Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Танковые части вооруженных сил предвоенной Югославии ведут свою историю от взвода бронеавтомобилей, сформированного в составе армии Королевства Сербия в 1917 г. в период ее действий в составе сил Антанты на Салоникском фронте. В этом подразделении насчитывалось два пулеметных бронеавтомобиля "Пежо" и два "Мгебров-Рено" (по другим данным — только два "Рено") французского производства. В 1918 г. они хорошо зарекомендовали себя в ходе марша через Сербию, а некоторые из них дошли вместе с сербскими войсками до самой Словении.

Осознавая перспективность этого рода оружия, югославский генералитет с 1919 г. вел интенсивные переговоры с французской стороной о поставках танков и обучении личного состава. В результате в 1920 г. первая группа югославских военнослужащих прошла подготовку в составе 303-й танковой роты 17-й французской колониальной дивизии, и вплоть до 1930 г. на учебу во Францию неоднократно направлялись группы офицеров и унтер-офицеров.

В 1920-24 гг. армия Королевства СХС получила от французов в рамках военного займа, а также безвозмездно несколько партий подержанных легких танков "Рено" FT17 как с пулеметным, так и с пушечным вооружением. Общее количество поставленных танков оценивается в 21 машину. "Рено" FT17 поступали разрозненными партиями, находились не в лучшем техническом состоянии и использовались преимущественно для подготовки кадров в интересах планировавшегося развертывания бронетанковых частей. Первый опыт создания отдельного подразделения был предпринят в 1931 г., когда 10 остававшихся "на ходу" танков были сведены в "Роту боевых машин", дислоцированную в городе Крагуеваце. Однако изношенность техники, особенно гусениц и ходовой части, в условиях отсутствия запчастей привела к тому, что уже в июле того же года роту расформировали, а боевые машины передали в состав пехотной и артиллерийской школы. Остальные уныло ржавели на складах, пока не были разобраны на запчасти для новых танков, появившихся у югославских военных в 1932-40 гг.


Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Легкий танк "Рено" FT17 в Белградском военном музее


В 1932 г. на основании военного соглашения Польша передала Югославии 7 легких танков FT17 и партию запасных частей, которая пришлась обветшавшему танковому парку Королевства весьма кстати. Продолжая переговоры с Францией, югославское правительство сумело в 1935 г. заключить договор о поставке еще 20 FT17, в т.ч. и усовершенствованной модификации M28 "Рено-Кегрес", который был выполнен французской стороной до 1936 г.

Оснащенные четырехцилиндровым двигателем "Рено 18" двухместные легкие танки FT17 могли развивать по пересеченной местности скорость до 2,5 км/ч (М28 — вдвое больше) и имели броневую защиту 6-22 мм. Примерно 2/3 из них были вооружены 37-мм орудиями SA18, остальные несли пулеметное вооружение — 8-мм "Гочкисы". В условиях современной войны они были малоэффективны и годились лишь для поддержки пехоты против не имеющего тяжелого оружия противника (партизан и т.д.). Однако во второй половине 1930-х, когда Югославия считала своим основным вероятным противником Венгрию, и такие боевые машины могли показаться вполне адекватными: парк бронетехники мадьяр был немногим лучше.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Танк "Рено" FT17 усовершенствованной модификации M28 "Рено-Кегрес" на предвоенных маневрах югославской армии


Югославские FT17 имели стандартную французскую темно-зеленую окраску, и только некоторые М28 получили трехцветный камуфляж — зеленые, "шоколадно-коричневые" и "охристо-желтые" пятна. Увеличение числа танков позволило в 1936 г. сформировать в армии Югославии "Батальон боевых машин", организованный по "тройному" принципу: три танковых роты (четвертая — "парковая", т. е. вспомогательная) по три взвода по три танка в каждом. Третий взвод каждой роты составляли усовершенствованные FT17 М28. Один танковый взвод был также придан штабу, один "парковой" роте, а каждая танковая рота располагала "резервным" танком. Всего в батальоне насчитывалось 354 человека личного и офицерского состава, 36 танков, 7 легковых и 34 грузовых и специальных автомобилей и 14 мотоциклов с колясками.

"Батальон боевых машин" находился в непосредственном распоряжении Военного министерства (в военное время — Верховного командования югославской армии), однако его подразделения были разбросаны по всему королевству: штаб, 1-я и "парковая" роты — в Белграде, 2-я рота — в Загребе (Хорватия) и 3-я рота — в Сараево (Босния). Танки предполагалось использовать исключительно для "сопровождения пехоты", чем их боевая роль ограничивалась — распространенное заблуждение в европейских армиях предвоенного периода! Тем не менее, в сентябре 1936 г., когда батальон был продемонстрирован публике и иностранным наблюдателям на военном параде в Белграде, он, согласно воспоминаниям современников "вызвал ажиотаж".

В 1936 г. появился документ, обусловивший дальнейшее развитие бронетанковых сил Югославии — Положение о мирновременном и военном составе армии. Согласно ему, предполагалось в ближайшее время сформировать два батальона средних танков (всего 66 машин), еще один легкий батальон и эскадрон "легких кавалерийских танков" из 8 машин. В 1938 г. предполагалось развернуть уже семь танковых батальонов (всего 272 машины) — по одному для каждой армии, и батальон тяжелых танков (36 машин) в подчинении Верховного командования. В перспективе каждый танковый батальон должен был получить четвертую "дополняющую" танковую роту.

В рамках проекта преобразования одной из двух югославских кавалерийских дивизий в механизированную в 1935 г. были начаты переговоры с Чехословакией о поставке "легких кавалерийских танков" — проще говоря, танкеток. С чешским заводом "Шкода" был подписан договор о займе в размере 3 млн. динаров, в качестве части которого в Югославию в 1937 г. было доставлено 8 танкеток "Шкода" Т-32. Югославы потребовали, чтобы стандартные образцы этой боевой техники были доработаны специально для них, максимальная броневая защита увеличена до 30 мм, усилено вооружение и т.д., что и было исполнено чехами.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)


В 1938 г. в Югославии были проведены испытания Т-32, получивших официальное наименование "скоростной кавалерийских боевых машин" и они составили отдельный эскадрон подчиненный непосредственно командованию кавалерии. До февраля 1941 г. он дислоцировался совместно с танковым батальоном близ Белграда, а затем был передан кавалерийскому училищу в Земуне. Вполне современные для конца 1930-х гг. чешские танкетки, имевшие неплохую скорость и несшие вооружение из 37-мм орудия "Шкода" А3 и 7,92-мм пулеметов "Зброевка-Брно" М1930, обслуживались экипажем из двух человек.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Танкетка Т-32 на предвоенном параде югославской армии


Все они были окрашены в трехцветный камуфляж.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)


Военные власти Королевства Югославия накануне Второй мировой войны отдавали себе отчет в недостаточности и несовершенстве имеющейся в их распоряжении бронетехники. В связи с этим предпринимались энергичные попытки получить партию более современных танков. Выбор был сделан в пользу "Рено" R35, поступивших на вооружение французских войск взамен устаревших FT17. В начале 1940 г. югославская военная делегация сумела заключить договор о поставке в кредит партии из 54 "Рено" R35, ранее состоявших в бронетанковом резерве французских вооруженных сил. В апреле того же года машины прибыли в Югославию. Падение Франции под ударами войск нацистской Германии освободило югославов от необходимости выплачивать кредит.

"Рено" R35, вооруженный 37-мм орудием, 7,5-мм пулеметом М1931 (боекомплект — 100 снарядов и 2,4 тыс. патронов) и оснащенный четырехцилиндровым двигателем "Рено", являлся относительно неплохой машиной для своего класса ("легкий танк сопровождения"). Он мог развивать по пересеченной местности скорость 4-6 км/ч, а броневая защита от 12 до 45 мм была способна более-менее успешно выдержать попадание 37-мм снаряда — основного калибра тогдашней противотанковой артиллерии. Экипаж состоял из двух человек, причем сложность заключалась в том, что командир, на которого ложились также функции стрелка-наводчика, наблюдателя, а, если танк был радиофицирован, и радиста, должен был быть прямо-таки универсальным специалистом, в то время как на должность механика-водителя можно было подготовить любого гражданского водителя. Впрочем, малая маневренность и мелкокалиберное вооружение делали R35 заведомо слабейшей стороной в дуэли с германскими Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, несшими соответственно 50-мм и 75-мм орудия и обладавшими отличными ходовыми качествами.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Югославский король Петр II лично "объезжает" первый полученный из Франции танк "Рено" R35


Новые "Рено" вошли в состав сформированного в 1940 г. "Второго батальона боевых машин" Королевства Югославия. Уже имевшийся батальон FT17 соответственно получил наименование "Первого". Тем не менее, в наименовании батальонов имелась известная путаница. Во избежание недопонимания сами югославские военные предпочитали именовать танковые батальоны просто "Старым" и "Новым".

В декабре 1940 г. были утверждены новые штаты танковых батальонов, единые для обоих. Батальон отныне состоял из штаба (51 солдат и офицеров, 2 легковых и 3 грузовых автомобиля, 3 мотоцикла); трех танковых рот по четыре взвода, по три танка во взводе плюс один "резервный" на каждую роту (в каждой 87 солдат и офицеров, 13 танков, 1 легковой и 9 грузовых и специальных автомобилей, 3 мотоцикла); одной "вспомогательной" роты (143 солдат и офицеров, 11 "резервных" танков, 2 легковых и 19 грузовых и специальных автомобилей, 5 мотоциклов).

27 марта 1941 г. "Новый" танковый батальон сыграл важную роль в государственном перевороте в Королевстве Югославия, который совершила группа высших офицеров во главе с генералом Д. Симовичем. Пробритански и просоветски настроенная часть югославской политической элиты выступила под широко поддержанным сербами лозунгом "Лучше война, чем пакт" против союза с гитлеровским Третьим рейхом и свергла прогерманское правительство принца-регента Павла и премьер-министра Д. Цветковича. Танки R35 вошли в Белград и установили контроль над районом зданий Министерства армии и флота и генштаба, а также взяли под охрану резиденцию поддержавшего переворот молодого короля Петра II "Бели двор".

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Танк Рено R35 югославской армии на улицах Белграда 27 марта 1941 года


Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Башня танка "Рено" R35 во время переворота в Белграде 27 марта 1941 года, с патриотическим девизом "За короля и отечество" (ЗА КРАЉА И ОТАЏБИНУ)


Еще одним подразделением боевых машин армии Королевства Югославия являлся взвод бронеавтомобилей, закупленных в 1930 г. и приданных кавалерийскому училищу в Земуне. Эти машины, которых, вероятно, насчитывалось всего три (2 французских "Берлие" UNL-35, и 1 итальянский SPA), имели в Югославии классификацию "авто-пулемет" и предназначались для огневой поддержки и сопровождения кавалерийских частей и несения разведывательно-дозорной службы.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Французский бронеавтомобиль "Берлие" UNL-35 на предвоенных маневрах югославской армии


Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Итальянский бронеавтомобиль SPA армии Югославии


Основу личного и офицерского состава югославских бронетанковых частей составляли военнослужащие "титульной нации" королевства — сербы. Встречались среди танкистов также хорваты и словенцы — представители народов, имеющих богатые индустриальные и мастеровые традиции. Македонцы, боснийцы и черногорцы, уроженцы наименее технически развитых территорий Югославии, были редкостью.

Югославские танкисты носили стандартную армейскую серо-зеленую униформу М22. Головным убором при "служебной и повседневной" форме одежды для личного состава являлась традиционная сербская пилотка — "шайкача", для офицеров существовали варианты с кепи характерной формы ("касекет"), пилоткой и летней фуражкой. Приборным цветом для военнослужащих танковых батальонов был "общевойсковой" красный, для членов экипажей танкеток и бронеавтомобилей — кавалерийский синий. В 1932 г. для танкистов был введен отличительный знак для ношения на погонах в виде небольшого силуэта танка FT17, изготовлявшегося из желтого металла для нижних чинов, и из белого металла — для офицеров. Рабочую и походную форму одежды танкистов составлял серо-зеленый комбинезон и танковый вариант стального шлема модели Адриана М1919 французского производства. Со шлемом носились специальные пылезащитные очки с кожаной оправой.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Командир танкетки Т-32


К моменту начала агрессии гитлеровской Германии против Королевства Югославия в составе югославских вооруженных сил находилось 54 легких танка R35, 56 устаревших танков FT17 и 8 танкеток Т32. "Новый" танковый батальон (R35) дислоцировался в городе Младеновац к югу от Белграде в резерве Верховного командования, кроме 3-й роты, которая была переброшена в Скопье (Македония) в подчинение Третьей югославской армии. "Старый" танковый батальон (FT17) был рассредоточен по целой территории страны. Штаб и "вспомогательная" рота находились в Белграде, а три танковых роты были распределены между Второй, Третьей и Четвертой югославскими армиями соответственно в Сараево (Босния), Скопье (Македония) и Загребе (Хорватия). Эскадрон танкеток был дислоцирован в Земуне близ Белграда с задачей противодесантной обороны находившегося там военного аэродрома и прикрытия оперативного направления на Белград.

Боевая готовность бронетанковых частей и состояние техники едва ли могли быть признаны удовлетворительными. Старая техника давно выработала свой ресурс, новая еще не была толком освоена экипажами, тактическая подготовка подразделений оставляла желать много лучшего, обеспечение боевых машин горючим и боеприпасами в ходе боевых действий не было отлажено. Наибольшую боеготовность демонстрировал эскадрон танкеток Т-32, однако, по злой иронии судьбы, на протяжении всей скоротечной компании он так и не получил бронебойных снарядов к своим 37-мм орудиям.

6 апреля 1941 г. войска нацистской Германии начали вторжение в Югославию, действуя с территории Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии. В последующие дни развернули наступление союзные им итальянские и венгерские войска, а болгарская армия начала сосредотачиваться на исходных рубежах для вступления в Македонию. Югославская монархия, раздираемая национальными и общественными противоречиями, оказалась неспособной противостоять удару и рухнула подобно карточному домику. Правительство утратило контроль над страной, командование — над войсками. Армия Югославии, считавшаяся самой мощной на Балканах, в считанные дни перестала существовать как организованная сила. Многократно уступавшая противнику по уровню технического обеспечения и мобильности, неадекватно руководимая и деморализованная, она потерпела чудовищное поражение не только от боевого воздействия противника, но и от собственных проблем. Солдаты и офицеры хорватского, македонского и словенского происхождения массами дезертировали или переходили к врагу; военнослужащие-сербы, оставленные командованием на произвол судьбы, также расходились по домам или самоорганизовывались в иррегулярные отряды. Все было кончено за 11 дней…

На фоне чудовищной катастрофы Королевства Югославии некоторые ее бронетанковые подразделения пали жертвой всеобщего хаоса и паники, но другие продемонстрировали твердую волю к сопротивлению, неоднократно вступали в бой с превосходящими силами захватчиков и порою даже достигали некоторого успеха. После пилотов-истребителей югославских ВВС, прославившихся за эти несколько трагических дней своей отчаянной храбростью, танкисты, вероятно, могут считаться вторым родом оружия армии королевства, более-менее адекватно выполнившим в апреле 1941 г. свой воинский долг.
Согласно югославскому военному плану "R-41", штаб Первого ("Старого") батальона боевых машин и вспомогательная рота должны были с началом боевых действий дождаться подхода 2-й и 3-й танковых рот батальона. Выполняя этот приказ, командир батальона с подчиненными подразделениями прибыл в назначенный район. Однако до 9 апреля ни одна из рот так и не появилась, он принял решение присоединиться к потоку отступающих войск и беженцев. 14 апреля близ сербского города Ужице майор Мишич и его подчиненные сдались в плен передовым частям немецкого 41-го механизированного корпуса.

Наиболее упорный отпор противнику из всех подразделений "Старого" танкового батальона оказала 1-я рота, дислоцированная в Скопье (Македония). 7 апреля рота, потеряв на марше один танк из-за технической неисправности, заняла оборону. Отступавшие пехотные части к этому времени уже отошли с оборонительных позиций, и 12 устаревших танков FT17 оказались единственным препятствием на пути наступления германского 40-го армейского корпуса. Расположение югославских танков было обнаружено разведывательными дозорами бригады "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер", однако командир роты, отдал приказ огня не открывать. Вскоре последовал налет германских пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в ходе которого рота понесла серьезные потери в технике и живой силе, а ее командир пропал без вести (по некоторым данным, бежал). Но затем командование принял на себя поручик Чедомир "Чеда" Смилянич, который, действуя уцелевшими танками и импровизированным отрядом пехоты (составленным из "безлошадных" танкистов, технического персонала роты и группы прибившихся к ним солдат-сербов из других частей), вступил в огневой бой с наступавшим авангардом эсэсовцев. Танкистам удалось задержать продвижение многократно превосходящего противника на несколько часов. Однако их маломощные средства не были в состоянии нанести немцам существенный урон: общие потери "Лейбштандарта СС" в югославской кампании не превысили нескольких десятков человек. В свою очередь, противотанковым средствам эсэсовцев удалось уничтожить еще несколько FT17, а их пехота и бронетехника начали обходить опорные пункты югославов. Поручик Смилянич был вынужден отдать приказ об отступлении, совершенном в полном порядке.

8 апреля остатки 1-й роты "Старого" танкового батальона пересекли югославско-греческую границу. 9 апреля в ходе боя 4 уцелевших танка роты, оставшиеся без горючего, были окопаны и применены в качестве неподвижных огневых точек. Вероятно, тогда все они были уничтожены или захвачены гитлеровцами.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Уничтоженный югославский танк M28 "Рено-Кегрес"


2-я танковая рота "Старого" батальона, расположенная в Загребе (Хорватия), в ходе войны так и не покинула места дислокации. Когда 10 апреля 1941 г. боевые отряды хорватской правонационалистической организации "Усташа" (усташи) с подходом частей Вермахта установили контроль над хорватской столицей, танкисты 2-й роты, среди которых было немало хорватов и словенцев, не оказали сопротивления. Они сдали свою технику немецким офицерам, после чего военнослужащие-хорваты перешли на службу образованному под патронажем оккупантов "Независимому государству Хорватия", военнослужащие-словенцы отправились по домам, а военнослужащие-сербы стали военнопленными.

3-я рота танков FT17, дислоцированная в Сараево (Босния), с началом войны согласно плану "R-41" была по железной дороге отправлена в центральную Сербию. По прибытии на место 9 апреля рота была рассредоточена для укрытия от налетов германской авиации. Затем танкистам был отдан приказ совершить ночной марш для прикрытия отступления одного из пехотных полков. В ходе выдвижения танки роты "сожгли" почти все остававшееся в баках горючее и вынуждены были остановиться, так и не установив контакт с пехотой. Командир танковой роты запросил у штаба дозаправки, однако получил ответ, что все запасы ГСМ "уже захвачены немцами". Последовал приказ снять замки с танковых орудий, демонтировать пулеметы, заправить остатками горючего грузовики и, оставив боевые машины, отступать.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

Брошенный экипажем югославский M28 "Рено-Кегрес"


Один из танковых взводов не подчинился приказу и на последних литрах солярки двинулся навстречу неприятелю. Однако он попал в засаду и был расстрелян германской противотанковой артиллерией. Косвенным подтверждением этого героического, но бесполезного жеста служит известная фотография из времен Апрельской войны, запечатлевшая сожженные танки FT17, застывшие на дороге в походном порядке, на корпусах которых отчетливо видны пробоины от бронебойных снарядов…

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)


Отступая на грузовиках, оставшийся личный состав роты прибыл на железнодорожную станцию, где стал свидетелем следующего зрелища: горючее, которого только что не хватило их танкам, было слито из железнодорожных цистерн. Остатки дисциплины после этого окончательно рухнули, и командир роты распустил своих подчиненных "по домам с личным оружием". Группа военнослужащих 3-й танковой роты "Старого" батальона, действуя в пешем строю, несколько раз вступала в перестрелки с передовыми отрядами Вермахта и после капитуляции Югославии примкнула к четникам (сербским партизанам-монархистам).

Упорное сопротивление оказали гитлеровцам все подразделения "Нового" танкового батальона, оснащенные боевыми машинами "Рено" R35. С началом войны командиром батальона был назначен майор Душан Радович.

1-я и 2-я танковые роты "Нового" батальона в ночь на 6 апреля 1941 г. были отправлены в Срем — область на границе Хорватии и Воеводины близ венгерской территории в распоряжение штаба 2-й группы армий вооруженных сил Югославии. Из-за авианалетов Люфтваффе и царившего на железных дорогах с началом войны хаоса, танковые роты смогли разгрузиться в пункте исходного назначения только когда германские части 46-го механизированного корпуса уже находились на подходе, а югославские пехотные дивизии, вместе с которыми предстояло по плану действовать танкистам, были разгромлены и фактически перестали существовать как организованные соединения.

Штаб, с которым удалось установить радиосвязь, отдал приказ командирам танковых рот своим ходом отступать на юг. Совершив марш в этом направлении, обе танковые роты вскоре приняли свой первый бой. Впрочем, не с немцами, а с отрядом хорватских усташей, напавшим на походные колонны танкистов с целью захватить их боевую технику. По хорватским данным, усташам, на сторону которых перешел ряд военнослужащих танковых рот — хорватов и словенцев, удалось захватить несколько боевых машин и автомобилей. Однако нападение успехом не увенчалось, и в бою с танкистами в районе Добоя были убиты 13 усташей.

Отразив атаку, обе роты танков R35 заняли позиции и вступили в бой с наступавшими частями германской 14-й танковой дивизии, поддержанными Люфтваффе. В свою очередь, совместно с югославскими R35 сражался пехотный отряд, созданный из отступавших военнослужащих, жандармов и добровольцев из местного сербского населения, которые стихийно собирались вокруг очага сопротивления. Действуя в маневренной обороне, югославским танкистам удалось продержаться практически до самого конца войны — до 15 апреля. В этих боях ими были потеряны до 20 танков "Рено" R35 — как по боевым, так и по техническим причинам. О немецких потерях данных нет.
Оставшиеся в строю 5-6 танков и группа личного состава начали отступление, однако вскоре были настигнуты и окружены передовыми частями 14-й танковой дивизии. Практически исчерпав запасы топлива и боеприпасов, югославские танкисты после короткого боя были вынуждены сдаться.

Мужественно сражалась на территории Македонии и приданная Третьей югославской армии 3-я рота танков R35. 6 апреля, с началом боевых действий, рота покинула место постоянной дислокации в Скопье, и, умело укрываясь от налетов германской авиации в лесных массивах, к началу 7 апреля прибыла в распоряжение штаба пехотной дивизии. Командир дивизии направил танкистов на усиление занимавшего оборону 23-го пехотного полка. С рассветом 7 апреля начался ожесточенный бой с наступавшими частями бригады "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер". К полудню, когда гитлеровцы задействовали пикирующие бомбардировщики Ju-87 и ввели в бой значительное количество бронетехники, югославский 23-й пехотный полк начал отступать, а 3-я танковая рота шла в арьергарде, прикрывая его отход. Постоянно вступая в огневой контакт с противником, она отошла на новые позиции, где и дала свой последний бой. Как ни удивительно, смертельный удар югославским танкистам нанесли не пикировщики и не германские "панцеры", которые не могли сломить их сопротивления, а рота эсэсовских 47-мм противотанковых орудий PAK-37(T). Воспользовавшись боевой обстановкой, немецкие артиллеристы сумели занять выгодную позицию, с которой буквально расстреляли югославские R35. 12-40-мм броня "Рено" оказалась неэффективной даже против такого небольшого калибра. Бронетехника и пехота "Лейбштандарта" доделали остальное, и к ночи 7 апреля 3-я рота "Нового" танкового батальона перестала существовать. Уцелевшие танкисты, в т.ч. их командир, оказались в плену.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

47-мм чешская противотанковая пушка PAK-37(T)


Легендарный эпизод участия югославских танкистов в Апрельской войне 1941 г. выпал на долю командира "Нового" танкового батальона майора Душана Радовича, которому за несколько дней удалось создать из имевшихся в его распоряжении оставшихся 10-11 танков R35 боеготовое подразделение.

10 апреля Верховное командование отдало майору Радовичу и его танкистам приказ выдвинуться, чтобы прикрыть ближние подступы к Белграду с юго-востока от стремительно продвигавшихся к столице Королевства Югославия войск 1-й танковой группы генерал-полковника Эвальда фон Клейста.

11 апреля разведывательный отряд Вермахта внезапно атаковал югославский взвод. Застигнутые врасплох югославы начали отступать, однако быстро организовали контратаку, в которой приняли участие и спешенные танкисты. Сербы бросились в штыки, и немецкие солдаты, поспешно отступили, оставив в руках победителей шестерых своих раненых товарищей (освобождены вечером того же дня при отступлении югославских подразделений).

Майор Душан Радович принял решение лично провести рекогносцировку местности. Отправив вперед отделение разведчиков на мотоциклах, сам Радович последовал за ним на командирском танке. И на перекрестке дорог произошло драматическое столкновение разведдозора майора Радовича с передовым отрядом 11-й танковой дивизии Вермахта.
Вовремя заметив приближение германского авангардного патруля на мотоциклах, югославы встретили противника ружейно-пулеметным огнем. Понеся серьезные потери, немцы отступили.

В то же время командирский танк R35 занял выгодную огневую позицию и встретил подходившие к месту боя германские боевые машины прицельным огнем 37-мм орудия. Меткими выстрелами ему удалось вывести из строя два легких танка Pz.Kpfw.II. Поддерживая своего командира, огонь открыли другие югославские танки и противотанковая батарея. Продвижение передового отряда немецкой 11-й танковой дивизии было остановлено. Узнав о появлении на пути наступления его соединения неприятельских танков, командир немецкой дивизии приказал авангарду немедленно разобраться в обстановке и "расчистить дорогу". Однако, бронемашина Sd.Kfz.231 командира немецкого передового отряда попала под огонь танкового орудия майора Радовича, и немецкий офицер погиб.

Немцы подтянули к месту боя танки Pz.Kpfw.IV, вооруженные мощными 75-мм орудиями, и при попытке сменить позицию "Рено" R35 командира "Нового" танкового батальона был подбит. Майор Радович сумел выбраться из горящей машины, однако, когда он помогал покинуть танк раненому осколками водителю, их обоих прошила пулеметная очередь.

После гибели майора Радовича оборона югославских подразделений, который стала обстреливать германская гаубичная артиллерия, пала. Уцелевшие танки R35 оставили позиции и отошли, личный состав вскоре был распущен на все четыре стороны, а боевая техника, частично выведенная из строя — брошена. Первым вступившее в бой отделение разведчиков танкового батальона вышло из него последним. Дорога на Белград была теперь фактически открыта, и столица Королевства Югославия сдалась гитлеровцам 13 апреля.

Трагически сложилась судьба эскадрона танкеток Т-32. С началом войны вместе со взводом бронеавтомобилей он был придан резервному кавалерийскому полку, обеспечивавшему противодесантную оборону военного аэродрома в пригороде Белграда Земун. 6-9 апреля экипажи танкеток приняли активное участие в отражении воздушных налетов Люфтваффе, обстреливая низколетящие самолеты противника из снятых с машин пулеметов "Зброевка-Брно" и устраивая огневые засады там, где, по их мнению, должны были выходить из пикирования германские Ju-87 и "Мессершмитты". В связи с вторжением германских войск с территории Болгарии 10 апреля эскадрон был направлен в направлении города Ниш (юг Сербии). В дороге боевые машины были дозаправлены горючим, но бронебойных боеприпасов так и не получили.

Раннее утро 11 апреля эскадрон встретил на пересечении дорог. Не представляя себе оперативной обстановки, командир эскадрона направил две танкетки в разведку по шоссе на Крагуевац. Вскоре одна из машин отстала вследствие технической неисправности.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 1. Начало (1917-1941 гг.)

брошенная югославская танкетка Т-32


Вторая продолжила движение и внезапно столкнулась с механизированной колонной Вермахта. После короткой перестрелки танкетка вышла из боя и помчалась по пересеченной местности, чтобы предупредить о приближении неприятеля главные силы эскадрона. Однако она не сумела преодолеть ирригационный канал. Передовые подразделения германской 11-й танковой дивизии появились совершенно неожиданно. Большая часть экипажей танкеток в этот момент находилась вне своих машин и при попытке занять боевые места была скошена пулеметным огнем немцев. Несколько Т32 вступили в бой, однако, не успев занять выгодных огневых позиций и не имея противотанковых снарядов, были вскоре уничтожены. Выбравшись из подбитой танкетки, командир эскадрона расстрелял по врагу обойму пистолета и пустил последний патрон себе в висок…

Взвод югославских бронеавтомобилей 13 апреля в составе так называемого "Летучего отряда" созданного командованием Второй югославской армии для борьбы с хорватским усташами (командир - полковник Драголюб "Дража" Михайлович, будущий вожак сербского четнического движения). 13 апреля отряд сумел очистить от усташей населенный пункт Босански-Брод, а 15 апреля в течение целого дня вел тяжелый бой с немцами, однако о роли боевых машин в этих боестолкновениях не сообщается.

После Апрельской войны германское командование активно использовало захваченную югославскую бронетехнику в антипартизанской борьбе. Трофейные FT17 составили до 6 "независимых танковых взводов", из R35, получивших сложное наименование Pz.Kpfw.35-R-731/f/, составили "Танковую роту специального назначения 12". Из танкеток Т32 в состав оккупационных сил вошли только две, переименованных в Вермахте в Pz.Kpfw.732/j/. Все эти подразделения были расформированы к началу 1942 г., когда потери в танках, в основном из-за технических неисправностей, достигли в них 70%. Оставшаяся на ходу и "нерабочая" техника была впоследствии передана оккупантами бронетанковым формированиям вооруженных сил Независимого государства Хорватия и коллаборационистского Сербского добровольческого корпуса.

По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html


Продолжение следует…
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 6
  1. АлНик 16 февраля 2015 09:21
    Фото брошенного экипажем югославского танка M28 "Рено-Кегрес" просто супер
  2. Xenos 16 февраля 2015 10:07
    И закупили бы в СССР Т-26 и БТ. Всяко лучше, чем описанный хлам.
  3. Вожик 16 февраля 2015 10:29
    Интересная статья, неизвестные для меня факты.
  4. Сергей-8848 16 февраля 2015 11:43
    Фотографии обоих видов предвоенных югославских автомобилей - это что-то! И французские, и итальянский выглядят как декорации из павильона для съёмок тогдашнего чёрно-белого немого НФ фильма. Ездить самостоятельно они не должны (особенно французские), однако на них ещё умудрились принять участие в боевых действиях.
    Ждём продолжения хорошей информативной статьи.
  5. jjj 16 февраля 2015 16:09
    Такие материалы, да еще с хорошо подобранными снимками, говорят не только о состоянии войск различных европейских государств перед второй мировой. Они говорят об адекватности и ответственности советского руководства, сумевшего выбрать для перевооружения Красной Армии наиболее оптимальный вариант. А что бы мы с такими пепелацами делали, как бы побеждали?
    jjj
  6. Mixweb 16 февраля 2015 22:02
    Быстро немцы захватили Югославию. А всему виной не плохие танки, а обычная самоуверенность правящего класса. Так же и в Польше, и во Франции, и, к сожалению, частично в СССР. Мало иметь хорошую технику. Нужно еще и пользоваться уметь.
    1. Blackgrifon 17 февраля 2015 13:55
      Цитата: Mixweb
      обычная самоуверенность правящего класса

      Виной не самоуверенность: в стране произошел военный переворот. Как следствие, начались чистки неугодных. Кроме того, обратите внимание на карту: у Королевства не было вообще ни одного шанса выстоять - северо-западное, северное, северо-восточное, больная часть юго-восточного направлений - это границы враждебных государств. Чуть по лучше только на юго-западном/западном направлении - море. Но это море, на котором властвовали итальянские ВМС и германско-итальянские ВВС. Вообще соотношение сил такое, что сербам надо в заслугу сказать, что они вообще сопротивлялись. Бельгия, Голландия и Франция, обладая равным или большим (Франция) военным потенциалом, за меньший временной промежуток (обладая форой Странной войны) просто были "слиты".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня