Индия не оставила надежд на то, что новый российско-индийский транспортник всё же будет создан
По данным газеты, «МТА (Multi-Role Transport Aircraft) будет иметь два двигателя, его максимальная взлётная масса составит 65 тонн. Планируется, что самолёт будет способен лететь с крейсерской скоростью 800 километров в час, дальность его полёта достигнет 2,5–2,7 тыс. километров, а практический потолок – 12 километров». Разработкой занимается КБ Ильюшина.
Правда, ожидание Индии затянулось – оно длится с 2000 г. Именно в этом году было подписано предварительное соглашение. Машина должна быть разработана на базе Ил-214.
Предполагалось построить 205 таких самолётов, из них 45 обещало закупить Минобороны Индии, 100 единиц остались бы в РФ, а 60 – на продажу в третьи страны. Серийное производство планировалось начать в 2009 г.
Однако базовый договор по МТА заключили лишь в 2010-ом. По нему первый полёт запланирован на 2017 г., а серийное производство – на 2019-й. В 2012 г. был подписан контракт на 205 машин.
«Собственно говоря, участники российско-индийского консорциума "прошли по кругу" и снова оказались в начале пути, – прокомментировал ситуацию вокруг российско-индийского проекта директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Это самый "бумажный" и самый затянувшийся из всех отечественных (да и мировых) авиапроектов. Вся его история пока дает мало оснований для уверенности в том, что он всё-таки будет реализован».
А глава Центра АСТ Руслан Пухов считает, что Россия (в случае с МТА) уже потеряла своё место на индийском рынке. «Мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолётов, – рассказал эксперт. – Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти 1 млрд. долларов. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Теперь Дели планирует дополнительно купить ещё семь американских C-130J Super Hercules и от шести до десяти транспортников С-17 Globemaster III».
Сами индийцы эти закупки объясняют как вынужденную меру в ожидании появления МТА. Тем не менее, по мнению Пухова, «нет никакой уверенности, что фирма Ильюшина когда-нибудь вообще создаст этот самолёт, тем более что за время его создания на рынке появилось целое семейство аналогичных транспортников, например, всё тот же С-130J Super Hercules компании Lockheed Martin, А-400М европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki XC-2, китайский Shaanxi Y-9 (модернизированная версия Y-8) и КС-390 бразильской авиастроительной компании Embraer ».
Впрочем, поездка Сергея Шойгу в январе текущего года в Нью-Дели не высветила каких-либо проблем в военно-техническом сотрудничестве двух стран. Стороны отметили лишь необходимость форсировать совместные разработки, в частности по истребителю 5-го поколения FGFA. Конкретно про МТА ничего сказано не было, возможно потому, что вопрос этот сегодня не является приоритетным. Советские Ан-32 с перевозками пока справляются, есть новые американские С-130J, так что с МТА можно и подождать.
- vpk.name
Информация