SR-71 «Черный дрозд»: самый скоростной самолет в мире

67


В середине 60-х годов прошлого века жители американских мегаполисов неоднократно обращались в городскую администрацию с жалобами на странные явления, происходящие в небе. В совершенно безоблачную погоду в небе неожиданно раздавался гром и, стремительно затихая, бесследно исчезал.

Время шло. Загадочный гром продолжал периодически пугать простых американцев. Наконец, 10 июля 1967 года, после того, как единичные жалобы переросли в массовые недовольства, ВВС США сделали официальное заявление, в котором сообщалось, что странный гром появляется в результате полетов сверхзвукового стратегического разведчика Lockheed SR -71.

Продолжением этой истории стали несколько десятков судебных исков американских граждан, в которых они требовали от ВВС возместить ущерб, нанесенный в ходе полетов. Сумма, которую военным пришлось отдать по решению суда, составила 35 тысяч долларов, однако, в тридцатилетней истории самого быстрого и одного из самых дорогостоящих в эксплуатации военного самолета SR -71 - это маленькая капля в море побед и поражений.

История создания, или хотели, как лучше, а получилось, как всегда
SR-71 «Черный дрозд»: самый скоростной самолет в мире


Первый полет «Черного дрозда» или «Черной птицы», как американские военные прозвали SR -71 за его внешний вид, состоялся 22 декабря 1964 года. Новые сверхзвуковые разведчики предназначались для пользования ВВС США, которые на тот момент не имели достойного соперника сверхзвуковому разведчику нового поколения A -12, стоявшему на вооружении в ЦРУ.

На тот момент A -12 являлся самым скоростным самолетом в мире - примерно 3300 км/ч и обладал одним из самых высоких потолков максимальной высоты - 28,5 км. Изначально ЦРУ планировало использовать А-12 для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, однако, планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года, когда предшественник «Титанового гуся» (как называли А-12) U -2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом. ЦРУ решило не рисковать дорогостоящими самолетами и для разведки в СССР и на Кубе использовало спутники, а А-12 направило в Японию и Северный Вьетнам.


A-12


Главному конструктору A -12 Кларенсу «Келли» Джонсону такое распределение разведывательных сил казалось несправедливостью и, начиная с 1958 года, он начал вести тесные переговоры с высшим командованием ВВС о создании более совершенного военного самолета, который мог бы сочетать в себе функции разведчика и бомбардировщика.

Спустя четыре года ВВС США, наконец, оценило возможные преимущества, которые они могли получить при наличии на вооружении A -12 или его возможного прототипа и дали свое согласие. К тому времени Джонсон и его бригада уже более года работали над двумя новыми моделями R -12 и RS -12. Через несколько месяцев макеты были готовы и Джонсон представил их на «растерзание» командованию ВВС. Генерал Ли Мей, прибывший на презентацию, остался крайне недоволен. Он заявил, что RS -12 - не более, чем повторение проектируемого на тот момент бомбардировщика компании North American Aviation - XB -70 Valkyrie , модификации RS -70.

Возможно, поводом для такого заявления стали: во-первых, боевое предназначение обоих самолетов - разведчики-бомбардировщики, во-вторых, способность дозаправки в воздухе и той и у другой модели, в-третьих, максимальная скорость, у обоих в три раза превосходящая скорость звука. Во всем остальном ни по размерам, ни по форме, ни по техническим характеристикам самолеты абсолютно не похожи.



1) Длина RS -12 - 32,74 м / Длина Valkyrie - 56,6 м.
2) Размах крыла RS -12 - 16,94 м / Размах крыла Valkyrie - 32 м
3) Максимальная скорость RS -12 (на тот момент предполагалась) - более 3300 км/ч / Максимальная скорость Valkyrie - 3200 км/ч.

Переубедить генерала Мея Джонсон так и не смог. Более того, спор стал настолько серьезным, что вмешаться пришлось министру обороны США Роберту Макнамару. Не вставая ни на чью сторону, он просто приказал прекратить разработку и того и другого самолета. Если бы на место Джонсона был кто-нибудь другой, то возможно проекты так и остались бы только проектами. Однако о нем совершенно справедливо как-то сказал Холл Хиббард, руководитель Джонсона и глава проекта по созданию первого самолета «Стелс» F -117: «Этот чертов швед буквально видит воздух» . Возможно, сейчас Джонсон видел воздух лучше прежнего и поэтому решил использовать свой последний шанс.

Он просто изменил расшифровку аббревиатуры RS c «Reconnaissance Strike» (разведывательный/ударный) на «Reconnaissance Strategic» (стратегический разведчик). Таким образом, изменив боевое назначение своего самолета, его уже никто не мог упрекнуть в дублировании Valkyrie и он продолжил разработку RS -12.

В SR -71 модель RS -12 превратилась совершенно случайно. В своей речи в июле 1964 года президент США (однофамилец Джонсона) Линдон Джонсон, говоря о самолете RS -12, перепутал буквы местами и произнес SR -12 . Кстати говоря, это была не единственная оплошность президента в речах, касавшихся самолетов. В феврале того же года Джонсон прочитал вместо аббревиатуры AMI (Advanced Manned Interceptor - перспективный пилотируемый перехватчик) название A -11, которое также стало в дальнейшем официальным названием.



Индекс «71» Кларенс Джонсон взял как указание на то, что его модель разведчика является следующим шагом после проекта Valkyrie . Так появился Lockheed SR -71 (« Blackbird »).

На самом деле, SR -71 являлся прототипом двух других самолетов конструкции Джонсона - А-12 и YF -12, который одновременно объединял в себе функции перехватчика и разведчика. Именно YF -12 и стал той моделью, от которой в конечном итоге стал отталкиваться Джонсон. По сравнению с YF -12 он увеличил размеры SR -71: его длина составляла 32,7 метров вместо 32 м, а высота 5,64 м вместо 5,56. За всю историю мировой военной и гражданской авиации SR -71 является одним из самых длинных самолетов. Редко можно встретить модель, длина которого достигала хотя бы 30 метров. Но, несмотря на это, благодаря рекордной скорости и одному из самых больших потолков высоты - 25,9 км, SR -71 пополнил ряды малозаметных самолетов первого поколения - «Стелс».

Увеличил Джонсон и максимальную взлетную массу, вместо 57,6 тонн, как у YF -12, SR -71 стал весить на взлете 78 тонн. Как раз к этому параметру и относилась фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поднять такую массу в воздух было непросто, поэтому Джонсон решил использовать систему дозаправки в воздухе при помощи специально переоборудованного самолета-заправщика KC -135 Q . Разведчик поднимался в воздух с минимальным количеством топлива, что значительно облегчало его. Дозаправка осуществлялась на высоте 7,5 км. Только после этого SR -71 мог отправляться на задание. Без дозаправки он мог продержаться в воздухе, так же как и предыдущие модели 1,5 часа, правда, преодолевал за это время 5230 км - на 1200 км больше чем A -12 и YF -12. Один полет с дозаправкой обходился американским ВВС в 8 миллионов долларов, что в скором времени заставило военное командование по примеру ЦРУ с A -12 «завопить» о дорогостоимости полетов SR -71.



Дело в том, что 28 декабря 1968 года программу по производству и разработке разведчика A -12 закрыли. В компании Lockheed Corporation основной причиной назвали высокую стоимость эксплуатации «Титанового гуся» (данных о стоимости одного вылета A -12 нет). Более того, не было смысла продолжать его производство, в то время как на вооружение уже два года стоял более совершенный SR -71. ЦРУ на тот момент уже отдало все свои A -12 ВВС и взамен получило спутники-шпионы с самой современной фотоаппаратурой. Забегая вперед скажем, что одной из причин, по которой оставшиеся «в живых» SR -71 начали снимать с эксплуатации в период с 1989 по 1998 года, являлась высокая стоимость эксплуатации. За 34 года существования модели SR -71 на полеты 31 самолета ВВС США потратили более 1 млрд. долларов. Сэкономить не получилось.

Наконец, самым главным отличием и непревзойденным до настоящего времени преимуществом является сверхзвуковая скорость SR -71 - 3529,56 км/ч. Этот показатель в три раза превышает скорость звука в воздухе. A-12 и YF-12 проигрывали «Черному дрозду» более 200 км/ч. В этом плане самолеты Джонсона совершили революцию. Ведь первый в мире сверхзвуковой самолет появился в 1954 году, всего за восемь лет до A-12 или SR-71. Максимальная скорость, которую он мог развивать, едва превышала скорость звука - 1390 км/ч. В 1990 году благодаря своей скорости «Черные дрозды» избежали обычной «консервации» в музеях и ангарах военных баз, так как немалый интерес к ним проявляло NASA, куда были переданы несколько экземпляров.



На SR-71 ученые и конструкторы из NASA проводили аэродинамические исследования по программам AST ( Advanced Supersonic Technology - перспективные гиперзвуковые технологии) и SCAR ( Supersonic Cruise Aircraft Research - разработка самолета с гиперзвуковой скоростью полета).


Минимальный уровень гиперзвуковой скорости составляет около 6000 км/ч.

В небе все было непросто

Высокая скорость не только решала поставленные Джонсоном задачи, но и создавала немало трудностей в эксплуатации «Черного дрозда». На скорости 3 Маха (Число Маха = 1 скорость звука, т.е. 1390 км/ч) трение о воздух было настолько большим, что титановая обшивка самолета нагревалась до 300 ºС. Однако Джонсон решил и эту проблему. Минимальное охлаждение обеспечивала черная краска корпуса, изготовленная на ферритовой основе (феррит - железо или сплав железа). Она выполняла двойную функцию: во-первых, рассеивала тепло поступающее на поверхность самолета, во-вторых, уменьшала радиолокационную заметность самолета. В целях уменьшения заметности ферритовую краску очень часто использовали в военной авиации.


Двигатель "Черного дрозда" - Pratt & Whitney J58-P4. Длина - 5,7 м. Масса - 3,2 тонны


Главным «кондиционером» в конструкции SR-71 стало специальное топливо JP-7, которое было разработано для сверхзвуковой авиации США. Благодаря его постоянной циркуляции от топливных баков, через обшивку самолета, к двигателям корпус «Черного дрозда» постоянно охлаждался, а топливо успевало за это время нагреться до 320 ºС. Правда, технические преимущества JP-7 мало оправдывались его расходом. На крейсерской скорости два двигателя разведчика Pratt&Whitney J58 расходовали около 600 кг/мин.

На первых порах система циркуляции была главной головной болью инженеров. Топливо JP-7 могло легко утекать даже через самые незначительные неплотности. А таких в гидравлической и топливной системе оказалось более, чем достаточно. К лету 1965 года проблему с утечкой топлива, наконец, удалось решить, но на этом цепочка неудач «Черного дрозда» только начиналась.

25 января 1966 года разбился первый SR -71. Разведчик летел на высоте 24 390 м со скоростью 3 Маха, в этот момент самолет потерял управление из-за отказа системы управления воздухозаборником. Пилот Билл Уивер успешно катапультировался, несмотря на то, что катапультируемое кресло осталось в самолете. На SR -71 Джонсон установил новые катапультируемые кресла, которые позволяли пилотам безопасно покидать кабину на высоте 30 м и скорости 3 Маха. Возможно, это была счастливая случайность, его просто вырвало из кабины потоком воздуха. Напарник Уивера Джим Зауэр тоже успел катапультироваться, но выжить ему не удалось.

Воздухозаборник - элемент конструкции самолета, служащий для забора окружающего воздуха и дальнейшей его подачи к различным внутренним системам. Воздух из воздухозаборника может служить теплоносителем, окислителем для топлива, создания запаса сжатого воздуха и т.д.


Воздухозаборник "Черного дрозда"


Билл Уивер провел большую часть испытаний «Черного дрозда». Для него это была не единственная катастрофа, так же, как и для его напарников. 10 января 1967 года SR -71 проходил скоростные пробежки по взлетно-посадочной полосе. Для большей сложности полосу заранее намочили, чтобы усилить эффект скольжения. Приземлившись на полосу со скоростью 370 км/ч пилот Арт Петерсон не смог выпустить тормозной парашют. При этом стоит отметить, что скорость отрыва от полосы у SR -71 составляет 400 км/ч. Разумеется, обычные тормоза не могли остановить разведчик на мокрой поверхности и SR -71 на прежней скорости продолжал двигаться по взлетно-посадочной полосе. Как только он вышел на сухой участок трассы все шины шасси лопнули от высокой температуры. Голые диски шасси начали высекать искры, в результате чего загорелись втулки колес, изготовленные из магниевого сплава. Если учесть, что магниевые сплавы воспламеняются при температуре от 400 до 650ºС, то примерно такая температура была в области шасси во время торможения. Самолет остановился только тогда, когда проскочил всю полосу и носом врезался в грунт высохшего озера. Петерсон выжил, однако, получил многочисленные ожоги.

Выход из строя тормозного парашюта оказался единичным случаем, а вот магниевые втулки неоднократно приводили к возгоранию «Черного дрозда». В конченом итоге, инженеры заменили магниевый сплав на алюминий.



Последняя в программе испытаний авария произошла опять же по причине отказа воздухозаборника. 18 декабря 1969 года экипаж SR -71 отрабатывал бортовую систему радиоэлектронной борьбы. Как только разведчик вышел на максимальную скорость, пилоты услышали сильный хлопок. Самолет начал терять управляемость и дал резкий крен. Через 11 секунд после хлопка командир экипажа отдал приказ катапультироваться. Самолет разбился, и точную причину аварии выяснить не удалось. Однако специалисты предполагали, что катастрофа произошла из-за отказа воздухозаборника. Резкий крен, который дал самолет после хлопка, можно было объяснить только неравномерным распределением тяги двигателей. А такое происходит в том случае, если отказывает воздухозаборник. Проблема с незапуском воздухозаборника была присуща всем самолетам серии A -12, YF -12 и SR -71. В конце концов, Джонсон принял решение заменить ручное управление воздухозаборниками на автоматическое.



В 1968-1969 гг. произошло еще три катастрофы с SR -71. Причиной становились: отказ электрогенератора (аккумуляторной батареи, которая могла обеспечить самолету 30 минут полета, оказалось недостаточно), возгорание двигателя и возгорание топливного бака (после того, как обломки дисков колес пробили его). Самолеты вышли из строя и на поверхности проекта появился еще один серьезный недостаток: во-первых, катастрофически не хватало запчастей, во-вторых, ремонт одного самолета сильно бы ударил по «карману» ВВС США. Известно, что расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей - это примерно 28 млн. долларов.

Те, «Черные дрозды», которые благополучно проходили летные испытания, подвергались тщательнейшему техническому осмотру. После посадки каждая летная единица проходила около 650 проверок. В частности, несколько часов уходило у двух техников на послеполетную проверку воздухозаборников, двигателей и перепускных устройств.

В ходе испытаний, которые проходили вплоть до 1970 года, когда SR -71 уже четыре года находился на вооружении, компания Lockheed понесла большие потери как технические, так и человеческие. Однако военная служба для «Черных дроздов» только начиналась.

"Черные дрозды" на задании

Примерно 1300 метров необходимо SR -71 на взлетно-посадочной полосе для разбега со скоростью 400 км/ч. Через 2,5 минуты после того, как разведчик оторвется от земли, на скорости 680 км/ч он набирает высоту 7,5 км. Пока что SR -71 остается на такой высоте, лишь увеличивая скорость до 0,9 Маха. В этот момент воздушный танкер KC -135 Q производит дозаправку «Черного дрозда». Как только баки наполнятся, летчик переводит управление разведчика на автопилот, так как самолет должен начать набирать высоту на скорости 860 км/ч, не меньше, не больше. На высоте 24 км и скорости 3 Маха пилоты снова переходят на ручное управление. Так начинается каждый вылет на задание.



Основными точками ведения разведки для SR -71 стали: Вьетнам, Северная Корея, Ближний Восток, Куба и все же, несмотря на предостережения командования ВВС, Советский Союз в районе Кольского полуострова.

Когда «Черных дроздов» начали отправлять в Северный Вьетнам в 1968 году, на его территории в разгаре была вьетнамская война между севером и югом страны (1955 - 1975). С 1965 по 1973 год проходил период полномасштабного военного вмешательства США. Для SR -71 это было самое крупное военное задание.

На «Черных дроздах» было установлено свое собственное разведывательное оборудование. На них была установлена автоматическая автономная астроинерционная навигационная система, которая ориентируясь по звездам, позволяла безошибочно вычислять местонахождение самолета даже днем. Подобная система навигации была использована в дальнейшем в проектируемом, на тот момент, советском бомбардировщике-ракетоносце Т-4. Точное соответствие полета заданному маршруту на SR -71 можно было сверять при помощи вычислителя воздушных данных и бортового компьютера.

В самом процессе разведки SR -71 мог использовать несколько аэрофотоаппаратов, радиолокационную систему (РЛС) бокового обзора и аппаратуру, способную работать в инфракрасном диапазоне (тепловизионные приборы). В носовом приборном отсеке была расположена также панорамная аэрофотокамера. Такое разведывательное оборудование позволяло «Черному дрозду» за 1 час полета на высоте 24 км обследовать территорию в 155 тыс. км 2. Это чуть меньше, чем половина территории современного Вьетнама. Что касается исключительно фотоаппаратуры, то за один вылет разведчик снимал несколько сотен наземных объектов. Так, например, в ноябре 1970 года во Вьетнаме перед провальной операцией американских военных «Падающий дождь» по освобождению пленных из лагеря Сон Тай, «Черному дрозду» удалось сфотографировать место, где предположительно содержали пленников.

Северо-вьетнамская артиллерия неоднократно пыталась сбить SR -71, по некоторым подсчетам, в разведчика было выпущено несколько сотен артиллерийских ракет, однако, ни один пуск не увенчался успехом. Специалисты считали, что уйти от обстрела «Черному дрозду» позволяла система радиоэлектронной борьбы, которая подавляла радиосигнал на вьетнамском пусковом комплексе. Такому же безрезультатному обстрелу подвергся SR -71 однажды и над территорией КНДР.

Однако ВВС все же потеряли несколько SR -71 во время разведывательных вылетов, правда, во всех случаях причиной аварии стали погодные условия. Один из таких случаев произошел 10 мая 1970 года, «Черный дрозд» разбился над Таиландом, в котором во время вьетнамской войны располагались американские военные базы. SR -71 только прошел дозаправку и натолкнулся на грозовой фронт. Пилот начал поднимать самолет над облаками, в результате чего превысил допустимый предел ограничений по углу тангажа (т.е. угол поднятия носа самолета вверх), тяга двигателей упала, и самолет потерял управление. Катапультируемые кресла снова сделали свое дело, экипаж благополучно покинул самолет.


Бывший пилот "Черного дрозда"


Задания по разведке на Ближнем Востоке во время восемнадцатидневной войны Судного дня (война между Израилем с одной стороны и Египтом и Сирией с другой) и на Кубе носили одиночный характер и увенчались успехом. В частности, разведывательная операция на Кубе заключалась в том, чтобы предоставить американскому командованию подтверждение или опровержении информации об усилении военного присутствия СССР на Кубе. В случае подтверждения этой информации, «холодная война» могла перерасти в настоящий международный скандал, так как по соглашению, подписанному между Хрущевым и Кеннеди, на Кубу запрещалось поставлять ударное оружие. SR -71 совершили два вылета, в ходе которых были получены снимки, опровергающие слухи о поставках на Кубу истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и МиГ-27.

Фотоаппаратура «Черных дроздов», способная вести съемку в радиусе 150 км, позволяла военной разведке США фотографировать прибрежную зону Кольского полуострова, не нарушая советское воздушное пространство. Однако однажды не очень поворотливый SR -71 все-таки зашел слишком далеко. 27 мая 1987 года SR -71 вошел в советское воздушное пространство в районе Заполярья. На перехват командование советских ВВС отправили истребитель-перехватчик МиГ-31. Со скоростью в 3000 км/ч и практическим потолком высоты в 20,6 км советский самолет успешно вытеснил «Черного дрозда» в нейтральные воды». Незадолго до этого случая два самолета МиГ-31 также совершили перехват SR -71, но уже на нейтральной территории. Тогда американский разведчик провалил задание и улетел на базу. Некоторые специалисты считают, что именно МиГ-31 заставил ВВС отказаться от SR -71. Трудно сказать, насколько эта версия правдоподобна, однако, есть основания так полагать. Также мог стать причиной ухода SR -71 и советский зенитно-ракетный комплекс «Круг», который спокойно мог достать «Черного дрозда» на максимальной высоте.


МиГ-31



Зенитный ракетный комплекс "Круг"


Фотоаппаратура «Черных дроздов» была, действительно, эффективной, однако, она была бессильна в облачную погоду. Плохая видимость могла стать не только причиной проваленного задания, но и причиной аварии. В сезон дождей, когда небо было затянуто тучами, пилотам приходилось маневрировать в поисках открытого обзора. Потеря высоты на тяжелом самолете не лучшим образом сказывалась на его пилотировании. Именно по этой причине ВВС США отказались от идеи посылать SR -71 на разведку Европы.

Прежде чем сажать SR -71 летчики включают автопилот. Когда скорость самолета достигает 750 км/ч, начинается снижение. По плану, в тот момент, когда самолет начнет заходить на посадку скорость полета должна опуститься до 450 км/ч, а при касании взлетно-посадочной полосы - 270 км/ч. Как только касание произойдет пилоты выпускают тормозной парашют, с которым SR -71 преодолевает 1100 м. Затем, когда скорость самолета значительно снизится, парашют отстреливают и «Черный дрозд» продолжает торможение при помощи основных тормозов. Так завершается каждый вылет.

"Черные дрозды" в отставке

В конце 80-х годов началась первая волна решения вопроса о снятии с вооружения ВВС США «Черных дроздов». Причин оказалось предостаточно: большое количество катастроф, высокая стоимость эксплуатации, нехватка и дорогостоимость запчастей и, наконец, уязвимость перед вышеупомянутым советским вооружением. Осенью 1989 года было принято окончательное решение о снятии SR -71 с вооружения. Противники такого решения утверждали, что никакой альтернативы SR -71 нет, а спутники-шпионы, за которые ратовали в Конгрессе и в самих ВВС не оправдывали себя ни по цене, которая в несколько раз превосходила стоимость «Черных дроздов», ни в эффективности, так как SR -71 могли вести более масштабную разведку.

Практически все самолеты передали в музеи, по несколько экземпляров осталось в бездействии на базах, несколько самолетов передали в пользование NASA и Пентагона.



Незаменимые на тот момент разведчики ВВС SR -71 не могли уйти просто так и в середине 90-х годов военные все же решили частично вернуться к использованию «Черных дроздов». В 1994 году КНДР начала проводить испытания ядерного оружия. В Сенате забили тревогу и обратились к компании Lockheed с просьбой возобновить полеты SR -71, поскольку вести разведку было не на чем. Руководство компании согласилось, но потребовало выделить 100 млн. долларов. После того, как соглашение было достигнуто, несколько «Черных дроздов» вновь встали в ряды ВВС США. Спустя год Сенат повторно выделили такую же сумму на поддержание в летном состоянии самолетов SR -71. Полеты продолжались вплоть до 1998 года. Однако в 1998 году «Черных дроздов» окончательно сняли с вооружения. По сообщениям информационных агентств можно судить о том, что на смену SR -71 пришли беспилотные самолеты разведчики и спутники-шпионы, однако, информация о них хранится в тайне.



Такими были история создания, победы и поражения самого быстрого пилотируемого самолета в мире Lockheed SR -71 («Черный дрозд»).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. pahom54
    +13
    19 октября 2013
    Не люблю хвалить Штаты, однако всегда восхищался этим самолетом. Машина - супер!
    Однако не стоит забывать о сложностях предполетной подготовки экипажа, да и дальнейших делах... Так что машина, если убрать с нее разведывательную миссию, то просто красивая и очень дорогая игрушка.
    Свидетельством тому являются наши Миг-31 и ЗРК "Круг".
    Скорее всего, наши просто не ставили себе целью создание самолета такого типа и предназначения...
    1. Algor73
      +3
      19 октября 2013
      Почему-же не ставили - а Як-25РВ? Но только развитие ракетостроения признало нецелесообразность таких проектов. Но самолет, не спорю, хорош
    2. 0
      20 октября 2013
      МиГ-25Р/РБ и модификации - по ЛТХ почти аналог (только боевой радиус меньше)

      http://airwar.ru/enc/spy/mig25r.html
      http://airwar.ru/enc/spy/mig25rbsh.html
      1. +1
        21 октября 2013
        Хотя он не самый быстрый из боевых самолётов на Миг-25 было установлено 40 мировых рекордов,в том числе и по скорости 3421 км.час.
  2. Ахмед Османов
    +27
    19 октября 2013
    Молодцы американцы, ничего не скажешь. Особенно поражает футуристичность самолета на сколько он опередил свое время, впрочем как и наши самолеты - ТУ-160 и т.д. Вообще, как бы мы и американцы не критиковали себя в период "Холодной войны", но все же я убежден (возможно и не только я), что именно этот период дал науке принципиально новый толчок в своем развитии. Если бы СССР существовал по сей день, при такой высокой конкуренции между странами, то вероятно мы бы уже построили базу на Луне и потихоньку начали осваивать Марс. Эх мечты, да мечты...
    Хоть я и не жил в период СССР, но по словам отца эта была просто прекрасная страна с высоким уровнем жизни и образованности населения. И о людях судили не потому, какой ширины у тебя карман, а по наличию серого вещества в голове.
    1. +1
      19 октября 2013
      Цитата: Ахмед Османов
      то вероятно мы бы уже построили базу на Луне и потихоньку начали осваивать Марс.

      Ракета Н-1 под руководством С.П.Королева изначально создавалась для полета на Марс. Но руководством страны в ответ на американскую программу было принято решение переориентироваться на Луну. А дальше произошло то, что произошло.
    2. 0
      21 октября 2013
      Только просрали мы всё...
      А так, всё правильно сказали.
    3. 0
      13 мая 2018
      На Луне? Какая там конкуренция, если американцы только в начале 70-х годов первый раз в космос полетели, а до того в павильоне фильмы делали, как они не отстают от СССР, и даже СССР у них технологии украл. А когда стало ясно, что СССР на Луну собрался, а может и на Марс, и тогда весь американский мухлёж вылезет наружу, потому что вроде СССР всё украл, но СССР почему-то уже на Луне, а США - нет... ам пришлось с одной стороны, делать ложь о своём полёте на Луну, а с другой стороны, какая там конкуренция, если они просто напросто купили всех высших советских коммунистов. и те, ради благ для своих детей, продали весь СССР, как скот.
  3. Gooch v.2
    +4
    19 октября 2013
    самолет опередивший своё время эдак лет на 100 :)
  4. +1
    19 октября 2013
    Особенно поражает футуристичность самолета на сколько он опередил свое время, впрочем как и наши самолеты - ТУ-160 ,Так чем это ту-160 опередил свое время у амеров уже был похожий б-1 вот суховский т-4 сотка да опередила свое время
    1. +1
      21 октября 2013
      Что значит опередил свое время? Самолет реализован, характеристики достигнуты. Проект может опередить свое время если он нереализуем при существующих и разрабатывающихся технологиях и материалах. Да и чуть самое главное не забыл) - Проект должен быть целесообразен. Так что А-12/SR-71 появился в свое время. А Т-4 и валькирия показали свою нецелесообразность про критерию стоимость-эффективность.
  5. +2
    19 октября 2013
    Как чудо техники Чёрный Дрозд впечатляет. Но на его применение против СССР у нас нашлись эффективные и эффектные "противоядия"
  6. +2
    19 октября 2013
    Очень интересная машина, конструкторы поработали на славу.
  7. +5
    19 октября 2013
    Чем это впечятлил что он должен разогреть свой корпус нарезая круги заправица и только потом совершить полет миг-25 при меньшей скорости больше тысячи понастроили да и высотность под 38 км а новая модификация мига который не пошол в серию мог оторватся 3340 км/ч
    1. +5
      20 октября 2013
      Причём МИГ-25П ещё и нёс 4 ракеты воздух-воздух и мог маневрировать на максимальной высоте и скорости полёта, у SR вооружения не было и на максимальных скоростях и высотах летал практически по прямой, потому и был идеальной целью для перехвата.
      1. 0
        13 мая 2018
        Миг-25 был железным, а Дрозд - из закупленного окольными путями, в СССР, титана.
        Обработка титана заметно дороже, самолёт только из-за этого заметно дороже Мига.
        То есть, СССР обладал, и сейчас Россия обладает, более высокими технологиями в этой области. Вот с микросхемами беда, да.
    2. 0
      29 июня 2018
      МиГ-25 был уникальный шедевр тем что это конкретно был ВЫСОТНЫЙ ПЕРЕХВАТЧИК. Все полки МиГ-25 в те времена были в составе войск ПВО СССР, а не ВВС Мой командир полка в 1975 году летом совершил заранее планируемый полет на МиГ-25 на высоту 32 километра и после обсуждения результатов полета сразу получил звание полковника. И вот тут много рассуждений на тему скорости МиГ-25. Еще в стадии конечных летных испытаний было установлено что самолет будет продолжать набирать скорость до того момента пока не начнется разрушение самой конструкции фюзеляжа. Таким образом понятие максимальной скорости в этом самолете сводиться не к мощности двигателей, а к возможности самого фюзеляжа выдерживать полет на такой скорости. Было проведено беспилотное испытание в котором самолет разгоняли до скорости на которой он начал рассыпаться. Это было на скорости более 5 тысяч в час. ПОЭТОМУ НА ЭТОМ САМОЛЕТЕ БЫЛ УСТАНОВЛЕН ОГРАНИЧИТЕЛЬ в 2,8 МАХа. НО в те времена в случае совершения именно БОЕВОГО перехвата пилот с разрешения командования мог снять ограничение и дальше выполнять перехват с использованием полного потенциала мощности двигателей. Потолком самолета тогда считали 36 км. Превышение ракеты еще 8 км. Таким образом высота перехвата доходила до 44 км. Да он мог в таком боевом режиме быть в воздухе всего 45 минут, НО ЭТО ВЫСОТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ, а не простой, который должен был гонять рядовые Фантомы на высоте до 15 км.
      1. 0
        30 июля 2018
        5 000 тяги хватит ? и летал ли
  8. 0
    19 октября 2013
    Очень интересная машина, конструкторы поработали на славу.
  9. -1
    19 октября 2013
    XB-70 "Валькирия" уж до боли похож на нашу "сотку"..:):):) Кто у кого слямзил технологию интересно:)
    1. +3
      19 октября 2013
      и близко не похожа
    2. +1
      19 октября 2013
      Внешний вид это ещё не технология. А вот Конкорд и ТУ-144, тут сразу видно кто у кого слямзил.
  10. 0
    19 октября 2013
    Сравните с Валькирией, ничего общего.
    1. +1
      19 октября 2013
      Цитата: иваныч47
      Сравните с Валькирией, ничего общего.
      А так?

      1. 0
        19 октября 2013
        А так один в один, близнец. laughing
  11. +1
    19 октября 2013
    Сотка, Вид спереди:
  12. +1
    19 октября 2013
    Машинка конечно прикольная...какой то НЛО
  13. +3
    19 октября 2013
    Вот почему нельзя дать второе дыхание этому?
    1. +1
      19 октября 2013
      Потому что в этом не будет смысла
      1. 0
        20 октября 2013
        Цитата: Пупырчатый
        Потому что в этом не будет смысла
        Позвольте не согласиться,
        аппарат способный выходить на околоземную орбиту и возвращаться самостоятельно,да еще и несущий у себя во "чреве" много всякой всячины - имеет смысл, и очень скоро понадобиться ...
  14. smprofi
    +8
    19 октября 2013
    здесь, на topwar.ru, это уже далеко не первая статья о SR-71 Blackbird. вот только при просмотре, читать это просто невозможно из-за ляпов и несуразиц, возник только один вопрос: зачем тащить сюда материал в стиле "Мурзилки"? кому нужна такая профанация?
    чтобы не быть голословным:
    однако, планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года, когда предшественник «Титанового гуся» (как называли А-12) U -2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом. ЦРУ решило не рисковать дорогостоящими самолетами и для разведки в СССР и на Кубе использовало спутники, а А-12 направило в Японию и Северный Вьетнам.

    разведчики U-2 Dragon Lady над Кубой летали и в 1962-м, и позже.
    планы пришлось поменять в связи с событием, произошедшим 1 мая 1960 года

    но оказывается:
    Главному конструктору A -12 Кларенсу «Келли» Джонсону такое распределение разведывательных сил казалось несправедливостью и, начиная с 1958 года

    философический вопрос: что появилось ранее курица или яйцо...
    аналогичный вопрос про:
    На самом деле, SR -71 являлся прототипом двух других самолетов конструкции Джонсона - А-12 и YF -12

    по хронологии:
    - первым идет проект Oxcart самолет А-12, старт проекта можно отнести к концу 1957 г;
    - проект Kedlock самолет YF-12, начало проекта март 1960-го;
    - март 1962 г начало проекта по созданию RS-12. первое заседание макетной комиссии состоялось 13 июня 1963 г. прототипом для стратегического разведчика послужил четвертый опытный экземпляр перехватчика, известный под обозначением YF-12С, ставший промежуточной модификацией между перехватчиком и разведчиком. и уже из RS-12 и появился SR-71 Blackbird;
    - еще на базе А-12 существовал проект Tagboard самолет M-21, старт проекта 10 октября 1962.



    и опять курица/яйцо:
    Как раз к этому параметру и относилась фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда». Поднять такую массу в воздух было непросто, поэтому Джонсон решил использовать систему дозаправки в воздухе при помощи специально переоборудованного самолета-заправщика KC -135 Q

    SR-71 Blackbird не заправлялся полностью на земле из-за того, что топливные баки на земле текли. топливные баки герметизировались за счет теплового расширения уже на рабочих температурах при наборе маршевой скорости самолетом.

    1. smprofi
      +4
      19 октября 2013
      Также мог стать причиной ухода SR -71 и советский зенитно-ракетный комплекс «Круг», который спокойно мог достать «Черного дрозда» на максимальной высоте.

      да не мог ЗРК 2К11 "Круг" достать SR-71 Blackbird! чисто номинально по высоте - да. но с какой скоростью ходит SR-71 Blackbird - для "Круга" это не по силам. да и просто нестыковка, что ЗРК 2К11 "Круг" принят на вооружение в октябре 1964 г, а SR-71 Blackbird отправили в отставку в марте 1990 г никого не заставляет задуматься. вот истинная причина:
      http://topwar.ru/33360-nablyudenie-vedet-cru-sverhzvukovoy-strategicheskiy-razve
      dchik-lockheed-a12.html#comment-id-1502227

      феррит - железо или сплав железа

      это просто праздник души!

      и это далеко не все...

      хотите почитать более серьезный материал, пожалуйста (ссылка на последнюю часть, в тексте ссылки на предыдущие):
      http://nnm.me/blogs/smprofi/zona_51_chast_iiif/
  15. DDHAL
    0
    19 октября 2013
    А.Н.Туполев: "Хорошо летать могут только красивые самолеты"
    1. smprofi
      +1
      19 октября 2013
      есть легенда, что у Сикорского в кабинете висело изречение:
      С точки зрения физики муха летать не должна.
      (или про майского жука иногда встречается)
  16. +5
    19 октября 2013
    Глядя на SR-71,я испытываю только восхищение,конструкторы этой "птицы" - гении.Очень люблю авиацию,хотя сам блюю на карусели.Этот самолёт заслуживает,чтобы войти в Зал Славы авиации...после МИГ-31 smile
    1. +2
      20 октября 2013
      Добавлю сюда МИГ-25
  17. Yankuz
    +1
    19 октября 2013
    Красивая и серьезная машина! Опередившая свое время!
  18. -1
    19 октября 2013
    SR-71 Blackbird не заправлялся полностью на земле из-за того, что топливные баки на земле текли. топливные баки герметизировались за счет теплового расширения уже на рабочих температурах при наборе маршевой скорости самолетом.

    Неужели это правда? laughing
    1. алекс 241
      +5
      19 октября 2013
      Цитата: баклан
      Неужели это правда?
      Абсолютная правда,в результате термодинамического разогрева планер самолета разогревался до 300 градусов.
      1. +2
        20 октября 2013
        Всё так. Но советские конструктора эту проблему решили на самолёте МИГ-25 просто и дёшево -они сделали сварой фюзеляж.
        1. +1
          21 октября 2013
          У МиГ-25 другие температуры и не такое длительное время.
          1. 0
            13 мая 2018
            Миг-25 из железа, которое нормально таки сваривается. А варить титан американцы до сих пор не научились, стойки для Боингов российская Ависма делает. Россия - мировой лидер в обработке титана.
            Ну не умеют американцы делать сварные титановые "Дрозды.
    2. 11111mail.ru
      +1
      19 октября 2013
      По рассказу моего техника группы обслуживания РЭО Чи-ва А.М. Для сдачи на разряд ему было необходимо подогнать 6-угольную плитку в 6-угольное отверстие в другой плите аналогичной толщины. Все вручную. Качество подгонки проверялось протечкой керосина. Сам, притирая клапаны головки блока цилиндров, использовал аналогичную методику.
    3. +1
      20 октября 2013
      Не совсем, основная причина в том что самолёт просто не мог взлететь с полной заправкой.
      1. smprofi
        0
        20 октября 2013
        для баклан и служивый
        смотрим ролик. не хотим весь - мотаем до 6'05" ознакамливаемся как "потеет" топливом днище SR-71 Blackbird

  19. MJ23.net
    0
    19 октября 2013
    Да это же самолетик из X-Men) Помню как только появился первый комп в конце 90х, ставил заставочку этой птички. Очень футуристичный и красивый самолет.
  20. +7
    19 октября 2013
    Это "рекордный самолёт" - назвать его полноценной боевой машиной с такими "эксплуатационными параметрами" язык не поворачивается.
  21. +3
    19 октября 2013
    Когда срочную в ПВО проходил как раз в 1989 году, разведка каждый день выдавала сводку на ЗАС-телеграф, что в небе 2 разведчика SR-71 и 3 штуки Orion...Это так стандартно...Один SR-71 летал со стороны Норвегии, второй-на Дальнем Востоке...
  22. +3
    20 октября 2013
    С такими затратами на НИОКР, постройку, эксплуатацию.... Да нафиг он нужен... Прав Задорнов - тупые !!! У них все так - где мозгов не хватает, деньгами забрасывают. Вон Northrop B-2 Spirit в итоге совокупно обходится 2,1 миллиарда долларов... и чо в итоге ? ни те , ни другие не летают ...
    1. +3
      20 октября 2013
      Всё так! МИГ-25! Вот это был прорыв!
    2. bif
      +2
      21 октября 2013
      Цитата: Silkway0026
      B-2 Spirit в итоге совокупно обходится

      Стоимость всей программы B-2 на 1997 год оценивалась почти в 45 млрд долларов; таким образом, с учётом НИОКР стоимость одной машины на тот момент достигала 2,1 млрд долларов!!!Т.е. в деньгах 1997года, с учетом инфляции...видел пример выкладки расчета, так в пересчёте на 2013год - самолет по цене авианосца.
      Чтобы не ссылаться на спорный расчет не понятно кого, просто факты:
      1. В-2 1997год - 2,1млрд$
      2. USS Harry S. Truman (CVN-75)Заложен 29 ноября 1993 года, спущен на воду 7 сентября 1996 года - 4,5млрд$
  23. ded10041948
    +2
    20 октября 2013
    Ох и помотала нервы эта "птица", когда служил на Новой Земле в 81-83 годах! Как по расписанию летали! Каждый четверг в 13.45 сигнал "Дрофа" и понеслась! Хорошо, что хоть барражировать, как "Орион", не могли!
  24. Ckyf
    +1
    20 октября 2013
    Цитата: Ахмед Османов

    Хоть я и не жил в период СССР, но по словам отца эта была просто прекрасная страна с высоким уровнем жизни и образованности населения. И о людях судили не потому, какой ширины у тебя карман, а по наличию серого вещества в голове.
    Если бы так было, то прекрасная страна СССР не развалилась бы в одночасье. Было много положительного по сравнению с современным положением, но...
  25. Ckyf
    0
    20 октября 2013
    Цитата: Yankuz
    Красивая и серьезная машина! Опередившая свое время!

    Я бы так не сказал. Наш Ту-144 не имел набора таких конструкционных ляпов как Дрозд, был гораздо больше по габаритам, взлетал с полной заправкой, возил людей и грузы. Вот он опередил свое время.
    1. -3
      20 октября 2013
      Если не принять во внимание, что Ту-144 был слямзан с Конкорда.
      1. +1
        20 октября 2013
        Цитата: Витольд
        Если не принять во внимание, что Ту-144 был слямзан с Конкорда.

        Ха, Ха... Вы посмотрите на "Сотку" - делаем вывод "Конкорд"слямзили с "Сотки"...
      2. +7
        20 октября 2013
        "Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян[1]), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров." (с)

        Кто и что у кого слямзил?

        И вообще, судить о "одинаковости" самолётов по их внешнему виду это большая глупость. Внешность диктует аэродинамика - а её законы для всех одинаковы. А вот конструктивно тот же Конкорд и Ту 144 совершенно разные машины. Так что никто ни у кого ничего не лямзил... это просто появившиеся в одно время самолёты созданные по сходным техзаданиям - они неминуемо будут похожи.
      3. 0
        21 октября 2013
        А если сравнить даты первых полетов одного и другого?
        1. 0
          30 сентября 2016
          Сверхзвук это не просто разогнался и полетел. Кроме того, крылья у Ту144 более сложного профиля, а дополнительные крылышки за кабиной пилотов, облегчающих управление самолётом на малых скоростях, на Конкорде так и не сделали, потому что имели только внешний вид Ту-144.

          И напомню, что американцы не на месяц отстали с первым человеком в космосе, они только через годы смогли сделать первый ОРБИТАЛЬНЫЙ полёт, и на момент программы Союз-Аполлон у них ещё не было космического туалета, они в памперсы дули.

          А бытовая техника у них отличная, и автомобили отличные, но во всех областях нельзя быть первым.
      4. Комментарий был удален.
  26. 0
    20 октября 2013
    Цитата: Даос

    Даос
    (1)

    Сегодня, 11:34

    ↑ ↓


    "Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года (его выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян[1]), то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11 000 метров." (с)

    Очередной "выкидыш" к дате.На два месяца раньше полетел ТУ-Конкорд дольше и успешней. Кто у кого слямзил-это трудно сопоставить,главное внедрить с хорошими результатами.
    1. 0
      20 октября 2013
      Почему конкорд летал дольше и успешней? Не было в СССР богачей способных платить такие деньги за полёт! Да и программа конкорда приказала жить тоже по той же причине-экономически невыгодно! Коммунисты оказались мудрей. Но первым взлетел ТУ-144 и это факт!
  27. +1
    21 октября 2013
    А почему только вытеснили из воздушного пространства а не сбили? Имели же полное право.
    1. 0
      30 сентября 2016
      Международные договоры. Типа немного, это можно.
  28. 0
    21 октября 2013
    Цитата: ShturmKGB
    Самолет сжигающий деньги...в духе американцев...




    Вот: http://52vadim.livejournal.com/265955.html
  29. 0
    21 октября 2013
    [quote=Amapok]http://i011.radikal.ru/1310/ca/f95bfc54414b.jpg http://52vadim.livejournal.com/265955.html
  30. 0
    22 октября 2013
    Цитата: Altona
    Когда срочную в ПВО проходил как раз в 1989 году, разведка каждый день выдавала сводку на ЗАС-телеграф, что в небе 2 разведчика SR-71 и 3 штуки Orion...Это так стандартно...Один SR-71 летал со стороны Норвегии, второй-на Дальнем Востоке...

    Кончиком заворачивали за счёт скорости.Нам бы такие.Наши развед-самолёты - слегка были не такие (в то время),отказались от них,включили ум - появилась А-50 (в дальнейшем А-100).Но никто никогда не говорил,что наши самолёты-разведчики утюжили пространство США,в отношении разведаппаратов наши,как говорит Путин,"партнёры",ушли вперёд.
  31. samolet il-76
    0
    12 декабря 2013
    А я слышал о похожем самолёте A-12.
  32. bezdonnyj
    0
    21 мая 2015
    видео на тему SR-71 SR-72

  33. +1
    17 мая 2016
    Цитата: Ахмед Османов
    Молодцы американцы, ничего не скажешь. Особенно поражает футуристичность самолета на сколько он опередил свое время, впрочем как и наши самолеты - ТУ-160 и т.д. Вообще, как бы мы и американцы не критиковали себя в период "Холодной войны", но все же я убежден (возможно и не только я), что именно этот период дал науке принципиально новый толчок в своем развитии. Если бы СССР существовал по сей день, при такой высокой конкуренции между странами, то вероятно мы бы уже построили базу на Луне и потихоньку начали осваивать Марс. Эх мечты, да мечты...
    Хоть я и не жил в период СССР, но по словам отца эта была просто прекрасная страна с высоким уровнем жизни и образованности населения. И о людях судили не потому, какой ширины у тебя карман, а по наличию серого вещества в голове.

    твой отец совершенно прав,я жил в ссср,это было общество тотальной справедливости,самый жесткий начальник тогда-младенец по сравнению с волками сейчас,у Брежнева получка-800р,на заводе рабочие получали 300-600р(военнный авиазавод),качественная еда ,хоть и неразнообразная,ит.д. и т.п.
    1. 0
      30 сентября 2016
      Министры были не избираемые, их политбюро назначало.
      И министры не могли детям по наследству оставить завод или отрасль...
      А теперь могут!
  34. 0
    9 ноября 2016
    Да уж "черный дрозд" действительно мощный даже слишком. Скорость почти полета со звуком, очень приятный как по мне самолет и скоро улучшат все самолеты до скоростных. Я уже жду аренду частного самолета http://arendasamoletov.com такого типа, но ждать мне придется еще пару лет до выхода лишь первых релизов. А бабок они будут стоят так же немерено как и сейчас, но это не важно. Ведь полет со скоростью звука, повысит мой адреналин до ужаса.
  35. +1
    28 августа 2017
    Цитата: Ckyf
    Цитата: Ахмед Османов

    Хоть я и не жил в период СССР, но по словам отца эта была просто прекрасная страна с высоким уровнем жизни и образованности населения. И о людях судили не потому, какой ширины у тебя карман, а по наличию серого вещества в голове.
    Если бы так было, то прекрасная страна СССР не развалилась бы в одночасье. Было много положительного по сравнению с современным положением, но...

    Страна развалилась не в одночастье и не сама, а с помощью агента влияния и под диким внешним давлением! hi
  36. 0
    15 апреля 2021
    Чушь, самый скоростной был Миг25, но определить и зафиксировать скорость более 3300 км\ч на Миг25 было невозможно. При полете на скорость Миг25 шел на прямых участках до 3,5 М.
  37. 0
    4 февраля 2023
    Да, самолёт быстрый и высотный. Но он не практичен и ненадёжен, как Ту-160. А также дальность полёта у него очень скромная для такого класса аппаратов. А что касается малозаметности, то это уже неактуально давно. Нет такого самолёта, который наши РЛС не засекут. Разве что он будет крыльями деревья цеплять.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»