Очень высокая ставка

11
Заказ на разработку перспективного стратегического бомбардировщика обеспечит 50 лет безбедной жизни

Сделанный ВВС выбор производителя перспективного стратегического бомбардировщика LRS-B (Long-Range Strike Bomber) окажет влияние на формирование всей американской военной аэрокосмической промышленности в следующие полвека. Победитель тендера будет на длительную перспективу обеспечен потоком средств, а проигравший может оказаться выброшенным из военно-авиационного бизнеса.

Не исключено, что после выдачи контракта компания «Нортроп» продаст «Боингу» свое аэрокосмическое подразделение. «Наступает очень горячая пора, – отмечает эксперт аналитической компании «Тил груп» (Teal Group) Ричард Абулафиа. – Это самый крупный единовременный тендер из всех когда-либо проводившихся Пентагоном с большим объемом финансирования».

Уравнение со многими неизвестными

Помимо одного до сих пор неизвестного участника – маловероятного, но не исключаемого – за получение контракта ведут борьбу двое. Первый претендент – компания «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), разработавшая малозаметный бомбардировщик B-2 «Спирит». Второй – объединение «Боинга» и «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) при главенствующей роли первого. Все три потенциальных участника тендера входят в пятерку не только крупнейших оборонных компаний США, но и мировых лидеров ОПК («Локхид Мартин» – 1-е место, «Боинг» – 2-е, «Нортроп Грумман» – 5-е согласно рейтингу еженедельника «Дифенс ньюс»).

Бомбардировщик LRS-B, как предусматривается, позволит заменить устаревающие, находящиеся в строю на протяжении 50 лет B-52 «Стратофортресс» (Stratofortress) и отслужившие свыше 28 лет – B-2 «Спирит» (Spirit) и B-1 «Лансер» (Lancer). В настоящее время в составе дальней авиации американских ВВС 159 единиц авиатехники, включая 19 стратегических бомбардировщиков B-2, 63 B-1 и 77 B-52, которые, как предполагается, прослужат еще минимум 25 лет.

По программе LRS-B планируется организовать серийное производство от 80 до 100 новых стратегических бомбардировщиков. Достижение их начальной боевой готовности намечено на середину 2020-х, сертификация варианта с ядерным вооружением последует через два года.

Расчетная стоимость одного изделия, озвученная бывшим министром обороны США Робертом Гейтсом, составит около 550 миллионов долларов. Чтобы не допустить удорожания, ВВС планируют применять в разработке LRS-B готовые технологии, доступные сегодня. В то же время открытая архитектура проекта позволит в будущем внедрять новые решения. В частности, самолет будет разрабатываться как пилотируемый, но в перспективе планируется появление и беспилотной версии.

Остальная часть программы LRS-B остается неизвестной: получит ли бомбардировщик аэродинамическую схему «летающее крыло», каким бортовым оборудованием будет оснащен, что станет более важным – быстроходность или малозаметность, окажется ли подобно B-2 секретным, без разрешения развертывания за рубежом, а если да, то как найти компромисс между дальностью и скоростью. Эти требования не разглашаются, хотя программа LRS-B обеспечивается финансированием и развивается быстрыми темпами, регулярно освещается в СМИ и вызывает интерес у широкого круга общественности.

Знакомый с программой источник сообщил «Дифенс ньюс», что ВВС, по всей вероятности, заинтересованы в платформе меньших габаритов в сравнении с B-2, возможно, даже в половину его размеров – с двумя двигателями, аналогичными по мощности F135, устанавливаемыми на истребителях F-35, что позволит применять к LRS-B аналогичные программы усовершенствования. «Он должен бы быть больше (в отношении габаритов планера), однако Гейтс выделил 550 миллионов долларов, не задумываясь о конечном эффекте и общих требованиях», – констатировал источник.

Очень высокая ставка


Бывший заместитель начальника управления разведки, наблюдения и сбора информации ВВС генерал-лейтенант в отставке Дэвид Дептула согласен, что заострение внимания на цифре 550 миллионов при выработке тактико-технических требований в конечном счете может навредить характеристикам бомбардировщика, поскольку ставка будет делаться не на оптимальные ТТХ, а на возможности, обеспечивающие удержание стоимости будущего изделия на заданном уровне.

«Одна из самых больших проблем состоит в том, что тендерный процесс может превратиться в экономическое состязание, победителем в котором станет участник, способный разработать «технически приемлемый» самолет по самой низкой цене. При этом не будет обсуждаться или даже обращаться внимание на возможности его дальнейшего развития и интеграции новых технологий», – заявил генерал.

Есть мнение, что программа создания нового бомбардировщика продвинулась в своем развитии дальше, чем кажется на первый взгляд. Так, например, в прошлом году аналитик Дж. Гертлер из исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service) написал уведомление, в котором отметил: профиль бюджета на новый бомбардировщик больше похож на производственную программу, чем на план исследований и разработок, намекая тем самым, что большая часть технологических изысканий и испытаний прошла без афиширования и финансировалась по скрытым статьям расходов.

Один из аналитиков предположил, что некоторая часть этой работы может быть основана на технологиях, разработанных для предыдущей программы создания перспективного бомбардировщика NGB (Next-Generation Bomber), объявленной в начале 2008 года и отмененной в 2009-м из-за неудовлетворительного показателя «риск – стоимость».

Уволенный в запас высокопоставленный представитель ВВС и старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок Марк Ганзингер считает, что существующая вокруг программы этого самолета завеса тайны – совсем неплохо: «Мы не знаем характеристик – дальности, полезной нагрузки, степени малозаметности, вооружений, особенностей выполняемых задач, возможностей БРЛС. Они и не должны раскрываться широкой общественности. Это секретная программа и такого рода особенности предоставили бы нашим потенциальным противникам больше времени для разработки соответствующих контрмер».

Выбор на годы вперед

Одна из самых больших неопределенностей состоит в том, какое значение в ВВС или в Пентагоне будут придавать производственной базе, которая сформируется в аэрокосмической промышленности США под влиянием программы LRS-B. Ответ на этот вопрос может серьезно повлиять на выбор победителя – «Боинг»/«Локхид» или «Нортроп».

По мнению Дэвида Дептулы, фактор производственной базы обязательно должен приниматься во внимание при подсчете голосов: «Он брался в расчет во всех сегментах нашей системы обороны и можно обосновать, что в аэрокосмической промышленности он, пожалуй, является даже более важным, чем в судостроительной».

Ставки очень высоки для всех трех компаний, считает Абулафиа. После контракта LRS-B предусматривается заказ на истребитель следующего поколения, который появится только в 30-е годы. Если «Нортроп» проиграет, шансы на то, что компания сохранит инфраструктуру, чтобы через 15 лет принять участие в тендере на создание истребителя нового поколения или еще позднее – на разработку очередного бомбардировщика, малы. Потеря контракта на LRS-B по существу будет означать конец данного вида деятельности для «Нортроп».

У «Боинга» также заканчивается период производства ударной авиации, несмотря на все старания сохранить линию выпуска истребителей F/A-18 «Супер Хорнет» (Super Hornet). Хотя программа самолета-заправщика KC-46A сохраняется, она, как и многие другие продукты компании, является скорее адаптированным под требования военных вариантом коммерческих самолетов, а не предлагает ВВС новую конструкцию.

Если контракт на LRS-B получит «Нортроп», это будет означать равномерное распределение трех основных программ обновления парка ВВС США между тремя компаниями. А если контракт получит команда «Локхид»/«Боинг», то производитель истребителя пятого поколения F-35, оставаясь даже младшим подрядчиком, будет иметь полный контроль над боевой авиацией ВВС, отмечает Абулафиа. Он сомневается в том, что в США есть достаточный объем работы для ее распределения между тремя ведущими компаниями. «Предполагается, что у Пентагона существует иллюзия относительно возможного наличия трех военных авиастроителей. На самом деле укрепление двух военных лидеров в лице «Боинга» и «Локхид» было бы предпочтительнее для Министерства обороны».

Абулафиа также указывает на то, что контракт может оказать серьезное влияние на осуществление сделки, слухи о которой давно ходят среди аналитиков, а именно о возможной продаже «Боингу» аэрокосмического бизнеса компании «Нортроп». Она неизбежна, если последняя проиграет, поскольку в таком случае ей нечего будет строить. Если же «Нортроп» победит, привлекательность данного подразделения повысится и произойдет то же самое.

Прогнозируется, что после определения головного контрактанта не менее ожесточенная конкуренция развернется за получение субподрядов. Интересно проследить в этой связи, как будет протекать борьба между производителями авиационных двигателей. Если контракт получит компания «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney) со своим F135, это обеспечит ей монополию на американском рынке военного двигателестроения. Будет ли доволен этим Пентагон или он отдаст заказ «Дженерал электрик» является еще одной неизвестной составляющей в пасьянсе, раскладываемом сегодня военно-политическим руководством США.

Будущие проблемы

В настоящее время, имея сильную поддержку со стороны Пентагона, программа LRS-B реализуется без проблем. В середине января уходящий министр обороны Чак Хейгел, выступая перед военнослужащими на авиабазе «Уайтмэн» (штат Миссури), поддержал создание перспективного бомбардировщика. Он подчеркнул, что Министерство обороны должно вложить миллиарды долларов в реализацию этой программы. «Полагаю, что стратегический бомбардировщик LRS-B необходим для поддержания боеготовности сил сдерживания. Требуются соответствующие вложения, и мы их сделаем в бюджете. Это одно из тех направлений, которые я считаю приоритетными».

Аналогичную точку зрения 14 января высказала министр ВВС Дебора Ли Джеймс: «Когда будет представлен проект бюджета на 2016 финансовый год, он окажется таким, как мы его прогнозировали. Мы реализуем программу согласно графику, она по-прежнему остается в числе основных приоритетов и действительно является будущим нашей бомбардировочной авиации».

Однако некоторые эксперты предвидят проблемы по мере продвижения программы LRS-B от гипотетической идеи к реальному изделию в металле и превращения бомбардировщика в важную мишень для правительственных органов контроля и организаций, поддерживающих движение по нераспространению ядерных вооружений.

Аналитики считают, что основная угроза для программы исходит от внутренних бюджетных ограничений, поскольку бомбардировщик будет конкурировать не только с другими приоритетными программами ВВС, но и с такой, как замена группировки подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Огайо» (Ohio), позиционируемая ВМС как национальное достояние.

«Засекреченный статус затрудняет, на мой взгляд, оказание поддержки программе бомбардировщика, – считает Ребекка Грант из исследовательского института ISIS. – Новое руководство комитета сената США по вопросам вооруженных сил однозначно сделает так, что программа попадет под дополнительное пристальное внимание общественности по мере появления первых крупнейших бюджетных заявок как в текущем, так и в последующие годы. Поэтому ВВС США лучше бы иметь доказательство того, что они сделали верный выбор в пользу LRS-B и отдали его в руки «правильного» производителя».

Конгресс может вмешаться в программу и другим способом. Проигравший участник тендера имеет право опротестовать выбор победителя, что спровоцирует борьбу интересов не только в главном бюджетно-контрольном управлении конгресса США, но и среди широкой общественности. Юридическое опротестование крупнейших оборонных контрактов зачастую приводит к тому, что компании задействуют лоббистов в конгрессе.

Ряд зарубежных исследователей проводят прямую параллель между получением контрактов и продвижением интересов оборонно-промышленных компаний в американских законодательных органах. Согласно социологическим данным, проанализированным некоммерческим веб-сайтом OpenSecrets.org, «Локхид» (ассигнования в размере 4 млн долл.), «Нортроп» (3,9 млн долл.) и «Боинг» (3,1 млн долл.) в 2013–2014 годах были тремя самыми крупными источниками финансирования политических кампаний по выборам в конгресс и аффилированные комитеты от оборонного сектора. Вся троица также входит в американский Топ-25 по расходам компаний на лоббирование. Вместе с тем утверждение, что решающим фактором в определении генерального подрядчика являются именно такие возможности претендентов, несостоятельно.

Несмотря на то, что «Локхид Мартин» и «Боинг», две крупнейшие оборонные компании мира, в частности, традиционно соперничают, обе периодически сотрудничают с «Нортроп» по разным программам. Имеющиеся данные наглядно иллюстрируют, насколько крепкие узы связывают оборонно-промышленные круги с конгрессменами еще до того, как в игру вступают механизмы, связанные с вопросами производств в различных районах. Очевидно, что члены палаты представителей будут ратовать за тех, кто обеспечит рабочие места их электорату.

Компании «Боинг» и «Локхид» имеют поддержку законодателей от тех штатов, где расположены их производственные линии. Например, основные подразделения авиационного сектора «Локхид Мартин» – «Локхид Мартин аэронотикс» (Lockheed Martin Aeronautics) – размещены в Техасе (Форт Уорт), Калифорнии (Палмдейл), Джорджии (Мариэтта). Сборка различительных подсистем «Локхид» расположена в штатах Флорида, Миссисипи, Пенсильвания, Западная Вирджиния.

Штаб-квартира военного подразделения «Боинга» – компании «Боинг дифенс энд спейс» (Boeing Defense & Space) – находится в Миссури (Сент-Луис), здесь же ведется производство истребителей F-15 «Игл» (Eagle) и F/A-18E/F «Супер Хорнет» (Super Hornet). Примечательно, что еще в 2000 году «Боинг дифенс энд спейс» стал крупнейшим работодателем Сент-Луиса. Эта компания обладает разветвленной сетью производственных мощностей по всей территории США. Значительное число предприятий (не менее семи) размещено в Калифорнии. Боевые вертолеты AH-64 модификаций D («Лонгбоу»/Longbow) и E («Гардиан»/Guardian) собираются в Аризоне (Меса), а конвертопланы V-22 «Оспри» (Osprey) – в Пенсильвании (Филадельфия). Авиатехнику и различные подсистемы для оснащения ядерной триады США «Боинг дифенс энд спейс» производит в Техасе (Эль Пасо). Мощности компании расположены и в других штатах.

В свою очередь «Нортроп Грумман» тоже может рассчитывать на поддержку законодателей от штатов Калифорния и Флорида. Компания приняла решение расширить свою инфраструктуру в международном аэропорту «Мельбурн» (Флорида) и на побережье Калифорнии около полигона на мысе Канаверал и Космического центра им. Джона Кеннеди. Авиационное подразделение «Нортроп Грумман» – «Нортроп Грумман аэроспейс системз» (Northrop Grumman Aerospace Systems) – расположено в Калифорнии (Редондо). И хотя представители компании не подтверждают, что она планирует работать над потенциальным бомбардировщиком LRS-B во Флориде, сенатор-демократ от этого штата Сен Билл Нельсон сообщил, что новая инфраструктура будет использоваться именно для этих целей.

Президент Барак Обама 2 февраля представил конгрессу проект федерального бюджета на 2016 финансовый год. Согласно документу администрация США предусмотрела расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по программе LRS-B в размере 1,2 миллиарда долларов.

В целом объем финансирования НИОКР для ВВС США запрашивается на уровне 17,9 миллиарда долларов. В этом объеме сумма, выделяемая на исследования по программе LRS-B, является самой крупной в сравнении со всеми остальными программами.

На самолет-заправщик KC-46 и истребитель пятого поколения F-35A размечено 602 миллиона долларов и 589 миллионов долларов соответственно. Однако в отличие от LRS-B эти суммы выделяются на этапы окончательной разработки и внедрения в производство, поскольку НИОКР по программам KC-46 и F-35A близятся к завершению. Достижение боевой готовности истребителем JSF запланировано на 2016-й, а самолетом-заправщиком – на 2017 год.

Согласно данным «Дифенс ньюс» финансирование НИОКР по программе LRS-B будет увеличиваться. Запрос бюджета по этой статье в 2017 финансовом году предусматривается на уровне 2,2 миллиарда долларов, в 2018 финансовом году – 2,8 миллиарда долларов, в 2019 финансовом году – 3,6 миллиарда долларов, в 2020 финансовом году – 3,7 миллиарда долларов. Необходимо учитывать, что эти цифры не включают финансирование по секретным статьям расходов, которые могут существенно увеличить затраты на программу.

P. S. В последних числах января «Нортроп Грумман» продемонстрировала вероятный внешний облик бомбардировщика LRS-B. Его прототип, накрытый чехлом, был показан в рекламном ролике, пропагандирующем прогресс компании, достигнутый при создании самолетов по схеме «летающее крыло»: опытный образец YB-35, который разрабатывался в 40-х, стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит», созданный в 80-х, технологический демонстратор беспилотной авиационной системы (БАС) X-47B для ВМС США. В конце ролика демонстрируется летательный аппарат по схеме «летающее крыло», чей профиль напоминает B-2. Ранее компания «Нортроп Грумман» уже прокручивала по телевидению аналогичную рекламу, в которой были представлены концепции перспективной авиатехники.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 февраля 2015 06:00
    Ничего нового - борьба за деньги из госбюджета, они будущее меряют маржой !
    1. Portoss
      0
      13 февраля 2015 06:08
      Наш ТУ-160 - противовес американскому В-1. А новейший ПАК ДА будет реально превосходить хвалёный В-2, стоимостью 2,2 миллиарда долларов каждый.
      1. +8
        13 февраля 2015 06:48
        Цитата: Portoss
        . А новейший ПАК ДА будет реально превосходить хвалёный В-2,

        lol а ничего что B-2"spirit"-летает, а наш на бумаге? к тому времени как наш в войска пойдёт, B-2 конечно устареет,а меж тем тендер на новый стратег в штатах уже идёт,читайте новости....
        1. 0
          13 февраля 2015 21:55
          Заказ на разработку перспективного стратегического бомбардировщика обеспечит 50 лет безбедной жизни

          А ведь как точно сказано! Статегический бомбер - это ОГРОМНЫЕ бабки. После такого распила и 100 лет прожить безбедно можно.
      2. +2
        13 февраля 2015 06:48
        Ну то, что Б-2 он будет превосходить в этом никто и не сомневается - благо Б-2 уже не первой свежести самолёт, да и ТТХ его известны.
        А вот будет ли он превосходить новейший американский бомбер идущий на смену Б-2 - это вопрос.
    2. +1
      13 февраля 2015 06:09
      Цитата: Сергей Ситников
      Ничего нового - борьба за деньги из госбюджета, они будущее меряют маржой !

      Бизнес ! Очень большие деньги ,а в погоне за ними, для бизнеса ,любая мерзость, не повод отступать...
  2. 0
    13 февраля 2015 06:52
    Это сколько же они собирались "отпилить" на этом заказе? Что сражаются с таким остервенением за самолет класса ПАК ДА.
  3. +1
    13 февраля 2015 06:56
    Обьявили победителя? Пусть работают на новыми технологиями, Китай не дремлет wink
  4. 0
    13 февраля 2015 07:55
    Я так понимаю, что если хорошую вещь увеличить в несколько раз, то она во столько же раз станет лучше what . Вот и взяли бы свой пингвин F-35, да и тупо бы увеличили его в размерах в 10 раз и получили бы себе новый супер-пупер бомбер. Делов-то request. Ну и что, что потом в 10 раз дольше доводить до ума надо будет sad . Зато какие fellow перспективы!!
  5. +1
    13 февраля 2015 09:28
    Вот это распил Пентагона. Еще не сформированы требования к самолету, но известно количество денег победителю тендера. Получится F-35, только большой и не менее проблемный. И все равно эта штуковина полетит раньше, чем ПАК-ДА.
  6. +1
    13 февраля 2015 10:09
    хех..самый большой распил денег будет..пол-лярда баксов на один бомбер!..если такой сбить и не один то,у амеров сразу прострация и шок.. laughing
  7. +2
    13 февраля 2015 10:17
    На мой взгляд у следующего бомбера должна быть своя ПРО
    1. -1
      13 февраля 2015 11:54
      Не только ПРО, но и свой штаб, разведка, письменность, президент и т. д. , вплоть до провозглашения независимости.
    2. -1
      13 февраля 2015 11:54
      Не только ПРО, но и свой штаб, разведка, письменность, президент и т. д. , вплоть до провозглашения независимости.
  8. +1
    14 февраля 2015 11:02
    России следует быть готовой к тому, что США начнут поставки оружия Киеву в самое ближайшее время, Соединенным Штатам необходимо затягивать войну, я б сказал, жизненно необходимо. Желательным было бы втягивание России в конфликт напрямую. Так или иначе, прямая военная помощь киевскому режиму — вопрос считаных дней, и переговоры в Минске здесь ничего не решат. В Вашингтоне уже все решили».
  9. 0
    16 февраля 2015 18:49
    как то шно от таких сиотей

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»