Турецкий шишак XVI века

Шлем с пластинчатым назатыльником и наушами. Больше всего похож на турецкий шишак (чечак), т.е. то, что на Руси называли иерихонкой, ерихонкой или ерихонской шапкой. Этимология названия точно не установлена.

Годы производства: около 1490-1500 гг., хотя украшение и некоторые элементы сделаны позднее, в XVI веке. Вес 3,150 кг. Диаметр по внутренней стороне ранта — 23,5 см. На шлеме видны следы рубящих ударов, в том числе сильных.


Атрибутирующих знаков, позволяющих установить место производства или имя владельца, на шлеме нет. Вероятнее всего, шлем изготовлен в Турции или Московской Руси. Некоторые элементы узора орнамента напоминают арабские буквы, хотя это больше похоже на имитацию, чем на осмысленные надписи. Если шлем имеет отношение к Московской Руси, то его владельцами в XVI-XVII вв. могли быть только представители богатого и знатного русского рода.













Тулья сфероконической формы откована из одного листа стали (цельнокованая). Нижний край тульи имеет утолщение — рант. Спереди к шлему приклепан на шести заклепках из медного сплава защитный остроконечный козырек-полка, изготовленный из изогнутой под прямым углом стальной пластины. В центре козырька — сквозное прямоугольное отверстие, служащее для прохода стержня наносника (носовой стрелки). Наносник проходит через козырёк и фиксируется по длине посредством винта. Науши могут быть соединяться друг с другом ремешком под подбородком.
Конструкционно шлем очень похож на сохранившиеся шлемы подобного типа русской знати XVI-XVII вв., как собственного производства, так и турецкого импорта.


Шлем-иерихонка царя Михаила Фёдоровича Романова (1596—1645). Изготовлен во второй половине XVI века. Переделан в 1621 году мастером Оружейной палаты Никитой Давыдовым. Наверху наносника сделано украшение в виде покрытой цветной эмалью фигурки архангела Михаила — покровителя русского воинства. На шлеме (ближе к вершине) выгравирован фрагмент 13-го аята 61-й суры Корана: "Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и близкой победы". Оружейная палата Московского Кремля



Шлем-иерихонка царя Алексея Михайловича (1629—1676). Наверху наносника сделана декоративная вставка с арабской тугрой: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед — пророк его", а по нижнему краю фрагмент 255-го аята суры "аль-Бакара" Корана: "Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон". Оружейная палата Московского Кремля


В основном такой тип шлема был распространен в Московской Руси с XVI века. Считается, что иерихонки попали на Русь прямо из Турции. Большинство сохранившихся иерихонок XVI-XVII вв. имеют турецкое происхождение.

С XVII века все большее распространение в Русском государстве получают шлемы с невысокими полусферическими или куполовидными тульями, очевидно, под западным влиянием, которые принято сейчас называть шишаками. Таких шлемов русского происхождения сохранилось до наших дней немного. А те, которые сохранились, часто богато украшены позолотой и серебром (а иногда и драгоценными камнями), так как принадлежали представителям высшей знати.


Шлем-шишак князя, предводителя Семибоярщины Фёдора Ивановича Мстиславского (XVI век — 1622 г.). Музей Топкапы, Стамбул
Автор:
fimusito
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

49 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти