Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-29 (СССР)

8
Первые советские управляемые ракеты «воздух-земля» малой дальности позволили заметно поднять ударные возможности фронтовой авиации. При этом их использование было связано с определенными трудностями. В частности, ракеты Х-66 и Х-23 требовали от летчика контролировать полет ракеты до момента попадания в цель. Кроме того, они несли сравнительно легкую боевую часть, из-за чего не могли поражать укрепления противника и т.п. объекты. В 1970 году министерство обороны СССР инициировало начало разработки нового авиационного управляемого боеприпаса, который смог бы эффективно решать поставленные задачи, но при этом не унаследовал бы недостатки своих предшественников.



Проект новой управляемой ракеты получил обозначение Х-29. Разработку этого изделия поручили конструкторскому бюро «Молния» (ныне НПО «Молния»), главным конструктором стал М.Р. Бисноват. Специалисты «Молнии» выполнили большую часть работ, однако в середине семидесятых годов были вынуждены прекратить свое участие в проекте. Из-за массы заказов по программе «Буран» КБ «Молния» передало документацию по проекту Х-29 в МКБ «Вымпел» (ныне ГосМКБ «Вымпел»). Эта организация уже имела большой опыт создания управляемого вооружения, в том числе авиационных систем. Сотрудники «Вымпела» под руководством А.Л. Ляпина завершили разработку проекта и наладили серийное производство новых боеприпасов. В настоящее время производство и сопровождение ракет Х-29 осуществляется корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в состав которой входит ГосМКБ «Вымпел» и другие профильные организации.

Существующие управляемые ракеты наводились на цель при прямом участии пилота или автоматики самолета. Для упрощения боевой работы требовалось отказаться от радиокомандных и т.п. систем, создав новые головки самонаведения, работающие в режиме «запустил-забыл». Новое изделие Х-29 было решено оснастить перспективной ГСН, обеспечивающей такое применение. Ввиду требований по дальности пуска (до 10-12 км) появилась возможность оснастить ракету оптической системой наведения. В результате решили делать две модификации боеприпаса с максимальной степенью унификации, оснащенные разными ГСН – телевизионной и лазерной.

Унифицированные агрегаты

В силу некоторых причин ракета Х-29 получила такую же аэродинамическую схему, что и предыдущие управляемые вооружения этого класса, – «утка». Ракета имеет цилиндрический корпус длиной 3875 мм и диаметром 400 мм. В носовой части корпуса имеется набор Х-образных дестабилизаторов, за которыми располагаются рули схожей конструкции размахом 750 мм. На хвостовой части корпуса закреплены Х-образные крылья с элеронами размахом 1,1 м. Конструктивно корпус разделен на пять отсеков, вмещающих то или иное оборудование. В головном находится головка самонаведения, из-за чего ракеты различных модификаций отличаются формой головного обтекателя. За головным отсеком находится объем с системой управления. Среднюю часть корпуса занимает осколочно-фугасная боевая часть, за которой помещен твердотопливный ракетный двигатель. В хвостовом отсеке располагается сопло двигателя, вокруг которого размещены приводы элеронов.

Во втором отсеке корпуса ракет семейства Х-29 находится унифицированный автопилот, обеспечивающий удержание ракеты на заданном курсе и управляющий рулями. Он получает данные от используемой ГСН и на их основе вырабатывает команды для рулевых машинок. Для управления по крену используются элероны на крыльях. За управление в каналах тангажа и рысканья отвечают две пары рулей. Рули связаны попарно (по каналам управления) и приводятся в движение двумя рулевыми машинками (по одной на каждый канал). При запуске рули переводятся в положение, обеспечивающее отдаление ракеты от самолета-носителя. В составе электрооборудования ракеты имеется ампульная батарея постоянного тока с форсированным обогревом. Для запуска и обеспечения работы батареи используется отдельный пироблок, вырабатывающий горячий газ. Заряда батареи хватает для работы всех систем в течение 40 с, что значительно превышает максимально возможную продолжительность полета.

Ракеты Х-29 оснащаются твердотопливным двигателем ПРД-280 с тягой до 225-230 кН. В отличие от ракет Х-66, Х-23 и Х-25, изделие Х-29 имеет одно сопло двигателя, находящееся на хвостовом торце корпуса. Такие отличия конструкции обусловлены отсутствием полноценного приборного отсека в хвосте корпуса более новой ракеты. Запуск двигателя осуществляется с небольшой задержкой после отцепки от самолета-носителя, благодаря чему раскаленные газы двигателя не повреждают конструкцию последнего. Заряд двигателя сгорает за 3-6 с, разгоняя ракету до скоростей порядка 600 м/с. При этом средняя скорость полета с учетом планирования при отцепке и планирования после сгорания заряда твердого топлива находится на уровне 300-350 м/с.

Управляемые ракеты Х-29 оснащаются бронебойно-фугасной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг, что составляет примерно половину от стартового веса изделия. Боевая часть выполнена в виде стального корпуса весом 201 кг, имеющего конусообразную головную часть с утолщенными стенками. Внутри корпуса находятся 116 кг взрывчатого вещества. Конструкция боевой части рассчитана с учетом необходимости поражения как живой силы или незащищенной техники, так и укреплений, построек или кораблей. По некоторым данным, конструкция боевой части позволяет пробить до 3 м грунта и 1 м бетона. Во избежание отскока при попадании под острыми углами к поверхности цели боевая часть оснащена противорикошетным устройством. Взрыватель боевой части КВУ-63 может работать в контактном режиме или производить подрыв с замедлением. Контактные датчики имеются в головной части ракеты, рядом с рулями, а также на передних кромках крыльев. Режим работы взрывателя выбирается пилотом перед пуском. Контактный подрыв предназначен для уничтожения техники и живой силы, а замедление используется для атаки бункеров, бетонных сооружений и т.п. объектов.

В проекте Х-29 изначально предусматривалась модульная конструкция с возможностью установки головки самонаведения нужной модели. По заказу Минобороны сотрудники КБ «Молния», а затем МКБ «Вымпел» сначала разработали два варианта ГСН: лазерную и телевизионную. Вариант ракеты с наведением по отраженному свету лазера получил обозначение Х-29Л или «Изделие 63», с телевизионной головкой – Х-29Т или «Изделие 64». Внешне ракеты этих двух типов отличаются только формой головного обтекателя, внутри которого размещаются агрегаты головки самонаведения. При этом существует небольшая разница в стартовом весе изделий. Готовая к применению ракета Х-29Л весит 660 кг, Х-29Т – на 20 кг больше.

Ракеты Х-29 обоих типов поставлялись в транспортных контейнерах размерами 4,5х0,9х0,86 м (Х-29Л) и 4,35х0,9х0,86 м (Х-29Т). Ракета с лазерной ГСН в контейнере весит 1000 кг, с телевизионной – 1030 кг. Для подвески на самолеты и запуска могут использоваться катапультные устройства АКУ-58 и их модификации.

Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-29 (СССР)


Головки самонаведения

Головная часть ракеты Х-29Л имеет форму, образованную двумя коническими поверхностями, на которых имеются трапециевидные аэродинамические дестабилизаторы, улучшающие управляемость и маневренность в полете. В головной оконечности обтекателя предусмотрен прозрачный участок, через который ГСН «следит» за пятном лазерной подсветки. С целью упрощения конструкции и удешевления производства Х-29Л получила полуактивную лазерную ГСН типа 24Н1, разработанную ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М. Хорола для ракеты Х-25. Для проведения атаки самолет-носитель или наземный наводчик должен был подсвечивать выбранную цель лазерным лучом. Головка самонаведения в таком случае должна засекать отраженный целью свет и наводить ракету методом пропорционального сближения.

Способ применения ракеты с лазерной ГСН зависел от типа бортовой аппаратуры самолета-носителя. Так, в случае с подвесным контейнером «Прожектор-1», обеспечивавшим перемещение лазерного луча только в вертикальной плоскости, автоматика ракеты должна была сразу работать в режиме наведения с управлением по двум каналам. В случае использования более совершенных систем «Кайра» или «Клен» с двухплоскостным наведением луча появлялась возможность подъема на некоторую высоту относительно самолета-носителя и последующего выполнения «горки», повышавшей эффективность атаки при запуске с малых высот.

В зависимости от типа используемой аппаратуры подсветки самолет-носитель после сброса ракеты мог выполнять маневрирование в определенных пределах. При использовании наземной аппаратуры целеуказания летчик после запуска мог покидать район цели, не рискуя попасть под огонь зенитных средств противника. Ракету Х-29Л можно было запускать на высотах от 200 м до 5 км при скорости носителя от 600 до 1250 км/ч. При этом минимальная дальность стрельбы равнялась 2 км, максимальная – до 10 км. Следует отметить, ввиду использования лазерной ГСН фактическая дальность стрельбы зависела от метеорологических условий и других факторов, мешающих захвату лазерной метки.


Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л


Использование нового автопилота в сочетании с существующей лазерной головкой самонаведения 24Н1 дало весьма интересный результат. Круговое вероятное отклонение ракеты Х-25, для которой создавалась эта ГСН, достигало 10 м. Новые приборы смогли довести КВО ракеты Х-29Л до 3,5-4 м, что позволяло с высокой вероятностью поражать помеченные лазером цели. Тем не менее, реальные характеристики в условиях боевого применения могли серьезно отличаться от указанных из-за различных причин технического и тактического характера.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-29Т получила более сложную и дорогую телевизионную головку самонаведения «Тубус-2», созданную в НПО «Импульс». Проигрывая изделию 24Н1 в стоимости и простоте, система «Тубус-2» упрощала атаку целей за счет полноценной реализации принципа «запустил-забыл». При сборке ракеты телевизионная ГСН устанавливается на те же крепления, что и лазерная головка ракеты Х-29Л.


Головка самонаведения «Тубус-2» ракеты Х-29Т


ГСН «Тубус-2» имеет цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем, выполненным из прозрачного материала. В составе головки имеется оптико-электронная часть и координатор цели, установленный на подвижном карданном подвесе. Кроме того, предусмотрена аппаратура для обработки видеосигнала и передачи данных на автопилот ракеты. Видеосистема изделия «Тубус-2» в режиме поиска цели обеспечивает обзор зоны размерами 12°х16°. В режиме автоматического сопровождения цели поле зрения ограничено углами 2,1°х2,9°. Координатор способен обеспечивать слежение за целями, движущимися с угловой скоростью не более 10 град/с. Видеокамера выдает изображение с качеством 625 строк, 550 линий, 50 Гц.

Методика боевого применения ракеты Х-29Т выглядит следующим образом. Летчик, визуально или используя бортовые средства наблюдения, должен обнаружить цель и поместить ее в сектор наблюдения телевизионной ГСН. Далее при помощи видеосистемы ракеты, в том числе с использованием увеличения, он должен выбрать цель и навести на нее прицельную марку. Для захвата цели ГСН «запоминает» ее особенности, такие как сочетание контрастных светлых и темных участков. После выхода на разрешенную дальность пуска летчик может осуществлять отцепку ракеты. Дальнейший полет ракеты осуществляется автоматически. Ракета самостоятельно следит за целью и наводится на нее. Перед поражением выполняется «горка», чтобы ракета могла поразить цель, например укрепленное сооружение, сверху, с наибольшей эффективностью.

Из-за максимально возможной унификации ракеты семейства Х-29 имеют схожие характеристики. Х-29Т с телевизионной ГСН может запускаться с высоты от 200 м до 10 км при скорости полета самолета-носителя в пределах 600-1250 км/ч. При этом обеспечивается стрельба на дальность от 3 до 12 км. Круговое вероятное отклонение не превышает 2-2,5 м. При этом реальные характеристики ракеты Х-29Т напрямую зависят от различных условий и могут варьироваться в широких пределах.


Устройство ракеты Х-29Т: I — головка самонаведения: 1 — объектив «Гранит-7Т-М1»; 2 — телевизионная камера с видиконом; 3 — гиростабилизатор; 4 — блоки пассивного телевизионного координатора цели «Тубус-2»; 5 — дестабилизатор; 6 — блок питания; II — отсек управления: 7 — реакционные контактные датчики системы СКД-63; 8 — газовые приводы рулей; 9 — рулевые поверхности; 10 — ампульная электрическая батарея 8М-БА; 11 — электропреобразователь; 12 — блок управления (аппаратура и фильтры); 13 — отрывной штепсельный разъём; III — боевая часть: 14 — алюминиевые обечайки; 15 — стальной корпус боевой части 9Б63МН; 16 — взрывчатое вещество боевой части 9Б63МН; 17 — передний узел крепления; 18 — детонаторы с предохранительно-дистанционными устройствами 3В45.01; IV — двигатель: 19 — блок коммутации контактного взрывательного устройства КВУ-63; 20 — пиропатроны УПД2-3 поджига двигателя; 21 — чеки запуска двигателя и КВУ-63; 22 — воспламенитель; 23 — ракетный двигатель твёрдого топлива ПРД-280; 24 — реакционные кабельные контакты контактного взрывного устройства КВУ-63; 25 — крыло; 26 — задний узел крепления; 27 — газогенератор блока газоснабжения; V — сопло и хвостовое оперение: 28 — фильтры и регуляторы давления блока газоснабжения; 29 — элерон; 30 — привод элеронов; 31 — сопло двигателя.

