Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Адольф Гитлер вряд ли предполагал, что всего через несколько месяцев после разгрома королевской армии Югославии (6-17 апреля 1941 г.) с ее очень слабыми бронетанковых частями потребуется усиливать немецкие войска в Югославии танками.

7 июля 1941 г. в Сербии вспыхнуло всеобщее народное восстание. Партизаны и четники (коммунисты и монархисты) приступили к совместным операциям против оккупантов. Уже 5 октября 1941 г. партизаны (точнее, совместные силы партизан и четников, это было в период кратковременного сотрудничества идеологических противников в борьбе против общего врага) оказались обладателями первого танка. Им стал "Гочкис" Н-39 из "французского" батальона вермахта, который немцы спешно перебросили в Сербию.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)



Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Французский легкий танк "Гочкис" Н-39


Под давлением превосходящих сил партизанам-коммунистам пришлось сместить фокус своих действий в горные районы Черногории, Боснии и Герцеговины и Краины. В этих регионах из захваченных у хорватов и итальянцев R-35, CV-33, CV-35 и S-35 и были сформированы первые танковые взводы и роты Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ).

В свою очередь немцы также применяли против партизан самый разнообразный антиквариат, начиная от трофейных югославских "Рено" FT-17 и заканчивая вот этими допотопными итальянскими бронеавтомобилями "Lancia IZM" (изготовленными аж в 1918-м году).

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


В сентябре 1943 г. капитулировала Италия, после чего у югославских партизан появилась возможность сформировать бронетанковый батальон, на вооружение которого поступили итальянские танки, танкетки, самоходные установки и бронеавтомобили.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Трофейные итальянские средние танки М15/42


Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Югославские партизаны у трофейных итальянских легких танков L6/40


Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Трофейный итальянский бронеавтомобиль АВ 43 (Autoblinda 43) на улицах освобожденного Белграда

На Тегеранской конференции союзники приняли решение оказать НОАЮ значительную помощь военной техникой. 16 июля 1944 г. была сформирована при содействии англичан первая югославская танковая бригада. Она насчитывала 2003 человека, 56 танков, 24 бронеавтомобиля На ее вооружение поступили 56 танков М3А1/М3А3 "Стюарт" (за войну через бригаду прошло в общей сложности 107 танков). Британские генералы считали эти легкобронированные и слабо вооруженные легкие танки вполне достаточными для борьбы с бронетанковой техникой Независимого государства Хорватия (Nezavisna Drzava Hrvatska, NDH) и частями панцерваффе.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Югославский танк М5 Стюарт американского производства у города Мостара в 1945 году


Помимо танков, были поставлены и 24 английских бронеавтомобиля АЕС Мк II.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Югославский броневик A.E.C.


В начале сентября 1944 г. части бригады были транспортированы на британских судах на о. Вис вблизи хорватского побережья Адриатического моря. Подразделения передаются под непосредственное командование маршала Тито. С этого момента, бригада дробится на несколько более мелких частей, формально оставаясь единым подразделением. Части действуют в Далмации, участвуя в освобождении прибрежных городов. Так, северная группа, состояла из 3 танкового батальона, роты 2 танкового батальона, роты бронеавтомобилей. В южную группу вошли оставшиеся бронеавтомобили, танковые роты.

Северная группа была высажена в Далмации в ночь с 23 на 24 ноября 1944 г. Она участвовала в сражении за Шибеник и Книн. Противник сконцентрировал на этом участке 12,5 тыс. солдат и 20 танков. Партизаны располагали 25 танками и 11 бронеавтомобилями. Первый опыт танковый войны был неудачным танкисты слабо поддерживались пехотинцами. Как результат сгорело 4 югославских танка и 1 автомобиль. Немцы и хорваты потерь в бронетехнике не понесли. Тем не менее, они были вынуждены отступить под напором превосходящих сил противника.

В это же время южная группа бригады участвовала в крупной операции Югославской армии по освобождению района Мостар в Боснии. Партизаны пытались перекрыть отступающим немецким частям дорогу из Черногории. В этих сражениях также приняли участие и танки северной группы бригады всего 60 танков и 25 броневиков. Потери были значительными. Бои шли до февраля 1945 г. Несмотря на их кровопролитный и весьма жестокий характер, немецкие части не только смогли отступить, но и удерживали район Мостара в течение трех месяцев.

Главнокомандующий НОАЮ Йосип Броз Тито надеялся на получение танков "Шерман", которыми можно было бы вооружить еще одну бригаду, но его вера в безграничную британскую помощь оказалась заблуждением. Помощь пришла с другой стороны: ГКО СССР 7 сентября 1944 г. принял решение организовать обучение эксплуатации и боевому применению танков Т-34 600 югославских танкистов и механиков на полигоне Тесницкое под Тулой.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Для этого задействовали 16 отремонтированных Т-34-76 из 32-й гвардейской танковой бригады Красной Армии.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Таким образом, пока англичане размышляли, насколько бригада "Шерманов" усилит позиции коммунистов на Балканах, СССР подарил своим ближайшим союзникам бригаду Т-34! Бригаду сформировали 6 октября 1944 г., но из-за времени, необходимого для обучения личного состава, она вступила в бой только весной 1945 г. "Подарок народа СССР первому союзнику на Балканах" включал 65 новеньких Т-34-85 с тремя боекомплектами и три бронеавтомобиля БА-64, не считая других "мелочей".

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Парадокс, но первые Т-34, которые появились на земле Югославии, воевали не на стороне освободителей. С лета 1944 г. немцы использовали в боях трофейные Т-34 747(r) 5-й полицейской роты, подчиненной командованию войск СС в Триесте.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


В силу особенностей местности и характера войны с партизанами оккупационные силы никогда не использовали эту часть в полном составе, чаще всего танковые взводы действовали самостоятельно. Взвод доработанных немцами Т-34-76 (образца 1941/1942 гг.) поначалу успешно действовал против легковооруженных партизанских групп в Италии и Словении, но в начале 1945 г. военное счастье изменило немцам. 4-я югославская армия начала стремительное наступление в западном направлении. Танки 1-й бригады, в которой к тому моменту времени был сформирован 4-й батальон, сумели пройти через труднодоступные районы Далмации, но в окрестностях Риеки их поджидал германский корпус генерала Киблера. Под Илирской Бистрицей, в районе современной итало-словенской границы, Т-34 войск СС нанесли значительный ущерб 20-й ударной дивизии НОАЮ. Разумеется, "Стюарты" не являлись серьезным противником для "тридцатьчетверок", но и у них имелась своя "пара тузов в рукаве". Два "Стюарта", получивших в боях серьезные повреждения башен, силами партизанской мастерской в Шибенике переоборудовали в импровизированные истребители танков. Переделкой руководил технический офицер 1-й югославской танковой бригады Курот Антон. Вместо башен на неподвижных лафетах смонтировали германские 75-мм противотанковые пушки Pak 40.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Этими "Стюарт-Pak’ами" был уничтожен один немецкий Т-34. Четыре немецких экипажа бросили свои машины, которые достались партизанам.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Импровизированные югославские самоходки "Стюарт-Pak"


Устанавливались также счетверенные зенитные установки 20 mm Flakviering 38 и 82-мм минометы. Всего такой переделке было подвергнуто 7 "Стюартов".

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Но самую глубокую модернизацию югославы провели с трофейным Somua S-35 — вместо 47-мм орудия на него, несколько видоизменив переднюю часть башни, установили английскую 57-мм пушку с бронеавтомобиля АЕС.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


В ходе боев непосредственно около Триеста еще один немецкий Т-34-76 был поражен тремя выстрелами из пушки бронеавтомобиля АЕС.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Бронеавтомобили АЕС и САУ "Стюарт-Pak" 1-й югославской танковой бригады


Всего трофеями НОАЮ стали шесть Т-34 747(г), в том числе два в исправном состоянии. Эти танки поступили на вооружение 1-й бригады, где на их броню нанесли красные звезды. 1-2 мая 1945 г. 1-я танковая бригада вошла в Триест.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Т-34 747(r) полицейской роты СС, который захватили югославские партизаны и вошли на нем в Триест


Возможно, были и другие случаи столкновений на Балканах с немецкими Т-34, но достоверно о них не известно. В воспоминаниях партизан довольно часто заходит речь о боях с "Пантерами", но немцы на Балканах танков этого типа никогда не имели. Можно предположить, что за "Пантеры" принимали танки другого типа со схожим силуэтом. В 1946 г. Югославия заказала десять дополнительных 76-мм пушек для ремонта эксплуатируемых танков и речных бронекатеров. Один Т-34-76 использовался танковым училищем в Баня-Луке, сейчас он выставлен в музее "Отечественной войны" армии Республики Сербской (Баня Лука, Босния и Герцеговина). Остальные Т-34-76 были переданы во 2-ю танковую бригаду. По завершению срока службы их использовали как мишени на полигонах, а потом разделали на металлолом. Танк Т-34-76 имелся в танковом взводе "Первого партизанского отряда НОАЮ", сформированного в СССР в январе 1944 г. "Отряд" состоял, главным образом, из пленных хорватов из разгромленного под Сталинградом 369-го полка НДХ. Но на усиление войск Тито в Сербию (после "перевоспитания" в советских лагерях) отряд отправили без танков.

26 марта 1945 г. в Белград из Тулы прибыла созданная в СССР Вторая югославская танковая бригада. На рассвете 12 апреля главные силы бригады начали решающий прорыв Сремского фронта. Радиосвязь между танками работала плохо, поэтому многие танки действовали в индивидуальном порядке. Из 20 наступавших танков, неприятель уничтожил семь. Тем не менее, удержать фронт противник не смог. Из-за задержки с доставкой летнего масла бригада на следующий день остановилась, хотя условия для наступления были идеальными. В конце концов 5 мая танкисты получили новое масло и пополнили боекомплект. По мнению некоторых историков, задержка с поставкой летнего масла была вызвана нежеланием Тито развивать наступление на Загреб. Войска остановились непосредственно перед Загребом. Вооруженным силам НДХ направили ультиматум — оставить город и тем самым спасти столицу Хорватии от разрушения. Усташи отступили без боя 7 мая, но мелкие усташские группы остались на окраине Загреба в Сесвету. Эти группы были уничтожены в результате ожесточенного многочасового боя. Парадокс: неприятель знал о гибели Гитлера и о взятии Берлина Красной Армией, но сражался до конца. Загреб был полностью освобожден 9 мая. Для ликвидации мелких групп усташей в Загребе оставили десять Т-34.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

2-я ТБР НОАЮ в период освобождения столицы Хорватии — Загреба. На снимке 2-я тбр через Белград продвигается на фронт. На башне танка Т-34-85 видна надпись латиницей по-хорватски: Na Berlin, Югославия


Остальные силы бригады двинулись на Целе и Любляну, а оттуда на Триест для соединения с Первой танковой бригадой. Сопротивления бригада не встретила, так как противник уже отступил к австрийской границе. Исторические обстоятельства сложились так, что столицы Хорватии и Словении во время войны практически не пострадали. Вероятно, все могло сложиться иначе, не будь командование войск НДХ осведомлено о техническом превосходстве НОАЮ, особенно — бригады Т-34. 17 мая 1945 г. бригада вошла в Триест.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Колонна Т-34-85 из 2-й тбр НОАЮ продвигается к Триесту. Тактический номер танка 208. Югославия, май 1945 г


Суммарные потери 2-й танковой бригады составили 14 уничтоженных и 9 поврежденных Т-34 и один уничтоженный бронеавтомобиль БА-64. "За проявление массового героизма и особые заслуги в борьбе с врагами народа и освобождение страны" верховный главнокомандующий маршал Тито наградил бригаду орденом "Заслуги перед народом".

Но, описывая Вторую мировую войну в Югославии, нельзя не остановиться на бронетанковых частях основного противника партизан Тито — Независимого государства Хорватия.

В октябре 1941 года хорваты получили от немцев 18 польских танкеток TKS.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Трофейная польская танкетка TKS в Белграде


Кроме польских танкеток, хорватами также использовалась итальянская техника: танкетки L3, легкие танки L6/40 (26 единиц), французская: легкие танки Н-39 (10-16 единиц), средние танки S-35, немецкая: танки Pz. I, Pz. III N (20-25 единиц), Pz. IV F (10 единиц), Pz IVG (5 единиц). Впрочем, что-либо относительно применения германских танков НГХ вообще сказать сложно.
Танковые взводы и роты в армии НГХ обычно придавались формированиям бригадного и дивизионного уровня — горным, истребительным и усташским. Так, танковый взвод 1-й горной бригады на 1 января 1944 г. имел три французских средних танка S35 и два легких танка. Танковый взвод 1-й усташской бригады в период с конца 1941 г. почти до 1945 г. имел на вооружении итальянские танкетки L3 (первоначально 6, к сентябрю 1944 года их число уменьшилось наполовину).

Танкетки польского производства — TKS (от 6 до 9 единиц) входили в состав танкового взвода III корпуса армии НГХ.

Легкие танки L6/40, итальянские трофеи германского Вермахта (26 единиц), в 1944 г. были переданы в бронегруппу дивизии охраны президента.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)

Итальянская самоходка Semovente Da 47/32 танкового подразделения усташей


Хорватские танки активно участвовали в контрпартизанских операциях. Так, 7 — 13 октября 1944 г. хорватские моторизированные и танковые части участвовали в боях с партизанами и понесли тяжелые потери 6 танков. 15 апреля 1945 г. армия Независимого государства Хорватия была реорганизована. Ее главной силой стал Корпус охраны вождя PTZ. В его состав вошли PTD, 1-я и 5-я ударные дивизии. 13 мая 1945 г. моторизованная группа "охранного" корпуса сражалась с частями армии Тито, в Словении. На 14 мая она имела около 30 танков, неизвестных марок. В боях с 8 бригадой Югославской армии были потеряны 3 танка. Все — от огня ручных противотанковых средств.20 мая оставшиеся в живых бойцы моторизованной группы дивизии оказались в британском лагере для военнопленных в Австрии. Они были переданы партизанам, которые казнили многих из них в районе Любляны.

Стоит отметить, что на Восточном фронте зафиксирован один факт использования Хорватским легионом трофейной бронетехники эта была поставленная в СССР британская "Матильда", захваченная у Красной армии в ходе боев в районе Харькова весной 1942 г.

Кроме танков, хорваты активно использовали в боевых действиях. различные импровизированные бронированные машины, созданные на базе тракторов:

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Автомобилей:

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Этот импровизированный хорватский бронеавтомобиль, например, выполнен на базе британского грузовика "Моррис"

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)


Впрочем, хорватским фашистам это не помогло…

Свою импровизированную бронетехнику использовали и четники Драже (Драголюба) Михайловича-сербские монархисты, сначала, боровшиеся против оккупантов, вместе с партизанами Тито, а затем повернувшие против них оружие.

Бронетехника Югославии. Часть 2. Вторая мировая война (1941-1945 гг.)
Бронетехника Югославии.
Импровизированный бронеавтомобиль четников на базе французского грузовика Renault ADK



По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html


Продолжение следует…
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. podpolkovnik 19 февраля 2015 09:34
    Статье плюс.
    Спасибо, Роман, очень познавательно!
    Ждем продолжения!
  2. Сергей-8848 19 февраля 2015 13:35
    Техника - та ещё! (что досталось, на том и воюем).
    Проблема, кто кого больше перерезал (четники-усташи), она и до этого была, потом подутихла, но после раздрая 90-х вновь возникла и стала вообще неразрешимой.
    Нет хуже врагов, чем родные братья.
  3. Gans1234 19 февраля 2015 17:34
    И вновь благодарность и поклон автору!
    Ждем продолжения цикла подобных публикаций
  4. igordok 19 февраля 2015 18:32
    Подпись к фото с вундерва́ффе
    Впрочем, хорватским фашистам это не помогло…

    Это актуально и сегодня.

    Спасибо за серию статей. Приятно уничтожать свое незнание. what
  5. MooH 21 февраля 2015 04:30
    Офигеть какой винегрет. Со всей Европы устаревшую технику в Югославию стаскивали. Боюсь себе представить количество не боевых потерь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня