Military Review

Armored vehicles of Yugoslavia. Part of 4. Disintegration of the country (1980-1991)

11
During the life of Tito to replace the outdated M-60P armored personnel carrier, Yugoslav designers began to develop an infantry fighting vehicle under the symbol M-80. Serial production of the new BMP began in the year 1980.


Armored vehicles of Yugoslavia. Part of 4. Disintegration of the country (1980-1991)


The French specialists from the company “Hispano-Suiza” made a considerable contribution to the creation of the new Yugoslav BMP, so the machine was a cross between the Soviet BMP-1 and the French AMX-10Р, but it also had its own distinctive features. The undercarriage used some elements of the M60P armored personnel carrier.



The M80 infantry fighting vehicle had a classic layout for this type of vehicles. The engine and transmission compartment (on the right) and the control compartment (on the left) are located in the forward part of the hull. Behind the driver is the commander's seat, which has its own hatch and is equipped with a day / night surveillance device. The commander's turret can rotate 360 degrees. In the middle part there is a single tower, which forms a fighting compartment with the turret space. Behind him in the stern of the machine are places for landing. The body is welded from steel armor plates having rational angles of inclination.

In the fighting compartment, the gunner’s operator’s workplace was equipped and airborne armament with guidance drives and observation and aiming devices, gun and anti-tank systems, and fire-fighting equipment cylinders were installed. The main armament of the BMP is the 20-mm M55 automatic cannon (produced in Yugoslavia under the license of Ispano-Suiza) with ammunition in 400 shots that can fight enemy light armored vehicles and low-flying targets. An armor-piercing projectile is capable of penetrating 20-30 mm of armor at a distance of up to 800. The X-NUMX-mm M-7,92 machine gun is paired with a cannon, its full ammunition load is 53 cartridges. At the rear of the turret, a dual launcher of the anti-tank 2250М9М "Baby" is equipped with semi-automatic hovering by wire (Soviet-made), two more missiles are being laid in the fighting compartment, recharging is done manually through the hatch of the gunner-operator in the roof of the tower. A combined day / night illumination sight is located on the left side of the tower. The sight head can be rotated in a vertical plane, which allows it to be used as an anti-aircraft gun. Seats for 14 shooters with individual periscopic observation devices are located in the troop compartment. Embrasures for firing automatic rifles are equipped with powder exhaust gas blowers and sleeve catchers. The landing in the car and disembarking from it are made through two hermetically closed doors in the stern sheet. Two more hatches are located in the roof of the troop compartment.

The HS-115-2 engine with 191 kW power, the main clutch, the gearbox and the planetary rotation mechanisms are arranged in one block. Also in one unit combined elements of the engine cooling system and air cleaner. MTO access for maintenance and repair is carried out with the help of two hatches located in the upper frontal and upper right armor plates. The BMP has a maximum speed on the highway to 58 km / h, while the power reserve is 500 kilometers.

During serial production, a new, more powerful FAMOS-80B-10 engine (003 kW power output) was installed on the M235, which increased the power density of the vehicle and, accordingly, the speed, which was 65 km / h on the highway and 7,8 km / h. afloat. This modification was designated MXNUMHA.

BMP was produced in the following modifications:
- MXNUMHA (new engine);
- M80A KB / KC (machine control);



- M80A SPA (30-mm paired ZSU);



- M80A LT (self-propelled ATGM);



- M80A SAN (ambulance);



- M80A MOS (mini layer);



- SAVA (self-propelled air defense missile system with missile "Strela-10М2J").



According to experts, around 900-1000 BMPs of all modifications were released: 450 M-80 and 500 M-80А.

In 1978, in Romania, 40 wheeled armored personnel carriers TAV-71M-Romanian bearers were purchased by the Savi 60-140 French engines, with a much more powerful propulsion system with French 797-05 engines, increased by the angle of elevation of turrets. bombardment of air targets, as well as a number of other minor changes. Deliveries were made in two batches in 1980 and 1981. But in service with the JNA armored personnel carriers did not last long and were transferred to the police.


TAV-71М armored personnel carrier on the JNA exercises



In the 1982 year, the 105 7-mm self-propelled howitzers 100C122 "Gvozdika", supplied in the 2 year, were purchased to replace the outdated American 1-mm self-propelled howitzers M-1983 Priest in the USSR.


Self-propelled howitzers 2C1 "Carnation" JNA firing at Croats, 1991 year


At the same time, 100ВХNUMX, 1В13, 1В14 and 1В15 1В16, 10ВXNUMX and XNUMXВXNUMX artillery control machines were delivered, as well as the MT-LB radar.


The car of the division commander 1B15 of the army of Yugoslavia


At the end of 70, the Yugoslav firm TAM from Maribor (Slovenia), on the basis of the Soviet BRDM-2, developed the BOV family of wheeled armored vehicles. All variants of the armored car have the same layout: in the front part there is a control compartment, then a fighting compartment, and behind it is the engine-transmission compartment. Ahead are the driver and commander. Over their seats in the roof of the hull there are hatches. Armored cars were equipped with six-cylinder diesel engines with air-cooled F 6L 413F power 148 l. with. allowing to reach speeds up to 95 km / h. The engines were manufactured under license from Germany. Manual gearbox, five speeds for driving forward and one - back. The armor protection consisted of steel plates 8 mm thick. The main tasks of the machine were the fight against saboteurs, the protection of important objects and countering the unrest.

The armored car was produced in several versions:

BOV-1 - anti-tank armored vehicle. Also known as POLO M-83.



Equipped with two containers with three launchers of upgraded anti-tank missiles 3М14 "Baby", produced in Yugoslavia under license, each. The containers are mounted on a rotating turret mounted on the roof of the crew compartment. It is not possible to reload launchers from inside the hull.



The appearance of the armored car has changed a bit - instead of cutting, which was available to the landing variant, a tower with ATGM launchers was installed. In front of the driver’s hatch there are three inspection devices and one in front of the commander’s hatch. And the hatches themselves are located in the upper part of the forward inclined armor plate.

BOV-1 was created as a replacement for the obsolete Soviet ATGM 2P27 "Bumblebee", set back in Tito and as an addition to the ATGM 9P122 and 9P133 "Malyutka", supplied from the USSR.


ATGM 2P27 "Bumblebee" on the teachings of JNA



ATGM 9P133 "Baby" JNA


BOV-3 - BTR version of the air defense. During the development, it was decided to equip it with a licensed version of the HS804 Hispano-Suiza gun - a M55 A4B1 gun. Rate of Fire - 750 shots per minute. The effective range of ground targets is 2000 meters, and air targets are 1500 meters. A significant disadvantage of the ZSU was the placement of stores on 60 shells, each on top of the guns. Thus, as with the BOV-1, recharging from the inside is not possible. The rest of the ammunition from the 22 stores was in the turret. It is equipped with a J-171 optical sight.


ZSU BOV-3 YUNA at the May 9 parade of the year 1985


The BOV-30 is a prototype BTR air defense with a double-mounted 30-mm gun. In mass production did not go, it was produced only a few copies.



BOV-M - an armored personnel carrier for the police. This version is armed with a smoke grenade launcher and 7,62-mm and 12,7-mm machine gun.



BOV-SN is a version of an ambulance car.



BOV-VP - Military Police armored personnel carrier. Also known as M-86. Armored personnel carrier with a troop compartment for eight people, not including the commander and driver. In the aft part there are two doors for landing. Armament - 12,7 mm machine gun, openly mounted on the roof of the fighting compartment. On the sides there are three launchers of smoke grenades BDK-79. Ammunition - 12 grenades. In the Yugoslav People's Army, BOV-VP was used in the units of the Ministry of Internal Affairs and the military police.



Since 1981, deliveries from the USSR, and possibly from Czechoslovakia to Yugoslavia, began tank T-72. In total, 93 T-72M (90 T-72M and 3 T-72MK) were delivered.



The Yugoslavs liked the tank so much that it was decided to expand their licensed production to replace all other types of tanks. Licensed tank, manufactured with 1983, at the plant them. Djuro Djakovic (Slavonski Brod, Croatia), received the index M-84. According to various data made from 500 to 700 units. The hull, bashnya, chassis, engine, transmission and armament of the tank did not undergo fundamental changes and generally correspond to the T-72. The main differences of the M-84 from the prototype are due to the use of components of its own design. The TPD-2-49 range-finder sight and the TPN-1 gunner night sight were replaced with the DNNS-2 combined gunner rangefinder sight, instead of the TKN-3 commander instrument, the Commander DNKS-2 instrument was installed. In the department of management, a nightless periscopic device of the PPV-2 driver has been installed. A DRHT collective protection system, the SUV-M84 fire control system, and Yugoslav-made communications and internal switching equipment were installed. Engine power brought to 1000 l. with. Thus, the Yugoslav tank M-84 in its characteristics was quite comparable with modern tanks of the third generation (both the western production of the M-1 Abrams, Leopard-2, AMX-40, and the Soviet T-80).



The tank was produced in the following modifications:
-M-84А - basic modification. Adopted by the Yugoslav army in 1984 year. It was equipped with a B-46-6 engine with 780 horsepower.
-M-84А - upgraded М-84 with В-46-6ТК engine with HP 1000 power. Produced from 1988 to 1991 year.
-M-84AB - modernization of the M-84 with the installation of a new SUO-SUV-M-84, is in service with the army of Kuwait.
-M-84AI - BREM, essentially Polish Yugoslavian WTZ-3 built on the M-84A chassis. It was planned to build 15 machines for Kuwait, but there is evidence that they did not have time to build any of them. One prototype was made, which is now being operated in the NE of Serbia.



In the middle of 1989, Kuwait ordered M170AB, 84 BREM and 15 command vehicles 15 tanks, but deliveries were interrupted due to Iraq’s aggression. Around 80 tanks were transported to Saudi Arabia, where they armed several units of the Kuwaiti army. In February, 1991, these tanks took part in the operation "Desert Storm". after the end of the war, the Yugoslavs continued to fulfill the contract, which finally broke with the collapse of Yugoslavia. In all, 149 M-84 tanks were delivered to Kuwait. Currently in service with the army of Kuwait, 78 M-84 remained in the army and about 75 units in storage.


Tanks M-84 on parade in Kuwait


The further development of the M-84 was to become the main battle tank M90 Vihor. The development began in the middle of 80-x, and the designers were set to create a new combat vehicle that could replace the M-84 ... But then Yugoslavia fell apart and only two prototypes remained from the project. However, the Croats used the M90 Vihor to create their M-95 Degman tank, but that’s another история...


The prototype of the Yugoslav main battle tank M90 Vihor


It is impossible not to recall another interesting Yugoslav car, although it does not belong to armored vehicles — the self-propelled gun NORA-B with an 152-mm gun with an 45 barrel length in caliber. The artillery gun itself was placed on an open moving platform, although later an additional gun shield was installed for it. The FAP 2832 SUV was used as a chassis. The aerodynamic characteristics of the shells made it possible to increase the firing range to 39 km using gas generators, which was considered the highest achievement of the Yugoslav military industry of the 1980-s.



Parade of the Yugoslav People’s Army 9 May 1985:



On the materials of the sites:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html


Продолжение следует ...
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Gans1234
    Gans1234 20 February 2015 07: 35
    +6
    Thank you, but the 5 part will be about Kosovo and the current state of affairs ??
  2. 0255
    0255 20 February 2015 09: 04
    +8
    Roman, write an article about the combat use of tanks in the civil war in Yugoslavia.
  3. igordok
    igordok 20 February 2015 10: 08
    +3
    Thanks again! I hope not the last time I say THANK YOU.
    1. Roman 1977
      20 February 2015 11: 14
      +11
      It will be necessary, the article about the hostilities in Croatia and Slovenia is already ready and sent to the moderator, some amendments are required, they will be made. The article about the war in Bosnia, Kosovo, Macedonia is almost ready: the Bosnian episode is over, Kosovo is launched. The end will be an article about modern armored vehicles of the states formed on the ruins of the former Yugoslavia.
      And a few more photos not included in the main text:
      ZSU BOV-3


      BMP M-80A



      ZSU BOV-30

      BRDM-2
      1. Gans1234
        Gans1234 20 February 2015 15: 43
        +1
        And you infu from several articles and sources themselves sawing?
        1. Roman 1977
          20 February 2015 16: 07
          +6
          Quote: Gans1234
          And you infu from several articles and sources themselves sawing?

          And who else. The poor have no servants. It is difficult but possible, even something turns out. Some more pictures YNA.
          Tank M-84




          M-47 on JNA maneuvers

          2С1 "Carnation"
  4. The fat man
    The fat man 20 February 2015 11: 06
    +4
    There would be more such people on the forum
    great article thanks
  5. Sergey-8848
    Sergey-8848 20 February 2015 14: 48
    +1
    Description of the database using technology (from all sides of the conflict) is the most interesting and sensible explanation of the difference between the declared and practical performance characteristics.
  6. Aleks tv
    Aleks tv 20 February 2015 15: 34
    +3
    Thanks, Roman.
    hi
    I read all four parts with pleasure.
    He received a wagon of rare information on the history of the Armed Forces of Yugoslavia and on the country's own technical developments.
    By the way, the T-84 was really very good for its time.

    We look forward to continuing.
    good
  7. Ze Kot
    Ze Kot 20 February 2015 22: 15
    +1
    Yes, I also learned a lot. I thought that Yugoslavia received equipment from the USSR.
  8. Linda
    Linda 21 February 2015 15: 46
    +1
    Roman, thank you very much! I read it with great pleasure. hi
    Hope to continue!

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Еще при жизни Тито для замены устаревшего бронетранспортёра M-60P югославские конструкторы начали разрабатывать боевую машину пехоты под индексом М-80. Серийное производство новой БМП началось в 1980 году.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Свой немалый вклад в создание новой югославской БМП внесли французские специалисты из компании "Испано-Сюиза", поэтому по своей конструкции, компоновке и основным характеристикам машина и представляла собой нечто среднее между советской БМП-1 и французской АМХ-10Р, но она имела и свои отличительные особенности. В ходовой части использовались некоторые элементы бронетранспортера М60Р.


Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Боевая машина пехоты М80 имела классическую для этого типа машин компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. Командирская башенка может вращаться на 360 градусов. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.

В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования. Основное вооружение БМП — 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии "Испано-Сюиза") с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. Бронебойный снаряд способен пробить 20-30 мм брони на дальности до 800 м. С пушкой спарен 7,92-мм пулемет M-53, его полный боекомплект — 2250 патронов. В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М "Малютка" с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезарядка осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Комбинированный дневной/ночной бесподсветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного. В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков, имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.

Двигатель HS-115-2 мощностью 191 кВт, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.

В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 (мощн.235 кВт), что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.

БМП выпускалась в следующих модификациях:
— М80А (новый двигатель);
— М80А KB/KC (машина управления);

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


— M80А SPA (30-мм спаренная ЗСУ);

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


— M80А LT (самоходный ПТРК);

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


— M80A SAN (санитарная машина);

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


— M80A MOS (миноукладчик);

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


— SAVA (самоходный ЗРК с ЗУР "Стрела-10М2J").

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


По оценкам экспертов было выпущено около 900-1000 БМП всех модификаций: 450 М-80 и 500 М-80А.

В 1978 году в Румынии было закуплено 40 колесных бронетранспортеров ТАВ-71М-румынского варианта советского БТР-60ПБ, но со значительно более мощной двигательной установкой с французскими 140-сильными двигателями Saviem 797-05 , увеличенным углом возвышения башенных пулеметов, что позволяло использовать их для обстрела воздушных целей, а также рядом других мелких изменений. Поставки были осуществлены двумя партиями в 1980 и 1981 г.г. Впрочем на вооружении ЮНА бронетранспортеры продержались недолго и были переданы полиции.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Бронетранспортер ТАВ-71М на учениях ЮНА



В 1982 году для замены устаревших американских 105-мм самоходных гаубиц М-7 "Прист" в СССР было закуплено 100 122-мм самоходных гаубиц 2С1 "Гвоздика", поставленных в 1983 году.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Самоходные гаубицы 2С1 "Гвоздика " ЮНА ведут огонь по хорватам, 1991 год


Одновременно было поставлено около 100 машин управления артиллерией 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16, а также РЛС наземной артиллерийской разведки "СНАР-10" на базе МТ-ЛБ.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Машина командира дивизиона 1В15 армии Югославии


Еще в конце 70-х югославской фирмой TAM из Марибора (Словения) на базе советской БРДМ-2 было разработано семейство колесных бронеавтомобилей BOV. Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним — моторно-трансмиссионное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельными двигателями с воздушным охлаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна — назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм. Основными задачами машины были борьба с диверсантами, защита важных объектов и противодействие беспорядкам.

Бронеавтомобиль выпускался в нескольких вариантах:

BOV-1 — противотанковый бронированный автомобиль. Также известен как POLO M-83.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Оснащен двумя контейнерами с тремя пусковыми установками модернизированных ПТУР 3М14 "Малютка", выпускаемых в Югославии по лицензии, в каждом. Контейнеры установлены на смонтированной на крыше боевого отделения вращающейся башне. Изнутри корпуса перезарядка пусковых установок невозможна.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Внешний вид бронеавтомобиля немного изменился — вместо рубки, имеющейся у десантного варианта, была установлена башня с пусковыми установками ПТУР. Перед люком водителя находится три смотровых прибора и один перед люком командира. Причем сами люки находятся в верхней части переднего наклонного бронелиста.

BOV-1 создавался как замена устаревшим советским ПТРК 2П27 "Шмель", поставленным еще при Тито и в качестве дополнения к ПТРК 9П122 и 9П133 "Малютка", поставленным из СССР.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

ПТРК 2П27 "Шмель" на учениях ЮНА


Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

ПТРК 9П133 "Малютка" ЮНА


BOV-3 — версия БТР противовоздушной обороны. При разработке было принято решение оснастить её лицензионным вариантом орудия Испано-Сюиза HS804 — пушкой M55 A4B1. Скорострельность — 750 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы по наземным целям — 2000 метров, по воздушным — 1500 метров. Значительным недостатком ЗСУ было размещение магазинов на 60 снарядов каждый сверху пушек. Таким образом, как и в случае с BOV-1, перезарядка изнутри невозможна. Остальной боезапас из 22 магазинов находился в башне. Она оснащена оптическим прицелом J-171.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

ЗСУ BOV-3 ЮНА на параде 9 мая 1985 года


BOV-30 — прототип БТР противовоздушной обороны с двойной монтируемой 30-мм пушкой. В массовое производство не пошёл, было произведено только несколько экземпляров.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


BOV-М — бронетранспортёр для сил милиции. Эта версия вооружена дымовым гранатомётом и пулемётом 7,62-мм и 12,7-мм.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


BOV-SN — версия автомобиля скорой помощи.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


BOV-VP — бронетранспортёр военной полиции. Также известен как M-86. Бронетранспортер с десантным отделением на восемь человек, не учитывая командира и водителя. В кормовой части расположены две двери для десантирования. Вооружение — 12,7 мм пулемет, открыто установленный на крыше боевого отделения. По бортам находится по три пусковых установки дымовых гранат BDK-79. Боекомплект — 12 гранат. В Югославской народной армии BOV-VP использовался в подразделениях МВД и военной полиции.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


С 1981 года из СССР, а возможно из ЧССР в Югославию начались поставки танка Т-72. Всего было поставлено 93 Т-72М (90 T-72M и 3 T-72MK).

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Танк так, понравился югославам, что решено было развернуть их лицензионное производство для замены танков всех остальных типов. Лицензионный танк, выпускавшийся с 1983 года, на заводе им. Джуро Джаковича (г.Славонски-Брод, Хорватия), получил индекс М-84. По разным данным изготовлено от 500 до 700 единиц. Корпус, бащня, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и вооружение танка принципиальным изменениям не подверглись и в целом соответствуют Т-72. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПН-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2 , вместо командирского прибора ТКН-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнем SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л. с. Таким образом, югославский танк М-84 по своим характеристикам был вполне сопоставим с современными танками третьего поколения (как западного производства М-1 Abrams, Leopard-2, AMX-40, так и советского Т-80).

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Танк выпускался в следующих модификациях:
-M-84А — базовая модификация. Принята на вооружение югославской армией в 1984 году. Оснащалась двигателем В-46-6 мощностью 780 л.с.
-M-84А — модернизированный М-84 с двигателем В-46-6ТК мощностью 1000 л.с. Выпускался с 1988 по 1991 год.
-M-84АБ — модернизация М-84 с установкой новой СУО SUV-M-84, состоит на вооружении армии Кувейта.
-M-84AI – БРЭМ, по-сути польская WTZ-3 югославской постройки на шасси M-84A. Было намечено построить 15 машин для Кувейта, однако есть данные, что ни одной из них построить так и не успели. Был изготовлен один прототип, который сейчас эксплуатируется в СВ Сербии.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


В середине 1989 года Кувейт заказал 170 танков M84AB, 15 БРЭМ и 15 командирских машин, однако поставки были прерваны в связи с агрессией Ирака. Около 80 танков были переправлены в Саудовскую Аравию, где ими вооружили несколько частей кувейтской армии. В феврале 1991 года эти танки принимали участие в операции "Буря в пустыне". после окончания войны югославы продолжили выполнение контракта, который окончательно сорвался уже с распадом Югославии. Всего в Кувейт было поставлено 149 танков М-84. В настоящее время на вооружении армии Кувейта осталось 78 M-84 в войсках и около 75 единиц на хранении.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Танки М-84 на параде в Кувейте


Дальнейшим развитием М-84 должен был стать основной боевой танк M90 Vihor. Разработка началась в середине 80-х, и перед конструкторами была поставлена цель создать новую боевую машину, которая бы смогла заменить М-84... Но тут Югославия распалась и от проекта остались лишь два прототипа. Впрочем хорваты использовали наработки по M90 Vihor при создании своего танка М-95 "Дегман", но это уже другая история...

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)

Прототип югославского основного боевого танка M90 Vihor


Нельзя не вспомнить и еще одну интересную югославскую машину, хотя она к бронетехнике и не относится-самоходное орудие NORA-B со 152-мм орудием с длиной ствола 45 в калибров. Само артиллерийское орудие ставилось на открытую движущуюся платформу, хотя впоследствии для него установили дополнительный орудийный щит. В качестве шасси использовался грузовой внедорожник FAP 2832. Аэродинамические показатели снарядов позволяли повысить дальность стрельбы до 39 км при помощи газогенераторов, что считалось высочайшим достижением югославской военной промышленности 1980-х годов.

Бронетанковая техника Югославии. Часть 4. Распад страны (1980-1991 гг.)


Парад Югославской народной армии 9 мая 1985 года:



По материалам сайтов:
http://samlib.ru
http://shushpanzer-ru.livejournal.com
http://www.tankfront.ru/allies/jugoslavija/april1941.html
http://stef124.tripod.com/,
http://www.vojska.net/
http://srpsko.fastbb.ru/
http://m1kozhemyakin.livejournal.com/4580.html


Продолжение следует...
Автор: Кузнецов Роман (Роман 1977)


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Gans1234 20 февраля 2015 07:35
    Спасибо, а 5я часть будет - про Косово и современное положение дел??
  2. 0255 20 февраля 2015 09:04
    Роман, напишите статью про боевое применение танков в гражданской войне в Югославии.
  3. igordok 20 февраля 2015 10:08
    Еще раз спасибо! Надеюсь, не последний раз говорю СПАСИБО.
    1. Роман 1977 20 февраля 2015 11:14
      Будет обязательно будет, статья про боевые действия в Хорватии и Словении уже готова и отправлена модератору, требуются некоторые поправки, они будут сделаны. Статья про войны в Боснии, Косово, Македонии практически готова: закончен боснийский эпизод, начато Косово. Окончанием будет статья про современную бронетанковую технику государств, образовавшихся на развалинах бывшей Югославии.
      И еще несколько фотографий не вошедших в основной текст:
      ЗСУ BOV-3


      БМП М-80А



      ЗСУ BOV-30

      БРДМ-2
      1. Gans1234 20 февраля 2015 15:43
        А вы инфу с нескольких статей и источников сами пилите?
        1. Роман 1977 20 февраля 2015 16:07
          Цитата: Gans1234
          А вы инфу с нескольких статей и источников сами пилите?

          А кто же еще. У нищих слуг нет. Сложно но можно, даже что-то получается. Еще несколько фотографий ЮНА.
          Танк М-84




          М-47 на маневрах ЮНА

          2С1 "Гвоздика"
  4. Толстяк 20 февраля 2015 11:06
    Побольше бы таких людей на форуме ка вы
    отличная статья спасибо
  5. Сергей-8848 20 февраля 2015 14:48
    Описание БД с использованием техники ( со всех сторон конфликта) - самое интересное и толковое выяснение разницы между объявленными и практическими ТТХ.
  6. Aleks тв 20 февраля 2015 15:34
    Спасибо, Роман.
    hi
    С удовольствием почитал все четыре части.
    Получил ВАГОН редкой информации и по истории ВС Югославии и по собственным техническим разработкам страны.
    Кстати, Т-84 был действительно очень хорош для своего времени.

    Ждем продолжения.
    good
  7. Зэ Кот 20 февраля 2015 22:15
    Да, я тоже много узнал. Думал, что технику Югославия из СССР получала.
  8. Линда 21 февраля 2015 15:46
    Роман, большое-пребольшое спасибо! Прочитала с огромным удовольствием. hi
    Надеюсь на продолжение!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня