Не наступить бы на те же грабли

Не наступить бы на те же граблиПредставляя антикризисный план, первый вице-премьер Игорь Шувалов произнес такие слова: "Никаких радужных представлений у нас нет, иллюзий – тоже". В условиях санкций и падения нефтяных цен дальнейшие действия властей будут строиться на новом "крайне жестком" макроэкономическом прогнозе. Теперь в бюджет будет заложена цена на нефть вдвое ниже прежней, всего 50 долларов за баррель.

Социалка в приоритете


Раздать всем сестрам по серьгам не получится. И потому Правительство решило сосредоточиться на трех ключевых направлениях главного "удара", обозначив их как "содействие импортозамещению и несырьевому экспорту, преференции для бизнеса, помощь банкам и приоритетным отраслям".

Мероприятия плана вместе со средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетными кредитами, дополнительными займами ОФЗ, новыми расходами бюджета и федеральными госгарантиями оцениваются в 2,332 триллиона рублей. В то же время большинство так называемых неэффективных расходов бюджета на этот год хотят сократить на 10 процентов. При этом финансирование на оборону и сельское хозяйство снижать не будут (селу добавят 50 миллиардов рублей на неотложные нужды)...

Социалка, как и обещано, останется приоритетом. Один пункт программы уже выполнен: с 1 февраля проведена индексация пенсий на 11,4 процента, то есть на уровень инфляции в 2014 году.
Чем же конкретно государство готово помочь тем, кто действительно попал в сложную ситуацию и кому особенно трудно пережить кризис? Родителям разрешат взять наличными 20 тысяч рублей из маткапитала. В России, наконец, появится "социальная ипотека", но ставки для нее все равно останутся высокими – на уровне 10–12 процентов .

Чтобы занять тех, кто потерял работу или может остаться без нее, выделят деньги на организацию общественных работ и опережающего профессионального обучения.

Чтобы не допустить дефицита лекарств, российским производителям разрешат повысить цены не более, чем на 20 процентов. Но только один раз, чтобы препараты не дорожали каждый день. Как бы ни было дорого лекарство, даже иностранного производства.

При этом набор социальных услуг не изменится.

Авиационным и железнодорожным билетам также не дадут безудержно дорожать. Ставку налога на добавленную стоимость на внутрироссийские перевозки снизят с 18 до 10 процентов.

Большей щедрости от государства ждать не приходится. Но выполнить даже то, что обещано, будет непросто Высокая инфляция потребует дополнительных компенсаций для наиболее уязвимых категорий граждан.

Придется затянуть пояса

На исполнение всех социальных обязательств в первом квартале деньги в казне есть. Счетная палата, пересчитав оперативные данные об исполнении бюджета 2014 года, сообщила, что несмотря на сложные условия удалось получить дополнительные доходы в федеральный бюджет порядка 228 млрд рублей. К этой сумме можно прибавить и 156 млрд рублей, которые по итогам прошлого года так и остались не потраченными. Кроме того, для страховки бюджета был создан антикризисный фонд, который пока может и не понадобиться.

Всех, конечно, волнует вопрос: что будет дальше, если доллар все так же будет укрепляться, а цена на нефть падать? По прогнозу Минэкономразвития РФ на текущий год - ничего хорошего: обвал на рынке нефти в 2015 году будет стоить федеральному бюджету 2,35 трлн рублей недополученных доходов, что увеличит дефицит бюджета до 3,8 процента ВВП и заставит правительство РФ потратить более половины Резервного фонда. Независимым экономистам, заметим, спад ВВП 2015 года при той же цене на нефть видится вдвое большим.

Как пережить трудные времена, которые не раз случались за двадцатилетнюю историю новой России?

Нас ждет, и этого не скрывают капитаны экономического блока правительства, не дефолт и даже не сползание экономики в рецессию, а длительный и затяжной кризис.
Если в прошлом году ожидание худшего воспринималось, как что-то далекое, многих не касающееся, то теперь, как отмечают социологи, народ начал прозревать. В нашей стране, как выясняется, лишь 45 процентов семей имеют такой доход, который в пересчете на каждого члена семьи превышает два прожиточных минимума (прожиточный минимум в 2014 году составлял 8192 руб.). А значит, любое ухудшение экономического положения существенно скажется на благополучии 55 процентов семей. На этом фоне беднейшие 10 процентов населения располагают доходом менее 5 тыс. рублей на человека в месяц, "богатейшие" 10 процентов – 43,5 тыс. рублей. Причем, как подчеркнул директор Института социологии Михаил Горшков, "богатейших" считали "без учета 3–5 процентов самых богатых, которых практически не удается опросить".

Почти половина граждан сошлись во мнении, что "страну ждут тяжелые времена", четверть, наоборот, рассчитывает на успешное развитие страны, и еще четверть не ждет "никаких перемен". Надо ли удивляться такому разбросу мнений?

Уровень жизни у нас далеко не одинаков, одни люди привыкли даже в тяжелые времена ни в чем себе не отказывать, другие еле сводят концы с концами. Одно дело, когда уважаемые публикой артисты возмущаются тем, что оплату за один съемочный день им урезали с 20 – 30 тысяч долларов до ста тысяч рублей и совсем другое, когда у многодетной матери из глубинки отбирают льготы на дополнительное питание детям.

Примерно половина россиян готова меньше тратить на развлечения вне дома, покупать меньше одежды и экономить на отпусках. Но это не спасет от нависающей в воздухе грозы. В кризис начала 1990-х люди уходили из госсектора в частный, где доходы были выше: к примеру, кандидаты наук записывались в челноки. Унижались, но выживали.... Сегодня такой перспективы, как утверждают социологи, нет и "возможности подработок ограниченны".

Более половины работающего населения, как выяснили социологи, привыкла перерабатывать, чтобы не доводить семью до нищеты. Рабочий день уже сейчас у многих после очередных сокращений составляет 9,5 часа, у каждого седьмого – 12 часов (при восьми часах, предусмотренных трудовым законодательством). И при этом еще россиян пытаются упрекнуть, что они живут лучше, чем заслуживают, потому что производительность труда растет очень медленно.

Но разве виноваты простые россияне в том, что отечественная экономика все эти годы жила за счет экспорта энергоресурсов, что из оборота выведены миллионы гектаров сельхозугодий, а собственники предприятий затаились в офшорах?
Когда даже в таких стратегических объектах, как аэропорты, собственность поделена между десятками держателей акций, управляющих ею из-за рубежа.

Упущенного не вернуть

Налоговики, ЦБ и Росфинмониторинг признаются, что не успевают отслеживать транзитные схемы по перегону денег за границу. Речь идет о многомиллиардных суммах, выводимых из экономики. На транзитные операции клиентов российских банков приходится не менее 50 процентов всех незаконных финансовых операций. Их общий объем оценивается в 1,5 трлн рублей в год. Этих денег уже не вернуть, как и земельных паев, проданных за бесценок, тонны проданного за копейки янтаря и черной икры. Остается только сожалеть о том, чего уже нет.

Но не будем сгущать краски. Пока мы находимся вовсе не в безвыходном положении.

В правительстве серьезно заговорили, что кризис заставляет срочно менять структуру экономики и саму модель экономического развития. Без этого не обойтись.
Только вот почему министры-экономисты не могли (а может, не хотели?) заняться этим раньше, когда российская экономика росла под нефтедолларовым дождем? Тогда бы все можно было переделать не такой дорогой ценой.

Не наступать на те же грабли

Прежде всего, чиновники должны, наконец, осознать допущенные ошибки, которые, собственно, и загнали экономику в кризис. Судя по всему, прозрение еще не наступило. Экстренная помощь реальному сектору экономики хоть и заявляется, но пока ни механизма, ни лимитов ассигнований для этого не установлено.

Зато раздаются успокаивающие речи, что рост цен будет остановлен... экономическим спадом. Авиакомпании, например, уже снижают цены в рыночных войнах, РЖД возвращает (под нажимом правительства) 300 отмененных электричек. Выходит, можно ничего не делать и ждать, когда рынок все расставит на свои места? И вмешиваться в экономику лишь в самых экстренных ситуациях? Загасить пожар одним ведром не получится, даже если антикризисные деньги из Фонда национального благосостояния станут вкладывать только в проекты, дающие гарантированный результат.

Почти вся масса предлагаемых к реализации механизмов предусматривает реализацию с федерального уровня, а прямого самостоятельного действия региональных властей почти не требует. Вот только достаточен ли объём закладываемых средств, чтобы помочь регионам? Для сравнения: дефицит одной лишь Свердловской области на 2015 год оценивается почти в 30 млрд рублей, а уже набранная кредитная нагрузка (за счет всех источников) в небольшой Удмуртии – 31 млрд рублей. То есть ни 160, ни 250 миллиардов качественно ситуацию на уровне всей Федерации не изменят.

В ответ на критику правительственные чиновники заявляют, что они готовы даже в рамках мероприятий первого квартала изменять представленный план, если на то будет депутатская воля. И сделать все возможное, чтобы 1 апреля план был введен в действие.
В сжатые сроки, всего за два месяца, придется написать около 60 законопроектов, ряд указов Президента, сотни правительственных актов и ведомственных документов. Работать предстоит в авральном режиме. А при авралах, к сожалению, трудно уберечься от просчетов и ошибок. Важно соблюсти хотя бы одно правило: не наступать на те же грабли.
Автор:
Юрий Алексеев
Первоисточник:
http://www.stoletie.ru/vzglyad/ne_nastupit_by_na_te_zhe_grabli_328.htm
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

28 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти