Проект Lockheed Twister: «гибкие» бронемашины из США

27
Существует множество способов повышения подвижности техники при перемещении по пересеченной местности. Улучшать подобные характеристики можно путем использования более мощного двигателя, при помощи увеличения опорной поверхности движителя, доработки подвески и т.д. Тем не менее, все подобные методы не позволяют улучшать характеристики бесконечно, в результате чего конструкторам приходится искать новые оригинальные и необычные технические решения. С конца шестидесятых годов американская компания Lockheed вела разработку проекта под кодовым названием Twister. Его целью было создание колесной боевой машины с уникально высокой проходимостью.

Название проекта Twister дословно переводится как «Смерч», но это слово можно перевести и как «Крутящийся», что больше соответствует основной идее разработки. В новом проекте было предложено дорабатывать не только подвеску колесной ходовой части, но и другие агрегаты машины. Дело в том, что высота преодолеваемого препятствия прямо зависит от размера колес и динамического хода подвески. Для увеличения возможной высоты подъема колеса над поверхностью земли было предложено использовать подвижные агрегаты корпуса. Корпус машины Twister предлагалось разделить на две отдельные части, связанные друг с другом при помощи шарнира. Два агрегата, оснащенные собственными наборами колес и подвижно соединенные друг с другом, должны были значительно улучшить проходимость на пересеченной местности.

Twister 8х8 – XM 808

В 1965 году специалисты компании Lockheed завершили разработку первого варианта машины Twister. В октябре того же года из сборочного цеха вышел первый прототип, предназначавшийся для испытаний и проверки предложенной идеи. Тесты показали, что примененная двухкорпусная сочлененная схема действительно способна значительно улучшить характеристики колесной машины. К концу шестидесятых проектом заинтересовались военные, благодаря чему компания Lockheed получила выгодный контракт. Пентагон, присоединившись к проекту, заказал бронемашину сочлененной схемы и дал ей название XM 808.



В ходе предварительных работ, продолжавшихся в течение нескольких лет, компания Lockheed изготовила четыре опытные машины, отличавшиеся друг от друга некоторыми деталями. Они имели схожую или одинаковую компоновку и ходовую часть, но отличались некоторыми агрегатами. Так, первый прототип имел двухместную открытую кабину с ветровым стеклом. Второй получил полноценные рабочие места двух членов экипажа, закрытые крышей и остеклением. Третья машина была построена из броневой стали и несла оружие. На четвертом прототипе отрабатывалась плавающая модификация «Твистера».

Отличия различных версий перспективной машины были незначительными и в основном касались размеров, веса и используемых материалов, поэтому рассмотрим только боевой вариант, который в дальнейшем мог быть принят на вооружение под обозначением XM 808 или M 808. Эта разработка предлагалась в качестве перспективной высокомобильной боевой разведывательной машины для оснащения различных подразделений сухопутных войск. За счет сочлененной схемы она была способна преодолевать различные препятствия, с которыми не может справляться колесная техника традиционной конструкции.

Сочлененная схема подразумевает разделение корпуса на две части. Перспективная боевая машина должна была иметь два отдельных бронекорпуса. Первый имел прямоугольную в плане форму, предназначался для размещения одного из двигателей и соответствующей трансмиссии, а также оснащался четырьмя колесами. Задний корпус должен был иметь более сложную форму. Его переднюю часть предлагалось сделать расширяющейся для увеличения возможных углов взаимного перемещения двух корпусов. Кормовая часть второго корпуса должна была вмещать силовую установку и ходовую часть с четырьмя колесами. Переднюю и среднюю части заднего корпуса предлагалось отдать под обитаемый объем для размещения экипажа. На его крыше могла устанавливаться башенка с вооружением.

Проект Lockheed Twister: «гибкие» бронемашины из США


Два корпуса должны были соединяться при помощи специального шарнирного устройства, оснащенного гидравлическими приводами. При помощи последних водитель мог бы изменять взаимное положение двух корпусов в соответствии с преодолеваемыми препятствиями. Так, по шоссе следовало ехать с нулевыми углами между осями корпусов, а для подъема на препятствие следовало выставлять соответствующие углы шарнирного механизма. Конструкция шарнира и приводов позволяла накренять корпуса на 30° относительно друг друга, «изгибать» машину на 31,5° вправо и влево по курсу, а также менять угол сочленения от -27° до +35° в вертикальной плоскости. Благодаря этому обеспечивалось преодоление препятствий высотой до 36 дюймов (около 92 см) при гораздо меньшем ходе подвески. Рулевое управление предлагалось осуществлять при помощи передней управляемой пары колес и гидравлических приводов шарнира.

Силовая установка машины Twister зависела от модификации, однако во всех версиях имела схожую архитектуру. Она состояла из двух двигателей, сопряженных с коробками передач Allison (6 скоростей вперед и 1 назад) и распределительными коробками. Один силовой блок, состоящий из двигателя, коробки передач и распределительного агрегата предложили установить в переднем корпусе. Второй – в корме заднего. Таким образом, оба корпуса имели собственный двигатель, из-за чего машина имела колесную формулу 8х8. В каждом из корпусов имелся собственный топливный бак.

Первый опытный экземпляр с открытой кабиной получил два двигателя фирмы Convair мощностью по 140 л.с. Следующий прототип с полноценной закрытой кабиной оснастили двумя моторами Chrysler 440 Cu V8 мощностью по 191 л.с. Опытная боевая машина с вооружением так же оснащалась двигателями фирмы «Крайслер». Отличались и топливные системы. Так, первый прототип имел два бака по 65 л, а общую емкость топливных резервуаров XM 808 довели до 315 л.



Все восемь колес машины XM 808 получили независимую рычажную подвеску с пружинными амортизаторами. В контексте повышения проходимости обязательно следует упомянуть динамический ход подвески, что позволит оценить характеристики машины без использования шарнирного сочленения. Так, колеса переднего корпуса могли перемещаться в вертикальной плоскости в пределах 300 мм. Для двух задних осей этот параметр оставлял 670 мм. Напомним, при использовании шарнира передние колеса могли «забираться» на препятствие высотой 920 мм, что в три с лишним раза больше хода их подвески.

Первый прототип машины Twister ввиду своего предназначения получился сравнительно компактным и легким. Он имел длину 4,85 м, ширину 2,57 м и высоту около 2 м. Снаряженная масса машины достигала 5,2 т. На испытаниях прототип смог развить скорость 90 км/ч.

Прототип с закрытой кабиной получился крупнее и тяжелее первой машины проекта. Он имел длину 5,65 м, ширину 2,63 м и высоту 2,05 м. Снаряженный вес достиг 7,5 т. Более мощная силовая установка позволяла развивать скорость до 105 км/ч.

Бронированный вариант XM 808 был выше предыдущего прототипа на 310 мм и тяжелее – его боевая масса равнялась 9,75 т. Максимальная скорость сократилась до 95 км/ч, а дальность хода по топливу составляла 360 км.

Плавающий вариант бронемашины должен был представлять собой доработанный вариант XM 808. В кормовой части этой машины предполагалось установить два водометных движителя, способных обеспечить скорость до 10 км/ч. Для повышения плавучести оба корпуса должны были оснащаться специальными навесными поплавками. Высокая проходимость сочлененной машины позволяла подниматься на 40% склон берега с мягким грунтом и 60% с твердым.

Вооружение БРМ XM 808 должно было устанавливаться на дистанционно управляемой турели рядом с люком в крыше кабины экипажа. Основным оружием машины предлагалось сделать 20-мм автоматическую пушку M139. По желанию заказчика можно было использовать иное оружие, в том числе пулеметы или автоматические гранатометы различных типов.

Испытания различных машин семейства Twister стартовали в конце шестидесятых годов и продолжались до начала семидесятых. Все прототипы новой техники наглядно демонстрировали преимущество сочлененных колесных машин перед традиционными. Тем не менее, они показывали и весь спектр недостатков, характерных для подобной техники. Сочлененная система, в особенности шарнир с приводами, была значительно сложнее «классического» единого корпуса, как в изготовлении, так и в эксплуатации. Совокупность плюсов и минусов новой техники привела к тому, что Пентагон не пожелал подписывать контракт на продолжение работ и серийное производство восьмиколесных «Твистеров».

Twister 6х6 – XM 806

Проект создания перспективной восьмиколесной боевой машины сочлененной схемы не увенчался успехом. Тем не менее, наработки по нему не пропали и уже в 1972 году были использованы при создании новой техники, разрабатываемой в рамках программы Минобороны США. Проект с условным обозначением XM 806 был представлен на конкурс ASRV (Armored Reconnaissance Scout Vehicle).

Целью программы ASRV было создание перспективной разведывательной бронемашины для сухопутных войск и морской пехоты. Важной особенностью программы было отсутствие ограничений по типу движителя. На рассмотрение принимались проекты как гусеничной, так и колесной техники. Заявки на участие в программе подали несколько ведущих американских компаний. Уже в мае 1972 года были определены победители. Лучшей гусеничной машиной конкурса стала разработка компании FMC, лучшей колесной – доработанная Twister от Lockheed. Победители конкурса получили контракты на строительство и испытания четырех машин-прототипов.



Проект XM 806 представлял собой серьезно переработанный вариант XM 808, измененный в соответствии с требованиями заказчика. Наиболее заметное отличие от базовой машины – укороченный передний корпус. Для выполнения требований первый корпус был уменьшен, в результате чего на нем осталась только одна пара колес с независимой подвеской. Кроме того, из переднего корпуса убрали двигатель, оставив только агрегаты трансмиссии. Общая компоновка заднего корпуса осталась прежней. Шарнир переделали с учетом использования карданного вала, соединяющего двигатель в корме машины с трансмиссией передних колес.

В корме заднего корпуса находился дизельный двигатель Detroit Diesel GM6V53AT мощностью 280 л.с. Для передачи крутящего момента на колеса использовалась автоматическая коробка передач Allison МТ650 (четыре передачи переднего и две заднего хода). Основные характеристики машины XM 806 должны были остаться на уровне параметров базовой XM 808. Для передвижения по воде в кормовой части корпуса предусматривались два водометных движителя.

В заднем корпусе располагался обитаемый объем с рабочими местами трех членов экипажа. В передней части объема, с небольшим сдвигом влево от продольной оси корпуса, разместили рабочее место механика-водителя. В отличие от предыдущей машины, шестиколесный Twister не должен был оснащаться крупным остеклением для наблюдения за обстановкой. Так, над местом водителя поместили небольшую башенку с наблюдательными приборами, обеспечивающими обзор сектора шириной 180°. Предусматривалась возможность использования приборов ночного видения. Водитель должен был попадать на свое место через одну из двух дверей в бортах корпуса.



В центре крыши заднего корпуса разместили двухместную башню с вооружением. Основным оружием машины XM 806 была автоматическая пушка M139 с боекомплектом 500 снарядов. Кроме того, на крыше башни имелась турель с пулеметом M60. Боекомплект для пулемета состоял из 2000 патронов. Несмотря на сравнительно малые размеры, башня вмещала не только оружие, но и места командира и наводчика. Командир располагался слева от казенной части оружия, наводчик – слева. Рабочие места в башне оснащались набором наблюдательных и прицельных приборов. В частности, наводчик мог использовать комбинированный (дневной и ночной) прицел с лазерным дальномером.

Боевая разведывательная машина XM 806 ввиду специфики предполагаемой работы в войсках получила набор специального оборудования. Предусматривались системы химической и радиационной защиты, навигационная система, радиостанции для связи, а также радиолокационная станция для поиска малоразмерных наземных целей AN/PPS-15.

Бронемашина XM 806 Twister успела выйти на испытания и продемонстрировать свои характеристики. Тем не менее, испытания этой техники остановились вскоре после начала. По ряду причин заказчик в лице военного ведомства потерял интерес к программе ASRV, в результате чего она была отменена. XM 806 компании Lockheed и гусеничная машина фирмы FMC остались не у дел.

***

Проект «Твистер» компании Lockheed представляет большой интерес с точки зрения использованных технических решений. Американские специалисты повысили проходимость и подвижность машины за счет применения нестандартной ходовой части и оригинальной конструкции корпуса. В результате удалось обеспечить уникально высокие характеристики: при ходе подвески передних колес на уровне 300 мм машина могла забираться на 900-мм стенку. Таким образом, машины семейства Twister были лишены некоторых характерных недостатков, свойственных колесной бронетехнике.

Однако следует учитывать, что бронемашины XM 808 и XM 806 не были лишены недостатков. Главная проблема этих проектов крылась в сложности конструкции, основным элементом которой был шарнирный узел и система управления им. На этот агрегат приходились большие нагрузки, предъявлявшие особые требования к прочности использованных деталей. Силовую установку и трансмиссию обоих вариантов «Твистера» так же нельзя считать простыми в производстве и эксплуатации. Восьмиколесная машина оснащалась сразу двумя двигателями с собственными системами трансмиссии. Машина 6х6, в свою очередь, имела один двигатель и достаточно сложную трансмиссию, передающую мощность двигателя из заднего корпуса к агрегатам переднего. Карданный вал проходил через шарнирный узел и только усложнял его конструкцию.

Слабым местом обеих сочлененных машин был сравнительно малый свободный объем в двух корпусах, накладывавший серьезные ограничения на размещение экипажа и вооружения. По-видимому, двухместная башня машины XM 806 была построена на пределе возможностей корпуса с точки зрения внутренних объемов. Таким образом, на базе шасси Twister можно было строить только бронемашины с немногочисленным экипажем и сравнительно слабым вооружением. О разработке бронетранспортеров или иной крупной техники речи не шло.

Тем не менее, разработка проекта Twister, а именно шестиколесной боевой машины, остановилась не из-за ее технических проблем. Военные решили остановить программу ASRV в пользу других проектов. Безуспешное завершение проекта Twister сказалось на дальнейших планах компании Lockheed. После завершения разработки машины XM 806 эта фирма не занималась созданием сухопутной техники, сосредоточившись на авиационных, ракетных и других программах. Несколько прототипов машин Twister были переданы американским музеям, где и находятся по сей день.








По материалам сайтов:
http://warwheels.net/
http://amphibiousvehicle.net/
http://tank-net.com/
http://blog.hemmings.com/
http://gunscity.ru/
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 февраля 2015 07:35
    Спасибо за статью + Машина очень интересная и не когда о ней не слышал
    1. +7
      12 февраля 2015 01:54
      Наши "гибкие" лучше!
  2. +3
    11 февраля 2015 07:44
    Интересная статья.
  3. TIT
    +8
    11 февраля 2015 07:47
    ............
    1. +2
      11 февраля 2015 11:56
      ▶ Российский полярный танк "Вездесущий" на базе ДТ-30П - YouTube
      youtube.com/watch?v=usws6hJkPGk
      youtube.com/watch?v=MaXK24VAHqY
      1. +10
        11 февраля 2015 14:40
        Еще в 1919г. итальянский инженер Павези сконструировал автомобиль-тягач высокой проходимости Fiat-Pavesi P4 с колесами очень большого размера.
        Для поворота автомобиля был реализован принцип "ломающейся" рамы.





        В нашей стране, в 1961 году по заданию правительства был разработан Трактор К-700 с ломающейся рамой.
        Целью проекта было создать первый отечественный колесный трактор, пятого тягового класса.
        На фото трактор К-701



        Вездеходы "Аркуда" и "Атака" производились на Ирбитском автоагрегатном заводе




        Опытный автомобиль ВИС-2346Э «Капрал» производства компании "ВАЗинтерсервис", первый раз был показан в 2000 году на VI-ом Тольяттинском международном автосалоне.



        Используя технологию, которую отработали на "Капралах" были сделаны УАЗы со скручивающейся рамой.


        УАЗ-Кемпер со скручивающейся рамой

        Cочлененный автомобиль M520 Goer, в 18 тонн весом, амфибия, у которого отсутствие подвески было компенсировано огромными колесами.


        Gama-Goat компании LTV (Ling-Temco-Vought)


        Вездеход "Мамонтенок"
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
        3. +3
          11 февраля 2015 23:13
          И незабвенная "Ока"
        4. +1
          12 февраля 2015 00:02
          Всегда рад содержательным комментам и дополнениям. Благодарю!
          Цитата: Mister X

          В нашей стране, в 1961 году по заданию правительства был разработан Трактор К-700 с ломающейся рамой.
          Целью проекта было создать первый отечественный колесный трактор, пятого тягового класса.

          От себя бы добавил, что никогда не забуду "непотопляемости" Кировца.
          В 80-е не раз учавствовал в спасении из солончака таких героев, как ГАЗ-66, ЗиЛ-131, Урал и даже КаМАЗ простым трудягой Кировцем. Как бы он ни влип, простой выход: развернул зад - и выезжай!
  4. 0
    11 февраля 2015 08:55
    интересная машинка.
  5. +3
    11 февраля 2015 08:56
    Для 65 го это очень круто. Можно только позавидовать. При беглом взгляде тянет на современные концепт. Не хватает клиновидного дна и современных средств обнаружения и наведения. Впрочем я не специалист...
    1. +1
      11 февраля 2015 09:11
      Не хватает клиновидного дна
      На мой взгляд,этот недостаток конпенсируеться тем что ВУ сработает под передней секцией... Лично меня поразила плавность хода по пересеченной местности...
    2. +2
      11 февраля 2015 18:32
      Увидев картинку, подумал, что это очередной дрон, потом увидел год...
      А завидовать тут особо нечему, по соотношению цена-возможности -- это бетмобиль, а не БМП.
      Более затрапезный BV-206 «Лось», как объект для зависти более обоснован. Из-за того, что в СССР страдали гигантоманией, сейчас ничего подобного в этом классе нет. Зачесались в этом направлении совсем недавно, когда "распробовали" "Лося" на гражданке.
  6. +1
    11 февраля 2015 09:44
    идея интересная. А вот запаску(или докатку) сзади стоило бы повесить...
    1. 0
      12 февраля 2015 00:08
      Цитата: Tankist_1980
      А вот запаску(или докатку)

      laughing Запаску и Докатку - это два молдавана, члены экипажа.
  7. +1
    11 февраля 2015 10:17
    не помню как называется(вроде ВИТЯЗЬ), но у нас есть разработка и причем тоже уже бородатая - сочлененный гусеничный плавающий транспортер-вездеход. Судя по роликам на ютюбе - очень востребованная на нашем севере машина. То что Lockheed сделал боевой колёсный вариант - это конечно немного другое направление, но идея сочлененного корпуса есть. Наверно полезная машина для работы ДРГ.
    1. +1
      11 февраля 2015 18:42
      Витязь не очень массовый, в войсках его почти нет.
      Армии сватают "жертву унификации" ГАЗ-3344 и бронированный ДТ-3ПБ соответственно:


      http://topwar.ru/62827-dvuhzvennyy-snegobolotohod-gaz-3344.html
  8. +2
    11 февраля 2015 10:59
    Почитал статью и вспомнил, что видел подобные схемы в работе... Знаете где? На лесозаготовках! Финская машина имеет подобную схему и оборудована головкой-манипулятором, которым и валит дерево и очищает ствол от сучко. Второая подобная машина отвозила стволы. На обоих машинах были легкие гусеницы.
    1. странник_032
      0
      11 февраля 2015 12:51
      Цитата: Tankist_1980
      Почитал статью и вспомнил, что видел подобные схемы в работе... Знаете где? На лесозаготовках!


      Да. И эти машины называются форвардеры и харвестеры.
      И их производят не только в скандинавских странах и в Канаде.

      Вот белорусские машины такого назначения:



      А ещё раньше в советское время такую технику выпускал ХТЗ,на базе трактора Т-150К.





      А вот видео форвардера на базе К-701(только не знаю заводской ли он)

      1. 0
        11 февраля 2015 12:57
        Сам из Брянска будешь?
        1. странник_032
          0
          11 февраля 2015 13:06
          Цитата: Tankist_1980
          Сам из Брянска будешь?


          Нет. Очень далеко я от Брянска. В Сибири я.
          Но по лесу тоже ездить люблю. wink
      2. странник_032
        +1
        11 февраля 2015 13:04
        Зацените проходимость форвардера на базе Т-150К.

        1. -2
          11 февраля 2015 17:14
          Что это за де- биллы. уничтожают все на своем пути? Кроме как на веревке ехать не может. какая проходимость? Нагрузи этого И.д.И.о.Т.а. и кто его будет тащить. через эти болота. У нас подобные УНИЧТОЖИЛИ ОЧЕНЬ МНОГО.
  9. +1
    11 февраля 2015 11:39
    Отличная машина для спецподразделений и разведки. Это кстати концепция ближайшего будущего. Быстрая маневренная, легко бронированная.
  10. +1
    11 февраля 2015 15:13
    На КрАЗе подобные опыты проводились в 82-86 годах, по заказу МО. Проект СИБИРЬ. проходимость потрясающая у подобных машин.
  11. +1
    11 февраля 2015 19:43
    хороший беспилотник вышел бы из неё
  12. -1
    11 февраля 2015 21:51
    А я не вижу смысла в такой машине. Проблем гораздо больше, чем профита. Поломка/попадание в соединительный узел - и машина переходит в потери. Заброневой объем очень маленький.
    Т.е. машина интересно выглядит, но для военных - очередной шушпанцер. Для инженеров - отличная школа.
  13. +2
    12 февраля 2015 00:00
    Очень интересная, необычная машина. Не знал что Lockheed таким занимался. Интересно, насколько у нее хорошо с проходимостью, по болоту, реальной грязи, скажем. По пустыне на ней, наверное, не плохо.
    Запас хода маленький для разведывательной машины.
    Футуристический дизайн, вот на чем какой-нибудь Безумный Макс смотрелся бы неплохо :)
  14. 0
    12 февраля 2015 06:21
    Цитата: crazyrom
    Наши "гибкие" лучше!

    Пусть будут лучше, но это совершенно разные машины! Интересная статья.
  15. +1
    12 февраля 2015 20:31
    Интересная машина. Но, больше подходит для народного хозяйства. Типа - по ранчо ездить...
  16. 0
    20 февраля 2015 01:52
    Любопытная разработка. Но, что бы делать работоспособную вездеходную технику, надо НЕ иметь дорог:-)
  17. 0
    28 февраля 2015 16:32
    Ураганят янки.................ураганят!