Таинственная субмарина "Саров"

Таинственная субмарина "Саров"


Самая таинственная подлодка российского ВМФ в очередной раз всплыла на поверхность летом 2010 года. Как сообщили представители военно-морской базы Северодвинска, на ПЛ "Саров" была проведена очередная модернизация, несмотря на то, что сама лодка передана в эксплуатацию в августе 2008 года. Опытная дизель-электрическая подлодка ("Б") является разработкой эскизного проекта субмарины-стенда "Сарган", начатого в 1988 году ЦКБ МТ "Рубин", под руководством главного конструктора А.В.Балова (завершены работы по проекту в марте 1988 года). В марте 1989 года был утвержден технический проект и дан старт разработке рабочих чертежей. Существует предположение, что основой несущей конструкции корпуса судна послужил проект ПЛ 877Б.

На судоремонтном заводе ОПК РФ "Звездочка" подтвердили тот факт, что дизель-электрическая большая подлодка Б-90 "Саров" в 2010 году действительно находилась на их акватории. Но от комментариев по вопросу проведенных работ деликатно уклонились. Впрочем, это объяснимо. Данный корабль, как было сообщено в день подъема на его флагштоке военно-морского флага, разрабатывался для отработки, а также проведения последующих испытаний "новых и усовершенствованных образцов глубоководной техники, вооружения и обеспечивающих их палубных систем".


Для более точного понимания, "Саров" - это универсальный испытательный стенд, который рассчитан "на предельно длительную эксплуатацию и практическую возможность неоднократных модернизаций". Впрочем, внешне это настоящая подводная лодка, обладающая типичной по форме строения ходовой рубкой, обводами внешнего корпуса чем-то отдаленно напоминающая ракетоносцы, построенные по проекту 667А. Но есть и очевидные отличия - например, от центральной части до носового отсека имеются продолговатые выступы корпуса, что, конечно, не делает лучшей гидродинамику корабля и как следствие отражается на его крейсерской скорости. Но, очевидно, не эти показатели поставлены в качестве главных для "Сарова".

Одна из основных задач, которая решалась при спуске на воду данной субмарины, это установка на дизельной подлодке компактного ядерного реактора как резервной двигательной. Главная цель - дать флоту недорогой и вместе с тем надежный боевой корабль, обладающий возможностью длительного автономного плавания в подводном режиме, как у дорогостоящих АПЛ.

Корабль должен был быть готов к сдаче в 1993 году. Но отсутствие надлежащего финансирования негативно отразилось на ходе работ, которые довольно часто прерывались, а в 1996-м году были и вовсе полностью заморожены в 40% готовности. Только спустя пять лет, после совместно принятого Минэкономразвития и Минобороны решения, строительство опытной подводной лодки было возобновлено - уже по частично скорректированному в ЦКБ МТ "Рубин" техническому проекту.

В августе 2003 года, используя Мариинскую водную систему, недостроенную подлодку перебазировали в Северодвинск. Спустя три года, 19 марта 2006 года, в день 100-летнего юбилея подводного флота Российской Федерации, в стапельном цеху "Севмаша" на данном заказе установили новую закладную доску. В марте 2007 года по ходатайству ядерного центра в Сарове экспериментальному кораблю было присвоено открытое наименование "Саров". В том же году приехавший в гости к заводчанам капитан I ранга, командир экипажа Сергей Крошкин впервые появился на страницах местной прессы, что вызвало небывалый всплеск шпионских страстей, а в дальнейшем потребовало малоприятных объяснений непосредственно от самого командира, а также его вышестоящих начальников.

Таинственная субмарина "Саров"
Таинственная субмарина "Саров"

Выход в море 06.06.2011, фото kuleshovoleg, http://kuleshovoleg.livejournal.com


14 декабря 2007 года ПЛ была выведена с территории сборочного цеха "Севмаша" и 24 декабря 2007 года спущена на воду (в военном порту Северодвинска) без публичной огласки. Впрочем, информация в прессу, несмотря на все меры предосторожности, все равно просочилась. В июле 2008 года лодка прошла необходимые заводские ходовые, а позже и государственные испытания и передана на баланс ВМФ 7 августа 2008 года. С 2009 года субмарина базируется на Северном флоте, город Северодвинск.

В период с 2008 года корабль выполнил много специальных задач, необходимо отметить, что под каждое очередное испытание судно подвергалось технической доработке и модернизации в заводских условиях. Очередная модернизация в 2010 году, по неофициальной информации, была связана с отработкой энергетической установки совершенно нового образца. Впрочем, ни на заводе, ни в КБ эту информацию не комментируют и не подтверждают.

Некоторые ТТХ ПЛ "Саров":
Экипаж - 52 человека (офицеры и мичманы).
Осадка - 7 м.
Длина - 72.6 м.
Ширина - 9.9 м.
Водоизмещение подводное - 3950 т.
Водоизмещение надводное - 2300 т.
Скорость подводного плавания - 17 уз.
Скорость надводного плавания - 10 уз.
Глубина погружения максимальная - 300 м.
Время пребывания в подводном режиме - до 20 суток.
Автономность штатная, не менее - 45 суток
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 87
  1. Su-9 19 октября 2013 08:54
    Я так понимаю основная цель Сарова сейчас это отработка воздухонезависимого двигателя на топливных элементах для новых Лад?
    Как раз и места должно хватать вместо реактора.
    Su-9
    1. rolik 19 октября 2013 13:59
      Цитата: Su-9
      Я так понимаю основная цель Сарова сейчас это отработка воздухонезависимого двигателя на топливных элементах для новых Лад?

      Двигатель на водороде там начали отрабатывали в прошлом году ( в конце года). А так же на Сарове отрабатывали , скажем так, новые винты ( если их можно так назвать) bully
      Эти движки потом( после доработок и испытаний) должны встать на Лады, хотят и на Амуры поставить. Но вот против этого , лично я категорически против. Но кто меня слушать будет, у начальства голова большая - им видней hi
      Наши движки будут поинтереснее немецких, автономность будет гораздо выше. Ну и кроме того там были новые, акустика, боевая информационная система . В общем полна коробочка чудес ))))
      rolik
      1. doktor_alex 19 октября 2013 14:14
        Цитата: rolik
        Двигатель на водороде там начали отрабатывали в прошлом году ( в конце года).

        Откуда дровишки? Если это не слухи и вы со "Звездочки", то надо по аккуратней. Думаю что с той стороны планеты люди в компетентных органах не брезгуют сайты данной тематики почитать. Или эта информация уже в открытой печати была?
        1. Su-9 19 октября 2013 18:09
          Тут в общем-то и догадаться не сложно, даже сидя за компом в Нижнеудинске (ничего плохого по поводу города). Аналитиком быть не надо.
          Да и про БИС тоже.
          Su-9
          1. doktor_alex 19 октября 2013 20:11
            Я бывав на ней не смог догадаться за каким она нужна, на столько там всё секретно, а Нижнеудинские компьютерные аналитики "раскусили" на раз только по фоткам )))
            1. user 24 октября 2013 10:18
              Некоторые ТТХ ПЛ "Саров":
              Экипаж - 52 человека (офицеры и мичманы).

              Интересно, а кто гальюн убирает
              1. shark 24 октября 2013 12:19
                а он по совместительству является баластной цисцерной.Сам моется короче laughing Я вот только смысл статьи не уловил?Сообщить всем ,что у нас есть загадочная ,секретная лодка?
        2. старик54 20 октября 2013 06:39
          Цитата: doktor_alex
          Думаю что с той стороны планеты люди в компетентных органах не брезгуют сайты данной тематики почитать.

          простите, но ерунду не пишите, не 1950 год на дворе чай! Будут они этой ерундой заниматься, наш сайт листая! laughing Сейчас, при нашей открытости, массовой продажности и шкурности чинов и чинуш, они уже наверняка почти всё знают! Если при СССР они умудрялись секреты похищать и узнавать, то сейчас то, О-О-О-О. recourse
          Фильм француза Карре "Курск, лодка в мутной воде" вспомните, там ЦРУ-шник Поуп прямо говориТ, что он у прямого разработчика покупал док-ты на ракето-торпеду "Шквал", не имеющюю аналоговв мире. Вот так, а вы тут ... request
          1. doktor_alex 20 октября 2013 13:09
            Простите, но вы бы тоже глупости не писали. Вы мягко говоря не в курсе как охраняется данный секрет, и забываете что сейчас уже не лихие девяностые когда покупалось и продавалось вообще всё. Не хочу долго расписывать что как и почему, но о том что располагается в определенной части этой лодки знает ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ узкий круг людей, эти люди наверняка все посчитаны и под присмотрим, режим секретности такой что даже большая часть проектантов из ЦКБ МТ Рубин не знает наверняка что же там находится. А про "курск в мутной воде и т.п." так я могу тоже снять документалку "саров в фиолетовом дыму", посажу липового "ЦРУшника" и мы вам расскажем про то что все чертежи в США передал лично Спасский потому как по пьянке на даче проиграл их нам в бильярд.
            З.Ы. зря вы наших ГБ-шников недооцениваете, на севере матросика через 20 секунд под руки увели, а он всего-то сфоткался на фоне лошарика стоящего вдалеке в доке. От так вот.
            1. Денис 21 октября 2013 04:58
              Цитата: doktor_alex
              Простите, но вы бы тоже глупости не писали
              Камрад,о чем Вы? Если уже
              Фильм француза Карре "Курск, лодка в мутной воде"
              заслужиает доверия,то ...
          2. Денис 21 октября 2013 04:55
            Цитата: старик54
            покупал док-ты на ракето-торпеду "Шквал"
            Вот имнено покупал,а купил?
            Нет,взяли за ...опу,про то тоже много рассказывали
          3. Jin 24 октября 2013 12:37
            Цитата: старик54
            простите, но ерунду не пишите, не 1950 год на дворе чай!


            Анрей, привет!рад видеть!
            Jin
          4. besserbest 23 октября 2016 20:20
            Если бы этот Поуп купил... На этот "Шквал" конторские столько "рыбы" наловили... С 72 или с 70 на вооружении? А аналогов-то тю-тю...
        3. rolik 20 октября 2013 12:47
          Цитата: doktor_alex
          Откуда дровишки? Если это не слухи и вы со "Звездочки",

          Я на "Севе" работаю )))))) Секретного ничего не выдал )))) Я ведь не написал о том какие именно винты были поставлены )))))И ттх двигателя не дал ))))))
          Хотя любимый жен все время ворчит, что скоро к нам в гости придут люди в черном )))))))
          rolik
          1. jjj 20 октября 2013 16:11
            Ну, к Вам с Республиканской ехать недалеко
            jjj
            1. Misantrop 20 октября 2013 16:28
              Цитата: jjj
              к Вам с Республиканской ехать недалеко
              Бывал в свое время по делам службы в этом неприметном с виду домике на тихой улице. Серьезное впечатление оставляет, когда поближе познакомишься... lol Даже не удивляет, что адрес не поменялся. Есть в гарнизоне Гвардейское (ранее - Симферополь-12) тоже такой себе с виду тихий домик. Там ОО угнездился еще до войны, в войну там жили соответствующие немецкие службы, а после освобождения и до сих пор - все те же "бойцы невидимого фронта" ... lol
              Misantrop
            2. rolik 20 октября 2013 22:11
              Цитата: jjj
              Ну, к Вам с Республиканской ехать недалеко

              Нам из ФМС никого не надо в гости )))))))( шутка), а люди с пронзительным взглядом в центральном корпусе сидят. Им до 57 цеха недалеко идти)))))
              rolik
              1. Misantrop 20 октября 2013 22:31
                Цитата: rolik
                люди с пронзительным взглядом в центральном корпусе сидят.
                В мое время начальником первого отдела был генерал КГБ. Интересный мужик, хоть и резкий немного (общался лично)
                Misantrop
                1. rolik 21 октября 2013 10:39
                  Цитата: Misantrop
                  В мое время начальником первого отдела был генерал КГБ. Интересный мужик, хоть и резкий немного (общался лично)

                  Сейчас "подпол" командует, лично не общался )))))) это , наверное, к лучшему ))))
                  rolik
                  1. Misantrop 21 октября 2013 10:59
                    Цитата: rolik
                    Сейчас "подпол" командует, лично не общался )))))) это , наверное, к лучшему ))))
                    Кто знает... Тот генерал имел непосредственного начальника на САМОМ верху, так что вполне мог себе позволить самостоятельность суждений и поступков без оглядки на целую толпу вышестоящих кураторов. А пообщался я с ним, когда потребовалось на пломбираторы гравировку нанести (для каждого командира подразделения - свою). А буквально накануне выловили хмырей, воровавших спирт, подделав мастичную печать (как предполагали, именно на этом гравировочном участке). Поэтому начальство зверствовало и никто не рисковал скомандовать. Вот мне и пришлось по поручению командира пройти весь путь по властным кабинетам в поисках того, кто рискнет дать добро на изготовление.От очередного начальника (после его отказа) просил только, чтобы расписался на рапорте с указанием должности, если не имеет ничего против. Так и добрался за 2 суток до этого генерала laughing Бумага к тому времени выглядела уже шедеврально, у генерала очки на лоб полезли, когда он всю эту кучу подписей читал... laughing Потом обматерил все это "стадо придурков" и поставил свою резолюцию. Начальник участка чуть под стол не спрятался, когда я ему предъявил бумагу с ЭТОЙ подписью. Зато все было сделано прямо в обеденный перерыв в течение получаса good
                    Misantrop
                    1. rolik 21 октября 2013 11:09
                      Цитата: Misantrop
                      Зато все было сделано прямо в обеденный перерыв в течение получаса

                      Это у нас могут, после волшебного пендаля все моментом сделать drinks
                      rolik
          2. старик54 21 октября 2013 01:58
            Цитата: rolik
            Хотя любимый жен все время ворчит, что скоро к нам в гости придут люди в черном )

            а вот с ней и надо провести профилактическую беседу, как муж, что бы "не каркала" и не накликивала в дом беду, простите.
            Но и самому при это, конечно, расслабляться не стоит, я так думаю. hi
            1. rolik 21 октября 2013 12:09
              Цитата: старик54
              Но и самому при это, конечно, расслабляться не стоит, я так думаю

              А мы ни когда расслабляемся, чтобы как в известном анекдоте на получилось)))))))) Жена работник медицины, у нее вечно мания оставленного инструмента)))))
              rolik
      2. mirag2 25 октября 2013 12:05
        А-а-а...Тихие винты,с пониженной кавитацией?
        Ну да и конечно ВНД.
        Что можно сказать-ура!Очень сильно этому рад!
    2. Гражданский 20 октября 2013 15:40
      15 лет достраивалась) ладно хоть не распилили)))
    3. Blackgrifon 20 октября 2013 21:16
      Жаль проект "Лиры" (Альфы) не хотят реанимировать и развить - прекрасная субмарина была. Автоматизированная (экипаж до 30 чел.), тихая, сверхбыстрая (около 40 уз.). Довести до ума силовую установку и ввести в строй до 20 таких АПЛ и прощай численное превосходство ВМФ США и Китая.
      1. ВВП 23 октября 2013 11:48
        Альфа - легендарная подлодка, не то что подводные лодки, даже многие торпеды не могли её догнать!
        + титановый корпус и невероятная надёжность за 20 лет ни один человек не погиб...
  2. Андрей57 19 октября 2013 09:37
    Похоже, что это что-то совсем новое отрабатывается - если на самом деле на лодке есть компактный реактор, то получается комбинированная система, плюс возможность получения кислорода из воды и регенерация воздуха, но, это только предположения неспециалиста... hi
  3. avt 19 октября 2013 11:10
    Полноценный опытовый корабль . good И слава богу что нечто отрабатывают именно на нем ,а не мучаются на головной лодке !
    avt
    1. Корсар 19 октября 2013 12:45
      Цитата: avt
      Полноценный опытовый корабль .

      Дорогое удовольствие,но в то-же время крайне необходимое.
      Остаётся только пожелать разработчикам систем и экипажу испытателей успехов.
      Флот ждёт от Вас ПРОРЫВА!!!
  4. crambol 19 октября 2013 12:31
    С моей точки зрения бывшего сотрудника НИИ опытовые (для проведения опытов. Не путать с опытными)установки - самое интересное на свете!
  5. archi.sailor 19 октября 2013 12:57
    Цитата: crambol
    С моей точки зрения бывшего сотрудника НИИ опытовые (для проведения опытов. Не путать с опытными)установки - самое интересное на свете!

    двумя руками за!!!!! поддерживаю безоговорочно
  6. Кот Воркот 19 октября 2013 13:17
    Главное не стоять на месте.а то Ельцин понаделал дел.

    Путин всё правильно делает.
    Кот Воркот
  7. Удав КАА 19 октября 2013 13:20
    Одна из основных задач, которая решалась при спуске на воду данной субмарины, это установка на дизельной подлодке компактного ядерного реактора как резервной двигательной установки. Главная цель - дать флоту недорогой и вместе с тем надежный боевой корабль, обладающий возможностью длительного автономного плавания в подводном режиме, как у дорогостоящих АПЛ.

    Все новое -- хорошо забытое старое! В мое время на СФ проходили испытания компактные ЯЭУ внешнего размещения т.н. "Ромашки". На самом деле это были, принятые на вооружение ВМФ в 1975г ЯЭУ "БЭС-5" с выходной эл. мощностью 2,8 кВт и ресурсом 1080 часов. Ими предполагалось оснастить ПЛ пр.641б. Правительством была поставлена задача довести мощность установки до 3,0 кВт, а ресурс -- до 6-12 мес. В результате получили -- 2,4кВт/6 мес. Такая установка практически бесшумна, позволяет обеспечить минимальный подводный ход, зарядить батарею без всплытия в НП, обеспечивать минимальное потребление эл.энергии потребителями первой очереди. Поэтому логично предположить, что сейчас решается задача непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую посредством термоэмиссионного реактора-преобразователя. Так называемая ЯЭУ с ТРП для работы на ЭРДУ (электрореактивную двигательную установку).
    А насчет аппарата для глубоководных исследований -- это скорее всего легендирование, тк 300м -- это не 1200, как у Плывуна. Мне так кажется.
  8. Misantrop 19 октября 2013 13:29
    Цитата: Удав КАА
    В мое время на СФ проходили испытания компактные ЯЭУ внешнего размещения т.н. "Ромашки"

    Там еще и "Нюрка" была. ПЛ 641 проекта, на которой вместо главных дизелей была АЭУ смонтирована. В Двинске на СМП базировалась. Подобные корабли КРАЙНЕ необходимы. Это все же намного дешевле, чем неудачные серийные переделывать... request Особенно - если не желаешь плестись в хвосте прогресса...
    Misantrop
  9. иваныч47 19 октября 2013 13:34
    Понятно, что это экспериментальная ПЛ с нетрадиционным энергообеспечением. И хорошо, что у государства находятся средства на проведение этих работ. Только мне не очень понятен тот ажиотаж, который возник вокруг этого корабля. Новое должно быть надежно закрыто от вражеских глаз.
    1. Удав КАА 19 октября 2013 17:12
      Цитата: иваныч47
      Новое должно быть надежно закрыто от вражеских глаз.

      Евгений Иванович! сталинист Вы наш дорогой!Есть такой сайт "Сделано у нас". Так там, наплевав на 010 приказ, размещена статья, в которой говорится:
      "Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» проводит стендовые испытания воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) с электрохимическим генератором для неатомных подводных лодок. Об этом собщил РИА Новости во вторник генеральный директор ОАО ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Дьячков. Принцип работы данной энергоустановки заключается в следующем: получение водорода непосредственно на борту подводной лодки происходит с помощью переработки дизельного топлива.
      «Анализируя состояние работ по данной теме, мы сделали следующее заключение: ВНЭУ должна не только обеспечить длительное нахождение лодки в подводном положении, но при этом сохранить скрытность и быть достаточно безопасной», — сказал глава ЦКБ МТ «Рубин».
      Так что вся тайна не в факте, а в технологии (ноу-хау).
  10. DDHAL 19 октября 2013 14:32
    От забавные люди... Назвать дизельную лодку именем центра ядерных исследований.. А что не "Арзамас-16" сразу? Конспираторы..
    Или "самая густая тень - прямо под фонарём"?
    DDHAL
  11. пенсионер 19 октября 2013 14:34
    "Саров"-хоть показывается...А где "Лошарик"??
    1. Удав КАА 19 октября 2013 20:06
      Цитата: пенсионер
      "Саров"-хоть показывается...А где "Лошарик"??

      Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников АГС пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.
      Кратко о лодке. Конструкция станции выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. (отсюда и название: "Лошарик") Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.Корабль имеет 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород, 2006 г.). Так же в части источников упоминается ППУ КТП-7И "Феникс". Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.
      Движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.
      ТТХ станции:
      Экипаж - 25 офицеров
      Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
      Ширина - 7 м (?)
      Осадка - 5 м (?)
      Водоизмещение нормальное - 1390 т
      Водоизмещение полное - 2000 т
      Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
      Скорость подводного хода - 30 уз
      Вооружение - отсутствует
      Оборудование - обычное и специальное -- для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.
      1. старик54 20 октября 2013 06:52
        Цитата: Удав КАА
        Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная станция спроектирована СПМБМ "Малахит".

        Жму руку, премногоуважаемый Алексндр, рад встречии с приездом! drinks
        Цитата: Удав КАА
        Водоизмещение нормальное - 1390 т
        Водоизмещение полное - 2000 т

        если на фото в вашем посте именно эта лодка подразумевается, то либо фото не её, либо основные характеристики не соответствуют, простите. Визуально, на вскидку видно, что лодка гораздо больше, чем 2000 тонн водоизмещения, примерно раза в 2,5/3 как минимум. hi
        1. Удав КАА 20 октября 2013 11:52
          Цитата: старик54
          либо фото не её, либо основные характеристики не соответствуют

          Андрей, привет! Легкий корпус создает видимость "объема". А вот, что под ним... Мои скромные познания говорят, что минимум 3, максимум 5 сфер:1-лаборатория и ее оборудование;2-ЦП, жилой;3-машин и мех, этг; 4- ЯЗУ-реакторный;5- ГТЗА и вспом мех. Если 3 сферы, то наверное объединены 1-2, 3-5, реакторный -- отдельно по всякому. Вот еще инфа о АГС и фото.
          2012 г. 27 сентября - в ходе экспедиции "СевМорГео" лодка-носитель БС-136 пр.09786 с глубоководной станцией 1-го ранга АС-12 пр.10831 достигли Северного полюса. Экспедиция проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были сделаны пробы скальной породы для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. "В ходе экспедиции мы пробурили три скважины на глубине 2-2,5 километра и взяли три керна ("столбики" скальной породы). Один керн длиной 60 сантиметров, второй - 30, а третий - 20 сантиметров. Беспрепятственно добраться до твердых пород мешал слой ила на дне, достигавший по толщине пяти метров". В работе экспедиции так же приняли участие ледокол «Диксон» в качестве НИСа и ледокол «Капитан Драницын» в качестве ледокола обеспечения. Вот фото с ледокола.
        2. doktor_alex 20 октября 2013 13:19
          Цитата: старик54
          то либо фото не её


          Не либо, а не ЕЁ.
          1. Misantrop 20 октября 2013 16:34
            Цитата: doktor_alex
            Не либо, а не ЕЁ.
            Ребята, не спорьте. На фото - ее носитель, она сама на переходе крепится снизу. Уговаривали меня в свое время на эти носители оператором идти. Кучу благ сулили, но когда узнал, что у них автономки до 8 месяцев бывают... расхотелось... request
            Misantrop
            1. Удав КАА 20 октября 2013 16:55
              Цитата: Misantrop
              На фото - ее носитель, она сама на переходе крепится снизу.

              Misantrop приветствую! Второй раз пытаюсь прикрепить фото модели. Но сдается мне, что это туфта для легковерных : снизу сферой на 1,5 тыс. тонн не пахнет. А так вроде все логично.
              1. Misantrop 20 октября 2013 19:25
                Цитата: Удав КАА
                Но сдается мне, что это туфта для легковерных : снизу сферой на 1,5 тыс. тонн не пахнет. А так вроде все логично.
                Там было как несколько носителей, так и несколько малых лодок различного размера (сам однажды с верхушки соседней сопки наблюдал) В том числе парочка вообще без рубки. Когда идет по бухте, похожа на что угодно, но не на ПЛ... lol А "Лошарик" внешне имеет вполне традиционные очертания. Хотя видел его только раз, давно, издалека и мельком... request
                Misantrop
          2. Удав КАА 20 октября 2013 16:38
            Цитата: doktor_alex
            Не либо, а не ЕЁ.

            Сверху -- носитель. ОНА -- внизу.
      2. пенсионер 20 октября 2013 10:39
        Спасибо! hi hi hi Очень познавательно.
        1. shpuntik 21 октября 2013 06:03
          пенсионер (5) SU Вчера, 10:39 ↑
          Спасибо! hi hi hi Очень познавательно.

          Вот ещё пара снимков:


          shpuntik
          1. jjj 22 октября 2013 02:49
            Лет десять назад на сайте подводников "Субмарина", в адресе у которого через точку id, некоторые, как думается, там бывали, некий автор "Старый Океанотехник" публиковал фотку ее в цехе
            jjj
  12. archi.sailor 19 октября 2013 14:40
    Цитата: пенсионер
    "Саров"-хоть показывается...А где "Лошарик"??

    такие вещи,любезный,не показывают публике. кому надо,те видели и знают.
  13. alexpro66 19 октября 2013 15:38
    Двигатель на ней секретный до чертиков-водородный. Компактный атомный реактор необходим только для генерации водорода и кислорода-другие источники выработки водорода себя не оправдали. Что проскакивало про торпеды на водороде..Основной движитель-"Винты"- там действительно не винты-какая то "туннельная" конструкция при работе производящая звуки сличные звуку колебания волн на поверхности моря.. Вообще одна из самых больших тайн ВМФ. При попытке просто задать простые вопросы по ней здорово получил по шапке. Одно знаю точно даже активным гидросигналом её сложно обнаружить.. Как то так..
    P.S
    Жду реакции товарищей "майоров")) Скажем так про этот пост-я все придумал!
    А есть что-то ещё более интересное "подводное" на флоте о чем вообще не говорят даже кулуарно))-только "слухи"
  14. Мирный военный 19 октября 2013 15:46
    Одна из основных задач, которая решалась при спуске на воду данной субмарины, это установка дизельной подлодке компактного ядерного реактора как резервной двигательной. Главная цель - дать флоту недорогой и вместе с тем надежный боевой корабль, обладающий возможностью длительного автономного плавания в подводном режиме, как у дорогостоящих АПЛ.

    Оригинально, но мне, как не специалисту не понятно, а зачем 2 двигательных установки, да ещё и с ядерным реактором, как резервным? Неужели дизель-электрический мощнее, хоть и компактного, но ядерного. Как насчёт места/пространства, занимаемого обеими двигательными установками, с рациональной точки зрения?
    Мирный военный
    1. Мирный военный 19 октября 2013 16:01
      Пробежался по комментария и там, уважаемые Удав КАА и Misantrop дали мне вполне удовлетворительный ответ. Спасибо! soldier smile
      Мирный военный
    2. alexpro66 19 октября 2013 18:00
      Ответ прост-это плавающий стенд...
      Да и самое главное-модульный..(что касается энергетической установки)
  15. rudolff 19 октября 2013 16:11
    Лодка действительно одна из самых "закрытых" в плане информации. В этом с ней может сравниться разве что "контингент" 29-й отдельной бригады пл. Даже действующие офицеры СФ толком ничего не знают. Мельком проскальзывала информация, что на ней возможно новая ВНЭУ испытывается, но сами ее разработчики из Рубина утверждают, что макет установки еще только на стенде катается. Вероятней всего на корабле все же компактная ЯЭУ с полным электродвижением.
  16. xomaNN 19 октября 2013 18:37
    Так в общем то и правильно, что ПЛ, на которой отрабатываются совсем новые системы для перспективных кораблей, "в тени". В советское время режим был еще жестче. Это в разгул перестройки и 90-х всё выложили "потенциальным друзьям (или всё таки противникам? lol
  17. fzr1000 19 октября 2013 19:04
    Да-а,слова "болтун-находка для шпиона" в эпоху интернета еще более актуальны, чем раньше. Но спасибо, почитал комменты с удовольствием.
  18. Дублер 19 октября 2013 19:25
    Нефига себе, "дизель-электроход"... fellow Впрочем, нашим отцам есть чем гордиться,-
    "Наибольшее число подводных лодок — 74 боевые единицы — было сдано в 1955 году (2 — проекта 611, 67— проекта 613, 5— проекта А-615).
    Наибольшее число атомных подводных лодок — 12 единиц — было сдано в 1971 году (6 — проекта 667А, 3 — проекта 670, 2 — проекта 671, 1 подлодка — проекта 705).
    Наибольшее число подводных лодок, построенных одним заводом в течение года, — 37 единиц (проекта 613) — установили судостроители «Красного Сормова» в 1955 году.

    Наибольшее число атомных подводных лодок, сданных флоту одним заводом в течение года, — 6 единиц. Это достижение принадлежит корабелам ФГУП «ПО Севмашпредприятие» (в 1969 году — 5 подлодок проекта 667А и 1 лодка проекта 661; в 1970 году — 6 подлодок проекта 667А).
    Наибольшее количество подводных лодок, построенных по одному проекту, сданы заводом «Красное Сормово» — 113 единиц проекта 613 в 1951—1956 годах.
    Самая большая в истории подводных сил России серия — 215 единиц — средних дизельных подводных лодок проекта 613 (ЦКБ МТ «Рубин»).

    Самая многочисленная серия больших дизельных подводных лодок — 75 единиц — проекта 641 (ЦКБ МТ «Рубин»).

    Самая большая серия атомных подводных лодок — 34 единицы — проекта 667А (атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения) (ЦКБ МТ «Рубин»).
    Самая большая серия атомных подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, — 29 единиц — проекта 675 (ЦКБ МТ «Рубин»).
    Самая большая серия многоцелевых (торпедных) атомных подводных лодок — 26 единиц — проекта 671РТМ (СПМБМ «Малахит»).
    Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса:
    — самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»);

    — самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»);
    — самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»).
    Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён." (с)
    1. Misantrop 20 октября 2013 16:40
      Цитата: Дублер
      Впрочем, нашим отцам есть чем гордиться,-

      Попалась на днях грустная загадка на эту тему:
      "Почему буденновка - головной убор, хрущевка - жилье, а путинка - водка? Все очень просто: деды воевали, отцы строили, а мы пропиваем..." what
      Misantrop
      1. Мирный военный 20 октября 2013 18:40
        Цитата: Misantrop
        Цитата: Дублер
        Впрочем, нашим отцам есть чем гордиться,-

        Попалась на днях грустная загадка на эту тему:
        "Почему буденновка - головной убор, хрущевка - жилье, а путинка - водка? Все очень просто: деды воевали, отцы строили, а мы пропиваем..." what

        Не в бровь, а в глаз, правда была (а может всё ещё есть) ещё водка Gorbatschow, но это в Германии... Но, как модно выражаться, тренд, однако.
        Мирный военный
      2. Стрежевчанин 21 октября 2013 08:38
        Цитата: Misantrop
        Попалась на днях грустная загадка на эту тему:

        crying Рыбку жалко crying
        1. Misantrop 21 октября 2013 11:10
          Цитата: Стрежевчанин
          Рыбку жалко
          Помню эту рыбку по Двинску. Очень полезная лодка была. Не только своими уникальными характеристиками, а, в основном, тем, чтона ней обкатали практически всю корму АПЛ 2-го поколения. Состав, конструкцию и способы крепления и расположения оборудования, датчики и приборы, системы автоматики ГЭУ и т.п. Поэтому 667 проект и служит ТАК долго и удачно, что почти все было на этом прототипе опробовано. У проекта 705 такого прототипа не было, поэтому все вылезающие при эксплуатации проблемы приходилось решать прямо "по ходу пьесы". Вот и прожили они в результате намного меньше, хотя сама идея замечательная была... request
          Misantrop
  19. Дублер 19 октября 2013 19:33
    Ну а потом нас атаковала "демократия с общечеловеческими ценностями и либерализмом наперевес"...
    К июлю 1997 года из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом за «пятилетку обвальных реформ» с 1992 по 1997 год корабельный состав ВМФ России сократился на половину, а самолётный парк — на 78 процентов.
    После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. Если за 1981—1990 годы была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991—2000 годы) всего 26. За первые четыре года третьего тысячелетия сдана всего одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер «Гепард» в 2001 году (проектант СПМБМ «Малахит», г. Санкт-Петербург, завод «Севмашпредприятие», г. Северодвинск). В марте 2004 года принято решение о ликвидации всех тяжёлых подводных крейсеров типа «Акула»."
    ____________________
    Окромя меня, никто выматериться не желает?
    Не так давно, было сообщение о том, что "вандалы" памятник некому деятелю краской разрисовали. Полагаю, что за какие-то "заслуги"...
    1. Misantrop 20 октября 2013 16:44
      Цитата: Дублер
      Окромя меня, никто выматериться не желает?
      Друг и сослуживец выгружал активные зоны реакторов на всех АПЛ СФ, выводимых из боевого состава. Сам себя он по этому поводу грустно именовал "могильщиком северного флота"... sad А летом общался с ребятами, проводившими ликвидацию ракет 941 проекта методом отстрела, тоже под водку наслушался "впечатлений"... В том числе и о том, с КАКИМИ рожами ушли в свою каюту американские наблюдатели после 10-го подряд успешного старта давно просроченных ракет...
      Misantrop
  20. Басарев 19 октября 2013 19:38
    Моё почтение и уважение,действительно интересная история
  21. AVV 19 октября 2013 20:04
    Новые подлодки флоту нужны как воздух!!!
    AVV
    1. Imigrantt 21 октября 2013 15:03
      Но и забывать с чего всё начиналось тоже опрометчиво!!! Будущее начинается с прошлого, тем более с такого выдающегося!!! Нужно это ценить и помнить! А такую технику нужно сохранять! В этом плане америкосы молодцы! Делают музеи и выставки!!! Чем мы хуже!!! hi
  22. alexpro66 20 октября 2013 13:22
    Ещё интересный факт -который как-то упускают ..в максимуме на новую энергетическую установку поставлена задача добиться неограниченное время её работы (на топливных элементах это невозможно-все равно требуется пополнение лодки этими элементами). В лабораторных условиях уже давно добились возможность производства водорода и кислорода из морской вод-скорее всего на Сарове будут окончательно дорабатывать систему, с постоянным пополнением водорода при помощи мини-реактора- пригодную для серийного производства.
  23. rudolff 20 октября 2013 15:07
    Alexpro66, позвольте не согласиться с Вами. Во-первых, топливные элементы, это не "расходники" и пополнять ими надо только по мере износа. Топливные элементы, собственно и есть электрохимические генераторы, где путем окислительно-восстановительной реакции (холодное горение) происходит преобразование "химической" энергии в электрическую. Реагенты (кислород, водород) поступают в ТЭ из вне. Во-вторых, целесообразна ли схема, которую Вы предлагаете. Давайте представим. Ядерный реактор разделяет воду на водород и кислород, которые в качестве реагентов поступают в топливные элементы ЭХГ для получения электроэнергии, которая в свою очередь приводит в движение электромоторы. Но! Поскольку реакцию в ЭХГ невозможно запустить немедленно и требуется значительный кусок времени для выхода установки на номинальную мощность, появляется необходимость в наличие на борту аккумуляторных батарей. Далее. Мощности современных ВНЭУ на ЭХГ не хватает для полноценного хода в надводном положении, а также для полного/среднего в подводном. Соответственно потребуется или установка дизель-генераторов или же можности ядерной установки должно хватать и для обеспечения работы электромоторов напрямую (через парогазовую турбину с генератором) минуя ВНЭУ. Если учесть, что одна только ВНЭУ требует врезки отдельного отсека, попробуйте представить сколько места займет вся эта схема целиком! А главное, есть ли смысл? Уж проще тогда остановиться на ЯЭУ с полным электродвижением, что собственно на Сарове и испытывалось.
  24. nazgul-ishe 20 октября 2013 16:11
    Лодка супер секретная но знают про неё многие и почти всё. Слава Российской контрразведке!!!
  25. duche 20 октября 2013 16:24
    Хорошая статья познавательная. Остальное словоблудие, больше шелухи. Когда у государства есть тайны обрастающие легендами, есть возможность создать то, чего будут боятся враги. Не думаю, что осведомленные в тайнах, будут обсуждать параметры и ТТХ и прочие характеристики в открытых источниках. Так что лучше все это воспринимать с определенной долей юмора. laughing drinks
    1. nazgul-ishe 21 октября 2013 00:51
      Приму к сведенью.
  26. saturn.mmm 20 октября 2013 22:00
    andreitk20 RU 12 марта 2013 17:54 ↑
    atalef знаете я не националист, но всезнайство "вашей" нации надоело.
    Если ваш отец был подводник то он должен был сказать вам, что Акулы титановыми никогда не были.
    Я не знаю, что вы видели, но отвечу так, что при утилизации ракет в 2001 году методом подрыва когда вышла 12 ракета то наблюдатели от Америки очень быстро ушли к себе в каюту, так как америкосы такой надежности не достигли до сих пор.
    экипаж у них при меньших размерах 180 человек, в отличии от 170 акульского экипажа.
  27. PesnyaDV 21 октября 2013 05:29
    Цитата: старик54
    простите, но ерунду не пишите, не 1950 год на дворе чай! Будут они этой ерундой заниматься, наш сайт листая! laughing Сейчас, при нашей открытости, массовой продажности и шкурности чинов и чинуш, они уже наверняка почти всё знают! Если при СССР они умудрялись секреты похищать и узнавать, то сейчас то, О-О-О-О. recourse
    Фильм француза Карре "Курск, лодка в мутной воде" вспомните, там ЦРУ-шник Поуп прямо говориТ, что он у прямого разработчика покупал док-ты на ракето-торпеду "Шквал", не имеющюю аналоговв мире. Вот так, а вы тут ... request


    Ну и вы говорите, что Сарая Обамыча купили за три рубля, что у жены заняли.

    Многие разведки мира неоднократно подтверждали, что от 50 до 80% сведений черпают из ОТКРЫТЫХ источников!!!
    PesnyaDV
  28. PesnyaDV 21 октября 2013 05:45
    Цитата: doktor_alex
    Простите, но вы бы тоже глупости не писали. Вы мягко говоря не в курсе как охраняется данный секрет, и забываете что сейчас уже не лихие девяностые когда покупалось и продавалось вообще всё. Не хочу долго расписывать что как и почему, но о том что располагается в определенной части этой лодки знает ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ узкий круг людей, эти люди наверняка все посчитаны и под присмотрим, режим секретности такой что даже большая часть проектантов из ЦКБ МТ Рубин не знает наверняка что же там находится. А про "курск в мутной воде и т.п." так я могу тоже снять документалку "саров в фиолетовом дыму", посажу липового "ЦРУшника" и мы вам расскажем про то что все чертежи в США передал лично Спасский потому как по пьянке на даче проиграл их нам в бильярд.
    З.Ы. зря вы наших ГБ-шников недооцениваете, на севере матросика через 20 секунд под руки увели, а он всего-то сфоткался на фоне лошарика стоящего вдалеке в доке. От так вот.



    Согласен с вами на все 100%.
    От вашего оппонента попахивает провокацией или нездоровой головой.

    Для разведки нет неинтересной информации.
    Мы же не знаем в какие игры играют наши СВР, ГРУ, ФСБ с ами и НАТО.

    В конце 90-х - 2000 годах читал, как наши продавали США 10 заводских установок С-300.
    Подписывал договор еще Ельцин. Якобы, Россия оправдывалась, что это мирные ракеты, не наступательные...
    Возни было много. Еще больше было таинственности и шпиономании.
    американцы ВСЕХ ублажали сумасшедшими откатами.
    Они умудрились прикупить несколько установок с позиций, что КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещалось.
    Они умудрились подкупить директорат завода, где выпускались эти изделия.
    Дома исполнителям медальки, звания и так далее.

    НО, оказалось, что с амерами наши ребята играли в игры.
    Во время этих мероприятий просветили все связи, выявили кое что из агентуры и так далее...
    Никого американцы по настоящему не смогли подкупить, хотя денег передали нашим воз и маленькую тележку...
    С-300 получили, но экспортные варианты...

    Это я рассказываю обывательским штатским языком.
    Статья была хорошая.
    В тот период развал страны шел полным ходом.
    И эта статья была бальзамом на душу...
    PesnyaDV
  29. SWEET_SIXTEEN 21 октября 2013 14:03
    Вновь сенсация не из ничего. Неатомные лодки с воздухонезависимыми ГЭУ масово строятся за рубежом уже лет 20

    Швеция (тип "Готланд"), Германия (тип 212/214), Япония ("Сорю"), франко-испанский экспортный проект "Скорпен", испанский S-80 от Навантиа.... а эти со своим "Саровым" проснулись. Это при том, что водородные топливные элементы уже давно признаны ошибочным решением - слишком дороги. Сейчас стараются ставить двигатель Стирлинга

    "Сон Вонг" - НАПЛ немецкой постройки Тип214, ВМС Южной Кореи
    1. Misantrop 21 октября 2013 16:28
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      а эти со своим "Саровым" проснулись. Это при том, что водородные топливные элементы уже давно признаны ошибочным решением - слишком дороги.
      Олег, вспомни, что крылатые ракеты тоже когда-то считались таким же тупиковым ошибочным решением. Ровно до тех пор, пока у СССР не получилось... wink
      Misantrop
  30. rudolff 21 октября 2013 14:25
    Не проснулись, Олег. Работы по ВНЭУ на ЭХГ еще во времена Союза вели. Не получается. Просто это как раз та область, где мы не являемся обладателями передовых технологий. Топливные элементы ЭХГ получаются у нас дороже немецких, а по эффективности на порядок хуже. Я бы не удивился, если бы узнал, что на Сарове испытывали ТЭ Сименс. Переговоры мы с ними вели. А вообще, Вы правы. Вероятно следующее поколение немецких НАПЛ будет с двигателями Стирлинга.
    1. SWEET_SIXTEEN 21 октября 2013 15:11
      Цитата: rudolff
      Работы по ВНЭУ на ЭХГ еще во времена Союза вели.

      Верно, Катран, 613Э
      или серия 615 на жидком кислороде

      Все же зря на немцев и их водородные технологии положились. Лучше бы со шведами сотрудничали

      Готланд ВМС Швеции. Перебил на учениях седьмой флот США в 2006 году
    2. zzaharr 21 октября 2013 22:26
      Цитата: rudolff
      Просто это как раз та область, где мы не являемся обладателями передовых технологий. Топливные элементы ЭХГ получаются у нас дороже немецких, а по эффективности на порядок хуже.

      Вы ерунды то не пишите.
      1993-2001 - разработан высоковольтный ЭХГ (320В) мощностью 10 кВт (для СКБК, г.Санкт-Петербург);

      1997-1999 г.г. – проведена модернизация ЭХГ «Фотон» с целью увеличения номинальной мощности с 10 до 25 кВт («Фотон-М») (для ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти);

      2000-2002 г.г. – проведена модернизация ЭХГ «Фотон» с целью увеличения номинальной мощности с 25 до 40 кВт («Фотон-МВК») (для ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти);
      2002-2004 г.г. – проведена модернизация ЭХГ «Фотон» с целью обеспечения работы ЭХГ на воздухе («Фотон-МВВ») (для ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти).
  31. Dwarfik 21 октября 2013 15:50
    Не все так просто в нашем королевстве!)
  32. rudolff 21 октября 2013 17:11
    615-й послевоенный проект немного из другой области. Там ВНЭУ пытались реализовать за счет единой дизельной установки замкнутого типа и запаса сжиженного кислорода на борту. Нечто подобное предпринималось еще на царском флоте, только вместо сжиженного кислорода использовали сжатый воздух.
    А вот на проекте 613Э действительно была анаэробная установка на электрохимических генераторах. Жаль фотку не получается вставить, зрелище не для эстетов красивых очертаний. Здоровенные емкости с реагентами располагались непосредственно на палубе легкого корпуса.
    Сжиженный кислород будут таскать с собой и лодки с рубиновским проектом ВНЭУ. Правда криогенную установку разрабатывают не в Рубине, а на НПО Энергия.
  33. агент 008 21 октября 2013 19:51
    Едва бросив взгляд на название статьи я пришёл в душевное волнение, мистический трепет наполнил мою душу...Показалось, что из рубки сейчас вылезет капитан Немо, таинственно улыбнётся, а потом субмарина погрузится в пучину и таинственно исчезнет в глубинах океана...И очередное всплытие таинственной субмарины, этого подводного " Летучего голландца ", может мне уже не придётся увидеть...Вот такие мысли навеяла мне эта статья, про таинственную лодку "Саров"...
  34. rudolff 22 октября 2013 01:14
    Zzaharr, Вы вероятно с продукцией Уральского электрохимического комбината ознакомились, коль почти все Фотоны перечислили. Да, они действительно разрабатывали и Волну для лунной программы, и Фотон для Бурана, и вариант Фотона для Автоваза. Добавлю, что они и сейчас работают в кооперации с ЦКБ Рубин над созданием ЭХГ для ВНЭУ ПЛ и производить эти установки будут вероятней всего именно на своем предприятии. Но только, что это меняет? Сейчас мы в роли догоняющих в этом направлении и скребем по всем сусекам, чтоб вообще из тренда неатомного подводного кораблестроения не выпасть. Или Вы думаете, что "передовые технологии" не имеют "срока хранения"? Чуть выше и ниже вашего коммента упоминается пл проекта 613Э Катран, на которой еще в 80-х была успешно испытана установка на ЭХГ (ЦКБ Лазурит, НПО Квант, НПО Криогенмаш). Советское наследие. Потому и были уверены, что к концу постройки первой Лады промышленный образец установки будет готов, потому и возмущался бывший главком, тому что не успели и что не нужна ему новая лодка со старым двигателем! Не только немцы, уже и французы, испанцы, шведы, японцы спускают на воду корабли новых поколений, а мы все на стенде гоняем и гордимся советским достижениями!
  35. Смелый 24 октября 2013 20:42
    Цитата: user
    Интересно, а кто гальюн убирает

    самые болтливые...
  36. VKSTALKER 24 октября 2013 21:30
    S.T.A.L.K.E.R. 2 — компьютерная игра, шутер от первого лица, часть серии S.T.A.L.K.E.R., которая разрабатывалась украинской компанией GSC Game World. Разработка игры была анонсирована в августе 2011 года, выход был намечен на вторую половину 2013 года
    сталкер 2 торрент http://vk.cc/1UZxOw
    скачать сталкер 2 http://vk.cc/1UZyn4
    Теги: скачать сталкер 2, сталкер 2 прохождение, сталкер 2 торрент, сталкер тропы 2, сталкер тайные тропы 2, сталкер тайны тропы 2, сталкер 2 скачать торрент, игра сталкер 2, сталкер 2 зов
    Веб-сайт:http://vk.cc/1UZyn4

    Группа вконтакте: http://vk.com/club60073859
    VKSTALKER
  37. Хорт 25 октября 2013 07:44
    простите за дилетантский вопрос: в детстве всегда думал, что вот эти "стёклышки" на рубке спереди у лодок, это иллюминаторы :) А на самом деле что это и для чего они нужны?
    1. rudolff 25 октября 2013 21:48
      Хорт, так Вы собственно правильно и думали. За этими "стеклышками" ограждения рубки находится ходовой мостик, где в надводном положении несется вахта.
      1. Хорт 27 октября 2013 08:14
        Вон как)
        Спасибо, а потом меня кто-то с толку сбил ответом, что у современных лодок иллюминаторов нет, потому и сомнение было)
        1. rudolff 27 октября 2013 10:28
          В прочном корпусе "окошек" действительно нет. А ходовой мостик, это "аквариум", в подводном положении затапливается водой. Поэтому после всплытия там довольно сыро. Но зато хорошее укрытие от ветра, брызг в штормовую погоду.
          1. Варага 20 октября 2016 14:59
            Ограждение рубки заполняется водой.
          2. sir_obs 28 октября 2016 10:07
            Это место рулевого при швартовке. Вахтенный офицер и сигнальшик находятся в любую погоду на площадке рядом с выдвижными.
            Потому, как смотреть обязаны не только вперед, а на все 360.
  38. zЯрый 25 октября 2013 16:08
    Мне, как не профессионалу, было очень интересно читать и статью, и комментарии. Побольше бы таких статей о строительстве чего-то нового и нужно для страны, восстановлении, введении, запуске, начале... Пусть и с недоговоренностями, своими нераскрытыми тайнами. Надоела чернуха, нытье, что у нас всё плохо, что мы ничего не умеем и не можем -- так хочется нашим "заклятым друзьям". Зачем идти у них на поводу, давайте разочаруем их в очередной раз, как наши отцы и деды их уже многократно разочаровывали.
    zЯрый
  39. NIAppamsgemy 26 октября 2013 03:47
    ремонт холодильников Каширская
    http://trx700xx.net/forum/index.php?action=profile;u=99956
    Мне у вас понравилось.
    NIAppamsgemy
  40. Варага 20 октября 2016 14:57
    Экипаж - только офицеры и мичманы. Это говорит о многом.
  41. masiya 21 октября 2016 09:15
    А может не стоит разные секретности здесь растрепывать, враг не дремлет..., а вы своей осведомленностью лишний раз привлекаете внимание и к ВО и к своей как вы считаете скромной персоне...
  42. Влад5307 25 октября 2016 18:54
    Цитата: Кот Воркот
    Путин всё правильно делает.

    Не все, но делает и это главное! Только вот шушеры всякой в окружении хватает! hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня