Управляемая ракета «воздух-земля» Х-25 (СССР)

Первые отечественные авиационные ракеты малой дальности класса «воздух-земля», Х-66 и Х-23, позволяли с высокой вероятностью поражать малоразмерные наземные цели, однако не были лишены недостатков. Вооружение этих типов оснащалось системами управления с использованием радиоканала. Так, Х-66 автоматически удерживалась в луче радиолокационной станции, а Х-23 управлялась командами с самолета-носителя. Подобное управление обеспечивало приемлемую точность попаданий, однако затрудняло боевую работу. Пилоту самолета-носителя ракеты приходилось удерживать боевой курс до момента попадания в цель, что в боевой обстановке было связано с высокими вероятностями поражения зенитными средствами противника. Для уменьшения рисков требовалось создать ракету с иной системой управления.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-25 (СССР)


С конца шестидесятых годов советские инженеры работали над созданием перспективных систем наведения для управляемых ракет. В частности, велась проработка полуактивных лазерных головок самонаведения. Подобной системой планировалось оснастить модификацию ракеты Х-23 под названием Х-23Л. Тем не менее, в силу определенных причин этот проект остался на бумаге. В 1970 году было решено делать не модификацию существующего боеприпаса, а полностью новую ракету, в которой, однако, предлагалось использовать наработки по существующим проектам.


Головным предприятием проекта Х-25 или «Изделие 69» стало ОКБ «Звезда», уже принимавшее активнейшее участие в создании управляемого авиационного вооружения. Разработку нового оружия вновь возглавил Ю.Н. Королев. За создание лазерной ГСН отвечало ЦКБ «Геофизика». Новую ракету изначально предлагалось интегрировать в комплекс вооружения существующих и перспективных самолетов, из-за чего к проекту с самого начала привлекли ОКБ П.О. Сухого. Предполагалось, что основными носителями изделия Х-25 станут именно самолеты марки «Су».

Создание новых компонентов и освоение перспективных технологий было достаточно сложным делом, из-за чего разработка проекта затянулась на несколько лет. Только в 1973 году удалось приступить к сборке опытных ракет, которые планировалось использовать в испытаниях. Первые пробные пуски показали необходимость дальнейших доработок ракеты, в результате чего работы затянулись еще на несколько лет.

При разработке «Изделия 69» специалисты «Звезды» приняли решение использовать компоновочные решения и некоторые агрегаты, заимствованные из проектов Х-66 и Х-23. Подобный подход к конструированию сулил некоторое упрощение серийного производства новых изделий, поскольку уже было налажено изготовление некоторых компонентов для существующих ракет.

Изделие Х-25 получило обновленный цилиндрический корпус с коническими головным и хвостовым обтекателями. Длина корпуса – 3,75 м, максимальный диаметр – 275 мм. В носовой части корпуса сохранились Х-образные рули, в хвостовой – крыло размахом 850 мм. Компоновка внутренних объемов корпуса была заимствована из предыдущих проектов, однако претерпела большие изменения. Внутри головного обтекателя с прозрачным колпаком разместили аппаратуру полуактивной лазерной ГСН. Позади головного отсека находились рулевые машинки и часть электрооборудования. Среднюю часть ракеты занимала осколочно-фугасная боевая часть, позади которой поместили твердотопливный ракетный двигатель с двумя соплами на боковой поверхности корпуса. Рядом с крыльями находился еще один отсек для автоматики. Системы управления предыдущих ракет располагались в хвостовой части корпуса. Изменение компоновки, связанное с новой ГСН, привело к освобождению хвостового обтекателя и изменению балансировки. Для компенсации потери веса в хвосте ракеты Х-25 поместили сравнительно небольшую дополнительную боевую часть.

За счет применения новых комплектующих ракета Х-25 заметно потяжелела по сравнению со своими предшественниками. Ее стартовый вес достиг 320 кг.

Для ракеты Х-25 был создан новый твердотопливный двигатель ПРД-228 с двумя соплами, вынесенными на боковую поверхность корпуса. Такая силовая установка должна была разгонять ракету до скорости порядка 800-850 м/с. Обеспечивалась дальность полета до 10 км.

Для поражения цели ракета «Изделие 69» должна была нести сразу две боевые части. В средней части корпуса находился блок Ф25-1М общим весом 112 кг с 80-килограммовым зарядом взрывчатого вещества. Вокруг заряда располагались готовые поражающие элементы. В хвостовом отсеке ракеты предлагалось установить дополнительную боевую часть Ф25-2М, имевшую массу 24 кг и заряд 13 кг. Вторая боевая часть предназначалась для решения сразу двух задач: она повышала могущество боеприпаса, а также обеспечивала требуемую балансировку.

Специально для новой управляемой ракеты ЦКБ «Геофизика» разработало полуактивную лазерную головку самонаведения 24Н1. Это изделие было построено по схеме, теперь считающейся классической для подобного оборудования. В состав ГСН вошли неподвижный фотодетектор, подвижный координатор (фокусирующая система), а также блок обработки сигналов и выдачи команд управления. Для наведения ракеты должен был использоваться лазерный луч, направленный на цель. Задачей лазерной ГСН был поиск пятна отраженного света и выработка команд для рулевых машинок.

Изначально предполагалось, что целеуказание будет осуществлять специальная аппаратура самолета-носителя. Для оснащения существующих и перспективных самолетов был разработан контейнер лазерной аппаратуры «Прожектор-1». Он мог использоваться с самолетами различных типов. К примеру, в ходе первых испытаний носителями ракет и контейнера были истребители Су-7БМ и Су-17М.

Основные работы по проекту Х-25 завершились в начале 1973 года. Зимой того же года были проведены первые запуски с самолетов Су-7БМ и Су-17М. В ходе первого этапа испытаний было проведено 36 тестовых полетов с 12 запусками ракет. В одном из пусков с самолета были сброшены сразу две ракеты. Первые проверки показали жизнеспособность предложенных идей, а также позволили выявить имеющиеся проблемы. Конструкторам пришлось провести доводку проекта.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-25 (СССР)


Одна из претензий касалась использованных самолетов-носителей. В связи с этим дальнейшие испытания проводились с применением истребителей-бомбардировщиков Су-17М2, которые оснащались более новым и совершенным прицельным оборудованием. По некоторым данным, в государственных испытаниях 1974 года применялся самолет Су-17М2, прошедший модернизацию и получивший новое обозначение Су-17МКГ («Модернизированный с квантовым генератором»). Самолет-носитель выполнил 69 полетов с 30 пусками ракет. В том же в 74-м испытывался авиационный ударный комплекс на базе самолета МиГ-23БК (МиГ-27К), оснащенный прицельной системой «Кайра».

В 1974 году на вооружение ВВС СССР был принят новый ракетный комплекс в составе управляемой ракеты «воздух-земля» Х-25 и контейнерной системы «Прожектор-1» с лазерным дальномером «Фон». Контейнер позволял отклонять лазерный луч в вертикальной плоскости, благодаря чему запуск ракеты мог осуществляться не только в пикировании, но и в горизонтальном полете. Возможности системы «Прожектор-1» позволяли производить запуск на скоростях 730-1000 км/ч на высотах 500-4000 м. Допустимая дальность пуска лежала в пределах 3-7 км.

При помощи системы «Прожектор-1» можно было поражать цели с круговым вероятным отклонением 6,4 м. Для этого летчик должен был в течение некоторого времени сохранять курс самолета и удерживать прицельную марку на выбранной цели. Поскольку лазерный луч мог перемещаться только в вертикальной плоскости, такой способ применения управляемой ракеты Х-25 напоминал методики использования Х-66 и Х-23. Для надежного поражения цели пилоту требовалось удерживать цель в прицеле на протяжении примерно 10 с.

Вскоре ракету Х-25 «научили» работать и с другими устройствами целеуказания. На самолетах Су-17М3, Су-17М4, Су-25 и МиГ-27М использовались лазерные дальномеры-целеуказатели семейства «Клен». В составе этих систем имелись механизмы, позволявшие отклонять луч лазера в пределах сектора шириной 24° в горизонтальной плоскости и от +6° до -30° в вертикальной. Наибольшая эффективность поражения цели с использованием системы «Клен» достигалась при пуске с пикирования. Тем не менее, летчик имел возможность атаковать в горизонтальном полете, а также делать некоторые небольшие маневры.

Самым совершенным целеуказателем для ракеты Х-25 являлась лазерно-телевизионная система «Кайра», устанавливавшаяся на самолетах МиГ-27К и Су-24М. При ее использовании поиск цели производился при помощи видеосистемы с возможностью увеличения изображения. Наведение осуществлялось в полуавтоматическом режиме: от летчика требовалось удерживать цель в прицеле, а автоматика самостоятельно направляла на нее лазерный луч. При определенных условиях система «Кайра» позволяла атаковать цели не только в передней, но и в нижней полусфере, буквально под самолетом. Для этого оптико-электронный блок с лазером мог «заваливаться» в вертикальной плоскости на угол более -90°.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-25 (СССР)


С конца семидесятых годов советские инженеры работали над дальнейшим развитием управляемой ракеты Х-25. В течение нескольких лет был создан ряд новых модификаций этого оружия, отличавшихся от базового изделия характеристиками, использованными комплектующими и т.д. Кроме того, закладывалась унификация новых изделий по различным компонентам. Список модификаций ракеты, появившихся с начала восьмидесятых годов, выглядит следующим образом:
- Х-25МА. Версия ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения. Новый блок аппаратуры был выполнен в виде отдельного модуля, устанавливаемого вместо базового головного обтекателя. Такие доработки привели к увеличению длины ракеты до 4,3 м. Прочие характеристики остались на прежнем уровне. С конца девяностых годов предлагается зарубежным заказчикам;
- Х-25МЛ. От базовой ракеты отличается набором использованных комплектующих. Кроме того, была применена новая система управления, удерживающая ракету на курсе. Характеристики изделия в основном остались на прежнем уровне;
- Х-25МП. Для уничтожения РЛС противника была разработана ракета с пассивной радиолокационной ГСН. Ракеты Х-25МП оснащались ГСН двух типов: ПРГС-1ВП и ПРГС-2ВП, предназначавшихся для атаки целей различных видов. Как и в случае с изделием Х-25МА, новые системы наведения были выполнены в виде отдельных головных модулей и поэтому увеличивали длину ракеты;
- Х-25МПУ. Усовершенствованный вариант противорадиолокационной ракеты с обновленной ГСН, способной засекать зарубежные РЛС новых типов. Кроме того, ракета имела инерциальную навигационную систему, позволявшую продолжать полет и производить повторный поиск захват цели после срыва атаки;
- Х-25МР. В определенной мере упрощенный вариант базовой Х-25 с радиокомандной системой управления. В хвостовой части корпуса имелся трассер для отслеживания движения ракеты. Управление осуществлялось с борта самолета-носителя;
- Х-25МТ. Модификация с телевизионной системой наведения. За счет некоторых усовершенствований способна поражать цели на дальностях до 20 км. Телевизионная ГСН, как и в других случаях, выполнялась в виде специального головного модуля;
- Х-25МТП. Вариант с тепловизионной ГСН. По своим характеристикам соответствует другим ракетам семейства, однако может использоваться по принципу «запустил-забыл».

Ракета Х-25 использовалась во время конфликтов в Афганистане и в Чечне для уничтожения различных объектов противника. Для целеуказания применялось как оборудование самолета-носителя, так и наземная аппаратура. Полуактивное лазерное наведение обеспечивало приемлемую точность попаданий. В сочетании со сравнительно высоким могуществом боевой части новая ГСН позволяла уничтожать цели противника при минимальном расходе боеприпасов. Ракета Х-25 оказалась более удобным и эффективным средством, чем более старые Х-66 и Х-23 с управлением по радиоканалу.

За несколько лет производства было собрано не менее 20-22 тыс ракет Х-25 всех модификаций. Это оружие до сих пор состоит на вооружении военно-воздушных сил России. С появлением новых управляемых ракет Х-25 уступает им свое место, однако пока остается в арсеналах.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Bongo 10 февраля 2015 07:16
    Публикации небезынтересная и полезная в плане повышения общего образовательного уровня читателей в области отечественного ракетного вооружения. Но меня вот эта фраза заинтересовала:
    Это оружие до сих пор состоит на вооружении военно-воздушных сил России. С появлением новых управляемых ракет Х-25 уступает им свое место, однако пока остается в арсеналах.

    Какую новую серийную российскую ракету можно считать аналогом или полноценной заменой Х-25? Новая Х-38 тяжелее как минимум на 200 кг, что ограничивает возможности носителя.
    Кроме того желательно иметь более простую и недорогую ракету.
    1. Argon 10 февраля 2015 09:58
      Да в том то и дело,что аналоги не нужны,она сама(Х-25)в своем существующем виде уже была"мертворожденной".Для поражения оперативных целей ей не хватало не дальности не мощности.Автомобильный мост с несущей способностью пролета 60т,гарантированно выводился из строя далеко не всегда,даже при попадании 2х ракет,что было полным(стандартным)в БК одного борта,однако одновременный пуск двух ракет штатная аппаратура наведения борта(Су-24)не обеспечивала.Для поражения большинства тактических целей ее мощность была избыточна(как и стоимость),к тому же оставшаяся единица вынуждала серьезно корректировать пилотирование в следствии существенной"ассеметрии"подвески таких машин как Су-17,Миг-27.Мне известно о эксперементах"одновременного"пуска(в одном заходе)по двум разным целям(при наземном подсвете целей)с МиГ-27Д однако при этом почти всегда отмечались разные"нехорошести"(вплоть до остановки)в работе двигателя.Ракета считалась довольно эффективным средством борьбы с судами,малыми кораблями-возможно это справедливо для ракет МА,но я таких ракет в авиации флота не видел.Учитывая то,что ордеры или отдельные корабли это всегда защищенные цели,дальности Х-25;МЛ;МР для поражения хотя и хватало,пилот был камикадзе.А вот модификации П МП МПУ могли быть крайне востребованны и теперь,однако эффективность их ГСН такова что даже на полигоне поразить цель-большая удача(далеко не мастерство)про"в условиях РЭП" даже не заикаюсь.В общем конценцию разработки Х-25-"старые железки-новые системы наведения"считаю ущербной,понимаю что сроки поджимали,да и удешевила она ракету порядком,но в результате получили посредственное изделие.Правды ради скажу,что в лазерных вариантах ракета была надежна,удачно применялась с Су-17 даже пилотами без класса.Наверное первый авиационный образец ВТО"воздух-земля"в СССР который действительно попадал.
    2. Nayhas 10 февраля 2015 10:40
      Цитата: Bongo
      Какую новую серийную российскую ракету можно считать аналогом или полноценной заменой Х-25? Новая Х-38 тяжелее как минимум на 200 кг, что ограничивает возможности носителя.

      Кроме Х-38 ничего нет. То что она тяжелее Х-25, так пора привыкнуть к тому, что у нас развитие идет по экстенсивному пути. Дальность с 10км. выросла до 40км., и масса поползла до 520кг... Хотя возможно Х-38 эволюция Х-29...
      1. Ekogerr 11 февраля 2015 01:05
        Ну чтож вы ребята, между ними ещё как минимум 31ая и противокорабельная 35ая, которая при желании тоже налезает на авиацию.
        Ekogerr
  2. с1н7т 10 февраля 2015 11:49
    А на что её у нас испытывали, в Сиверском, в 82 г., кажется, если она с 74-го на вооружении? Помню, было 2 пуска: первая упала с недолётом, вторая взорвалась через 7-8 сек. после пуска, третью, по-моему, "отбили" от греха подальше. Первая упала оттого, что лётчик после пуска наклонил нос самолёта, а надо было какое-то время её "сопровождать" - это со слов того лётчика.
    с1н7т
  3. Александр1959 10 февраля 2015 12:25
    С Х-25МЛ. по-моему в 1995 году при пусках с Су-25 16ВА, произошел серьезнейший инцидент. Произошла потеря управления ракетой, если так можно выразиться и ее падение в 8 км от Нововоронежской АЭС.
    При проведении расследования было выявлено, что ракета имеет два режима подхода к цели: с "горкой" и без "горки". "Горка" нужна для создания оптимального угла подхода к цели. На Су-25 управление этими режимами не было почему-то реализовано. Срывы наведения этой ракеты происходили и раньше, но списывались на другие причины. Тогда чуть не полетело руководство ИАС 16 ВА. Старший инженер 16ВА по вооружению полковник Рябицкий А.П., рассказывал, что уже был подписан приказ Министра Обороны об его увольнении, который впоследствии был отменен.
    Для проверки реализации доработки по управлению режимом "горка" в Ахтубинске были проведены испытания. Причем первый раз был выдан отрицательный Акт по испытаниям.
  4. rubin6286 10 февраля 2015 13:28
    Статья хорошая, познавательная, как и статьи,посвященные ранее изделиям Х-66 и Х-23. Ракеты Х-66 и Х-23, разработанные в КБ « Звезда» и предназначенные для поражения наземных целей поступали в части почти в одно и то же время, начиная с осени 1968 года. Общим для них было радиокомандное наведение.
    Пуск Х-66 производился с пикирования и для попадания в цель ее нужно было удерживать в перекрестии прицела примерно 8 секунд, после чего происходил «захват» луча РЛС и ракета устремлялась к цели с со скоростью, близкой к 1М. Дальность стрельбы составляла 8-10 км. Теоретически, попасть в цель с круговым вероятностным отклонением 10 м можно было, пикируя с высоты не менее 3 тыс. метров со скоростью примерно 600км/час, практически же, соблюдение этих условий превращало лишенный маневре самолет и летчика в нем в камикадзе.
    На Х-23 была применена радиокомандная система управления с визуальным наведением по трассеру, т.е. телеуправление. Это позволило производить пуск ракеты при скорости самолета от 600 до 1000 км/час на высоте от 80 до 500 м. Угол пуска по отношению к цели лежал в пределах от 2 до 40 градусов. Время телеуправления 27 секунд, дальность стрельбы от 2 до 10 км, КВО примерно 6 метров. Уже можно было « подкрасться» на малой высоте, нанести удар и уйти, используя противоракетный маневр. На практике осуществить это в одноместной машине было сложно, летчики с МиГ-23 часто промахивались, а вот Су-24, где в экипаже был штурман-оператор эту задачу выполняли.
    РакетаХ-25, с полуактивной лазерной головкой самонаведения 24Н1 создавалась в начале 70-х годов и входила в состав комплекса вооружения СУ-17КГ, включающего лазерную станцию подсветки цели «Прожектор-1», находящуюся в контейнере самолета-носителя. Это был первый в мире автономный комплекс вооружения. Прицельная дальность Х-25 в зависимости от высоты самолета-носителя составляет от 8 до 20 км, макс. скорость ракеты -850 м/сек.

    К концу 70-х годов появился целый ряд модификаций ракеты Х-25:
    Х-25МЛ – с лазерной головкой самонаведения 24Н1для поражения малоразмерных целей;
    Х-25МР – с радиокомандной системой наведения малоразмерных наземных и надводных целей, устойчивая к воздействию средств РЭБ противника;
    Х-25 МП с пассивной радиолокационной головкой самонаведения для поражения работающих РЛС противника ( ЗРК «Хок»);
    Х-25МПУ с пассивной радиолокационной головкой самонаведения и инерциальной системой наведения для поражения ЗРК типа «Кроталь» и «Роланд». Дальность стрельбы увеличена до 340 км.
    Х-25МТ. Модификация с телевизионной системой наведения. Телевизионная ГСН, как и в других случаях, выполнялась в виде специального головного модуля;
    Х-25МТП. Вариант с тепловизионной ГСН. По своим характеристикам соответствует другим ракетам семейства, однако может использоваться по принципу «запустил-забыл».
    В войсках эффективность применения модификаций ракеты Х-25 была различной. При использовании системы «Прожектор-1» ракета применялась как Х-66 и Х-23. с пикирования. Для надежного поражения цели пилоту требовалось удерживать цель в прицеле на протяжении примерно 10 с. КВО составляло 6,4 м.
    При использовании других средств целеуказания ( дальномеры «Клен»,телевизионная система «Кайра») стало возможным поражение цели с пикирования с некоторым маневрированием по курсу и крену, а также с горизонтального полета.
    Х-25 – первая ракета класса «воздух-земля», которой можно реально поразить цель. Это подтверждено в ряде локальных конфликтов.Ракетами Х-25 оснащены большинство типов боевых самолетов и вертолетов РФ. С 1992 года эти ракеты предлагаются на экспорт.
    1. Гамдлислям 10 февраля 2015 14:36
      Цитата: rubin6286
      Х-25МПУ с пассивной радиолокационной головкой самонаведения и инерциальной системой наведения для поражения ЗРК типа «Кроталь» и «Роланд». Дальность стрельбы увеличена до 340 км.

      Опечатка произошла. Дальность стрельбы Х-25МПУ состовляма минимальная - 3 км, максимальная - 40 км.
  5. АцКиПаПа, 11 февраля 2015 01:06
    Спасибо автору, за цикл статей по УР воздух - поверхность, надеюсь он продолжится.
    Спасибо за развернутые комментарии - узнаешь много того, что обычно остаётся за кадром, официальных источников. hi
    АцКиПаПа,
  6. Серый 43 2 марта 2015 12:14
    Про эксплуатацию этих ракет был фильм из цикла "Ударная сила"-надо пересмотреть

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня