Система ALASA позволит запускать спутники с борта истребителя

18
Американское агентство оборонных исследований DARPA ведет работу над проектом, который поможет в разы снизить стоимость запуска на орбиту небольших спутников. Концепция, которая получила обозначение ALASA, подразумевает применение для этого не стандартных многоступенчатых ракет, а обыкновенных самолетов. Сегодня достаточно высокая стоимость запуска космических спутников обуславливается тем, что существует необходимость применять одноразовые ракеты-носители. Однако прогресс не стоит на месте. Уже существует несколько проектов, которые позволят в будущем изменить космические запуски. К примеру, американская компания Space X достаточно успешно трудится над разработкой многоразовых ступеней ракеты, которые могут опускаться на место старта после выполнения всех своих функций.

В настоящее время агентство DARPA уже подписало контракт с корпорацией Boeing. Контракт предусматривает создание системы, которая позволила бы использовать для запуска спутников самолеты. При этом предполагается проведение модернизации уже существующих летательных аппаратов для этих целей. Создатели проекта ALASA планируют прикреплять ракету с небольшими спутниками к самолетам, которые подняли бы ее на предельно большую безопасную высоту (более 15 км), с которой и происходил бы запуск ракеты в самостоятельный полет. Предполагается использование компактной ракеты, при создании которой первая ее ступень будет существенно уменьшена, или же от нее откажутся совсем.

На 18-й ежегодной конференции по проблемам коммерческих космических перевозок, которая состоялась в первой половине февраля 2015 года в Вашингтоне, директор отдела тактических технологий Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA Брэдфорд Тусли познакомил всех желающих с новой перспективной программой, получившей название Airborne Launch Assist Space Access, или сокращенно ALASA. Программа предусматривает создание аппаратных средств и необходимых мероприятий, которые помогут запускать малые спутники на низкую околоземную орбиту с помощью специально оборудованных для этих целей военных самолетов-истребителей.



В наши дни, после более чем 60 лет интенсивных разработок и усовершенствований космических технологий, доставка грузов на околоземную орбиту и запуск небольших спутников все еще продолжают оставаться одним из узких мест космической сферы. Дорогие и огромные ракеты-носители по-прежнему остаются единственным актуальным средством вывода спутников на орбиту. При этом произвести запуск больших многоступенчатых ракет можно только из нескольких мест на нашей планете. По этой причине очень часто в космос отправляют комбинированные грузы (возможен вывод сразу десятков малых спутников), окончания «сбора» которых иногда приходится ждать по несколько месяцев, что также не очень удобно.

Проблему с невозможностью недорого одноразового запуска и должна решить система ALASA. Основой данной системы должна стать недорогая одноразовая ракета, по сути, вторая ступень традиционной ракеты-носителя. В качестве первой ступени должен будет выступить военный самолет, который может подняться на значительную высоту, где и произойдет запуск. Возможности создаваемой системы ALASA позволяют выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой до 45 кг. При этом запуск может быть выполнен спустя всего 24 часа после появления такой необходимости, а стоимость одного такого пуска не превысит 1 миллиона американских долларов.

Согласно информации, которая была обнародована агентством DARPA, проект системы запуска ALASA уже преодолел первый этап (Phase 1), в рамках которого были созданы 3 разных конструкции пусковых установок, разработано ПО управления миссией, а также системы завершения запуска и телеметрии. Все будущие разработки в рамках следующего этапа (Phase 2) будут производиться основным подрядчиком работ, которым стала крупнейшая авиастроительная компания Boeing.



Авиастроительная корпорация уже получила от DARPA исследовательский контракт по оценке технологий воздушных систем для запуска небольших спутников общим сроком на 18 месяцев. Согласно заключенному контракту, в рамках системы ALASA его стоимость составит 4,5 миллиона долларов. За эти средства Boeing необходимо будет проработать возможные стартовые платформы воздушного базирования, которые позволяли бы осуществлять запуски на орбиту Земли спутников весом до 100 фунтов.

Стив Джонстон, занимающий пост директора Advanced Space Exploration, подразделения Boeing Phantom Works, отметил, что компания постарается использовать весь накопленный опыт в области создания и эксплуатации летательных аппаратов и систем запуска, а также хорошо отработанные навыки создания прототипов, для того чтобы предложить инновационное решение в рамках поставленной агентством DARPA задачи. По его словам, система ALASA поможет компании расширить знания по системам запуска, которые могут быть интегрированы в уже существующих боевых самолетах с несущественными изменениями.

Первый опытный образец пусковой установки и ракеты должен быть создан в рамках второго этапа реализации программы ALASA. Сообщается, что на этом этапе планируется максимально полным образом использовать уже созданную стандартную авиационную электронику, стандартные узлы и авионику коммерческого класса. Двигатели должны будут работать на особом жидком топливе, которое сгорает без дополнительного окислителя, что позволит хранить весь объем топлива в одном единственном баке. Согласно имеющимся планам, первый испытательный запуск в рамках проекта ALASA будет осуществлен уже в конце 2015 года. После проведения серии из 12 запусков, в 2016 году должна быть предпринята первая попытка вывода на околоземную орбиту полезного груза с помощью окончательного варианта системы.

Система ALASA позволит запускать спутники с борта истребителя


Брэдфорд Тусли надеется на то, что в конечном итоге американские инженеры смогут создать новую, по-настоящему революционную систему, которая сделает космические запуски более дешевыми, а значит, и более доступными, сохранив при этом высокий уровень надежности. Именно создание недорогой системы запуска малых спутников различного назначения и является основной целью проекта ALASA. Запуски с помощью данной системы должны быть минимум в 3 раза дешевле, чем те расходы, которые сегодня несут США на коммерческие и военные космические запуски.

Специалисты DARPA уже закончили работы по разработке программного обеспечения для новой системы, в ближайшее время начнутся работы по созданию ракеты-носителя под данный проект. Если все пойдет строго по графику, первый испытательный запуск может состояться уже до конца текущего года. Создание системы ALASA, над которой работают DARPA и Boeing, позволит осуществлять запуск спутников не только со специальных и малочисленных космодромов, но и почти с любых аэродромов, которые в состоянии принять определенные типы самолетов. Помимо всего прочего, разработка такой системы избавит заказчиков запусков от критической зависимости от погодных условий в той или иной точке Земли. Любопытно, что ранее похожий проект предлагала испанская компания Zero2Infinity. Он носил название Bloostar, но предполагал использование для первичного подъема спутников не самолетов, а очень больших аэростатов.

Запуски спутников в космос из атмосферы позволят значительно удешевить такой процесс, а также избавят заказчика от поиска специальных стартовых площадок, обладающих огромным количеством персонала. Помогут космическим стартам избавиться от географических и погодных условий. Также такая технология поможет и при крупномасштабном военном конфликте. В агентстве DARPA считают, что в случае необходимости, когда военный конфликт перейдет в космическое пространство и приведет к утрате существенной части военных спутников, их орбитальную группировку можно будет недорого и быстро восполнить с помощью программы «воздушных запусков ракет». И хотя начало такого крупномасштабного конфликта представляется маловероятным, в теории он возможен. Именно поэтому Пентагон не жалеет денег на реализацию данной программы. Концепт-арты в рамках реализации данной программы уже попали в сеть. Их опубликовала компания Boeing, которая прорабатывает вопрос запуска микроспутников с борта истребителя F-15E.

Источники информации:
http://vpk.name/news/69998_boeing_poluchila_kontrakt_na_issledovanie_tehnologii_zapuska_malyih_sputnikov_s_vozdushnyih_platform.html
http://www.novate.ru/blogs/100215/29965
http://www.ridus.ru/news/178591
http://sdnnet.ru/n/15366
http://nevskii-bastion.ru/alasa
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 февраля 2015 07:57
    Интересная система.Что тут сказать?Будущее...
    1. 0
      19 февраля 2015 10:49
      есть большие сомнения в экономической целесообразности.
      1. +1
        19 февраля 2015 13:45
        Цитата: Jack-B
        есть большие сомнения в экономической целесообразности.

        1.Стоимость вывода на орбиту 1 кг "традиционным " способом
        2.Стоимость "нормо" (полета) часа F-15 (многоразовый) =30 818 долл.
        + одноразовый толкач,данных нет,но по моим разумениям где-то 30% от стоимости ASM-135 ASAT должно быть
        ВОТ И СЧИТАЙТЕ для 45 кг Пн на НОО
        1. +1
          19 февраля 2015 14:21
          Тут надо считать не существующие варианты а перспективные альтернативы. Сколько будет стоить малый ракетоноситель для индивидуального малого спутника? Я полагаю что это будет РН сопоставимый по размерам с искандером. Сколько может стоить такой пуск? И сколько будет стоить пуск с самолёта?
          1. +1
            19 февраля 2015 14:37
            Цитата: Jack-B
            Сколько будет стоить малый ракетоноситель для индивидуального малого спутника? Я полагаю что это будет РН сопоставимый по размерам с искандером

            не надо "полагать".
            1.Стоимости пуска "традиционными " способами

            2.Стартовая масса РН «Старт-1» — 47 т, длина — 22,7 м, максимальный диаметр -1,8 м.
            Российская ракета-носитель "Старт-1", запущенная 25 апреля 2006 с российского дальневосточного космодрома Свободный в Амурской области, вывела в космос израильский коммерческий спутник дистанционного зондирования Земли "Эрос-Б1".

            Стоимость запуска ракеты "Старт-1" для иностранных заказчиков оценивается в $6 - $8 млн.






            РН «Старт-1» способна выводить с космодромов Плесецк и Свободный КА массой 535-458 кг[/b] на низкие круговые и солнечно-синхронные орбиты высотой 200-1000 км.
            с космодромов реализуются орбиты:
            - Плесецк (орбиты с наклонением 70 - 80 градусов)
            -Свободный (орбиты с наклонением 52 - 56 и 90 - 98 градуса)



            http://ruscosmos.narod.ru/KA/glavnaia/Rak_nos/Start.htm

            3.[b]РК "Искандер" НЕ СПОСОБЕН ЗАПУСКАТЬ, даже микроспутники, тк РН НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для использования вне пределов атмосферы( температуры,СУ,давление на срезе сопла, ДА И НЕ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОНА И НЕ ОТДЕЛЯЕМАЯ БЧ) [/b]
            1. 0
              20 февраля 2015 05:59
              Я не говорю что в качестве РН должен быть конкретно Искандер. Я говорю что он должен быть сопоставим по размерам, может чуть больше. Но явно не 47-ми тонный Старт-1. Старт-1 выводит пол тонны, а мы в данном случае обсуждаем миниспутники единицы-десятки килограмм веса. Ясен перец что Старт-1 для этого сверх избыточен. Нужен именно конкретно носитель под класс малых спутников. Искандер тащит БЧ 480 кг. А тут стоит задача о всего 45 кг. Поэтому я и взял его как за ориентир. Вот только нигде не нашёл стоимости Искандера с одной стороны. А с другой стороны РН возможно будет дешевле. Ему ведь нет необходимости высокоточно прицеливаться и прорывать ПВО.
            2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. 0
    19 февраля 2015 08:05
    Зашевелилось НАСА и правительство США, на пятки частники наступают. Давно пора. good
    1. 0
      19 февраля 2015 14:27
      Цитата: профессор
      Зашевелилось НАСА и правительство США

      1.Они и не прекращали/B-52B with X43

      2.Причем тут "правительство США" и "частники"?
      "DARPA Awards 6 Small Airborne Launch Vehicle Contracts"
      Boeing
      Lockheed Martin
      Northrop Grumman
      Space Information Laboratories
      Ventions
      Virgin Galactic







      Boeng такая же частная лавочка,как и Orbital Sciences Corporation (РН Pegasus XL),которая использует как носители,что Boeng, Lockheed TriStar launches Pegasus with Space Technology
      Обе (как и прочие "частники")

      ========================================
      Представленный проект ALASA интересен тем,что реализована концецция "тянущей схемы "
      боевой ракеты МБР Р-36М(15А14) очень удобна для разведения боеголовок/РН "Днепр" 3я ступень.
      Цилиндр на растяжение работает лучше ,чем на сжатие, что позволяет экономить на прочности РН,и соответсвенно на весе пустой РН( до 15-20%)
      1. 0
        19 февраля 2015 21:57
        Цитата: opus
        Virgin Galactic

        У Virgin Galactic вроде своя тема была. Двухступенчатая ракета с воздушным стартом.

        LauncherOne, как ожидается, сможет запускать спутники массой до 225 кг на низкую околоземную орбиту и 102 кг — на солнечно-синхронную. Испытательный полёт намечен на 2015 год, а начало полноценной работы — на 2016-й. Ряд компаний, говорят, уже проявил интерес к сотрудничеству, и среди них Planetary Resources, которая собирается запустить несколько небольших космических телескопов для поиска астероидов, содержащих полезные ископаемые.

        Преимущество системы WhiteKnightTwo и LauncherOne заключается, кстати, не только в относительно низкой стоимости старта (около $10 млн), но и в том, что самолёт позволит осуществить запуск ракеты на очень большой высоте, где никакая погода уже не помешает. Тем самым снимается традиционное ограничение, тяготеющее над космонавтикой.
        1. 0
          20 февраля 2015 01:10
          Цитата: GRAY
          У Virgin Galactic вроде своя тема была

          Так это и есть она "DARPA Awards 6 Small Airborne Launch Vehicle Contracts"

          Virgin Galactic – utilizes its existing WhiteKnight2 carrier aircraft
  3. +1
    19 февраля 2015 10:48
    Не верю я в многоразовые системы. Американцы похоронили свои шатлы не от того что они были экономически выгодны. Запуск малого спутника слишком дорог? Возможно. Еси учесть что его достаточно вывести на низкую орбиту а его запускают скопом с пачкой других спутников и выводят выше чем нужно. Отдельных носителей для малых и сверхмалых спутников для малых орбит сейчас нет. Но это не означает что если бы такие были, то стоимость их запуска была бы выше чем многоразовая система запуска с самолёта. Мне кажется что если создать такую специализированную ракету то она будет обходится дешевле. А подобная система запуска очень удобна для скрытого запуска межконтинентальных ракет с ядерным зарядом. Такие запуски не будут отслеживаться системой предупреждения о ядерной атаке.
  4. +1
    19 февраля 2015 11:03
    Можно доработать самолет многоразовыми ЖРД ускорителями, включающимися перед запуском ракеты. Самолет делает горку и производит запуск. По идее может способствовать увеличению массы запускаемой нагрузки. У нас для этого МиГ–31 вполне подходит.
    1. 0
      19 февраля 2015 11:20
      Ускорить весь самолёт ради маленькой ракетки у него под брюхом? Не проще ли отстегнуть ракетку с этими ускорителями, и пусть они её разгоняют.
      1. 0
        19 февраля 2015 11:53
        Цитата: Jack-B
        Не проще ли отстегнуть ракетку с этими ускорителями, и пусть они её разгоняют.

        И каждый раз новые? Это ведет к удорожанию запуска.
        1. 0
          19 февраля 2015 12:31
          Разогнать 20 тонн и 1 тонну - это совсем разные ускорители. Первые будут намного дороже. Так что как раз этот вариант и приведёт к удорожанию.
        2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      19 февраля 2015 11:48
      Верно ,Александр, МиГ-31 уже сейчас может запускать небольшие спутники (до 200кг) на орбиты 200-800км (журнал "авиация и космонавтика" №5 2014)
      1. +1
        19 февраля 2015 14:05
        Цитата: _моё мнение
        Верно ,Александр, МиГ-31 уже сейчас может запускать

        Не может.
        1.МИГ-31Д -нет,Какзахстан все похерил,вроде бы(!) целы 1,5,1н можно сосздать
        МИГ-31 С и МИГ31И («Ишим») проекты,не реализованные



        2.РН воздушного старта НЕТ
        3.Воздушно-измерительного комплекса на базе самолета Ил-76МД-НЕТ.


        Цитата: _моё мнение
        (до 200кг)

        Полная ерунда.
        1.По Ишим фантазировали насчет 160кг.
        /АРКК «Ишим» позволяет выводить на круговую орбиту высотой 300 км и наклонением 46° полезный груз массой до 160 кг, а на орбиту высотой 600 км — до 120 кг./ Эту фантазию может скушать только Рогозин.
        Для вывода 160 кг стартовая масса РН воздушного старта оценивается не менее 9500 кг, что превышает предел сосредоточенной нагрузки, которую можно подвешивать на подфюзеляжный пилон самолета-носителя. Да и с 9500 кг МИГ -31 не наберет требуемых скорости и высоты пуска
        Стартовая масса РН комплекса «Ишим» составляет 10,3 т, длина — 10,76 м, диаметр — 1,34 м, длина отсека полезного груза — 1,4 м, диаметр — 0,94 м.

        2.45-100кг ПН фактически предел ,для старта с носителей типа МИГ-31/F-15
    4. 0
      19 февраля 2015 13:52
      Цитата: Штык
      Можно доработать самолет многоразовыми ЖРД ускорителями, включающимися перед запуском ракеты. Самолет делает горку и производит запуск

      1.Зачем? у него есть ФОРСАЖ для этого ,где ОКИСЛИТЕЛЬ ЗАБОРТНЫЙ.
      Зачем ему ЖРД ,где окислитель в баках?
      2.Он и ТАК ДЕЛАЕТ ГОРКУ,на форсаже!
      Технология запуска:
      -набирает высоту 15 км
      -осуществляет дозаправку
      -форсаж,набор горизонтальной скорости,горка,Ек переводится в Еп (набор высоты).
      Со стабильной вертикальной скорости подъема пуск при выходе на расчетный угол тангажа.
      ВСЕ ТО ЖЕ САМОЕ КАК У ПРОЕКТА ASM-135 ASAT






      Единственное отличие : тянущая ступень(а не толкающая) ,как предлагал К.Э.Циолковский(тем самым сниаются прочность РН,соответсвенно масса тары),с этим и связано использования тормозного парашюта: что бы не повредить носитель
      Цитата: профессор
      ашевелилось НАСА и правительство США, на пятки частники наступают. Давно пора.



      Цитата: Штык
      У нас для этого МиГ–31 вполне подходит.

      МиГ-31Д борт №072

      С самолета снимаются бортовая РЛС, все узлы подвески и крепления, радиопрозрачный колпак заменяется на металлический. На концах крыльев для устойчивости полета при вертикальном наборе высоты ставятся специальные аэродинамические наплывы, так называемые ласты. Они также служат для стабилизации полета «МиГа» с подвешенной ракетой.
  5. 0
    19 февраля 2015 12:28
    а разве с нашего ТУ-160 нельзя запускать спутники?По моему наш "Лебедь"способен это делать.
    1. 0
      19 февраля 2015 14:53
      Цитата: НЕКСУС
      а разве с нашего ТУ-160 нельзя запускать спутники?

      Можно.
      1.Если вы переделаете Ту-160 под воздушный старт


      2.Если вы вместо деревянного макета,сделаете РН "Бурлак"



      Или переделаете надлежащим образом КР Х-55 и создадите термостатированный транспортно-пусковой контейнер


      3.Если вы имеете(создадите) воздушно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД

      То получите следующие параметры

      Цитата: НЕКСУС
      По моему наш "Лебедь"способен это делать.


      По вашему да, только он("Белый лебедь") не знает об этом...
  6. +3
    19 февраля 2015 16:37
    Очень-очень грубая прикидка:
    Потенциальная энергия подъема груза 100 кг на высоту 200 км - mgh=100х10х200000= 200 000 000 Дж
    Кинетическая энергия разгона до первой космической (чтобы с 200 км не падал) - mv**2/2=100x7900**2/2= 3 100 000 000 Дж
    Т.е. на скорость тратится энергии на порядок больше, чем на набор высоты. 15-20 км дадут выигрыш меньше процента. Скорость МИГ около 800 м/с, что составит 10% от первой космической. Вот тут, в этих 10% и будет решаться, что выгоднее - разгонять до них тушку МИГа в 25 тонн + 10 тонн второй ступени, или только вторую ступень в 10 тонн. Причем, надо учесть, что в обычной ракете первая ступень разгоняет сильнее, раза в три, и отделяется на большей высоте, т.е. придется этот недостаток для ракеты с воздушным стартом компенсировать.

    Поэтому для меня идея воздушного старта экономически выглядит сомнительно, но для военного применения концепция кажется вполне состоятельной.
    1. 0
      19 февраля 2015 17:36
      Цитата: srha
      Потенциальная энергия подъема

      Ошибка
      1.не учтено вращение Земли,с учетом угла наклона орбиты
      2.грубо:на самом деле спутник все время «падает» на Землю, но из-за большой скорости спутник успевает сместиться в горизонтальном направлении, а так как Земля круглая, то расположенный под спутником участок ее поверхности оказывается ниже ровно настолько, насколько снизился спутник, и он опять оказывается на той же высоте, что и был



      3.чем выше орбита,тем скорость((т. е. первая космическая скорость) меньше: НОО = 7,9 км/с
      На высоте 400 км, как у Международной космической станции, первая космическая скорость меньше и составляет около 7,7 км/с.
      4.Не учтен радиус самой Земли
      5.Не учтено ,что масса РН (и ЛА) меняется во времени-не постоянно,ТК расходуется
      6.Не учтено,что g меняется по высоте

      Считайте через силы (с учетом п.2)
      -тяжести:

      -и уравнение Мещерского и Циолковского




      Цитата: srha
      15-20 км дадут выигрыш меньше процента.

      ОШИБКА
      1.самые плотные(самое большое аэродинамическое сопротивление) слои атмосферы 10-15км,РН проходит их практически вертикально
      2.самолет на такую высоту поднимает не двигатель,а ПОДЪЕМНАЯ СИЛА КРЫЛА-халява,то,что мешает для РН по п.1.
      3.самолет использует ТРД, где окислитель -ХАЛЯВА, за бортом,склоkько хочешь
      Кислород. Химическая формула -- О2.
      Плотность -- 1140 кг/м^3
      Температура кипения -- 90,16 К
      -надо еще затратить кучу веса на его сохранение,при такой Тк.
      Керосин Условная формула C7,2107H13,2936
      Плотность -- 834,7 кг/м^3
      Температура кипения -- 423-588 К( почти 300грС -ничего не надо "тратитьб" для термоизоляции)

      Стехиометрическое соотношение керосин/воздух равно 1:14,7 (не имеет значения- вокруг вся атмосфера земли).
      Керосин/кислород 1:3,5 (во встолько раз по объему кислород занимает БОЛЬШЕ места в баках РН,чем топливо)
      1. 0
        19 февраля 2015 17:46
        Цитата: srha
        Поэтому для меня идея воздушного старта экономически выглядит сомнительно

        1.Стоимости вывода на орбиту "традиционными " способами

        2.Стоимость "нормо" (полета) часа F-15 (многоразовый,летный ресурс истребителей F-15С/D составляет 8000 л.ч ) =30 818 долл.
        +сам бустер РН , для указанного в статье типа примерно 30% от цены РН Pegasus XL


        Ракета Pegasus XL с орбитальным рентгеновским телескопом NuSTAR ... Стоимость запуска (на 1994) — 11 млн долларов США.
  7. 0
    19 февраля 2015 18:25
    Цитата: opus
    По вашему да, только он("Белый лебедь") не знает об этом...

    По ТУшкам спорить не буду,тк не разбирал этот вопрос глубоко...возможно вы в теме ,поэтому я и задал вопрос...где-то проходила инфа,что с "Белого лебедя"производились такие пуски,но раз вы утверждаете ,что это невозможно пока,то наверно так оно и есть. hi
    1. 0
      19 февраля 2015 18:39
      Цитата: НЕКСУС
      проходила инфа,что с "Белого лебедя"

      Хотели:Проект Бурлак
      Но не выгодно Ту-160-МАЛО,нормо час дорог,да и ракеты НЕТ

      Проще использовать :
      РН "Воздушный старт" от ГРЦ "Макеева"(Самолет-носитель АН-124-100ВС)






      так же хотели РН со стартовой массой 1000-1200 кг (ограничение) выбрано из условия ее размещения на многопозиционных катапультных устройствах МКУ-6 бомбардировщиков Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160
      ТПУ (ТПК)

      При запуске с самолета возможен залповый пуск наноносителей: самолет Ту-160 способен «выстрелить» двенадцатью ракетами, а самолет Ту-22М3 — шестью. И вывести КА массой до 10 кг на НОО или .

      • на орбиту высотой 400 км и наклонением 90° — 4,9 кг;

      • на орбиту высотой 400 км и наклонением 46° — 9,4 кг;

      • на орбиту высотой 250 км и наклонением 90° — 6,6 кг;

      • на орбиту высотой 250 км и наклонением 46° — 11,8 кг.


      /пока нет у нас таких наноспутников военного назначения/
      ===============================================================
      Франция тоже планирует запуск ракеты с истребителя Eurofighter

      50кг ПН укладывается в нормативы НАТО по микроспутникам военного назначения
  8. 0
    19 февраля 2015 19:08
    А наши военные бюрократы про комплекс Бурлак позабыли.
  9. 0
    19 февраля 2015 22:41
    Уважаемые,похожих проектов было много,но сейчас и в будущем ,наоборот прогнозируется,чем больше масса выводимого груза,тем эффективней система,да и заказы как раз на так называемые "тяжелые"системы,имеет спрос,для этой системы частных,не значительных заказов подойдет,в остальном большие сомнения
  10. wei
    0
    19 февраля 2015 22:47

    проект "Буран" 1976 год
  11. wei
    0
    19 февраля 2015 22:49
    Проект «Спираль», начатый в 1960-х годах