на пользу всему региону. Турки поняли, что хватит "искать врагов по соседству,а друзей за морем",это выгоднее и спокойнее.Козырный ход российской внешней политики...Ничего не дала Турции дружба с гейропой ,только напряжение с соседями и фактически поражения ,что в Первую мировую войну,что во Вторую . Да и сейчас европа постоянно пинает их и отталкивает протянутую руку...
  3. +4
    7 февраля 2015 18:42
    Ну, ничего не ново под Луной, "Путь из варяг в греки", повторяется в газовом вопросе. В Царьграде сходились два важнейших торговых пути, где вышеуказанный пересекался с "Великим шелковым". Турецкая империя захирела, когда торговые пути изменились. А тут такая возможность не "стучаться в дверь" Европы, а держать их на "подсосе", ставки резко возросли. А азербайджанцам придется сильно задуматься: "Эрдоганслил..."
    1. -2
      7 февраля 2015 19:01
      Цитата: хрыч
      А азербайджанцам придется сильно задуматься: "Эрдоганслил..."

      Чем слил Эрдоган Азербайджан или европейцы??Этот Тарасов выдает одни и теже статьи под разными заголовка и довод у него один азербайджанский сат Хаггын сказал.
      Азербайджанский газ будет продаваться и в Турции и в Европе.Никто не хочет зависеть от России,не имея альтернатив,а Азербайджанский газ везде будет востребован.
      1. +4
        7 февраля 2015 19:29
        "Южный поток", еще несостоявшийся, но уже заколбасил "Набукко", но кроме того в отказе от строительства Южного, многие не обратили внимание, что кроме морского участка, Газпром должен был за свой счет строить дальше, вплоть до Австрии и Италии, под самое рыло потребителю. От турецкой границы, Путин предложил европейцам самим строить, а это уже им придется самим раскошеливаться. В случае Азербайджана, все эти Набукки и куча других проектов, опять подразумевало вложение в стройку прежде всего мировых лидеров, а та ветка, про которую Вы говорите, скромный ТАНАП, за свои деньги ничего не меняет, стратегического значения нет, только локальный характер, значит и влияние на политику минимальное. Сейчас связь РФ и Турции, автоматически приведет к сближению в политической сфере. Если касаемо нерешенного территориального спора, то в данном случае Турция просто не будет его поддерживать, но война откладывается и это уже не плохо.
  4. +7
    7 февраля 2015 18:47
    Автор или эксперт не правы в отношении Азербайджана, Турция или Россия всегда надет чем убедит Азербайджан. Вашингтон и Брюссель далеко,чем Россия и Турция, понимают каждый Азербайджанец. Алиев никогда не будет ссорится ни Анкарой, ни Москвой,компромисс с Баку по газовым проектам Москва всегда найдут.
    1. SSR
      0
      7 февраля 2015 18:59
      Цитата: avvg
      Автор или эксперт не правы в отношении Азербайджана, Турция или Россия всегда надет чем убедит Азербайджан. Вашингтон и Брюссель далеко,чем Россия и Турция, понимают каждый Азербайджанец. Алиев никогда не будет ссорится ни Анкарой, ни Москвой,компромисс с Баку по газовым проектам Москва всегда найдут.

      Надеюсь что вы правы. Главное что бы Ильхаму желтая вода в голову не ударила, а то он как перекати поле местами был. Габалу мы еще помним.
    2. +3
      7 февраля 2015 19:05
      Цитата: avvg
      Автор или эксперт не правы в отношении Азербайджана, Турция или Россия всегда надет чем убедит Азербайджан

      Автор вообще не компетентен.
      Турции нужен газ из Баку,как альтернатива и как самая дешевая из других.
      Цена на Азербайджанский газ 350,а на российский от 420,а у Ирана еще выше.
      России азербайджанский газ тоже не мешает,поскольку объемы не сравнимы.
      Единственное все будет по другому если Ашхабад подключится,тогда да уже другой разговор.Вот только с какого перепугу автор взял,что Баку лоббирует постройку газа по дну Каспия??
      Да Азербайджан сказал он не против и эти дела между Баку и Ашхабадом,но не будет вкладывать деньги и еще,что-то поскольку это нужно Европе,пусть лоббирую финансируют,мы предоставим свои территории,как транзитная страна и будем получать свои дивиденды.Вот и все.И поэтому был забыт Набукко,а Азербайджан за собственные деньги начал строить менее мощный ТАНАП.
      1. +5
        7 февраля 2015 19:52
        Если покупатель(Турция) азербайджанского газа дает гарантии выкупа всего объема, то естественно Баку это выгодно. Вообще-то не вижу конкуренции между ТАНАП и Турецким потоком в Турции, т.к. конечный потребитель в ЕС.
        А в ЦА ветра другие. Тут туркмены и узбеки в порядке - у них альтернатива на Востоке работает и расширяется, и планы с Ираном на юг (Пакистан и Индия)в головах. Страны ЦА и Иран бодаться с Газпромом за европейский рынок газа не будут - тут уже "древние" договоренности и корни. А Иран сейчас в лице РФ ищет "гаранта стабильности". Европа альтернатив в обозримом будущем не увидит (газа).
        Запад своими цвет. революциями, арабской весной, "демократией и правами" человека, гейпарадами и санкциями заставляют страны АЗИИ "искать счастье и мира" с другими странами. Они сильно просчитались, когда думали, что Азия поддержит западные санкции. Уровень западных политиков ниже плинтуса - дальше своего носа не видят, сплошная спесь и высокомерие! Турки их переиграли, как котят в газовом вопросе - у турецкой экономики появился газовый локомотив - они такой шанс не упустят.
        1. +3
          7 февраля 2015 20:08
          Всегда полезно взглянуть на карту, на пути туркменского газа в КНР, Индию и Пакистан, стоит многострадальный Афганистан, и отгадайте, кто его контролирует. Иран же туркменам не помощник, сам сидит на нефти и газе.
          1. 0
            7 февраля 2015 23:40
            Карта - это хорошо. Дело в том, что в реале, туркменский газ уже идет в Китай. По трем ниткам газопровода Китай уже получил 25 млрд. кубов только в 2013 году. И Китай уже закупил все излишки туркменского газа. Объем поставок планируется увеличить до 65 млрд. кубов (сравните с Турецким Потоком). Это и есть основная причина смерти не только Набукко, но и американского проекта TAPI.

            Набукко можно реанимировать только в одном случае - если снять санкции с Ирана. Это будет означать крах всей стратегии Штатов на Ближнем Востоке за последние 20-25 лет, получение Ираном необходимых средств для модернизации и смерть (в перспективе) Израиля. Вся картинка Ближнего Востока изменится. Нереально на данном этапе.
            1. +2
              8 февраля 2015 09:51
              Есть такой проект газопровода ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия)
              Есть такой проект "Шелковый путь", газопровод из Ирана в КНР, но не через Афган, а через Туркмению, узбеков и далее (т.е. в обход Афгана, не от хорошей жизни) строящийся газопровод, а пробная ветка с Туркмении в Китай уже действует.
              До того туркмены вынуждены были весь экспорт отдавать России.
              В данном случае для России это выгодно, т.к. приходилось покупать туркменский газ и переправлять в Европу, до 20% наших поставок в Европу был туркменский газ. Теперь не надо и туркмены от Европы отрезаются. Но это страшно раздражает США и Израиль (Иран вырывается к КНР), а у них есть ИГИЛ и пр. Подрывать "Шелковую" трубу будут в Узбекистане, где ячейки работают.
              Набукко, Катарский газ и пр. должны были пересекаться в Сирии, однако, что там происходит мы знаем и, что Россия не дала снести Асада, а значит там нестабильность будет последующие 10 лет это точно, а инвесторы не дураки.
              Невте-газопровод в обход Пакистана по морю, из Ирана в Индию, планирует Газпром (опыт Северного потока однако)...
              Это лирика, а выводы:
              1. Россия так или иначе лишилась конкурентов на Европейском рынке (Действия в Сирии, зарили туркмен, вынудив смотреть в другую сторону и пр.).
              2. России самой не надо забирать туркменский газ.
              3. Россия столкнула лбами КНР и США, правда скоро, как обычно там потечет кровище, но Америку из Киргизии (Манас) вытурили...
              4. Россия лишилась в этих проектах сильного лоббиста - Турцию, которая просто счастлива, отстанет от Сирии, плюнет на Туркмен и пр.
              Вывод из выводов, все нынешние войны (ИГИЛ, Донбасс, Афган), газовые войны, Россия одерживает победы на всех фронтах и даже в Ср. Азии, хотя внешне кажется наоборот. Прогноз - революция и хаос в Узбекистане ... конечный продукт, великая война по "Шелковому пути" между приличной сухопутной армией КНР и НАТО, перспектива России добить победителя, что в свое время хотел КНР, при противостоянии СССР и НАТО.
              1. +2
                8 февраля 2015 11:46
                С этим трудно поспорить. То, что нестабильность является следствием нехватки ресурсов можно считать доказанным. А можно и опровергать. Оппоненты тут же заявят, что нефти в мире полно (до 2 млн. баррелей ежедневно), что газом затарены все емкости. Но дьявол, как всегда, в деталях. А детали говорят, что свободных энергоресурсов для финансового (очень важно)капитала нет. Есть ресурсы для промышленного капитала. То что мы видим сейчас это не война Запада против России (это частный случай). В глобальном масштабе идет война финансового капитала против промышленного.

                Война в Сирии началась из-за газопроводов. Это верно. Потому то основным спонсором всех революций на Ближнем Востоке стал Катар. Но тогда-не теперь. Цена на газ в Европе упала. Катар сейчас делает ставку на Дальний Восток, где цена на СПГ почти на сотню вечнозеленых выше.

                Беда в том, что делать прогнозы - очень сложно. Особенно сейчас. Возвращаясь к статье - мне не понравился анализ. Слишком поверхностный и как следствие - неверный. Дестабилизация в Средней Азии очень возможная вещь. Сатановский предрекает уже этой весной. Меня больше волнует дестабилизация в Азербайджане. А у нас Исламский фактор становится ощутимым. Это не есть хорошо. И потому то всякие высказывания о причинах охлаждения отношений между Азербайджаном и Турцией, Россией и Ираном я считаю прямой провокацией и созданием сложностей для России. То что для Азербайджана трудностей не будет - это факт По той простой причине, что у покойника трудностей не бывает.

                Но вот я задал вопрос - каков бонус России, если поссорить Азербайджан и Турцию. Но ответа не последовало. Мы все в одной лодке. И выгребать надо вместе. Как говорил классик "если мы не будем держаться вместе, то будем висеть поодиночке".
                1. +2
                  8 февраля 2015 12:23
                  Мало того нормализация отношений России и Турции, должно привести к сближению Азербайджана и России, а также ослабления влияния англо-саксов на Закавказье, где в 8 году, между прочим просто Россией велась война, хоть и молниеносная, но все же это делать пришлось. У НАТО без Турции сухопутного выхода в Закавказье просто нет, а в Прикаспийский регион нет выходов вовсе. Единственное Запад Эрдогану может этого не простить ибо пробная цветочная свара уже была, военные масоны-кемалисты уже готовились его грохнуть и пр. Понятно, что Эрдоган не может простить Западу создание Курдистана, а тут протянутая рука Москвы и пр., но Запад не надо недооценивать, России проще, у ней волшебный ракетно-ядерный мечь, чего нет ни у кого, если только Китай его пытается создать.
                  1. +2
                    8 февраля 2015 12:42
                    Эрдоган наломал столько дров, что его нынешнее положение - прямое следствие его глупой политики. Так что пусть сам возит свои саночки. Одно дело что-то говорить с высокой трибуны, а другое - отвечать за свои же действия. Если бы кемалисты в свое время свалили бы Эрдогана, поверьте, хуже не стало бы. Это он сейчас прозрел. И то не до конца. Он приложил массу усилий, чтобы сделать создание Курдистана фактом.

                    То что сейчас отношения с РФ у него налаживаются - это не показатель его хорошего отношения. Просто до человека дошло, чем может кончиться заигрывание с Западом.
            2. +2
              8 февраля 2015 09:58
              Когда туркменский газ идет в НАТО, туркменбаши живее всех живых, когда газ пошел мимо, будет мертвее мертвого. Такова реальность современной политики и борьбы за контролем над ресурсами.
              Когда начался новый передел и противостоять гегемону было не кому, НАТО вошло на БлВосток в Ирак, Сирия (Россия) их остановила и они завязли, второй основной фронт ЦА, НАТО вошло в Афган, агрессия будет остановлена в районе Казахстана ...
              В Европе НАТО остановлено в Крыму и на Доннбасе ...
          2. Комментарий был удален.
  5. +8
    7 февраля 2015 18:49
    Туркам с неба свалилось такое счастье. Украина зарезала курицу, несущую золотые яйца, а турки начнут вскармливать элитного цыплёнка. И если Европа в 18-19-20 веках, не смотря на силу и восточную хитрость, использовала Турцию в своих интересах, зачастую сталкивая с Россией, то теперь турки будут иметь реальную возможность если не диктовать условия, то хотя бы заставить себя уважать...
    1. +6
      7 февраля 2015 18:51
      если не диктовать условия

      Именно диктовать, Украина и ЕС, и РФ просто шантажировала, а неразумные Болгары начали шантаж ещё до того ... и остались просто в заду, вот такие братушки, мать Россию пинанули, теперь будут у турок ..., ну как коктейль через трубочку.
  6. +4
    7 февраля 2015 18:51
    Когда Турция подсядет на нашу трубу, обратного пути не будет, т.к. ей понравится!
  7. +1
    7 февраля 2015 19:16
    Новый этап передела мира, в котором запад проиграл
  8. +4
    7 февраля 2015 20:07
    Не надо забывать и про Грецию. Трубы то по ней пойдут! Греция займет место укропии, но шантажировать будет гейропу, а не Россию. Попробуй теперь откажи Греции в кредитах. Закроют кран, и ку-ку.
    1. +6
      7 февраля 2015 20:20
      Мало того, Коллега, Греции просто нужно валить из ЕС, и кредиты ей и не понадобятся, бабло само потечет в бюджет, а так это территория, как бы и не Греции, а ЕС и денежки мимо потекут. Также и Турции сейчас просто ЕС по боку, они от ЕС хотели прежде всего экономических преференций и равноправного права торговать на этом самом богатом рынке. Газ для турок даст ещё возможность подхлестнуть промышленность, где у них пока, как у китайцев, преимущество только в дешевизне рабочей силы, а тут ещё дешевые энергоносители. Этот ход ВВП сродни удара по тестикулам...
    2. 0
      7 февраля 2015 20:38
      Есть мелкий момент о котором не надо забывать. Мир сейчас меняется стремительно. Если Греция выйдет из ЕвроСоюза, то хаб на границе с Грецией уже не будет на границе ЕвроСоюза. И придется тогда как-то выходить из положения. Европа просто заявит, что условия контракта нарушены ГазПромом и газ на границу ЕвроСоюза не доставлен.

      Тогда придется или строить газопровод по территории Греции (а кто платить будет). Европа не будет, потому что по условиям контракта ГазПром обязан поставить газ на границу, Греция не сможет, опять расходы ГазПрома. Лучшим вариантом смотрится строительство завода СПГ на турецком хабе и потом кто хочет тот пусть и забирает по спотовым ценам.
      1. +4
        7 февраля 2015 20:50
        Нет, Коллега, сжиженный газ подразумевает две вещи - Заводы по сжижению и обратно, а также флот газовозов, наверное самых дорогих гражданских кораблей. И самое главное тогда уж сжижать вообще проще в России и не городить газопровод, от турецкого порта гнать газовоз или с Новороссийска, разница не велика. Но цена будет соответствующая и рентабельность просто этого не позволит, весь смысл в дешевизне трубного газа.
        1. +2
          7 февраля 2015 20:59
          Флот газовозов есть на Западе. И сейчас активно пополняется. В конце концов - это ведь фишка Запада СПГ. Вот пусть и тратятся. Конечно же можно гнать и из российских портов. А каких? Турция вряд ли разрешит газовозам проходить Босфором. Это кстати, было одной из причин, почему Украина так и не построила завод СПГ. Хотя в случае с Украиной имел место и банальный откат и обман. Но из Новороссийска никакой газовоз через Брсфор не пройдет. Лично я бы не разрешил. Такую бомбу проводить рядом со Стамбулом....
          1. +2
            7 февраля 2015 21:18
            Нет такого флота и нет сети заводов (достаточного количества). А сколько стоит завод, а к нему надо инфраструктуру, кормить штат рабочих, да и завод сам потребитель энергии, ну и флот требует тоже. Чуть меньше половины потребляемого газа Европой - свой, треть русский, оставшиеся 20% из остального мира и практически всё трубный газ. Мало того США не ранее 2016 года смогут построить заводы по сжижению на восточном побережье, чтоб хотя бы только предложить Европе поставки, а со сланцем у них начались проблемы, а вернее массовое банкротство. В течении же ближайших 20 лет, Европа будет покупать более 70% газа извне. Но под русский газ уже заточена инфраструктура и прежде всего локомотива европейской промышленности - Германии. И, что вы предлагаете её менять, а сколько это будет стоить, а вообще это возможно, если началось все ещё с советских времен, мало того ряда хранилищ и пр. совладелец просто Газпром.
            1. 0
              7 февраля 2015 21:33
              Мы говорим о разных вещах. Или все же об одном. Просто не понимаем друг друга. Начнем сначала.

              Первое. Вы полностью правы в своих постулатах. Как раз я их не опровергаю. Постулат первый - самый дешевый газ - трубопроводный. Есть деталька (на расстояниях не свыше 4000 км) Постулат второй - Европа без российского газа не обойдется. Постулат третий - газовозы активно строятся. Верфи завалены заказами. Поверьте на слово. Причина - Газ из Катара, и США. Причем из обоих пунктов газ в основном пойдет не в Европу, а в Азию.

              Теперь вернемся к нашим баранам. Я предлагаю строить завод СПГ на побережье Турции с границей с Грецией. Это не отменяет газопровод в Европу, но делает газовый хаб более гибким к любым коньюктурам. Если Европа взбрыкнет, то газ спокойно через Средиземное море пойдет в Азию, а Европа облизнется.

              Второй момент, что случится, если через два года Греция выйдет из состава ЕвроСоюза? Тогда придется переносить хаб на границу с Европой. Лишние расходы.

              Кто получит дешевый газ? Германия по Северному Потоку и Турция по Турецкомк потоку. Остальной Европе придется платить. И платить много. Но я бы Европу не жалел. За все хорошее надо платить, в том числе и за санкции.
              1. +1
                7 февраля 2015 21:46
                По одной из версий, включение в ЕС стран Восточной Европы, для хитрого Запада был выгоден из-за русских углеводородов, т.к. полякам и пр. просто не надо платить за транзит, они же - поляки обслуживают трубы, да ещё и платят за потребление, кроме того ЕС они не шантажируют. Вот Украина (Лукашенко также, просто в меру) и газ успевает просто тырить, за транзит получать деньги и всех шантажировать, получала от обоих невозвратные кредиты, так её и разделили между ЕС и РФ, в общем грохнули, как государство. Есть версия, что все согласовано (уже Саркози про Крым сделал странное заявление), один Обама ничего понять не может, но месиво идет, а газ идет своей чередой. Смысл такой, что Украина, вернее то, что от нее останется, так и останется основным транзитером русских углеводородов, а Южный поток в этом случае просто не нужен. Повторю - это версии.
  9. +2
    7 февраля 2015 20:33
    Статья очень поверхностная. А ссылаться на Хаггын вообще никуда не годится. Мнение И.Шабана более весомо, но как раз он ничего о сливе не говорит. Азербайджанский газ уже идет в Турцию, Сильно увеличить поставки трудно. Привлечение Туркмении под большим вопросом. Во-первых из-за недостатка ресурсной базы, во-вторых из-за пограничных споров.

    Мнение С.Тарасова о том, что "Баку старается сохранить хорошие отношения с Вашингтоном и Тель-Авивом " это опять-таки домыслы автора. Отношения настолько "хорошие", что послу США едва на дверь не указали, а Израиль уже сколько лет недоумевает почему в Тель-Авиве до сих пор нет посольства Азербайджана.

    Россия построит "Турецкий поток" а азербайджанским 8-10 миллиардам кубов найдется место в турецком хабе. Тем более, что 63 заявленных миллиарда это программа-максимум. А мне кажется, что через 2-3 года, и эта цифра не будет выдерживаться. Российский газ пойдет по "Силе Сибири". А Европа получит как раз то, чего сейчас хочет - СПГ по новой цене не привязанной к нефти. Спотовые цены очень кусачие будут. Так что я пока не вижу, что Москва кинула Азербайджан и Турцию.

    Отдельно пару слов о компетентности автора. Тезис, что Турция сблизилась с Азербайджаном только из-за санкций в отношении Ирана можно привести только если совсем не уважаешь читателей. Это такая большая глупость, что даже говорить больше не о чем.
    1. -2
      7 февраля 2015 20:53
      Хорошо бы вас с турками поссорить
      1. 0
        7 февраля 2015 21:00
        Азербайджан с Турцией не поссорится. Это на сегодняшний день - ненаучная фантастика.

        Если не секрет - а чем это было бы хорошо?
        1. 0
          7 февраля 2015 22:13
          Ваше якобы братство с турками основано на армянофобии.
          1. 0
            7 февраля 2015 23:19
            Господи, а при чем тут армянофобия? Не хотите в зеркало взглянуть?

            Вот С.Тарасов пишет, что это из-за санкций в отношении Ирана, Вы пишете об армянофобии. Ерунда в обоих случаях. Но Вы так и не написали в чем заключается приз России, если Азербайджан поссорить с Турцией? Это же Ваш тезис? Объяснение будет или нет?
      2. +2
        7 февраля 2015 21:43
        Цитата: MJohn
        Хорошо бы вас с турками поссорить

        Что за странная идея? Как раз с Азербайджаном у нас выстраиваются нормальные, взаимовыгодные отношения без всякого там "братушничества". То же самое и с Турцией. И так и надо - только взаимная выгода, потому что когда начинается "братская" политика, то начинаются взаимные претензии.
  10. -1
    7 февраля 2015 21:08
    То, что в этой партии мы обставилии Баку, неоспоримо, все зависит от политической воли Анкары, чтобы она не повелась на западные " коврижки", хотя воли к самодостаточности у турков не занимать, время покажет, что к чему.
    1. +5
      7 февраля 2015 21:15
      Цитата: Арктидианец
      То, что в этой партии мы обставилии Баку, неоспоримо...

      Как раз это и оспоримо. Вы сравнивать можете? Мог ли Азербайджан с 8 миллиардами экспортного газа соперничать с ГазПромом с 63 миллиардами?

      Что меня не перестает удивлять - так это умение русских юзеров ( или юзеров под российскими флагами) заводить себе врагов. Слава Богу, что в Кремле сейчас сидят более адекватные люди.
  11. +1
    7 февраля 2015 21:24
    Уверен, Россия со всеми "южными" партнерами найдет общий диалог.
  12. +1
    7 февраля 2015 23:08
    Интересно будет, если, не только Греция, но и Турция сделает "Финт ушами" и выйдет из НАТО, попросив Янки убраться из Инджерлика, однако bully
    А ведь вступление Турции в НАТО - как для "братушек" и прибалтов, суть - предварительный взнос для вступления в ЕС. Когда стало понятно, что в ЕС турок не ждут, да и вообще понимают евры только язык силы, хотя бы экономической. Когда США 3 года уже за АБ имеет наглость не платить, но пользоваться. А с Россией разногласия только по сирийскому кризису, причём дела с нефтегазоносным шельфом РФ способна уладить, с США напрягов больше, у них не гондурас, так великий Курдистан чешется, с территориями, отобранными ВТЧ у Турции.
  13. 0
    8 февраля 2015 00:54
    Пока царь рыбачит, Европа может помолчать - неточный перевод одной формулировки, направленной настоящим влиятельным странам, чтобы они угомонились. Они так и сделали. Времена конечно же, меняются, и, вот же ж бывает, иногда ни с того, ни с сего, вопреки повелениям заокеанского худого темнокожего ифрита, мнущего себя джинном (т.е. с бухты-барахты) - возвращаются.
  14. kripto
    +1
    8 февраля 2015 05:28
    Как мир меняется, Турция и Иран (Персия) страны с которыми у нас богатая история "военных отношений", несмотря на традиционную для Востока долгую историческую память, в трудное время оказываются лучшими партнерами России, в отличии от ряда "братских" народов.
  15. dilyanna
    0
    8 февраля 2015 10:36
    Цитата: Дрюня2
    Цитата: Hronyaka
    Но сильно хитропопых нужно ставить на место.

    и я за , НО!!!!! как говорят дипломаты -
    наши "партнёры" не согласны .
    7 февраля 2015
    Байден запретил России использовать энергию, как инструмент шантажа
    "Ни Россия, ни любая другая страна не может использовать энергию как инструмент шантажа по отношению к другим нациям. Мы давно знаем, что зависимость от единого ресурса энергии является большой проблемой", — заявил Байден.
    http://ruposters.ru/archives/11640


    газ - это товар, тем более есть альтернативы от дров начиная, как и конкурентов, раньше как то ведь решали свои проблемы... а кто такой Байден? президент мира??
  16. +1
    9 февраля 2015 17:57
    Ничего страшного для Азербайджана нет! как Россия продает свою газ в Европу так и мы продадим! Все будет хорошо..... это статья очередная ложь С. Тарасова.