37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е


Перед войной у нас как раз разрабатывали именно безоткатки с нагруженным стволом. Об авантюристе Курчевском написано очень много, а о безоткатных орудиях системы М.Н. Кондакова информации крайне мало.

Причем Кондаков, в отличие от Курчевского, не был не только репрессирован, но и бессменно оставался до самой смерти в 1954 году руководителем мощного артиллерийского КБ (вначале его именовали КБ Артакадемии, а затем — ОКБ-4З).


Кондаковым впервые в мире была создана безоткатная автоматическая пушка. Автоматика пушки работала на принципе отвода газов. Считать автоматическими пушки Курчевского, где подача патрона происходила за счет мускульной силы стрелка или сжатого воздуха из баллона, нельзя.
В январе 1934 г. Кондаков и Толочков предложили проекты автоматических 76-мм безоткатных авиапушек. В АУ проект был в целом одобрен, но конкурентам первоначально предложили создать уменьшенный образец системы калибром 45 мм и 37 мм, что и было выполнено в ОКБ АУ.

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е


45-мм пушка была изготовлена и успешно прошла испытания. И 76-мм, и 45-мм пушки имели нагруженный ствол, но на этом кончалось их сходство с ДРП Кур-чевского. Автоматика пушки работала за счет отвода пороховых газов из канала ствола. Питание обойменное. В обойме 6 снарядов. Гильза несгораемая латунная. После выстрела ствол перемещался вперед на 450 мм, после чего происходила экстракция стреляной гильзы и подача очередного патрона.

В 1935-1936 гг. Кондаковым было создано 37-мм ротное реактивное ружье РПТР (фактически это была пушка). Существенный вклад в проектирование ружья внес С.Е. Рашков.

Такой принцип автоматики был применен Кондаковым в 45-мм авиационной и 37-мм противотанковой пушках.
37-мм РПТР создана по схеме нагруженного ствола.
На поле боя система перевозилась на колесах. Кроме того, она легко разбиралась и переносилась на людских и конских вьюках.

Калибр мм: 37
Угол ВН град: -10°-+15°
Угол ГН град: 60°
Длина ствола с воронкой мм: 1550
Полная длина системы, мм: 1650
Вес системы в боевом положении: 63 кг.
Практическая скорострельность, выстр./мин: 30
Испытания опытного образца РПТР были начаты на НИАПе в конце 1936 года. В качестве снарядов был взят штатный 37-мм бронебойный снаряд от 37-мм ПТП обр. 1930 г. Вес снаряда 0,674 кг, взрыватель МД-5. На НИАПе РПТР показала ту же кучность стрельбы, что и 37-мм ПТП обр. 1930 г.
Вес снаряда, кг 0,674
Вес заряда, кг 0,175
Начальная скорость, м/с 545
Давление в канале, кг/см2 2450

Завод № 7 получил заказ на малую серию из 30 пушек РПТР. Однако в массовое производство РПТР не пошло из-за общего предубеждения против безоткатных орудий. До этого претензии были к весу(!) и демаскирующему действию струи газа.

Но в отличии от орудий Курчевского, автоматические безоткатки Кондакова- вполне неплохо работали. В проектах были автоматы калибров 45 и 76,2 мм, которые действительно могли быть использованы в авиации СССР.

Увы, бездарные конструкции авантюриста Курчевского очень сильно скомпрометировали саму идею безоткатных орудий. Широкорад пишет, что в 1943 г, после появления информации о немецких 75мм и 105 мм безоткатных орудий,Сталин сказал по этому поводу: «Вместе с грязной водой выплеснули и ребенка».

В музее на Поклонной горе, стоит очень интересное орудие которое я не могу идентифицировать. Вероятно, это одно из опытных орудий Кондакова на орудийном лафете.

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е


Продолжение и дополнение из других источников:

Согласно постановлению ГКО № 1454 от 17 сентября 1943 г. ОКБ-43 разработало 76-мм авиационную автоматическую пушку ДРП-76. Пушка стреляла унитарными выстрелами весом по 8,75 кг. Снаряд весом 4,6 кг имел начальную скорость 530 м/с. Тем стрельбы орудия составлял 80 выстр./мин. Питание ленточное. В ленте 6 патронов. Заводские наземные испытания ДРП-76 прошла в 1949 г. на полигоне ВВС. Испытания подтвердили сравнительно высокие проектные данные пушки, включая хорошую меткость, но ВВС от нее отказались. ОКБ-43 переделало ее в корабельную систему. В 1951-1952 гг. ДРП-76 прошла испытания на катере-охотнике (МО), но и ВМФ не захотел иметь дело с ДРП.
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. Banshee 20 сентября 2011 14:21
    Это называется "Не повезло".
    Курчевский был м%дак, но м%дак оголтелый и убедительный. И, к сожалению, не один он был такой. Существовало множество проектов, которые были шлаком но получили шанс на жизнь, в то время как действительно нужные и полезные разработки остались за кадром. Такова жизнь, увы.

    Единственное что, не могу себе представить 76 мм на самолете...
    Хотя более 2 снарядов вряд ли бы даже В-29 выдержал бы...
    1. Vadivak 20 сентября 2011 15:53
      45 мм реально применялись, а 76 мм только Курчевского на демонстрационных ИП-1
      53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов. 44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
      Но
      Прицельная стрельба из 37-мм — 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня