Отказ Индии от истребителей Rafale и неустойка за «Мистрали» могут погубить ВПК Франции

23


В мировые СМИ попала информация о намерении Индии отказаться от закупки крупной партии французских многоцелевых истребителей Rafale. Официальной причиной называется оказавшаяся слишком высокой цена самолётов — изначально предполагалось, что партия из 126 машин будет стоить около $10 миллиардов, однако уже после победы в тендере и проведения более детальных переговоров оказалось, что стоимость контракта вместе с обслуживанием составит не менее $20 миллиардов. Напомним, что в 2012 году были подведены итоги тендера MMRCA (medium multi-role combat aircraft), по результатам которого был выбран французский истребитель Dassault Rafale. В тендере тогда участвовали такие боевые самолёты, как российский МиГ-35, шведский SAAB JAS-39 Gripen, американские F-16 и F-18, европейский Typhoon и, собственно, Rafale.

Теперь попробуем посмотреть, к каким последствиям для Индии, Франции и России приведёт данное решение.

Индия

Для Индии стоимость одного самолёта по предложенному французами контракту составила бы почти $160 миллионов. Сумма огромная, учитывая то, что речь идёт о самолёте четвёртого поколения, причём относящегося к разряду «лёгких» истребителей, по типу F-16 или МиГ-29/35. По последним ценам, стоимость российских Су-30МКИ для Индии составляет примерно $100 миллионов — и это стоимость одного из самых совершенных представителей истребителей 4-го поколения. При этом Су-30 является самолётом другого, более дорогостоящего класса «тяжёлых» истребителей. По сути, идея закупки крупной партии более лёгких самолётов, чем Су-30МКИ, являющихся сейчас основной ударной силой ВВС Индии (уже имеется около 200 машин, всего заказано 272), имела за собой две цели: сэкономить на стоимости контракта и уменьшить свою зависимость от одного поставщика оружия (России).

Отказу от закупки Rafale способствуют и другие причины, помимо цены. На самолёты, собранные в Индии, французы не дают гарантию, кроме того, не передаются технологии по полному циклу производства машин. Наверняка немаловажную роль сыграла и история с российскими «Мистралями» — вряд ли индусы захотят остаться без истребителей в момент обострения отношений с одним из своих соседей. Дальнейшие действия индийских военных, по-видимому, будут связаны с увеличением количества заказанных у РФ истребителей Су-30, причём новые машины будут полностью производиться в Индии и в модернизированном варианте. Об этом недавно говорил как министр обороны Индии Манохар Паррикар, так государственный министр иностранных дел Индии Виджай Кумар Сингх. Оба государственных деятеля отметили ценовую привлекательность и надёжность Су-30.

Кроме того, из плюсов для Индии стоит отметить «привычность» истребителей Су-30 и меньшие затраты по их содержанию, так как иметь авиапарк из самолётов одного типа всегда выгоднее. Если Дели решит приобрести российские машины на сумму $10 миллиардов — то общее количество заказанных у ОАК машин может увеличиться до 172. Возможно, часть денег будет вложена в развитие и ускорение процесса создания совместного проекта двухместного истребителя 5-го поколения на основе российского ПАК ФА — FGFA.

Франция

Отказ от закупки огромной партии в 126 Rafale может вообще поставить крест на дальнейшем существовании данного проекта и нанести мощный удар по компании-разработчику Dassault. Проблема заключается в том, что экспорт истребителя практически отсутствует — единственным спасением может стать контракт по закупке 24 истребителей Египтом. Количество же закупаемых самолётов ВС Франции сокращено с 310 до 180 машин. В этих условиях всё ещё «висит» неразрешённый вопрос с поставкой вертолётоносцев «Мистраль» для ВМФ РФ. Если французская государственная судостроительная компания DCNS и верфи компании STX в Сен-Назере недосчитаются денег за 2 вертолётоносца, да ещё заплатят неустойки — то состояние ВПК Франции может прийти в упадок. Особенно это касается авторитета Франции как производителя современного вооружения, а ведь без экспорта содержать эффективный ВПК сейчас практически нереально. Особенно в условиях сокращения военных бюджетов стран ЕС. Самое ужасное для французских оружейников — это то, что с 2008 по 2013 год продажи за рубеж упали на 30%. Теперь темпы падения экспорта могут стать поистине ужасающими.

Россия

Для России эта новость, безусловно, хорошая. В условиях наметившегося экономического кризиса Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) может получить новый многомиллиардный контракт. Это позволит вложить часть денег в дальнейшую разработку перспективных проектов, коих сейчас имеется немало — только из военных это истребитель 5-го поколения ПАК ФА, стратегический бомбардировщик ПАК ДА, новый военно-транспортный самолёт ПАК ТА. Гражданское авиастроение также требует ускоренного развития.

Из негатива: стоит отметить отвратительные результаты самолёта МиГ-35, являющегося глубокой модернизацией МиГ-29. Ни один тендер истребитель так и не смог выиграть, а, казалось бы, уже запланированные Египтом закупки истребителя было решено отменить в пользу французских Rafale. ВВС РФ также не закупают эту машину, ссылаясь на несоответствие требований к характеристикам. Так что на данный момент у России фактически не имеется дееспособного современного лёгкого многоцелевого истребителя. Последним шансом ОКБ МиГ «оживить» проект МиГ-35, по-видимому, станет возможность модернизировать самолёт в течение 3 лет, после чего Министерство обороны РФ ещё раз рассмотрит возможность закупки этих истребителей в состав ВВС РФ. Только после этого к этим машинам может появиться доверие за границей.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Portoss
    +4
    18 февраля 2015 05:27
    Мистрали ещё аукнутся французам. И будут сниться в страшных снах. Доверие потенциальных покупателей французского вооружения уже сейчас серьёзно подорвано.
    1. +3
      18 февраля 2015 05:33
      Ни кто не хочет иметь дело с "мошенниками"!) laughing
      1. +3
        18 февраля 2015 07:32
        я бы даже сказал с Авантюристами , не способными на выполнение каких либо взятых на себя обязательств.
        1. +6
          18 февраля 2015 08:34
          Цитата: Dreiko11
          не способными на выполнение каких либо взятых на себя обязательств.

          и не имеющих своего мнения и поддающихся давлению третьей стороны
      2. +2
        18 февраля 2015 09:23
        Теперь понимаю(хочется верить), нахрена эти Мистрали "покупали" наши Шахматисты!!!
        1. +2
          18 февраля 2015 12:38
          изначально это была сердюковская афера с откатами и набиванием карманов.... но наши "шахматисты" вовремя использовали это... думаю если бы нам нужны были так вертолетоносцы, то мы бы сами их и построили... тем более что кормовая часть мистралей у нас и собиралась... так что нам стоило и среднюю с носовой достроить? просто нашему ВМФ особо и негде использовать эти ванны
    2. +1
      18 февраля 2015 06:09
      Хоть бы отказались уже - и купили Су30 МКИ, а лучше МиГ-35 - его бы под это дело наконе-то до ума бы довели
      1. 0
        18 февраля 2015 12:49
        Насколько я понял, МО в корне переписало ТЗ на МиГ-35, и дало 3 года на его разработку. То, что ранее называлось МиГ-35 полностью совпадало с МиГ-29М2. Теперь именно под этой абревиатурой самолёты, наверное, и будут поступать на вооружение в ближайшие годы.
    3. 0
      19 февраля 2015 10:51
      По последним ценам, стоимость российских Су-30МКИ для Индии составляет примерно $100 миллионов


      Пардон, когда это они успели так подорожать?
  2. -5
    18 февраля 2015 05:29
    я бы за индусов не решал:флюгеры ещё те.а сравнивать цены на рафаль и су30-некорректно:мне нужен супермотард,а мне впаривают чоппер-он же дешевле!но он мне нах не нужен...как то так.
    1. Portoss
      +4
      18 февраля 2015 05:33
      Тяжёлый СУ-30МКИ дешевле лёгкого Рафаля, который не выпускают уже с 2012 года... Чем это плохо?
  3. +5
    18 февраля 2015 05:33
    Борьбу за рынки сбыта оружия никто не отменял.А выигрыш такого заказа существенно усилит позиции России не только в Индии,но и во всей Азии.
  4. +4
    18 февраля 2015 05:36
    Приветствую всех! Нетленное, народное, немного видоизмененное: глупость Францию погубит.
  5. +2
    18 февраля 2015 05:48
    А миг 35 жаль. Неужели все так плохо? В свое время миги были неплохими машинками. Да и Як делал хорошие самолеты.
    1. +3
      18 февраля 2015 08:01
      Цитата: Миротворец
      А миг 35 жаль. Неужели все так плохо? В свое время миги были неплохими машинками. Да и Як делал хорошие самолеты.


      Это прямой результат создания ОАК. Сухой развивался, а Миг оказался в пасынках у Погосяна.
      Уже в начале 90-х было ясно, что Миг-29 не пользуется спросом. Надо было делать новый самолет, но тут началась эпоха дружеского капитализма, а затем якобы ради экономии всех слили в одну компанию с Сухим в качестве головного предприятия.
      Результат на лице - легкого истребителя практически нет.
  6. +1
    18 февраля 2015 06:08
    Доскакалась лягушатня!
  7. +1
    18 февраля 2015 06:24
    Значит надо губить ВПК Франции это когда такое было что бы так беспардонно кидали angry
  8. 0
    18 февраля 2015 06:26
    Т-4 вот к чему надо вернуться МИГу... он как бы 4++ поколения!
  9. Русин Дима
    0
    18 февраля 2015 06:53
    Мистрали-корыта, СУ 30 в Индию, Россия вперед
  10. +1
    18 февраля 2015 07:39
    Французы явно переиграли самих себя.
    1. 0
      18 февраля 2015 15:05
      Цитата: SveTok
      Французы явно переиграли самих себя.

      Французы явно, шибко сильно раздвинули булки перед африканоамериканским господином и это факт.
  11. +2
    18 февраля 2015 07:49
    А нечего французам дяде Сэму под хвост заглядывать!
  12. +3
    18 февраля 2015 08:25
    Межремонтный ресурс двигателя МиГ-35 менее 2 тысяч часов, а общий ресурс - меньше 4 тысяч часов, вот и результат. Такие показатели и Россию не удовлетворяют, а мы ведь двигатели сами производим. Есть еще над чем работать.
  13. 0
    18 февраля 2015 09:01
    Истребители Су-30 будут полностью производиться в Индии и в модернизированном варианте.

    «Аэро Индия-2015» открывается сегодня в Бангалоре.
    В этом году смотр лучшей авиакосмической техники проходит под девизом «Сделай в Индии», выдвинутым правительством Нарендры Моди. Поэтому лидеры мировой авиапромышленности из разных стран стараются сделать акцент в своих предложениях на возможности совместного производства.
    http://vpk-news.ru/news/23945

    У России все шансы обойти французов!
  14. +1
    18 февраля 2015 11:52
    Для России эта новость, безусловно, хорошая. В условиях наметившегося экономического кризиса Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) может получить новый многомиллиардный контракт.


    Новость то хорошая, только вот нерасторопность и несерьёзный подход наших чиновников могут всё изменить. Клиентуру нужно держать качеством товара и быстротой реализации контракта, не влияющего на качество.
  15. 0
    18 февраля 2015 12:48
    Мечта всех, кто считает что их враги горько пожалеют о содеянном с ними, в случае если где-то у них что- то не сойдется. Отсюда глубокий смысл и обоснования в статье- за то что российские управители не смеют сметь востребовать деньги за Мистраль- ВПК Франции просто обвалиться! Да нет, - не обвалиться! Скорее за Мистрали переплачено столько, что можно их у стенки долго парить. Сами потребовать деньги не смеем, а потому надеемся на то что кто-то францию накажет. Египет не захотел покупать незаконченный МИГ 35, но за то Индия вроде как... . Вроде как? Ну зачем им Миг 35? Есть готовый и отлаженный француз! Это у нас в войска могут поставить технику и потом "дорабатывать" её до списания. При том, что иногда даже ни разу не смочь ею попользоваться. А в странах , которые действителдьно развиваются, а не трубы гнут ( то в ЕС, тотурцию, то китай) с неизвестным экономичским эффектом- деньги считают не только покупая, но и сколько пойдет на ремонтв и ТС. У Индии уже есть не очень хороший опыт эксплуатации нашей техники.
  16. 0
    18 февраля 2015 12:51
    Аргентина, Ирак, теперь Россия - это только явные проколы. Напомним Малазию, ОАЭ, теперь Индию, Франции осталось лажанутся с Египтом и усё, кроме подконтрольных лягушатникам мелких бананасовых экваториальных республик никто ничего (из ВПК) покупать не будет
  17. +4
    18 февраля 2015 13:38
    В своё время индусы уже закупали во Франции Mirage 2000H и Mirage 2000TH. С поставками "Миражей" был связан ряд коррупционных скандалов. Сейчас в ВВС Индии 45 таких машин. Из-за неисправностей и отсутствия запчастей большая их часть в настоящее время небоеспособна.
  18. 0
    18 февраля 2015 15:57
    Нет таких стран,у которых всё честно,прозрачно и на удивление прочно,вечно,недорого. Типичный пример штаты-в своё время всучили всем своим союзникам Ф-104,названный "летающим гробом": помню катастрофы с этими самолётами случались ежемесячно, теперь впихивают свои невидимки Ф-35,дорогие и малоэффективные; те-же французы со своими самолётами-сами не берут, а за границу пытаются продать.Зная характер капитализма и репутацию военных всего мира (руководства ВС и политиков) можно не сомневаться, что тут либо политический либо иной интерес. МИГ -21 уже стоит на вооружении около 50 лет и летает себе потихоньку,даже контрабандой некоторые пытаются закупить. А вы говорите,всё никак у людей. Доброжелательней надо к собственному ВПК,глядишь и весь остальной мир подтянется.
  19. 0
    18 февраля 2015 15:57
    Нет таких стран,у которых всё честно,прозрачно и на удивление прочно,вечно,недорого. Типичный пример штаты-в своё время всучили всем своим союзникам Ф-104,названный "летающим гробом": помню катастрофы с этими самолётами случались ежемесячно, теперь впихивают свои невидимки Ф-35,дорогие и малоэффективные; те-же французы со своими самолётами-сами не берут, а за границу пытаются продать.Зная характер капитализма и репутацию военных всего мира (руководства ВС и политиков) можно не сомневаться, что тут либо политический либо иной интерес. МИГ -21 уже стоит на вооружении около 50 лет и летает себе потихоньку,даже контрабандой некоторые пытаются закупить. А вы говорите,всё никак у людей. Доброжелательней надо к собственному ВПК,глядишь и весь остальной мир подтянется.