В России создаётся космическая госкорпорация
Особенностью госкорпораций является то, что они могут быть созданы только на основании федерального закона. Данные некоммерческие организации отличаются особыми условиями работы и полномочиями. К примеру, имущество, передаваемое госкорпорациям государством, становится их собственностью, и Россия не отвечает по обязательствам госкорпораций, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.
От существующих в нашей стране ОАО с преобладающим госучастием и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) госкорпорации отличаются тем, что на них не распространяются положения о раскрытии информации, а также госкорпорации выведены из-под контроля ряда государственных органов в плане запроса информации, проведении проверок и контроля расходования средств. Помимо этого, на эти корпорации, если не оговорено иное, не распространяются нормы законов о проведении госзакупок и о банкротстве. Отчеты о своей деятельности госкорпорации предоставляют лишь правительству РФ. При этом в большинстве случаев их руководителей назначает президент страны.
При этом Роскосмосу уже поставлена задача вывести Россию в лидеры освоения космоса. Новая программа корпорации будет содержать пункты, касающиеся работы российских команд на борту МКС, а также разработку высокотехнологичных пилотируемых аппаратов. Об этом заявил Игорь Комаров, назначенный на пост руководителя новой госкорпорации «Роскосмос». По его словам, одной из приоритетных задач станет восстановление лидерства в освоении космоса, стремление к достижению превосходства в этой сфере над геополитическими противниками Российской Федерации.
При этом Игорь Комаров отметил, что новая госкорпорация не будет иметь структуру министерства. «То, что будет — будет чем-то новым, так как ОРКК занималось лишь управлением промышленностью. Мы не хотим создавать министерскую структуру, скорее что-то мобильное с возможностью передачи полномочий» — отметил Игорь Комаров. По его словам, помимо промышленности в ракетно-космической отрасли России есть также научно-исследовательские институты и сопутствующая инфраструктура, именно им будет передана часть задач. Игорь Комаров отметил, что идея создания новой государственной корпорации возникла довольно давно, а данное решение обсуждалось несколько раз. Решение о создании новой госкорпорации ее новоиспеченный глава связал также с турбулентностью в экономической обстановке в стране, санкциями и общей внешнеполитической обстановкой.
По словам Игоря Комарова, процесс юридического оформления ГК Роскосмос будет закончен в течение 6 месяцев. Говоря о создании новой государственной корпорации, Комаров выразил уверенность в том, что этом можно будет сделать в течение первого полугодия 2015 года, к 1 июля. Он заверил, что к этому периоду должны состояться все необходимые мероприятия, включая утверждение закона и все подготовительные мероприятия для создания и регистрации ГК Роскосмос.
Также в ближайшие недели Роскосмос должен будет определиться с точными сроками передачи всех объектов строящегося космодрома Восточный. По словам руководства Роскосмоса, сроки строительства космодрома на Дальнем Востоке находятся в конечной стадии, возможности перенести что-либо нет. При этом Комаров видит определенные проблемы в строительстве, но рассчитывает при тесном взаимодействии со Спецстроем России успеть добиться строительной готовности всех объектов космодрома, необходимых для осуществления первого пуска, который должен пройти в конце 2015 года. Комаров признал, что задача эта непростая.
Космодром в Приамурье должны сдать до 30 ноября 2015 года. При этом ранее строители уже не раз заявляли о своем отставании от графика на отдельных объектах космодрома Восточный. Еще одним неприятным сюрпризом стало завышение стоимости космодрома. Аудиторы Счетной палаты РФ установили, что применяемая сегодня стоимость сметных нормативов в строительстве в России ведет к росту стоимости отдельных возводимых объектов на 20—45%. В частности, при постройке космодрома Восточный сметная стоимость строительства увеличилась на 13 миллиардов рублей, или на 20% от первоначальной стоимости, указывается в опубликованном отчете Счетной палаты. Разбираться с этим непростым активом придется вновь созданной госкорпорации и ее руководителю.
В свою очередь российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК, отметил, чем будет заниматься новая госкорпорация. «Мы ставим перед Роскосмосом 3 задачи. Первая задача — создание эффективно работающей высокотехнологичной отрасли, которая базировалась бы на передовой науке. Вторая — извлечение максимальной пользы для всего нашего государства. Третья — восстановление лидерства РФ в космической деятельности». Помимо этого, Рогозин объявил о том, что к 2025 году производительность труда в российский космической отрасли должна утроиться, а заработная плата вырасти в два раза. Также Дмитрий Рогозин особо подчеркнул, что новой структуре поручено в ближайшие несколько месяцев представить разработанный проект Федеральной космической программы, которая внесла бы ясность в будущее МКС и пилотируемой космонавтики в целом.
Стоит отметить, что реформа космической отрасли в нашей стране началась еще в 2013 году. В результате этой реформы и была создана Объединенная ракетно-космическая корпорация, которая, по сути, не просуществовала в первоначальном виде и двух лет. Скептики, узнав об очередной реорганизации с объединением, уже вспомнили одну известную басню Крылова.
Предпосылки к реорганизации
Несмотря на унаследование старого названия, новая российская госкорпорация Роскосмос фактически будет построена на базе ОРКК, а не одноименного агентства. По информации журнала «Эксперт», костяк новой госкорпорации будет составлен из представителей промышленности. К ним смогут примкнуть сотрудники космического агентства, но далеко не все из них. По словам Комарова, штатная численность новой госкорпорации будет меньше общего штата сливаемых вместе ОРКК и Роскосмоса. При этом основные увольнения затронут именно агентство. К примеру, ожидается масштабное сокращение в ЦУПе: из 800 сотрудников планируется сократить 200 человек. При этом увольнения пройдут поэтапно до апреля 2015 года, в основном они коснутся пенсионеров.
Тучи над космическим агентством начали сгущаться в 2013 году, когда в Казахстане на космодроме Байконур произошла резонансная авария с ракетой-носителем «Протон-М». Она вызвала очень громкий скандал во всей отрасли и даже за границей. Межведомственная комиссия, которая занималась расследованием причин катастрофы, пришла к заключению о том, что первоисточником проблемы, приведшей к падению ракеты, стало «отсутствие производственной дисциплины», а также поверхностное отношение к своим обязанностям со стороны чиновников «Роскосмоса» и преступная халатность».
На заседании комиссии, которое состоялось 5 августа 2013 года, Дмитрий Рогозин сформулировал имеющиеся претензии к российскому космическому агентству: «Во-первых, неэффективное управление. Во-вторых, наличие избыточных мощностей. В-третьих, мутное понимание целей осуществления космической деятельности». Тогда же появилась информация о том, что одним из возможных путей выхода из возникшей кризисной ситуации, которая складывается в российской космической промышленности, может стать консолидация отрасли.
Кризис в космической отрасли
В чем же заключается кризис, который наблюдается в российской космической отрасли? Еще в конце 2014 года экспертный совет Военно-промышленной комиссии занялся изучением реального положения дел в отрасли. Результатом стали неутешительные выводы о том, что российская космонавтика столкнулась с системными проблемами. В сущности, эксперты отметили то же, о чем ранее говорил Дмитрий Рогозин: имеется «мутное понимание целей космической деятельности». Наблюдается кризис в постановке целей, непонятно, чего именно Россия хочет достичь и что для этого понадобится.
Роскосмос фактически не имел четкой и ясной стратегии развития отечественной космонавтики. Имеющиеся программы представляют не целостную стратегию, а довольно плохо согласованный между собой сборник предложений предприятий отрасли, в котором соседние главы могут даже противоречить друг другу, отмечали эксперты ВПК. Представленные космические программы пытались охватить все и сразу: постройка тяжелых ракет-носителей, развитие орбитальных станций, облет Луны и постройка лунной базы. При этом не было представлено ясного понимания перспектив данных программ, а что гораздо более важно, сроков и механизмов отдачи от них. Все представленные проекты очень дорогие и ориентированы лишь на финансирование со стороны государства, а российский бюджет на такие траты не рассчитывает и не готов к ним.
Последнее имеет очень важное значение. Так как среди выявленных проблем в отрасли и стратегическом планировании в космической сфере эксперты ВПК отмечают, что ведомственные и отраслевые задачи ставились вне контекста общенациональных приоритетов и проблем. В своем заключении экспертный совет ВПК указывал на недостаточное внимание инициативам частного бизнеса и развитию государственно-частного партнерства, а также на отсутствие работ по достижению консенсуса в обществе относительно будущего российской космонавтики.
Интересно, что с подобными проблемами в свое время столкнулись и в США, особенно в пилотируемой космонавтике. Американцам нужно было решать точно те же проблемы, что и нам сегодня. Это и отсутствие национального консенсуса по долгосрочным целям освоения космоса после завершения полетов к Луне, и ориентация американской космической промышленности на ресурсы из госбюджета страны, и несоответствие номенклатуры и объемов планируемых космических программы реальным возможностям бюджета страны. Удивительно, но даже проблема привлечения в космическую отрасль новых кадров в США стоит так же остро, как и в России.
США смогли ответить на наметившийся вызов, пересмотрев свою космическую программу. Еще в начале 2010 года Барак Обама принял решение отказаться от реализации программы «Созвездие» (развитие пилотируемой космонавтики для осуществления полетов на Луну, а в отдаленной перспективе и Марс). Вместо этого было принято решение о стимулировании частных американских компаний на создание космических кораблей для доставки астронавтов на борт МКС. А вместо «возвращения на Луну» появилась идея осуществления полета к одному из астероидов.
В свое время американские парламентарии также обрушивались на NASA с критикой за неопределенность и расплывчатость формулировок целей, а также за огромные, но не обоснованные аппетиты по финансированию. Результатом этого стало создание специального временного комитета в составе 12 экспертов, который провел всеобъемлющий анализ стратегического направления деятельности американского космического агентства и подготовил доклад «Стратегическое направление деятельности NASA и потребность в национальном консенсусе».
России так же, как и США, сегодня необходимы ясные, выполнимые и согласованные цели в космосе, которые смогли бы обеспечить появление новых талантливых кадров и приток инвестиций. Именно выработкой таких целей, которые можно было бы реализовать в реальные разумные сроки и которые получили бы поддержку руководства страны, профессионального сообщества и общественности, и должна будет заняться госкорпорация «Роскосмос». Справится ли с этим вызовом новая государственная корпорация во главе с Игорем Комаровым, или все закончится реформированием ради реформирования, как уже случалось и раньше, покажет ближайшее будущее.
Источники информации:
http://expert.ru/expert/2015/06/na-lunu--i-podeshevle
http://www.vz.ru/news/2015/1/30/727021.html
http://www.newsru.com/russia/22jan2015/rogozinroscosmos.html
http://scientificrussia.ru/articles/roskosmos-stanet-goskorporatciej
http://ria.ru/space/20150209/1046605215.html
http://ria.ru/space/20150122/1043821152.html
Информация