Новые модификации

Разработка проекта Х-29, начатая в КБ «Молния», была завершена сотрудниками МКБ «Вымпел». Эта же организация занималась проведением испытаний. В конце семидесятых годов оба предлагаемых типа ракет прошли весь комплекс испытаний и необходимых доводок. В 1980 году изделия Х-29Л и Х-29Т были приняты на вооружение военно-воздушных сил Советского Союза.

В ходе дальнейшего развития проекта в МКБ «Вымпел» были разработаны несколько новых ракет, отличающихся от базовых Х-29Л и Х-29Т некоторыми параметрами, использованным оборудованием и назначением. На данный момент известно о следующих модификациях:
- УХ-29. Учебный вариант ракет, предназначенный для подготовки летчиков. Представляет собой обычное серийное изделие с яркой окраской. Вместо стандартного белого цвета окрашиваются в красный (полностью) или в красный с белой центральной секцией. При испытаниях ракет Х-29 в составе комплекса вооружения бомбардировщика Су-24М использовалась ракета с красной головной и хвостовой частью и «шахматной» красно-белой окраской центрального отсека;
- Х-29МЛ. Ракета с обновленной лазерной системой наведения, обеспечивающей большую точность попадания;
- Х-29ТМ. Модернизированный вариант ракеты с новой телевизионной ГСН;
- Х-29ТЭ. Модернизированный экспортный вариант Х-29Т. По некоторым данным, дальность стрельбы увеличена до 30 км;
- Х-29ТД. Модификация с обновленной системой наведения. По некоторым данным, оснащается телевизионной ГСН с тепловизионным каналом, обеспечивающим применение в ночных условиях;
- Х-29МП. Ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В арсеналах

Ракеты Х-29 были приняты на вооружение в 1980 году, уже после начала войны в Афганистане. Первое боевое применение новых боеприпасов состоялось только в 1987 году. С апреля 87-го советские летчики регулярно использовали такое оружие против различных сложных целей. Использование оптических систем наведения сказалось на эффективности ракет. Так, в апреле 1987 года штурмовики Су-25 378-го ошап, вооруженные ракетами Х-25 и Х-29Л, впервые получили приказ уничтожить вырубленные в скалах склады. Для подсветки цели использовались самолетные системы «Клен-ПС». Из-за дыма, образовавшегося во время атаки, две из четырех запущенных Х-29Л не смогли навестись на цель. Кроме того, определенную сложность представляла подсветка цели в условиях боя.

Для повышения эффективности применения управляемых ракет в 378-м отдельном штурмовом авиаполку при содействии специалистов, приехавших из СССР, построили т.н. БОМАН – «Боевую машину авиационного наводчика». На БТР-80 позади башенки установили дальномер-целеуказатель «Клен-ПС», снятый со списанного штурмовика Су-25. В дальнейшем появилась «модификация» БОМАН, в которой дальномер-целеуказатель мог убираться внутрь бронекорпуса. Для поиска цели на таких машинах использовался оптический прицел от пулемета НСВ-12,7.

Появление машин авианаводчика вскоре сказалось на эффективности применения управляемого авиационного вооружения. При использовании такой техники пилотам-штурмовикам приходилось только выходить на рубеж пуска, производить захват цели и запускать ракеты. Поиск и подсветка цели возлагались на экипаж БОМАН, причем машина могла выполнять свою работу, находясь на безопасном расстоянии от цели. Кроме того, во время боевой работы машина стояла на одном месте и не двигалась, благодаря чему наводчик имел возможность четко и точно подсвечивать выбранную цель. При подсветке с самолета пятно лазера могло значительно смещаться от предполагаемой точки прицеливания.

За оставшиеся годы войны в Афганистане советские летчики израсходовали около 140 управляемых ракет нескольких типов. Это оружие в основном применялось для поражения защищенных сложных целей, например, складов и т.п. объектов в горных пещерах. Характеристики лазерной ГСН 24Н1 позволяли попасть ракетой прямо во вход в пещеру. Если внутри находился склад боеприпасов, то 317-килограммовая боевая часть ракеты Х-29Л не оставляла никаких шансов припасам и живой силе противника. Кроме того, практиковалась стрельба по своду пещеры над входом при установке взрывателя на подрыв с задержкой. За счет высокой скорости и прочного корпуса боевая часть ракеты заглублялась в камень и обрушивала свод, запирая внутри врагов и их имущество.

Во время двух войн в Чечне российские ВВС тоже ограниченно использовали ракеты Х-29Л и Х-29Т. Сравнительно малое количество использованных ракет обуславливалось сложной метеорологической обстановкой. Плохая погода просто не позволяла в полной мере использовать все возможности управляемого оружия.

В восьмидесятых годах ракеты Х-29 начали поставляться зарубежным странам. Такое оружие в разное время закупалось Алжиром, Болгарией, Венесуэлой, ГДР, Ираком, Ираном и другими странами, приобретавшими советскую авиационную технику. В общей сложности, с учетом бывших республик Советского Союза, ракеты семейства Х-29 использовались и остаются на вооружении в 26 странах.

Некоторые зарубежные государства имели опыт применения советских управляемых ракет «воздух-земля». Первыми из зарубежных стран ракеты Х-29 в бою использовал Ирак во время войны с Ираном. Ввиду наличия у противника в достаточной мере развитой системы ПВО иранские военно-воздушные силы были вынуждены активно использовать высокоточное управляемое вооружение, пригодное для нанесения ударов без входа в зону поражения ракет противника. Носителями ракет Х-29Л были самолеты МиГ-23БН советского и Mirage F1 французского производства. Смешанным был и состав вооружения самолетов, поскольку они применяли как советские, так и французские ракеты. Кроме того, вместе с ракетами с лазерным наведением использовалась французская лазерная аппаратура.

Во второй половине 2000 года, во время Эфиопо-эритрейского конфликта, ВВС Эфиопии использовали ракеты Х-29МП и Х-29Т для подавления вражеской ПВО. Самолеты Су-25, каждый из которых нес по две ракеты с радиолокационными и телевизионными ГСН, с истребительным сопровождением смогли прорваться на рубеж запуска и уничтожить РЛС эритрейских ЗРК «Квадрат» при помощи Х-29МП. Далее ракетами Х-29Т были «добиты» оставшиеся средства зенитного комплекса. Немного позже Эфиопия предприняла попытку аналогичного удара, однако на этот раз противнику удалось вовремя засечь атаку и провести пуск зенитных ракет, которые повредили один из вражеских Су-25. Тем не менее, штурмовики смогли уничтожить РЛС ЗРК, после чего «ослепшие» комплексы были поражены свободнопадающими бомбами истребителей-бомбардировщиков.




***

Ракеты семейства Х-29 можно считать удачным представителем отечественных управляемых вооружений класса «воздух-земля». Они имеют высокую точность наведения и большое могущество боевой части, позволяющие уничтожать различные цели, в том числе укрепленные постройки и подземные сооружения. Тем не менее, это оружие не было лишено недостатков. Лазерное и телевизионное наведение могли осуществляться только в хороших погодных условиях, при отсутствии искусственных помех наподобие дыма или различных аэрозолей. Кроме того, со временем малая дальность пуска, закладывавшаяся в требования к изделиям, стала недостаточной для защиты самолета от позднее появившихся средств ПВО малого радиуса.

Хотя ракеты семейства Х-29 имеют как положительные, так и отрицательные особенности, их можно считать, как минимум, одними из самых удачных разработок своего класса, созданных в нашей стране. Более того, на момент своего появления и в течение некоторого времени после этого они были самыми совершенными отечественными управляемыми ракетами «воздух-земля».


По материалам:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://militaryparitet.com/
http://airforce.ru/
http://aviaros.narod.ru/
Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Штурмовик Су-25 «Грач». Бронированный наследник Ил-2 – М.: Яуза: ЭКСМО: 2011
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Первуша Исаев
    +1
    12 февраля 2015 10:15
    задача конструкторов и технологов после создания удачного одноразового изделия-это снижение стоимости этого изделия,потому что то что не может сделать одна ракета,то сделают две и боевая задача будет выполнена...
    1. +3
      12 февраля 2015 11:58
      Что касается ВТО,то это довольно спорное утверждение.Ведь управляемое оружие для того и создается,что бы количественный показатель заменить качественным(в данном случае)за счет увеличения вероятности попадания.Мне в наших управляемых АСП второго(если так можно выразиться)поколения нравится идея модульности.Например данное изделие может комплектоваться как различными ГСН,так и БЧ.Почему то автор об этом не упомянул,или я читал не внимательно?В любом случае статье плюс,жду продолжения.
  2. +6
    12 февраля 2015 11:48
    В полигонных условиях мне приходилось неоднократно выполнять учебные пуски ракет Х-29 по наземным целям с самолетов Су-25 и Су-17М4. На мой взгляд, наиболее эффективным было применение Х-29Л в ясную погоду с пикирования в сочетании с наземными лазерными целеуказателями. Пуск производился с высоты примерно 3,5-5 тыс. метров. Максимальная дальность стрельбы в этом случае превышала 10 км. В условиях облачности или искусственного задымления цели точность стрельбы существенно снижалась, но все-таки не была нулевой. При КВО в 2,6 м боевой частью весом более 300кг можно было уничтожить или тяжело повредить боевую технику в капонире, склад боеприпасов, бетонное укрытие ( КП), мост. Производить пуски с помощью систем «Клен», « Кайра» было несколько сложнее, но пилоты его успешно осваивали и многие становились настоящими мастерами своего дела. Мне ракета казалась довольно большой ( длина почти 4 метра) и тяжелой ( масса более 600 кг).
    Я слышал о модификациях ракеты Х-29, снабжавшихся телевизионной головкой самонаведения ( Х-29Т и Х-29ТЕ). Их можно было применять для поражения надводных целей ( крейсер, эсминец), но мне это представляется проблематичным ввиду сильной их защищенности средствами ПВО.
    Если говорить в общем, то Х-29Л эффективнее ракет Х-66, Х-23 и Х-25, свободнопадающих и корректируемых авиабомб, но и в несколько раз дороже.
    1. 0
      4 марта 2015 20:11
      Не поясните , зачем на Л-версии на обтекателе ГСН металлизированная решётка ("Крестики-нолики") ??? на Т её нет, значит особенность именно Л. Что это?
  3. +1
    12 февраля 2015 13:32
    Интересная статья.
    Сайт,как бы сказать интерактивный.Просто делаю выводы,может ошибочные.
    Начали писать по авиационному вооружению,наверно после моих постов про возможное вооружение,модернизацию Казахстанских Су-30 СМ,у нас довольно хорошо зарекомендовали Белорусско-Израильская модернизация Су-27УБМ(БМ)2 .Заказано 4 шт,Су-30.В будущем возможно 36 самолетов закажут.
    Су-27БМ2,довольно интересен,своей широкой номенклатурой используемых боеприпасов.Х-29 то же используется.
    Может это "через мерная наблюдательность"?Тфу,Тфу но она меня редко подводит. smile
    Хорошо было бы сравнения по ТТХ с боеприпасами НАТО и КНР.Просто пожелания.
  4. Talat Pasha
    +2
    12 февраля 2015 14:39
    А вот и наш Азербайджанский вариант. К сожелению видео на русском нет. Видео с 3 минуты sad
    1. +2
      12 февраля 2015 14:51
      Цитата: Talat Pasha
      А вот и наш Азербайджанский вариант.

      Молодцы!
    2. Комментарий был удален.
    3. -2
      13 февраля 2015 01:19
      Поразила культура производства в Азербайджане . Не на всех российских предприятиях ВПК такое увидишь . Молодцы!
  5. +2
    12 февраля 2015 19:47
    Насколько помню с училища, БЧ- это ОФАБ-250.На Су-17м4 применялась с АКУ. Из разговора с инж полка узнал, что с ТГСН не применяются до особого распоряжения ( якобы из-за срыва наведения). На Су-17м4 справа от С-17вг стоял ИТ-23 для изображения с ТГСН( это одно из отличий от экспортной модели Су-22) и устанавливался видеомагнитофон для записи. В 93 наш 523 апиб выполнял пуски ракет( правда, я в ТЭЧ был, в группе ПрНК, перед пусками борты пригоняли к нам и мне довелось готовить к пускам, прогонять контрольные задачи ( иммитация пуска на земле)). Кстати, если не изменяет память, такая же телеголова стояла на КАБ-500Т